Научная статья на тему 'Отражение профиля Финансового вуза в преподавании культурологии'

Отражение профиля Финансового вуза в преподавании культурологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
129
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМЫ / АЗИАТСКИЙ И АНТИЧНЫЙ СПОСОБЫ ПРОИЗВОДСТВА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ / ИДОЛОПОКЛОНСТВО / КУЛЬТУРА / ЛОКАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ (ИСТОРИКО#КУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ) / НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / МЕНТАЛИТЕТ / МИФОТВОРЧЕСТВО / СЕЛЬСКАЯ ОБЩИНА / УЧЕТ / LOCAL CIVILIZATION (HISTORICAL#CULTURAL COMMUNITY) / ALGORITHMS / ASIAN AND ANCIENT MODES OF PRODUCTION / MANAGEMENT APPARATUS / IDOLATRY / CULTURE / TAXES AND TAXATION / MENTALITY / MYTH-MAKING / RURAL COMMUNITY / ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Викторов Вячеслав Викторович

Статья посвящена проблеме отражения профиля ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» при преподавании курса «Культурология». Автор на конкретных примерах рассматривает возможности ознакомления студентов не только с культурологическими понятиями, но и с рядом финансово#экономических терминов (алгоритмы азиатского и античного способов производства, аппарат управления, система учета и контроля в древневосточных цивилизациях и др.), полагая, что преподаватель Финансового университета должен иметь представление о профильных дисциплинах, изучаемых студентами. Для этого, по мнению автора, необходимо периодически проходить переподготовку на курсах повышения квалификации преподавателей финансово#экономического профиля и использовать полученные знания при чтении лекций гуманитарного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Викторов Вячеслав Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflection of the Specialization of the Financial University in Teaching Cultural Studies

The author uses concrete examples considering ways to familiarize students not only with cultural concepts, but also with a number of financial and economic terms (algorithms for Asian and ancient modes of production, management apparatus, a system of accounting and control of the civilizations of Ancient East, etc.) supposing that a teacher of Finance University should understand the relevant disciplines explored by students. According to the author it necessary to be periodically retrained on the training courses for the teachers of financial and economic specialty and use the knowledge for lecturing humanities.

Текст научной работы на тему «Отражение профиля Финансового вуза в преподавании культурологии»

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ

Отражение профиля финансового вуза в преподавании культурологии

В. В. Викторов*

Статья посвящена проблеме отражения профиля ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» при преподавании курса «Культурология». Автор на конкретных примерах рассматривает возможности ознакомления студентов не только с культурологическими понятиями, но и с рядом финансово-экономических терминов (алгоритмы азиатского и античного способов производства, аппарат управления, система учета и контроля в древневосточных цивилизациях и др.), полагая, что преподаватель Финансового университета должен иметь представление о профильных дисциплинах, изучаемых студентами. Для этого, по мнению автора, необходимо периодически проходить переподготовку на курсах повышения квалификации преподавателей финансово-экономического профиля и использовать полученные знания при чтении лекций гуманитарного цикла.

Ключевые слова: алгоритмы, азиатский и античный способы производства, государственный аппарат, идолопоклонство, культура, локальная цивилизация (историко-культурная общность), налоги и налогообложение, менталитет, мифотворчество, сельская община, учет.

Reflection of the Specialization of the Financial University in Teaching Cultural Studies

V. V. Victorov

The author uses concrete examples considering ways to familiarize students not only with cultural concepts, but also with a number of financial and economic terms (algorithms for Asian and ancient modes of production, management apparatus, a system of accounting and control of the civilizations of Ancient East, etc.)

supposing that a teacher of Finance University should understand the relevant disciplines

explored by students. According to the author it necessary to be periodically retrained on the training courses for the teachers of financial and economic specialty and use the knowledge for lecturing humanities.

Key words: algorithms, Asian and ancient modes of production, management apparatus, idolatry, culture, local civilization (historical-cultural community), taxes and taxation, mentality, myth-making, rural community, accounting.

* Викторов Вячеслав Викторович — кандидат исторических наук, профессор кафедры «Философия» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

E-mail: vvv1210@mail.ru.

Российские, а затем и советские выпускники высших учебных заведений на протяжении более двух с половиной столетий отличались не только глубокими знаниями по избранной специальности, но и широким кругозором. Студенчество участвовало в дискуссиях и диспутах о новой научной и общественно-политической литературе. Ему были знакомы труды французских просветителей, немецких философов, представителей утопического социализма, российских славянофилов и западников, работы видных деятелей европейской и российской общественной мысли и т. д.

