ОТРАЖЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ В «МЕТОДИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА» А.В. ПОПОВА
И.В. Текучева
Кафедра русского языка и методики Московский гуманитарный педагогический институт ул. Садовая-Самотечная, 8, Москва, Россия, 127051
В данной статье рассматриваются вопросы истории обучения русскому языку, в частности вопросы обучения орфографии. Особое внимание уделяется системе обучения орфографии, представленной в дореволюционном учебнике А.В. Попова, переизданном в 20-е гг. ХХ в.
Ключевые слова: обучение орфографии, цели обучения орфографии, методы обучения орфографии, история обучения орфографии.
Любое научное исследование опирается на знание истории изучаемого вопроса. Знание истории методики преподавания русского языка необходимо для понимания современных направлений в обучении русскому языку и оценки основных тенденций развития методики.
Возможны различные подходы к изучению истории методики. Можно выявлять определенные научные школы в методике и описывать разрабатываемые ими проблемы, приемы, методы исследования и т.п. Можно анализировать историческое развитие методики сквозь призму научной деятельности крупных ученых-методистов. Безусловно, невозможно понять развитие методической мысли вне контекста социальных условий.
Одним из подходов к изучению истории методики может быть категориальный подход, т.е. анализ категориального аппарата, основных проблем методики, их преобразования в ходе исторического пути науки. При этом подходе главным является выделение основных категорий методики (целей, принципов, методов и т.п.) и их ретроспективный анализ с учетом социокультурных условий и роли личности отдельных ученых-методистов.
Источниками истории методики преподавания русского языка являются все материалы, которые отражают процесс накопления методических знаний, и прежде всего это труды ученых-методистов.
Первое десятилетие после революции 1917 г. характеризуется тем, что многие смелые педагогические идеи предшествующего периода получили свою реализацию и в то же время активно велись новаторские поиски и проводились разнообразные эксперименты в области просвещения. В эти годы активно развивается методика преподавания русского языка: необходимо было определить цели, принципы, содержание, методы обучения русскому языку в трудовой школе, создать систему обучения русскому языку; возникло множество других методических проблем, которые необходимо было решить. Одной из таких проблем было обучение орфографии.
Обучение орфографии всегда было одной из актуальных задач школы. На формирование орфографических умений и навыков всегда затрачивались значитель-
ные силы и учителей, и учеников, однако успехи всегда оказывались весьма скромными, поэтому ученые и учителя всегда искали эффективные пути разрешения данной проблемы.
В начале ХХ в. методика орфографии была наиболее разработанной областью методики преподавания русского языка; можно сказать, что к этому времени уже сложилась определенная методическая система. Эта методическая система нашла свое отражение в трудах ученых-методистов того времени.
Предметом нашего анализа является система обучения орфографии, представленная в «Методике русского языка» А.В. Попова, вышедшей 7-м изданием и переработанной для трудовой школы Н.Д. Никольским и В.М. Чистяковым в 1928 г. Эта книга интересна тем, что в ней представлены взгляды на обучение орфографии представителей и «старой» (дореволюционной) школы, и «новой» (трудовой) школы.
А.В. Попов в основном останавливается на таких аспектах обучения орфографии, как цели, принципы и методы обучения и контроля. Вопросы содержания и средств обучения им не затрагиваются.
Основной целью обучения орфографии А.В. Попов называет «толковописа-ние». Он пишет, что орфографическая грамотность — «это лишь внешний признак грамотности, что в письменных работах учащихся должны цениться в первую очередь содержание и изложение, т.е. мысль и ее словесная форма» [1. С. 167], поэтому он предлагает главную роль в развитии умений и навыков письма отдать «навыку самостоятельного изложения мыслей», т.е. «толковописанию».
