УДК: 911.2:069.51(477.75)
ОТРАЖЕНИЕ ЛАНДШАФТОВ КРЫМА СПОСОБАМИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ
Дайнеко А.Е.
Рассматриваются способы отражения ландшафтов Крыма, их компонентов в экспозиции музея. Раскрыт вклад Г.Е Гришанкова в изучение ландшафтов Крыма, показана история внедрения изображения ландшафта способами музейной экспозиции, раскрыты методы музейного показа компонентов природы и природных комплексов и рассмотрено их применение на примере двух выставок КРУ «Центральный музей Тавриды».
Ключевые слова: ландшафт, музей, экспозиция, природный комплекс, компонент природы.
Данная проблема рассматривалась с точки зрения музееведения. Проблемой отражения ландшафта и его компонентов методами музейной экспозиции занимались М.А. Заславский, который обобщил достижения музейных работников мира в этой области, привел ряд рекомендаций для более полного музейного показа природы, H.H. Плавильщиков, A.A. Яковлев, А.Г. Гиллер, А.И. Михайловская, В.П. Герасимов, A.B. Кондратов, Ф.С. Леонтьев. Методологии музейного отображения природы посвящены так же работы А.П. Тищенко, С. А. Ушакова.
В то же время проблему отображения ландшафта в экспозиции музея, невозможно решить без географических исследований. Поскольку показ объекта вне полевых условий невозможен без его изучения на местности. Исследованием и выделением ландшафтов Крыма занимались А.Г. Исаченко, Ф.Н. Мильков, H.A. Солнцев, Г.Е. Гришанков, П.Д. Подгородецкий, Е.А. Позаченюк, JI.A. Багрова.
Каждый выделенный тип ландшафта отличается своеобразием природных условий и ресурсов, знание которых позволяет найти пути их оптимального использования, выделять заповедные территории. Поэтому построение грамотных, доступных, ярких музейных экспозиций в которых отражены в той или иной мере все типы ландшафтов имеет научное, познавательное и природоохранное значение, что определило тему и цель настоящей работы.
Актуальность темы определяется нарастающей силой влияния человека на природу, а следовательно, необходимостью формирования у людей экологического типа мышления, бережного отношения к природе посредствам музейной экспозиции. Такое возможно при ознакомлении экскурсантов с грамотно построенными, обучающими, вызывающими интерес экспозициями музея за счет применения методов отображения в них компонентов природы и природных комплексов. Поэтому целью настоящей работы является показ некоторых методов для более эффективного отображения ландшафтов Крыма и их компонентов в экспозиции музея.
Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи: 1. Раскрыт вклад Г.Е. Гришанкова в изучение ландшафтов Крыма. 2. Показана история внедрения изображения ландшафта методами музейной экспозиции. 3.
Раскрыты методы музейного показа компонентов природы и природных комплексов. 4. Рассмотрено применение различных методов музейного показа на примере двух выставок Крымского республиканского учреждения «Центральный Музей Тавриды» - «Природа Крыма. Заповедные ландшафты» и « Природа Крыма: Паплеонтология, геология, рельеф».
Отражение ландшафта методами музейной экспозиции, это не простая задача, ее реализация имеет длинную предысторию. Ведь прежде чем отображать ландшафт, его необходимо выделить, изучить. Огромный вклад в освещение этого вопроса внес Григорий Евдокимович Гришанков. Он занимался физико-географическими исследованиями и центральное место в его работе было отведено ландшафтоведению. Труды Григория Евдокимовича Гришанкова посвящены развитию представлений о ландшафтных уровнях материков, системе географической зональности, ландшафтнообразующих факторах и компонентах ландшафта, проблемах целостности в ландшафтоведении, а также вопросам взаимодействия природы и общества, охраны природы, организации и управления землепользованием, региональных основ сельскохозяйственного
природопользования, трактовки общенаучного и философского понятия пространство-времени, раскрытия сущности физико-географических явлений и многому другому. В 2001 году вышла его книга «Введение в физическую географию: предмет и метод» (посмертно), в скором времени предполагается выход книги «Литосфера».
Будучи исконным крымчанином и выпускником Крымского государственного педагогического института им. М.В. Фрунзе Г.Е. Гришанков посвятил множество времени изучению Крымского полуострова. Его кандидатская диссертация была на тему «Природа и ландшафты восточных яйл Крыма». Многие широкие по территориальному распространению понятия Г.Е. Гришанков рассматривал на примере Крыма: проблему целостности горно-равнинных природных комплексов, проблемы ландшафтной географии; на примере Крыма им были разработаны методики ландшафтного программирования, выделены типологические ландшафтные единицы, составлена ландшафтная карта, как трехмерная модель территориального комплекса. Кроме того, в его работах освещаются вопросы геоморфологии Крыма, рассматриваются природные качества земель геокомплексов Крыма, особенности фауны Крыма, история ее формирования, влияние типов растительности на сложение почвенно-растительных поясов, рекреационные ресурсы в приморских территориях и многое другое. Г.Е. Гришанковым были составлены карта морфоструктур горного Крыма, ландшафтная карта Крыма, ландшафтная карта горного Крыма, а так же Атлас ландшафтов Крыма в качестве приложения к монографии «Проблемы целостности горно-равнинных природных комплексов (на примере Крыма)» (рукопись) [1].
