Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:
Александрова О.И. — Отражение образов македонских царей Филиппа и Александра в актуальных школьных учебниках по всеобщей истории // Педагогика и просвещгние. - 2023. - № 4. - С. 70 - 78. DOI: 10.7256/24540676.2023.4.68848 EDN: ENWLPT URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=68848
Отражение образов македонских царей Филиппа и Александра в актуальных школьных учебниках по всеобщей истории
Александрова Ольга Игоревна
кандидат исторических наук
доцент, кафедра Всеобщей истории, Российский Государственный Педагогический Университет им. А И. Герцена научный сострудник, Российский государственный гуманитарный университет
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Реки Мойки, 48
olgaalex@lenta.ru
Статья из рубрики "Архетип и символ"
DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.68848
EDN:
ENWLPT
Дата направления статьи в редакцию:
30-10-2023
Дата публикации:
15-11-2023
Аннотация: Предметом рассмотрения являются образы знаменитых деятелей эпохи античности - царя Македонии Филиппа II и его сына Александра, и их отражение на страницах учебников по всеобщей истории для 5 класса школы. Особое внимание уделяется соответствию информации, содержащейся в школьных учебниках данным исторических источников и материалам исторических исследований, посвященных данным правителям. Анализируется полнота отражения образов двух самых знаменитых македонских царей, а также система заданий и вопросов, позволяющих углубить знания как непосредственно о выдающихся исторических личностях, так и о поворотном периоде древней истории в целом. Авторы приходят к выводу, что личность и деятельность Филиппа практически полностью затмевается ярким образом Александра,
что соответствует общим историографическим тенденциям. О преобразованиях Филиппа, изменивших ход не только греческой, но и мировой истории, говорится кратко и вскользь или же рассматривается лишь одна из сторон его детельности (военная реформа). Это не позволяет в полной мере оценить значимость этого деятеля для Древней истории, проанализировать его вклад в трансформацию греческого мира. В это же время Александр представлен в учебных пособиях не просто как талантливый полководец, но, фактически, как величайший герой античности. Все отрицательные стороны его личности сглажены, о них практически не упоминается, в конечном итоге остается блестящий полководец и талантливый правитель. Как представляется, это может привести не только к искаженному восприятию деятельности конкретных исторических личностей, но к формированию порочного по своей сути убеждения в том, что соевременные реформы и преобразования имеют несравненно меньшую ценность, чем военные походы и завоевания.
Ключевые слова:
Древняя История, Филипп II, Александр Македонский, Рецепция античности, Учебник, История в школе, Образование, История Древней Греции, Македония, История
Статья подготовлена при поддержке гранта Российского научного фонда «Дискурс государственной власти в древних обществах и рецепция его элементов в мировых и российских общественно-политических практиках» (проект № 19-18-00549), реализуемого в Российском государственном гуманитарном университете.
Важность изучения античной истории как «органический элемент образования европейского общества» справедливо определил еще в начале XX в. профессор Ф.Ф.
Зелинский —с—21 Обучение классическим языкам являлось неотъемлемой составляющей образования в Имперской России: согласно уставу 1804 г. некоторые предметы в университетах должны были преподаваться на латыни Г2, с 49], а в 1817 г. в
гимназиях также было введено изучение греческого языка Г2, с 64]. Весомое значение древней истории в образовании того периода подтверждается и многократными античными реминисценциями в творчестве поэтов и писателей Х1Х-начала XX вв.
Необходимость поддержания интереса к древней истории понимали и в Советском Союзе. Г.Е. Жураковский отмечал, что к 40-м гг. относятся массовый выпуск изданий античных авторов и появление научных работ, посвященных данной тематике Г3, с 4]. Это обстоятельство объясняется высокой оценкой древней культуры классиками марксизма-ленинизма. Важно отметить, что в советской школе на изучение античной истории выделялось два года: в V классе изучались Древний Восток и Древняя Греция, в VI - Древний Рим и Раннее Средневековье; при этом на уроки по данной дисциплине в
среднем отводилось 9,5 часов в неделю Г4, с- 74-761.
