Научная статья на тему 'Отражение ценностных ориентиров постсоветского общества в творчестве группы «Motor-Roller»'

Отражение ценностных ориентиров постсоветского общества в творчестве группы «Motor-Roller» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
156
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HISTORICAL CONSCIOUSNESS / VALUE ORIENTATIONS / CULTURE / THE "MOTOR-ROLLER" GROUP / POST-SOVIET SPACE / ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / КУЛЬТУРА / ГРУППА "MOTOR-ROLLER" / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рычков Александр Васильевич

В статье рассматривается такой элемент исторического сознания, как ценностные ориентиры на постсоветском пространстве, нашедшие отражение в творчестве музыкальной группы «Motor-Roller». По мысли автора, творчество группы посвящено критике занимающих доминирующее положение потребительских ценностей, их влиянию на снижение культурного уровня населения, падение авторитета интеллигенции, переоценку исторического прошлого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflection of value orientations of the post-Soviet society in the creative work of the «Motor-Roller» group

The article considers such an element of historical consciousness as the value orientations in the post-Soviet space, which are reflected in the creative work of the music group «Motor-Roller». According to the author, the group's work is dedicated to criticizing the dominant consumer values, their impact on the decline in the cultural level of the population, the decline of the intelligentsia's authority, and the reassessment of the historical past.

Текст научной работы на тему «Отражение ценностных ориентиров постсоветского общества в творчестве группы «Motor-Roller»»

материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Регионы Казахстана: история, современность, перспективы», посвященной 25-летию независимости Республики Казахстан и 80-летию Северо-Казахстанской области / Под ред. С. З. Маликовой. Петропавловск, 2016. С. 90 — 103.

18. ГИАОО. Ф. Р-1377. Оп. 1. Д. 3.

19. ГИАОО. Ф. 391. Оп. 2. Д. 91.

20. Забвению не подлежит. Книга памяти жертв политических репрессий Омской области. Омск: Омское кн. изд-во, 2001. Т. 4. 429 с.

21. ГИАОО. Ф. Р-238. Оп. 3. Д. 893.

22. ГИАОО. Ф. Р-1839. Оп. 1. Д. 424.

23. ГИАОО. Ф. Р-235. Оп. 7. Д. 65.

24. ГИАОО. Ф. Р-235. Оп. 7. Д. 5.

25. ГИАОО. Ф. Р-235. Оп. 7. Д. 15.

26. ГИАОО. Ф. Р-235. Оп. 7. Д. 39.

27. Петин Д. И., Стельмак М. М. «Сибирь, союзники и Колчак». Восприятие военно-революционного периода 1917 —

1922 гг. современным обществом (В рамках работы Центра изучения истории Гражданской войны) // Гражданская война в России (1917 — 1922): историческая память и проблемы мемо-риализации «красного» и «белого» движения: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Омск, 16 — 17 июня 2016 г.) / глав. ред.: Д. А. Алисов, Ю. А. Закунов; отв. ред.: О. В. Гефнер, И. А. Селезнева. М.: Институт наследия, 2016. С. 340 — 345.

ПЕТиН Дмитрий игоревич, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Отечественная история» ОмГТУ; главный архивист Центра изучения истории Гражданской войны (Исторический архив Омской области).

Адрес для переписки: dimario86@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 24.05.2017 г. © Д. и. Петин

удК 94(470+571):398.8

А. В. РычКоВ

Омский государственный технический университет, г. Омск

отражение ценностных ориентиров постсоветского общества в творчестве группы «motor-roller»

В статье рассматривается такой элемент исторического сознания, как ценностные ориентиры на постсоветском пространстве, нашедшие отражение в творчестве музыкальной группы «Motor-Roller». По мысли автора, творчество группы посвящено критике занимающих доминирующее положение потребительских ценностей, их влиянию на снижение культурного уровня населения, падение авторитета интеллигенции, переоценку исторического прошлого.

Ключевые слова: историческое сознание, ценностные ориентиры, культура, группа «Motor-Roller», постсоветское пространство.

В историческом сообществе признано, что современники не в силах всесторонне понять и оценить историческую ситуацию из-за своей «укорененности» в ней. Потомки, напротив, имеют больше возможностей для познания прошлого, понимания причинно-следственных связей исторических явлений [1]. Но при этом для исследователя возникает опасность «осовременивания» истории. Поэтому представляется необходимым и целесообразным, учитывая «ограниченность» характеристик очевидцев тех или иных исторических событий, все-таки обращать на них особое внимание. Именно эти оценки отражают стихийно формирующееся историческое сознание эпохи, ее дух и «нерв», без понимания которых историческая реконструкция невозможна.

