Научная статья на тему 'ОТРАЖЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ АСТРАХАНСКОЙ ГУБЕРНИИ'

ОТРАЖЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ АСТРАХАНСКОЙ ГУБЕРНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ГОРОД / ТРАДИЦИЯ / ПРАЗДНИК / РЕЛИГИЯ / АРХИТЕКТУРА / ФРОНТИР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кусмидинова Мария Харисовна, Болдырева Анна Михайловна

В данной статье авторами рассматривается и анализируется роль и значение в прошлом и настоящем времени, представителей немецкой диаспоры в истории, культуре, архитектуре города Астрахани. Традиции представителей немецкой культуры стали неотъемлемой частью культурного наследия региона. В определенной мере эти традиции наложили свой отпечаток на культуру ряда этносов данного региона. Справедливо утверждение, что многие представители немецкой культуры внесли большой вклад в развитие культуры, торговли, здравоохранения, науки города Астрахани. Решение о создании «Русско-немецкого дома» в г. Астрахани было принято на XI Межправительственной российско-германской комиссии. Он был создан в рамках Федеральной Президентской целевой программы развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997–2006 гг. (ФЦП). Культура немцев Нижнего Поволжья формировалась в специфических условиях фронтира и стала одним из элементов мозаичной культурной картины региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТРАЖЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ АСТРАХАНСКОЙ ГУБЕРНИИ»

14. Joppke Ch. Multiculturalism and Immigration: a Comparison of the US, Germany and Britain / Ch. Joppke. - Badia Fusolana, 1995.

15. McKenzie C. The Menace of Multiculturalism / McKenzie C. - Published by the Institute of Australian Culture, PO Box 64, Watsonia, Vic. 3087, 1997.

16. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture Theory, Culture & Society / R. Robertson. - London : Sage Publications, 1998.

17. Van Der Zee. The Multicultural Personality Questionnaire: A multidimensional instrument of multicultural effectiveness / Van Der Zee, K.I. & Van Oudenhoven J.P. // European Journal of Personality, 2000.

References

1. Benkhabib S. Prityazaniya kultury. Ravenstvo i raznoobrazie v globalnuyu eru. Moscow: Logos, 2003.

2. Doklad o razvitii cheloveka 2004. Kulturnaya svoboda v sovremennom mnogoobraznom mire. Moscow: Ves mir, 2004.

3. Zimmel G. Ekskurs o chuzhake. Sotsiologicheskaya teoriya: Istoriya, sovremennost, per-spektivy. Almanakh zhurnala «Sotsiologicheskoe obozrenie». St Petersburg, 2008.

4. Lebedeva N.M. Vvedenie v etnicheskuyu i krosskulturnuyupsikhologiyu. Moscow, 1999.

5. Malkovskaya I.A. Mnogolikiy Yanus otkrytogo obshchestva: Opyt kriticheskogo os-mysleniya likov obshchestva v epokhu globalizatsii. Moscow, 2008.

6. Timofeeva R.E. Natsionalnaya kultura v poslediplomnom obrazovanii pedagogov. St. Petersburg, 1998.

7. Treshchanin D. Multikulturalizm - tupikovaya situatsiya. Available at: http:www.svpressa.ru/society.

8. Furman D.E. O budushchem «postsovetskogo prostranstva». Vneshnyaya politika i bezo-pasnost sovremennoy Rossii. Moscow, 1999.

9. Khrestomatiya v dvukh tomakh, sost. T.A. Shakleina. Moscow, 1999, vol. 1, book II. Is-sledovaniya.

10. Khruleva I.Yu. Puritanskaya novaya Angliya v protsesse samoopredeleniya. SShA: stanov-lenie i razvitie natsionalnoy traditsii i natsionalnogo kharaktera, otv. red. V.V. Gavrilyuk. Moscow, 2001.

