CROSS - CULTURAL COMMUNICATION: THEORY AND PRACTICE DOI: 10.24411/2470-1262-2019-10046
УДК (UDC) - 37.034:821.512.164-13
Maral M. Annagulyyeva, Pedagogic School named after Khydyr Deryayev,
Mary, Turkmenistan
For citation: Annagulyyeva Maral M., (2019).
Reflection of Moral Traditions of Turkmen Holidays in Chovdur Variant of the epos "Horkut Ata" Cross-Cultural Studies: Education and Science Vol.4, Issue 2 (2019), pp. 38-47 (in USA)
Manuscript received 05/10/2019 Accepted for publication: 06/17/2019 The authors have read and approved the final manuscript.
CC BY 4.0
REFLECTION OF MORAL TRADITIONS OF TURKMEN HOLIDAYS IN CHOVDUR VARIANT OF EPOS "HORKUT ATA"
ОТРАЖЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ ТУРКМЕНСКИХ
ПРАЗДНИКОВ В ЧОВДУРСКОМ ВАРИАНТЕ ЭПОСА «ГОРКУТ АТА"
Abstract
The Article considers the pedagogic and philosophic research of the reflection of the moral traditions of Turkmen holidays in previously unknown in scientific space in the chovdur variant of the epoch "Gorkut Ata". The analysis was implemented by special classification, based on the learned general and remarkable peculiarities of moral traditions of the national and family holidays. For revealing of ethno-ethic essence of moral traditions of the ancient heritage, the principles, methods, means, national peculiarities, forming of Turkmen mentality were studied. The aim of the study of the pedagogic aspects was the revealing of national, differentiated and gender character of moral traditions. Thus, the high value mark was given for the purpose of transmission of the pedagogic potential of the moral traditions of the Turkmen holidays of the chovdur variant of the epoch "Gorkut ata" in bringing up of the growing generation.
Keywords: tradition, morals, holidays, epos, Gorkut ata, ethnos, customs, ceremonies, mentality, humanity
Introduction
"Я не сомневаюсь, что только воспитание у новых поколений устойчивых, нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных и культурных ценностей, позволит обеспечить успешное развитие цивилизации, сохранить самобытное наследие и достоинство народов..." (Бердимухамедов Г. 2016. с. 38). — это высказывание нашего Национального Лидера подтверждает значимость изучения национального этнопедагогического наследия, которое важно для настоящего и будущего народа.
В результате многочисленных исследований проблем этнопедагогики выявлена общепризнанная закономерность: "Без исторической памяти - нет традиций, без традиций
- нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, а без личности - нет народа (Волков Г.Н. 2000. с.2). Традиция
— это то ценное, что остаётся надолго, оно передаётся из поколения в поколение, составляя квинтэссенцию того вечного и незыблемого в характерах.
Авиценна в своих педагогических воззрениях о нравственном воспитании советовал учитывать "нравственные особенности народа и те его вековые традиции, которые побуждают к справедливости." (Ибн Сина. 1954. с.33).
Аль - Фараби, рассматривая человека как общественное существо, считал, что личности формируются под влиянием общественной среды и воспитания. "Человек,- писал он, - не может быт наделён с самого начала от природы добродетелью или пороком, так же как он не может быт прирождённым ткачом или писарем" (Фараби. 1973. с.180).
Личность, лишенная исторического опыта своего народа, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем. В эпосе "Горкут ата" ярко и самобытно отражена история нравственного этнического сознания огузов. В этой статье мы нацелены изучить этнические праздники на материале човдурского варианта эпоса" Горкут ата", которые сыграли важную роль в становлении и развитии нравственного и этического сознания туркмен.