Отметим, что данный взгляд лежит в русле антропологического подхода, делающего акцент на «человеческом измерении истории» [2], и одного из наиболее популярных направлений в современной исторической науке — истории повседнев-

ности, которое подразумевает исследование, в том числе ценностных ориентиров населения в различные эпохи и в различных странах и регионах.

Современный ресурсный кризис обостряет политические противоречия в современном мире, порождает новые войны, ведет к потере суверенитета богатых ресурсами стран. Важно понять, насколько современные ценностные ориентиры способны вдохновить наш народ, и объединенные общностью исторической судьбы братские народы на постсоветском пространстве, на трудовые свершения, на отстаивание своей независимости, насколько способны обеспечить единство действий.

Известно, что наиболее талантливыми «бытописателями» эпохи являются творческие деятели, в незабываемых и ярких образах представляющие свое время. Историки в последние годы все чаще обращаются к данной тематике.

Традиционными стали международные конференции, например, историки ОмГТУ провели конференции, посвященные 70-летию Победы

в Великой Отечественной войне [3], 100-летию Русской революции 1917 г. [4].

Одной из популярных музыкальных рок-групп, песни которой наполнены важным социальным смыслом, является казахстанская группа «MotorRoller». Творческая биография коллектива началась в 1993 г. Основателем, бессменным лидером, автором практически всех текстов и музыки коллектива является Ильяс Аутов. Тексты песен помещены на соответствующем сайте группы во «всемирной паутине» [5]. Если советский рок критиковался за «преклонение перед Западом», то у группы «Motor-Roller» — противоположная мировоззренческая платформа. Активная «социализация» творчества группы приходится на последнее десятилетие. В фокусе внимания группы ситуация на постсоветском пространстве. И. Аутов так характеризует свое творчество в одной из последних песен «Русский и азиат»:

Я вместе несу их Крест и Луну. Я — Скрепка на стыке миров. Упрямо разодранную страну Сшиваю я из кусков.

Существует ряд интерпретаций понятия «прогресс». По нашему мнению, наиболее емким и содержательным является подход, сформулированный советским композитором Г. В. Свиридовым. «Технический прогресс, — писал он, — это еще не прогресс человечества, путать эти понятия нельзя и, я бы сказал, вредно» [6, с. 341]. Иными словами, общественную эволюцию необходимо оценивать, прежде всего, в «человеческом измерении», количеством добра, милосердия, честности, порядочности, высотой помыслов и широтой кругозора, а не числом выпущенных машин, кубометров добытого газа, баррелей выкачанной нефти и пр. Именно такой подход характерен для группы «Motor-Roller».

Время после распада СССР характеризуется как «отравленная ядом эпоха» («Миллионы причин»). Основным содержанием этой эпохи является уход «от себя», потеря собственного пути и обретение ложных смыслов:

Кто же нас так опоил, что чужой черный ил Мы едим вместо нашего хлеба изо всех

своих сил.

Культивируем вшей чужеродных идей...

(«28 панфиловцев»). Как и всякое бездумное заимствование, отказ от собственного исторического опыта, его принижение, преклонение перед заграницей, ориентированной на собственные интересы и выгоды, губительны для страны и народа. Результаты деятельности заграницы показаны в песне «Брестские крепости»: Продолжая к нам в дом проникать, Многоопытная заграница Стала нас у корней подгрызать — Без корней проще договориться. Она сгрызла ученых, врачей, Придушила кинематограф, Обглодала учителей, И свой глобус пропил географ.

Главным в новой системе ценностей является ориентация на материальное потребление. Правда, основной «силой», формирующей потребительские ценности на постсоветском пространстве, показывается опять-таки «заграница», которая Прогрызала дыры в мозгах, Чтобы тряпки туда вконопатить. Наша воля лопалась в швах,

И совсем продырявилась память

(«Брестские крепости»). Следовательно, не учитываются внутренние причины «свертывания» советского проекта: нарастание экономических трудностей, формирование заинтересованных социальных групп (теневики, номенклатура, националистические элиты). Кстати, Г. В. Свиридов в своих дневниковых записях показал, как складывались «культурные» предпосылки будущей социальной трансформации. В частности, он указывал на то, что «происходит, как по команде, организованное, сознательное принижение культуры, опошление ценностей. Из великих произведений искусства и литературы умело вытравляется их сущность, их высокий нравственный смысл» [5, с. 157]. Результатом изменений в культурной парадигме, по мысли Свиридова, явилось появление нового «социального героя»: «...Пришел герой нового послевоенного поколения, «герой-ничтожество», благополучный, полусытый, чрезвычайно самодовольный нуль. Он развязен, нагл и низкопробен в художественном творчестве и развращен во всех смыслах как человек» [5, с. 126].

