Научная статья на тему 'ОТРАЖЕНИЕ ПРИНЦИПОВ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА В РОССИЙСКОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ОТРАЖЕНИЕ ПРИНЦИПОВ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА В РОССИЙСКОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / КУЛЬТУРНАЯ ГИБРИДИЗАЦИЯ / СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПОЛИЭТНИЧЕСКИЙ РЕГИОН / «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (ОРКСЭ) / «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» (ОДНКНР) / ЦЕЛОСТНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Нелли Владиславовна

Современная система образования России предполагает воспитание толерантности - важного аспекта жизнеобеспечения общества, являющегося основой мирного и гармоничного сосуществования в мультикультурных регионах страны. Данный процесс влияет на структуру преподавания школьных предметов культурологического цикла, использование определенного набора методов и формирование специфического подхода к освещению культурно-исторических явлений и фактов через призму мультикультурализма. Так, в работе рассматривается взаимосвязь современных предметов культурологического цикла («Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России») и специфических особенностей мультикультурного региона в сфере культурологического знания как неотъемлемого структурного элемента всей образовательной системы. За основу государственно-правового обеспечения данного аспекта обучения взяты актуальные правовые акты и федеральные стандарты. Проведен комплексный анализ указанных предметов культурологического цикла как необходимого элемента образования в мультикультурном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева Нелли Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF THE PRINCIPLES OF MULTICULTURALISM IN RUSSIAN SCHOOL EDUCATION (ON THE CASE OF ASTRAKHAN REGION)

The modern education system of Russia implies the cultivation of tolerance, which is an important aspect in keeping a society viable, which is the basis for peaceful and harmonious coexistence in the multicultural regions of the country. This process influences the principles of teaching culture-related subjects at school, the use of a certain set of methods and the design of a specific approach to cover cultural and historical phenomena and facts through the lens of multiculturalism. Thus, the paper examines interconnection of modern culture-related subjects (Fundamentals of religious cultures and secular ethics, Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia) and the specific features of a multicultural region in the context of cultural knowledge as an integral structural element of the entire educational system. The state and legal support of this aspect of training is based on current legal instruments and federal standards. The author conducted a comprehensive analysis of these culture-related subjects as a necessary element of education in a multicultural region.

Текст научной работы на тему «ОТРАЖЕНИЕ ПРИНЦИПОВ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА В РОССИЙСКОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

Научная статья УДК 373

ОТРАЖЕНИЕ ПРИНЦИПОВ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА В РОССИЙСКОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Нелли Владиславовна Алиева

Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия

m-n.alieva@yandex.ru

Аннотация. Современная система образования России предполагает воспитание толерантности - важного аспекта жизнеобеспечения общества, являющегося основой мирного и гармоничного сосуществования в мультикультурных регионах страны. Данный процесс влияет на структуру преподавания школьных предметов культурологического цикла, использование определенного набора методов и формирование специфического подхода к освещению культурно-исторических явлений и фактов через призму мультикультурализма. Так, в работе рассматривается взаимосвязь современных предметов культурологического цикла («Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России») и специфических особенностей мультикультурного региона в сфере культурологического знания как неотъемлемого структурного элемента всей образовательной системы. За основу государственно -правового обеспечения данного аспекта обучения взяты актуальные правовые акты и федеральные стандарты. Проведен комплексный анализ указанных предметов

культурологического цикла как необходимого элемента образования в мультикультурном регионе.

Ключевые слова: мультикультурализм, культурная гибридизация, современная система образования, федеральные образовательные стандарты начального общего образования, федеральные образовательные стандарты основного общего образования, Астраханская область, полиэтнический регион, «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), «Основы духовно -нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), целостность обучения

Для цитирования: Алиева Н. В. Отражение принципов мультикультурализма в российском школьном образовании (на примере Астраханской области) // Педагогические исследования. 2023. Вып. 2. С. 208224.

