Е.М. Торонова, соискатель, e-mail: elenatoronova@mail.ru Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ
УДК75 (571.54)
ОТРАЖЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ БУРЯТИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ БУРЯТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
В статье исследуются динамика исторических и культурных событий в Бурятии и взаимосвязь с развитием живописи и преобразованием творчества бурятских художников. Рассматривается отражение истории в авторских прочтениях художников и оценки прошлого и настоящего.
Ключевые слова: живопись, художники Бурятии, профессиональное искусство Бурятии, национальное искусство, хронология.
E.M. Toronova, P.G.
REFLECTION OF THE HISTORY AND CULTURE OF BURYATIA IN THE WORKS OF BURYAT ARTISTS
The article investigates the dynamics of hystorical and cultural events in Buryatia, interrelates it with the development of painting and transformation of Buryat artists' creativity. The reflection of history in artists' works, interpretation and evaluation of past and present are considered as historical documents.
Key words: painting, artists of Buryatia, professional art of Buryatia, national art, chronology.
В настоящее время имеются разные подходы в изучении современного изобразительного искусства, но его невозможно оценивать без осмысления характерных черт искусства прошлых лет. Исторические события в работах художников Бурятии можно анализировать в разных жанрах изобразительного искусства и рассматривать с различных точек зрения. Произведения помогают точному представлению об эпохальном прошлом, восстанавливая перед публикой произошедшее, исторические личности, отношения людей, представление о героях того времени. Живописные полотна, созданные современниками отображаемых событий, могут быть представлены как исторические документы. Картины, в которых художник воссоздает исторические события, представляют собой почти верное восстановление значимых явлений и событий. В гуманитарных науках, по мнению культурологов, историков, этнографов, социологов, антропологов, в настоящее время усилился интерес к изучению визуальных артефактов.
Изучение визуальных материалов, к которым можно отнести профессиональную живопись Бурятии, позволяет получать всевозможные сведения об истории республики. Восстановление прошлого на примере динамики изобразительного искусства позволяет создавать «исторический образ», рассматривать запечатленные в образе авторские прочтения и оценки прошлого. Следует отметить, что объектом внимания оказывается не только воссозданные автором знаменательные события, как авторское восприятие исторической действительности, образ самого художника как человека исследуемой эпохи. Анализ художественных произведений позволяет включить воплощенные исторические факты с похожим его сопоставлением с содержимым других источников в теоретическое понимание определенных фактов и объяснений прошлого [1 ].
Задачей нашего исследования является хронологический историко-культурологический анализ произведений профессиональной живописи и их группировка с целью выявления закономерностей в сюжетах изображений в хронологии формирования и развития истории и культуры Республики Бурятия. Для этого было проанализировано большое количество работ бурятских художников, ставших частью политического дискурса первых лет социализма, во время Великой Отечественной войны и в послевоенное время (1960-е - начало XXI в.). При
этом мы учитывали образные характеристики социального порядка, изменения в политике в разные этапы советской истории.
В профессиональном изобразительном искусстве имеются различные трактовки темы истории и культуры в изданиях Е.А. Панкратовой «Цыренжап Сампилов», Т.А. Очировой «Александр Иванович Тимин», М.В. Хабаровой, И.И. Соктоевой «Даши-Нима Дугаров», «Александра Сахаровская. Живопись, графика: Альбом», О.П. Вороновой «А.В. Казанский: Альбом», И.К. Печкина «Живопись Юрия Титова», М. Малановой «Зорикто Доржиев: Альбом», П.А. Алексеевой «Москалев Георгий», «Солбон Ринчинов. Живопись, графика». История изобразительного искусства анализируется в работах И.И. Соктоевой «Живопись советской Бурятии», «Изобразительное и декоративное искусство Бурятии», «Художники Бурятии. Каталог», Т.А. Бороноевой «Графика Бурятии», «Очерки истории культуры Бурятии». В 2 т. Т. 1 под ред. Е.М. Залкинда, т.2 под. ред. Г. Л. Санжиева (Улан-Удэ, 1972), В.В. Ван-словой «Изобразительное искусство автономных республик РСФСР».
