Научная статья на тему 'Отражение особенностей бюргерской религиозности в еретических учениях катаров и вальденсов во Франции и Германии XII - начала XIV века (по материалам католических источников)'

Отражение особенностей бюргерской религиозности в еретических учениях катаров и вальденсов во Франции и Германии XII - начала XIV века (по материалам католических источников) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
50
16
Поделиться
Ключевые слова
ЕРЕСЬ / HERESY / КАТАРЫ / CATHARS / ВАЛЬДЕНСЫ / WALDENSES / БЮРГЕРСТВО / BURGHERS / БЮРГЕРСКАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ / BURGHER RELIGIOUSNESS

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Кайпова Е.Г.

Проанализированы основные положения учений катаров и вальденсов, широко распространившихся во Франции и Германии в XII начале XIV в. Выявлено отражение в еретических вероучениях специфических черт, присущих бюргерской религиозности. Сделан вывод о значительном влиянии процессов, происходивших в религиозной жизни горожан, на распространение в их среде катаризма и вальденства.

The article provides an analysis of the doctrines of Cathar and Waldensian heretical movements, widespread in France and Germany in XII -early XIV centuries, in order to show how it reflected special features of burgher religiousness, which caused burghers' disapproval of the Catholic Church and their involvement into heretical movements. The list of historical sources includes the works of Italian, French and Germancatholic priesthood of XII early XIV centuries. The author states that social status and occupations of burghers influenced their mentality and religious life. The processes of rationalization and individualization led to the evolution of internal faith and formeda new type of personal religious life. Dissatisfaction with the Catholic Church caused by secularism began to growa-mong burghers. The development of personal religious life led them to the study of the Holy Scriptures in vulgar tongue and to the life in accordance with evangelical ideals. Those processes contributed tothe rise of Cathar and Waldensian heretical movements. According to catholic sources, both Cathars and Waldenses condemned the Catholic Church for neglecting evangelical ideals of life and considered themselves as the only righteous Christians. They also denied the authority of catholic clergy in the issues of faith and tried to challenge the monopoly of clergy on reading and interpretation of the Holy Scripture. They refused to follow the teachings and sacraments of the Church that were not mentioned in the Scriptures. The doctrines of heretics reflectedthe features of burgher religiousness, because the involvement into heresies gave burghers a possibility to provide their own way of religious life.

Текст научной работы на тему «Отражение особенностей бюргерской религиозности в еретических учениях катаров и вальденсов во Франции и Германии XII - начала XIV века (по материалам католических источников)»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2016 История Выпуск 1 (32)

ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН

УДК 930

ОТРАЖЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ БЮРГЕРСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ В ЕРЕТИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ КАТАРОВ И ВАЛЬДЕНСОВ ВО ФРАНЦИИ И ГЕРМАНИИ XII - НАЧАЛА XIV ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ КАТОЛИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ)

Е. Г. Кайпова

Томский государственный педагогический университет, 634061, Томск, ул. Киевская, 60 ekaipova1988@yandex.ru

Проанализированы основные положения учений катаров и вальденсов, широко распространившихся во Франции и Германии в XII - начале XIV в. Выявлено отражение в еретических вероучениях специфических черт, присущих бюргерской религиозности. Сделан вывод о значительном влиянии процессов, происходивших в религиозной жизни горожан, на распространение в их среде катаризма и вальденства.

Ключевые слова: ересь, катары, вальденсы, бюргерство, бюргерская религиозность.

В средневековых Франции и Германии существовали высокоразвитые городские системы, расцвет которых пришелся на XII - начало XIV в. В их рамках возникло сословие бюргеров, мировоззрению которых был присущ ряд особенностей, связанных со спецификой политической и социально-экономической жизни городов (предоставление значительного объема прав и свобод, разрыв прежних социальных связей и формирование новых внутригородских отношений; торговая и ремесленная деятельность, проходившая в сфере денежного обмена и требовавшая самостоятельности и предприимчивости). Сохранив в себе черты, характерные для традиционного средневекового видения мира (в том числе религиозность, идеализацию аскетизма и бедности), менталитет бюргерского сословия приобрел ряд новых, обусловленных особенностями внутригородской жизни. По мнению исследователей, наиболее важными процессами духовной жизни горожан стали ее индивидуализация и рационализация [Ле Гофф, 2000, с. 100-102; Гуревич, 1972, с. 188, 190-191; Душин].

