Научная статья на тему 'Какую историю следует изучать в вузе'

Какую историю следует изучать в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В ВУЗЕ / ИСТОРИЯ РОССИИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ / HISTORY TEACHING IN HIGH SCHOOL / HISTORY OF RUSSIA / GLOBALIZATION / NATIONAL-STATE IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рычков Александр Васильевич

Статья посвящена обоснованию предмета истории как учебной дисциплины в вузе и ее целевым установкам. По мысли автора, в современных условиях формирования глобального мира необходимо сфокусировать внимание на преподавании дисциплины «История России», что является важным фактором сохранения государственного суверенитета страны. Содержание вузовского курса истории должно способствовать формированию национально-государственной идеологии России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рычков Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT KIND OF HISTORY TO STUDY AT UNIVERSITY

The article is devoted to the substantiation of the subject of history in the university and its objectives. According to the author, in the current conditions for the formation of a global peace, it is necessary to focus attention on teaching the discipline «History of Russia», which is an important factor in preserving the state sovereignty of the country. The content of the university's history course should contribute to the formation of the national-state ideology of Russia.

Текст научной работы на тему «Какую историю следует изучать в вузе»

УДК 378.016:94(470+571)

DOI: 10.25206/2542-0488-2018-1-82-85

А. В. РЫЧКОВ

Омский государственный технический университет, г. Омск

КАКУЮ ИСТОРИЮ

СЛЕДУЕТ ИЗУЧАТЬ В ВУЗЕ_

Статья посвящена обоснованию предмета истории как учебной дисциплины в вузе и ее целевым установкам. По мысли автора, в современных условиях формирования глобального мира необходимо сфокусировать внимание на преподавании дисциплины «История России», что является важным фактором сохранения государственного суверенитета страны. Содержание вузовского курса истории должно способствовать формированию национально-государственной идеологии России.

Ключевые слова: преподавание истории в вузе, история России, глобализация, национально-государственная идеология.

На протяжении последних лет в среде вузовских преподавателей активно обсуждаются проблемы преподавания истории. Подтверждением этому является проведение в сентябре 2016 г. в Москве Всероссийской научно-практической конференции преподавателей истории в высших учебных заведениях [1], а в ноябре 2017 г. — Первого Всероссийского съезда преподавателей истории в вузах России. Озабоченность вузовских специалистов вызвана нарастающей исторической неграмотностью населения и, в особенности, молодежи. Сложилась парадоксальная ситуация, когда со сменой поколений ситуация не улучшается, а, напротив, ухудшается. На наш взгляд, ослабление интереса к истории вызвано произошедшими четверть века назад фор-мационными изменениями в обществе. Рынок со всей очевидностью воспитывает потребительское отношение к жизни. «Я покупаю, следовательно, я есть» [2]. Представляется, что чаще посещают магазины недостаточно культурные люди с невысоким уровнем образования и узким кругозором. Когда-то духовный вакуум заполняли кабаки, а сейчас — магазины. Хотя и кабаки не ушли в прошлое. «Никого в облаках, все сидят в кабаках, Промывают вином следы от зубов своих ближних» [3]. Понятно, что экономические отношения в обществе определяют и культурные аспекты его жизни. Однако возникает вопрос, а все ли сделали профессиональные историки для того, чтобы историческая эрудиция приобрела соответствующую популярность у молодежи, чтобы авторитет носителя исторического знания превышал «авторитет» обладателя «крутой тачки», дорогого «прикида», «айфона» последней модели? Увы, ответ неутешителен. Сделано далеко не все. Если выражаться точнее, мы даже находимся не в пути, а, в лучшем случае, на старте. Удачен ли будет старт, приведет ли он к желаемому финишу, покажет время. Важно, чтобы старт состоялся, и состоялся в нужном направлении.

Прежде всего, необходимо определиться с тем, какую дисциплину преподавать. В одних Федеральных государственных стандартах обозначена «Отечественная история», в других — «История России», в третьих — просто «История». Очевидно, что подобное «разнообразие» является наследием

«исторического безвременья» 1990-х годов, когда государственная субъектность страны была вообще под вопросом, а главные проблемы внутренней и внешней политики определялись заокеанским «партнером». От подобного наследия нужно отказываться. Поэтому, как нам представляется, дисциплина должна называться «История России». Напомним, как называли свои труды наши великие предшественники. Это «История государства Российского» Н. М. Карамзина, «История России» С. М. Соловьева, «Курс русской истории» В. О. Ключевского.

