2. Seroshevsky V.L. Jakuty. Opyt etnograficheskogo issledovanija [The Yakuts. The experience of ethnographic research]. Moscow, Association "Russian Political Encyclopedia", 1993, 736 p., 2nd edition (In Russ.).
3. Gumilyov L.N. Drevnie tjurki [Ancient Turks]. Moscow, Oriental Literature, 1967, 416 p. (In Russ.).
4. Arkhiv Muzeja antropologii i etnografii RAN (Spb. otd.). F. 14. Op. 1. Ed. khr. 14.2841. [Archives of the Museum of Anthropology and Ethnography, Russian Academy of Sciences (St. Petersburg Branch)]. Fund 14. Bordereau 1. Storage unit 14. 284 Individual Files (In Russ.).
5. Arkhiv RAN. F. 202. Op 1. Ed. khr. 24. 68 l. [Archives of RAS]. Fund 202. Bordereau 1. Storage unit 24. 68 Individual Files (In Russ.).
6. Ksenofontov G.V. Xrestes. Shamanizm i khris-tianstvo [Xrestes. Shamanism and Christianity]. Irkutsk, Regional Publishing House, 1929, 133 p. (In Russ.).
7. Gordeev S.V Drevnjaja magija i sovremennye religii [The ancient magic and modern religions]. Moscow, Ripol Classic, 2015, 190 p. (In Russ.).
8. Sverkh'estestvennye sposobnosti cheloveka: mify, tajny, zagadki [Supernatural abilities of man: myths, secrets, mysteries]. Kharkiv, «Book Club "Family Leisure Club"» Ltd, 2014, 400 p. (In Russ.).
9. Fraser J. Zolotaja vetv' [The Golden Bough]. Moscow, The political literature press, 1986, 703 p., 2nd edition (In Russ.).
И.И. Буляков УДК 930
ОТРАЖЕНИЕ ПОЛИТИКИ ЦАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БАШКИРАМ В ИХ ФОЛЬКЛОРЕ1
Аннотация
В словесном искусстве башкирского народа выделяются своей идеей и тематикой, художественными и стилистическими особенностями такие жанры устно-поэтического творчества как предания, легенды, исторические ку-баиры, песни, баиты. Одними из первых, кто обратился к их образцам в ходе изучения истории Башкирии, были русские исследователи. В дальнейшем их дело подхватили и развили башкирские просветители второй половины XIX - начала XX в. И только в последнее время профессиональные исследователи стали шире практиковать использование образцов словесного искусства в качестве источников по истории народа и края.
В настоящей статье представлен обзор произведений башкирского народного творчества, сюжетная линия которых отражает политику российского правительства в крае, проводимую со времен вхождения Башкирии в состав Русского государства и до второй половины XIX в. За указанный период времени она прошла ряд этапов на пути ее эволюции от невмешательства во внутреннюю жизнь общества с сохранением условий принятия башкирским народом русского подданства до полной его интеграции в составе Российского государства. Любые важные изменения в политике властей по отношению к башкирам тотчас находили свое отражение в разнообразных жанрах словесного искусства народа. Несмотря на то, что многие факты и события, имена героев спутаны или ошибочны, в целом эти образцы народного творчества позволяют ученым-историкам реконструировать представления башкир о происходящих событиях, отобразить их отношение к ним.
Ключевые слова: башкиры, власть, правительство, политика, устное народное творчество, легенды и предания, исторические песни, баиты
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 15-01-00123 «Государство в традиционном сознании народов юго-востока России XVI-XIX вв.».