Обозначенные изменения мировоззрения отразились в сфере религиозной жизни, остававшейся одной из важнейших его составляющих. Произошло уменьшение значимости внешней, обрядовой стороны веры. Усилилось стремление верующих к самостоятельному изучению священных текстов и следованию евангельским идеалам, что в сочетании с проходившими процессами индивидуализации и рационализации, на наш взгляд, можно расценивать как проявление усложнения внутренней религиозной жизни. Распространилось недовольство католической церковью, обладавшей монополией на изучение и интерпретацию Библии, чему во многом способствовали несоответствие духовенства идеалам, сформированным на основе Писания, и высокая стоимость совершения ритуалов. Основываясь на выводах Ж. Ле Гоффа и А.Я. Гуревича, можно говорить о существовании феномена бюргерской религиозности, имевшей целый ряд специфических черт, отличавшейся от традиционного средневекового отношения к вере и церкви [Карсавин, 1912, с. 548549, 552-553, 562; Ле Гофф, 2000, с. 100-102; Гуревич, 1990, с. 227-232].

На период расцвета городской жизни во Франции и Германии и проявления указанных изменений религиозности пришлось широкое распространение еретических течений. Наиболее крупными ересями XII - начала XIV в. считаются катаризм и вальденство. Социальный состав приверженцев этих ересей оценивается исследователями как неоднородный, хотя в рассматриваемый период среди них преобладали слои городского населения [Ли, 2002, с. 36; Ольденбург, 2001, с. 55, 76; Нелли, 2005, с. 27; Audisio, р. 36-37].

В исследовательской литературе, несмотря на многообразие подходов к изучению катаризма и вальденства и утверждение факта связи их распространения с особенностями бюргерского мировоззрения в целом и религиозности в частности, эти учения не проанализированы с точки зрения

© Кайпова Е. Г., 2016

отражения в них специфических черт религиозности горожан. Цель статьи - рассмотреть варианты изложения учений катаров и вальденсов католическими авторами, выявить, каким образом их основные положения отражали особенности бюргерской религиозности (уменьшение значимости внешней стороны веры, усложнение внутренней религиозной жизни, проявившееся в усилении стремления к изучению священных текстов и воплощению в жизнь евангельских идеалов, распространение недовольства католической церковью по причинам падения нравов духовенства и высокой стоимости совершения ритуалов). Следует отметить, что такие аспекты указанных учений, как дуализм, обусловивший отрицание материального мира (катары) и призыв к жизни в евангельской бедности (вальденсы), не затронуты в данной статье, так как, на наш взгляд, являются проявлениями процессов, протекавших в духовной жизни всех сословий общества, и их интерпретация требует отдельного исследования.

Историками по-разному решался вопрос о наличии и характере связи между распространением катаризма и вальденства и процессами, происходившими в мировоззрении горожан, в том числе в сфере религиозности. В работах британских авторов XIX в. эти ереси рассмотрены как проявление исключительно религиозных противоречий (см., например [Maitland, 1832, p. IV]) либо представлены в качестве учений, сохранивших в отличие от католицизма чистоту первоначального христианства и предвосхитивших протестантизм (см., например [Bracebridge, 1827, p. 1-8; Gilly, 1831, p. III, 7, 13]). Иное суждение высказал Ф. Энгельс, предположивший, что еретические учения были выражением недовольства различных слоев населения католической церковью и феодальным строем в целом; бюргерство, по его мнению, боролось за «дешевую церковь» [Энгельс, 1956, с. 361363].

Во второй половине XIX - начале XX в. появились фундаментальные работы отечественных исследователей Н.А. Осокина, Л.П. Карсавина и А.Г. Вульфиуса. Н.А. Осокин связал широкое распространение катаризма и вальденства на юге Франции с цивилизационными особенностями данного региона, отличавшегося высокой степенью урбанизации и развитой городской культурой [Осокин]. Л.П. Карсавин объяснил это происходившим в XII-XIII вв. религиозным подъемом, характерным для всех сословий, в том числе для бюргерства [Карсавин, 1912, с. 554-556]. А.Г. Вуль-фиус считал вальденство средневековым проявлением сектантского типа религиозности, получившим дальнейшее развитие в евангелически-сектантских движениях периода Реформации [Вульфи-ус, 1916, с. 18-33, 199-212].