Для анализа и понимания истории и культуры всего бурятского народа были изучены публикации З.Е. Цыреновой «Традиционная культура коренных народов Восточной Сибири (1920-конец 1980-х гг.): опыт сохранения и развития» (Улан-Удэ, 2008), K.M. Герасимовой «Вопросы методологии исследования культуры центральной Азии» (Улан-Удэ, 2006), Е.Г. Санжиевой «Формирование и развитие культуры Бурятии в Советский период», «Буряты. Народы и культура» под ред. Л.Л. Абаева, Н.Л. Жуковской (М.: Наука, 2007), История Бурятии: В 3 Т. Т. 3: XX-XXI вв. (Улан-Удэ, 2011), В.Б. Базаржапова «Трудовой подвиг тыла» (Улан-Удэ, 2000).
Начало становления профессионального искусства приходится на 1920-е гг., годы творческого подъема после Октябрьской революции, с образованием в 1923 г. Бурят-Монгольской АССР, быстрым культурным развитием республики, когда создавались предпосылки для формирования национальной культуры. Основными чертами истории того времени были восстановление и реконструкция народного хозяйства, социалистическая индустриализация СССР и ее осуществление в национальном регионе, курс на коллективизацию сельского хозяйства, репрессивная политика Советского государства, государственное и национальное строительство, культурное строительство в Бурятии, государственная политика по отношению к религиозным конфессиям [3]. Это было время, когда тотальная идеологизация сопровождала построение нового общества и охватывала практически все стороны жизни и быта населения независимо от их реальных представлений и предпочтений. Прежнее сознание, выработанная веками организация труда, проведение праздников совмещаются с новым выражением формирующейся советской культуры, усиливая свое влияние на народные массы. В исследуемый период Бурятия предстает отражением традиционных взглядов о мире и человеке в этом мире, за достаточно непродолжительное время осуществляется грандиозное преобразование образа жизни. Помимо общественно-политической и экономической сфер человеческой деятельности коренным изменениям подвергаются культура, жизненные устои, быт большинства слоев населения БМАССР. Идет мощная антирелигиозная пропаганда и борьба с любыми религиозными верованиями. Начавшееся социалистическое преобразование города, деревни и улуса коснулось не только производственной и социальной сферы, но и культурных и бытовых условий жизни скотоводов и земледельцев [2].
К важным художественным средствам в 1920-1930-х гг. можно отнести произведения изобразительного искусства. Изменения в повседневной жизни отразились в работах бурятских художников, однако эти визуальные материалы демонстрировали скорее идеальные образы, несмотря на вполне реальные прототипы. Следует отметить, что в ряде случаев эта группа визуальных материалов является единственным изображением разрушенных впоследствии религиозных сооружений. Уникальный материал представлен в этнографических зарисовках Ц. Сампилова [4]. Общепринятый кочевой образ, сцены трудовой деятельности и быта бурят, проведение шаманских и буддийских обрядов отражены в работах первой группы профессиональных мастеров молодой советской Бурят-Монголии: Ц. Сампилова («Арканщик», «Табун в степи», «Свадьба хоринских бурят»), И. Дадуева («Уходящий быт»),
Р. Мэрдыгеева («Баян-Тала»), А. Хангалова («Бурятский улус»), И. Аржикова («Старый быт») и др. Реалистичность изображения бытовых подробностей, духовная причастность к традициям своего народа делают эти произведения ценными историческими свидетельствами.
В предвоенные десятилетия можно проследить изменения функции живописного портрета. В 1920-е гг. главной задачей была простая фиксация типажа с национальными особенностями внешности, одежды и т. п. («Портрет бурята» Д.-Д. Тудупова, «Портрет женщины-бурятки», «Портрет старика-бурята» И. Аржикова и др.). К началу 1930-х гг. утвердился единый доминирующий стиль, ставящий во главу угла метод социалистического реализма. Искусство полностью было подчинено задачам, поставленным партией, фактически требовалось изображать то, что было необходимо с точки зрения новой идеологии, сводя принцип соцреализма к представлению вымышленной, желаемой действительности. Жанр портрета получает новый этап развития - необходимо было создание типических образов, человека -носителя новых идеалов. Таким образом, главными героями портретов становятся люди труда, стахановцы (портретные зарисовки передовиков А. Тимина, «Портрет доярки Марии Аржутовой» Р. Мэрдыгеева (1937) и др.). Преобразование повседневности молодой республики отразили в реалистичных картинах художники И. Аржиков («Всеобуч в колхозе»), Ц. Сампилов («Ликбез», «Переход к оседлости», «Встреча всадника с автомобилем»), А. Аюшинов («Совещание в бригаде»). Сюжетные изображения показаны в иллюстрациях книг, издаваемых в Бурят-Монголии с началом установления советской власти.
