УДК 070.41
DOI: 10.28995/2686-7249-2019-9-142-150
Отражение регулятивных концептов в современном медиапространстве (на материале газеты «Известия» 2019 г.)
Ольга М. Афанасьева
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена отражению в современном медиапространстве таких концептов, как добро, зло, справедливость, долг, достоинство, ответственность, совесть, честь и др., а также употреблению в меди-атексте слов-регулятивов хорошо, плохо, можно, нельзя, надо, разрешено, запрещено. Степень разработанности данных понятий в средствах массовой информации не только отражает уровень культуры, но и влияет на него.
Ключевые слова: медиасфера, медиапространство, медиаисследования, медиалингвистика, газета «Известия», регулятивные концепты
Для цитирования: Афанасьева О.М. Отражение регулятивных концептов в современном медиапространстве (на материале газеты «Известия» 2019 г.) // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019. № 9. С. 142-150. DOI: 10.28995/2686-7249-2019-9142-150
Reflection of regulatory concepts
in the modern media space (the newspaper "Izvestyа" 2019)
Olga M. Afanas'eva
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article is devoted to the reflection in the modern media space of such concepts as good, evil, justice, duty, dignity, responsibility, conscience, honor, etc., as well as the use of regulatory words in the media text is good, bad, possible, impossible, necessary, permitted, forbidden. The degree of development of those concepts in the media does not only reflect the level of culture, but also affects it.
Keywords: media sphere, media space, media research, medialinguistics, newspaper "Izvestya" regulatory concepts
© Афанасьева О.М., 2019
For citation: Afanas'eva, O.M. (2019), "Reflection of regulatory concepts in the modern media space (the newspaper 'Izvestya' 2019)", RSUH / RGGU Bulletin. "Literary Theory. Linguistics. Cultural Studies" Series, no. 9, pp. 142150, DOI: 10.28995/2686-7249-2019-9-142-150
Важнейшей реалией XXI в. стала медиасфера (сфера деятельности массмедиа), которая рассматривается как «новая сфера общественной жизни и полноценная часть общественной системы» [Буряк 2014, с. 200]. При этом «процесс публично-информационного опосредования (медиатизации) из вторичного социального процесса для аудитории превращается в один из главных, первичных ("в реальности нет того, чего нет в СМИ, в Интернете")», «проявление процесса медиатизации» уже наблюдается и «в сферах, традиционно достаточно независимых от СМИ» [Вартанова 2015, с. 9].
Необходимость научного осмысления такого многогранного явления вызвала к жизни новое направление научной мысли -медиаисследования, в рамках которого выделяются и лингвистические дисциплины - медиалингвистика, медиастилистика [Клу-шина 2018].
Остановимся на одной проблеме лингвистического характера -отражении в медиатексте регулятивных концептов [классификацию концептов см.: Карасик 2005], т. е. концептов, нацеленных на изменение и / или оценку поведения человека (имеющих в своем значении императивно-оценочный компонент; таких как честь, совесть, достоинство, долг и др.).
Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что «по силе влияния на общество, на формирование языковых вкусов, языкового поведения, литературных норм язык СМИ не сравним ни с языком художественной литературы, ни с любым другим стилем. Он претендует на роль общего, усредненного языка нации» [Солга-ник 2006, с. 32]. Поскольку «суть коммуникации состоит в построении в когнитивной системе реципиента концептуальных конструкций, "моделей мира", которые определенным образом соотносятся с "моделями мира" говорящего, но не обязательно повторяют их» [Язык 1987, с. 7], язык СМИ выступает как средство внедрения в когнитивную систему получателей информации некоторой системы концептов [Афанасьева 2015] (и, следовательно, некоторой системы ценностей). Возможность использования при передаче информации в СМИ не только вербальной, но и акустической, оптической знаковых систем усиливает воздействие медиатекста настолько, что предложенную в нем интерпретацию действительности человек воспринимает как реальность, «реальность массмедиа» [Луман 2005].
Источником исследования стали материалы рубрики «Культура» газеты «Известия», опубликованные на официальном сайте газеты1 в период с 1 по 15 марта 2019 г. Данная рубрика, на наш взгляд, в большей степени, чем другие, предполагает возможность нравственной оценки фактов, допускающей включение в медиа-текст толкований понятий морали. Анализируемый корпус текстов составил 35 358 слов (более 6 авторских листов).
Для наблюдения методом сплошной выборки отбирались микроконтексты, содержащие лексемы, которые соответствуют следующим регулятивным концептам: добро, зло, справедливость (концепты, отражающие важнейшие стороны общественного сознания и ценностно-нормативные понятия2), долг, достоинство, ответственность, совесть, честь (концепты, характеризующие моральную личность3), верность, правдивость, честность (концепты, раскрывающие ценные моральные качества челове-ка4), добродетель (концепт, служащий обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности5), гуманизм (концепт, называющий ключевой мировоззренческий моральный принцип6), а также отбирались микроконтексты, содержащие слова-регулятивы хорошо, плохо, можно, нельзя, надо, разрешено, запрещено.