11. Chandran Kukatas. Teoreticheskie osnovy multikulturalizma. L.P. Morina. Kontseptualizat-siya Chuzhogo v aspekte problemy multikulturalizma. Svoe i Chuzhoe v kulture. 2011, no. 1.

12. Appliah K. A. The Multiculturalist Misunderstanding / K. A. Appliah // New York Review of books. - 1997. - R. 148.

13. Etzioni A. The Monochrome Society / A. Etzioni. - Princeton : Princeton University Press, 2003. - P. 216.

14. Joppke Ch. Multiculturalism and Immigration: a Comparison of the US, Germany and Britain / Ch. Joppke. - Badia Fusolana, 1995.

15. McKenzie C. The Menace of Multiculturalism / McKenzie C. - Published by the Institute of Australian Culture, PO Box 64, Watsonia, Vic. 3087, 1997.

16. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture Theory, Culture & Society / R. Robertson. - London : Sage Publications, 1998.

17. Van Der Zee. The Multicultural Personality Questionnaire: A multidimensional instrument of multicultural effectiveness / Van Der Zee, K.I. & Van Oudenhoven J.P. // European Journal of Personality, 2000.

ОТРАЖЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ АСТРАХАНСКОЙ ГУБЕРНИИ

Кусмидинова Мария Харисовна, кандидат философских наук

Астраханский государственный университет

414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а

E-mail: dorimi@mail.ru

Болдырева Анна Михайловна, студентка

Астраханский государственный университет

414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а

E-mail: dorimi@mail.ru

В данной статье авторами рассматривается и анализируется роль и значение в прошлом и настоящем времени, представителей немецкой диаспоры в истории, культуре, архитектуре города Астрахани. Традиции представителей немецкой культуры стали неотъемлемой частью культурного наследия региона. В определенной мере эти традиции наложили свой отпечаток на культуру ряда этносов данного региона. Справедливо утверждение, что многие представители немецкой культуры внесли большой вклад в развитие культуры, торговли, здравоохранения, науки города Астрахани. Решение о создании «Русско-немецкого дома» в г. Астрахани было принято на XI Межправительственной российско-германской комиссии. Он был создан в рамках Федеральной Президентской целевой программы развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997-2006 гг. (ФЦП). Культура немцев Нижнего Поволжья формировалась в специфических условиях фронтира и стала одним из элементов мозаичной культурной картины региона.

Ключевые слова: культура, культурное наследие, город, традиция, праздник, религия, архитектура, фронтир.

REFLECTION OF GERMAN CULTURE IN THE HISTORY OF THE ASTRAKHAN GUBERNIYA

Kusmidinova Maria H., Ph.D. (Philosophy)

Astrakhan State University

20а Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russia

E-mail: dorimi@mail.ru

Boldyreva Anna M., student

Astrakhan State University

20а Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russia

E-mail: dorimi@mail.ru

In this article the authors of reviews and analyses the role and importance in the past and the present time, representatives of the German Diaspora in history, culture, architecture of the city of Astrakhan. The tradition of the representatives of German culture became an integral part of the cultural heritage of the region. To a certain extent, these traditions have left their mark on the culture of many ethnic groups of the region. The following statement is true, that many representatives of German culture have made a great contribution to the development of culture, trade, health care, science city ofAstrakhan. The decision on creation of the «Russian-German house» in the city. Astrakhan was made at the XI of the intergovernmental Russian-German Commission. It was created in the framework of a Federal Presidential target program of development of the socio-economic and cultural base of revival of Russian Germans in 1997-2006 (FTP). The culture of the Germans of Lower Volga region was formed in the specific conditions of the frontier and has become one of the elements of the cultural mosaic of the region

Keywords: culture, cultural heritage, city, tradition, holiday, religion, architecture, frontier.

Настоящая статья посвящена исследованию роли, месту и значению представителей немецкой культуры на Астраханской земле. Изучение немецкой культуры особенно актуально для Нижнего Поволжья, отличительной чертой которого является полиэтничность и поликонфессиональность культурной среды. Традиции представителей немецкой культуры стали неотъемлемой частью культурного наследия региона. В определенной мере эти традиции наложили свой отпечаток на культуру ряда этносов данного региона.

