Научная статья на тему 'ОДРИССКИЙ ЦАРЬ КОТИС I: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБРАЗ И БИОГРАФИЯ'

ОДРИССКИЙ ЦАРЬ КОТИС I: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБРАЗ И БИОГРАФИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
106
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДРИССКОЕ ЦАРСТВО / ОДРИСЫ / ФРАКИЙЦЫ / КОТИС I

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Анисимов Константин Александрович

Предметом данной статьи является деятельность выдающегося фракийского правителя и дипломата Котиса I, правителя Одрисского царства, объединявшего в годы своего расцвета большую часть фракийских племен на севере Балканского полуострова. Успешная борьба Котиса с Афинским государством за контроль над черноморскими проливами в 363-360 гг. до н.э. привлекала к нему особое внимание античных авторов. Их сведения дополняет богатый нумизматический и эпиграфический материал. Всё это дает нам беспрецедентную возможность для восстановления биографии фракийского царя и для сравнения её с тем образом Котиса I, который сформировался в античной литературе. Интерес представляет также сравнение образов Котиса I и македонского царя Филиппа II в письменных источниках. Во многом деятельность Котиса предвосхитила аналогичные действия Филиппа II Македонского, предвосхитила рождение северобалканской державы нового типа. Котис являлся старшим современником Филиппа и тем самым не мог не оказывать влияния на будущего царя Македонии. Письменные источники позволяют говорить о том, что между двумя правителями состоялась личная встреча около 360/359 г. до н.э. Все это дает возможность рассматривать Котиса как непосредственного предшественника эллинистических монархов, а его правление - как явление, которое определило тенденции будущего развития античного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ODRIS KING COTYS I: LITERARY IMAGE AND BIOGRAPHY

The subject of this article is the actions of the eminent Thracian king and diplomat Cotys I, the ruler of the Odrysian kingdom, which during its heyday united most of the Thracian tribes in the north of the Balkan Peninsula. Cotys successfully resisted the Athenian state for control over the Black Sea straits in 363-360 BC, which attracted attention of ancient authors to him. Their records are supplemented by rich numismatic and epigraphic material. All this provides us with an unprecedented opportunity to restore the biography of the Thracian king and to compare it with the image of Cotys I formed in ancient literature. Of interest is also a comparison of the images of Cotys I and the king Philip II of Macedon in written sources. In many respects, Cotys’ actions preceded similar activities of Philip II of Macedon and formation of northern Balkan power of a new type. Cotys was an older contemporary of Philip and thus could not help but influence the future king of Macedonia. Written sources say that between the two rulers a personal meeting took place around 360/359 BC. All this makes it possible to view Cotys as the immediate predecessor of Hellenistic monarchs and his reign as a phenomenon that determined trends in the future development of the ancient world.

Текст научной работы на тему «ОДРИССКИЙ ЦАРЬ КОТИС I: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБРАЗ И БИОГРАФИЯ»

ОДРИССКИЙ ЦАРЬ КОТИС I: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБРАЗ И БИОГРАФИЯ

АВТОРСКОЕ РЕЗЮМЕ

Предметом данной статьи является деятельность выдающегося фракийского правителя и дипломата Котиса I, правителя Одрисского царства, объединявшего в годы своего расцвета большую часть фракийских племен на севере Балканского полуострова . Успешная борьба Котиса с Афинским государством за контроль над черноморскими проливами в 363-360 гг. до н . э. привлекала к нему особое внимание античных авторов . Их сведения дополняет богатый нумизматический и эпиграфический материал . Всё это дает нам беспрецедентную возможность для восстановления биографии фракийского царя и для сравнения её с тем образом Котиса I, который сформировался в античной литературе . Интерес представляет также сравнение образов Котиса I и македонского царя Филиппа II в письменных источниках. Во многом деятельность Котиса предвосхитила аналогичные действия Филиппа II Македонского, предвосхитила рождение северобалканской державы нового типа . Котис являлся старшим современником Филиппа и тем самым не мог не оказывать влияния на будущего царя Македонии . Письменные источники позволяют говорить о том, что между двумя правителями состоялась личная встреча около 360/359 г. до н .э . Все это дает возможность рассматривать Котиса как непосредственного предшественника эллинистических монархов, а его правление - как явление, которое определило тенденции будущего развития античного мира

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Одрисское царство, одрисы, фракийцы, Котис I.