В наше время изучение античной истории сохраняет свою актуальность. В федеральном государственном образовательном стандарте указывается, что обучающийся должен осмыслить русскую историю как часть мировой^]. Тем не менее, в современной школе на уроки по данной эпохе выделяется только один академический год - V класс. В связи с этим, часть учебного материала по истории преподается в сокращенном виде по сравнению с гимназической и советской программами.
Говоря о нормативных документах, регулирующих содержание курса всеобщей истории,
отметим также, что что на данный момент отсутствует единый утвержденный историко-культурный стандарт по всеобщей истории, который четко определял бы перечень смысловых единиц, обязательных для изучения. Историко-культурный стандарт по отечественной истории предписывает параллельное изучение всеобщей истории и истории России, начиная с шестого класса, т.е. история Древнего мира, фактически, единственный раздел всеобщей истории, который преподается в течение всего учебного года и без привязки к истории России. Это дает авторам учебников и учебно-методических пособий возможность более подробно остановиться на каких-то особенно важных сюжетах древней истории.
Закономерно, что их внимание падает на наиболее ярких исторических персонажей этой эпохи, среди которых, несомненно, выделяется македонский царь Александр Великий. Вместе с этим фигура царя Филиппа, отца завоевателя, благодаря деятельности которого Древняя Македония подчинила себе всю остальную Грецию, остается, как кажется, в тени знаменитого сына. Как показывают опросы выпускников школы, даже среди студентов-первокурсников, обучающихся по направлению «История» или «Историческое образование» более половины студентов с трудом вспоминают - если вообще знают - о том, что отец Александра Великого тоже оставил след в истории. Как представляется, это отчасти можно объяснить спецификой материала, который содержится в школьных учебниках. Достаточно взглянуть на перечень основных смысловых единиц в проекте историко-культурного стандарта по всеобщей истории: «Возвышение Македонии. Филипп II и его политика. Александр Македонский. Покорение Греции. Поход греко-македонской армии на Восток. Битва у р. Граник. Завоевание Сирии, Финикии и Египта. Победа Александра при Гавгамелах. Падение Персии. Завоевание Ирана, Средней Азии. Поход в Индию. Создание мировой империи Александра. Ее значение».Таким образом, жизни и деятельности Александра, очевидно, уделяется намного больше внимания.
Сложно отрицать, что яркие образы, на примере которых раскрываются исторические события, имеют большое влияние для формирования не только интереса к изучению истории, но и личностных качеств школьников.Тем интереснее проследить, какие именно образы предстают перед пятиклассниками на страницах учебников. В федеральный перечень учебников на 2023-24 уч. год[П] входит три линейки учебников по Всеобщей истории. Для 5 класса средней общеобразовательной школы это учебник Вигасина А.А.,
Годера Г.И., Свенцицкой И.С. под ред. Искендерова А.А-^, учебник Никишина В.О., Стрелкова О.В., Томашевич О.В., Михайловского Ф.А. под ред. Карпова С.П-^, а также учебник Саплиной Е.В., Немировского А.А., Соломатиной Е.И., Тырина С.В. под ред. Мединского В.Р. [7] Именно к этим учебникам мы и будем обращаться в ходе нашего исследования.
Если говорить о фигуре Филиппа Македонского, то стоит сразу же указать, что главы, посвященные положению Македонии и описанию проведенных царем реформ, в среднем занимают не более двух страниц, значительную часть которых занимает визуальный материал: изображение македонского воина, фаланги, портрет знаменитого афинского оратора Демосфена, выступавшего против Филиппа. При этом ученикам практически нигде не предлагается историческая справка о состоянии страны к середине IV в. до н.э., без чего трудно оценить заслуги правителя. Наиболее удачным в этом плане является учебник В.О. Никишина под ред. С. П. Карпова, где даётся дополнительная информация о македонском царстве, представляющая, тем не менее, очень сжатые
сведения —с—203]. В пособии Е.В. Саплиной под ред. В. Р. Мединского есть комментарий, что до середины IV в. до н. э. Македония являлась отсталой страной,
однако это никак не поясняется [7, C—i71". Также по мнению авторов, государство возникло именно в этот период: «Пока греческие полисы воевали между собой, на севере Балканского полуострова возникло Македонское государство», что не вполне
соответствует исторической действительности [8, C 113"". В учебнике А.А. Вигасина под ред. А. А. Искендерова дано краткое указание, что это была маленькая горная страна на
севере Балканского полуострова [5, C 196"". Таким образом, у учащихся складывается впечатление, что Македония, до этого ранее не встречавшаяся на страницах учебников, появилась буквально «из ничего».