Нам уже приходилось писать о пропаганде потребительских ценностей и о следствии этой пропаганды — понижении культурных запросов — в условиях «позднего» СССР [7]. Но тогда это был только один сегмент, среди многих других, в советской культуре. В новых условиях этот сегмент стал господствующим, и пропаганда «удовлетворения потребностей» приобрела всеобъемлющий характер. Естественно, что это явление не могли не заметить музыканты из группы «Motor-Roller». Во многих песнях говорится как раз об этом. Герой «Песни о войне» слышит упрек от воображаемого деда, погибшего на Одере в 1945 г.:

Ты был талантлив, всех любил, но все в деньгах

похоронил, Искал разгадку смысла жизни, а теперь?! Ты ищешь баб на стороне, забыл о сыне и жене, И между миром и тобой стальная дверь. Неужто ради ваших склок за хлеб и зрелища

мешок

Мы погибали под огнем фашистских крыс, Эх, нету Гитлера на вас, тогда б вы поняли

за час

Всю ценность жизни, ее прелесть, ее смысл! Провозглашение материального благополучия целью и смыслом жизни автоматически суживает культурный горизонт человека, а конкуренция, как двигатель прогресса, разрушает общественную ткань:

Никого в облаках, все сидят в кабаках, Промывают вином следы от зубов своих

ближних.

Целый мир был в руках, в этих слабых,

дрожащих руках. Но все падает, падает из этих рук. А мы смотрим на это, скулим и сидим

неподвижно («Никого в облаках»). Судьбе культуры в «денежной цивилизации» посвящена песня «Служенье муз». Вот отрывок из нее:

Служенье муз не терпит суеты. И суета не терпит муз служенья. Они обречены всегда на пораженье В те дни, когда вокруг снуют кроты. Как трудно в мертвой глине прорастать, Как сложно в бурном прорастать потоке! О жизни не скорбеть, как о тюремном сроке.

И чистоты своей не предавать. Как нелегко пытаться говорить В стране, где люди слышат только мертвых! Стать лезвием ножа, о все страданья тертым, И не сломать себя, а заострить. Как это все созвучно и текстуально, и по смыслу пушкинскому «Служенье муз не терпит суеты; / Прекрасное должно быть величаво». Отказ от «большого стиля», стремление выдать за «большое» мелкое, ничтожное, незначительное — опасно для общества, это тревожный сигнал, предупреждающий о будущих государственных проблемах. Кризис и распад СССР имели не столько экономические причины, сколько это был кризис в головах, вызванный разочарованием населения в официальной идеологии и в конкретных лицах, олицетворяющих персонально эту идеологию. Наш омский поэт А. Кутилов, например, так охарактеризовал советское «общество» застойных времен: Жует, сопит и топчется, сморкается в кулак... Толпа — еще не общество, хоть над толпою — флаг [8].

Во время зарубежного путешествия, в июле 1922 г., С. Есенин писал из Западной Европы: «Сплошное кладбище. Все эти люди, которые снуют быстрей ящериц, не люди — а могильные черви, дома их гробы, а материк — склеп. Кто здесь жил, тот давно умер...» [9]. Почти столетие спустя о новых «мертвых», сделавших материальное преуспевание целью и смыслом жизни, но уже на постсоветском пространстве, заявили музыканты группы «Motor-Roller».

Любопытно, что именно разрушение «ментали-тетной сферы» СССР А. А. Зиновьев считал одной из главных причин проигрыша в «холодной войне» [10].