General Pedagogics, History of Pedagogics and Education (pedagogical sciences)

Original article

REFLECTION OF THE PRINCIPLES OF MULTICULTURALISM IN RUSSIAN SCHOOL EDUCATION (ON THE CASE OF ASTRAKHAN

REGION)

Nelli V. Alieva

Astrakhan Tatishchev State University, Astrakhan, Russia m-n.alieva@yandex.ru

Abstract. The modern education system of Russia implies the cultivation of tolerance, which is an important aspect in keeping a society viable, which is the basis for peaceful and harmonious coexistence in the multicultural regions of the country. This process influences the principles of teaching culture-related subjects at school, the

209

use of a certain set of methods and the design of a specific approach to cover cultural and historical phenomena and facts through the lens of multiculturalism. Thus, the paper examines interconnection of modern culture-related subjects (Fundamentals of religious cultures and secular ethics, Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia) and the specific features of a multicultural region in the context of cultural knowledge as an integral structural element of the entire educational system. The state and legal support of this aspect of training is based on current legal instruments and federal standards. The author conducted a comprehensive analysis of these culture-related subjects as a necessary element of education in a multicultural region.

Keywords: multiculturalism, cultural hybridization, modern education system, federal educational standards of primary and basic general education, Astrakhan region, multicultural region, fundamentals of religious cultures and secular ethics, fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia, integrity of education

For citation: Alieva N. V. Reflecting the principles of multiculturalism in Russian school education (on the case of the Astrakhan region). Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2023;(2):208-224. (In Russ.).

Исторически сложилось, что Россия выступает в качестве «другого» культурного пространства, находящегося между Востоком и Западом, оно включает множество гетеротопных культурных подпространств, в составе которых особой спецификой обладает юг России [1]. Одним из таких подпространств является Прикаспийский регион, а именно Нижнее Поволжье, где располагается Астраханская область, на территории которой проживают представители более 150 национальностей.

Характерные черты названного края включают в себя: изначальное

отсутствие аборигенного населения, постоянные миграционные потоки и

культурная гибридизация, что является следствием продолжительного

210

взаимовлияния различных этнических групп. В результате ситуации «этнокотла» сложился своеобразный культурный тип, отличающийся большой толерантностью к иноэтническим компонентам, что нашло отражение во всех сферах жизни общества [2, с. 40].

На территории Астраханской области наблюдаются непрерывные процессы развития межкультурного диалога, слияния рас и этносов, кросс -культурного взаимодействия [3, с. 59]. Пестрый этнический состав Астраханского региона всегда был отличительной чертой региона: на его территории на протяжении долгого времени проживали русские, казахи, татары, украинцы, азербайджанцы, ногайцы, чеченцы, ингуши, калмыки, армяне, турки, персы, индусы, евреи, представители народностей республики Дагестан (аварцы, лезгины, даргинцы, табасаранцы, кумыки, лакцы и др.), узбеки, туркмены, цыгане и др. [4] (рис.).

Рисунок - Данные Всероссийской переписи населения 2021 года по

национальному составу жителей Астраханской области

0.51%_о48О/ 0.44°/^0.39%

■ Русские

■ Казахи

■ Татары

■ Ногайцы

■ Чеченцы

■ Азербайдж анцы

■ Калмыки

■ Даргинцы

■ Армяне

■ Цыгане

Разнообразие конфессионального населения Астрахани весьма ощутимо: христиане (православные, католики, протестанты, лютеране), мусульмане (сунниты, шииты, суфии и др.), буддисты, иудеи и представители иных религиозных верований (табл.).

Таблица - Религиозные объединения Астраханской области [5]

№ Религиозное объединение Численность объединений

1 Русская православная церковь 14

2 Астраханское региональное духовное управление мусульман 17

3 Старообрядчество 2

4 Армянская Апостольская церковь 1

5 Католицизм 2

6 Лютеранство 1

7 Буддизм 1

8 Иудаизм 1

9 Протестантизм 6

Согласно данным социологического исследования, проведенного в 2019 году, в современном состоянии межэтнических отношений Астраханской области фиксируется положительная динамика. Большинство гостей и жителей города полагают, что отношения между представителями разных национальностей в Астраханском крае бесконфликтны, присутствует доброжелательное сотрудничество различных этносов края. Как показали исследования, позитивную оценку имеют межрелигиозные взаимодействия в регионе, в соответствии с которыми больше половины жителей характеризуют отношения между людьми разных конфессий в Астраханском регионе как бесконфликтные и доброжелательные [6, ^ 26]. На сегодняшний день, имея важное геополитическое, экономическое и транспортное значение, Астраханский край остается образцом межэтнического и межконфессионального спокойствия, толерантности и взаимного этно-сотрудничества [7].