Буляков Ильнур Ильдусович, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела истории и истории культуры Башкортостана Института истории, языка и литературы УНЦ РАН, e-mail: [email protected]
Ilnur I. Bulyakov, Cand. Sc. (History), research fellow ofDepartment of history and history of culture of Bashkortostan, Institute of history, language and literature of Ufa scientific centre of RAS, e-mail: [email protected]
© Буляков И.И., 2016
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2016/2 (72)
ОТРАЖЕНИЕ ПОЛИТИКИ ЦАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БАШКИРАМ
39
Ilnur I. Bulyakov
REFLECTION OF THE IMPERIAL GOVERNMENT'S POLICY OF RUSSIA IN RELATION TO BASHKIRS IN THEIR FOLKLORE
Abstract
In verbal art of the Bashkir people such genres of oral poetry traditions as legends, historical kubairs, songs, baits stand out for artistic and stylistic features their idea and the thematics. Russian researchers were among the first to get their samples in the study of local history. Their work was later continued and developed by the Bashkir enlightenment of the second half of XIXth - early XXth centuries. And only recently did professional researchers begin increasingly practice the use of verbal art as sources on the history of the people and the region. This article presents a review of works of the Bashkir folk art, the story line of which reflects the policy of the Russian government in the region, conducted since Bashkortostan joining the Russian state until the second half of the XIXth century. For the period of time mentioned it went through a series of stages on the path of its evolution from non-interference in the internal life of the society with the preservation of the conditions of treaties by the people of Russian nationality until its full integration into the Russian state. Any important changes in policy towards Bashkirs immediately were reflected in various genres of their literary art. Despite the fact that many events and data, the names of characters had been confused or erroneous, on the whole, these folk art specimens allow historian scholars to reconstruct notions of the Bashkirs about current events, their attitude towards them.
Key words: Bashkirs, power, government, politics, folklore, legends, historical songs, baits
В среде башкирского народа бытуют прозаические произведения, отличающиеся от героических эпосов, сказок своей идеей и тематикой, художественными и стилистическими особенностями. К ним, в первую очередь, мы можем отнести предания, легенды и близкие по жанру произведения. В фольклористике применительно к ним употребляется значение «историческая проза» / «несказочная проза». Помимо этого выделяют исторические песни, баиты.
Русские исследователи первыми обратили внимание на башкирские предания и легенды с научной точки зрения. Они их интересовали как дополнительный материал для изучения истории края. Так, например, В.Н. Татищев обращается к преданиям при изучении вопросов генезиса башкирского народа, его истории, этапов присоединения Башкирии к Русскому государству.
Такие исследователи как Р.Г. Игнатьев, Ф.Д. Нефедов при написании своих статей и очерков о национальном герое башкир Сала-вате Юлаеве наряду с документальными источниками активно используют и образцы устно-поэтического народного творчества. В 1883 г. увидел свет историко-этнографический очерк М.В. Лоссиевского «Былое Башкирии и башкир по легендам, преданиям и хроникам», который привлек пристальное внимание научной общественности того времени [5].
Одним из первых среди башкирских просветителей обратил внимание на наследие народного словесного творчества как на незаменимый
и важный источник по написанию истории края М.И. Уметбаев. Он же внес весомый вклад в дело сбора и публикации образцов народного творчества, дающих широкое представление по истории башкирского народа.
Сегодня все чаще к преданиям и легендам, как к историческим источникам, обращаются профессиональные исследователи-историки. Этому в источниковедческом плане способствует специфика периода вплоть до XIX в., когда археологические источники исчезают, а письменные - редки и обрывочны по информативности. Устная же литература служит одним из средств хранения исторической памяти, а в условиях отсутствия у народа письменности - единственным средством. Действительно, в любом жанре башкирского фольклора можно отыскать отражение исторической действительности, а в большей степени - в преданиях и легендах. Известный этнолог Р.Г. Кузеев в монографии «Происхождение башкирского народа» в условиях малочисленности письменных источников вполне обоснованно обращается к образцам народного творчества [4]. Ф.А. Надршина, А.С. Сальманов в ряде своих статей приходят к достаточно обоснованному выводу о необходимости привлечения башкирского устно-поэтического фольклора в качестве исторического источника [1; 7; 8].
Разумеется, фольклор не может служить историческим источником в прямом смысле слова, т.е. для поиска точной информации о событиях прошлого, однако образцы его, особенно историче-
ского содержания, становятся весьма ценными для реконструкции представлений башкир об этих событиях, т.к. в них зафиксировано мировоззрение той или иной (определенной) этнической группы.
Большое место среди башкирских преданий и легенд, исторических песен и баитов занимают те, которые посвящены периоду нахождения башкир в составе Русского государства, далее - Российской империи. Не подлежит сомнению, что политика, проводимая центральными и местными властями в отношении башкирского народа, затрагивала все стороны его жизни (общественную, хозяйственную, социокультурную) и нашла отражение в башкирском устном народном творчестве. В нем башкиры прямо или косвенно показывали свое отношение к тем переменам, которые происходили в их судьбах, раскрывали истинные причины недовольства своим социально-политическим положением, высказывали пожелания, выражали радость положительным переменам.