Во всех учебниках, к сожалению, отсутствует карта, где было бы наглядно показано расположение Македонского царства относительно греческих полисов. В учебнике А.А. Вигасина есть указание на огромное влияние эллинской культуры в Македонии:
говорится о распространении греческих образования и языка среди аристократии [5, C Представляется, что все вышеуказанные моменты, таким образом, формируют у учащихся представление о Македонии не только как об изначально отсталом, но и в принципе чуждом Элладе государстве. Между тем существует достаточно оснований для того, чтобы считать македонян греческим народом, говорящим на греческом языке, но на местном, более сложном для понимания, диалекте (см., напр.: Hdt. I, 56; V, 22, Plut.
Alex., 47) C- 25-26".
Если говорить непосредственно об образе Филиппа II, то в глаза бросается практически полное его обезличивание. Ни в одном из пособий не говорится ни о происхождении политического деятеля, ни о его юных годах, ни о том, при каких обстоятельствах он занял македонский трон. Между тем, пребывание Филиппа в качестве почётного заложника в Фивах - яркий и запоминающийся эпизод, непосредственно повлиявший на
его формирование как политика и военного деятеля [9, C 38-39"". Тему, посвященную македонской гегемонии, предлагается изучать сразу с описания проведенных Филиппом реформ, при этом учебник А.А. Вигасина, например, концентрируется исключительно на военной реформе - несомненно важной и позволившей Македонии подчинить греческие города (Diod. XVI. 2. 6). Интересно, что при том, что едва ли не главным достижением царя в военной сфере принято считать введение длинного копья - сариссы, в учебниках историческое название оружия не упоминается, а выдающаяся его длина упоминается
только в учебнике под ред. В.О. Никишина: авторы называют цифру в 5,5 м [6, C 204; 9 C-51"". Прочие же реформы упоминаются авторами пособий вскользь: «...укрепил царскую власть, начал чеканить золотую монету, названную «филиппики»; основал новые города; установил тесные торговые связи с соседями» [7, C 172"". Отметим, что в данном пособии при этом не упоминается, что гневные речи оратора Демосфена, направленные против царя, также назывались «филиппики» - и это понятие гораздо более распространено, чем специфическое название монет. Вероятно, это продиктовано нежеланием авторов смешивать два понятия в головах школьников.
После обзора проведенных царём реформ авторы школьных учебников дают краткое описание событий, произошедших в период 338 - 336 гг. до н.э. Здесь, что вполне предсказуемо, акцент постепенно смещается на военную доблесть Александра, проявившего себя в этом сражении. Однако, анализируя факторы, повлиявшие на победу македонской армии в битве при Херонее, авторы всё же объясняют успех кампании ранее проведенными Филиппом преобразованиями [7, C 173"". Затем кратко рассказывается о назначении царя гегемоном Греции на съезде в Коринфе и о подготовке к войне против Персии. Однако об этом событии вовсе не упоминается в
учебнике А.А. Вигасина.
Описание неожиданной смерти Филиппа в учебниках ограничивается одним предложением примерно следующего содержания: «Был внезапно убит во время пира». Только в учебнике А.А. Вигасина предлагается краткий рассказ о событиях,
произошедших в Эгах в 336 г. до н. э. [6, — 199"".