Необходимо иметь в виду, что в современном глобальном мире идет формирование не только единой мировой экономики, но и размывается государственный суверенитет. Интересам глобализации служат транснациональные корпорации, многочисленные неправительственные организации, «агенты влияния» и т. д. Проводится целенаправленная унификация культуры. Данная политика получила название «культурного империализма». В одной из песен популярной на постсоветском пространстве музыкальной группы «Motor-Roller» этот процесс отражен в следующих строках:

Продолжая к нам в дом проникать, Многоопытная заграница Стала нас у корней подгрызать — Без корней легче договориться.

Она сгрызла ученых, врачей, Придушила кинематограф, Обглодала учителей, И свой глобус пропил географ.

Прогрызала дыры в мозгах, Чтобы тряпки туда вконопатить. Наша воля лопалась в швах, И совсем продырявилась память [3].

В разных странах используют различные подходы сохранения национальной идентичности. Где-то применяются ограничительные меры в области кинематографа. Где-то осуществляется государственная поддержка в «культурнических» целях сельскохозяйственных производств, поскольку, как

считают ученые, национальная культура прежде всего сохраняется в сельской местности [4]. Важную роль в сохранении национальной идентичности играет общий исторический опыт, ощущение общей судьбы, общности прошлого, настоящего и будущего. Все это доказывает важность и необходимость преподавания в вузах именно дисциплины «История России», а не какой-нибудь «Истории России в контексте мировой цивилизации», где на первом месте стоит «мировая цивилизация», а наша страна — только на втором. Это, конечно, не отрицает возможности использования компаративистского — историко-сравнительного — подхода, но мировая история должна рассматриваться как некий «фон», на котором «рисуется» картина российской истории.

Государственное развитие невозможно без формулирования привлекательной и понятной для народа национально-государственной идеологии, под которой понимается система взглядов и идей, определяющих смысл, направленность и перспективы общественной и государственной жизни. Именно ее наличие превращает население, проживающее на определенной территории по факту рождения, в единый народ. Вспомним недавнюю трагедию распада СССР: эти процессы были запущены как раз развенчиванием советской системы ценностей, объединяющей все этносы нашей страны. В случае отсутствия единого привлекательного социального проекта практически автоматически происходит формулирование совершенно иных сценариев жизни: националистических и религиозных. Современные исследователи убеждены, что именно национальной идеологии принадлежит важнейшая роль в легитимизации и сохранении государственного суверенитета [5].

Важно подчеркнуть, что превращение страны в ХХ столетии в сверхдержаву произошло благодаря «советскому проекту», альтернативному западному либеральному. В современных условиях необходимо сформулировать проект «Россия», определить его смысловые ориентиры. Главные смысловые ориентиры жизни народов и государств выражаются, в том числе, в так называемых смысловых триадах. Однажды при личной встрече с поляками они поведали о польской триаде. По их мнению, это бог, гонор и отечество (сразу вспоминается пушкинский «кичливый лях»). Иначе сформулирована китайская смысловая триада. Для них это долг, справедливость и материальное благополучие [6]. А что же у нас? По нашему мнению, сейчас свыше пропагандируется, стихийно или осознанно, несколько видоизмененная и усеченная «уваровская» триада в сочетании с либеральными ценностями. Подобная идеологическая «химера», в силу разнородности составляющих ее элементов (например, как можно соединить либерализм с православием?), не может служить основанием для организации жизни государства и народа.

Понятно, что национально-государственная идеология не дается свыше, она определяется историческим бытием народа. Каждый народ для своего выживания, сохранения и развития вырабатывает для себя свои правила жизни, свою систему мировоззренческих ценностей. Важно учесть следующее: пока на высоком государственном уровне не определены идеологические, смысловые ориентиры развития страны, вузовские преподаватели в учебном процессе обязаны отвечать на данный вопрос через обращение к историческому прошлому Рос-

сии. Понятно, что это весьма и весьма непросто, но, тем не менее, возможно. Система ценностных ориентиров находит отражение не только в трудах социальных мыслителей, но в значительной степени в классической русской литературе, поэзии, искусстве. Показательно в данном случае обращение к пушкинскому наследию. Можно, на наш взгляд, даже определить пушкинскую смысловую триаду для России. Это служение Родине («Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!» [7, т. 1, с. 112]), познание мира («Как эта лампада бледнеет Пред ясным восходом зари, Так ложная мудрость мерцает и тлеет Пред солнцем бессмертным ума. Да здравствует солнце, да скроется тьма!» [7, т. 1, с. 237]), созидание прекрасного («Слу-женье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво» [7, т. 1, с. 241]). Задача историков — принять участие в этом важном деле «обретения себя».