Во второй половине XX в. за рубежом возник ряд новых подходов к изучению истории ересей. Проявилась тенденция, в рамках которой получили развитие идеи, предложенные Н.А. Осоки-ным: ереси стали рассматриваться как феномен, имеющий тесные связи с локальными особенностями того или иного региона. Большой вклад в изучение катаризма внесли французские исследователи. Р. Нелли рассматривал это течение как духовное выражение специфики окситанской цивилизации и высказал предположение о том, что его догматика отражала идеи, существовавшие в среде экономически активных горожан Южной Франции [Нелли, 2005, с. 13-29]. Сходные суждения высказывала З. Ольденбург [Ольденбург, 2001, с.17-22]. Особняком стоит А. Бренон, которая считал катаризм не ересью, а самостоятельным направлением в рамках христианства, отражающим особенности высокоразвитой окситанской цивилизации и не связанным с духовными исканиями бюргеров [Бренон]. Британский автор Р. Мур изучал ереси, в том числе катаризм и вальденство, как локальные вариации католической веры, борьба с которыми была частью мероприятий верховной власти по подчинению местных сообществ центральным институтам и культурным нормам (см. о нем [Given]).B то же время ересь рассматривалась в контексте тенденций, существовавших в духовной жизни общества в целом. Так, известный французский исследователь истории вальденства Г. Аудисио высказал мнение о том, что вальденство наряду с другими движениями является выражением особенностей средневековой религиозности, в числе которых - стремление к аскетизму [Audisio, р. 12].

В отечественной историографии советского периода катаризм и вальденство вслед за Ф. Энгельсом расценивались как проявление протеста бюргеров против духовных и светских феодалов, а требование «дешевой церкви» - как одно из основных в городских еретических учениях [Сказкин, 1981, с. 54-58; Керов, 1986, с. 52-70].

На современном этапе изучению катаризма и вальденства в отечественной историографии уделяется меньше внимания, чем на Западе. Украинская исследовательница Н.В. Дульнева, пишу-

щая на русском языке, вслед за А. Бренон характеризует катаризм как религию, отражавшую духовные особенности окситанской цивилизации [Дульнева]. Г.Г. Пиков считает, что распространению «бюргерских» ересей способствовало возникновение противоречивших позициям теологов представлений о правомерности обладания богатством [Пиков]. Упоминания о катаризме и в особенности вальденстве встречаются в работах, посвященных истории Реформации: констатируется факт влияния бюргерских ересей на Уиклифа и Гуса либо дается краткое указание на то, что приверженцы ересей придерживались тех же воззрений, что и позднее реформаторы (см., например [Васечко; Таевский, 2003, с. 4-7]). Таким образом, как уже указывалось, проблема отражения особенностей бюргерской религиозности в учениях катаров и вальденсов не изучена глубоко.

Ряд сочинений XII - начала XIV в. написан теологами и инквизиторами для борьбы с еретиками. Мировоззрение ортодоксальных авторов накладывало печать на восприятие вероучений катаров и вальденсов, но их сочинения являются основным видом источников по истории данных движений и содержат достаточно большой объем сведений. Эти тексты создавались для внутреннего использования - в целях организации теологической полемики либо инквизиционных расследований, что требовало от их авторов подробного изложения информации о еретиках [Керов, 1977, с. 5-6]. Можно предположить, что создатели ортодоксальных сочинений были сосредоточены в большей степени на антицерковных взглядах катаров и вальденсов, чем на иных характеристиках их вероучений. Однако сам факт активной деятельности церкви по организации борьбы с еретиками свидетельствует о неприятии процессов, происходивших в духовной жизни верующих. Поэтому ортодоксальные сочинения являются основным источником информации, используемой для решения вопроса о влиянии особенностей бюргерской религиозности на распространение катаризма и вальденства.

