Научная статья на тему 'МИРЫ ЗОИ БОГУСЛАВСКОЙ'

МИРЫ ЗОИ БОГУСЛАВСКОЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
123
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОЯ БОГУСЛАВСКАЯ / ВЕРА ПАНОВА / ЛЕОНИД ЛЕОНОВ / АЛЕКСАНДР КОРНЕЙЧУК / КРИТИКА / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гершзон Михаил

Статья посвящена начальному этапу деятельности известного писателя, критика, литературоведа Зои Богулавской (вплоть до выхода замуж за поэта Андрея Вознесенского). В работе используются уникальные, ранее не публиковавшиеся материалы из архива Богуславской: рукописи, документы, письма. В литературной деятельности Богуславской начального периода можно выделить трех писателей: Веру Панову, Леонида Леонова и Александра Корнейчука. Первая значительная работа Богуславской связана с изучением постановок пьес Корнейчука в московских театрах, затем следует книга о творчестве писателя Леонида Леонова и, в 1963 году, книга о произведениях Пановой. В начальный период Богуславская выступает как литературный, театральный и кинокритик. Она печатается в крупнейших периодических изданиях того времени: «Литературной газете», «Советской культуре», «Литературе и жизни», «Огоньке», а также других газетах и журналах. В статье затрагивается ее взаимодействие с деятелями культуры середины XX века. Изучается ее становление как литератора. Важными формальными вехами в жизни Богуславской являются защита кандидатской диссертации в 1952 году и вступление в Союз писателей в 1960 году. Ее деятельность на начальном этапе многогранна и находит признание как в писательской среде, так и у читателя. К середине 1960-х годов заканчивается ее становление как литератора, складывается собственный стиль и манера письма. Венцом начального этапа в творчестве Богуславской становится книга о писательнице Пановой, а в жизни Богуславской появляется поэт Вознесенский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ZOYA BOGUSLAVSKAYA’S WORLDS

The article is devoted to the initial stage of activity of the famous writer, critic, literary critic Zoya Boguslavskaya (up to her marriage to the poet Andrei Voznesensky). The work uses unique, previously unpublished materials from Boguslavska’s archives: manuscripts, documents and letters. Boguslavskaya’s early literary activities include three writers: Vera Panova, Leonid Leonov, and Alexander Korneychuk. The first significant work of Boguslavskaya is related to the study of the productions of Korneychuk’s plays in Moscow theaters, followed by a book on the works of writer Leonid Leonov and, in 1963, a book on the works of Panova. In the initial period Boguslavskaya acts as a literary, theatrical and film critic. She was published in the major periodicals of the time: Literaturnaya Gazeta, Sovetskaya Kultura, Literatura i Zhizn’, Ogonyok, and other newspapers and magazines. The article deals with her interaction with cultural figures of the mid-twentieth century. Her formation as a writer is studied. Important formal milestones in the life of Boguslavskaya were defending her PhD thesis in 1952 and joining the Union of Soviet Writers in 1960. Her activity at the initial stage is multifaceted and finds recognition both in the writing community and among readers. By the mid-1960s, her formation as a writer was completed, and her own style and manner of writing was formed. The crown of the initial stage in Boguslavskaya’s work is a book about the writer Panova, and the poet Voznesensky appears in Boguslavskaya’s life.

Текст научной работы на тему «МИРЫ ЗОИ БОГУСЛАВСКОЙ»

Миры Зои Богуславской

Михаил Гершзон

Институт социально-исторических исследований, Москва, Россия, mgershzon@yandex.ru.

Ключевые слова: Зоя Богуславская; Вера Панова; Леонид Леонов; Александр Корнейчук; критика; отечественная литература XX века.

Статья посвящена начальному этапу деятельности известного писателя, критика, литературоведа Зои Богу-лавской (вплоть до выхода замуж за поэта Андрея Вознесенского). В работе используются уникальные, ранее не публиковавшиеся материалы из архива Богуславской: рукописи, документы, письма. В литературной деятельности Богуславской начального периода можно выделить трех писателей: Веру Панову, Леонида Леонова и Александра Корнейчука. Первая значительная работа Богуславской связана с изучением постановок пьес Корнейчука в московских театрах, затем следует книга о творчестве писателя Леонида Леонова и, в 1963 году, книга о произведениях Пановой.