Российские студенты вступали в общественные движения, организации и политические кружки, устраивали нелегальные сходки и демонстрации. В последующем убеждения молодых образованных людей трансформировались как в сторону традиционализма и либерализма, так в сторону радикализма, что приводило их в ряды этих движений. Поэтому не случайно, что именно молодая интеллигенция играла значимую роль в российских революциях ХХ столетия. Таким образом, комплекс знаний, полученных по общественным дисциплинам в вузовских аудиториях, студенты дополняли, активно участвуя в общественной жизни России.

В последующем студенческая молодежь вписала немало ярких страниц в историю страны. В годы Великой Отечественной вчерашние студенты становились героями фронта и трудового тыла. После войны трудовые армии молодых активно восстанавливали народное хозяйство страны, поднимали целинные земли, трудились на комсомольских стройках.

И сегодня немало выпускников нашего вуза принимает активное участие в государственной и общественной жизни России. В наше непростое время студенты большинства вузов независимо от профиля высшего учебного заведения изучают гуманитарные дисциплины (историю, философию, культурологию, политологию, социологию и др.). Цель этих курсов — помочь студентам, а в последующем молодым специалистам лучше ориентироваться в современной череде быстро меняющихся событий и ситуаций.

Но не менее важно и умение правильно оценивать общественно значимые события прошлого. Именно здесь молодых могут подстерегать ошибки, которых тем не менее не стоит бояться, но их можно и нужно поправлять. Однако боязнь допустить ошибку зачастую сдерживает продвижение по пути общественного прогресса. Поэтому следует, прежде всего, самокритично подходить к собственной деятельности и не считать, что все сделанное нашими предшественниками подлежит неприятию и осуждению.

В ХХ столетии были совершены две серьезные ошибки, до сих пор негативно отзывающиеся в обществе. Сначала отвергался положительный российский дооктябрьский

опыт, а потом так же непродуманно и в спешке ломался и очернялся опыт советского строительства.

Крайне важно научить нынешних студентов, оглядываясь в прошлое, строить настоящее и моделировать будущее. При этом будущие специалисты должны предусматривать возможные сценарии продвижения к главной цели. Немецкий философ, психолог и культуролог К. Ясперс считал, что «свершение настоящего определяется и скрытым в нем будущим, ростки которого мы, принимая или отвергая, считаем своим»1.

Вывод К. Ясперса, видимо, останется актуальным до тех пор, пока на Земле будет существовать общественная жизнь. Для нас, живущих в XXI столетии, важны многие суждения мыслителей прошлого. Достаточно вспомнить слова Платона о том, что философы должны будут «принять на себя заботу о государстве, желают они того или нет (и государству придется их слушаться)2. По всей видимости, «философами» Платон называл образованных государственных деятелей, умеющих видеть перспективу, моделировать будущее, опираясь на прошлый культурно-исторический опыт.

Кто из наших современников сможет отвергнуть утверждение греческого философа о том, что высшее выражение справедливости заключается в «воздаянии» каждому по заслугам? Конечно, студентам желательно знать суждения Платона, уметь использовать его рекомендации, поскольку они несут в себе большой положительный заряд и остаются актуальными до наших дней. Но нужно ли нам соглашаться со всем, о чем писал Платон? Так, например, Платон считал, что идеальное государство должно носить аристократический характер. Мы сегодня полагаем, что наше государство должно быть демократическим, с развитым гражданским обществом.

Поэтому не случайно в федеральном государственном образовательном бюджетном учреждении высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» значительное внимание уделяется изучению гуманитарных дисциплин. Основные задачи и направления деятельности определены Уставом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 14 июля 2010 г.

Круг задач, закрепленных в Уставе нашего вуза, весьма широк. Это и удовлетворение потребностей граждан в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии за счет получения высшего, среднего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. И удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специали-

1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 28.

2 См.: Платон. Сочинения: В 4 т. М., 1994. Т. 3. С. 279.

стах. И распространение знаний среди населения страны. И повышение образовательного и культурного уровня населения России, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества3.

Обучение в нашем учебном заведении отличается углубленной фундаментальной и профессиональной подготовкой. Обеспечивают учебный процесс, ведут учебно-методическую и научно-исследовательскую работу высококвалифицированные преподаватели общегуманитарных, общепрофессиональных и специальных кафедр, во главе которых — крупные ученые, действительные члены и члены-корреспонденты академий наук, заслуженные деятели науки, известные экономисты и ученые гуманитарного цикла.