Общие сведения о догматике и истории изучаемых движений содержатся в сочинениях двух итальянских авторов, которые принадлежали к течению катаров, но позднее вернулись в католическую церковь. Клирик Бонакурс в сочинении, написанном в конце XII в., изложил основные принципы катарского учения. Райнерий Сакко (Рене Саккони), «совершенный» катар, ставший инквизитором, подробно описал учения катаров и вальденсов и охарактеризовал особенности организации ими общин на различных территориях: в частности, в тексте упомянуты Прованс (Франция) и Пас-сау (Германия) (1254 г.). Важным источником по истории катаризма и вальденства во Франции является руководство для изучения инквизиторами учений и деятельности еретиков, созданное доминиканцем Бернаром Ги, главным инквизитором Лангедока в 1307-1324 гг.

Сведения о немецких катарах (вероучение, система таинств, организация общин) содержатся в письме Эвервина, аббата из Штайнфилда, святому Бернарду Клервосскому (1143 г.). Цезарий Гейстербахский, немецкий теолог, монах цистерцианского монастыря близ Кёльна, привел некоторые сведения о вероучении катаров и социальной базе вальденсов во Франции и Германии (XIII в.).

С точки зрения ортодоксальных авторов, характерной чертой вероучений катаров и вальден-сов было отрицательное отношение к католической церкви. Еретики считали, что она отступила от истинной веры со времен папы римского Сильвестра. Бонакурс писал: «Говорят, что блаженный Сильвестр был антихристом...С его времени, говорят они, церковь погибла. Всех учителей церкви они хулят.» (Изложение «ереси»., 1950, с. 271-272). В сочинении Райнерия Сакко сказано, что вальденсы возводят богохульства на церковь, «.говоря, что она не есть Церковь Иисуса Христа, но церковь злодеев, и что она отступила от веры при Сильвестре, когда яд обладания собственностью был привнесен в церковь. все пороки и грехи присущи церкви, а они - единственные праведники. римская церковь - блудница, о которой сказано в Апокалипсисе по причине чрезмерной приверженности украшениям. » (Иетейш Saccho., 1254, р. 407-408).

Как было сказано, по мнению историков, писавших в советский период, протест еретиков против церкви был выражением социальных требований бюргеров, недовольных феодальным гнетом духовенства и дорогими ритуалами [Сказкин, 1981, с. 54-58; Керов, 1986, с. 60, 68-69].Однако, на наш взгляд, обвинение церкви в вероотступничестве можно рассматривать как результат усложнения индивидуальной религиозной жизни бюргеров, стремившихся к праведной жизни, самостоятельно изучавших Писание и приходивших к выводу о несоответствии духовенства евангельским идеалам. Оно могло служить и основанием для последующего выстраивания системы собственного вероучения, соответствовавшего, с их точки зрения, истинному христианству, и создания общин, в рамках которых должны были воплощаться утраченные клириками евангельские идеалы.

По свидетельству католических авторов, катары противопоставляли себя клирикам, приписывая им множество пороков, в числе которых распущенность, алчность, корыстолюбие, праздность, отменявшие действенность совершенных ими таинств. Бернар Ги писал: «Относительно крещения они заявляют, что вода... является творением злой силы и не может освятить душу, но клирики продают ее из алчности, как они продают землю для погребения мертвых и масло для больных, когда совершают миропомазание, и как они продают исповедание грехов священникам» (Bernard Gui). В письме Эвервина Штайнфилдского сказано: «.мы - не от мира сего; но вы, любящие мир, вы заключили сделку с миром, потому что вы - от мира. вы прибавляете дом к дому и поле к полю, и вы ищете того, что от мира; и даже те среди вас, которые считаются наиболее совершенными, то есть монахи и каноники, если не владеют ничем таким лично, то владеют сообща, то есть всё-таки владеют» (Письмо Эвервина.).