Что касается характеристики личности царя, то в пособиях упоминается, что Филипп был «решительный и энергичный царь, талантливый военачальник и организатор» [6, — 203"", «дальновидный политик, искусный дипломат и талантливый полководец» ———12Ш, «умный и энергичный правитель» [5, — 196"". Вместе с тем с явным негативным оттенком во всех учебниках рассказывается о подкупе в политике Филиппа с целью достижения своих целей: все авторы пособий включили в текст цитату из сочинения Плутарха, приписываемую македонскому царю о том, что осёл, нагруженный золотом, возьмёт любую крепость, а также упомянули о том, что царь не брезговал любыми способами
достижения цели ———198—8———205—9———i701. Интересно, что ни в одном из рассматриваемых пособий не встречается информация о ранении Филиппа, вследствие которого он лишился правого глаза (Just. VII. 6. 14-16; Diod. XVI. 34. 4-5) - такая яркая деталь, как правило, хорошо запоминается школьниками и воспринимается как свидетельство личной доблести правителя.
Таким образом, можно в целом говорить о том, что царь предстает персонажем во многом шаблонным и обезличенным. Следствием этого является низкая вероятность запоминания темы, посвященной возвышению Македонии при Филиппе.
Стоит, однако, отметить, что проблема, связанная с недостаточным вниманием к истории правления Филиппа может быть напрямую связана со сферой научных исследований. Несмотря на высокое значение реформ царя, благодаря которым Македония стала гегемоном Греции, личность Филиппа достаточно слабо освещена в историографии; можно выделить лишь несколько монографий, посвященных данному политическому деятелю. Это обстоятельство объясняется малым количеством дошедших до нас источников, повествующих о его жизни. Тем не менее, Й. Уортингтон справедливо отмечает, что уже из имеющихся немногих свидетельств античных авторов становится понятным, что личность Филиппа II заслуживает занимать то же место в истории, какое
отводится его сыну [9, —-14~15"". р. Габриэль считает, что именно Филипп создал первое национально-территориальное государство в Европе, развив ресурсы Македонии до
невиданных ранее в Греции и на Западе в целом [10, P-243"". Так, Диодор Сицилийский указывает, что царь в короткий срок сделался величайшим из царей Европы и что его трон может сравниться с тронами богов (Diod. XVI. 95. 1-2). Даже Демосфен, выступающий против Филиппа в Афинах, признавал, что македонский тиран «из малого и ничтожного, каким был первоначально, сделался великим» (Dem. Or. IX. 21). Однако, несмотря на подтверждение в последних исследованиях важности личности Филиппа в истории Македонии, многие его достижения до сих пор остаются непризнанными в
достаточной мере [11, P 2". Эта проблема, таким образом, нашла прямое отражение в школьных учебниках.
Гораздо больше внимания в учебниках уделено Александру Великому, сыну Филиппа. Закономерно, что все авторы концентрируются, в первую очередь именно на военных
походах Александра, представляя его обучающимся как великого завоевателя [6, — 318"". В целом изложение Восточного похода во всех учебниках представляет собой рассказ -
весьма подробный для учебников, рассчитанных на учеников пятого класса, - об основных сражениях: битва при Гранике, битва при Иссе, осада Тира, сражение при Гавгамелах. Все авторы сходятся на том, что македонский царь в этих сражениях одержал блестящие победы и проявил себя как выдающийся полководец. В учебнике Вигасина А.А. обращает на себя внимание последний пункт параграфа, озаглавленный «Цель Александра - завоевать весь мир», в котором рассказывается об очередной «блестящей победе» царя в Индии ^—C—205!. в других учебных пособиях более сдержанно упоминается об упорном сопротивлении населения в Средней Азии и тяжелых боях в индийском походе ———207—7———1771, что гораздо больше соответствует исторической реальности Г*2, C- 167; 13, с. 76-791.
На контрасте с Александром его главный противник, персидский царь Дарий III упоминается в одном из пособий как «царь-неудачник», в другом авторы пишут, что Дарий после Гавгамел «опять позорно бежал», а в третьем - «Дария оставило мужество»
Г5, с. 204; 6г с- 208; 7 с- 1761. Таким образом, Александр предстает в учебных пособиях как великий полководец и воин, и особенно ярко это видно в сопоставлении с образом его противника.
Гораздо меньше внимания уделяется устройству созданной Александром державы. Все авторы упоминают о градостроительной политике царя и о большом количестве основанных им Александрий. В одном учебнике упоминается, что «управлять
завоеванными областями он назначал как македонян, так и знатных персов» Г5, C 203; 6
C 2091, а в другом - что царь «предпринимал меры, чтобы сплотить население, например,
устроил свадьбу своих друзей и солдат с местными девушками» Г7, C 1781.