Необычайно велика и роль изучаемых студентами вуза гуманитарных дисциплин, включая культурологию, на примере которой будет рассмотрена проблема отражения профиля ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» в преподавании курса «Культурология».

В настоящее время Финансовый университет — ведущий учебный, научный и методологический центр. В университете осуществляется двухуровневая подготовка высококвалифицированных бакалавров и магистров по многим направлениям. Являясь крупным научно-образовательным комплексом, в структуру которого входит сеть региональных подразделений (филиалов и представительств, открытых по всей стране), вуз ежегодно подготавливает около 20 тыс. студентов и обеспечивает повышение квалификации десятков тысяч специалистов4.

Как уже отмечалось, большая роль в подготовке специалистов принадлежит гуманитарным дисциплинам, которые дают порой очень специфичные знания. Нередко преподаватель должен выходить за рамки своей дисциплины, поскольку ему необходимо учитывать профиль высшего учебного заведения, в котором читается соответствующий курс лекций. Это необходимо помнить и при проведении семинарских занятий, и в индивидуальной учебной, и во внеаудиторной работе со студентами.

На протяжении последних лет автору удалось издать учебное пособие и четыре издания учебника «Культурология». В настоящей статье он будет опираться на учебник, вышедший в издательстве «Вузовский учебник» в 2007 и 2010 гг. тиражом девять тысяч экземпляров и рекомендованный к изданию Научно-методическим советом по культурологии Министерства образования и науки РФ,

3 См.: Устав федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». http//www.fa.ru

4 См.: http: // www.fa.ru. Общие сведения.

а также — на опыт использования при чтении курса лекций системы динамического проецирования.

При подготовке к изданию учебника «Культурология» автор руководствовался не только требованиями Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Культурология», но и спецификой Финансового университета. Поэтому при рассмотрении культурных явлений использовался в качестве примеров опыта различных цивилизаций в сфере финансов и кредита, бухгалтерского учета и аудита, налогов и налогообложения и т. д. Многие примеры являются типичными для экономик изучаемых цивилизаций, определяются способом производства, системой учета и контроля, формами собственности, характером власти.

Специальности будущих бакалавров, которых будет выпускать Финансовый университет, родились не в кабинетах чиновников или в головах ученых мужей, а вызваны жизнью, а их появление имеет глубочайшие корни в истории человечества. Ведь еще в первобытные времена человек вынужден был делать запасы, расчетливо их расходовать, чтобы дожить до следующего урожая... Именно поэтому уже при изучении ранних форм культуры примитивного общества стоит обращать внимание студентов на то, что с завершением антропогенеза первобытное человеческое стадо, или праобщество, путем длительной эволюции трансформируется в человеческое общество. Оно приобретает опыт выживания и познания окружающего мира, начинает думать о завтрашнем дне.

Изучая культурологию, студенты знакомятся с теорией и историей культуры, с возникновением, развитием и гибелью цивилизаций. Современному человеку в условиях господства массовой культуры необходимо знать жизнь во всей ее сложности, уметь воспринимать или отторгать отдельные негативные ее проявления. Поэтому преподаватель должен дать студентам знания об особенностях развития историко-культурных общностей Древнего Востока, Древней Греции и Рима, с их азиатским и античным способами производства, различными формами государственного устройства (от восточной деспотии и империи до республики), двумя мировыми религиями, различиями в культуре.

Опираясь на анализ ведущих параметров развития локальных цивилизаций, общие и индивидуальные черты их культур, придающие им неповторимость и своеобразие, можно сделать важные для современного человека выводы о причинах их гибели или перманентного развития. Студент должен задуматься над вопросами: только ли внешние факторы являются причиной гибели многих локальных цивилизаций? Почему сумели выжить и перманентно развиваются цивилизации, возникшие в долинах рек Хуанхэ и Инд? Почему погибшая

античная цивилизация сумела дать жизнь романо-германской и византийской цивилизациям? Почему еще достаточно сильная, но начавшая клониться к закату византийская культурно-историческая общность оказала влияние на рождение на просторах ВосточноЕвропейской равнины российской цивилизации, сохранившей на ранней стадии развития черты восточнославянской языческой культуры и обретя черты православной культуры?

Ответы на эти вопросы студенты получают при изучении курса «Культурология», буквально начиная с первой лекции, посвященной типологии таких понятий, как «культура» и «цивилизация».