Прежде чем переходить к изложению обстоятельств изучения немецкой культурно-исторической роли, стоит рассмотреть причины появления выходцев из Германии на Нижней Волге. Согласно краеведческим источникам немцы появились в Астраханской губернии в числе иностранцев, которых усиленно приглашало в страну Российское правительство. Благодаря Петровским преобразованиям, которые были ориентированы на внедрение нового быта, близкого к европейскому, возрастала потребность в иностранных специалистах, как военных, так и гражданских профессий.

В 1702 г. в Астрахани насчитывалось около 100 немцев, но с Манифестом Екатерины II от 22 июля 1763 г., согласно которому иностранцам было позволено селиться в России, а русским людям, бежавшим за границу свободно возвращаться на родину, в Россию потянулись жители многих областей Германии. Основными причинами переселения иностранцев были: притеснения со стороны местных властей, высокие налоги, войны, болезни, голод, но самая главная причина - вера. «Но чтоб все желающие в Империи Нашей поселиться иностранные видели, сколь есть велико для пользы и выгодностей их Наше благоволение; то Мы соизволяем: Всем прибывшим в Империю Нашу на поселение иметь свободное отправление веры по их уставам и обрядам беспрепятственно; а желающим не в городах, но особыми на порозжих землях поселиться колониями и местечками, строить церкви и колокольни, имея потребное число при этом пасторов и прочих церковнослужителей, исключая одно построение монастырей; напоминая однако ж при сем, чтоб из живущих в России в Христианских законах, никто и никого в согласие своей веры или сообщества ни под каким видом не склонял и не привлекал, под страхом всей строгости Наших законов, изъемля из сего разного звания находящихся в Магометанском законе, прилежащих к границам Нашей Империи народов, коих не только благопристойным образом склонять в Христианские законы, но и всякому крепостными себе учинить позволяем» [4]. Согласно реестру, находящимися в России свободными и удобными к населению землями, на момент написания манифеста, считались Сибирская, Астраханская, Оренбурская, Белгородская губернии.

В 1765 г. в Астраханской губернии возникла первая немецкая колония - Сарепта (ныне - историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта» на территории Волгограда). Её основали представители религиозного Братского Союза гернгутеров (или Моравских братьев), среди которых преобладали этнические немцы (выходцы из Саксонии, Гессена и Богемии), но были также датчане, шведы, бельгийцы, чехи и др. Колонисты стали заниматься торговлей и ремёслами, а также пивоварением и виноделием. Уже к началу XIX в. посёлок стал одним из крупнейших торгово-промышленных и культурных центров нижневолжского региона.

С 1765 по 1770 гг. на берегах Волги (в её среднем и нижнем течении) возникло более 100 немецких колоний, которые основывали выходцы из Гессена, Вюртембер-га, Пфальца, Дармштадта - в основном, из юго-западной Германии. Колонисты получали право селиться в удобных для хлебопашества землях, свободно исповедовать свою религию, иметь внутреннюю юрисдикцию и т.п. Так началась история особого немецкого субэтноса - поволжских, или российских немцев.

По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., в Астраханской губернии проживало 5162 немцев, или 0,5 % от общего количества жителей, поэтому вполне справедливо утверждение, что многие представители немецкой культуры внесли большой вклад в развитие культуры, торговли, здравоохранения, науки города Астрахани [9, с. 278].