Что касается особенностей личности Александра, то в учебнике Никишина В.О. авторы отмечают, что Александр еще подростком «мечтал о славных подвигах, подобных деяниям героев «Илиады», получил хорошее образование, но нередко проявлял себя
«суровым, не знающим жалости правителем» Г6, C 2061. В другом пособии упоминается, что царь «с юности проявлял царское величие, с друзьями держался на равных, мог быть милосердным и даровать свободу побежденным, а в боях был смел и отважен» Г7, C 1751 В качестве иллюстраций в двух учебниках приводится легенда о гордиевом узле, в
одном из них так же имеется предание о встрече Александра с Диогеном Г5, C 202; 6' C 2071.
Вместе с тем авторы говорят - правда, как правило, очень лаконично - и об отрицательных сторонах личности царя. Так, Вигасин А.А. пишет о том, что военные успехи «вскружили ему голову», и Александр в какой-то момент «стал требовать, чтобы полководцы почитали его как бога». Кратко упоминают и об эпизоде с убийством Клита,
однако не делают никаких выводов и не осуждают подобное поведение Г5, C 2041. Этот же эпизод упоминается и в учебнике Саплиной Е.В., Немировского А.А. и др., однако здесь авторы вскользь замечают, что «вспыльчивость царя порой оборачивалась бедой. Разгневанный словами одного из своих приближенных, Александр пронзил его копьем» Г7, C-1761 и далее сразу говорят о личной доблести и храбрости царя.
В пособии Никишина В.О. можно встретить пассаж о том, что Александр «стремился выглядеть в глазах своих подданных настоящим царем, стал требовать почестей, словно восточному царю, безжалостно казнил многих близких друзей, заподозрив их в заговоре» Г6, C- 206; 12, C- 149; 13, с 74; 14, с 326, 340-:в44; 15, р. ^ь^3, 3651. Один из самых
ярких эпизодов восточного похода, гибель Персеполя от рук армии Александра, упоминается лишь в одном пособии, в другом авторы замечают лишь, что город был
захвачен войсками царя [6, с 209].
Таким образом, образ Александра в актуальных школьных учебниках представляется достаточно однобоким: для авторов несомненно, что речь идет о великом, возможно -величайшем, полководце и завоевателе Древнего мира, отличавшемся личной храбростью, отвагой и прочими качествами, необходимыми правителю. Вместе с тем отрицательные стороны его личности упоминаются очень кратко и фактически без каких-либо моральных оценок, военные неудачи обходятся стороной, а об управлении государством и об устройстве империи практически вовсе не упоминается.
Как представляется, таким образом, актуальные школьные учебники лишь отчасти выполняют задачу формирования объективного представления о конкретных исторических персонажах, их деятельности и роли в мировой истории. Фигура Александра затмевает в глазах обучающихся все достижения его отца, выведшего Македонию на новый уровень развития и подготовившего всю почву для дальнейших завоеваний. Мифологизированный и во многом идеализированный образ великого завоевателя закрепляется как образ величайшего героя античного мира, несмотря на всю противоречивость личности Александра. Все отрицательные стороны его личности сглажены, о них практически не упоминается, и в конечном итоге остается блестящий полководец и талантливый правитель.
Как представляется, это может привести не только к искаженному восприятию деятельности конкретных исторических личностей, но к формированию порочного по своей сути убеждения в том, что своевременные реформы и преобразования имеют несравненно меньшую ценность, чем военные походы и завоевания.
1.
Ш Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897. (дата обращения: 30.10.2023)
[И] Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 (ред. от 21.07.2023) "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 N 70799)
Библиография
1. Зелинский Ф.Ф. Древний мир и мы. СПб., 1905. 340 с.
2. Алешинцев И.А. История гимназического образования в России (XVIII и XIX век). СПб., 1912, 346 с.
3. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1940. 471 с.
4. Медынский Е.М. Народное образование в СССР. М., 1952. 282 с.
5. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. ред. Искендерова А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М., 2020. 305 с.
6. Никишин В.О., Стрелкова О.В., Томашевич О.В., Михайловский Ф.А. под ред.