Methods
Целью данного исследования является педагогическое изучение и философский анализ отражения нравственных традиций туркменских праздников в човдурском варианте средневекового эпоса «Горкут ата". Методологической основой этого анализа послужили общенаучные методы теоретико-логического и системного анализа, педагогический, исторический и сравнительный анализы. Для теоретического обоснования отражения нравственных традиций туркменских праздников был исследован човдурский вариант туркменского эпоса «Горкут ата" и работы таких авторов как А.Е. Измайлов, И.В.Суханов, П.Айдогдыев, А.Джикиев, Г.Пирлев и многих других. На основе анализа были сделаны
выводы о значении туркменских праздников в човдурском варианте эпоса Горкут ата" в формировании нравственных традиций туркменского народа.
Традиции являются формой и средством педагогики народного воспитания. В човдурском варианте эпоса "Горкут ата" мощным средством передачи нравственных традиций являются туркменские праздники. Праздники сами по себе являются традициями, но нужно отметит, что традициями являются и этическое содержание торжеств, и особенности нравственных принципов и конечно-же, воспитательный этноэтический потенциал, переходящий из поколения в поколение.
Кроме дрезденской и ватиканской рукописи эпоса "Горкут ата" существует третий човдурский вариант, который в середине XX века был записан туркменским учёным Ата Рахмановым из уст човдурских багши (певцов-сказителей), живущих в Ташаузком велаяте. Поэтому он вошёл в науку как човдурский вариант эпоса "Горкут ата". Есть веская причина, по которой эту рукопись назвали не "туркменский вариант", а "човдурский вариант". Приведённые вначале два образца эпоса были также написаны на огузо-туркменском языке. Большинство учёных, изучавших эти варианты утверждают, что язык эпоса, по сравнению с турецким, азербайджанским языками, близок к современному туркменскому языку. (Айдогдыев П. 2007. С.27)
Мы считаем, что традиции, обычаи, ритуалы, церемонии служат важными воспитательными средствами этнопедагогики, в частности, туркменской. Во-первых, туркмены очень бережно относятся к своим обычаям и традициям, связанными с нравственным воспитанием. И благодаря "силе общественного мнения», многие из них сохранились. Во-вторых, традиции, являются ''устойчивым компонентом культуры этноса''.
Туркменские праздники - это востребованный общественным сознанием духовный капитал, опыт предшествующих поколений, которые путём трансмиссии обеспечивают преемственность поколений в воспитании нравственного идеала и формирования национальной идентичности. Следовательно, преемственность в воспитании - это важная связь между прошлым, настоящим и будущим, когда ценности прошлого сохраняются и переносятся в настоящее. С помощью преемственности из рода в род передаются народные, семейные традиции, культурное прошлое, социальный опыт. Наследие - это невидимая связь между потомками, которая тонкой нитью проходит через наши души и сознание, создавая незыблемый фундамент определённых убеждений, взглядов и чувств, мотивирующее наше нравственное сознание, определяющие наш менталитет.
Туркменские праздники делятся на общенародные и семейные. (Джикиев А. 1983. С.4) В эпосе "Горкут ата" описаны около двадцати праздников, пиров, классифицируя их по содержанию можно поделить на общенародные и семейные. Общенародные праздники носили общественный, обще племенной характер, куда входили такого рода праздников, как сбор урожая, примирение племён, совет ханов и т.д. Семейные торжества как свадьба, праздники престола, рождения сына или дочери, наречения, белой кибитки и другие. По
форме были выявлены такие разновидности как свадьба, пир, даяние, именины, новоселье, юбилеи, советы и другие.
Общенародные праздники - это исторический дневник огузкого быта и этикета, которые веками переживались и закреплялись в соответствии с переживаниями предыдущих поколений в сознание поколений последующих. И конечно, не смотря на то, что не все праздники огузов действенны в настоящее время, они продолжают жить в эпосах, сохраняя историческую, культурную ценность нравственных традиций народа, обеспечивают преемственность поколений в воспитании. Особенностью общенародных праздников было воспитание уважения к нравственным ценностям: честности, доброте, справедливости, милосердии, единогласии, гостеприимству, великодушии, солидарности, гуманности, трудолюбии, уважения к старшим.