ODRIS KING COTYS I: LITERARY IMAGE AND BIOGRAPHY

Konstantin Anisimov

Tula State Pedagogical University Russia, 300026, Tula, Lenin Street, 125 e-mail: anisimov. cos@yandex. ru

ABSTRACT

The subject of this article is the actions of the eminent Thracian king and diplomat Cotys I, the ruler of the Odrysian kingdom, which during its heyday united most of the Thracian tribes in the north of the Balkan Peninsula . Cotys successfully resisted the Athenian state for control over the Black Sea straits in 363-360 BC, which attracted attention of ancient authors to him . Their records are supplemented by rich numismatic and epigraphic material . All this provides us with an unprecedented opportunity to restore the biography of the Thracian king and to compare it with the image of Cotys I formed in ancient literature . Of interest is also a comparison of the images of Cotys I and the king Philip II of Macedon in written sources . In many respects, Cotys' actions preceded similar activities of Philip II of Macedon and formation of northern Balkan power of a new type . Cotys was an older contemporary of Philip and thus could not help but influence the future king of Macedonia . Written sources say that between the two rulers a personal meeting took place around 360/359 BC . All this makes it possible to view Cotys as the immediate predecessor of Hellenistic monarchs and his reign as a phenomenon that determined trends in the future development of the ancient world .

К.А. Анисимов

Тульский государственный педагогический университет им . Л .Н. Толстого Россия, 300026, г. Тула, проспект Ленина, 125 e-mail: anisimov. cos@yandex. ru SPIN-код: 1323-7170

KEYWORDS: Odrysian kingdom, Odrysians, Thracians, Cotys I.

Думаю1, не будет преувеличением, если сказать, i

что история Одрисского царства во Фракии привлекает <

несоразмерно своей исторической роли мало внимания <

в отечественной и мировой историографии. Заставшие i

расцвет этого государства Геродот и Фукидид описыва- (

1 Статья представляет собой дополненный и переработанный I

доклад, представленный на Международной научной ( конференции «Историк и текст», Москва, ИВИ РАН, Российская ассоциация антиковедов, 19-20 декабря 2019 г.

ют его как одну из самых обширных, богатых и могущественных держав известного эллинам мира. Появление обширной монархии на севере Балканского полуострова остановило продвижение скифов в этом регионе (Hdt. IV, 80). Одрисские цари внушали страх Македонии и государствам Северной Греции, а полисы фракийского побережья, в том числе входившие в Афинскую архэ, платили им дань (Thuc. II, 97, 1). В годы Пелопо-

несской войны афинские и спартанские дипломаты боролись за их благосклонность (ТИис. II, 29, 5-6; НС1 VII, 137). Особое место в истории Фракии занимает Котис I, последний из великих царей одрисов. Этот неординарный политик, полководец и дипломат, правивший Одрисским царством на протяжении более чем 20 лет, как никто другой из его предшественников, привлекал к себе внимание эллинских писателей, благодаря чему нет ни одного другого фракийского правителя, о котором бы у нас было столь обширное досье. Проблему составляет то, что все письменные источники, которые имеются в нашем распоряжении, не являются связным изложением исторических событий. Котис стал героем речей афинских ораторов, философов, комедиографов. Все это позволяет нам представить лишь то, КАК воспринимали царя одрисов авторы этих текстов, осветившие отдельные аспекты личности и политики этого выдающегося политика. Данная статья не претендует на полноту, в значительной степени она опирается на работы предшественников. Это лишь предварительная работа, необходимая для решения более амбициозной задачи - написания полноценной биографии Коти-са на основании всех имеющихся источников.

Для античной традиции Котис стал хрестоматийной фигурой, воплотившей, наверное, все самые худшие по мнению древних греков пороки правителя. Но, в то же самое время, сквозь завесу ненависти и страха, который внушал он своим эллинским современникам, перед нами проступает фигура по масштабу сравнимая с Филиппом II Македонским, «величайшим царем своего времени». Звезда Филиппа начала восходить сразу после смерти Котиса и во многом македонский царь шел по стопам своего несправедливо забытого предшественника. Весьма показательно, что и Филипп описывался своими политическими врагами в Элладе очень схожими штампами, что еще более выделяет фигуру Котиса на фоне политических деятелей V-IV вв. до н.э. Наиболее ярко сходство между этими выдающимися политиками проявляется в речах Демосфена.

Впрочем, пожалуй, не стоит все так упрощать. Д. Ко-това, посвятившая обширную статью отражению личности Котиса в античной литературной традиции, отметила, что далеко не все наши источники рисуют Котиса в черных красках. Высказывания одних авторов выдают более благосклонное отношение к фигуре этого правителя, другие пытаются разобраться в причинах деспотизма Котиса, используют примеры внутренней борьбы царя одрисов с собственными недостатками для иллюстрации поиска баланса между человечностью и бременем династической миссии. Есть даже эпизод, в котором Котис приводится как пример благородного духа государственного деятеля (Ко1:оуа 2014: 40). Хотя, необходимо учитывать, что выводы из довольно лаконичных упоминаний Котиса могут быть крайне субъективными.