Изучая курс культурологии, студенты приходят к пониманию целого ряда современных явлений. Например, уже на стадии доисторического общества у человека начали вырабатываться первые ростки прагматизма и рационализма. Это нашло отражение в возникновении и развитии речи, в умении использовать огонь в хозяйственных целях, в совершенствовании орудий труда и создании материалов, которые природа не может дать в готовом виде (обожженная глина, металлы, ткань, обработанные шкуры и т. д.).

И снова может возникнуть вопрос: зачем эти сведения студенту и выпускнику Финансового университета, который должен получить хорошие специальные знания по избранной специальности в соответствии с профилем вуза? По нашему мнению, выпускник должен уметь ориентироваться в глобальном мире, разбираться в психологии и поведении коллег по работе и во внешних структурах. Начав работать, он столкнется с тем, что даже самый современный человек зачастую наделен комплексами, нормами поведения, отношением к выполняемому делу, корни которых уходят в далекое прошлое.

Не чужды ему и такие черты осознания окружающего мира, как мифотворчество и идолопоклонство. Случайно ли эти черты сохранились в менталитете российского человека? Видимо, нет, поскольку на протяжении столетий народы России жили с такими мифологическими представлениями в сознании, как «добрый царь», «добрый генеральный секретарь», «добрый президент». Чтобы уйти от старых стереотипов, необходимо гражданское общество, которое не построит ни один правитель и чиновник, если в этом не будет заинтересовано большинство социума.

А пока мы продолжаем жить мифами и верой в добрых руководителей, которые узнают о беззакониях чиновников и восстановят справедливость. Но появляются и новые мифы, навязанные обществу российскими либералами. Например, миф, имеющий название «рыночные отношения». Он, по мнению его идеологов и средств массовой информации, был призван улучшать материальное положение людей. Ана-

логи создания подобных «идолов» можно найти и в советской системе. События протекали по хорошо известному сценарию: сотворение культа очередного «идола», которому длительное время российский народ доверял, а основная масса журналистов поддерживала. Через какое-то время народ разуверивался в своем «кумире», а часть журналистов начинала публикацию критических материалов.

Могут ли такие явления, как «идолопоклонство» и «мифотворчество», жить вечно в психологии российских народов? Нет! Но для искоренения в сознании населения этих палеолитических черт нужна многолетняя, повседневная и кропотливая работа. А пока они живут в сознании людей, выпускники Финансового университета будут встречаться с этими явлениями и должны учитывать их.

Вот почему, по мнению автора, выпускники Финансового университета должны знать прошлое, брать из него лучшее, уметь анализировать причины допущенных недостатков и не повторять методологических ошибок. Даже примитивный человек уже сумел осознать — для того, чтобы выжить, надо сохранять и развивать полученный опыт, передавать его последующим поколениям.

На первой лекции курса «Культурология» обычно рассматривается тема «Введение в науку о культуре». Раскрываются понятия «культура», «цивилизация» и другие, связанные с ними феномены. Они станут ключевыми, имеющими методологический характер. Следующий шаг — введение студентов в круг понятий «человеческая культура», «азиатский способ производства» и его алгоритмы и т. д. Знание этих понятий необходимо для перехода к конкретному изучению древневосточных локальных цивилизаций. Начиная с IV тысячелетия до н. э. в Северо-Восточной Африке, Передней Азии, в долинах реки Инд на полуострове Индостан и реки Хуанхэ на Китайской равнине возникли культурно-исторические и социальные образования, которые позже получили обобщенное название — «цивилизация»5.

При всем разнообразии этих образований они обладали неким единством и общностью, хотя каждая из них существовала независимо одна от другой, локально. Характерными чертами для них стали: наличие сельской общины, деспотической (единоличной) верховной власти, значительного чиновничьего аппарата, экономического уклада, который К. Маркс назвал «азиатским способом производства».

В особенностях древневосточной сельской общины К. Маркс увидел основу для существования азиатского деспотизма. Сельская

5 На первой лекции студенты получили информацию

о сосуществовании крупных целостных образований. Н. Я. Данилевский назвал их «культурно-историческими типами», О. Шпенглер — «развитыми культурами», А. Тойнби — «цивилизациями».

община, по его мнению, оставалась неизменной на протяжении столетий, а застывший механизм ее функционирования стал традиционной формой существования сельского хозяйства, являвшегося основой экономики древневосточных цивилизаций.

