Научная статья на тему 'Отражение проблем современности в судьбах героев пьесы «Новые люди» Довлетхана Натхо'

Отражение проблем современности в судьбах героев пьесы «Новые люди» Довлетхана Натхо Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Новые люди» / особенности времени / герои первой четверти ХХ века / Довлетхан Магомчериевна Натхо / литература ХХ века. / “New people” / features of time / heroes of the first quarter of the twentieth century / Dovletkhan Magomcherievna Natkho / literature of the twentieth century.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Агержанокова Симхан Рамазановна

статье рассматривается пьеса «Новые люди» с позиции вычленения ключевых героев и соотнесения их с особенностями того времени. Концепция «новые люди» по своей сути берет начало в классической литературе XIX века. Однако ее суть затрагивала умы не только имперской интеллигенции, но и советской. Даже сегодня в рамках неореализма можно встретить нового героя, который будет отличаться от остальных и в то же время вызывать неподдельный интерес. Особенно актуально сегодня рассмотреть пример таких «новых людей» в пьесах и романах написанных в первой половине ХХ века, так как есть мнение ряда исследователей, что события конца ХХ – первой четверти XXI веков повторяют трансформации общества того времени. Новизна работы заключается в проведенном анализе и сопоставлении героев начала ХХ и XXI вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF MODERN PROBLEMS IN THE DESTINIES OF THE HEROES OF THE PLAY “NEW PEOPLE” BY DOVLETKHAN NATKHO

The concept of “new people” inherently originates in the classical literature of the XIX century. However, its essence touched the minds of not only the imperial intelligentsia, but also the Soviet one, and even today, within the framework of neorealism, you can meet a new hero who will be different from the rest and at the same time cause no fake interest. It is especially relevant today to consider the example of such “new people” in plays and novels written in the first half of the twentieth century, as there is an opinion of a number of researchers that the events of the late twentieth – first quarter of the XXI century repeat the transformations of society at that time. This article examines the play “New People” from the perspective of identifying the key characters and correlating them with the peculiarities of that time. The novelty of the work lies in the analysis and comparison of the heroes of the early twentieth and XXI centuries.

Текст научной работы на тему «Отражение проблем современности в судьбах героев пьесы «Новые люди» Довлетхана Натхо»

ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Отражение проблем современности в судьбах героев пьесы «Новые люди» Довлетхана Натхо

Агержанокова Симхан Рамазановна,

кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела литературы Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева E-mal: agerzhanokova54@mail.ru

В статье рассматривается пьеса «Новые люди» с позиции вычленения ключевых героев и соотнесения их с особенностями того времени. Концепция «новые люди» по своей сути берет начало в классической литературе XIX века. Однако ее суть затрагивала умы не только имперской интеллигенции, но и советской. Даже сегодня в рамках неореализма можно встретить нового героя, который будет отличаться от остальных и в то же время вызывать неподдельный интерес. Особенно актуально сегодня рассмотреть пример таких «новых людей» в пьесах и романах написанных в первой половине ХХ века, так как есть мнение ряда исследователей, что события конца ХХ - первой четверти XXI веков повторяют трансформации общества того времени.

Новизна работы заключается в проведенном анализе и сопоставлении героев начала ХХ и XXI вв.

Ключевые слова: «Новые люди», особенности времени, герои первой четверти ХХ века, Довлетхан Магомчериевна Натхо, литература ХХ века.

о с

U

со см о см см

ХХ век оказался довольно сложным периодом в истории России, но в то же время это был век серьезных трансформаций, которые коснулись самых различных сфер жизни. Так, было введено всеобщее образование, создавались трудовые факультеты, где обучались взрослые работающие люди, создавалась новая - советская интеллигенция.

20-е годы ХХ века стали периодом многократных преобразований:

переход от военного коммунизма к НЭПу ослабил контроль со стороны государства и национальные меньшинства получили возможность развивать свои собственные системы, либо сохранять прежний уклад;

кризисы хлебозаготовок и внутрипартийная борьба оказали влияние на жизнь народа, который был вынужден реализовывать непоследовательные требования правительства;

завершение НЭПа и переход к индустриализации и коллективизации кардинально изменил жизнь общества, которое должно было быть унифицировано, как в правах, так и в системе самоопределения.

В результате, в 30-е годы ХХ века жители Кавказа преобразовали свою систему письма, с опорой на кириллицу. Литература и язык стали общедоступны и к началу 40-х годов из печати исчезли публикации на национальных языках малых народов.