Слово добро в анализируемом корпусе текстов встретилось всего четыре раза, а ведь «вместе со своей противоположностью -злом добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение... С помощью идеи добра люди оценивают социальную практику и действия отдельных лиц»7.
Все обнаруженные контексты были связаны с одной ситуацией и идеи добра не раскрывали, хотя и подчеркивали, что у россиян существуют свои представления о добре и зле, которые отличаются от представлений носителей других культур: «Показ нашего кино за рубежом - это не только вопрос денег, это продви-
1 Известия [Официальный сайт газеты «Известия», электронный ресурс]. URL: https://iz.ru (дата обращения 15 марта 2019); Культура [рубрика официального сайта газеты «Известия»]. URL: https://iz.ru/ rubric/kultura (дата обращения 15 марта 2019).
2 Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. М.: Политиздат, 1983. С. 442.
3 Там же. С. 441-442.
4 Там же. С. 442.
5 Там же. С. 78.
6 Там же. С. 442.
7 Там же. С. 76-77.
жение наших ценностей, образа жизни, представлений о добре и зле. Это не мягкая, а жесткая сила. Неслучайно "Движение вверх" запретили к показу в ряде государств бывшего СССР и сильно ограничили в США, - сказал глава Минкультуры Владимир Мединский»8.
Контекстов, содержащих лексему зло, оказалось немногим больше - шесть, четыре из которых были общими для лексем добро и зло; два других (сходных между собой) контекста идею зла также не раскрывали, но указывали, что со злом воюют: «Поначалу обычное обращение к епископу - "владыка" - казалось мне несоответствующим пастырю Антонию. Виделось тяжелым, как латы. А потом я как-то привык. В конце концов, тот, кто воюет со злом, должен быть хорошо экипирован. Кроме того, "владыка" перекликался в моем сознании с "властителем" (умов), каковым митрополит Антоний, конечно же, являлся»9.
Концепт справедливость в исследуемом корпусе текстов был представлен лишь в двух микроконтекстах, один из которых («Где справедливость?»10) свидетельствовал об отсутствии справедливости в современном обществе, другой («Неуловимые мстительницы. "Любовницы" борются за справедливость»11) указывал на то, что справедливость - понятие в значительной степени субъективное, относительное.
Таким образом, концепты, отражающие важнейшие стороны общественного сознания и ценностно-нормативные понятия, в рассматриваемом корпусе текстов не раскрывались.
Лексемы, характеризующие моральную личность, также не имели высокой частотности.
Упоминание о долге (три микроконтекста) было связано с советской эпохой:
Первый попавшийся номер - март 1971 года. <...> Шапка: «За все прекрасное, что совершаешь ты, поклон тебе земной». И подзаголовок: «Письма к женщинам - о любви и верности, о долге, нежности, о мужестве и призвании». Письма разных лет и разным женщинам12.
8 Известия [Официальный сайт газеты «Известия», электронный ресурс]. URL: https://iz.ru (дата обращения 15 марта 2019); Культура [рубрика Официального сайта газеты «Известия»]. URL: https://iz.ru/ rubric/kultura (дата обращения 15.03.2019).
9 Там же.
10 Там же.
11 Там же.
12 Там же.
Контексты соотносили долг с эстетической категорией прекрасного, свидетельствовали о связи чувства долга и патриотизма. Выполненный долг мыслился как заслуживающий благодарности («земного поклона»); исполнение долга могло потребовать от человека самопожертвования: «В "Повести о чекисте" разведчик вынужден подавлять в себе человеческие чувства, чтобы выполнить долг перед родиной»13. И все же в рассматриваемом корпусе текстов содержание концепта долг не раскрывалось.
Лексему достоинство содержал лишь один контекст: «Торопиться есть куда: великие режиссеры не теряют достоинства. 10 фильмов на все времена, снятых стариками»14.
В приведенном примере слово достоинство выступало не в значении «совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе»15, а как контекстуальный синоним слова профессионализм.
Контекстов, содержащих лексему ответственность, обнаружено не было. Лексемы совесть и честь встретились лишь в одном контексте: «"Балканский рубеж" - .это фильм о чести и совести наших военных, о подвиге сотни парней, которые совершили бросок на 30 БТР, о людях, которые принимали решение и подвиг готовили»16.