Территории, подобные Астраханскому краю, всегда привлекали внимание исследователей. Астраханский регион как пространство корректно рассматривать с позиции теории гетеротопии французского философа М. Фуко, характеризующего гетеротопию как нечто «другое», «инаковое», как контрпространство, обладающее «...свойством сопоставлять в одном -единственном месте несколько пространств, несколько местоположении, которые сами по себе несовместимы» [1, с. 4], в рамках которых другие реальные места, существующие в культуре, одновременно представлены, противостоят друг другу и перевернуты [1].

На протяжении долгого времени Астрахань вбирала в себя специфику различных культур и межкультурных контактов, в процессе чего происходило воспроизводство иных гибридных форм культуры. Благодаря этому этносы региона, как самобытные культурные элементы, не «растворились», а приобрели новые возможности развития на фоне активно развивающихся межкультурных контактов. В таких условиях воспитание осмысленного уважения к своей и иной духовной (в том числе религиозной культуре) является необходимым условием жизни в XXI веке.

Так, письмо Министерства образования РФ от 25.05.2015 года № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» [8] указывает, что предметная область второй является логическим продолжением предметной области первой. Оба предмета учитывают региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации.

Данные предметы включают и объединяют следующие фундаментальные понятия культурологического знания, которые являются духовной основой многонационального народа России: «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность». Кроме того, указанные предметы выступают как важные элементы единой учебно-воспитательной системы образовательной системы России.

Предметная область ОРКСЭ и ОДНКНР призвана помочь обучающимся осознать значение культурного и конфессионального факторов, а также нравственности в жизни общества в целом и человека в частности. Необходимо отметить, что стоящая перед данными предметами цель заключается в формировании и поддержании нравственного «климата» в обществе, направленного на воспитание обучающихся уважению и любви к окружающей среде, культурному наследию и на взращивание чувства гражданственности и патриотизма, толерантности и уважения как базовых единиц для жизни в социуме.

ОРКСЭ и ОДНКНР выполняют ряд иных принципиально важных задач, к которым можно отнести следующие:

формирование основополагающих ценностей (человек, Родина, культура, семья, религия, наука, многонациональность, природа, искусство, труд, духовность и др.);

формирование уважительного отношения к накопленному духовному потенциалу народов России;

формирование понимания того, что общечеловеческие ценности передаются через семейные и культурные традиции;

формирование социально-моральных установок и стимулирования стремления школьников к духовному самосовершенствованию, развитие нравственности (поведение, построенное на принципах гуманности, толерантности, демократии и нормах духовной культуры);

развитие духовности (стимулирование к внутреннему побуждению, активизация мотивации нравственного выбора, что получает развитие в процессе самопознания, самореализации и самосовершенствования).

Важно отметить: комплекс данных задач служит для профилактики межэтнических конфликтов, это благоприятно отразится на личностном

развитии и взаимоотношениях с окружающими, строящихся на принципе добрососедства, что особенно актуально в мультикультурном регионе, к которому относится Астраханская область. Как отмечено специалистами, потенциальный выбор направления реализации предметной области ОДНКНР и ОРКСЭ во многом определяется этнокультурным и конфессиональным картированием, а также религиозным фактором в идентификационных процессах, который варьируется в зависимости от этноконфессионального состава населения.

Так, в Астраханском регионе, являющемся мультикультурным, образовательная программа в обязательном порядке включает предметы духовно-нравственного, культурологического цикла («Основы духовно -нравственной культуры народов России», «Основы религиозной и светской этики» и «Мировая художественная культура» (на сегодняшний день не относится к обязательным предметам школьной программы согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования), предусматривающие формирование и развитие необходимых знаний, умений и навыков, например, «воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию» и др. [9, с. 8], без которых совместное проживание на поликультурной земле невозможно. В регионе также преподаются предметы по выбору, направленные на углубление знаний в тех или иных сферах культуры.