Карпова С.П. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М., 2020. 352 с.
7. Саплина Е.В., Немировский А.А., Соломатина Е.И., Тырина С.В. под ред. Мединского В.Р. История Древнего мира. 5 класс. М., 2021. 275 с.
8. Шофман А. С. История античной Македонии. Ч.1. Казань, 1960. 300 с.
9. Уортингтон Й. Филипп II Македонский / Пер. с англ. Иванова С. В. СПб.-М., 2014. 399 с.
10. Gabriel R. A. Philip II of Macedonia: Greater than Alexander. Washington, 2010. 318 p.
11. Anson E. M. Philip II, the Father of Alexander the Great: Themes and Issues. London -New York, 2020. 246 p.
12. Шифман И. Ш. Александр Македонский. Л.: Наука, 1988. 239 с.
13. Фор П. Александр Македонский / Пер. с франц. И. И. Маханькова. - М. : Молодая гвардия, 2011. 416 с.
14. Шахермайр Ф. Александр Македонский. Ростов-на-Дону, 1997. 377 с.
15. Green P. Alexander of Macedon, 356—323 B.C.: A Historical Biography. Berkley, 1991. 672 p.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
История античности и сегодня привлекает внимание не только профессиональных ученых, но и всех, кто увлекается историей и культурой. И действительно, среди тех достижений античной цивилизации, которые не потеряли актуальность и сегодня можно назвать театр, музеи, философию, Олимпийские игры, демократию. Древнегреческая и древнеримская культуры в настоящее время по-прежнему служат предметом внимания не только искусствоведов. В то же время историческая память вокруг событий далекого прошлого формируется, в первую очередь, на школьных уроках истории. В этой связи представляется важным обратиться к анализу актуальных школьных учебниках по всеобщей истории в части античной цивилизации.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой являются образы македонских царей Филиппа и Александра в актуальных школьных учебниках по всеобщей истории. Автор ставит своими задачами показать важность изучения античной истории, проанализировать отражение образов македонских царей Филиппа и Александра в актуальных школьных учебниках по всеобщей истории.
Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов. В работе также используется сравнительный метод.
Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор стремится охарактеризовать образы македонских правителей в российских учебниках истории, выявив слабые и сильные стороны подачи информации.
Рассматривая библиографический список статьи как позитивный момент следует отметить его разносторонность: всего в список литературы входят свыше 15 различных источников и исследований. Из привлекаемых автором источников укажем, прежде всего, на школьные учебники по истории: 1) А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой, 2) В.О. Никишина, О.В. Стрелковой, О.В. Томашевича, Ф.А. Михайловского,
3) Е.В. Саплина, А.А. Немировского, Е.И. Соломатиной, С.В. Тырина. Заметим, что библиография статьи обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста статьи читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований в известной мере способствовало решению стоящих перед автором задач.
Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется как античной цивилизацией, в целом, так и изучением античности в российских школах, в частности. Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи. Структура работы отличается определенной логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что «история Древнего мира, фактически, единственный раздел всеобщей истории, который преподается в течение всего учебного года и без привязки к истории России». Автор обращает внимание на то, что фигура Александра Македонского «затмевает в глазах обучающихся все достижения его отца (Филиппа Македонского), выведшего Македонию на новый уровень развития и подготовившего всю почву для дальнейших завоеваний». Фактически, как пишет автор, в российских учебниках по истории «отрицательные стороны его личности упоминаются очень кратко и фактически без каких-либо моральных оценок, военные неудачи обходятся стороной, а об управлении государством и об устройстве империи практически вовсе не упоминается». Более того, личность Филиппа II полностью обезличена. Главным выводом статьи является то, что тиражирование в школьных учебниках показанных образов Филиппа и Александра может «привести не только к искаженному восприятию деятельности конкретных исторических личностей, но к формированию порочного по своей сути убеждения в том, что своевременные реформы и преобразования имеют несравненно меньшую ценность, чем военные походы и завоевания».
Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы в рамках работы над школьными учебниками по истории древнего мира.
В целом, на наш взгляд, статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Педагогика и просвещение».