Контексты, отражающие концепты, раскрывающие ценные моральные качества человека, тоже были немногочисленны: лексему верность содержали два микроконтекста, лексему честность -один микроконтекст, лексема правдивость обнаружена не была. Если верность была представлена как положительное качество («Народная артистка РСФСР Светлана Немоляева - о верности Владимира Этуша сцене и себе»17), контекст, содержавший лексему честность, был нейтральным с точки зрения оценки («Восходящая звезда театра и кино - о поэзии, честности и инопланетянах»18).
13 Известия. Официальный сайт газеты «Известия» [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru (дата обращения 15 марта 2019); Культура [рубрика официального сайта газеты «Известия»]. URL: https://iz.ru/ rubric/kultura (дата обращения 15 марта 2019).
14 Там же.
15 Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / Отв. ред. Н.Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 2007. C. 212.
16 Там же.
17 Известия. Официальный сайт газеты «Известия» [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru (дата обращения 15 марта 2019); Культура [рубрика Официального сайта газеты «Известия»]. URL: https://iz.ru/ rubric/kultura (дата обращения 15 марта 2019).
18 Там же.
Несмотря на то что концепт добродетель как бы суммирует наши представления об устойчивых высоких нравственных качествах человека19, лексема добродетель в отобранных для исследования публикациях рубрики «Культура» не встречалась. Не были обнаружены и контексты с лексемой гуманизм, обозначающей важнейший принцип мировоззрения (в том числе и нравственности)20.
В соответствии с пониманием содержания регулятивных концептов (имеющих в рассматриваемых публикациях очень низкую частоту употребления - 0,05 % от всех слов анализируемого корпуса текстов) в обществе формируется понимание того, что хорошо, что плохо, и вытекающие из этого представления о том, что надо, что можно, что нельзя, что разрешено, что запрещено.
В описываемом корпусе текстов слово можно в значении указания на нравственную санкцию - «разрешается, позволительно»21 -обнаружено не было. Другие слова-регулятивы в публикациях присутствовали: разрешено (один контекст), запрещено (четыре контекста), хорошо (тринадцать контекстов), плохо (девять контекстов), надо (девятнадцать контекстов), нельзя (семь контекстов), что составило 0,15 % от всех слов анализируемого корпуса текстов.
Слово разрешено давало характеристику действительности, отраженной в кинофильме через призму художественных образов («к легальному же чтению разрешена только безвредная посредственная литература, не оказывающая влияния на читательскую психику»22); рассмотрение подобных контекстов выходило за рамки данного исследования.
Лишь в одном случае слово запрещено указывало на наличие нравственного ограничения: «В России есть тысячи людей, исповедующих славяно-арийские идеи, откровенно нацистские. Деятельность таких организаций, к счастью, запрещена, все их сайты в интернете, - а их были десятки - заблокированы»23.
В контекстах, отражавших действительность напрямую, слово хорошо, как правило, оценивало наличие жизненных благ (счастливой семьи, обожания миллиона поклонников и т. п.), слово плохо
19 Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / Отв. ред. Н.Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 2007. С. 203.
20 Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. М.: Политиздат, 1983. С. 64.
21 Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / Отв. ред. Н.Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 2007. C. 454.
22 Известия. Официальный сайт газеты «Известия» [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru (дата обращения 15 марта 2019); Культура [рубрика официального сайта газеты «Известия»]. URL: https://iz.ru/ rubric/kultura (дата обращения 15 марта 2019).
23 Там же.
давало негативную оценку профессиональной деятельности представителей творческих профессий. Контексты, содержащие или подразумевающие нравственную оценку, были единичными, но именно они представляли наибольший интерес, даже если мнение, зафиксированное в них, было субъективным.
Хорошо, что «ситуация после европейского кризиса чуть-чуть выровнялась. Может быть, это иллюзия, но даже если это иллюзия, все равно это хорошо»24; телевидение - это «хорошо», а интернет -«плохо»: «Сеть создает у человека иллюзию соучастия, а телевизор дает возможность просто наблюдать, осознавая свою ничтожность, и это созерцание дает свободу»25.
В соответствии с публикациями исследуемого периода рубрики «Культура» надо: «.продвигать российское кино за рубеж; научиться правильно видеть человека и природу [чтоб это видение отразить в искусстве. - О. А.]; уметь наслаждаться своим возрастом; жизненный путь. пройти так, чтобы не было сомнений в том, что жил свою жизнь»26.
Важно, что с лексемой надо были связаны и аксиологические контексты: «В случае культуры никакие количественные показатели не гарантируют действительного достижения тех целей, которые должны быть в разговоре о национальном проекте. Нам надо каким-то образом увязать эти показатели с вопросами ценностей и идеологического наполнения; надо лишь поискать в своей душе врожденное, но прочно забытое благородство»27.