Стоит отметить, что данные предметы включены в программу определенных классов. Так, ОРКСЭ преподается в российских школах в 4 классе, ОДНКНР - в 5-9 классах, это соответствует Приказу Министерства образования

и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [10]. Данный возрастной ценз обусловлен особенностями детской психики, требуемым уровнем для усвоения определенного объема информации, а также необходимостью освоения круга базисных понятий, представлений и норм, необходимых для воспитания достойного гражданина России. Кроме того, в школах региона преподаются предметы по выбору, направленные на углубление знаний в сферах различных культур, например, «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Родной язык» (татарский, казахский).

Охарактеризованное пространство, обладающее широким спектром культурных специфик, оказывает сильнейшее влияние на образовательную систему региона. Так, предметы духовно-нравственного, культурологического цикла чрезвычайно важны, им уделяется особое внимание в программах образовательных учреждений региона, поскольку культурологическая основа курсов и их аксиологическая направленность предполагает формирование и построение позитивного взаимодействия с представителями различных культур, этносов, конфессий и социальных групп, т. е. поликультурной компетентности, являющейся неотъемлемым условием для протекания культурной гибридизации.

Методика преподавания упомянутых предметов обладает спецификой, заключающейся в использовании культурологического подхода при подаче учебного материала, особой методикой оценивания результатов деятельности обучающихся. Аспект оценивания результатов указанных предметов является одним из наиболее сложных аспектов обучения. В данной структуре оценивания личностные результаты доминируют над метапредметными и предметными. Стоит отметить: оцениванию подлежат только результаты познавательной деятельности, в то время как мировоззренческие позиции, личные установки

и т. д. не могут влиять на «рейтинг» учащегося. По этой причине на занятиях ОРКСЭ и ОДНКНР рекомендуется прибегать к другим методикам, направленным на оценивание динамики личностных результатов, к которым можно отнести активность на занятиях, участие в групповых и фронтальных формах работы, степень усвоения практического и теоретического материала, выполнение проектных видов занятий, выполнение работ в ходе обучения и на дому. В рамках данных курсов также используются инновационные формы организации урока, такие как: урок-мастерская, урок-путешествие, урок-погружение, урок-исследование, урок-презентация, урок-экскурсия, урок в форме вопросов и ответов, дискуссии, эвристические беседы, конкурсы, викторины, деловые и ролевые игры, учебные и социальные проекты и др.

Из числа применяемых специфических методов обучения можно выделить метод моральных дилемм и дискуссий, эвристические методы, исследовательский метод, проектирование, кейс-метод, объяснение, проблемное обучение, демонстрация, рассказ, игру и др. [9]. Стоит также отметить обязательное использование мультимедийных технологий на уроках культурологического цикла, что необходимо в первую очередь при демонстрации различных форм искусства: живописи, архитектуры, литературы, музыки, кино и т. д. Еще одной специфической предметной особенностью ОРКСЭ и ОДНКНР является формирование атмосферы сотрудничества и коммуникативной компетенции в целом, предельно уважительных отношений и партнерства в образовательном пространстве. Все перечисленное влияет на развитие критического мышления, навыков монологической речи, ведения дискуссии и построения необходимых социальных установок, а также оказывает влияние на формирование толерантности, что особенно актуально в мультикультурном регионе. Метапредметность и неоторванность культурологических дисциплин от ряда других предметов (литературы, истории,

музыки и др.) является еще одной отличительной чертой предметов, формирующих мировоззренческую картину мира обучающихся, что на данный момент является принципиально важным во внутриполитическом курсе государства.