Главным героем эпоса является Горкут ата. "Он не богатырь, а патриарх, - говорит В.В.Бартольд о Коркуте,- главный выразитель и хранитель народной мудрости; его нравственному авторитету подчиняется весь народ" (Бертольд В.В. 1962. С.145). Исходящие из уст Горкут ата напутствия, благодарения, наставления, поучения, назидания имеют главную роль в трансмиссии нравственных традиций и этноэтических идей эпоса.
Для убедительных суждений, обратимся к конкретным примерам.
В эпосе общенародным праздником, освещающим общественное сознание и поведение, является праздник урожая, по случаю богатого сбора пшеницы, дыни и арбузов, который описан в бое(части) "Вырыта могила Горкута-1". Народ Ичогуза, живущий на берегах Амударьи, решил на этот праздник пригласить знаменитого сказителя и песенника дестанов, почитаемого всеми огузами мудреца Горкут ата. На берегу Амударьи жил Артык бек, который был очень беден и только в последние три года дела его пошли в гору, как говорят у туркмен, одно зерно тысячей стало. Он решил всенародный праздник провести у себя дома и пригласить почтенного Горкут ата в гости. Начался праздник урожая, который длился три дня. Здесь были скачки, состязания по стрельбе, борьбе (гореш), бои архаров, быков, верблюдов, петухов. Праздники урожая воспитывали в огузах согласие, доброту, гостеприимство, солидарность, уважение к старшим, трудолюбие. Церемония встречи и провожания гостей была примером гостеприимства и почитания старших. Одной из основных черт нравственных традиций были садака (даяние). На празднике было обязательным проявит гуманность: накормить и одеть неимущих. Традицией всех праздников было заключительное благодарственное слово Горкут ата, который включал в себя назидание, советы, поучения, пожелания, напутствия в виде пословиц в стихотворной форме. Весь народ, собравшись внимательно слушал вывод этого "урока нравственности", где звучало пожелание успехов и здоровья, добра и плодородия земли, зашиты от наводнений и пожаров, голода и бед, а также такие заветы как:
Раздайте хлеб народу, Приложите усилие и заботу!
Сытого беда не возьмёт! И достигнет цели народ!
(Горкут ата. 1999. С. 432).
Такого рода поучения адресовались не одному человеку, а всему народу. В вышеуказанной части существует пример праздника победы над врагами. На народ Ичогуза крепости Сехрисебиз напали войска давнего врага Тогта Хана. Огузкие джигиты одолели войско противника. Утомыш хан в честь победы решил устроить пир и пригласить на него Горкут ата. Сорок гонцов вернулись с почтенным гостем и началось торжество. Горкут ата объявив благодарность, поимённо назвал прославленных героев, а далее начал исполнять дестаны. Народ его слушал три дня и три ночи. В заключении праздника по традиции Горкут ата произнёс назидательное обращение к народу:
Пусть враги не настигнут Отчизну, Бей до конца, пусть враг бежит!
Пусть не погибнет зря джигит! Пусть возмездие получит каждый!
Не потеряй честь и отвагу, Пощады побеждённый просит враг!
(Горкут ата. 1999. С. 430).
Эти слова звучали как гимн патриотизма, воспитывая героический дух в защите родной земли. Название следующего праздника - примирение отождествляет саму цель нравственных традиций. Все, что содействовало моральному совершенствованию народа, туркмены признавали добрым, желательным, соответствующим обычаям.
На берегах реки Этрека жил народ Дышогузы, правил им Хан Гоклен. Занимались они земледелием и садоводством. В этот год в реке Этрек воды стало меньше, посреди правая и левая стороны орошали свои поля и сады, на дальние окраины воды не доставалось. Вот и начался разлад на этой почве, стали готовиться к войне, даже посредничать было некому. Хан Гоклен пригласил с обоих сторон по три старца и сказал: "Не нужен этот разлад, помирите людей, нам ни к чему война!" В ответ один из старцев заявил, что стороны очень обозлены, и самостоятельно они не смогут помирить народ, их никто не послушает. Другой из старцев посоветовал Хану пригласить для разрешения раздора Горкут ата. По приезду мудрый Горкут ата обратился к народу: "Живите дружно, не воюйте! Убеждая каждого отказаться от вражды, молви1:
Если вдруг придёт беда, На дружного никто не нападёт,
Единство будет как гора, А нападёт, с победой не уйдёт.