Вальденсы, как и катары, утверждая собственную праведность, осуждали представителей духовенства за нарушение заповедей и отвергали необходимость их посредничества в решении вопросов веры и осуществлении религиозной практики. В сочинении Райнерия Сакко изложены следующие воззрения вальденсов: «едва ли хоть один человек в церкви придерживается евангельских учений, в отличие от них самих. прелаты - книжники, а монахи - фарисеи. папа и все епископы -убийцы в связи с войнами. они осуждают все таинства церкви, в первую очередь, креще-ние.месса не имеет значения, так как апостолы не совершали ее,.она была установлена ради корысти. таинство миропомазания они отрицают, так как оно дается только богатым» (Reinerius Saccho ., 1254, p. 408, 411-412). Бернар Ги писал: «. они присвоили себе апостольское служение, дерзая проповедовать евангелие по весям и градам... Когда архиепископ лионский.запретил им это, они, презирая клириков, ибо те в изобилии владели богатствами и жили в утехах, - ответили, что более, чем людям, следует повиноваться богу и что бог предписал апостолам возвещать евангелие всякой твари. » (Начало вальденского движения., с. 272).

Отрицание катарами и вальденсами соответствия католического духовенства библейским идеалам и присвоение его представителям отрицательных характеристик, в том числе присутствующих в тексте Священного Писания («любящие мир», «книжники», «фарисеи» и др.), отменяло монополию клириков на интерпретацию священных текстов и совершение таинств. На наш взгляд, еретики, признавая себя единственными последователями истинного учения Христа, обосновывали собственное право на религиозный поиск. Осуждение дорогостоящих обрядов может быть связано с неприятием обмирщения церкви либо с уменьшением значимости системы внешнего благочестия.

Согласно католическим источникам катары не признавали авторитет духовенства в вопросах веры, необходимость посредничества клира между Богом и верующими, а также стремились самостоятельно читать и интерпретировать Писание, переводя священные тексты на народный язык. Цезарий Гейстербахский писал о катарах: «Их лидеры взяли некоторые пункты из учения манихе-ев, кое-что из ошибок Оригена.и много чего из собственных голов» (Caesarius of Heisterbach.). В сочинении Бонакурса сказано: «Всех учителей церкви они хулят. » (Изложение «ереси»., 1950, с. 271). Бернар Ги писал о катарах: «Они обычно говорят о себе, что они добрые христиане. и что они придерживаются веры Господа Иисуса Христа и его Евангелия, как учили апостолы. Они взывают в соответствии со своими способностями к авторитету Евангелий и Посланий, толкуя их по-своему, против. клириков и монахов. они читают Евангелия и Послания на вульгарном языке, применяя и толкуя их в своих интересах. » (Bernard Gui).

Сходные сведения о вальденсах привел Райнерий Сакко: «.они презирают все установления церкви, поскольку они обременительны и многочисленны.не должно повиноваться прелатам, а только Богу. никто не имеет более значительного положения в церкви, чем другой, так как в Библии сказано "Все вы братья"» (Матф. 23).таинство рукоположения ничтожно .каждый добрый мирянин есть священник, так же как апостолы были мирянами.латинская молитва бесполезна для говорящих на народном языке. все, что сказано в проповеди и не подтверждено текстом писаний, ложно. » (Reinerius Saccho, 1254, p. 408, 411-412).

Эти положения вероучений, по нашему мнению, можно расценить как отражение происходившего в бюргерском мировоззрении процесса индивидуализации, обусловившего углубление личной религиозности и стремление к воплощению евангельских идеалов с опорой на Евангелие. Самостоятельное переосмысление ряда религиозных вопросов и отказ от следования установлени-

ям, отсутствовавшим в Писании, как представляется, являются отражением процесса рационализации.

Таким образом, анализ изложения учений катаров и вальденсов католическими авторами позволяет выделить основные положения этих учений: негативное отношение к церкви и духовенству в связи с обладанием ею собственностью и несоответствием аскетическому идеалу; приписывание клирикам различных пороков; отрицание необходимости посредничества духовенства между Богом и верующими при совершении таинств и интерпретации Священного Писания; отказ от совершения обрядов и установлений, отсутствующих в Библии; утверждение собственной праведности и признание себя единственными истинными последователями Христа; стремление самостоятельно изучать религиозные тексты в переводе на народный язык, используя их для обоснования неортодоксальных учений.