Наиболее раннее известие о Котисе связано с браком его дочери и афинского полководца Ификрата. Это событие сыграло важную роль и во внешней политике, и во внутренней политике Котиса и Афинского полиса. Очевидно по горячим следам свадебный пир был высмеян в комедии Анаксандрида, представителя

Средней афинской комедии. Фрагмент этого произведения дошел до нас, благодаря Афинею (Anaxandrides F. 41 = Athen. 4, 1S1 a-c). Анаксандрид высмеивал Котиса, фракийский двор, показную роскошь, но тем не менее, само появление такой комедии свидетельствует о том, какое впечатление произвел в Афинах будущий царь одрисов в начале своей карьеры (Kotova 2014: 40-41). О свадьбе сообщают многие древние авторы, данные которых вероятно восходили к труду Феопомпа (Nepot. Iphicr. S, 4; Sen. Exc. Controv. б, S; Athenaeus. 4, 1S1a-c). Сын Ификрата от этого брака Менесфей был стратегом в SST/SS6 г. до н.э., что позволяет датировать свадьбу его родителей S89/S88 г., когда полководец действовал в Пропонтиде (Тачева 2008: 142-144). Из этого следует, что Котис стал известен афинянам еще до того, как стал царем, так как он возглавляет Одрисское царство около S8S/S82 г. до н.э. По всей видимости, роскошная свадьба дочери Котиса и успевшего уже заявить о себе афинского полководца сыграла не последнюю роль в судьбе обоих политиков.

В S8S/S82 г. афиняне с восторгом приветствуют нового царя, даруют ему почетное афинское гражданство и золотой венок (Dem. XXIII. 118). Однако, если афиняне рассчитывали, что Котис будет удобным партнером для них, то сильно ошибались. До нас дошел анекдот, рассказывающий, что, узнав о даровании ему афинского гражданства, Котис ответил: «И я дам им права моего племени». Так он приравнял Фракию и Афины, «дабы из-за обмена на одно благоволение не считают первого неравным вторым, не считают, что его происхождение более низкое, чем у афинян» (Val. Max. Facta et dicta memorabilia S, T (ext.), T Kempf).

С самого начала Котис развернул бурную дипломатическую деятельность, целью которой было укрепить как международное положение Одрисского царства и его внутреннее единство (Анисимов 201T: S1-ST). Важным элементом этой политики было поддержание добрых отношений с Афинами. Демосфен по этому поводу сообщает: «Ведь сам отец Керсоблепта, Котис, когда ему приходилось вести с кем-нибудь междоусобную войну, присылал к нам послов и был готов принять все наши условия. Тогда он понимал, как невыгодно ему вести войну с нашим государством. Когда же ему удалось установить свою власть над всей Фракией, он стал захватывать города, чинить несправедливости, совершать в пьяном виде непотребные поступки (нанося вред себе, а затем и нам), захватывать чужие территории - с ним стало невозможно иметь дело» (Dem. XXIII. 114).

О том, с кем приходилось вести Котису борьбу внутри своего царства наши сведения очень ограничены, но очевидно, что эта проблема не оставляла Котиса практически на всем протяжении его длительного царствования. Судя по всему, Котис был вынужден посвятить борьбе с оппозицией и сепаратистами большую часть своего правления. Именно с этой борьбой связаны, очевидно, многочисленные военные хитрости против фракийцев, применяемые Ификратом, находившемся на службе у Котиса (Polyen. III, 9, 4; 9, 25; 9, SS; 9, S4; 9, 41; 9, 4б; 9, 50; 9, б0; 9, б2; Front. I, V, 24; VI, S; II, XII, 4). Среди них выделяется упоминание о походе полко-

водца в Одрисиаду (Polyen. III, 9, 60; 9, 62), то есть Котису приходилось бороться даже против «титульного» племени своего царства. Аристотель в «Политике» упоминает о восстании некоего Адамаса или Адаманта, который отложился от Котиса, потому что тот оскопил его прежде (Arist. Pol. V, 12). Столь жестокая расправа, имевшая место в отроческие годы Адаманта, была очевидно связана с борьбой за власть в начале правления Котиса и была мерой устранения потенциального конкурента. Еще одно известное восстание в 361 г. до н.э. поднял Мильтокит, казначей государства, стремившийся захватить престол, судя по всему, или добиться создания для себя отдельного царства. Он даже обратился за помощью к Афинам (Dem. XXIII, 104). Это свидетельствует о том, что центробежные силы в стране были сильны, что скажется на судьбе страны после смерти Котиса.