В творчестве рок-группы «Motor-Roller» большое место отводится проблеме ответственности творческой интеллигенции перед народом. Интеллигенция способна мобилизовать народ на трудовой и боевой подвиг, если сформулированные ею цели благородны и отвечают глубинным народным чаяниям. Но возможно и совершенно обратное, когда образованные слои, уверовав в потребительство и материальное преуспевание как в высший смысл, изменяют своей роли пробуждать добрые чувства. И тогда место добрых чувств занимают иные «ценности»:

Всюду слышалось «пиар», «Чес», «бабло» и «гонорар». Шоу-бизнеса базар Тряс кошельками. Продавался свежий хит, Рэпер, что с министром спит, Бэнд танцующих лолит

С большими грудями («Звезда прошлого века»). Трагизм ситуации, отражающей низведение роли интеллигенции до отрицательных величин, показан в «озарении» «звезды прошлого века»: И уже в глухом подпитии На звезду сошло наитие: Ведь она была любимицей страны, С голосом невероятной глубины! Она мир меняла песнею, А теперь связалась с плесенью. До дешевой славы жадная, Песнь народную на стадную Променяла и с эстрадными Пьет, поет, живет кастратами.

Знаменателен образ микрофона в одноименной песне, тоскующий и мечтающий:

А я так тоскую по песням с накалом! Я жду повелителя с мощным вокалом. Чтоб дрожь пробивала, как у Левитана, Чтоб билась, как парус, тугая мембрана. Чтоб взяли меня настоящие руки, Чтоб влили в меня настоящие звуки, Чтоб даже потом, если влепят мне вышку, Я правду усиливал, а не отрыжку. Музыканты группы «Motor-Roller» не обошли вниманием и историческую науку и проблему гражданской ответственности историков. Известно, что для человека, как члена социума, характерно нормативное поведение. Социальные нормы формируют действия и поведение людей в соответствии с определенными присущими данному обществу ценностями. Эти нормы складываются исторически, под влиянием социальных и иных факторов. Причем важную роль играют поступки выдающихся исторических личностей. Слом культурного кода нации облегчается, когда подвергаются сначала сомнению, а затем и осмеянию подвиги предков, когда искажается смысл содеянного национальными героями. Характерна в данном случае дискуссия, навязанная обществу по поводу подвига 28 панфиловцев: стали вести речь не о подвиге как таковом, подменяя его частностями — подсчетом подбитых танков фашистов и количества советских солдат [11]. Содержание «дискуссии» так отражено в песне «28 панфиловцев»:

Кто-то сытый изрек: «Этот подвиг подлог, Закопал настоящую правду пропаганды «совок». А ему подпевал хор предательских жал, Тех, кто кроме лечебной диеты, горше

страданий не знал. Профессиональные историки, конечно же, узнали своего «сытого» коллегу. Таким образом, ставится вопрос о качестве исторических исследований, о необходимости концентрации внимания профессионалов на самых важных, самых содержательных, определяющих аспектах нашего исторического прошлого, не подменяя его второстепенными частностями и конъюнктурными построениями.

Торжество массовой культуры ведет к снижению авторитета научного знания и его примитивизации, падению общекультурного уровня населения, формированию простых, но ложных в своей основе, социальных конструкций. Это явление у музыкантов представлено в образе «баранины»: Бараниной набиты телевизоры, Баранина официально признана Идеологией и достоянием, Дорогой, выводящей к процветанию. Баранина преподает историю, Кривые нам квартиры понастроила, Баранина в больнице оперирует, Баранина в суде казнит и милует

(«Песня городского сумасшедшего»). Чтобы не обижались коллеги-историки, отмечу, что только в Армении и Белоруссии в школьных учебниках отсутствуют сюжеты о российско-советской колонизации и оккупации. Вот такая вот «баранина».

Несмотря на трагизм ситуации в социально-культурной сфере, все-таки творчество рок-группы оптимистично. Эта вера базируется на том, что подвиги предков, их духовные свершения не могут не повлиять на мировоззрение потомков, их жизненный настрой. Потомки созидателей и творцов,

героев, мечтателей и ученых не могут довольствоваться только потребительскими благами, «Поняв, что нет пути обратного в долину / Увидевшему свет небесных льдин» («Служенье муз»). Показателен в этом плане отрывок из «28 панфиловцев»:

Так случалось не раз, в самый тягостный час

Полк бессмертный спешил на защиту,

загораживал нас.

Здесь шагают сыны столь великой страны.

Здесь Панфилов, Клочков и Доватор,

грозный Момыш-улы.

Человек в творчестве группы «Motor-Roller» не потребительский экспонат, лозунг которого «Я потребляю, следовательно, я существую», а личность, способная изменить мир к лучшему, сделать его более добрым и справедливым:

«Жизнь прожить — как поле перейти.