Перечисленные положения отражают основные особенности бюргерской религиозности, обусловленные ее индивидуализацией и рационализацией. Можно предположить, что процессы, происходившие в сфере бюргерской религиозности, стали одной из основных причин широкого распространения катаризма и вальденства, так как часть верующих реализовывали через принадлежность к еретическим течениям религиозные потребности, не находившие выражения в рамках католической церкви и ортодоксального учения.

Список источников

Bernard Gui. On the Albigensians // The Internet Medieval Sourcebook of the Fordham University Center for Medieval Studies. URL: http://www.fordham.edu/halsall/source/gui-cathars.html (дата обращения: 10.04.2015).

Caesarius of Heisterbach: Medieval Heresies // The Internet Medieval Sourcebook of the Fordham University Center for Medieval Studies. URL: http://www.fordham.edu/halsall/source/caesarius-heresies.html (дата обращения: 10.04.2015).

Reinerius Saccho. A.D. 1254 // Maitland S.R. Facts and Documents Illustrative of the History, Doctrine and Rites of the Ancient Albigenses and Waldenses. London, 1832. P. 400-438. URL: http://books.google.ru/books?id=4aMtAAAAcAAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 10.04.2015).

Изложение «ереси» катаров Бонакурсом // Хрестоматия по истории средних веков / под ред. Н.П. Грацианского, С.Д. Сказкина: в 3 т. М., 1950. Т. 2. С. 271-272.

Начало вальденского движения (известие инквизитора Бернарда Гвидона, начало XIV в.) // Хрестоматия по истории средних веков / под ред. Н.П. Грацианского, С.Д. Сказкина: в 3 т. М., 1950. Т. 2. С.272-273.

Письмо Эвервина, аббата Штайнфельда, святому Бернару. 1143 г. / пер. Н.В. Дульневой // Дельфис: культурно-просвет. журн. 2011. № 68. URL: http://www.delphis.ru/journal/article/katary-reinskikh-zemel (дата обращения: 10.04.2015).

Библиографический список

Audisio G. The Waldensian Dissent, Persecution and Survival. URL: http://www.tuks.nl/Mirror/shat teringdenial_com_jesuits/books/audisio_the_waldensian_dissent.pdf (дата обращения: 11.07.2015). Bracebridge C.H. Autentic details of the Valdenses in Piemont and other countries, with abridged translations of «L Histoire des Vaudois» par Bresse, and «La rentreeglorieuse» d Henri Arnaud. London, 1827. URL: http://books.google.ru/books?id=rDIKwIxC4kMC&printsec=frontcover&hl=ru#v= onepage&q&f=false (дата обращения: 10.03.2015).

Gilly W.S. Waldensian Researches During a Second Visit to the Vaudois of Piemont. London, 1831. URL: http://books.google.ru/books?id=C2UlwdHz0cAC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q &f=false (дата обращения: 10.03.2015).

Given J.The War on Heresy by R. I. Moore (review). URL: http://musejhu.edu/login?auth= 0&type=summary&url=/journals/catholic_historical_review/v099/99.2.given.pdf (дата обращения: 10.09.2015).

Maitland S.R. Facts and Documents Illustrative of the History, Doctrine and Rites of the Ancient Albigenses and Waldenses. London, 1832. URL: http://books.google.ru/books?id=4a MtAAAAcAAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 10.07.2015).

Бренон А. Крестовый поход против альбигойцев: исторические последствия священной войны. URL:http://www.delphis.ru/journal/article/krestovyi-pokhod-protiv-albigoitsev-istoricheskie-posledstviya-svyashchennoi-voiny (дата обращения: 10.04.2015).

Васечко В.В. Курс лекций по сравнительному богословию. Раздел 4. Вероучение протестантских исповеданий. URL: http://pstgu.ru/download/1152721799.sravnitelnoe_bogoslovie_ vasechko.pdf (дата обращения: 07.09.2015).

Вульфиус А.Г. Вальденское движение в развитии религиозного индивидуализма: Критическое исследование. Пг., 1916. 279 с.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. 320 с.

Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. 396 с. Душин О.Э. Исповедь и совесть в западноевропейской культуре XIII-XVI вв. URL: http://www.spho.ru/library/59 (дата обращения: 10.04.2015).

Дульнева Н.В. Катары Рейнских земель. URL: http://www.delphis.ru/journal/article/katary-reinskikh-zemel (дата обращения: 10.07.2015).