Серьезные проблемы для Котиса представляли крупные независимые полисы на побережье, такие как Пе-ринф и Византий. ПсевдоАристотель сохранил следующее свидетельство, характеризующее Котиса, как весьма ловкого и изворотливого политика: «(27) Фракиец Котис [175] пытался взять взаймы у перинфян денег для [того, чтобы набрать] [176] воинов, [25] а перин-фяне не дали ему. Тогда он попросил, чтобы они дали, по крайней мере, людей из своих граждан для несения гарнизонной службы в некоторых местностях, [177] чтобы он смог использовать несущих там в настоящее время гарнизонную службу воинов. Они быстро исполнили это, надеясь стать хозяевами этих мест. [30] А Котис, посадив посланных под стражу, предложил перинфянам получить их обратно, послав те деньги, которые он пытался взять у них взаймы» (Ps-Arist. II. 1351 А). О конфликтах с Византием у нас нет прямых свидетельств, однако после смерти Котиса, пользуясь раздробленностью Одрисского царства, византийцы вместе с перинфяна-ми и Аматоком добились перехода к ним ряда спорных территорий у наследника нашего героя (Йорданов 2000: 38-39). Небольшим полисам и эмпориям одрисский царь оказывал покровительство, способствуя их благосостоянию, о чем свидетельствует так называемая надпись из Пистироса (IGBulg. V 5557).

На западе страны интересы Котиса не ограничивались пределами Фракии. Согласно Эсхину, приблизительно в 382-379 г. до н.э. Ификрат во главе армии наемников помогал македонскому царю Аминте III вернуть занятые олинфянами территории. Аминта даже усыновил Ификрата в это время (Aeschin. II, 28), но полководец находился в эти годы на службе у Котиса, следовательно, этот акт закреплял дружественные отношения Македонии с одрисами (Разумов 2014: 174-174). Думаю, не будет большим преувеличением, если мы выскажем мысль, что именно благодаря поддержке Котиса Аминта, постоянно испытывавший давление со стороны своих соседей, сумел сохранить свое царство. Македония будет находится в сфере интересов одрисского монарха и позднее.

В целом, Котис добился значительных успехов к 366/365 г. до н.э. который стал своеобразным рубежом в биографии царя. Укрепив свою власть над фракийцами, он также укрепил власть над греческими полисами

и эмпориями на побережье, в том числе такими значительными как Маронея. Если крупные полисы сохраняли самостоятельность, то мелкие поселения полностью находились под властью одрисских монархов, которые могли подарить их своим приближенным. Так Котис передал своему зятю Ификрату Дрис в окрестностях Маро-неи (Theop. Fr. 175; Dem. XIII. 132). Любопытно, что на одном из сосудов Рогозенского клада, который представляет собой, по всей видимости, часть одрисской царской казны, Котис назван «сыном Аполлона» (Фол 1990: 73 и след.). Это подтверждает, что по отношению к своим подданным одрисский монарх позиционировали себя как лицо божественного или полубожественного статуса. И эта политика распространялась не только на фракийское население, но и на греческое.

Сакральные функции Котиса особенно ярко предстают перед нами в описании Феопомпа, хотя и неверно им понятые. Под «оскорблением Афины» нужно понимать некий фракийский религиозный обряд, не понятый греческим автором. По всей видимости, проводился некий специфический фракийский обряд священного брака царя и верховной богини. Сакральный статус Котиса также подчеркивался на его монетах, на которых он выступает в образе всадника-героя с правой рукой, поднятой в жесте благословения (лат. Aclamatio), впервые в античности (Порожанов 2011: 215).

Политическая и экономическая стабилизация внутри царства привела к новой активизации внешней политики одрисов. В 365 г. до н.э. Котис вмешался в конфликт персидского царя с восставшими в Малой Азии сатрапами, которых поддерживали Афины и Спарта. Сатрап Фригии Ариобарзан захватил Херсонес Фракийский и был осажден в Ассе войсками лидийского сатрапа Автофрадата, а Сест на Херсонесе Фракийском был осажден флотом карийского сатрапа Мавсола. С суши Сест осаждал Котис. Они должны были отвести свои войска с появлением Агесилая (Plut. Ages. II, 26-27). Надо полагать, Котис координировал свои действия с персами. Также он должен был позиционировать свои действия на Херсонесе как проафинские, чтобы получить поддержку херсонесских полисов и обезопасить себя со стороны Афин (Порожанов 2011: 225). Скорее всего, именно во время этой операции у Котиса окончательно сформировался план по овладению Херсонесом и тем самым взять под свой контроль проливы и всю черноморскую торговлю. Уже в 365 г. до н.э. Котис контролировал Кардию, полис находившийся на перешейке, соединявшем полуостров с материком и не входивший в Афинский морской союз (Цветкова 2008: 193 и след.).