В начальный период Богуславская выступает как литературный, театральный и кинокритик. Она печатается в крупнейших периодических

изданиях того времени: «Литературной газете», «Советской культуре», «Литературе и жизни», «Огоньке», а также других газетах и журналах. В статье затрагивается ее взаимодействие с деятелями культуры середины XX века. Изучается ее становление как литератора. Важными формальными вехами в жизни Богуславской являются защита кандидатской диссертации в 1952 году и вступление в Союз писателей в 1960 году. Ее деятельность на начальном этапе многогранна и находит признание как в писательской среде, так и у читателя. К середине 1960-х годов заканчивается ее становление как литератора, складывается собственный стиль и манера письма. Венцом начального этапа в творчестве Богуславской становится книга о писательнице Пановой, а в жизни Богуславской появляется поэт Вознесенский.

ТОЧКА отсчета миров каждого человека находится в детстве. Зоя Богуславская родилась в 1924 году в Москве, в интеллигентной семье. Отец, Борис Львович, — кандидат наук, крупнейший ученый в области станкостроения, без преувеличения, с мировым именем, имевший множество учеников, автор книг и учебных пособий, значительной частью переведенных на иностранные языки. Мать, Эмма Богуславская-Розовская, была врачом, кандидатом медицинских наук. Богуславская хорошо училась и была награждена похвальной грамотой «За отличные успехи и примерное поведение». Казалось бы, род занятий родителей и их интересы не располагали к выбору гуманитарной стези. И действительно, находясь в эвакуации в Томске в 1942 году и работая медсестрой в эвакогоспитале, Богуславская посещала подготовительные курсы при институте инженеров транспорта. Но увлечение театром повлияло на выбор профессии: в 1943 году Богуславская поступила в ГИТИС и окончила его в 1947-м по специальности «История и теория театра». Отец не сразу одобрил это решение, долгое время даже не общался с дочерью и смирился лишь тогда, когда один из сослуживцев показал ему ее статью в газете.

Первые рецензии Богуславской появились в 1948 году в газете «Советское искусство»1 (с 1953 года — «Советская культура», в настоящее время — «Культура»). Среди ее близкого окружения периода учебы и подготовки к защите диссертации — Нея Зоркая, впоследствии известная специалистка по кино, и Татьяна Забо-ровская, режиссер. Сохранившиеся в архиве письма подруг Богуславской подтвеждают, что ее окружали единомышленницы, люди, близкие по духу. Несмотря на достаточно суровую обстановку послевоенного времени и жестко регламентированную художественную сферу периода позднего сталинизма, среда, в которой жила и работала молодой критик, была творческой, раскованной и оптимистично настроенной.

К главным писательским фигурам в мирах Богуславской периода второй половины 1940-х—начала 1960-х годов можно (не в по-

1. Архив Андрея Вознесенского и Зои Богуславской (ААВиЗБ). Ф. 2. Оп 5.

Д. 6. Л. 2.

рядке значимости, а в том, в котором ими занималась она сама) отнести Александра Корнейчука, Леонида Леонова и Веру Панову. С творчеством первых двух связаны важные события в жизни Богуславской — защита кандидатской диссертации и вступление в Союз писателей. Работы о них (в том числе, в определенной степени, и книга о Леонове2) носили «квалификационный» характер. Но и к квалификационным работам Богуславская подходила с полной самоотдачей, что сразу выделило ее из среды молодых критиков. Главной работой этого периода (до «Озы»3) стала книга о творчестве Пановой4.

Некоторое время спустя после окончания ГИТИСа Богуславская под руководством театроведа Болеслава Ростоцкого5, в то время кандидата искусствоведения, приступает к работе над собственной диссертацией, темой которой стала драматургия Корнейчука6. Сейчас он не в особой чести, а в то время считался классиком, его пьесы ставились почти во всех ведущих театрах страны. В последние годы жизни Сталина Корнейчук был членом ЦК КПСС, а после смерти вождя рассматривался как претендент на руководящие посты в УССР7. Сегодня память о драматурге сохранилась в названии одной из московских улиц.

Одним из официальных оппонентов Богуславской был известный литературовед и писатель Сергей Дурылин. Вот что он сообщал в своем отзыве от 27 февраля 1952 года:

Считаю долгом отметить одно большое достоинство работы: она построена на большом архивном материале, — и внимание т. Богуславской к изучению архивов театра, актеров, драматургов дало прекрасные результаты8.

2. Богуславская З. Б. Леонид Леонов. М.: Советский писатель, 1960.

3. «Оза» — поэма Вознесенского, посвященная Богуславской, написана в 1964 году (см., напр.: Вознесенский А. А. Рубанок носорога: избр. произв. о современной культуре. СПб.: СПбГУП, 2017. С. 40-58.

4. Богуславская З. Б. Вера Панова. Очерк творчества. М.: Гослитиздат, 1963.