Сельские пейзажи запечатлены в основном в произведениях Ц. Сампилова («Быки во дворе»), А. Окладникова («Стадо в степи») и др. Многие противоречия повседневности успешно ретушировались и мистифицировались при помощи идеологизированных визуальных и вербальных средств. Однако полностью замалчивать их было невозможно, и появилась необходимость разработать систему средств и методов упоминания о негативе без существенного ущерба для положительного имиджа нового строя. Именно тогда родилась бессмертная фраза об «имеющихся отдельных недостатках», и их «бичевание» во многом проходило с помощью карикатуры, рисунков, произведений живописи. Живопись была предназначена для просвещения на наглядных примерах, мрачное прошлое противопоставлялось новому образу жизни. Наиболее ярко отразил эту тенденцию И. Аржиков в картинах с говорящими за себя названиями «Лама - агент колчаковской разведки» и «Шаман не лечит, а калечит» (1929). В книжной графике и карикатурах основное внимание уделяется собственно служителям культа, как правило, изображаемым алчными, двуличными, малограмотными и безусловными врагами советской власти; изображения также продублированы текстами или подписями («Антисагалганский сборник», «Шаман - вредитель сельского хозяйства», «Бог дал, а мы взяли» и проч.) [2].
Тема религии раскрывается по-другому: картины «Тайлаган», «Жертвоприношение» (Р. Мэрдыгеев), «Кыренские дацаны», «Обо» (А. Хангалов) написаны в ином ключе - более отстраненно, лишь фиксируя обряд, действия или культовый объект. Визуализация «уходящего быта» (одежды, традиций, обычаев, религиозных ритуалов) была своего рода контрастным фоном для доказательства преимуществ нового образа жизни. Акцентируя внимание на «отсталости», художники стремились показать отдельные стороны уходящего быта с ярко выраженных идеологических, советских позиций. Для возбуждения общественного недовольства, высмеивания негативных (с точки зрения нового строя) явлений использовали в основном карикатуры и плакаты, в ряде случаев - книжные иллюстрации и произведения живописи [5].
Таким образом, мы считаем, что в творчестве бурятских художников 1920-1930-х гг. прослеживаются самобытность и национальное своеобразие произведений, вобравших в себя основные идеи своего времени. Художники преодолевают неопределенность творческих исканий, в их деятельности отражается идея строительства нового послереволюционного будущего.
Великая Отечественная война, как сосредоточие трагического и драматического в судьбах народа, страны, общества и личности, нашла отражение в изобразительном искусстве советского периода. В контексте этих тенденций развивалось и творчество художников Бурятии. Война объединила творческие усилия художников. Многие художники приняли непосредственное участие в защите Родины на фронте. На полях сражений погибли живописцы Д.-Д. Тудупов, А. Аюшинов. Художник Г. Москалев, вернувшись с войны, был удостоен звания Героя Советского Союза и долгое время трудился на благо Родины. По инициативе художников, оставшихся в тылу, была организована мастерская по выпуску плакатов Бурят-Монгольского государственного газетного издательства. За годы войны мастерской было выпущено 50 плакатов, 170 номеров «агитокон». Ответственным за выпуск плакатов был назначен заведующий мастерской Тимофей Рудь. Множество своеобразных плакатов и рисунков, отвечающим духу времени, создали художники Ц. Сампилов, А. Тимин, М. Шес-такова, О. Пепуль, Г. Чикотеев, Т. Рудь. Надписи к рисункам и плакатам писали поэты С. Дунаев, X. Намсараев, Ц. Галсанов. В сатирических рисунках художники быстро реагировали на события каждого дня, умели сделать изображение заметным и ярким. Отдельные заглавия работ выражены как лозунги-призывы: «Готовы на фронт!» М. Шестаковой, «Разрешите на фронт!», «Фашистам нет места!» Р. Мэрдэгеева, «Руки вверх!» А. Тимина. Практически все произведения военного времени были быстро выполнены. Картины, плакаты войны воссоздавались по свежим сводкам информбюро, авторы были готовы откликнуться на любые острые темы, в их текстах были выражены идеи патриотизма, объединявшие всех советских людей. Смысл сплоченности фронта и тыла отражен в произведениях Ц. Сампилова «Подарки фронту», «Колхозные кони для фронта», «Агитатор на полевом стане», И. Аржи-кова «Всеобуч в колхозе», Г. Чикотеева «Всеобуч». Художники Бурятии создали серию портретов Героев Советского Союза Ж. Тулаева и И. Иванова, знаменитого снайпера Ц.-Д. Доржиева и других фронтовиков. Наряду с плакатами и зарисовками с фронта бурятские художники углубленно работали над иллюстрированием бурятского героического эпоса «Гэсэр». Работа над ним началась еще до войны и была приурочена к празднованию 600-летнего юбилея эпоса. Большую роль в истории культуры сыграло Постановление СНК БМАССР (1944) о создании Республиканского художественного музея для экспонирования произведений изобразительного искусства, организация нового очага культуры в годы Великой Отечественной войны было событием большой значимости не только для Бурятии, но и для всей страны. Не прекращалась выставочная деятельность. Ежегодно проводились республиканские выставки. В 1944 г. в Улан-Удэ прошла межобластная выставка художников Сибири и Дальнего Востока; в 1945 г. - персональная выставка Ц. Сампилова [5].