Херсонесская война началась летом 363 г. до н.э. Для афинян вторжение Котиса стало полной неожиданностью. К концу 361 г. до н.э. в его руках оказался весь Херсонес (Цветкова 2008: 201-202). Одрисы контролировали Проливы и черноморскую торговлю, диктуя условия афинянам. Даже восстание Мильтокита, обратившегося за помощью в Афины (Dem. ХХШ. 104; Dem. L, 4-6), не смогло остановить Котиса. Стратеги сменяли друг друга с пугающей регулярностью, но ничего не могли противопоставить дипломатическому искусству одрисского царя и таланту его полководцев -

Ификрата и Харидема. Одержав безусловную победу, Котис как господин Херсонеса обратился к афинянам, гарантируя безопасность понтийской торговли и обещая заботиться о делах афинских союзников - Маронеи и Фасоса (Dem. XXIII. 115). Определенно, это был пик могущества одрисского царя. Он диктовал условия всей Элладе, зависящей от поставок черноморского хлеба.

Несколько неожиданно Котис выступает как могущественный правитель, имевший в распоряжении флот, который мог контролировать Проливы, и обладавший влиянием не только на Маронею, но и на далекий Фа-сос. Этот важнейший экономический центр северной Эгеиды прежде не находился в сфере влияния одрисов. Единственный намек на имевшее место противостояние афинян и Котиса в этом регионе мы находим в биографии знаменитого соперника Ификрата - афинского стратега Тимофея (Nep., XIII, 1). Следовательно, Котис относительно успешно вел войну на два фронта.

В 360/359 г. до н.э. Котис принимал в своей резиденции Онокарсиде еще мало кому известного македонского династа Филиппа II, сына Аминты III. В Македонии последние несколько лет шла ожесточенная борьба за власть, к которой царь одрисов не остался равнодушным, делая ставку на некоего Павсания (Athen. XIV. 629; Diod. XV. 71, 77; XVI. 2). Переговоры Котиса и Филиппа завершились, как представляется, успешно для Филиппа. Котис не стал оказывать деятельную поддержку Павса-нию. Для нас здесь важно, что даже в разгар Херсонес-ской войны Котис не упускал из внимания политическую ситуацию в Македонии.

Если следовать рассказу Феопомпа, который сохранил Афиней (Athen. XII p. 531E), то возможно тогда же Котис устроил некое действие, которое греки воспринимали как брак с богиней Афиной. Это священнодействие должно было стать апофеозом царя, но по мнению Фео-помпа именно оскорбление, нанесенное богине, послужило причиной его падения. На вершине своего могущества Котис, вскоре после встречи с Филиппом, был убит двумя братьями из Эноса - Пифоном и Гераклидом. Согласно Аристотелю, они мстили за своего отца (Arist. Pol. V, 12). Братья - цареубийцы объявили, что убийство было совершенно по внушению бога Аполлона, но убежище они искали в Афинах. Афиняне приняли их как героев - освободителей, даровали гражданство и наградили золотыми венками (Dem. XXIII, 119).

Плутарх в «Изречениях царей и полководцев» приводит несколько анекдотов, рисующих образ Котиса

в представлениях эллинов и, хотя бы отчасти, помогающих понять характер этого человека: «1. Котис человеку, подарившему ему барса, подарил в ответ льва. 2. От природы он был гневлив и жестоко наказывал за оплошности тех, кто ему прислуживал. И вот, когда один гость преподнес ему глиняные вазы, легкие и хрупкие, с очень искусными и похожими изображениями, как выпуклыми, так и вогнутыми, то гостя он отдарил, а все вазы разбил вдребезги, объяснив: "Чтобы от гнева не наказать слишком жестоко тех, кто разобьет их"» (Plut. Reg. et imp. apophth. 15, 1-2, 174d). А Феопомп (Athen. XII p. 531E; Harpocr. s. v. Kotuç) рассказывает о нем, что: «царь, возревновав однажды собственную жену, разорвал ее своими руками...». Плутарха дополняет Иоанн Стобей, компилятор V в. н.э.: Котис наказывал своих подчиненных безжалостно, так что один его друг сказал ему: «Это безумие, а не правление!». На что Котис ответил, что это его безумие делает его подданных разумными (Stob. Anthol. 4, 7, 45).