С другой стороны, этот период характеризуется преобразованием в области системы обучения. Образование стало всеобщим, обязательным и бесплатным, что было неосуществимо в Имперской России. Советское правительство нуждалось в создании собственной интеллектуальной прослойки, и все граждане нового государства могли стать частью зарождающейся советской интеллигенции.

В это сложное время ДовлетханМагомчериев-наНатхо истала первой женщиной-драматургом среди жителей Адыгеи. Ее творческий путь начался еще в школе и потому не удивительно, что в возрасте 16 лет она написала пьесу «Ц1ыфык1эхэр», или «Новые люди», которая стала довольно популярна на уровне самодеятельности в г. Краснодаре и даже вошла в хрестоматийный сборник по литературе Адыгеи[1, с. 130-133]. Но, в военные годы и особенно послевоенные ее творческий

путь завершился, что связано с семенными узами и репрессиями по отношению к членам семьи военных, бывших в концентрационных лагерях. Как итог, творчество ДовлетханНахто утеряно - ее не печатали, а то, что было опубликовано, оказалось под запретом. И сегодня достаточно сложно найти публикации, как о ее жизни, так и с ее работами^].

Пьеса «Новые люди» сталанаибольшим отражением творческого потенциала Довлетхан Ма-гомчериевны Натхо.Притом, если учитывать тот факт, что сама идея нового человека получила широкое распространение среди писателей того времени, то можно говорить о значимости творчества Довлетхан Магомчериевны Натхо, не только для литературы Адыгеи, но и для общероссийской литературы в целом, что обуславливает актуальность рассматриваемой темы[5. с. 113-116].

Анализируя само произведение, а также сравнивая и сопоставляя исторические реалии и современные тенденции, в рамках литературоведческого дискурсарассмотрим пьесу ДовлетханМа-гомчериевны «Новые люди» с литературоведческой позиции и постараемся дать характеристику героям, соотнеся их со временем написания произведения.

Довлетхан Натхо написала свою пьесу, в 1929 году в 16 лет, и можно сказать и возраст, и условия, в которых воспитывалась писательница, оказали большое влияние на ее творчество.

Она была воспитана в рамках советской системы, пропагандирующей равенство, преодоление трудностей, передовые идеи и революционный подход к принятию решений. Все это нашло отражение в ее творчестве.

Произведение «Новые люди», является как реалистичным, так и футуристичным. С одной стороны, писательница описывает события своей современности, но с другой, в тексте просматриваются даты (1937 год, спустя пять лет), которые указывают на веру в светлое будущее, обещанное партией. Безусловно, исторические события 30-х годов ХХ века привели к репрессиям и гонениям, наряду с этим были созданы колхозы, а так же достигнуты высокие показатели развития экономики. Но, идеализированный мир, который представлен читателям в пьесе был результатом пропаганды советской системы и полностью соответствовал ожиданиям миллионов молодых людей во всем государстве. Ведь молодежь всегда отличалась особым взглядом на мир и окружающую реальность. В большинстве случаев подростки идеализируют мир и свое будущее. Но, безусловно, исторические реалии оказывают определенное влияние на их представления.

Так, в пьесе «Новые люди» ДовлетханНатхо показывает, как необразованные и в целом консервативно настроенные люди оказались под влиянием перемен, которые привели к созданию нового государства. Внём сохранились семейные ценности, которые чтились консервативно настроенными жителями аула, но, женщина получила совер-

шенно иную роль в жизни общества. Женщина оказалась равной мужчине, она больше не должна сидеть дома, быть женой и матерью. Теперь она может учиться, строить карьеру, достигать политических вершин, путешествовать по стране в одиночку или в составе делегации и это больше не будет осуждаться обществом, ни православным, ни мусульманским, ни каким-бы то ни было еще. В этом новом государстве, на примере изменяющейся роли женщины показано, что перемены придут в самые дальние поселения СССР. Но эта мысль является второй по значимости.

Ключевой мотив, который передает в своей пьесе ДовлетханНатхо, заключается в том, что новое время требует нового мышления - более широкого, перспективного, указывающего на возможности реализовать те идеи, которые пропагандировались в 20-30-е годы ХХ века. Пропаганда, как ключевой инструмент влияния на общество, стала важной частью пьесы. Автор пишет: «Необходимо писать и рассказывать людям об этих новых людях, их достижениях, их истории: как из простого народа человек вышел и стал не просто «кем-то», а достиг таких высот, что о нем говорят везде и все». Поэтому, по мнению автора, писатели, которые стоят на службе у власти, должны быть реалистичны и в то же время романтичны, тогда образы их героев будут живыми и привлекательными, а значит, каждый, кто прочтет такой рассказ, захочет повторить историю человека из народа.