Результатом изучения указанных предметов выступает формирование у школьников понимания системы культуры, отказа от системы восприятия иных культур в векторе дихотомии «хорошая-плохая», «добрая-злая» и т. п., формирование базисных культурных установок, строящихся на принципах толерантности и добрососедства. Так, для обучающихся выстраивается модель восприятия культуры, обладающая важным ценностным содержанием, собственным контекстом и логикой развития, что способствует исследованию культуры как целостной системы. В преподавании предметов духовно -нравственной культуры видное место занимает соблюдение верного соотношения интернационального, общероссийского и национально-самобытного, светского и религиозного. Таким образом, у обучающихся формируется представление, согласно которому пространство культуры может создать условия для первичного знакомства со смыслом и значением ценностей разных культур, светской и религиозной этики, при этом соблюдаются важные для предметов принципы научности, мировоззренческого плюрализма и решаются коммуникативные задачи.

Российская Федерация является государством, признающим принцип светскости, согласно которому свобода совести, слова, мысли, убеждений и вероисповедания - незыблемые ценности. В соответствии с этим школьные предметы, включающие знания о различных культурах и конфессиях, требуют соблюдения общеобразовательных критериев, подразумевающих знакомство обучающихся с этическими нормами и ценностями. Современное образование обладает важными качествами (гуманистической направленностью,

плюрализмом и поликультурностью), учитывающими право ребенка на получение знания во всей его полноте - о мировой культуре, религиях мира, этике и мире в целом. Таким образом, предметные области дисциплин духовно-нравственного или культурологического цикла позволяют обучающимся приобрести необходимые компетенции для жизни и построения эффективной коммуникации в поликультурном регионе.

Предметная область ОРКСЭ и ОДНКНР, включающая в себя получение знаний об основах мировых и религиозных культур, формирование представлений о материальной и духовной культурах, месте России в мировой культуре, складывающейся из многочисленных культур этносов всей страны, оказывает значительное влияние на формирование патриотизма, поликультурности и толерантности как необходимого фактора построения общежития в неповторимо мультикультурном Российском государстве в целом и Астраханском регионе в частности. Необходимо отметить, что место данных предметов определено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», некоторыми другими нормативно -правовыми актами и методическими рекомендациями федерального уровня, согласно которым преподавание указанных дисциплин является обязательным во всех среднеобразовательных учреждениях.

Однако названное направление образования довольно тяжело реализуемо в условиях школьного процесса, поскольку (помимо дополнительной нагрузки и перманентно необходимого повышения квалификации в данной области) перед преподавателями встает следующая задача - суметь выстроить процесс обучения таким образом, чтобы предметы выступали в роли «скрепляющего» материала для общества многонационального региона, помогали решать задачи духовно -нравственного воспитания, идентификации и коммуникации.

Перечисленные сложности предполагают серьезную и целенаправленную подготовку педагогических кадров, тщательный подбор учебно-методической литературы, а также проведение системной работы с родителями учащихся с целью обеспечения эффективного взаимодействия. Педагоги-культурологи могут выступить в качестве «проводника» школьников в мир культуры, поскольку специалисты названной сферы в ходе профессиональной подготовки приобретают необходимые компетенции для наполнения уроков художественно -эстетическим, религиоведческим содержанием, обладают необходимой базой для использования культурологического подхода в образовании, специфических методик проведения предметов, реализация методики педагогического и социально-гуманитарного проектирования. Таким образом, реализация «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», а также «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» осуществляются в условиях поликультурной среды Астраханского региона, актуализируя ценности культуры и воспитывая высоконравственного гражданина России, который чтит духовные ценности государства и обладает актуальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для жизни в современном обществе.

Список источников

1. Российская гетеротопия: от опасности к безопасности и visa versa: монография / Романова А. П., Якушенков С. Н., Баева Л. В. [и др.]. Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич. 2017. URL: https://asu.edu.ru/images/File/Ros_get_s_obloz.pdf.

2. Хлыщева Е. В. Толерантность как фундамент региональной культуры (на примере Астраханского края) // Культурная жизнь Юга России. 2009. № 4 (33). С. 38-40.

3. Мещеряков А. Ю., Якушенкова О. С. Культурная гибридность в условиях урбанистического ландшафта // Культурная жизнь Юга России. 2017. № 4 (67). С. 57-60.