5. Болеслав Ростоцкий — старший брат известного кинорежиссера Станислава Ростоцкого.

6. Она же. Пьесы А. Е. Корнейчука на сцене московских театров: автореф. дис. ...канд. искусствоведения. М.: Институт истории искусств АН СССР,

1952.

7. В конце мая 1953 года постановлением ЦК КПСС Корнейчука рекомендовали на должность первого заместителя Председателя Совета министров Украины (Лаврентий Берия. 1953. Стенограмма июльского пленума ЦК КПСС и другие документы. М.: МФД, 1999. С. 48).

8. ААВиЗБ. Ф. 2. Оп 1. Д. 5. Л. 15.

Михаил гершзои

237

(К фундаментальности как одной из главных основ всех литературоведческих трудов Богуславской мы еще вернемся.)

Во время сбора материала для кандидатской диссертации Богуславская работала с архивами Малого театра, МХАТа им. М. Горького, Театра им. Е. Вахтангова, Центрального театра Советской Армии. При разборе постановки одного из спектаклей Малого театра она изучала не только режиссерский, но и суфлерский, а также авторский варианты пьесы, хранившиеся в архиве теа-тра9. Важной составляющей диссертации были интервью с самим Корнейчуком, с ведущими артистами того времени Алексеем Диким, Василием Топорковым, Максимом Штраухом, Павлом Марковым и др. Сбор материала включал встречи с рядовыми, сельскими зрителями спектаклей Корнейчука «В степях Украины» и «Калиновая роща». Сама поездка в глубинку свидетельствует о том, диссертация писалась не только на основе общения и вращения в рафинированной столичной среде, но обретала разные грани в ходе работы с письменными источниками и сбора полевого материала.

В диссертации Богуславская прослеживала взаимосвязь драматурга и театра, влияние театра на судьбу пьесы, анализировала работу режиссеров и актеров. По ее словам, сотрудничество Корнейчука с Художественным театром стало «настоящей школой для драматурга, оказавшей влияние на его дальнейший творческий путь». В работе рассмотрены спектакли «Гибель эскадры», «Платон Кречет», «Богдан Хмельницкий», «Фронт», «Макар Дубрава», «Калиновая роща» и др. Свое отражение в работе нашло влияние культа личности Сталина на деятельность драматургов, режиссеров и актеров той эпохи. К творчеству Корнейчука Богуславская обращалась и после окончания работы над диссертацией. Так, в феврале 1954 года вышла ее заметка «Калиновая роща» об одноименном фильме-спектакле".

Важным формальным событием в жизни и мирах Богуславской стал прием в члены Союза писателей СССР. Путь к вступлению был не близким, начавшись в 1956 году и завершившись к 1960-му. Во многом положительному решению о приеме способствовал выход ее книги о творчестве Леонова. При этом Леонова не было среди тех, кто рекомендовал Богуславскую в члены Союза писателей, как не было среди них и Пановой, с которой Богуславская начала активно сотрудничать в конце 1950-х годов. Богуславскую

9. Богуславская З. Б. Пьесы А. Е. Корнейчука... С. 14.

10. Она же. Калиновая роща // Советская культура. 25.02.1954.

рекомендовала писательница Галина Николаева — автор романов «Жатва» (по нему Всеволодом Пудовкиным в 1953 году был поставлен фильм «Возвращение Василия Бортникова») и «Битва в пути» (по этому роману одноименный фильм в 1961 году поставил Владимир Басов). Николаева, получившая признание на излете эпохи культа личности, уже тогда резко выступала против «лакировки» (этот термин возник еще при Сталине). На заседании коллегии Министерства кинематографии СССР в конце января 1953 года она заявила:

Я страшно рьяная ненавистница бесконфликтности, причем это с самого начала моей работы... когда я смотрю и перебираю в памяти то, что я знаю о колхозной деревне, это все-таки все залакированные фильмы11.

В рекомендации Николаева оставила крайне позитивный отзыв о Богуславской, деятельность которой, по замечанию писательницы, отмечена

...той талантливостью, которая помогает не только проникнуть в творчество писателей, но и вскрыть возможности писателя и даже предсказать судьбу той или иной книги и ее воздействия на читателей12.

В своей рекомендации литературный критик Николай Замошкин по поводу работы Богуславской о Леонове замечал:

.так разобраться в творчестве одного из самых глубоких и сложных современных писателей мог только литератор большого ума, хорошего вкуса и настоящего критического таланта. Я уже не говорю об исчерпывающем знании предмета".