Для придания реалистичности своим оборотам ДовлетханНатхо пользуется известными и проверенными способами - она приписывает героям встречи с вполне реальными людьми, а также поездки в существующие города.

Кроме того, сами мысли и поступки людей отражают дух эпохи перемен. Так, писательница показывает, как уже далеко не революционные мысли, относительно получения образования и профессии, воспринимались людьми, которые привыкли жить по старым традициям и нормам. И если часть, подверженная коммунистическим обещаниям, верила в то, что «мир принадлежит молодежи» и все что будут делать эти люди - залог процветания всей страны, то те, кто к началу 30-х годов так и не вступил в партию, продолжали верить только в исконные правила и распространяли их среди окружающих. Консервативные взгляды жителей глубинки были довольно распространенным явлением даже в 30-х годах ХХ века, но реализуемая сталинским аппаратом политика изменила систему ценностей и взглядов. Потому, отчасти, можно говорить о том, что идеи, которые ретранслируются героями пьесы были популярными и правдоподобными.

Возможно именно это привело к тому, что пьеса, написанная юной девушкой стала популярна и была поставлена на всех помостах самодельных театров в Краснодаре.

Сам сюжет «Новых людей» довольно прост и лаконичен: девушка - Нафисет, из глубинки со сложной судьбой: вдова, без детей, в своем селении

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см см

не имела ни будущего ни перспектив. Как бы вторым планом идет мысль о том, что традиционно в жены берут только нетронутых девушек, а молодые вдовы никому не нужны, их удел - досматривать стареющих родителей. Но, новая реальность дает новые возможности и вот она собирается уезжать в городучиться. Как такую неблагодарную дочь можно считать порядочной женщиной - идет мысль на заднем плане сюжетной линии. Но она едет наперекор общественному мнению и, несмотря на противостояние матери - Дарихан, которая, под влиянием соседей не видит в этом ничего хорошего. Мало того, с ней едет ее лучшая подруга, которая вполне могла бы выйти замуж и стать хорошей женой и матерью одному их мужчин селения. Но, «эти пропащие» уезжают и «нет их больше для своих родителей» [2, с. 135-140].

И вот, прошло 5 лет, закончилась пятилетка, все объединились в колхозы, процветает промышленность и сельское хозяйство. И люди кардинально поменяли свое мнение - они стали стремиться к переменам: те кто был против, вдруг, оказались во главе важных направлений развития экономики, как отдельных селений-аулов, так и страны в целом. И сама глубинка тоже преобразилась -из отсталого края, превратившись в одного из передовых производителей ряда самых прибыльных отраслей экономики.

Произошли перемены и в во взглядах людей, героиня встречает писателя-Хусена, который, несмотря на то, что она вдова и у нее есть приемный ребенок, все же хочет на ней жениться просто потому, что он ее любит и видит какая она замечательная. Последний романтический сюжет -безусловно, в большей степени дань юношеским фантазиям на тему межличностных отношений, но даже он показывает, как пропаганда обращала систему ценностей в новое русло - когда семья и возможные добрые дела (как опека или усыновление), становятся частью сознания советского человека, который не видит разницу между своими и чужими детьми, и не знает подходящей причины, чтобы отказаться от близкого человека из-за навязанных устаревших предрассудков.

Даже мать героини, преобразилась и стала тем самым «новым человеком», который и мыслит, как передовик производства, и видит перспективы там, где раньше были сплошные предрассудки. Последняя сцена показывает, как она борется с предрассудками: ей кажется, что дочь может вести разгульный образ жизни, раз приняла в своем доме мужчину поздним вечером. Но оказывается, что этот мужчина хочет познакомится с матерью героини, так как намерен и написать о ней и жениться на ее дочери.

Нужно отметить, что писать о таких, как Дарихан, Хусен считает своей обязанностью, чем еще раз подчеркивает политизированность данной пьесы, ее направленность на соответствие нормам и идеалам формирующегося советского государства. Последнее же считало, что роль писателя как раз и заключается в просвещении и пропаган-

де, что делало публикуемую советскую литературу крайне идеологизированной.