В политике царского правительства, проводимой в отношении башкир, можно условно выделить три этапа:
I - охватывает период принятия башкирскими родами русского подданства до начала XVIII в., характеризуется соблюдением условий присоединения, невмешательством центральной и местной администраций во внутренние дела башкирского общества;
II - начало XVIII в. по 1780-е гг., период, когда центральное правительство искало наиболее оптимальные пути более широкой интеграции башкир в составе Российской империи;
III - 1790-1860 гг., период, когда складывается и функционирует кантонная система управления в Башкирии.
Довольно значительный материал башкирского народного творчества посвящен вхождению Башкирии в состав Русского государства, например, «Дауыт-батыр» («Даут-батыр»), «Ыдмаил менэн Дауыт» («Исмаил и Даут»), «Коломбэт-батыр» («Кулумбет-батыр») и т.п. На добровольный характер процесса принятия русского подданства указывает не столько сюжетная линия произведения, сколько ровный, спокойный стиль изложения описываемых событий [6, с. 222]. В первый век нахождения башкир в составе Русского государства власти не предпринимали каких-либо мер, пересматривающих условия их присоединения. Сохранялись широкая внутренняя автономия народа со своими органами управления, вотчинное право на занимае-
мые родами земли. Уфимские власти не обладали какими-либо правовыми или административными средствами вмешательства в деятельность общинного самоуправления [3, с. 132].
Начавшаяся Северная война (1700-1721), повлекшая за собой коренную модернизацию России и вызвавшая к жизни петровские реформы, потребовала привлечения огромных финансовых вложений. Этой цели были подчинены практически все мероприятия, проводимые в башкирском крае в первое десятилетие XVIII в. Претворение их в жизнь, не нарушая принципиальные условия башкирского подданства, оказалось весьма затруднительной задачей. Увеличение податей и повинностей, изъятие вотчинных земель и другие нововведения, противоречащие условиям подданства, закономерно вызвали башкирские восстания. Коренные преобразования в области управления Башкирией в 30-40-е гг. XVIII в. привели к серьезному пересмотру традиционных форм подчинения башкир центральным властям. Серьезным ограничениям подверглись все институты общинного самоуправления. Прежние старосты, являвшиеся предводителями рода, чья власть передавалась по наследству, уступили место выборным старшинам. Под запретом оказались самовольные всенародные собрания - йы-йыны. Отныне башкиры имели право съезжаться на съезды лишь в определенное время и только после согласования с центральными властями. Были сужены прерогативы шариатского (третейского) суда. В этот же промежуток времени было положено начало смене военных традиций башкир времен Золотой Орды военными традициями российской императорской армии. Развал традиционных устоев башкир, нарушение условий их присоединения к Русскому государству вызывали их массовое недовольство, протесты и волнения, которые нередко перерастали в вооруженное сопротивление. Несмотря на жесткое подавление и запреты на всякое упоминание предводителей восстаний под страхом смертной казни, властям не удалось выветрить из памяти народа имена борцов за его свободу, за восстановление прежних прав. О них тайно распевали задушевные песни, пересказывали легенды и предания («Мыр^агол hэм уньщ татары» -«О пугачевском лагере под Белорецком и о Мур-загуле, его дочерях Шарбостан и Гульбостан», Атай батыр - «Акай-батыр», «Карас менэн КараИатал» - «Карас и Карасакал», «Сураш», «Брагин ташы» - «Камень Брагина» и др., целая
ОТРАЖЕНИЕ ПОЛИТИКИ ЦАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БАШКИРАМ
41
серия легенд и преданий о событиях и предводителях Крестьянской войны 1773-1775 гг.). На их основе сэсэнами XIX в. сложены такие поэмы-кубаиры как «Kараhа'кал» («Карасакал»), «Ба-тырша», «Юлай менэн Салауат» («Юлай и Сала-ват»), «Ьуцгы йыр» («Последняя песнь») и др.
Как отмечают исследователи-филологи, «в кубаирах XVIII в. главные субъекты зла -царь и его наместники - отодвинуты на задний план, упоминаются лишь нарицательными именами» и «главное внимание ... сосредоточено на воссоздании героического характера батыров-борцов», на изображении их жизненного пути [1, с. 33].
