Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:
Габелко О.Л., Александрова О.И. — Эпоха Эллинизма в российских школьных учебниках по истории Древнего Мира // Педагогика и просвещение. - 2024. - № 1. DOI: 10.7256/2454-0676.2024.1.68990 EDN: UILRZP URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=68990
Эпоха Эллинизма в российских школьных учебниках по истории Древнего Мира
Габелко Олег Леонидович
доктор исторических наук
профессор, кафедра истории Древнего мира, Российский государственный гуманитарный
университет
125047, Россия, Москва, г. Москва, Миусская площадь, 6 И cappadox@yandex.ru
Александрова Ольга Игоревна
кандидат исторических наук
доцент, кафедра Всеобщей истории, Российский Государственный Педагогический Университет им. А И. Герцена; научный сотрудник, Российский государственный гуманитарный университет
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Реки Мойки, 48 И olgaalex@lenta.ru
Статья из рубрики "Архетип и символ"
DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.68990
EDN:
UILRZP
Дата направления статьи в редакцию:
15-11-2023
Дата публикации:
30-11-2023
Аннотация: Предметом исследования является отражение истории эпохи эллинизма в актуальных школьных учебниках по истории древнего мира (5 класс). История эллинизма - один из интереснейших и сложнейших периодов истории не только Древней Греции, но
и восточных цивилизаций, а также всего древнего мира в целом. Это время появления на политической карте новых государств и формирования сложной системы отношений между народами, их населявшими. Закономерно полагать, что столь важный период должен был найти соответствующее отражение в школьном курсе истории древнего мира и учебниках: знакомство с историей эллинизма помогает не только лучше понять исторические процессы, но и глубже изучить историю культуры и науки, достигших расцвета в эту эпоху. Анализ текста учебников, остающихся для школьников главным источником информации, дает, однако, весьма неоднозначную картину. Рассмотрение материала актуальных школьных учебников позволяет сформировать представление об общих тенденциях отображения истории эллинизма в рамках школьного образования. В результате рассмотрения соответсвующих тем учебников была выявлена общая тенденция в освещении истории эпохи эллинизма в школьных учебниках. Авторы пособий обращаются, как правило, к яркому примеру Александрии Египетской, акцентируя внимание на этом городе в гораздо большей степени, нежели на самом факте синтеза греческой и восточной культур. Имена правителей, как основателей эллинистических династий, так и их потомков, упоминаются нечасто, гораздо больше внимания уделено развитию науки и искусства. Учебники ограничены в отборе и подаче материала как когнитивными способностями учащихся пятого класса, которых важно не перегрузить информацией, так и большим объемом исторических событий, которые надо уложить в небольшой объем. В свете этого решение авторов сосредоточиться скорее на культуре и искусстве выглядит вполне логичным и закономерным, однако выбор конкретного материала не всегда представляется полностью обоснованным.
Ключевые слова:
История, Эллинизм, Древний мир, Древняя Греция, Учебники, Культура, Школа, Образование, Педагогика, Всемирная история
Статья подготовлена при поддержке гранта Российского научного фонда «Дискурс государственной власти в древних обществах и рецепция его элементов в мировых и российских общественно-политических практиках» (проект № 19-18-00549), реализуемого в Российском государственном гуманитарном университете.
ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ ЭЛЛИНИЗМА В АКТУАЛЬНЫХ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНЫХ
УЧЕБНИКАХ
История эллинизма - один из интереснейших и сложнейших периодов истории не только Древней Греции, но и восточных цивилизаций, а также всего древнего мира в целом. Это время появления на политической карте новых государств и формирования сложной системы отношений между народами, их населявшими. На развалинах империи Александра Великого образовалось множество стран: царство Селевкидов и Египет Птолемеев, Пергам и Понт, Вифиния и Каппадокия, Парфянское и Греко-Бактрийское царства, а также собственно Македония и отдельные греческие полисы, сохранявшие формальную независимость. Греки и македоняне теперь жили бок о бок с персами, египтянами, вавилонянами и прочими народами, обладавшими не менее длинной историей и богатейшей культурой. Несмотря на то, что во главе этих государственных образований стояли македоняне и греки, они не могли избежать тесного взаимодействия с местной знатью, в результате чего появилась совершенно уникальная культура, объединившая традиции древнего востока с греко-македонской культурой. Вместе с тем история этого периода характеризовалась постоянными военными конфликтами и
борьбой за гегемонию, что в итоге ослабило эллинистические государства и, в итоге, привело к поглощению их Римской республикой. Закономерно, что исследователи,
начиная с И. Дройзена, введшего в научный оборот сам термин «эллинизм» Ш, часто обращались к этой эпохе, и только перечисление научной литературы, посвященной различным аспектам истории эллинизма могло бы занять не одну страницу [2' 3' 4' 5' 6' 7'
Закономерно полагать, что столь важный период должен был найти соответствующее отражение в школьном курсе истории древнего мира и учебниках, ведь знакомство с историей эллинизма помогает не только лучше понять исторические процессы, но и глубже изучить историю культуры и науки, достигших расцвета в эту эпоху. Рассмотрение материалов учебников, остающихся для школьников главным источником информации, дает, однако, весьма неоднозначную картину.
В первую очередь, необходимо отметить, что на данный момент все ещё отсутствует единый утвержденный историко-культурный стандарт по всеобщей истории, который четко определял бы перечень смысловых единиц, обязательных для изучения. В проекте стандарта в разделе «Эллинистический период» мы можем видеть подпункт «Мир после Александра (334-281 гг. до н.э.)», к которому относятся следующие дидактические единицы: борьба за «александрово» наследие. Правления диадохов. Распад державы Александра на эллинистические государства. Суть эллинизма. Расцвет греко-восточной государственности и экономики (281-150 гг. до н.э.). Эллинистическая культура и наука. Религиозный синкретизм. Эллинизм и его всемирноисторическое значение. Кризис и распад эллинистической государственности. Завоевание эллинистических государств Римской империей*. Анализ отображения этих дидактических единиц авторами актуальных школьных учебников позволит сформировать представление об общих тенденциях отображения истории эллинизма в рамках школьного образования.
Обратимся теперь непосредственно к учебникам. В федеральный перечень учебников на 2023-24 уч. год входит три линейки учебников по Всеобщей истории. Для 5 класса средней общеобразовательной школы это учебник Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. под ред. Искендерова А.А.-^, учебник Никишина В.О., Стрелкова О.В.,
Томашевич О.В., Михайловского Ф.А. под ред. Карпова С.П^10!, и также учебник Саплиной Е.В., Немировского А.А., Соломатиной Е.И., Тырина С.В. под ред. Мединского
В.Р. [11]**Именно к этим учебникам, как к тем, которые используются непосредственно в школах, мы будем обращаться в большинстве случаев. Помимо учебников, входящих в перечень рекомендованных министерством просвещения, существует большой выбор пособий, по каким-либо причинам в него не включенных или же входивших в аналогичные списки ранее***. К некоторым из них мы также будем обращаться в ходе нашего исследования.
Эпоха эллинизма представлена в учебниках двумя разделами: параграф, посвященный непосредственно эллинистическим государствам, и часть параграфа о римских завоеваниях Восточного Средиземноморья. Наиболее стандартный шаблон рассказа непосредственно об эпохе эллинизма выглядит следующим образом: авторы кратко упоминают о том, что после смерти Александра в ходе многолетних войн его держава распалась на отдельные царства, самым значительным из которых было Египетское под властью династии Птолемеев, и далее подробно описывают столицу государства, Александрию, и ее культурное значение. Особенное внимание уделяется планировке города, упоминаются Александрийская библиотека и Музей, а также такие ученые, как
Архимед, Каллимах, Аристарх Самосский, Феофраст, Эвклид и Эратосфен. Как правило, в качестве дополнительной информации, можно найти краткое упоминание о Пергаме и вкладе этого государства в развитие мировой культуры. Изобразительный материал тоже достаточно стандартен: так, практически во всех учебниках присутствует изображение Фаросского маяка. Именно таким образом выстроен параграф «В Александрии Египетской» в «классическом» учебнике Вигасина А.А., Годера Г.И. и Свенцицкой И.С.,
выдержавшем уже двенадцать изданий с незначительными изменениями [9, с~ 208-2121, и в учебнике Саплиной Е.В., Немировского А.А., Соломатиной Е.И., Тырина С.В[11, С 179-184-1. Интересно, что И.С. Свенцицкая, один из авторов первого учебника, занималась, в числе прочих тем, историей эллинизма -U-211, и под её редакцией был осуществлен
перевод на русский язык труда И. Бикермана о государстве СелевкидовÜ3I. Похожим образом выстроено повествование в параграфе «Греческие государства на Востоке» учебника Никишина В.О., Стрелкова О.В., Томашевич О.В. и Михайловского Ф.А., однако текст его является намного более подробным и, как представляется, достаточно сложным для ученика пятого класса общеобразовательной школы. Авторы подробно описывают не только Птолемеевский Египет и его столицу, но говорят и о государстве
Селевкидов, упоминают Пергамское и Понтийское царства [10, с~ 210-2141.