Несмотря на то, что пьеса «Новые люди» получила популярность в определенный период, дальнейшая судьба писательницы и ее произведений не были так благополучны. Период коллективизации сменился военным временем, дальше были ограничения по направлениям деятельности из-за ее связи с не вернувшимся после войны на родину, мужем. А в 1953 году Довлетхан Натхо скончалась. Ее творческая деятельность осталась под запретом, а имя было забыто вплоть до перестроечного периода, когда возродились национальные идеи и появились герои нового времени - такие как первая адыгейка, ставшая писательницей-драматургом [4, с. 95-100].

Здесь можно провести аналогию и сказать, что сама ДовлетханНатхо тоже новый человек, потому что стала первопроходцем - как первая из женщин малых народов, которая претендовала на звание писателя. Ее же можно сравнить с Хусеном, который так же в своих трудах пропагандировал идеалы советского государства.

Но, выстроенная советская система оказалась жесткой и многие писатели, несмотря на свои заслуги перед отечеством, оказались не нужны и даже вредны, с позиции власти. Современному человеку нужно помнить об этом и уделять особое внимание творчеству и жизненному пути таких людей.

Литература

1. Очерет Ю. НатхоДовлетхан: О творческом пути первой адыгейской женщины-писательницы. К 90-летию со дня рождения// Литературная Адыгея, 2003. № 4, с. 130-133.

2. Натхо Д.М. Пьесы. Жизнь и творчество: книга для чтения. - Майкоп: ОАО «Полиграф-ЮГ», 2005. - 200 с.

3. Сегодня адыгейскому драматургу и режиссеру Довлетхан Натхо исполнилосьбы-110лет//http://www.adygheya.ru/ministers/depart-ments/mi nisterstvo-ku It u ry/novosti-m i n isterstva/ segodnya-adygeyskomu-dramaturgu-i-rezhisseru-dovletkhan-natkho-ispolnilos-by-110-Iet/

4. Тлепцерше Х.Г. Писатели Республики Адыгея. Биографический справочник. 3-е издание, исправленное и дополненное. - Майкоп: ОАО «Полиграф-ЮГ», 2009. - 156с.

5. QerkesKadinYazarlar. Dersaraci. Biyobibliyo-grafiksozluk. Turkge, Qerkesge, Rusga - 2015-226s.

REFLECTION OF MODERN PROBLEMS IN THE DESTINIES OF THE HEROES OF THE PLAY "NEW PEOPLE" BY DOVLETKHAN NATKHO

Agerzhanokova S.R.

Adygea Republican Institute of Humanitarian Studies named after T.M. Kerashev

The concept of "new people" inherently originates in the classical literature of the XIX century. However, its essence touched the minds of not only the imperial intelligentsia, but also the Soviet one,

and even today, within the framework of neorealism, you can meet a new hero who will be different from the rest and at the same time cause no fake interest. It is especially relevant today to consider the example of such "new people" in plays and novels written in the first half of the twentieth century, as there is an opinion of a number of researchers that the events of the late twentieth - first quarter of the XXI century repeat the transformations of society at that time. This article examines the play "New People" from the perspective of identifying the key characters and correlating them with the peculiarities of that time.

The novelty of the work lies in the analysis and comparison of the heroes of the early twentieth and XXI centuries.

Keywords: "New people", features of time, heroes of the first quarter of the twentieth century, Dovletkhan Magomcherievna Natkho, literature of the twentieth century.

References

1. Sketch by Yu. NatkhoDovletkhan: About the creative path of the first Adyghe woman writer. To the 90th anniversary of his birth // Literary Adygea, 2003. No. 4, pp. 130-133.

2. Natkho D.M. Plays. Life and creativity: a book to read. - Maykop: JSC "Poligraf-YUG", 2005. - 200 p.

3. Today the Adyghe playwright and director Dovletkhan Natkho would have turned 110 years old // http://www.adygheya.ru/min-isters/departments/ministerstvo-kultury/novosti-ministerstva/ segodnya-adygeyskomu-dramaturgu-i-rezhisseru-dovletkhan-natkho-ispolnilos- by-110-let/

4. Tleptsershe H.G. Writers of the Republic of Adygea. Biographical reference book. 3rd edition, corrected and expanded. -Maykop: JSC "Poligraf-YUG", 2009. - 156 p.

5. QerkesKadinYazarlar. Dersaraci. Biyobibliyografiksozluk. Turkpe, Qerkespe, Ruspa - 2015-226s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.