При рассмотрении этого феномена весьма уместна параллель с российской сельской общиной, разрушение которой было начато только после поражения революции 1905-1907 гг. по инициативе П. А. Столыпина. Он увидел в ней тормоз для развития России. Однако при всей энергии российского реформатора русская сельская община в основном дожила до революций 1917 г. и легла, по мнению автора, в основание созданной колхозной системы.

Немаловажное значение имеет разъяснение студентам основных алгоритмов «азиатского способа производства», многие из которых сохранялись на различных этапах развития российской цивилизации, включая советский период, например, следует отметить такие общие черты, как отношение к земельной собственности, характер государственной власти, ведение крупномасштабного строительства, принудительная организация общественных работ, произвол государственной власти и чиновников. При рассмотрении этих проблем вновь появляется возможность обратиться к советскому и постсоветскому периодам развития российской культурно-исторической общности (грандиозные стройки в отдаленных районах СССР с использованием труда заключенных, коллективизация, высокая роль аппарата управления в центре и на местах, коррупция и произвол чиновников всех уровней и т. д.).

При рассмотрении вопроса об особенностях развития древнеегипетской цивилизации можно выделить, как одну из ее черт, систему учета, которая являлась важнейшим элементом централизованного управления древнеегипетского государства. В зависимости от количества часов, выделенных на преподавание культурологии, преподаватель может с разной степенью подробности остановиться на этом явлении или порекомендовать студентам познакомиться с проблемой учета по учебнику6. Однако в любом случае стоит обратить внимание студентов на обязательный и сакральный характер системы учета, ее практическую значимость. Отметить, что ее исполнение обеспечивали специально выделенные для этого чиновники, в том числе писцы.

Проиллюстрировать свои слова можно с помощью системы динамического проецирования, показав скульптурное изображение писца. Кстати, уже само наличие этого изображения является свидетельством авторитета этой профессии в социальной структуре древнеегипетского общества. Эта должность

6 См.: Викторов В. В. Культурология: учебник. М., 2007. С. 48-49.

считалась почетной и уважаемой, писцы входили в привилегированную элиту общества. Они занимались, в частности, учетом и должны были обладать экономическими, математическими, инженерными, агрономическим и другими познаниями. До нас дошли слова древнеегипетского автора, написавшего, что мудрые писцы «оставили свое наследство в писаниях, поучениях» и «память о том, кто написал их, вечна»7.

Студентам полезно знать, что уже в древнеегипетской цивилизации система учета была прагматичной и рациональной, обладала сакральным характером и имела своего бо-га-покровителя по имени Тот.

Специалист, подготовленный в Финансовом университете, должен помнить, что многие элементы учета, используемые в настоящее время, зародились еще до нашей эры. Однако в ходе многовековой истории человечества они совершенствовались, приобретали новые качества, которые определялись способом производства, потребностями общества и уровнем его культуры. Эти факторы подвижны и взаимосвязаны, хотя, по мнению автора, основной является экономическая доминанта, оказывающая влияние на развитие науки, образования, воспитания и других составляющих элементов культуры, играющих активную роль в жизни общества.

Почему при изучении курса необходимо обращать внимание студентов на сущность модели «азиатского способа производства» и алгоритмы его проявления? Во-первых, по мнению автора, российская императорская, советская и постсоветская власть унаследовала многие черты управления государством и обществом от Византийской империи и древнеегипетской цивилизации8. Во-вторых, не без влияния некоторых алгоритмов «азиатского способа производства» сформировался менталитет народов России, и в первую очередь русского народа. Это должен будет учитывать выпускник Финансового университета в своей будущей работе.

Рассказывая о культуре Древнего Египта, необходимо акцентировать внимание студентов на особенностях обеспечения учета поступающих в распоряжение государства ресурсов, их хранении, распределении и нормировании. Объектами нормирования были земля и продукция производства (сельскохозяйственная, ремесленная, строительная). Так, например, при возведении пирамид делались расчеты на необходимое количество строительных материалов и людей, работающих на объекте. Это необходимо для обеспечения питанием, пи-

7 Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. Т. 1. С. 102, 103. (Библиотека всемирной литературы).

8 В учебном пособии «Российская цивилизация: тенденции развития от истоков к современности» (М., 2008) третья глава носит название «Самодержавие как феномен русской культуры».

тьем, одеждой, жильем и бытовыми мелочами, вплоть до крема для натирания тела, в соответствии с определенными нормами.