4. Управление пресс-службы и информации администрации губернатора Астраханской области. URL: https://www.astrobl.ru/news/v-astraxanskoi-oblasti-ozvucili-itogi-vserossiiskoi-perepisi-naseleniia-01.

5. Религиозные объединения. Официальный сайт администрации «МО «Город Астрахань». URL: https://www.astrgorod.ru/content/religioznye -obedineniya.

6. Григорьев А. В. Межэтнические отношения в Астраханской области: современное состояние и особенности // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 5 (61). С. 24-28.

7. Каспийский форум. Этническая ситуация в Астраханской области / А. В. Сызранов. 2020. URL: https://caspianforam.ru/etmcheskaya-situatsiya-v-astrahanskoj -oblasti/

8. Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» // Гарант: справочно-правовая система. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70989820/.

9. Преподавание основ духовно-нравственной культуры народов России в школе поликонфессионального и полиэтничного региона: Сб. материалов семинара для учителей городского округа город Уфа 15 ноября 2018 г. / Сост. В. Л. Бенин. Уфа: Мир печати, 2018. 77 с.

10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от

08.11.2022 г.) // Гарант: справочно -правовая система. URL: https://base.garant.ra/55170507/#friends.

References

1. Russian heterotopia: from danger to safety and vice versa: monograph / Romanova A. P., Yakushenkov S. N., Baeva L. V. [et al.]. Astrakhan: Publisher: Sorokin Roman; 2017. URL: https://asu.edu.ru/images/File/Ros_get_s_obloz.pdf. (In Russ.).

2. Khlyshcheva E. V. Tolerance as the foundation of regional culture (on the example of the Astrakhan region). Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii = Cultural life of the South of Russia. 2009;(4(33)):38-40. (In Russ.).

3. Meshcheryakov A. Y., Yakushenkova O. S. Cultural hybridity in urban landscape conditions. Kul'turnaya zhizn ' Yuga Rossii = Cultural life of the South of Russia. 2017;(4(67)):57-60. (In Russ.).

4. Press service and information department of Astrakhan region governor's Administration. URL: https://www.astrobl.ru/news/v-astraxanskoi-oblasti-ozvucili-itogi-vserossiiskoi-perepisi-naseleniia-01. (In Russ.).

5. Religious associations. The official website of the administration of the municipal entity «City of Astrakhan». URL: https://www.astrgorod.ru/content/religioznye-obedineniya. (In Russ.).

6. Grigoriev A. V. Interethnic relations in the Astrakhan region: current state and features. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika = Society: sociology, psychology, pedagogy. 2019;(5(61)):24-28. (In Russ.).

7. The Caspian Forum. The ethnic situation in the Astrakhan region / Syzranov A. V. 2020. URL: https://caspianforum.ru/etnicheskaya-situatsiya-v-astrahanskoj-oblasti/. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 08-761 «On the study of subject areas: «Fundamentals of religious cultures and secular ethics» and «Fundamentals of spiritual and moral culture of the peoples of Russia» dated May 25, 2015/ Garant: legal reference system. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70989820. (In Russ.).

9. Teaching the basics of the spiritual and moral culture of the peoples of Russia in the school of a multi-confessional and multi-ethnic region: website. Ufa; 2018. URL: https://bspu.ru/files/39962. (In Russ.).

10. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1897 «On approval of the Federal state educational standard of basic general education» (amended and revised on 08.11.2022) dated December 17, 2010 / Garant: legal reference system. URL: https://base.garant.ru/55170507/#friends. (In Russ.).

Информация об авторе

Н. В. Алиева - магистрант, младший научный сотрудник Центра исследования проблем комплексной безопасности Каспийского макрорегиона и противодействия терроризму и экстремизму.

Information about the author

Nelli V. Alieva - master's student, a junior researcher of the Center for Studying the Issues of the Caspian Macroregion Integrated Security and Counteracting Terrorism and Extremism.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 24.03.2023; одобрена после рецензирования 29.03.2023; принята к публикации 10.05.2023.

The article was published 24.03.2023; approved after reviewing 29.03.2023; accepted for publication 10.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.