Естественно, что в процессе преподавания истории России без четкого определения предмета изучения обойтись невозможно. Наука является важнейшей сферой человеческой деятельности, ориентированной на получение объективных знаний об окружающем мире и самом человеке. Но история каждой страны и каждого народа имеет сугубо индивидуальный, неповторимый, в значительной степени отличный от других характер. Россия — северная, холодная страна, занимающая второе, после Монголии, место в мире по суровости климата. Вспоминается есенинский «клен ты мой опавший», напевавший песни своим возлюбленным «под метель о лете» [8]. Вся российская история проходила «под метель», именно «под метель» формировались экономические, политические, культурные традиции страны, складывался национальный характер русского народа и братских народов. Изучение и осмысление своеобразия развития нашей страны — важный аспект преподавания истории России. Поэтому вузовские историки должны формировать историческое сознание студентов через обращение к истории России как к науке, в основе которой является выявление закономерностей развития российского исторического процесса. Сделать это важно и необходимо, ведь всем известно, что в инженерно-технической среде бытует представление о том, что есть серьезные «точные» науки, а есть... история.

При этом, на наш взгляд, вряд ли правильно ориентировать исторический процесс в нашей стране как постоянное движение в сторону Запада. Тем более что мы сейчас являемся свидетелями смещения мировых центров экономического роста именно на восток. Причем современные «азиатские тигры» стали таковыми именно потому, что сохранили свою идентичность, создав собственные общественные модели. Да и в нашей стране в последние годы стали проявляться «реверсивные» процессы в направлении возвращения к национальным традициям.

Таким образом, в условиях глобализации вузовский курс истории необходимо сфокусировать на дисциплине «История России», преподавание которой является важным фактором сохранения государственного суверенитета страны, способствует формированию национально-государственной идеологии России, пониманию особенностей развития российского исторического процесса.

Библиографический список

1. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции преподавателей высших учебных заведений России. 2016. М.: Академия исторических наук, 2016. 184 с. ISBN 978-5-903076-32-1.

2. Бус К. Вызов незнанию: теория международных отношений перед лицом будущего // Теория международных отношений на рубеже столетий: пер. с англ. М.: Гардарики, 2002. С. 325. ISBN 5-8297-0108-1.

3. Клуб MOTOR-ROLLERMUSIC. URL: https://vk.com/ club2812909 (дата обращения: 14.06.2017).

4. Трейси М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: Введение в теорию, практику и политику / пер. с англ. В. А. Макеева; под ред. А. Г. Слуцкого. СПб.: Экономическая школа, 1995. С. 190. ISBN 2-9600047-0-1.

5. Цыганков П. А. Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2002. С. 234.

6. Как жить рядом с драконом // Литературная газета. 2008. 24-30 сентября. № 38-39.

7. Пушкин А. С. Собрание сочинений. В 6 т. М.: Правда. 1969. Т. 1. 528 с.

Т. 2. 496 с. Т. 3. 532 с.

Т. 4. 480 с. Т. 5. 560 с. Т. 6. 511 с.

8. Есенин С. А. Стихотворения. Поэмы. М.: Худож. лит., 1985. С. 350.

РЫЧКОВ Александр Васильевич, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Отечественная история». БРНЧ-код: 1204-4102 ЛиШотГО (РИНЦ): 739433 Адрес для переписки: [email protected]

Для цитирования

Рычков А. В. Какую историю следует изучать в вузе // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2018. № 1. С. 82-85. БОН 10.25206/2542-0488-2018-1-82-85.

Статья поступила в редакцию 01.02.2018 г. © А. В. Рычков

UDC 378.016:94(470+571) A у RYCHKOV

DOI: 10.25206/2542-0488-2018-1-82-85

Omsk State Technical University, Omsk, Russia

WHAT KIND OF HISTORY TO STUDY AT UNIVERSITY

The article is devoted to the substantiation of the subject of history in the university and its objectives. According to the author, in the current conditions for the formation of a global peace, it is necessary to focus attention on teaching the discipline «History of Russia», which is an important factor in preserving the state sovereignty of the country. The content of the university's history course should contribute to the formation of the national-state ideology of Russia. Keywords: history teaching in high school, history of Russia, globalization, nationalstate ideology.

References

1. Sbornik trudov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii prepodavateley vysshikh uchebnykh zavedeniy Rossii. 2016. [The collection of works of the All-Russian scientific-practical conference of teachers of higher educational institutions of Russia. 2016]. Moscow: Akademiya istoricheskikh nauk Publ., 2016. 184 p. ISBN 978-5-903076-32-1. (In Russ.).

2. Bus K. Vyzov neznaniyu: teoriya mezhdunarodnykh otnosheniy pered litsom budushchego [The challenge of ignorance: the theory of international relations in the face of the future] // Teoriya mezhdunarodnykh otnosheniy na rubezhe stoletiy. International relations theory at the turn of the century: trans. from engl. Moscow: Gardariki Publ., 2002. P. 325. ISBN 5-8297-0108-1. (In Russ.).