В Древнем Египте существовала строгая отчетность. Она составлялась по номам (областям) и подразделялась на внутригодовую (квартальную) и ежегодную (на несколько лет). Отчетность проверялась, говоря современным языком, финансовым управлением и специальными чиновниками. Таким образом, глава финансового управления заведовал всем тем, что давало небо, производила земля, приносил Нил, и в результате — тем, что получал крестьянин благодаря своему труду. Под контролем чиновников и контролеров находились: готовность полей к севу, работа на полях, сбор урожая, обеспечение хозяйств рабами, составление земельных кадастров, а отсюда — эффективность использования земли и т. д. Контроль, видимо, носил тотальный характер и охватывал сельское хозяйство, ремесла, строительство. Учет завершался подготовкой отчетов, целью которых было определение государственных ресурсов и их распределение.

Советская система очень напоминала древнеегипетскую систему учета, контроля и распределения произведенной продукции, а также систему нормирования. В советский период роль высшего контролера выполняло Политбюро ЦК КПСС, без согласования с которым не принималось ни одного принципиального решения. Этот же высший политический орган через мощный партийный аппарат осуществлял контроль выполнения решений в центре и на местах. Поэтому первичные партийные организации предприятий и организаций, в соответствии с Уставом КПСС и специальной инструкцией, обладали правом контроля хозяйственной деятельности администрации.

В Древнем Египте существовала распределительная система. И в СССР Госплан планировал выпуск товаров, Госснаб распределял их по министерствам, ведомствам, общественным и иным структурам. Часть ресурсов закладывалась в государственный резерв, использовать который можно было только в исключительных случаях, по решению высшего политического органа — Политбюро ЦК КПСС. Все государственные и общественные структуры имели свои фонды, которые можно было, в соответствии с установленным порядком, получить через Госснаб СССР. При существовавшей советской системе учета и контроля производитель продукции не являлся распорядителем полученной прибыли. В ряде случаев он мог получить только ее часть, и только в том случае, если умел обосновывать необходимость оставления этой части для собственного развития или для решения социальных проблем.

Советская экономическая и политическая система наряду со многими положительными сторонами имела немало недостатков, кото-

рые в конечном итоге привели ее к гибели. Хотя следует отметить, что разрушение советской системы является результатом не столько объективных, сколько субъективных факторов. К числу последних можно отнести некомпетентность и субъективизм высшего руководства при принятии решений и оценке положения дел. Оно на протяжении многих лет недооценивало роль материального фактора, допускало нарушения прав человека, использовало «телефонное право» при решении многих вопросов и т. д.

Нельзя было на протяжении многих лет спекулировать на целях и задачах построения коммунистического общества, не думая об удовлетворении материальных потребностей широких народных масс. И в то же время необдуманно тратить огромные средства на гонку вооружений, нередко бесплатно помогая (не только оружием) своим союзникам. Последний руководитель СССР в большей степени удовлетворял свои весьма амбициозные цели, которые приветствовались не столько собственным народом, сколько политиками Запада, потому что эти цели отвечали интересам западного потребительского общества.

При изучении темы «Античность как тип культуры и цивилизации нового типа» нельзя обойти стороной антипод «азиатского способа производства» — «античный способ производства». Для каждого из этих способов производства характерны свои экономические, социальные и культурные параметры и системы ценностей. В Древней Греции высокого уровня развития получили наука, литература и искусство. Конечно, древневосточные цивилизации оказали влияние на своих соседей, включая древних греков, которые стали творцами новых экономических, политических, социальных и культурных отношений. В результате сформировался «античный способ производства», ставший первопричиной «греческого чуда» — благодаря новым отношениям народы Древней Эллады достигли невиданных ранее высот почти одновременно во многих областях культуры.

Эллины действительно во многих сферах стали первыми, потому что заимствованный опыт они осваивали, дорабатывали и совершенствовали в соответствии со своими экономическими, социально-политическими и культурными запросами. В области государственного устройства они от деспотии пришли к демократической форме правления, видимо благодаря появлению такой своеобразной формы государственного устройства, как города-государства, или полисы. В экономике они раскрыли возможности подневольного (рабского) труда, а межполисные торговые отношения стали первоосновой межгосударственных торговых связей. Появление стоимостного эквивалента (монеты) облегчило товарооборот между полисами.

Идеалом античности стал гармонично развитый гражданин. Древний эллин познавал окружающий мир, и результатом познания стало возникновение многих гуманитарных и естественных наук — философии, истории, географии, этнографии, математики, механики, астрономии, оптики и др. Наивная мифология первобытного мышления постепенно уступала место новой мифологии, отражавшей религиозные, социально-политические, моральные идеи полисной идеологии.