Народ дружный силой знат, Беду и вражду свернёт.
Слаб народ, когда разлад. Помиритесь, живите в согласии стороны!
(Горкут ата. 1999. С. 443)
После этих убедительных поучений, стороны помирились. Гоклен Хан на радостях объявил праздник примирения и созвал большой пир. На пир собрались все у одного достархана. Этот праздник очередной раз напомнил людям, что благополучие, честь и славу можно заслужить только в единстве и согласии.
Прощение, милосердие, стремление делать добро, душевность на протяжении веков являлись жизненными ценностями туркмен. В этом произведении символом гуманизма в части "Разлад огузов" описан праздник прощения, посвящённый Горкут ата. Обиженное човдурское племя во главе ханов Акбай и Карабай, после спора, связанного с боем быков,
покинула родную землю и отправилась на Мангышлак. Огузы, чтобы вернуть обиженных соотечественников, решили отправить за ними в качестве посредников Салыр Газана и Горкут ата. Они должны были решить разлад между племенами и вернуть човдур на родину. Салыр Газан и Горкут согласились участвовать в этой важной и ответственной, а также гуманной миссии. В Мангышлаке их встретили с почтением и приняли как дорогих гостей. Три дня они почивали гостей. После, Ханы собрали свой народ на широкую площадь. Горкут ата обращаясь к Акбаю, Карабаю и народу, молвил:
Нельзя быть вдали от народа! Будет тяжёлою жизнь! Живите с ним мирно и дружно! Тогда не одолеет враг! Послушайтесь деда Горкута! Ввернитесь с нами на Родину!
Общим будет и счастье и горе, Мы посредники, слово наше услышьте, С нами вместе возвращайтесь! Пусть Всевышний вас хранит! Пусть он нас благословит!
(Горкут ата. 1999. С. 425)
Гордое обиженное племя к словам мудреца не прислушалось, домой возвращаться отказалось. С той поры утекло много времени, човдуры осознали своё непристойное поведение, обидев главного мудреца огузов, чувствовали себя виноватыми. Узнав, что Горкут ата гостит на празднике у народа берегов Каспия, пришли к своим ханам на совет. Один из старцев молвил, что им стыдно перед почтенным Горкут ата за свой неуважительный поступок, поэтому они хотят пригласить его в гости и попросить прощения. Ханы и народ одобрили старцев, решив послать гонцов за Горкут ата.
Гонцы прибыв на место пребывания Горкут ата почтительно обратились к нему и сказали, что човдурский народ просит прощения и приглашает на совет. Услышав эту новость, Горкут ата сильно обрадовался и снарядился в путь. У човдур, как и у всех туркмен, ярко выражена такая особенность нравственных традиций, когда уважение всеми почитаемой личности (Горкут ата) ставится выше своей личной, и даже общенародной обиды. То есть, обидеть или ослушаться мудреца-посредника в нравственном поведении не приемлемо и считается постыдным. Вот почему, миссию примирения доверяли не просто старшему поколению, а заслуженному авторитету. Его скромность, снисходительность, великодушие заслуживают восхищения и достойны примера. Милосердие и мудрая человечность этого героя раскрывают не только нравственное традиционное поведение, заслуживающего подражания. Эта личность забыв о личной обиде, превыше всего ставит благо народа, забота о соотечественниках его волнует больше, чем собственное самолюбие и слава, хотя последняя из них, зачастую, помогает в положительном разрешении проблем. Вернёмся к празднику прощения, необычное название которого уже подразумевает нравственные чаяния. Что-же такое "прощение"? Прощение — это отпущение вины, также это отказ от обиды, недобрых чувств к виновному, отказ от мести. У туркмен, человек с высокой нравственностью должен обладать такими качествами, как великодушие, милосердие, снисходительность, которые противостоят обиде, злости. Эта нравственная традиция проходит красной нитью в философских и этических взглядах Махтумкули: "Хорошего не порождает злое" или "...Пустой насмешкой их не оскорбляй." (Махтумкули.