Богуславская была принята в Союз писателей на заседании президиума правления Московской писательской организации 14 сентября 1960 года. Об этом сообщалось в газете «Литература и жизнь». Примечательно, что в заметке едва ли не впервые в прессе фамилии Богуславской и Вознесенского оказались вместе:

На этом же заседании были приняты в члены Союза писателей поэты, прозаики, критики, переводчики, живущие в Москве.

11. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2456. Оп 1. Д. 3641. Л. 137.

12. ААВиЗБ. Ф. 2. Оп 5. Д. 6. Л. 4.

13. ААВиЗБ. Ф. 2. Оп 5. Д. 6. Л. 1.

Среди них — З. Богуславская, автор книги «Леонид Леонов», молодой поэт Андрей Вознесенский, стихи которого часто публиковались в различных газетах и журналах...!4

(И это было за четыре года до их свадьбы.)

Вступлению в Союз писателей предшествовала работа над книгой о творчестве писателя Леонова, к тому времени достаточно прославленного автора: в 1953 году вышла одна из главных его книг «Русский лес», но еще раньше, после окончания войны, Леонов прочно вошел в когорту так называемых литературных генералов. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в конце 1940-х—начале 1950-х годов он наряду с Алексеем Сурковым и Борисом Горбатовым входил в художественный совет Министерства кинематографии СССР, на котором обсуждались все те немногочисленные фильмы, которые производились в Советском Союзе в период «малокартинья»!5. Леонов активно участвовал в работе худсовета, давал рекомендации сценаристам и составлял заключения к фильмам. Интересны его реплики по тем или иным сюжетам, сохранившиеся в фонде Министерства кинематографии СССР"

По словам одного из критиков, Леонов как-то сказал Богуславской: «Будете обо мне писать? Не завидую. Объект для изучения попался вам трудный»!'. Как и в предыдущей своей большой работе о спектаклях Корнейчука, Богуславская подошла к разработке темы фундаментально. Она изучила биографию Леонова, достаточно подробно описала жизнь и литературную деятельность его отца — Максима Леонова". В книге уделено внимание и среде, в которой формировалось творчество Леонова, его окружению, проанализированы такие произведения писателя, как «Барсуки», «Соти», «Скутаревский», «Русский лес» и др. Рассмотрена и драматургия Леонова", включая его взаимодействие с Константином Станиславским. В том, как Леонов говорит о героической обыденности, Богуславская видела новую философию:

14. В Союзе писателей // Литература и жизнь. 16.09.1960.

15. Так обозначают период 1948-1953 годов в отечественной кинематографии, когда по решению правительства производство полнометражных картин было сведено к минимуму.

16. РГАЛИ. Ф. 2456. Оп. 1.

17. Прохорова А. Исследование на глубине // Литература и жизнь. 19.08.1960.

18. Богуславская З. Б. Леонид Леонов. С. 4-8.

19. Там же. С. 134.

Вот его новое понимание обыкновенного. Писатель теперь с гневной силой обрушивается на мещанский идеал необыкновенности, заключенный в деньгах, дорогих безделушках и внешнем успехе. Подлинно незаурядное — рождается внутри нашего общества.20

По мнению Богуславской, книги Леонова

.это ступени от конкретного, очень простого явления в сферу высоких обобщений, в глубины философского осмысления жизненных явлений2\

Работа над книгой о Леонове способствовала творческому росту Богуславской как критика. Книга не осталась незамеченной и в литературной печати. В августе 1960 года в газете «Литература и жизнь» вышла рецензия под названием «Исследование на глу-бине»22. В целом она была положительной: «новая книга о Л. Леонове — умное и вполне отвечающее своему предмету исследование». Критик отметил вдумчивое прочтение Богуславской произведений Леонова. К положительным моментам книги отнесены скрупулезный анализ творческой эволюции писателя, пристальное внимание к «изменениям, которые происходят в разработке излюбленных Леоновым тем», своего рода close reading («прикрепленный к тексту анализ», по выражению автора рецензии). Недостатки же заключались в том, что

. иногда З. Богуславская несколько выпрямляет сложности в творческом становлении Леонова как писателя социалистического реализма[, и порой у нее] конкретность оборачивается простым пересказом содержания.

Но где при анализе литературных произведений найти ту грань, которая определит соразмерное количество цитат?

Параллельно с работой о творчестве Леонова во второй половине 1950-х годов у Богуславской рождается новый мир — она приступает к написанию работ о творчестве Пановой — автора, безусловно, пережившего свое время: фильмы по произведениям и сценариям Пановой периодически демонстрируются по телевидению и сегодня (такого признания в кино — самом демократичном виде искусства—не было ни у Корнейчука, ни у Леонова). Роман «Спутники» был экранизирован дважды: одну из постано-

20. Там же. С. 288.