В качестве принципов обучения орфографии А.В. Попов выделяет следующие четыре: 1) развитие и совершенствование рукодвигательных умений и навыков; 2) развитие орфографической зоркости; 3) недопустимость неправильных написаний; 4) учет всех трудностей обучения орфографии. Одна из объективных трудностей обучения правописанию, по мнению ученого, заключается в том, что русская орфография опирается на несколько принципов (автор указывает на фонетический, морфологический, исторический) и «нет согласования между всеми этими принципами» [1. С. 159].
Большое значение при обучении орфографии А.В. Попов придавал выбору эффективных методов обучения. В «Методике русского языка» он освещает историю данного вопроса и показывает, что единого мнения по вопросу о выборе методов обучения нет. Ученый критически подходит к использованию результатов Лая и Меймана при обучении орфографии, популярных в начале ХХ в., и делает вывод о том, что основным методом обучения орфографии должно быть списывание. Наряду со списыванием могут быть использованы диктанты и письмо наизусть. Что касается письма наизусть, то, по мнению А.В. Попова, этот метод нельзя отнести к эффективным, так как «обременение памяти», которое не оправдывается результатами, бессмысленно.
В «Методике русского языка» формулируются основные преимущества списывания по сравнению с другими методами обучения: «а) списывание развивает наиболее важные навыки правописания: навык движений пишущей руки и навык
зрения; б) списывание предохраняет учащихся от ошибок, так как дает одни лишь правильные впечатления; в) списывание устанавливает не только верные, но и наиболее прочные ассоциации между звуковым образом слова и зрительным и двигательным его образом» [1. С. 168].
В «Методике русского языка» выделяются следующие виды списывания: чистое (простое) списывание; списывание, соединенное с орфографическими и другими задачами; дописывание. Для простого списывания, как отмечает автор, в первую очередь должны предлагаться стихотворные тексты. Учитель проводит предварительную беседу по содержанию текста, анализирует представленные в тексте орфограммы, затем текст выучивается учениками наизусть и лишь после этого предлагается для списывания. По наблюдениям исследователей, на авторитетное мнение которых ссылается А.В. Попов, такой вид списывания не очень эффективен: «списывание легко становится механическим, сознательность при выполнении этого упражнения отсутствует, а ученические тетради полны ошибок» [1. С. 169].
Гораздо эффективнее, как считает А.В. Попов, использовать списывание в соединении с различными орфографическими задачами: подчеркиванием слов, букв, морфем; разделением слов на слоги, морфемы; выборочное списывание; списывание с изменением формы слова. Как отмечает автор, эта дополнительная орфографическая задача должна быть поставлена самим учащимся, а не учителем, поскольку только в этом случае «списывание теряет механичность и приобретает смысл и интерес» [1. С. 170].
Особую группу списывания составляет дописывание. В современной терминологии это два упражнения — осложненное списывание и конструирование. А.В. Попов считает, что эти упражнения для формирования орфографических умений и навыков нужно применять крайне осторожно, поскольку необходимо избегать ошибочных написаний, чтобы у учащихся не формировался неправильный образ слова.
В «Методике русского языка» обозначены основные требования к проведению списывания:
— материал для списывания должен быть доступен и понятен учащимся;
— текст перед списыванием читается и комментируется;
— списыванию предшествует объяснение соответствующего правила;
— написанный текст учащиеся должны прочитать вслух по своим тетрадям.
А.В. Попов отмечает, что списывание удобно тем, что его можно предлагать
и для самостоятельной работы, однако, по его мнению, домашнее списывание должно кардинально отличаться от классного: оно может быть только деловой записью самого ученика — выписками из читаемых книг, справками, списыванием лозунгов, песен, стихотворений для заучивания и т.п.
Диктант рассматривается в «Методике русского языка» как менее эффективный метод обучения орфографии по сравнению со списыванием, но, как считает А.В. Попов, «умеренно и у места применяемый, он может быть полезен» [1. С. 173]. По цели выполнения в пособии выделяются обучающие и поверочные диктанты.