Не все авторы акцентируют внимание на сущности эллинизма и устройстве эллинистических государств, что представляется упущением. Как правило, можно лишь найти сухую констатацию факта: «Государства, находящиеся под влиянием греческой культуры, в науке называют эллинистическими» [9, с~ 2081, или же утверждение о том, что «самой привилегированной группой общества были греки и македонцы» -Ш-"—C,18Q1. Исключением здесь является учебник Никишина В.О., Стрелкова О.В., Томашевич О.В. и Михайловского Ф.А., в котором авторы выделяют основные черты эпохи эллинизма и
акцентируют внимание на взаимопроникновении культур [10, C-211-212"l. Стоит отметить, что во многом этот учебник является переработкой более раннего учебного пособия Ф.А. Михайловского, в котором автор также довольно подробно останавливался на особенностях эпохи эллинизма и кратко рассказывал об основных эллинистических государствах [14, с. 200-2021.
В двух из трех актуальных учебных пособий мы можем найти карту, которая наглядно показывает географического положение эллинистических государств, и задания для школьников к ней [9, с- 211; 10, с- 2131. Однако предлагаемые школьникам задания в целом, как правило, ориентированы на воспроизведение информации из текста учебника. К сожалению, практически нет заданий к изобразительному материалу, а те, что имеются, рассчитаны на описание рисунков, но не на извлечение какой-либо
информации —с—21211. Интересная попытка расширить спектр источников знаний предпринимается в учебнике Саплиной Е.В., Немировского А.А., Соломатиной Е.И. и Тырина С.В., где в одном из заданий авторы предлагают школьникам обратиться к интернету и ответить на вопрос, почему на древней мозаике ученый Архимед изображен
вместе с римским воином [11, с~ 1831.
Второй основной сюжет - завоевание эллинистических государств Римом также представлен достаточно стандартно. Авторы учебников кратко упоминают о войнах римлян с Македонией и Сирией, при этом даже не всегда называя по имени правителей, ограничиваясь определением «сирийский царь» или «македонский царь»: так, имя Антиоха III встречается лишь в одном учебнике, а вот Филиппа V авторы и вовсе не упоминают. В этом же параграфе рассказывается о Третьей Пунической войне и
разрушении Карфагена [9, С- 232-237 n, C. 2:t4-2:f71. Отдельно можно выделить учебник В.И. Уколовой, до 2023 года входивший в федеральный перечень, где сирийское государство не упоминается вовсе, а самым сильным противником Рима на Востоке
названа Македония [15, C 134]. Напротив, учебник Саплиной Е.В., Немировского А.А., Соломатиной Е.И. и Тырина С.В. и здесь оказывается самым подробным: авторы уделяют отдельные пункты параграфа войнам Рима с Македонией и царством Селевкидов
соответственно [10, C-240-2421. Сюжет с подчинением Египта Риму выделяется отдельно, о нем упоминается в параграфах, посвященных приходу к власти Октавиана Августа [9, С~ 258—101—C—268—11—С—233,]. Вновь следует отметить крайне скудное использование картографического материала, с помощью которого можно наглядно показать расширение римского государства в этот период и подчинение Риму эллинистических государств [9, C-2331.
Так же, как и в случае с изложением материала об эллинистических государствах в целом, предлагаемые учащимся вопросы в конце параграфа нацелены, в основном, на воспроизведение информации из текста учебника.