Отдельно стоит отметить вклад немцев в развитие медицины в Астраханской губернии, так немало для города сделал Карл Иванович Оссе (1804-1874 гг.). Его аптека (ныне аптека № 2 по ул. Кирова) славилась безупречной репутацией. «За девять лет службы в аптеке он отпустил беднякам за свой счет лекарств на сумму 1180 руб. серебром - по тем временам сумма немалая. В 1849 г. Оссе был назначен директором Александрийского приюта для мальчиков, которым руководил до самой смерти. За отличное содержание приюта Карл Иванович неоднократно получал благодарности петербургского начальства , имел звание от титулованного до надворного советника, был награжден орденами св. Анны I, II и III степени, св. Владимира IV степени, св. Станислава II и III степени.». В настоящее время по инициативе бургомистра Ой-скирхена, депутата бундестага Вольфа Бауэра в Германии создано общество имени К.И. Оссе, с которым у Государственного архива Астраханской области хорошо налажено сотрудничество - выявляются архивные документы о жизни К.И. Оссе в России, работе аптеки в Астрахани в XIX в.

Основателем и первым главным врачом объединенной Александро-Мариинской больнице в 1894 г. стал А.П. Далингер (1854-1907 гг.), окончивший военно-медицинскую академию вместе с академиком И.П. Павловым.

Незабываемый след в истории Астраханского края оставил и Франц Отгон Фридрихович Шперк, который работал во врачебном отделении Астраханского губернского правления. За свою безупречную врачебную деятельность был отмечен российскими наградами: св. Владимира IV степени, св. Анны II и III степени, св. Станислава II степени, бронзовой медалью в память о войне 1877-1878 гг., знаком Красного креста [2, с. 569].

Большая часть немецкого населения в Астрахани были лютеране. Первый в городе молитвенный дом немцы построили в 1713 г., но в ночь на Рождество Христово пожар уничтожил постройку. Вместо сгоревшего на том же месте была построена деревянная кирха на средства прихожан и пожертвования доктора и надворного советника Лерха. В 1747 г. в связи с перестройкой Астраханского кремля было принято решение перенести лютеранскую кирху в Армянскую слободу. Интересный факт, люди разных вероисповеданий: русские, армяне, татары и другие, добровольно жертвовали деньги на перемещение кирхи, так как у одних лишь лютеран не хватило бы собственных средств. Эта перенесенная кирха простояла еще 13 лет, пока не пришла в такую ветхость, что пришлось серьезно подумать о постройке новой. Так же в начале ХУШ в. немецкая община открывает колледж - первое в городе учебное заведение, дающее высшее образование. Данный колледж окончил первый российский академик Василий Кириллович Тредиаковский, а также многие врачи, архитекторы, поэты. В 1892 г. по проекту и рисунку архитектора Мильде - строителя здания берлинского рейхстага, на средства лютеран России была построена каменная кирха, в которой имелся музыкальный инструмент. Орган был небольшой, имел пять регистров, но изготовлен был всемирно известной фирмой Э.Ф. Валькер из Людвигсбурга, которая в то время изготовляла второй в мире по величине орган для Домского собора в Риге, а средства на его изготовление пожертвованы обществом «Нобель». Орган обошелся заказчику в 2700 руб. К сожалению, на сегодняшний день следы инструмента безвозвратно затерялись. Кирха была каменной с высокой стрельчатой башней и огромными окнами витражами. Рядом с кирхой располагался пасторат - приходской дом со школой, покоями пастора и помещением для собрания церковного совета. Здание пастората - двухэтажное, деревянное - сохранилось до наших дней. Таким образом, в Астрахани появилось не только превосходное архитектурное сооружение, но и прекрасный концертный зал, в котором звучали шедевры духовной и светской музыки: оратории: Гайдна, Баха, Моцарта и др. Концерты проводились под руководством видного деятеля музыкальной культуры Артура Каппа [7, с. 165].