Обучающие (предупредительные, объяснительные) диктанты должны проводиться следующим образом: после объяснения правила учитель диктует предложение, в котором содержатся слова с изучаемой орфограммой, затем объясняется смысл предложения, выясняется, как надо писать то или иное слово; после объяснения учащиеся пишут предложение у себя в тетрадях, а один из них — на доске; написанное на доске предложение проверяется совместными усилиями учеников. Обучающие диктанты подразделяются А.В. Поповым на полные и сокращенные (в современной терминологии — выборочные).
А.В. Попов уделяет серьезное внимание предупреждению и исправлению орфографических ошибок. Он предлагает использовать такие приемы предупреждения ошибок, как предупредительный диктант; выписывание учителем на доску незнакомых или трудных для учащихся слов; предоставление учащимся права спрашивать учителя, как пишется то или иное слово; демонстрация орфографических таблиц; использование орфографического словаря; составление учащимися своих орфографических словариков. А.В. Попов отмечает, что только систематическая работа по предупреждению ошибок может дать положительные результаты. Касаясь вопроса исправления ошибок, ученый пишет, что практиковавшиеся в тот период времени приемы имели два недостатка: дети были пассивны во время работы, игнорировалась зрительная память учащихся. В основу работы по исправлению ошибок, согласно точке зрения А.В. Попова, должно быть положено «самостоятельное отыскивание учениками допущенных ими ошибок» [1. С. 79] и, как следствие, использование приема сличения написанного текста с правильным печатным или рукописным текстом, когда ученики либо самостоятельно сличают написанное с оригиналом и исправляют ошибки, либо для сличения они используют орфографический словарь.
Редакторы «Методики русского языка» А.В. Попова (Н.Д. Никольский и В.М. Чистяков) включили в пособие параграф «Задачи и способы обучения правописанию при комплексной работе». В нем они уточнили цели обучения орфографии в трудовой школе: орфографии отводилось «практически-служебное место». Здесь же они попытались ответить на актуальные вопросы:
1) откуда брать дидактические материалы для орфографических упражнений;
2) в какой последовательности вести работу по формированию орфографических умений и навыков;
3) как связать орфографические занятия с прорабатываемыми темами комплекса;
4) как проводить проверку орфографической грамотности учащихся?
Рекомендации Н.Д. Никольского и В.М. Чистякова были очень схематичны.
Так, искать дидактический материал они предлагали в существовавших в то время пособиях и хрестоматиях, последовательность работы — определять по программам. Для 1928 г. новой была рекомендация выделять специальные часы для занятий по орфографии, но «ни в коем случае не злоупотреблять упражнениями тренировочного характера» [1. С. 184]. Проверку орфографических умений и навыков, как считали редакторы, целесообразно было проводить в свободной записи учащимися всего того, «что необходимо по ходу школьной работы».
В целом, редакторские уточнения Н.Д. Никольского и В.М. Чистякова практически ничего нового в систему обучения орфографии, представленную А.В. Поповым, не вносили. А если говорить о методах обучения орфографии в «старой» школе, то они успешно применялись и в трудовой школе 20-х гг. ХХ в. и применяется в наше время.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Попов А.В. Методика русского языка. — М., 1928.
REFLECTION OF THE SYSTEM OF TEACHING ORTHOGRAPHY IN «THE RUSSIAN LANGUAGE TEACHING METHODS» BY А.V. POPOV
I.V. Tekucheva
The Chair of the Russian Language and Teaching Methods Moscow Humanitarian Pedagogical Institute
Sadovaya-Samotechnaya St., 8, Moscow, Russia, 127051
This article examines the history of teaching the Russian language, particularly highlighting the question of teaching orthography. The special emphasis is given to the system of orthography teaching presented in a pre-revolutionary book by A. Popov, reprinted in the 1920s.
Key words: teaching orthography, aims of teaching orthography, methods of orthography teaching, history of orthography teaching.