43
2010. С. 206). В народе и сейчас существует поверье, что обиду дольше трёх дней нельзя держать. Как видим, эта нравственная черта характера является отличительным признаком менталитета туркмен, имеющая глубокие корни. Рассмотрим это понятие на примере из произведения. После встречи дорогого гостя, човдурские ханы созвали малый совет, где был поставлен вопрос: с чего начать? Кто-то из мудрецов молвил, что нужно объявить праздник прощения и пригласить весь народ на главную площадь, а после торжества всем народом попросить у Горкут ата прощения. Праздник длился семь дней. Были и угощения, и состязания. Горкут ата песни пел, дестаны рассказывал. В последний день собрались на главной площади, куда пришёл Горкут. Один из старейшин човдур Текебай преподнёс Горкут ата хлеб в достархане и сказал: "Уважаемый Горкут, весь народ човдур просит у Вас прощения!" Горкут ата взял в руки достархан, поцеловав, преподнёс ко лбу и молвил:
Примите доброе поучение, Послушайте добрый совет. Не отрекайтесь от друзей-родных, Прогоните гордыню губительницу, Познайте раскаяние виноватых,
И правда сама найдет своё место. Послушайтесь старших и цели достигните! Я попросил у вас за всех прощения! Благодарю за честь и уважение!
(Горкут ата. 1999. С. 451)
Все поддержали речь Горкут ата, пожелали народу мира, согласия и дружбы, а Горкут ата долгих лет жизни. Нужно отметить, что обоюдный акт прощения носит не личностный характер, а общественный, что доказывает народность нравственных традиций. Также в эпосе описаны праздник выборов хана, отличающийся демократичностью, справедливостью и всенародностью. Особое место имел праздник заслуг пограничников, которые охраняли границы и при опасности нашествия врагов, выполняли миссию уведомителей. Огузкий народ отличался щедростью и единогласием, это качество явно доминирует в описаниях праздников и свадеб. Например, если семья с небольшим достатком устраивала праздник, то народ всем миром помогал ему. Каждый по возможности вносил материальный, физический и духовный вклад. Эта нравственная традиция существует и поныне. Об этом говорят и пословицы "Тому, кто строится и свадьбу справляет, бог помогает", "Если нужно народу и коня зарежешь".
Семейные праздники служили упрочнению семейно-родственных связей и отношений. В човдурском варианте эпоса "Горкут ата" праздники носили не только семейное празднование в узком кругу, а более широкий размах общего племенного торжества, поэтому они по численности мало чем отличались от общенародных. Нравственные традиции семейных праздников отличались тем, что имели более дифференцированный и личностный характер. В отличии от общенародных праздников, которые формировали нравственное общественное сознание, убеждение и поведение. Семейные праздники воспитывали личность хорошего семьянина и хранительницы очага, мудрых родителей и достойных наследников. Если общенародные праздники создавали общие, необходимые для всех этические каноны, то традициям нравственного воспитания в семье присущи были частный и гендерный подход, который предусматривал учёт
возрастных и индивидуальных особенностей членов семьи. Семейные традиции вливались в общенародные традиции, создавая взаимосвязанную структурную целостность, обеспечивая преемственность поколений.
С точки зрения педагогики целесообразно будет рассмотрение семейных праздников по возрастной последовательности. К ним относятся торжества в честь рождения сына или дочери, праздник чуба(волос), праздники, посвящённые подросткам в связи с инициацией, как наречение, передачи престола, свадьба сына или дочери, торжество по случаю постройки белой кибитки, праздник профессии (охотника, воина-пограничника и другие), праздник долголетия (120 лет) и другие. Рассмотрим некоторые из них.Торжества в честь рождения сына или дочери продолжались семь или три дня. После празднования народ собирался у дома с новорождённым и Горкут ата произносил пожелания, которые как нравственное кодирование потом проходило через всю жизнь ребёнка.