Интересный материал о торговой и научной деятельности на территории Нижней Волги известной немецкой семьи Нобель содержится в книге «Астрахань на старинных открытках». Семья Нобель известна в России еще с 1837 г., когда в Петербург из Швеции прибыл с образцами изобретённых им мин Эммануил Нобель. Удобное географическое положение Астрахани, игравшей роль своеобразных ворот в Европейскую часть России, заинтересовало шведских предпринимателей. Именно Астрахань стала перевалочным пунктом нобелевской товарной продукции, откуда поступала на внутренний рынок страны. Здесь производилась перекачка керосина из морских наливных пароходов в плоскодонные баржи для доставки товарной продукции вверх по Волге. Введение наливной перевозки оказало огромное влияние на развитие российского флота, вызвав такой усиленный спрос на суда, что, несмотря на падение фрахтов, число судов возрастало с каждым годом. С развитием сети железных дорог встал вопрос о внедрении наливного транспорта в этой сфере. По инициативе Людвига Нобеля 100 вагонов-цистерн его собственной конструкции обогатили отечественное вагоностроение новым устройством для транспортировки жидких углеводородов. Очевидной необходимостью для «Нефтяного товарищества» становилась задача складирования и длительного хранения керосина и мазута, в особенности

в зимний период. С этой целью, уже на следующий год после основания фирмы было образовано Астраханское отделение «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» (1880 г.) на левом берегу Волги, на земле татарского селения Царев. Попытки Товарищества взять этот участок в аренду на длительный срок натолкнулись на решительное возражение Астраханского городского самоуправления, справедливо полагающего, что близкое соседство больших нефтяных складов опасно для города. Вследствие возникших обстоятельств Товарищество вынуждено было искать участок на правом берегу Волги, в необходимом удалении от города. В 1881 г. Нобели подписали договор об аренде на 25 лет десяти тысяч квадратных саженей земли на правом берегу у казаков Городофорпостинской станицы, увеличив площадь арендуемой земли в 1889 г. до 42000 кв. саженей.

В течении 80-х гг. XIX в. на арендованном месте были выстроены многочисленные деревянные строения различного назначения, так что вся нобелевская пристань представляла собой нечто вроде аккуратного маленького городка. В середине селения красовались два больших корпуса, из которых один был предназначен для конторы Астраханского отделения товарищества, а другой - для квартиры заведующего складом товарищества и для чертежной. Недалеко от вала были выстроены механический завод и различные мастерские для судостроения и ремонтных работ. Слева от главных корпусов воздвигнуты в два ряда здания, образующие длинную улицу домов, предназначенных для жилищ служащих высшего разряда: инженера, механика, кассира, смотрителя и пр.

На задней половине нобелевской пристани были построены двухэтажные дома для семейных рабочих различных категорий. Каждая квартира имела комнату для кухни и столовой в нижнем этаже и такое же по величине помещение для спальни и дневных занятий. В этом же ряду домов в городке были выстроены большая казарма для матросов и сторожей для зимнего пребывания вместимостью 150 человек, большая общая кухня и отдельная прачечная с баней для мастеров, матросов и чернорабочих. Для конторщиков, техников и административных служащих имелась отдельная, отлично устроенная баня с душами. Множество немецких инженеров работало на предприятиях компании «Братья Нобель». Между Астраханью и Нобелевским городком регулярно ходило малое речное судно, а перед Первой Мировой войной здесь построили двухпалубное пассажирское судно, рассчитанное на 250 человек. Судно ходило от городской пристани к заводу и перевозило всех служащих бесплатно, а посторонних лишь за небольшую плату, которая отчислялась в пользу больницы для рабочих [6, с. 105].