Все эти и многие другие достижения нередко называют «греческим чудом». Оно зародилось в городе-государстве Афинах в VII в. до н. э. Этот город, а позднее и другие полисы формировались как ремесленно-торговая структура, где не было всесильного бюрократического аппарата, земля принадлежала гражданам, а не богам («собственностью богов» была гора Олимп и земля, на которой стояли храмы). Со временем земля стала предметом обмена и продажи. С 595 г. до н. э. в Афинах, согласно реформам Солона, был запрещен переход свободных граждан в рабство за долги. Но сформировался классический тип рабства, при котором раб стал товаром, предметом купли-продажи. Полис защищал свободы, жизнь и собственность граждан. Были выработаны законы, этические нормы и общественные ценности, которые утверждали экономическую систему, позднее названную «античным способом производства».

Таким образом, студентов можно подвести к пониманию роли экономического фактора в развитии культуры, которую ни в коем случае нельзя отождествлять только с литературой и искусством. При этом через лекции и семинарские занятия рефреном должно проходить определение понятия «культура». Оно было сформулировано на первой лекции: творчески созидательная деятельность людей по преобразованию природы и общества, в результате которой формируется конкретно-историческая система создания, сохранения и использования материальных и духовных ценностей, социальные нормы и институты, отношения людей к природе, между собой и к самим себе.

Целесообразно обращать внимание студентов на ряд особенностей функционирования древнеримского государства. Учитывая, что на формировании римской культуры сказался опыт других народов, видимо, следует обратить внимание будущих финансистов на одно очень значимое обстоятельство: Древний Рим заимствовал и адаптировал не только древнегреческую культуру, но и культуру древневосточных народов, проделывая это прагматично и рационально. Превратившись в крупный экономический и политический центр Средиземноморья, Древний Рим сумел заинтересовать торговцев, ремесленников, строителей, деятелей науки, литературы и искусства из разных земель. Проделывал

Рим это весьма расчетливо, привлекая людей как добровольно, так и принудительно.

Конечно, для осуществления собственных амбиций нужны были значительные средства, которые римское государство получало не только за счет ограбления покоренных народов, но и благодаря четко выстроенной налоговой политике, разработанной по гибким, узаконенным нормам правоотношений между частными лицами и государством, между частными лицами, в которых доминировали интересы личности. Еще в VI в. до н. э. был создан свод римского права — законы XII таблиц. Однако подлинный расцвет римской юриспруденции пришелся на последние века до нашей эры. Ее юридические нормы в VI в. н. э. были систематизированы в Византии и стали известны как кодификация Юстиниана.

Юридическими нормами регулировалась система и техника учета. По имущественному положению население делилось на сословия. Уже с VI в. до н. э., еще со времен правления царя Сервия Туллия, система налогообложения основывалась на описи имущества и установлении ценза. Описи подлежало все имущество (земля, недвижимость, одежда, драгоценности и т. д.), которое заносилось владельцами в домашние учетные книги. Помимо налога с имущества, налоги взимались в виде торговых и транспортных пошлин. Источником пополнения бюджета были проценты за выданные государством займы, назначенные штрафы, в том числе за уклонение владельца от уплаты налога, суммы от конфискации имущества.

Сложилась жесткая система сбора налогов, поскольку государственные расходы были велики. Для удержания власти и порядка в империи, для контроля над завоеванными территориями, для исполнения законов необходимо было содержать огромную, профессиональную, наемную армию и множество гражданских чиновников.

Из меняльных контор в Древнем Риме выросли банки, деятельность которых регулировалась римским правом. Движение денег в банке (расход-приход) фиксировалось в приходно-расходной книге, за ведение которой отвечал владелец финансовой структуры. В книге не должно было быть исправлений. Залогом при выдаче кредита выступало имущество должника или поручителя.

Очень важно отметить, по мнению автора, что римская финансовая система опиралась на законы, которые были обязательны для исполнения всеми членами общества, независимо от занимаемого положения. За нарушение закона следовало неотвратимое наказание. Даже рабы могли донести на своего хозяина, если он допускал нарушения при уплате налога в соответствии с цензом. Любой донос рассматривался, и если подтверждался проверкой, то имущество владельца могло быть конфискова-

но, а доносителю выделялась в качестве поощрения часть конфискованного имущества.