В эпосе встречается пример праздника рождения дочери, когда рождение девочки считается не менее радостным, чем рождение мальчика. Нужно отметить, что здесь чувствуются корни гендерных традиций. У туркмен на социальное положение отца влияют не только сыновья, но и дочери. Они повышают его статус. В качестве доказательства этим словам можно привести пример из главы "Вырыта могила Горкута". Горкут ата, поздравляя человека по имени Гамлы хан с рождением дочери, у которого долго не было детей, обращается к нему следующими словами:
"... Гамлы(Горестный) хан, и тебя родилась дочка, Пусть их будет у тебя десять. Имя ей будет Ай (Луна), На радость, отцу. Пусть тебя больше Не зовут Гамлы (Горестный)
Мы дадим тебе другое имя.
Мы назовём тебя Шады хан, (Радостный)
Пришло к тебе счастье.
Мы дали тебе имя
Прими его, достигни своей цели..."
(Горкут ата. 1999. С. 451)
Рождение дочери у Гамлы хана принесло ему не только радость, но даже стало причиной изменения его унизительного имени "Гамлы хан" (грустный хан) на "Шады" хан (радостный хан). Таким образом, со дня рождения дочь становится равноправным членом семьи и общества, ей уделяется не меньше внимания, чем мальчику, создается система для достойного воспитания и образования, это свидетельствует о том, что дочь занимала в жизни огузов большое место. Это подтверждает блестящее изречение из книги" Источник мудрости" — "Дом, где растет дочь - живет султан" (Источник мудрости. 2016. С 145.). На наш взгляд это один из ярких примеров нравственных традиций, уважение прав и достоинства ребёнка женского пола заслуживает восхищения.
Не менее интересен праздник чуба, волос (кякил). Ребёнку, в основном мальчику 1-2 года постригали первые волосы и оставляли на макушке чуб, (который сохранялся до
подросткового возраста) в честь которого организовывали торжество, куда конечно-же приглашали Горкут ата, который добрыми пожеланиями заканчивал пир.
Традиция испытаний, проверки или инициации - это переход индивидуума на новую ступень развития, переход из детства, подросткового возраста во взрослую жизнь. Подростки готовились к этому испытанию, воспитывая в себе патриотизм, героизм, самостоятельность, гуманизм, ловкость, бесстрашие. Одной из отличительных особенностей процесса инициации огузкого общества, было формирование и воспитание нравственных понятий и убеждений, на основе которых подросток совершал нравственные поступки по доброй воле, по собственной инициативе. В процессе инициации подростки закаливались не только с физической и психологической стороны, но и педагогической, в частности нравственной. Этот социальный рост обеспечивал юноше имя по заслугам, достойное место в обществе и заслуженный праздник наречения.. Праздник Чапак Бега в честь наречения сына Арсланом (Львом), который победил в схватке льва, праздник наречения сына Чакана Кембагала Аждаром (драконом) в честь победы над драконом, которые получили достойное имя от Горкут ата являются достойными примерами этой традиции.
Праздник белой кибитки воспитывал такие нравственные качества как гостеприимство, добрососедство, взаимопомощь, взаимоуважение, открытость души, любовь к близким и друзьям. Эти нравственные традиции и в наше время украшают этический мир туркмен.
Results
На основе педагогического и философского анализа отражения нравственных традиций туркменских праздников в човдурском варианте эпоса "Горкут ата" были сделаны следующие выводы:
Во-первых, как видно из анализа, различие праздников состояло в идее и событиях. В семейных праздниках виновниками торжества были члены одной семьи или событие, относившееся конкретно-определённой семье, праздники общенародные посвящались личностям и событиям, которые представляли ценность для всего народа.