Каждому жителю города Астрахани известна история о здании бывшей фабрики шоколада и конфет «Шарлау и сыновья» (кофейня «Шарлау»). Карл Адольфович Шарлау - прусский подданный, лютеранин, кондитер из Вигштока, приехал в Астрахань в апреле 1893 г. в возрасте 57 лет от роду вместе с женой Вильгельминой и детьми. Здесь он относительно быстро добился успеха. 11 июня 1899 г. Шарлау получает разрешение на постройку 2-этажного каменного дома на собственном месте во 2 участке 5 околотке на Паробичевобугорной улице по проекту архитектора До-монтовича. В доме по замыслу владельца должны были расположиться кондитерская и кофейня, а комнаты на втором этаже - для сдачи в наем. Художественное оформление фасадов юго-восточной части здания - кофейни - несомненно, выделяло его из окружающей застройки. Первый этаж был богато декорирован лепными гирляндами, листьями лотоса, кариатидами был украшен второй этаж, над которым возвышалась угловая башня с улыбающимися львами над арочными окнами, завершающаяся ажурной кованой смотровой площадкой. Зимой 1901 г. Карл Адольфович уже смог дать в «Астраханский листок» № 26 объявление: «Желаю уведомить, что с 1 февраля 1901 г. кондитерская Шарлау перешла в новое помещение, что на Полицейской улице. При кондитерской роскошно отделанная в стиле ренессанс кофейная и имеются различные журналы и газеты». Кроме того, в ней можно было обрести билеты на спектакли в Зимний театр Плотникова. Здесь продавались изысканные кондитерские

изделия, подавали кофе, какао, горячее молоко, суфле, мороженое, булочки. 12 января 1909 г. сыновья К.А. Шарлау - швейцарский гражданин Владимир Карлович и прусский подданный Карл Карлович организовал совместно с отцом полное торговое товарищество «Торговый дом К.А. Шарлау - сыновья». Качество шоколада этой фирмы славилось на все Поволжье, Кавказ и Закавказье. Оно считалось лучше московского из-за особого технологического процесса.

В 1914 г. предприятие полностью передается Владимиру Карловичу. После революции кофейня с магазином и фабрика были национализированы. В 1918 г. имение Шарлау было разделено. Губисполком предписал жилсовету немедленно освободить верхний этаж дома Шарлау для организации там «советской столовой».

За время советской власти у здания - имения Шарлау сменилось множество хозяев. В 1925 г., во времена нэпа, фабрику арендовали Мизендронцевы, затем рабочий кооператив, промысловая артель «Кондитер», хлебокомбинат. Порядком обветшавшее здание в 1991 г. начали реставрировать под руководством Госдирекции охраны историко-культурного наследия Астраханской области. Реставраторы восстановили многие утерянные или полуразрушенные элементы фасада здания - кирпичную кладку первого этажа, лепные украшения второго. Решением облисполкома Астраханской области от 03.07.1980 г. № 406 бывшее имение Шарлау было объявлено памятником архитектуры и внесено в государственный список памятников истории и культуры местного (областного) значения, подлежащих государственной охране. В данное время это здание используется по прямому своему назначению, а именно угощает жителей и гостей города конфетами ручной роботы и вкусной выпечкой [8, с. 178].

Поскольку в обозначенной нами теме интерес представляет не только историческое и культурное прошлое немецкой диаспоры, стоит уделить внимание рассмотрению современной ситуации, так 9 сентября 2000 г в городе был открыт Русско-немецкий дом. В этом здании размещается Общественная организация Астраханская областная немецкая национально-культурная автономия «Единство» (АОННКА «Единство»).

Немецкая национально-культурная автономия «Единство» была образована и входит в состав Федеральной национально-культурной автономии российских немцев (ФНКА РН) наравне с Немецкой национально-культурной автономии в Республике Коми (№ 317), Региональной немецкой национально-культурной автономии г. Москвы (№ 8336), Национально-культурной автономии российских немцев Поволжья (Региональная общественная организация Саратовской области) (№ 932), Новосибирской региональной общественной организации «Национально-культурной автономии российских немцев» (№ 1161), Томской немецкой национально-культурной автономии (№ 1025), Общественного объединения «Национально-культурной автономии немцев Ханты-Мансийского автономного округа» (№ 568), Алтайской краевой национально-культурной автономии российских немцев (№ 1473), Региональной немецкой национально-культурной автономии «Родник» Кемеровской области (№ 2639), Краснодарской краевой национально-культурной автономии (№ 2535), Немецкой национально-культурной автономии Омской области (№ 1233). И принимает активное участие в решения задач поставленных ФНКА: представляет и защищает права и интересы российских немцев в органах государственной власти и в органах местного самоуправления; участвует через своего полномочного представителя в работе Консультативного совета по делам национально-культурных автономий при Правительстве Российской Федерации; готовит и вносит предложения в Государственную Думу, Администрацию Президента и Правительство Российской Федерации по решению национально-культурных проблем российских немцев; участвует в работе межправительственных комиссий, других органов и организаций, причастных к решению национально-культурных проблем российских немцев; взаимодействует со всеми заинтересованными государственными органами, общественными объединениями, некоммерческими и коммерческими организациями по вопросам уставной деятель-