21. Там же. С. 366.

22. Прохорова А. Указ. соч.

вок — телефильм «На всю оставшуюся жизнь» 1975 года—уже после смерти автора осуществил театральный режиссер Петр Фоменко, а экранизация рассказа «Сережа» 1960 года стала первой режиссерской работой Георгия Данелии (совместно с Игорем Таланкиным). Одним из первых фильмов Татьяны Лиозновой стала картина по сценарию Пановой «Евдокия» (1961). В 1966 году по ее рассказу «Мальчик и девочка» снял картину режиссер Юлий Файт.

Интерес к изучению творчества Пановой Богуславская проявила сама. В этом, по крайней мере на начальном этапе, Панова ей не помогала. Вот как об этом пишет сама Панова в письме к Богуславской от 9 ноября 1959 года:

... помещение моего «лит. портрета» (за который я Вам так признательна) в журнале «Октябрь» произошло по Вашей и «Октября» инициативе, участие мое выразилось лишь в том, что я дала не очень вразумительные ответы на Ваши вопросы23.

Корней Чуковский, с которым у Богуславской сложились доверительные отношения, одобрил и поддержал выбор этой темы. Вот, что он сообщал в письме от 2 октября 1961 года о своей новой книге и о работе Богуславской:

Конечно, ничего хорошего нельзя ждать от книги24 80-летнего автора, но льщу себя надеждой, что все же некоторые страницы покажутся Вам не совсем безнадежными. Радует, что Ваша «Панова» приближается к благополучному концу. Это — прелестная тема — и к тому же «целинная», т. к., насколько я знаю об этом замечательном авторе до сих пор еще не было сказано ни единого дельного слова25.

А вот реакция Пановой на ее литературный портрет в «Октябре», в письме от 1 марта 1959 года:

... на мой нескромный взгляд, статья Ваша замечательная! Никогда никто меня так бурно не хвалил. Признательность моя равняется моему изумлению. Что касается огрехов, то лично я заметила один: «Лен. внучата» — не журнал, а газета, и всегда были

газетой2б.

23. ААВиЗБ. Ф. 2. Оп 2. Д. 5. Л. 9-10.

24. Речь идет об исследовании «Живой как жизнь» (М.: Молодая гвардия, 1962).

25. ААВиЗБ. Ф. 2. Оп 2. Д. 6. Л. 2 об.

26. ААВиЗБ. Ф. 2. Оп 2. Д. 5. Л. 24.

В этом отзыве мы видим также признание Пановой тщательности работы молодого критика с источниками. В очередной раз Богуславская фундаментально подошла к разработке темы: были изучены рецензии и критические статьи о творчестве Пановой в периодической печати за 15 лет.

При анализе творчества Пановой Богуславская использовала ставший привычным для нее комплексный подход. Он состоял не только в тщательном прочтении самих произведений, но и в исследовании биографии писателя, его творческого пути, работ предшественников (критиков), сопоставлении произведений Пановой с другими, вышедшими в тот же период. Наряду с более ранними текстами Богуславская анализирует такие послевоенные работы Пановой, как «Спутники», «Кружилиха», «Ясные берега», «Времена года», «Сережа», «Сентиментальный роман» и др. Не оставлен без внимания и драматургический опыт Пановой, с которыми даже современники были не очень знакомы. Говоря об особенностях «Спутников» Бугаславская отмечала, что

...едва ли не впервые в нашей военной литературе рассказ о фашистах был почти выключен автором из повествования. Открытый конфликт с фашизмом, лежащий в основе романов, пьес, поэм предшествующих лет. сменяется в «Спутниках» более сложным конфликтом, который перемещается внутрь нашего общества27.

В повести «Сережа», по мнению Богуславской, нашла самое органичное и глубокое решение тема воспитания28. В процессе изучения и анализа творчества писательницы у Богуславской оформляются собственные взгляды на те темы, к которым обращалась Панова. Мировосприятие и миросозерцание Богуславской, во многом близкое пановскому, принимает завершенный вид:

Дети верят в разумное устройство жизни, в светлое и доброе, даже если сейчас с ними поступают несправедливо, жестоко, бесчеловечно. Это окрашивает самые тяжелые произведения о детстве теплотой, человечностью, утверждением красоты жизни29.

Надежды на лучшее, несмотря ни на что, рождены «удивительной способностью детей верить в хорошее». Экранизацию «Се-

27. Богуславская З. Б. Вера Панова. С. 6.