В 1946-1960 гг. в Бурятии, как и по все стране, происходило восстановление народного хозяйства и рост промышленного потенциала. Кроме громадных разрушений война потребовала новых усилий для возвращения народного хозяйства к условиям мирного времени. Это повлекло глубокое переустройство общества, испытывавшего состояние повышенной мобильности. Изменения в обществе выразились, прежде всего, в обновлении рабочего класса, увеличении притока женщин в народное хозяйство, подъеме сельского хозяйства, приоритете технической и профессиональной компетентности, возрождении культуры [3]. В послевоенный период перед изобразительным искусством стояли большие и сложные задачи. Союз художников Бурятии добивался повышения творческой активности художников, роста их профессионального мастерства, успешного развития всех жанров живописи. Военная тема послужила основой для произведений Г. Павлова «Пейзаж с художниками» и А. Окладникова «Бригадир», А. Тимина «Разносчик газет». Радость мирного бытия и осуществления возможности заниматься любимым делом отличает работы Е. Неволиной «Портрет Шестаковой Марии», «Вечер на курорте Аршан». В послевоенные годы художники с энтузиазмом обратились к отображению мирной жизни, трудовых будней, исторического прошлого. На полотне «В степях Бурятии» К. Сергеев изобразил родной, близкий с детства пейзаж бескрайней степи с небольшими сопками на горизонте и пасущимися отарами овец. Картина участ-
вовала на II декадной выставке 1959 г. в Москве, так же как и произведения «Буран» А. Окладникова и «Портрет лимбиста Дугарова» Ф. Балдаева [6].
К концу 1950-х гг. очерчивается довольно значительный круг тем, которые волнуют бурятских художников: тема труда, историко-революционная, историческая. Зарождению дружбы между бурятами и русскими посвящено полотно А. Тимина «У истоков дружбы». В картине изображена сцена приема посланцев Российского государства в стане бурятского князя. Посвященная 300-летию вхождения Бурятии в состав России, она была одним из самых значительных произведений на декадной выставке в Москве в 1959 г. [7]. И сегодня это произведение представляется одним из важных этапов в освоении крупномасштабной темы, освещающей исторические корни дружбы народов. Это еще раз доказывает, что изобразительное искусство, в частности живопись, является свидетелем отражения исторических событий в разные периоды развития общества.