ности; формирует общественное мнение с целью решения задач ФНКА РН через выступления в средствах массовой информации, чтение лекций, проведение вечеров, собраний и иными законными способами; организует пропагандистскую и агитационную работу для разъяснения целей и задач ФНКА РН; создает средства массовой информации, занимается издательской деятельностью, производством видео-, аудио-и кинопродукции по вопросам уставной деятельности; взаимодействует с другими общественными объединениями российских немцев с целью содействия консолидации общенациональных общественных сил и выработки общих позиций и предложений по решению национально-культурных проблем российских немцев; устанавливает контакты и налаживает диалог с другими народами России с целью поиска взаимоприемлемых решений национально-культурных проблем в Российской Федерации; организует творческие союзы, студии, театры, коллективы профессионального и самодеятельного искусства, фонды, музеи, архивы, библиотеки, спортивные организации и молодежные организации; осуществляет разработку учебных программ, издание учебников, методических пособий, учебной литературы на русском и немецком языках; содействует региональным НКА российских немцев в организации массовых мероприятий по случаю национальных праздников и памятных дат немцев в Российской Федерации; участвует в создании и организации работы национальных школ и классов, групп в детских дошкольных учреждениях, воскресных школ, курсов немецкого языка, групп в средних специальных и высших учебных заведениях, а также послевузовского образования и других форм образования на немецком языке; содействует совместно с представителями субъектов РФ и региональными НКА российских немцев учреждению российско-немецких домов и культурных центров, проведению выставок народного творчества, фестивалей народной музыки, концертов, других национально-культурных мероприятий; учреждает юридические лица в том числе по возрождению национальных промыслов и ремесел.

Решение о создании «Русско-немецкого дома» в г. Астрахани было принято на XI Межправительственной российско-германской комиссии. Он был создан в рамках Федеральной Президентской целевой программы развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997-2006 гг. (ФЦП) [10].

Отдельно стоит выделить творческую деятельность немецкого народного ансамбля «Тгорйеш / Капелька» Областного методического центра народной культуры, который недавно отметил 20-летний юбилей творческой деятельности. Бессменным руководителем ансамбля является доктор искусствоведения, директор Государственного фольклорного центра «Астраханская песня» Елена Шишкина.

За эти годы ансамбль и его солисты дали более 300 концертов, выступая в различных городах России: Волгограде, Самаре, Ульяновске, Саратове, Омске, а также в Италии. В репертуаре ансамбля немецкие народные песни, песни различных немецких традиционных обрядов, духовные песнопения, немецкие танцы. Ансамбль «Тгорйеш / Капелька» является дипломантом и участником международных фестивалей немецкой культуры в Поволжье. За пропаганду и развитие немецкого песенно-танцевального народного традиционного искусства в Астраханской области и России коллектив получил звание «Народный самодеятельный коллектив».

Культура немцев Нижнего Поволжья формировалась в специфических условиях фронтира и стала одним из элементов мозаичной культурной картины региона.

Список литературы

1. Боголюбов Н. П. Волга от Твери до Астрахани / Н. П. Боголюбов. - Санкт-Петербург, 1862. - 356 с.

2. История Астраханского края. - Астрахань, 2000. - 1122 с.

3. Круковская С. К. Астраханский край / С. К. Круковская. - Санкт-Петербург : Петербургский учебный магазин, 1904. - 208 с.