28. Там же. С. 90.

29. Там же. С. 104.

режи» Богуславская признала удачной30. (Занятно, что в повести не указан точный возраст Сережи, и постановщики определили его сами.)

Еще одна важная деталь: в книге о Пановой, которая была дописана в июле 1963 года, Богуславская впервые цитирует одного из молодых поэтов того времени — Вознесенского, его стихотворение «Мерзнет девочка в автомате»з\ Но Вознесенский — это отдельная, новая глава в жизни Богуславской и тема для отдельного разговора.

Как известно, нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. Как почти все произведения того времени, книга Богуславской отмечена некоторым количеством принятых в ее кругу bon mots, речевых штампов, но не они определяют суть ее работы. В центре ее внимания — человеческие взаимоотношения, литературный анализ произведений Пановой. Так, рассуждая о поэтике Пановой на примере описанного ею возникновения любви Лены Огородниковой и Дани, Богуславская замечает:

... казалось бы, и здесь внезапно нахлынувшее влечение, любовь «с первого взгляда», но как все живо, безыскусно, тонко в этой сцене! Как правдива и поэтична здесь каждая детал^2.

А вот как о поэтике пишет сама Панова в письме к Богуславской: «Пишу роман, что получится, пока еще не очень ясно. Читабельно — весьма, за это ручаюсь, а музыка, которой бы желательно, еще не зазвучала»^. В этой книге окончательно складывается характерный для Богуславской стиль и язык. Самое главное для писателя, о котором пишет критик, — книга Богуславской о творчестве Пановой написана так, что пробуждает в читателе желание самому познакомиться с ее произведениями.

С Пановой у Богуславской сложились неформальные дружеские отношения, которые, впрочем, не мешали критическому восприятию ее произведений. Так, о «Временах года» Богуславская пишет:

Вредное «обольщение неправдой» диктовало нормы и предписания, которые уводили литературу и искусство от ее истинных задач, от раскрытия подлинных, реальных процессов жизни в об-

30. Там же. С. 106.

31. Там же. С. 175.

32. Там же. С. 56.

33. ААВиЗБ. Ф. 2. Оп 2. Д. 5. Л. 8.

ласть выдуманных, сочиненных конфликтов «хорошего с лучшим». Мне думается, уступкой такого рода требованиям был и слащавый, нелогичный финал «Времен года»34.

Вот лишь несколько подтверждений этой связи, которой не было у Богуславской при работе с Корнейчуком и Леоновым (последние сохраняли дистанцию, которую обычно держат мастистые писатели в отношении молодых коллег и критиков). В письме от 9 ноября 1959 года Панова, помимо прочего, сообщает:

Вы прелестно написали «мы с сыном Леней живем тихо и скромно». Мы тут в Ленинграде живем тоже тихо и скромно. И, собственно, это единственно приятная жизнь, на мой взгляд^.

В письме от 27 января 1961 года Панова сообщает:

.я буду очень счастлива, если Вы приедете. Вероятно, где-то в середине февраля придется мне приехать в Москву в связи с «Евдокией» — подгонять дикторский текст к готовому фильму. Поглядим тогда с Вами вместе. Мне был бы полезен Ваш глаз и Ваше ухо3б.

Вместе с тем, в своих литературоведческих и критических трудах (не только в книгах, но и в статьях) Богуславская сосредоточилась на главном — анализе собственно произведений, их героев, языка. Биография автора интересна только с точки зрения постижения роста писателя и истоков его мастерства. Богуславская не разменивалась на прилагающиеся к творчеству (быть может яркие) детали — разного рода околитературные сплетни и склоки, избегала копания в грязном белье. Вместе с тем, в ее работах и языке полностью отсутствуют начетничество, назидательность, высокомерие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работе над диссертацией и книгами предшествовали и сопутствовали многочисленные публикации в периодической печати. Помимо уже упомянутой «Советской культуры», Богуславская регулярно печаталась в органе Союза писателей СССР «Литературной газете», газете Союза писателей РСФСР «Литература и жизнь» (с 1962 года — «Литературная Россия»), статьи ее публиковались также в газете «Советская Россия», журнале «Огонек». Проблематика их разнообразна. Это и статья «Искусство художественно-

34. Богуславская З. Б. Вера Панова. С. 86.

35. ААВиЗБ. Ф. 2. Оп 2. Д. 5. Л. 10-11.

36. ААВиЗБ. Ф. 2. Оп 2. Д. 5. Л. 15 об.