В ряде учебных пособий отдельно выделен словарь самых важных понятий. Понятие «Эллинизм» выносится как такое важное понятие лишь в учебнике Никишина В.О.,
Стрелкова О.В., Томашевич О.В. и Михайловского Ф.А [10, C 317]. В последнем имеется также словарь персоналий, где можно найти двух основателей эллинистических династий: Птолемея и Селевка [10, C 3221.
Если же бросить взгляд на учебники, ранее входившие в федеральные перечни, но впоследствии в силу различных причин из них исключенные, то можно заключить, что краткость отражения истории эллинизма для российских учебников, с одной стороны, весьма традиционна [16, C-186-189"|. Так, например, в учебнике Андреевской Т.П., Белкина М.В. и Ваниной Э.В. история эпохи эллинизма вновь сводится, по сути, к описанию Александрии Египетской. Лишь в начале параграфа скупо упоминается, что «После смерти Александра на завоеванных им территориях образовалось множество государств.
Наиболее значительными из этих государств были Египетское и Сирийское» [17, C 1931981 Интересно, что держава Селевкидов потом упоминается авторами и в параграфе, посвященном римским завоеваниям, где рассказывается о битве при Магнезии и приводится даже портрет царя Антиоха III [17, C-2301.
С другой стороны, несколько иную картину можно было видеть, например, в учебнике Данилова Д.Д., Сизовой Е.В., Кузнецова А.В., Кузнецовой С.С. и Николаевой А.А., где авторы объединили в тему «Эллинизм - встреча Запада и Востока» параграфы, посвященные походам Александра и дальнейшей истории эллинистических государств
J18—C—185- 2021. В этом пособии неоднократно подчеркивается именно соединение греческой и восточной культур, уделяется много внимания особенностям эллинистических государств, достижениям культуры и науки того времени, а один из основных выводов сформулирован как «Эллинистическая цивилизация стала новым этапом в истории Древней Греции и Древнего Востока». Также довольно подробно тема освещена в учебнике В. Уколовой и Л.П. Маринович: несмотря на то, что основное внимание вновь уделено Александрии, авторы говорят и о главных эллинистических государствах: царстве Селевкидов, Египте, Македонии и Пергаме, при этом сопровождая текст пособия картой [19, C-233-2271.
Таким образом, можно выделить общую тенденцию, выраженную в большей или меньшей степени, в освещении истории эпохи эллинизма в школьных учебниках. Авторы в основном обращаются к яркому примеру Александрии Египетской, акцентируя внимание на этом городе в гораздо большей степени, нежели в целом на факте синтеза греческой и восточной культур. Имена правителей, как основателей эллинистических династий, так и их потомков, упоминаются нечасто, гораздо больше внимания уделено развитию науки и искусства. Конечно, учебники ограничены в отборе и подаче материала как когнитивными способностями учащихся пятого класса, которых важно не перегрузить информацией, так и большим объемом исторических событий, которые надо уложить в небольшой объем. В свете этого решение авторов сосредоточиться скорее на культуре и искусстве представляется вполне логичным и закономерным, однако выбор конкретного материала не всегда кажется подходящим. В результате у обучающихся может не сложиться цельное представление об особенностях эпохи эллинизма, понимание значимости этого периода для истории древнего мира и степени его влияния на дальнейшее развитие цивилизации.
^Концепция нового учебно-методического комплекса по всемирной истории. Проект. С. 39. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tsput.ru/his_seminar/progect.pdf.
**Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 (ред. от 21.07.2023) "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 N 70799)
***Приказ Министерства Просвещения РФ № 345 от 28.12.2018 года «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_315457/; Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. N 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год»). // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141705/.
Библиография
1. Дройзен И. Г. История эллинизма. М.; СПб.: Наука, 2002
2. Cary M. A History of the Greek World, From 323 to 146 B.C. London: Methuen,1963.
446 p.
3. Green P. Alexander to Actium: The Historical Evolution of the Hellenistic Age.
Berkeley: University of California Press, 1990. 970 p.