Новый этап творческого осмысления действительности в изобразительном искусстве Бурятии наступает в начале 1960-х гг. Плодотворна работала студия изобразительного искусства. Руководителем по живописи был Г. Баженов, по рисунку - А. Сахаровская. В апреле 1961 г. обсуждался вопрос «О состоянии и мерах улучшения работы Союза художников». По предложению обкома партии была организована систематическая студийная учеба художников [3]. И вновь на картинах бурятских художников мы видим события тех времен. Молодые талантливые художники, получившие профессиональную подготовку в ведущих художественных вузах страны, пополнили ряды Союза художников. Сочетание творческих достижений художников старшего поколения и самобытных начинаний молодежи определило тематику и жанры работ при общем их реалистическом направлении, например, городские мотивы Б. Садыкова, празднично-декоративные работы Г. Баженова, натюрморты М. Метелкиной. Глубже и эмоциональнее раскрываются исторические и историко-революционные темы, тема труда в творчестве А. Сахаровской, А. Казанского, Д.-Н. Дуга-рова, Г. Москалева. Вновь возрождается интерес к народному быту, фольклору, богатейшему духовному наследию народа. Одновременно возникает и развивается тенденция к многокадровой сюжетной композиции, показывающей жизнь чабанов, пастухов и табунщиков на фоне широко простирающихся степных и высокогорных пастбищ (полотна А. Даржаева, С. Ринчинова). Художники стремились запечатлеть все приметы времени. Над темой городского пейзажа работает Б. Садыков. Картины и этюды с видами Улан-Удэ запечатлели образ города 1960-1980-х гг. В ряде работ он с разных точек зрения изображал площадь Советов с ее общественными зданиями и театром оперы и балета. Жизненно и правдиво отражена байкальская тема в картине А. Казанского «Рыбаки Байкала». Критики отмечали, что картина не отвечает романтизированным представлениям о героике труда, привычным по произведениям других авторов. Лишь со временем она получила зрительское признание [7].
В области сюжетно-тематической картины работал В. Гончар; его произведения «Сквозь тайгу» и «Впервые» (посвященные дружбе русских и бурят) отмечались как лучшие на крупных выставках 1950-1970-х гг. Портреты выполнены им в реалистичной живописной манере «Портрет молодой бурятки». Г. Баженов одним из первых изобразил традиционный народный бурятский праздник «Сурхарбан». Творчество Героя Советского Союза Г. Москалева, прошедшего трудные дороги войны со школьной скамьи до Великой Победы в 1945 г., в послевоенные годы было обращено к трудовым будням представителей разных профессий горняков, геологов, скотоводов. Со временем военная тема оказывается одной из главных.
Характерными особенностями в 1970-1980-е гг. в истории и культуре Бурятии было направление на индустриальное развитие республики, строительство Байкало-Амурской магистрали (Бурятский участок), развитие сельского хозяйства, рост материального благосостояния населения Бурятской АССР, развитие культуры, народного образования, науки, бурятской литературы, изобразительного искусства, театра, спорта, вопрос сосуществования государства и религиозных конфессий [3]. С середины 1970-х гг. всеобщее внимание приковано к строительству Байкало-Амурской магистрали - грандиозной стройки века. В 1979 г. в столице республики Улан-Удэ открылась тематическая выставка «Мы строим БАМ» с уча-
стием художников Российской Федерации и некоторых союзных республик - Азербайджана, Грузии, Узбекистана и Украины, что позволило наглядно ощутить масштабность стройки, развернувшейся на обширной территории от Байкала до Тихого океана. Так, тема строительства БАМа стала основной в творчестве В. Архипова в 1970-1980-е гг. Подъем художественного творчества бурятских мастеров в 1970-1980-е гг. был связан с интенсивным развитием разных жанров. Успешно развивалась живопись. В этот период появились картины Д.-Н. Ду-гарова «Прошлое», «За власть советов», «Первый трактор», произведения А. Даржаева «Пастухи», «Табунщик», С. Ринчинова «Тоонто» («Семья»), «Сурхарбан», «Провозглашение советской власти», «Жаворонки поют». В портретной живописи успешно работали А. Ти-мин, Д.-Н. Дугаров, С. Ринчинов, Ю. Чирков, А. Цыбикова, И. Стариков, Д. Пурбуев. Складывался новый жанр - картина-портрет. Этот жанр освоил Ю. Чирков, который создал галерею образов представителей бурятского народа. Интересны работы А. Казанского «Портрет писателя Михаила Степанова», Д.-Н. Дугарова «Отара в Боргое», «Портрет героя социалистического труда Гасаруна Лубсановича Рабдаева», Кима Дульбеева «Портрет героя социалистического труда Гомбо-Сурун Цыремпиловой», «Просторы Джиды» и «Портрет знатного чабана Семенова». Представляют значительный интерес произведения А. Цыбиковой «Портрет артиста балета Павленко», «Портрет архитектора Цыренжаповой», «Арюна в стеганом халате», «Автопортрет с сорокой». В своеобразной манере были выполнены А.И. Ти-миным эскизы театральных декораций и костюмов к опере «Энхэ Булат батор», балету «Красавица Ангара» и другим постановкам, М. Шестаковой - для ансамбля «Байкал» [7].