По-видимому, Котис действительно был вспыльчивым человеком, хотя едва ли он был столь неуравновешенным, как описывает Феопомп. Все, что мы знаем о Котисе из других источников, показывает нам совсем другого человека: умного и талантливого политика, полководца и дипломата, который мог действовать осторожно и взвешено, хорошо знал своих противников и умел пользоваться их слабостями. Он умел выбирать людей, и они платили ему преданностью, что демонстрирует история наемника Харидема. Котис выступает в роли покровителя эллинского населения своего царства, развивает торговлю. Он стремится распространить свою власть на независимые греческие полисы Пропонтиды, Эгейского побережья, Херсонеса Фракийского. В своей внутренней политике он использует религиозный фактор, подчеркивая свое сакральное положение царя-бога. После убийства царя мятежи знати, поддерживаемой Афинами привели к тому, что Одрисское царство распалось на три независимых и враждующих государства, а Афины вернули Херсонес (Dem. XXIII, 171-179). Вскоре, впрочем, молодой и амбициозный Филипп II превратил Македонию в великую державу и пользуясь раздорами между фракийскими династами и эллинскими государствами, он подчинил и тех, и других, открыв двери новой эпохе - эллинизму.

ЛИТЕРАТУРА

Анисимов 2017 - Анисимов К.А. Внешняя политика фракийского царя Котиса I // Классическая и византийская традиция. Сборник материалов XI научной конференции . Белгород, 2017 . С . 31-37 .

Аристотель 1983 - Аристотель. Политика / Перевод С . А. Жебелева под редакцией А. И. Доватура // Аристотель . Сочинения. В четырёх томах (Серия «Философское наследие») . Т. 4 . М. : Мысль, 1983. 830 с .

Валерий Максим 2007 - Валерий Максим. Достопамятные деяния и изречения . В двух томах. Т. 1 / Перевод и комментарии С. Ю . Трохачева (Серия «акцп») . СПб . : Издательство СПбГУ, 2007. 308 с.

Геродот 2005 - Геродот. История / Перевод Г.А. Стратановского. М. : Ладомир, 2005. 700 с.

Демосфен 1994 - Демосфен. Речи. В трёх томах. Т. I / Отв . ред . Е . С . Голубцова, Л.П. Маринович, Э .Д . Фролов (Серия «Памятники исторической мысли») . М. : Наука, 1994. 608 с.

Диодор Сицилийский 2012 - Диодор Сицилийский. Историческая библиотека / Перевод В . В . Латышев, М . Е . Сергеенко, В .М. Строгецкий, О.П. Цыбенко, А.Г. Алексанян, О .А. Васильева, Д .В . Мещанский и другие . М. : Самиздат, 2012. 750 с.

Йорданов 2000 - Йорданов К. Политическите отношения между Македония и тракийските държави (359-281 пр. Хр . ). София, 2000. 269 с .

Корнелий Непот 1992 - Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах / Перевод с латинского и комментарии Н.Н. Трухиной . М. : Издательство МГУ, 1992. 208 с .

Плутарх 1990 - Плутарх. Застольные беседы / Перевод М.Л. Гаспарова. Л. : Наука, 1990. 92 с.

Плутарх 1994 - Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В двух томах / Издание подготовили С . С . Аверинцев, М. Л. Гаспаров, С .П. Маркиш; Отв. ред . С . С. Аверинцев . М. : Наука, 1994. 674 с.

Полиен 2002 - Полиен. Стратегемы / Перевод О .Ю . Владимирской и др . ; Под общей редакцией А.К. Нефёдкина. СПб .: Евразия,2002.608 с .

Порожанов 2011 - Порожанов К.С. Одриското царство, полисите по неговите крайбрежия и Атина от края на VI век до 341 г.пр .хр . Благоевград: Неофит Рильски, 2011. 292 с.

Псевдо-Аристотель 1969 - Псевдо-Аристотель. Экономика (Перевод Г. А. Тароняна) // Вестник древней истории. 1969. № 3 . С . 215-242.

Разумов 2014 - Разумов Н.В. Афинские стратеги первой половины IV в . до н. э . на иностранной службе // Известия Алтайского государственного университета . 2014 . № 4-1 (84) . С . 173-177.

Секст Юлий Фронтин 1996 - Секст Юлий Фронтин. Военные хитрости (Стратегемы) / Перевод А. Б . Рановича; Вступительная статья и комментарии А.А. Новикова . СПб . : Алетейя, 1996. 224 с .