Поле, где кругом зарыты мины.

Ты солдат на войне Добра со Злом.

Ты солдат, остальное — потом.

У тебя есть особое задание — остаться собой»

(«Солдат»).

Важно сказать, что творчество группы «MotorRoller» востребовано современниками, что подтверждается количеством записанных альбомов и выпущенных клипов, в многочисленных интернет-форумах, нашло свою преданную аудиторию.

Таким образом, творчество группы «MotorRoller» отражает историческое сознание того сегмента общества, который признает искусственность «привития» потребительских ценностей на постсоветском пространстве. Восприятие «чужих» западных ценностей привело к кризисным явлениям в области культуры, к падению авторитета интеллигенции, к негативной переоценке исторического прошлого России. В противовес этому в последние годы все большую популярность приобретают идеи человеческой солидарности, государственного служения, осознания особой ответственности человека перед миром. Творчество группы «Motor-Roller» отражает дисперсность исторического сознания постсоветского пространства.

Библиографический список

1. Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания. 4-е изд., испр. и доп. / под общ. ред. Л. П. Репиной. М.: Юрайт, 2016. С. 14.

2. Кром М. М. Историческая антропология. 3-е изд., испр. и доп. СПб.; М.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге: Квадрига, 2010. С. 186.

3. «Эхо русского народа»: Отражение истории России ХХ века в поэтическом и песенном творчестве: материалы

III Междунар. молодежн. науч.-практ. конф. Омск, 28 апреля 2015 г. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015. 160 с.

4. «Эхо русского народа»: Отражение истории России ХХ века в поэтическом и песенном творчестве: материалы

IV Междунар. молодежн. науч.-практ. конф. Омск, 25 апреля 2017 г. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2017. 168 с.

5. Клуб MOTOR-ROLLER MUSIC. https://vk.com/ club2812909 (дата обращения: 14.06.2017).

6. Свиридов Г. Музыка как судьба. М.: Молодая гвардия, 2002. 798 с.

7. Рычков А. В. «Бунт сытых»: Г. В. Свиридов о «позднем» СССР // Динамика систем, механизмов и машин. 2016. Т. 4. № 1. С. 397-399.

8. Кутилов А. П. Памятник моей усталости. Стихи. Записки. Рисунки. Омск: Полиграф, 2017. С. 255.

9. Есенин С. А. Собрание сочинений. В 3-х т. М.: Правда, 1970. Т. 3. С. 256.

10. Зиновьев А. А. Русская трагедия. М.: Алгоритм, 2017. 480 с. ISBN 978-5-906947-52-9, 9785906947529.

11. История России. ХХ век: 1939-2007 / Под ред. А. Б. Зубова. М.: Астрель; АСТ, 2009. Т. 2. С. 56.

РЫЧКОВ Александр Васильевич, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Отечественная история». Адрес для переписки: alex-rychkov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.06.2017 г. © А. В. Рычков

Книжная полка

Осиновский, И. Н. История средних веков : учеб. / И. Н. Осиновский, Г. А. Ртищева, Н. В. Симонова. -М. : Юрайт, 2017. - 464 с. - ISBN 978-5-9916-2745-0.

Учебник содержит материал по истории Средних веков (от раннего до позднего Средневековья, включая начало Нового времени). Основное внимание уделено важнейшим процессам, характеризующим развитие общества (преобразование социума при переходе от Античности к Средневековью, феодализация, становление национальных государств, Реформация и др.), а также раскрытию специфики важнейших явлений эпохи (империи, средневековый город, церковь, Возрождение и т.п.). Методический аппарат и структура издания, в основе которой лежит проблемный принцип, нацелены на развитие самостоятельного мышления и умения анализировать исторический материал. Карты, многочисленные иллюстрации, хронологическая таблица и глоссарий должны способствовать качественному усвоению студентом насыщенного информацией учебного текста.

Содержание учебника соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Издание рассчитано на студентов вузов, обучающихся по направлениям: «Педагогическое образование» (профили «История», «Историческое образование»); «Педагогическое образование» (профили «История и обществознание», «История и иностранный язык», «История и право»); «История» (профиль «Историческая политология»). Кроме того, издание будет полезно магистрантам, аспирантам, учителям, преподавателям и всем тем, кто проявляет интерес к истории средневековой Европы.

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.