Более широким охватом исторического отрезка времени, соотносимого с вышеупомянутыми вторым и третьим этапами политики правительства в крае, среди прочих сказаний выделяется кубаир «Байытс Ай^ар сэсэн» («Баик Айдар-сэсэн»). В произведении нашли отражение значимые не только для российской, но и для мировой исторической науки события: Крестьянская война 1773-1775 гг., Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. В кубаире изображаются четыре развернутых эпизода из жизни известного народного сэсэна Баика. Если первая часть посвящена его идейному противостоянию с башкирской и казахской знатью, то последующие ярко отражают отношение главного героя к событиям последней четверти XVIII - первой четверти XIX в., политике центрального и местного властей в крае. Так, во второй части мотивы свободы личности перерастают в мотивы национальной независимости народа. Здесь Баик выступает духовным наставником Салавата, воодушевляя его на борьбу за справедливость. Своеобразной кульминацией всего сказания является третья глава, которая подводит читателя к событиям 1812 г. В тот момент, когда народ словно оказывается в замешательстве перед вопросом: «Что делать? Стоит ли помогать тому царю, кто не раз палил огнем башкирские деревни, отбирал землю и скот, вешал батыров, ссылал их на каторги?», Баик обращается к собравшимся со своей речью. Он не оправдывает злодеяния властей, но и не ставит знак тождества между ними и всей Россией, напоминая о клятве верности, данной предками царю при принятии башкир в подданство, призывает их к защите общей Родины.
В произведении «Вторая армия» главным героем, в едином порыве вставшим на защиту Ро-
дины перед угрозой ее захвата наполеоновской армией, выступает народ. Идеи единения башкир с русскими, поддержка царя (несмотря на те притеснения, которые чинили власти в крае - И.Б.), прославление батыров, их героизм на полях сражений с неприятелем прослеживаются в таких произведениях как «Ка^ш тYрэ» («Кахым-туря»), «Абдрахман Атсйегетов» («Абдрах-ман Акъегетов»), «Йэ^ары батыр» («Янхары-батыр»), «Ирэмэл» («Иремель»), «Йэшурэ хикэйэhе» («Рассказ башкирца Джантюры»), «Рус-француз hуFышы бэйете» («Баит о русско-французской войне»), «Кутузов бэйете» («Баит о Кутузове»), «Француз яуы бэйете» («Баит французской войны»), «Француз бэйете» («Французский баит»), песни «Любизар» и «Эхмэт Байытс» («Ахмет Баик») и др.
С 1798 г. на территории Башкирии складывается особая кантонная система управления, которая функционировала до 1865 г. Главной отличительной особенностью ее стало причисление всего коренного населения к военному сословию, что накладывало серьезные ограничения на некоторые права и свободы башкир (как, например, на свободное перемещение даже в пределах губернии). Границы волостей (в основе деления на волости лежал родовой принцип - И.Б.) не совпадали с границами кантонов. Таким образом, одна из главных целей введения кантонной системы управления - разобщение народа, невозможность консолидации в единую силу - была достигнута. В истории более не имели места какие-либо крупные восстания и волнения башкир, как это было в предыдущие полтора века. Одновременно усиливаются и процессы социальной дифференциации. Тяготы, исходящие из особого военно-казачьего положения народа, тяжелым бременем ложатся на плечи рядового башкира. Именно в этот период появляются произведения словесного искусства о благородных беглецах-разбойниках, грабящих богатых и помогающих бедным. Таковыми, например, являются «Бейеш батыр» («Бииш-батыр»), «Юркэ Юныс» («Юрка-Юныс»), «Ишмыр^а» («Ишмур-за»), «Камал таскын» («Камал-каскын» - «Беглец Камал») и др.
Таким образом, политика царских властей, проводимая в отношении башкир на протяжении второй половины XVI - второй половины XIX вв., прошла ряд этапов на пути ее эволюции от невмешательства во внутреннюю жизнь общества с сохранением условий принятия народом
русского подданства до полной его интеграции в составе Российского государства. Любые важные изменения в социальной, хозяйственной жизни тотчас находили свое отражение в разнообразных жанрах башкирского словесного искусства. Несмотря на то, что многие факты и события, имена героев спутаны или ошибочны, в целом эти образцы народного творчества раскрывают перед нами богатый внутренний мир, мироощущение их носителя - народа, позволяют ученым-историкам реконструировать представления башкир о происходящих событиях, отобразить их отношение к ним.