Конечно, величие Рима в немалой степени поддерживалось силой оружия, она не может служить гарантией прочности длительное время, о чем свидетельствует мировая история. В конечном итоге Древний Рим пал. Причины падения многообразны: противоречия в самом римском обществе, восстания рабов, наступление варварских племен, преступная политика правящих кругов, ужасы террористического режима, дворцовые заговоры и интриги, ограбление завоеванных государств, недовольство населения и т. д.

Агония императорского Рима продолжалась длительное время во многом благодаря сложившейся системе, в том числе финансовой, которая сдерживала окончательный распад. Централизованное управление империей осуществлялось через всеобъемлющий государственный аппарат, оправдывающий немалые государственные расходы на свое содержание. Поэтому финансовой сферой и правовыми отношениями в Древнем Риме занимались серьезно. Не случайно на несколько столетий главенствующим был признан принцип: «Пусть погибнет Рим, но торжествует закон!» Другое дело, что правящие круги, провозгласив его, сами далеко не всегда им руководствовались...

Конечно, в одной статье не представляется возможным показать все многообразие возможностей отражения профиля вуза при преподавании курса «Культурология», вызывающего большой интерес у студентов. Это обстоятельство накладывает на преподавателя обязательство тщательно готовиться к каждой лекции и семинарскому занятию, к каждой встрече со студентами на консультациях и при индивидуальной работе.

Дело в том, что многие явления культуры нельзя объяснить, не говоря о многочисленных обстоятельствах, повлиявших на их возникновение и развитие. Так, например, объясняя сущность такого феномена, как европейское Возрождение, необходимо показать причины этого явления, дать ответ на вопрос, почему оно возникло именно в Италии.

Новая эпоха в развитии культуры стала возможна благодаря изменениям в социальноэкономических отношениях. Они повлекли за собой иные умонастроения, включая постепенное освобождение человека от религиозного влияния и церковных институтов. Самостоятельность, все возрастающую независимость от церкви получила и экономическая, политическая, духовная жизнь. В эпоху Возрождения в центре внимания оказался человек, осознававший веру в собственные силы, благодаря которым он мог самостоятельно решать встающие перед ним задачи.

Объясняя студентам причину возникновения Ренессанса именно в Италии, которая в XIV-XVI вв. стала классическим очагом новой культуры, необходимо выделить социальноэкономические факторы: развитие промышленности, торговли, банковского дела; возрастание в городах роли третьего сословия и городской коммуны, состоявшей из представителей цехов и купеческих гильдий — полновластный орган городской власти. Молодой буржуазный класс Италии твердо вставал на ноги, веря в свои силы и трезво глядя на окружающий мир. Росло уважение к земному человеку, умеющему работать и достигать поставленных целей. Купцы и ростовщики-банкиры Флоренции пришли на европейский рынок с добротными товарами и полноценной монетой. В XVI в. в стране господствовали «некоронованные» государи — банкиры Медичи (Флоренция), Висконти (Милан) и др.

Вторым по значимости очагом культуры в Западной Европе стали Нидерланды, в которых города крепли и богатели за счет развивающейся торговли. В стране получило развитие производство тканей, ковров, изделий из стекла, а города Брюгге и Антверпен стали центрами международной торговли.

На примере нескольких лекций, прочитанных по курсу «Культурология», по мнению автора, удалось достаточно убедительно показать возможности отражения профиля вуза при изучении науки о культуре. Однако для того, чтобы это делать не формально, преподаватель должен хорошо знать не только свой предмет, но и ориентироваться в профильных дисциплинах. В этом отношении ректорат Финансового университета идет навстречу профессорско-преподавательскому составу, предоставляя возможность проходить переподготовку на курсах повышения квалификации преподавателей. Так, например, автор трижды прошел переподготовку в Институте повышения квалификации преподавателей по ряду направлений.

Знания, полученные в ИПКП, позволяют использовать их при чтении курса «Культурология», стимулируют поиск новых методов преподавания своей дисциплины. Так, автор разработал и широко использует при проведении занятий систему динамического проецирования, подготовив несколько вариантов слайд-фильма по курсу «Культурология» для дневного, заочного и дистанционного отделений.

И в заключение еще два важных вывода. На взгляд автора, кафедры гуманитарных наук должны систематически заслушивать на своих заседаниях отчеты преподавателей по проблеме отражения профиля вуза при преподавании соответствующих дисциплин, а методический совет Финансового университета — обобщать и распространять опыт педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.