го слова» о репертуаре чтецовЗ', и критическая статья «Судимые автором» о пьесах Константина Симонова «Доброе имя» и Захара Аграненко «Шестьдесят часов»з®. В журнале «Огонек» в июле 1954 года вышла ее статья «Сила таланта» — к 50-летию актера Бориса Ливанова39. Статья «Проза поэта» была посвящена повести Степана Щипачева «Березовый союИ0. В большом тексте 1962 года Богуславская анализировала повесть Бориса Балтера «До свидания, мальчики», по которой режиссером Михаилом Каликом был вскоре поставлен фильм4\ В нем, в частности, Богуславская рассуждала о поэтике таких непохожих фильмов, как «Летят журавли» и «Иваново детство».

Остановимся на статье «Воскресение Катюши Масловой», в которой разбирается фильм Михаила Швейцера. Рецензию Богуславская начинает не с разбора картины, а с обращения к дневнику Льва Толстого, с его слов «... ясно понял, отчего у меня не идет „Воскресение": ложно начато. Надо начать с нее (с Ка-тюши)»42. По мнению автора, до выхода этого фильма Толстому не везло с экранизациями4з — наиболее крупные произведения оставались вне поля зрения кинематографистов или тех, кто определял политику в сфере кино. Экранизация «Казаков» оказалась неудачной, а «Поликушка» и «Отец Сергий» в значительной мере потому, что были немыми, канули в небытие. По достоинству оценена работа исполнительницы главной роли — актрисы Тамары Семиной, которая «ушла от соблазна эффектного контраста публичной девки, чувственной и развязной, с добропорядочной, интеллигентно-чистенькой и сознательной женщиной». Богуславская говорит о современном прочтении романа, о его трактовках сценаристом, режиссером и исполнителями главных ролей. По мнению критика, рассказ о Масловой получился ярким, но все же неполным, поскольку нельзя отделить ее воскресение от нравственных поисков Нехлюдова. Богуславская говорит о том, что вторая серия фильма «значительная и смелая

37. Богуславская З. Б. Искусство художественного слова // Советская культура. 11.07.1953.

38. Она же. Судимые автором // Литературная газета. 06.05.1954.

39. Сын Бориса Ливанова — известный актер Василий Ливанов (известен в том числе и как автор сценария мультфильма «Бременские музыканты»).

40. Она же. Проза поэта // Литературная газета. 10.04.1956.

41. Она же. «До свидания мальчики, — здравствуйте мальчики» // Литературная газета. 27.09.1962.

42. ААВиЗБ. Ф. 2. Оп 1. Д. 14. Л. 1.

43. ААВиЗБ. Ф. 2. Оп 1. Д. 14. Л. 3.

в своей многоплановости, заставляет говорить о несомненной победе авторов в экранизации». Отмечает и работу исполнителей второстепенных ролей Клары Румяновой, Василия Ливанова. В этой критической статье опять проявились свойственные Богуславской комплексный подход к рецензируемому материалу, глубокая проработка не только собственно объекта рецензии, но и внимательное ознакомление с основой фильма — романа Толстого и того, что с ним было связано.

Уже со второй половины 1950-х годов Богуславская выступала не только в ипостаси критика и автора статей. Она была редактором отдела критики и библиографии журнала «Октябрь» до 1957 года, работала в издательстве «Советский писатель» и консультантом комитета по Ленинским премиям — главным в стране вплоть до начала 1990-х годов. Вот как характеризовало ее деятельность руководство издательства «Советский писатель» в 1961 году:

За время работы в издательстве т. Богуславская З. Б. проявила себя как творческий работник, критик и редактор широкого кругозора, работающий в области современной литературы, как добросовестный, дисциплинированный товарищ.

По роду работы Богуславская встречалась и общалась с крупнейшими отечественными писателями и поэтами середины — второй половины XX столетия. Сохранились письма и открытки, адресованные ей поэтом Николаем Тихоновым (в литературу он вошел, прежде всего, благодаря строкам «гвозди б делать из этих людей // крепче б не было в мире гвоздей»). Богуславская находилась в контакте и с другими известными литераторами. В ее архиве сохранился номер газеты «Дагестанская правда» от 28 июня 1963 года44, на первой странице которого размещена статья «Народ рукоплещет Расулу» — о встрече Расула Гамзатова в Махачкале после сообщения о присвоении ему Ленинской премии. На фотографии в газете — Богуславская, Твардовский и Гамзатов.

Миры Богуславской до «Озы» разные, непохожие один на другой и по содержанию, и по глубине. Они не только сменяли друг друга, но и существовали параллельно, как это часто бывает у творческих людей с большим дарованием. В этих мирах Богуславской было весьма комфортно. Как комфортно погружающемуся в них читателю ее произведений.