3. Klub MOTOR-ROLLERMUSIC [MOTOR-ROLLERMUSIC Club]. URL: https://vk.com/club2812909 (accessed: 14.06.2017). (In Russ.).

4. Treysi M. Sel'skoye khozyaystvo i prodovol'stviye v ekonomike razvitykh stran: Vvedeniye v teoriyu, praktiku i politiku [Food and agriculture in the economies of developed

countries. An introduction to theory, practice and policy] / trans. from Engl. V. A. Makeyeva; Ed. A. G. Slutskiy. St. Petersburg: Ekonomicheskaya shkola Publ., 1995. P. 190. ISBN 2-9600047-0-1. (In Russ.).

5. Tsygankov P. A. Teoriya mezhdunarodnykh otnosheniy [International relatence theory]. Moscow: Gardariki Publ., 2002. P. 234. (In Russ.).

6. Kak zhit' ryadom s drakonom [How to live next to a dragon] // Literaturnaya gazeta. Literary Nevspaper. 2008. 24-30 September. No. 38-39. (In Russ.).

7. Pushkin A. S. Sobraniye sochineniy. V 6 t. [Collected works. In 6 vol.] Moscow: Pravda. 1969. (In Russ.).

Vol. 1. 528 p. Vol. 2. 496 p. Vol. 3. 532 p. Vol. 4. 480 p. Vol. 5. 560 p. Vol. 6. 511 p.

8. Esenin S. A. Stikhotvoreniya. Poemy [Poetry. Poems]. Moscow: Khudozh. lit. Publ., 1985. P. 350. (In Russ.).

RYCHKOV Aleksandr Vasil'yevich, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of National History Department. SPIN-code: 1204-4102 AuthorlD (RSCI): 739433

Address for correspondence: [email protected]

For citations

Rychkov A. V. What kind of history to study at university // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2018. No. 1. P. 82-85. DOI: 10.25206/2542-0488-2018-1-82-85.

Received 01 February 2018. © A. V. Rychkov

УДК 371.385.5

DOI: 10.25206/2542-0488-2018-1-85-90

М. И. МАШКАРИН

Омский государственный технический университет, г. Омск

ИЗ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ

Статья посвящена анализу опыта организации написания студентами первых курсов ОмГТУ письменного домашнего задания на тему «Мои родные в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.». В работе показывается, что традиционный подход, существующий во многих вузах, по написанию рефератов на различные темы по истории России на основе прочитанной литературы, в условиях господства на информационном поле Интернета окончательно устарел. В этих условиях для формирования по истории России компетенций у студентов необходимо вырабатывать умения выявлять необходимые для изучения исторические проблемы, умение организовать сбор материалов для раскрытия темы, осуществлять анализ материалов и его структуризации, делать правильные обобщающие выводы.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Сибирь, фронт, тыл, труд, колхозы, совхозы, село, фабрики, заводы, студенты, рефераты, домашнее задание, семья, ветераны, архивы, компетенции.

Преподавание отечественной истории в высших учебных заведениях России находится в серьёзном кризисе. Об этом достаточно чётко говорилось на Первом Всероссийском съезде преподавателей истории в вузах России, прошедшем 16—17 ноября 2017 года на базе Московского авиационного института (Национальный исследовательский университет), делегатом которого был автор данной статьи. В объективности такой оценки не приходится сомневаться, ибо организатором прошедшего съезда были не только Общероссийское общественное объединение преподавателей истории в вузах России (председатель — доктор исторических наук, профессор МАИ В. С. Порохня), Межвузовский центр по историческому образованию в технических вузах Российской Федерации, а также Министерство образования и науки Российской Федерации, которое профинансировало проведение съезда.

В своём выступлении на съезде профессор В. С. Порохня обстоятельно проанализировал состояние преподавания истории в вузах и отметил,

что, несмотря на колоссальный духовно-нравственный потенциал изучения истории, даже в преподавании истории Великой Отечественной войны есть масса проблем [1, с. 4 — 41].

Выступая на съезде, ректор МАИ академик РАН М. А. Погосян, ссылаясь на сентябрьские 2017 года исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения, отметил «тревожную ситуацию»: 96 % опрошенных твёрдо уверены, что отечественную историю знать необходимо, при этом только 3 % оценили свои исторические познания как «очень хорошие», в плохом знании истории признались более половины респондентов. И далее он подчеркнул: «Знание и понимание основных вех в истории своей страны, главные исторические события в выбранной профессиональной сфере — это не только общеобразовательные компетенции (Выделено авт.), необходимые для успешной социализации молодого поколения. Это важная составляющая основы, на которой выстраивается понимание причинно-следственных связей, формируются системное мышление и системный подход,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.