В эти годы развитого социализма на новый уровень развития поднимается изобразительное искусство. Произведения бурятских художников демонстрировались на многих крупных российских, зональных и всесоюзных выставках. В 1980 г. прошла выставка «Искусство советской Бурятии» в государственном музее искусств народов Востока», в котором приняли участие Б. Тайсаев с серией работ «Мир у Байкала», молодой художник Т. Манжеев с циклами «Из детства» и «Музыканты», А. Дугарова с работами «Знаки», «Осень» и др.
В 1990-2000-х гг. в истории Бурятии происходили радикальные изменения - республика находилась в условиях трансформации российского общества: преобразования в социально-экономическом развитии республики на рубеже ХХ-ХХ1 вв., развитие политической ситуации, создание и деятельность партий и движений, государственно-церковные взаимоотношения [3]. В эти годы не всем были понятны изменения в политической обстановке страны. Рыночные реформы 1990-х гг. негативно отразились на уровне жизни населения. Сокращение финансовых и материальных ресурсов способствовало углублению кризиса. В это время творчество художников было представлено следующими работами: произведения Л. Лабока «Пирс через Селенгу», «Свежий ветер», Л. Семенова «Августовский день», А. Бритовой «Натюрморт с маской», В. Поспелова «Покой», М. Ванданова «Слушающий тишину», «Друзья», «Ожидание», Б. Лыксокова «Журавли», Л. Нохоевой Триптих «Байкал Баабай», Д. Олоева циклы «Абай Гэсэр хан», «Круг Сансары», Т. Манжеева «Этюд с фин-ксом», «Domus» [8].
Для современной художественной жизни Бурятии характерны открытость, полицентризм. Ее отличительной чертой стало формирование художников универсального типа, таких как Д. Намдаков, З. Доржиев, Б. Дашицыренов, Ч. Шенхоров. Подтверждением огромного потенциала является работа над монументальными проектами в республике и за ее пределами. Современные художники обращаются к традиционной культуре, духовным ценностям, воссоздают в своих картинах национальные образы, в частности образ кочевника. Художники не столько реконструируют картину кочевого мира, сколько, реально переживая ее, воплощают на холстах мироздание кочевой цивилизации. Многие работы мастеров, давно живущих в Бурятии или сохраняющих духовную связь с родиной, уже стали национальным брендом. Отличительной чертой современной живописи является стремление к абстракции и размытости. Например, объекты на картинах изображаются все более нечеткими, неясными, в отдельных случаях в них с трудом удается что-либо распознать. В настоящее время существует определенная тенденция к смешиванию жанров, техник и стилей. Современная живо-
пись корректирует классические каноны, что представляет возможным получить особенные, невероятные результаты. В отличие от ранее исследуемых произведений в современной живописи все реже наблюдается отражение реальной действительности, как в полотнах с изображение предыдущих исторических периодов Республики Бурятия. Современная живопись становится не только отражением действительности, но может ее заменить как средство особого выражения бытия самого художника. В произведениях современной бурятской живописи особого внимания заслуживают работы Ж. Раднаева «Подарок», «Ушедшее время», З. Доржиева «Поединок», «Девушка с коралловой сережкой», В. Поспелова «Храм Святой Одигитрии. Покров», работы А. Дугаровой «Green table», «Still-life», «Белая Тара», Б. Доржиева «Церемониальный конь», художника А. Улзытуева «Прогулка», Б. Тайсаева «След кочевника», «Верхнеудинская ярмарка», В. Рабжаевой «Дойка коз», О. Козлова «Хранитель байкальской тайги», В. Архипова цикл «Новый Улан-Удэ», Б. Гармаева. «Соседи», Е. Болсо-боева «Ожидание», Ч. Мандаганова «Буха-нойон», «Кочевник», Л. Воронцовой «Пирамида», С. Ханхарова «Ваятель», Ч. Шенхорова «Борение с пространством», Ж. Зоманова «Шаман и Будда», Б. Дашицыренова «Стрельба из лука» [8]. Современная живопись Бурятии производит яркое впечатление. Как отмечалось ранее в исследованиях современной живописи Бурятии, некоторые современные живописцы продолжают изображать настоящую действительность, обращаясь к сюжетно-бытовой тематике, но можно наблюдать и появление нового поколения художников, которые в своих работах выражают собственную, абстрактную реальность, обращаясь к образам предков, к своим истокам.