Во-вторых, содержание огузких праздников были основаны на признанных принципах межличностного общения и отношений, на нравственных ценностях общенародных и индивидуально-личностных переживаний.
В-третьих, особенностью общенародных праздников было воспитание уважения к нравственным ценностям: честности, доброте, справедливости, милосердии, единогласии, гостеприимству, великодушии, солидарности, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим.
В-четвертых, нравственные традиции основывались на гуманистические принципы. Прощение, милосердие, добро на протяжении веков являлись ценностями туркмен.
В-пятых, нравственные традиции семейных праздников отличались тем, что имели более дифференцированный и личностный характер и воспитывали личность хорошего 46
семьянина и хранительницы очага, мудрых родителей и достойных наследников. Традициям нравственного воспитания в семье присущи были частный и гендерный подход, который предусматривал учёт возрастных и индивидуальных особенностей членов семьи.
В-шестых, существовала целая система методов воспитания нравственных традиций, как разъяснение, пример, убеждение, поучение, поощрение, доверие.
Таким образом, изучив особенности праздников в эпосе "Горкут ата", мы получили возможности приобщиться к историческим нравственным источникам. Использование педагогического потенциала этого национального достояния имеет бесценное значение в нравственном воспитании подрастающего поколения.
References:
1. Berdimuhamedov G. (2016). Muzyka mira, muzyka druzby i bratstva. - A§gabat. - 277pp. (In Turkmen).
2. Isto9nik mudrosti (2016) A§gabat, Gosudarstvennaya sluzba izdatelstva Turkmenistana, - 558 pp. (In Turkmen).
3. Wolkov G.N. (2000). Etnopedagogika: U9eb, dlya stud. Sred, i vys§. ped.u9eb, zavedeniy. -2-e izd. - Moskva, Izdatelskiy sentr «Akademiya», - 176 pp. (In Russian).
4. Gorkut ata. (1999) TMGI. - A§gabat, 510 pp. (In Turkmen).
5. Izmaylov A.E. (1991) Narodnaya pedagogika: pedagogi9eskie vozzreniya narodov Sredney Azii i Kazahstana. - Moskva. Pedagogika, 256 pp. (In Russian).
6. Ibn Sina. (1954). Kanon vra9ebnoy nauki. Kn. - Ta§kent, pp. 33 (In Russian).
7. Farabi. (1973). Sosialno-eti9eskie traktaty. Alma-Ata, 180 pp. (In Russian).
8. Dzikiyev A. (1983). Tradisionnye turkmenskie prazdniki, razwle9eniya i igry. - A§gabat, 120 pp. (In Russian)
9. Aydogdyyev P. (2007). Sbornik leksiy po filosofii Turkmenskogo Gosudarstvennogo pedagogi9eskogo instituta imeni S. Seydi (na pravah rukopisi) - Turkmenabat. pp.27 (In Turkmen).
10. Bartold V.V. Kniga moyego deda Korkuta. (1962). Moskva-Leningrad, Izdatelstvo Akademii Nauk SSSR, 306 pp. (In Russian).
11. Mahtumkuli. (2010). Stihi. - A§gabat, Gosudarstvennaya sluzba izdatelstva Turkmenistana, 395 pp. (In Russian).
Information about the author:
Maral M. Annagulyyeva (Mary, Turkmenistan) - Degree Applicant of the Candidate of Science, Teacher of Pedagogics and Psychology of Pedagogic School named after Khydyr Deryayev, (745400, Туркменистан, Мары, ул. Ашхабадская д. 49), [email protected].
Published articles - more than 26 (pedagogy, ethno-pedagogy, psychology, etc.)
Acknowledgements: The author expresses her deepest gratitude to Mrs. S. Minasyan for the opportunity to reveal for the first time the reflection of Moral traditions of Turkmen Holidays in Chovdur variant of the epoch "Horkut Ata"
Contribution of the authors. The authors contributed equally to the present research.