Карсавин Л.П. Очерки религиозной жизни в Италии XII-XIII вв. СПб., 1912. 843 с. Керов В.Л. Борьба народных масс против католической церкви во Франции в конце XIII - начале XIV вв. (бегины и спиритуалы): учеб. пос. М., 1977. 81 с.

Керов В.Л. Народные восстания и еретические движения во Франции в конце XIII - начале XIV вв. М., 1986. 138 с.

Ле Гофф Ж. Ремесло и торговля в средневековых руководствах для исповедников // Ле Гофф Ж. Другое Средневековье. Время, труд и культура Запада. Екатеринбург, 2000. С. 95-109. Ли Г.Ч. История инквизиции / сост. К.В. Купченко. Смоленск, 2002. 640 с. Нелли Р. Катары. Святые еретики. М., 2005. 400 с.

Ольденбург З. Костер Монсегюра. История альбигойских крестовых походов. СПб., 2001. 379 с. Осокин Н.А. История альбигойцев и их времени. URL: http://www.etextlib.ru/Book/Details/4281 (дата обращения: 10.07.2015).

Пиков Г.Г. Ересь как культурное явление. URL: http://nsu.ru/classics/pikov/pikov-hairesis.pdf (дата обращения: 10.07.2015).

Сказкин С.Д. Сегарелли - учитель Дольчино // Сказкин С.Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века: матер. науч. наследия. М., 1981. С. 53-97.

Таевский Д.А. Христианские ереси и секты. М., 2003. 319 с.

Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 49 т. М., 1956. Т. 7. С. 343-437.

Дата поступления рукописи в редакцию 04.08.2015

REFLECTION OF BURGHER RELIGIOUSNESS IN THE DOCTRINES OF CATHAR AND WALDENSIAN HERETICAL MOVEMENTS IN FRANCE AND GERMANY OF XII - EARLY XIV CENTURIES (ON THE BASE OF CATHOLIC SOURCES)

E. G. Kaipova

Tomsk State Pedagogical University, Kievskaya str., 60, 634061,Tomsk, Russia ekaipova1988@yandex.ru

The article provides an analysis of the doctrines of Cathar and Waldensian heretical movements, widespread in France and Germany in XII -early XIV centuries, in order to show how it reflected special features of burgher religiousness, which caused burghers' disapproval of the Catholic Church and their involvement into heretical movements. The list of historical sources includes the works of Italian, French and Germancatholic priesthood of XII -early XIV centuries. The author states that social status and occupations of burghers influenced their mentality and religious life. The processes of rationalization and individualization led to the evolution of internal faith and formeda new type of personal religious life. Dissatisfaction with the Catholic Church caused by secularism began to growa-mong burghers. The development of personal religious life led them to the study of the Holy Scriptures in vulgar tongue and to the life in accordance with evangelical ideals. Those processes contributed tothe rise of Cathar and

Е.Г. Kaunoea

Waldensian heretical movements. According to catholic sources, both Cathars and Waldenses condemned the Catholic Church for neglecting evangelical ideals of life and considered themselves as the only righteous Christians. They also denied the authority of catholic clergy in the issues of faith and tried to challenge the monopoly of clergy on reading and interpretation of the Holy Scripture. They refused to follow the teachings and sacraments of the Church that were not mentioned in the Scriptures. The doctrines of heretics reflectedthe features of burgher religiousness, because the involvement into heresies gave burghers a possibility to provide their own way of religious life.

Key words: heresy, Cathars, Waldenses, burghers, burgher religiousness.

References

Audisio G. The Waldensian Dissent, Persecution and Survival. URL: http://www.tuks.nl/Mirror/shat (data ob-rashhenija: 10.04.2015).

Bracebridge C.H. Autentic details of the Valdenses in Piemont and other countries, with abridged translations of «L Histoire des Vaudois» par Bresse, and «La rentreeglorieuse» d Henri Arnaud. London, 1827. URL: http://books.google.ru/books?id=rDIKwIxC4kMC&printsec=frontcover&hl= ru#v=onepage&q&f=false (data obrashhenija: 10.04.2015).