44. ААВиЗБ. Ф. 2. Оп 4. Д. 47.

Библиография

Архив Андрея Вознесенского и Зои Богуславской (ААВиЗБ). Ф. 2. Оп 1. Д. 14. Л. 1.

ААВиЗБ. Ф. 2. Оп 1. Д. 5. Л. 15. ААВиЗБ. Ф. 2. Оп 1. Д. 14. Л. 3. ААВиЗБ. Ф. 2. Оп 2. Д. 5. Л. 8. ААВиЗБ. Ф. 2. Оп 2. Д. 5. Л. 9-10. ААВиЗБ. Ф. 2. Оп 2. Д. 5. Л. 10-11. ААВиЗБ. Ф. 2. Оп 2. Д. 5. Л. 15 об. ААВиЗБ. Ф. 2. Оп 2. Д. 5. Л. 24. ААВиЗБ. Ф. 2. Оп 2. Д. 6. Л. 2 об. ААВиЗБ. Ф. 2. Оп 4. Д. 47. ААВиЗБ. Ф. 2. Оп 5. Д. 6. Л. 1. ААВиЗБ. Ф. 2. Оп 5. Д. 6. Л. 2. ААВиЗБ. Ф. 2. Оп 5. Д. 6. Л. 4.

Богуславская З. Б. «До свидания мальчики, — здравствуйте мальчики» // Литературная газета. 27.09.1962. Богуславская З. Б. Вера Панова. Очерк творчества. М.: Гослитиздат, 1963. Богуславская З. Б. Искусство художественного слова // Советская культура. 11.07.1953.

Богуславская З. Б. Калиновая роща // Советская культура. 25.02.1954. Богуславская З. Б. Леонид Леонов. М.: Советский писатель, 1960. Богуславская З. Б. Проза поэта // Литературная газета. 10.04.1956. Богуславская З. Б. Пьесы А. Е. Корнейчука на сцене московских театров: авто-реф. дис. ...канд. искусствоведения. М.: Институт истории искусств АН СССР, 1952.

Богуславская З. Б. Судимые автором // Литературная газета. 06.05.1954. В Союзе писателей // Литература и жизнь. 16.09.1960.

Вознесенский А. А. Рубанок носорога: избр. произв. о современной культуре.

СПб.: СПбГУП, 2017. Лаврентий Берия. 1953. Стенограмма июльского пленума ЦК КПСС и другие

документы. М.: МФД, 1999. Прохорова А. Исследование на глубине // Литература и жизнь. 19.08.1960. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2456.

Оп 1. Д. 3641. Л. 137. Чуковский К. И. Живой как жизнь. М.: Молодая гвардия, 1962.

ZOYA BOGUSLAVSKAYA'S WORLDS

Mikhail Gershzon. Institute for Social and Historical Studies (MPGU), Moscow, Russia, mgershzon@yandex.ru.

Keywords: Zoya Boguslavskaya; Vera Panova; Leonid Leonov; Aleksandr Korneychuk; critism; Russian literature of the XX century.

The article is devoted to the initial stage of activity of the famous writer, critic, literary critic Zoya Boguslavskaya (up to her marriage to the poet Andrei Voznesensky). The work uses unique, previously unpublished materials from Boguslavska's archives: manuscripts, documents and letters. Boguslavskaya's early literary activities include three writers: Vera Panova, Leonid Leonov, and Alexander Korneychuk. The first significant work of Boguslavskaya is related to the study of the productions of Korney-chuk's plays in Moscow theaters, followed by a book on the works of writer Leonid Leonov and, in 1963, a book on the works of Panova.

In the initial period Boguslavskaya acts as a literary, theatrical and film critic. She was published in the major periodicals of the time: Literaturnaya Gazeta, Sov-etskaya Kultura, Literatura i Zhizn', Ogonyok, and other newspapers and magazines. The article deals with her interaction with cultural figures of the mid-twentieth century. Her formation as a writer is studied. Important formal milestones in the life of Boguslavskaya were defending her PhD thesis in 1952 and joining the Union of Soviet Writers in 1960. Her activity at the initial stage is multifaceted and finds recognition both in the writing community and among readers. By the mid-1960s, her formation as a writer was completed, and her own style and manner of writing was formed. The crown of the initial stage in Boguslavskaya's work is a book about the writer Panova, and the poet Voznesensky appears in Boguslavskaya's life.

DOI: 10.22394/0869-5377-2022-4-235-248

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.