Тачева 2008 - Тачева М. Царете на древна Тракия. Книга първа. София: АГАТО, 2006. 245 с .

Феопомп Хиосский 2015 - Феопомп Хиосский. Отрывки. 2015 / Электронный ресурс: http://simposium.ru/ru/

node/12650 (дата обращения - 06.07.2021) .

Фол 1990 - Фол А. Политика и культура в Древна Тракия. София: Наука и Изкуство, 1990. 273 с .

Фукидид 1999 - Фукидид. История / Перевод Г.А. Стратановского. М. : Ладомир, 1999. 736 с .

Цветкова 2008 - Цветкова Ю. История на Тракийския Херсонес (от Троянската война до времето на римското завоевание) . В. Търново: Фабер, 2008. 335 с.

Эсхин 1962 - Эсхин. О преступном посольстве / Перевод Н. И. Новосадского под редакцией К. М . Колобовой // Вестник древней истории . 1962. № 3 .

Kotova 2014 - Kotova D. The Personality of Kotys in the Ancient Literary Tradition // Orpheus . Journal of Indo-European and Thracian Studies. 2014. Vol. 21 . S. 37-63.

REFERENCES

Anisimov 2017 - Anisimov K.A. Vneshnyaya politika frakijskogo carya Kotisa I [The foreign policy of the Thracian king Kotys I], in: Klassicheskaya i vizantijskaya tradiciya . Sbornik materialov XI nauchnoj konferencii [Classical and Byzantine tradition. Collection of materials of the XI scientific conference], Belgorod, 2017, pp . 31-37 [in Russian].

Aristotel' 1983 - Aristotel'. Politika / Perevod S .A. ZHebeleva pod redakciej A. I. Dovatura [Politics / Translation by S . A. Zhebelev, edited by A.I. Dovatura], in: Aristotel'. Sochineniya. V chetyryoh tomah (Seriya «Filosofskoe nasledie») [Works . In four volumes (Series "Philosophical heritage")], Vol . 4, Moscow, Mysl' Publ . , 1983, 830 p . [in Russian].

Cvetkova 2008 - Cvetkova YU. Istoriya na Trakijskiya Hersones (ot Troyanskata vojna do vremeto na rimskoto zavoevanie) [History of the Thracian Chersonese (from the Trojan War to the time of the Roman conquest)], Veliko Tarnovo, Faber Publ . , 2008, 335 p . [in Bulgarian].

Demosfen 1994 - Demosfen. Rechi. V tryoh tomah. T. I / Otv. red. E. S . Golubcova, L .P. Marinovich, E.D . Frolov (Seriya «Pamyatniki istoricheskoj mysli») [Speeches. In three volumes . Volume I / Rev. ed. E. S. Golubtsova, L .P. Marinovich, E.D . Frolov (Series "Monuments of historical thought")], Moscow, Nauka Publ. , 1994, 608 p . [in Russian].

Diodor Sicilijskij 2012 - Diodor Sicilijskij. Istoricheskaya biblioteka / Perevod V.V. Latyshev, M.E . Sergeenko, V.M. Strogeckij, O . P. Cybenko, A. G . Aleksanyan, O . A. Vasil'eva, D.V. Meshchanskij i drugie [Historical Library / Translation by V.V. Latyshev, M.E . Sergeenko, V. M. Strogetsky, O .P. Tsybenko, A. G. Aleksanyan, O . A. Vasilyeva, D.V. Meshchansky and others], Moscow, Samizdat Publ. , 2012, 750 p . [in Russian].

Eskhin 1962 - Eskhin. O prestupnom posol'stve / Perevod N. I. Novosadskogo pod redakciej K.M. Kolobovoj [About the criminal embassy / Translation by N. I. Novosadsky, edited by K .M. Kolobova], in: Vestnik drevnej istorii [Herald of ancient history], 1962, № 3 [in Russian].

Feopomp Hiosskij 2015 - Feopomp Hiosskij. Otryvki [Excerpts], 2015, Electronic resource: http://simposium . ru/ru/ node/12650 (Date of access - 06.07.2021) [in Russian].

Fol 1990 - Fol A. Politika i kul'tura v Drevna Trakiya [Politics and culture in Ancient Thrace], Sofiya, Nauka i Izkustvo Publ . , 1990, 273 p [in Bulgarian]

Fukidid 1999 - Fukidid. Istoriya / Perevod G .A. Stratanovskogo [History / Translated by G.A. Stratanovsky], Moscow, Ladomir Publ. , 1999, 736 p . [in Russian].