Brenon A. Krestovyy pokhod protiv al'bigoytsev: istoricheskie posledstviya svyashchennoy voyny. URL: http://www.delphis.ru/journal/article/krestovyi-pokhod-protiv-albigoitsev-istoricheskie-posledstviya-svyashchennoi-voiny (data obrashhenija: 10.04.2015).

Dul'nevaN.V. Katary Reynskikh zemel'. URL: http://www.delphis.ru/journal/article/katary-reinskikh-zemel. Dushin O.E. Ispoved' i sovest' v zapadnoevropeyskoy kul'ture XIII - XVI vv. URL: http://www.spho.ru/library/59 (data obrashhenija: 10.04.2015).

Engel's F. Krest'yanskaya voyna v Germanii. Marks K., Engel's F. Soch.: v 491. M., 1956. T. 7. S. 343-437. Gilly W.S. Waldensian Researches During a Second Visit to the Vaudois of Piemont. London, 1831. URL: http://books.google.ru/books?id=C2UlwdHz0cAC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (data obrashhenija: 10.04.2015).

Given J. The War on Heresy by R. I. Moore (review). URL: http://muse.jhu.edu/login?auth =0&type=summary&url=/journals/catholic_historical_review/v099/99.2.given.pdf (data obrashhenija: 10.04.2015).

GurevichA.Ya. Kategorii srednevekovoy kul'tury. M., 1972 g. 320 s.

GurevichA.Ya. Srednevekovyy mir: kul'tura bezmolvstvuyushchego bol'shinstva. M., 1990. 396 s. Karsavin L.P. Ocherki religioznoy zhizni v Italii XII-XIII vv. SPb., 1912. 20, 843, 21 s.

Kerov VL. Bor'ba narodnykh mass protiv katolicheskoy tserkvi vo Frantsii v kontse XIII - nachale XIV vv. (be-giny i spiritualy): ucheb. pos. M., 1977. 81 c.

Kerov VL. Narodnye vosstaniya i ereticheskie dvizheniya vo Frantsii v kontse XIII - nachale XIV vv. M., 1986. 138 s.

Le Goff Zh. Remeslo i torgovlya v srednevekovykh rukovodstvakh dlya ispovednikov. Le Goff Zh. Drugoe Sred-nevekov'e. Vremya, trud i kul'tura Zapada. Ekaterinburg, 2000. S. 95-109. Li G.Ch. Istoriya inkvizitsii / sost. K.V. Kupchenko. Smolensk, 2002. 640 s.

Maitland S.R. Facts and Documents Illustrative of the History, Doctrine and Rites of the Ancient Albigenses and Waldenses. London, 1832. URL: http://books.google.ru/books?id=4aMtAAAAcAAJ&printsec= frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (data obrashhenija: 10.04.2015). NelliR. Katary. Svyatye eretiki. M., 2005. 400 s.

Oldenburg Z. Koster Monsegyura. Istoriya al'bigoyskikh krestovykh pokhodov. SPb., 2001. 379 s. Osokin N.A. Istoriya al'bigoytsev i ikh vremeni. URL: http://www.etextlib.ru/Book/Details/4281 (data obrashhenija: 10.04.2015).

Pikov G.G. Eres' kak kul'turnoe yavlenie. URL: http://nsu.ru/classics/pikov/pikov-hairesis.pdf (data obrashhenija: 10.04.2015).

Skazkin S.D. Segarelli - uchitel' Dol'chino. Skazkin S.D. Iz istorii sotsial'no-politicheskoy i dukhovnoy zhizni

Zapadnoy Evropy v srednie veka: mater. nauch. naslediya. M., 1981. S. 53-97.

sravnitelnoe_bogoslovie_vasechko.pdf.

Taevskiy D.A. Khristianskie eresi i sekty. M., 2003. 319 s.

Vasechko V.V. Kurs lektsiy po sravnitel'nomu bogosloviyu.Razdel 4. Verouchenie protestantskikh ispovedaniy. URL: http://pstgu.ru/download/1152721799 (data obrashhenija: 10.04.2015).

Vul'fius A.G. Val'denskoe dvizhenie v razvitii religioznogo individualizma. Kriticheskoe issledovanie. Pg., 1916. 279 s.