Таким образом, мы пришли к выводу, что отражение исторических событий в истории и культуре Бурятии находит место в картинах разных времен, которые являются выражением духовных ценностей, что представляет собой «историческую память», которая нашла воплощение в художественных образах, сюжетах, посвященных трагическим или радостным событиям жизни человека, страны, общества. Историческая память акцентируется в художественном мышлении, сознании, памяти людей. В начале XXI в. преобразования, которые произошли в нашей республике, установили перед обществом задачи, относящиеся к разработке новой концепции личности, преемственности традиций, ориентации на вкусы публики. Но темы исторических и культурных событий в произведениях современных художников остаются такими же актуальными. Проводя анализ произведений бурятских живописцев, посвященных различным историческим событиям, можно сделать вывод, что эта тема имеет большое значение в творчестве художников Бурятии. С каждым новым историческим периодом рождаются новые сюжеты, новая трактовка темы, отражение времени, героев. Богатство и многообразие индивидуальных дарований, высокий профессионализм художников обеспечивают признание бурятского изобразительного искусства, живописи Бурятии, как самостоятельного целостного художественного явления, что является подтверждением того, что культура всегда исторична и социальна и неразрывно связана с историей культуры страны, с историей культуры Республики Бурятия.
Библиография
1. Батурин С.А. Визуальные материалы по истории довоенной Бурятии: характеристика ис-точникового комплекса // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 6. - С. 20.
2. Бураееа С.В., Батурин СЛ. Будни довоенной Бурятии: особенности визуальной репрезентации повседневности (1920-1930-е гг.) // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. - 2013. - № 3 (11). - С. 59-77.
3. История Бурятии: В 3 т. Т. 3: XX - XXI вв.- Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. - 464 с.
4. Сампилое Ц. Этнографические зарисовки / отв. ред. И.И. Соктоева. - Новосибирск: Наука, 1995.-20 с.
5. Соктоева И.И. Живопись советской Бурятии. - Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1965. - 187 с.
6. Соктоева И.И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии. - Новосибирск: Наука, 1988. - 106 с.
7. Соктоева И.И., Улзытуева Н.А, Алексеева Т.Е. и др. Изобразительное искусство Бурятии:
художественный альбом из собрания Национального музея Республики Бурятия, коллекции Бурятского республиканского художественного музея им. Ц.С. Сампилова, Музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова, Музея Бурятского научного центра СО РАН, Кяхтинского краеведческого музея им. В.А. Обручева, частных коллекций) / ред. Т.А. Бороноева. - Улан-Удэ: Новапринт, 2011. - 192 е.; ил.
8. Художники Бурятии [Электронный ресурс]. - Улан-Удэ, 2006. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв. - (электронная библиотека).
Bibliography
1. Baturin S.A. Visual materials on the history of pre-war Buryatia: characterization of the source of the complex // Historical and socio-educational thought. - 2012. - N 6. - P. 20.
2. Buraeva S.V., Baturin S.A. Weekdays of the Pre-War Buryatia: Patterns of Everyday Life Visual Representation in the 1920s-1930s // Bulletin of the Buryat Scientific Center, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences. - 2013. - N 3 (11). - P. 59-77.
3. History of Buryatia: In 3 Vol. Vol. 3: XX - XXI century. - Ulan-Ude: BSC SB RAS Press, 2011. -
464 p.
4. Sampilov Ts. Ethnographic sketches / Ed. by I.I. Soktoeva. - Novosibirsk: Nauka, 1995. - 20 p.
5. Soktoeva I.I. Painting of Soviet Buryatia. - Ulan-Ude: Buryat Book Publishers, 1965. - 187 p.
6. Soktoeva I.I. Fine and decorative arts of Buryatia. - Novosibirsk: Nauka, 1988. - 106 p.
7. Soktoeva I.I., Ulzytueva N.A., Alekseeva T.E. et al. Fine Art of Buryatia: Art album of the National Museum of the Republic of Buryatia, Collection of Buryat Republican Art Museum named after Ts.S. Sampilov, the History Museum of Buryatia named after M.N. Khangalov, the Museum of Buryat Scientific Center SB RAS, Kyahtinsky museum of local lore named after V.A. Obruchev, private collections./ Ed. by T.A. Boronoeva. - Ulan -Ude: Novaprint, 2011. - 192 p.
8. Artists of Buryatia [electronic resource], - Ulan-Ude, 2006 . - 1st CD-ROM: col. - (E-library).