Gerodot 2005 - Gerodot. Istoriya / Perevod G.A. Stratanovskogo [History / Translated by G.A. Stratanovsky], Moscow, Ladomir Publ. , 2005, 700 p . [in Russian].

Jordanov 2000 - Jordanov K. Politicheskite otnosheniya mezhdu Makedoniya i trakijskite derzhavi (359-281 pr. Hr. ) [Political relations between Macedonia and the Thracian states (359-281 BC)], Sofiya, 2000, 269 p . [in Bulgarian].

Kornelij Nepot 1992 - Kornelij Nepot. O znamenityh inozemnyh polkovodcah / Perevod s latinskogo i kommentarii N.N. Truhinoj [About famous foreign commanders / Translation from Latin and comments by N.N. Trukhina], Moscow, Izdatel'stvo MGU Publ. , 1992, 208 p . [in Russian].

Kotova 2014 - Kotova D. The Personality of Kotys in the Ancient Literary Tradition, in: Orpheus . Journal of Indo-European and Thracian Studies, 2014, Vol . 21, pp . 37-63 [in English].

Plutarh 1990 - Plutarh. Zastol'nye besedy / Perevod M.L . Gasparova [Table talk / Translated by M.L . Gasparov], Leningrad, Nauka Publ. , 1990, 92 p . [in Russian].

Plutarh 1994 - Plutarh. Sravnitel'nye zhizneopisaniya. V dvuh tomah / Izdanie podgotovili S . S . Averincev, M . L . Gasparov, S .P. Markish; Otv. red. S. S . Averincev [Comparative biographies. In two volumes / The publication was prepared by S. S. Averintsev, M.L . Gasparov, S .P. Markish; Managing editor S. S . Averintsev], Moscow, Nauka Publ. , 1994, 674 p . [in Russian]. Polien 2002 - Polien. Strategemy / Perevod O.YU. Vladimirskoj i dr. ; Pod obshchej redakciej A. K. Nefyodkina [Strategems / Translation by O .Yu. Vladimirskaya and others; Under the general editorship of A.K. Nefedkin], St. Petersburg, Evraziya Publ . , 2002, 608 p . [in Russian].

Porozhanov 2011 - Porozhanov K.S. Odriskoto carstvo, polisite po negovite krajbrezhiya i Atina ot kraya na VI vek do 341 g.pr. hr. [Odrysian kingdom, polis along its banks and Athens from the end of the 6th century to 341 BC], Blagoevgrad, Neofit Ril'ski Publ. , 2011, 292 p . [in Bulgarian].

Psevdo-Aristotel' 1969 - Psevdo-Aristotel'. Ekonomika (Perevod G.A. Taronyana) [Economics (Translated by G.A. Taronyan)], in: Vestnik drevnej istorii [Herald of ancient history], 1969, № 3, pp . 215-242 [in Russian].

Razumov 2014 - Razumov N.V. Afinskie strategi pervoj poloviny IV v. do n. e . na inostrannoj sluzhbe [Athenian strategists of the first half of the 4th c . BC . in foreign service], in: Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta [News of the Altai State University], 2014, № 4-1 (84), pp . 173-177 [in Russian].

Sekst YUlij Frontin 1996 - Sekst YUlij Frontin. Voennye hitrosti (Strategemy) / Perevod A.B . Ranovicha; Vstupitel'naya stat'ya i kommentarii A. A. Novikova [Military tricks (Strategems) / Translation by A.B . Ranovich; Introductory article and comments by A.A. Novikov], St. Petersburg, Aletejya Publ . , 1996, 224 p . [in Russian].

Tacheva 2008 - Tacheva M. Carete na drevna Trakiya. Kniga perva [Kings of ancient Thrace], Sofiya, AGATO Publ . , 2006, 245 p . [in Bulgarian].

Valerij Maksim 2007 - Valerij Maksim. Dostopamyatnye deyaniya i izrecheniya . V dvuh tomah. T. 1 / Perevod i kommentarii S . YU . Trohacheva (Seriya «aK^n») [Memorable deeds and sayings . In two volumes . Volume 1 / Translation and comments by S . Yu. Trokhachev (Series "aK^n")], St. Petersburg, Izdatel'stvo SPbGU Publ . , 2007, 308 p . [in Russian].

Анисимов Константин Александрович

- Ассистент кафедры истории и археологии факультета истории и права Тульского государственного педагогического университета им . Л .Н. Толстого (Тула, Россия) .

Konstantin Anisimov

- Assistant of the Department of History and Archeology of the Faculty of History and Law of the Tula State Pedagogical University (Tula, Russia) .

anisimov. cos@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.