4. Green P. The Hellenistic Age: A Short History. New York: Modern Library, 2008. 240 p.
5. Muccioli F. Storia dell' Ellenismo. Bologna: il Mulino, 2019. 277 p.
6. Thonemann P. The Hellenistic Age. Oxford: Oxford University Press, 2016. 144 p.
7. Walbank F. W. The Hellenistic World. Cambridge: CambridgeUniversity Press, 1982.
287 р.
8. Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма. М.: Наука, 1982. 391 с.
9. Вигасин А.А., Годер Г. И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс / Под ред. Искендерова А. А. М.: Просвещение, 2021. 305 с.
10. Никишин В.О., Стрелков А.В., Томашевич О.В., Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса / Под ред. Карпова С.П. М.: Русское слово, 2021. 328 с.
11. Саплина Е.В., Немировский А.А., Соломатина Е.И., Тырин С.В. История Древнего мира. Всеобщая история. 5 класс / Под ред. Мединского В.Р. М.: Просвещение, 2021. 272 с.
12. Свенцицкая И. С. Социально-экономические особенности эллинистических государств. М.: Высшая школа, 1963. 64 с.
13. Бикерман И. Государство Селевкидов. М.: Наука, 1985. 264 с.
14. Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса. М.: Русское слово, 2013. 296 с.
15. Уколова В.И. Всеобщая история. Древний мир. 5 класс. М.: Просвещение, 2021. 176 с.
16. Колпаков С.В., Селунская Н.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М.: Дрофа, 2012. 272 с.
17. Андреевская Т.П., Белкин М.В., Ванина Э.В. История Древнего мира. 5 класс / Под ред. Мясникова В.С. М.: Вентана-Граф, 2009. 304 с.
18. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В., Кузнецова С.С., Николаева А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. М.: Баласс, 2015. 288 с.
19. Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2014. 320 с.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
История Древней Греции привлекает и сегодня внимание не только специалистов -историков, философов, культурологов, - но и простых любителей прошлого. Не секрет, что эпоха античности оставила потомкам театр, Олимпийские игры, литературу, демократию и многое другое. Но особый интерес в античности имеет эпоха эллинизма, отличающаяся синтезом западной и восточной культуры.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является эпоха эллинизма в российских школьных учебниках по истории древнего мира. Автор ставит своими задачами сформировать представление об общих тенденциях отображения истории эллинизма в рамках школьного образования. Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов. Автор также использует сравнительный метод.
Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор стремится охарактеризовать освещение истории эпохи эллинизма в школьных учебниках. Рассматривая библиографический список статьи как позитивный момент следует отметить его масштабность и разносторонность: всего список литературы включает в себя 19
различных источников и исследований. Особый интерес в библиографии представляют учебники А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой, Ф.А. Михайловского, В.И. Уколовой и др. Несомненным достоинством рецензируемой статьи является привлечение зарубежной литературы, в том числе на английском и итальянском языках. Заметим, что библиография обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста статьи читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований способствовало решению стоящих перед автором задач. Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется как историей античности, в целом, так и эпохой эллинизма, в частности. Апелляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи.
Структура работы отличается определённой логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что «на данный момент все ещё отсутствует единый утвержденный историко-культурный стандарт по всеобщей истории, который четко определял бы перечень смысловых единиц, обязательных для изучения». В работе показано, что «не все авторы акцентируют внимание на сущности эллинизма и устройстве эллинистических государств, что представляется упущением». Автор обращает внимание на то, что «к сожалению, практически нет заданий к изобразительному материалу, а те, что имеются, рассчитаны на описание рисунков, но не на извлечение какой-либо информации». Критикуя рассмотренные учебники, автор показывает, что «в результате у обучающихся может не сложиться цельное представление об особенностях эпохи эллинизма, понимание значимости этого периода для истории древнего мира и степени его влияния на дальнейшее развитие цивилизации», ведь почти все школьные учебники сосредоточены в основном на отображении культуры и искусства эпохи эллинизма.
Главным выводом статьи является то, что «авторы в основном обращаются к яркому примеру Александрии Египетской, акцентируя внимание на этом городе в гораздо большей степени, нежели в целом на факте синтеза греческой и восточной культур». Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в учебных курсах, так и в рамках формирования стратегий изложения древнегреческой истории в школьных учебниках.
В целом, на наш взгляд, статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Педагогика и просвещение».