4. Манифест императрицы Екатерины II о дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах. - Режим доступа: http://www.rusdeu.narod.ru/change/history/manifest2.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

5. Марков А. Сто лет назад: Астраханская губерния на рубеже веков / А. Марков. - Астрахань, 2006. - 254 с.

6. Марков А. Реестр открывает тайны. - Волгоград, 1989. - 272 с.

7. Марков А. С. Астрахань на старинных открытках / А. С. Марков, С. Г. Львов. - Астрахань : Волга, 2007. - 204 с.

8. Марков А. Были Астраханского края / А. Марков. - Волгоград, 1976. - 212 с.

9. Природа и история Астраханского края. - Астрахань, 1996 - 360 с.

10. Культурное наследие Астраханской области. - Режим доступа: http://www.nasledie.astrobl.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=110&Itemid= 49, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

References

1. Bogolyubov N.P. Volga ot Tveri do Astrakhani. St. Petersburg, 1862, 356 р.

2. Istoriya Astrakhanskogo kraya. Astrakhan, 2000, 1122 р.

3. Krukovskaya S.K. Astrakhanskiy kray. St. Petersburg: Peterburgskiy uchebnyy magazin, 1904, 208 р.

4. Manifest imperatritsy Ekateriny II o dozvolenii vsem inostrantsam, vezzhayushchim v Ros-siyu, selitsya v raznykh guberniyakh po ikh vyboru, ikh pravakh i Igotakh. Available at: http://www.rusdeu.narod.ru/change/history/manifest2.html.

5. Markov A. Sto let nazad: Astrakhanskaya guberniya na rubezhe vekov. Astrakhan, 2006,

254 р.

6. Markov A. Reestr otkryvaet tayny. Volgograd, 1989, 272 р.

7. Markov A.S., Lvov S.G. Astrakhan na starinnykh otkrytkakh. Astrakhan: Volga, 2007, 204 р.

8. Markov A. Byli Astrakhanskogo kraya. Volgograd, 1976, 212 р.

9. Priroda i istoriya Astrakhanskogo kraya. Astrakhan, 1996, 360 р.

10. Kulturnoe nasledie Astrakhanskoy oblasti. Available at: http://www.nasledie.astrobl.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=110&Itemid=49.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АМЕРИКАНСКОГО ФРОНТИРА

Якушенкова Оксана Сергеевна, учитель

Астраханский государственный университет

414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а

E-mail: ninawari@yandex.ru

Статья посвящена американскому фронтиру. Под фронтиром автор понимает особый темпоральный и локальный процесс интенсивного культурного влияния. Другими словами под этим термином подразумевается культурное пограничье, возникшее в результате прямого контакта двух или более культур. В статье поднимаются вопросы культурного наследия американского фронтира. Анализируются основные фольклорные герои, такие как Джеймс Бунн, Джон Лютер Кейси, Поль Баньян и малыш Бэйб, Дэйви Крокет и наиболее известные индеанки Сакагавеа, Покахонтес и Сара Виннемука. Рассматривается трансформация их образов в современной массовой культуре Америки, их влияние на кинематограф и литературу XIX-XX вв. А также рассматривается использование их образов для рекламы и как имен нарицательных в современной жизни американцев. В конце статьи делается вывод, что фрон-тирная тема продолжает волновать американцев, а значит, эта проблема не изжила себя.

Ключевые слова: фронтир, Дикий Запад, Бун, Купер, Баньян, Сакагавеа.

AMERICAN FRONTIER CULTURAL HERITAGE

Yakushenkova Oksana S., teacher

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Astrakhan State University

20а Tatishchev st., Astrakhan, Russia, 414056

E-mail: ninawari@yandex.ru

The article is devoted to the American frontier. Under the frontier the author understands the particular temporal and local process of intensive cultural processes. In other words, under this term means cultural borderland, arising as a result of direct contact of two or more cultures. The article

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.