Аксиологические контексты были связаны и с лексемой нельзя:
Я считаю, что мир и любовь - это самое важное. От мечты, что все мы можем жить в мире, нельзя отказываться. Но нужно работать, чтобы она воплотилась. У нас фактически отсутствует экспертная система в сфере культуры на государственном уровне. Научные институты, которые занимаются культурологическими исследованиями, имеют практически нулевой уровень репрезентативности. В определенном смысле они нелегитимны, поскольку влияние на культурную среду имеют минимальное, а следовательно, опираться на их оценку нельзя. В этих условиях возникает такая система,
24 Известия. Официальный сайт газеты «Известия» [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru (дата обращения 15 марта 2019); Культура [рубрика официального сайта газеты «Известия»]. URL: https://iz.ru/ rubric/kultura (дата обращения 15 марта 2019).
25 Там же.
26 Там же.
27 Там же.
при которой репутация строится либо медийными структурами (условно говоря, это узнаваемые лица, раскрученные СМИ), либо внутрицеховыми интересами, либо рыночной, коммерческой ситу-ацией28.
Представления о том, что есть хорошо и что есть плохо, что можно, что надо, что нельзя, что разрешено, что запрещено, так и не нашли сколько-нибудь регулярного отражения в исследуемом корпусе текстов. И с этой точки зрения показателен последний приведенный в данной статье пример. В нем обозначена серьезная проблема - отсутствие (на государственном уровне) экспертной системы в сфере культуры. Для того чтобы экспертная система была эффективной, в распоряжении экспертов должен быть хорошо разработанный категориальный аппарат (система терминов).
Область культуры теснейшим образом связана с областью этики; концепт культура включает в себя и регулятивные концепты: истинная культура, на наш взгляд, немыслима вне добродетели, вне гуманизма, без ответственности, без чести, без достоинства, без долга, без совести. Эти понятия в современном медиапространстве остаются нераскрытыми. Одна из задач лингвистических медиаис-следований - поиск путей освещения в медиатекстах значений терминов этики, в том числе и регулятивных концептов.
Литература
Афанасьева 2015 - Афанасьева О.М. Анализ лексической сочетаемости слова «честь» (на материале российских СМИ) и профессиональная честь журналиста // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2015. Вып. 94. № 5 (360). С. 357-365.
Буряк 2014 - Буряк М.А. Медиасфера: концептуализация понятия // Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2014. Вып. 2. С. 200-212.
Вартанова 2015 - Вартанова Е.Л. К вопросу о медиаисследованиях как актуальной области научного знания // Медиаальманах. 2015. № 2 (67). С. 8-10.
Карасик 2005 - Карасик В.И. Концепты-регулятивы // Язык, сознание, коммуникация: Сборник статей / Отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. М.: МАКС Пресс, 2005. Вып. 30. С. 95-108.
Клушина 2018 - Клушина Н.И. Медиастилистика. М.: Флинта, 2018.
Луман 2005 - Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005.
Солганик 2006 - СолганикГ.Я. Практическая стилистика русского языка. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Язык 1987 - Язык и моделирование социального взаимодействия: Сборник статей / Общ. ред. В.В. Петрова. М.: Прогресс, 1987.
28 Там же.
150
References
Afanas'eva, O.M. (2015), "Analysis of the lexical compatibility of the word 'honor' (by the material of the Russian media) and the professional honor of a journalist", Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, "Philology. Art Criticism" Series, vol. 94, no. 5 (360), pp. 357-365.
Buryak, M.A. (2014), "Media sphere: conceptualization of the notion", Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta, Series 9, vol. 2, pp. 200-212.
Karasik, V.I. (2005), "Regulatory concepts", Krasnykh, V.V. and Izotov, A.I. (ed.), Yazyk, soznanie, kommunikatsiya: Sbornik statei [Language, consciousness, communication: Collection of articles], vol. 30, MAKS Press, Moscow, Russia, pp. 95-108.
Klushina, N.I. (2018), Mediastilistika [Media stylistics], Flinta, Moscow, Russia.
Luman, N. (2005), The reality of mass media, Praxis, Moscow, Russia.
Petrov, V.V. (1987), Yazyk i modelirovanie sotsial'nogo vzaimodeistviya: Sbornik statei [Language and Modeling of Social Interaction: Collection of Articles], Progress, Moscow, Russia.
Solganik, G.Ya. (2006), Prakticheskaya stilistika russkogo yazyka [Practical style of the Russian language], Publishing Center "Academy", Moscow, Russia.
Vartanova, E.L. (2015), "On the issue of media research as a relevant area of scientific knowledge", Media al'manah [Media almanac], no. 2 (67), pp. 8-10.
Информация об авторе
Ольга М. Афанасьева, кандидат филологических наук, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., 6; [email protected].
Information about the author
Olga M. Afanas'eva, Cand. of Sci. (Philology), Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia; 125993, Olga. [email protected].