ЛИТЕРАТУРА
1. Башкирское народное творчество. - Т. II. - Предания и легенды / сост., авт. вступит. статьи, коммент. Ф.А. Надршина. - Уфа: Баш. кн. изд-во, 1987. - 576 с.
2. Башкирское народное творчество. - Т. X. -Исторический эпос / сост., авт. вступит. статьи и коммент. Н.Т. Зарипов. - Уфа: Китап, 1999. - 392 с.
3. Буляков И.И. Золотоордынские государственные традиции в управлении башкирским краем во второй половине XVI - первой трети XVIII в. - Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2012. - 180 с.
4. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения. - М.: Наука, 1974. - 572 с.
5. Лоссиевский М.В. Былое Башкирии и башкир по легендам, преданиям и хроникам // Справочная книжка Уфимской губернии. - Уфа: Печатня Н.К. Блохина, 1883. Отдел V. - С. 368-389.
6. Нэ^ершина Ф.А. Риуэйэт !1эм легендаларза халык тарихы. - 9фе: Китап, 2011. - 360 б. (Надршина Ф.А. В преданиях и легендах башкир - история народа. - Уфа: Китап, 2011. - 360 с.).
7. СальмановА.С. К изучению башкирского фольклора как исторического источника // Гуманитарные науки в Башкортостане: история и современность: материалы Международной научно-практической конференции. - Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2007. -С. 188-189.
8. Сальманов А.С. Об использовании фольклорных источников в изучении этнической истории // Россия и Башкортостан. История отношений, состояние и перспективы. - Уфа: Гилем, 2007. - С. 232-233.
REFERENCES
1. Bashkirskoe narodnoe tvorchestvo. - T. II. -Predanija i legendy [Bashkir folk art. Vol. II. Stories and legends]. Compiler, author of the introductory article, commentaries F.A. Nadrshina. Ufa, Bashkir publishing house, 1987, 576 p. (In Russ.).
2. Bashkirskoe narodnoe tvorchestvo. - T. X. — Istoricheskij epos [Bashkir folk art. Vol. X. The historical epic]. Ed., auth. of introductory article and commentaries N.T. Zaripov. Ufa, Kitap publ., 1999, 392 p. (In Russ.).
3. Bulyakov I.I. Zolotoordynskie gosudarstvennye tradicii v upravlenii bashkirskim kraem vo vtorojpolovine XVI - pervoj treti XVIII v. [Golden Horde state traditions in management of the Bashkir realm in the second half of XVIth - first third of the XVIIIth centuries]. Ufa, IHLL USC RAS publ., 2012, 180 p. (In Russ.).
4. Kuzeev R.G. Proisxozhdenie bashkirskogo naroda: etnicheskij sostav, istorija rasselenija [The origin of the Bashkir people: ethnic composition, history of settlement]. Moscow, Nauka, 1974, 572 p. (In Russ.).
5. Lossievskij M.V Byloe Bashkirii i bashkir po legendam, predanijam i xronikam [Past of Bashkortostan and Bashkirs according to legends, legends and Chronicles]. In: Spravochnaja knizhka Ufimskoj gubernii [The reference book of the Ufa province]. Ufa, Pechatnja N.K. Bloxin publ., 1883. Part 5. Pp. 368-389 (In Russ.).
6. Nadrshina F.A. Vpredanijax i legendax bashkir -istorija naroda [In the tales and legends of the Bashkirs there is the history of the people]. Ufa, Kitap publ., 2011, 360 p. (In Bash.).
7. Sal'manov A.S. K izucheniju bashkirskogo fol'klora kak istoricheskogo istochnika [To the study of Bashkir folklore as a historical source]. In: Gumanitarnye nauki v Bashkortostane: istorija i sovremennost': materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfe-rencii [Humanities in the Republic of Bashkortostan: history and modernity: materials of the International scientific and practical conference]. Ufa, IHLL USC RUS, 2007, pp. 188-189 (In Russ.).
8. Sal'manov A.S. Ob ispol'zovanii fol'klornyx istochnikov v izuchenii etnicheskoj istorii [About the use of folk sources in the study of ethnic history]. In: Rossija i Bashkortostan. Istorija otnoshenij, sostojanie i perspektivy [Russia and Bashkortostan. The history of relations, state of affairs and prospects]. Ufa, Gilem publ., 2007, pp. 232-233 (In Russ.).