Г.Е. Гришанкова смело можно называть новатором. Интересным является его ландшафтное районирование Крыма. В отличие от П.Д. Подгородецкого, П.Г. Шищенко, В.Г. Ены Г.Е. Гришанков выделяет в Крыму не две, относящиеся к разным странам, а одну многоступенчатую совместно произошедшую систему природных зон. Следует отметить, что Григорий Евдокимович был сторонником типологического районирования [2]. Достаточно четкой является его классификация горных склонов как природных комплексов, которая идеально проявляется на местности. Когда Г.Е. Гришанков разрабатывал эту классификацию, он фактически
положил в основу крутизну склонов и их экспозицию, наличие склонов противоположного направления. Было выяснено, что именно эти параметры определили характер растительных ассоциаций в пределах одного пояса, где выделялись открытые склоны (южной экспозиции), пологие, без склонов противоположного направления и закрытые склоны (северной экспозиции), крутые, часто при наличии другого крутого склона противоположной экспозиции. Все прочие склоны в зависимости от экспозиции и крутизны делились на полуоткрытые и полузакрытые [3].
Г.Е. Гришанков был одним из тех исследователей, которые безошибочно «видели» местность, то есть умели выделять ландшафты и элементы их структур непосредственно в поле. К сожалению, специалисты такого рода составляют меньшинство среди специалистов-географов. Поэтому ставятся задачи ознакомления с разнообразием природных комплексов как специалистов, так и широких слоев населения. В связи с этим возникает проблема показа особенностей природных комплексов вне полевых условий, в том числе и методами музейной экспозиции.
Над реализацией этой задачи работали не только ландшафтоведы, но и биологи, таксидермисты, музееведы. В настоящее время можно выделить три основных метода построения природоведческой экспозиции: систематический, биологический (экологический) и ландшафтный [4]. До середины 19 века в музейных экспозициях наблюдался период накопления естественных коллекций, в основном систематических [5]. При систематическом методе построения экспозиции экспонаты располагаются в порядке классификации, принятой в данной отрасли естествознания. Именно при таком методе возможно выявление через экспозицию родства, естественных группировок минералов, растений, животных. Систематический метод показа позволяет дать научно обоснованные группировки объектов в тех случаях, когда демонстрируется большое количество форм вне связи с их распространением или условиями обитания, позволяет показать эволюцию объектов [4]. В настоящее время, в музеях природы, краеведческих музеях, рассчитанных на широкий круг посетителей, систематические коллекции обычно являются лишь дополнительными материалами к основной экспозиции, построенной по экологическому и ландшафтному методу. Систематический метод может быть ведущим в музеях при учебных, научных учреждениях.
Идея такого способа отображения компонента ландшафта как показ биологической группы, начинает свое развитие еще с середины 19 века. Она, возможно, берет свое начало от коммерческих таксидермистов, которые начали продажу различных природных композиций, к примеру, декоративно расположенных чучел птиц на кусте для украшения помещений [5]. При использовании экологического метода, основой которого является показ биологической группы, важно то, что группировка животных происходит не по систематическому признаку, а по характерным местам их обитания. Цель биогруппы - показать животное или растение в той среде, в которой они обычно находятся в природе, кроме того, при показе, к примеру, животного, оно изображается в позе, отражающей определенный момент его жизни. Это способствует более реальному отражению природы и, следовательно, является более привлекательным для экскурсанта [4]. Одним из первых создателей биологической группы был немецкий таксидермист М.Х. Плоцкет, демонстрация
биологических групп которого на Международной выставке 1851 года положила начало второму историческому этапу формирования экспозиции музея. С этого момента в музеях начинается создание художественных экспозиций с показом животных в среде их обитания. Первым музеем, использовавшим экологический метод построения экспозиции, был Британский музей естественной истории. Значительный вклад в усовершенствование биологических групп, внес ученый, работник этого музея А. Гюнтер. При изготовлении биологических групп под его наблюдением весь материал собирался только с одного места, если использовались искусственно изготовленные экспонаты, то они располагались точно так, как они находились в природе. То есть Гюнтер первым из музейных работников начал использовать для построения биогрупп природное местонахождение их элементов. Интересным фактом является тот, что изначально наибольшее распространение получили биологические группы с птицами. Это видимо обусловлено их меньшими размерами, в связи с чем основные периоды их жизни, ее обустройство можно показать в одной витрине небольшого размера. Проблема нехватки экспозиционных площадей до настоящего времени имеет место в музейной работе. Первыми по созданию крупных биогрупп с большими млекопитающими были французские коммерческие таксидермисты братья Верро (но содержание их работ не имело научности), У.Т. Хорнедей в США, особенно большое значение имели работы американца К. Эккли, которые оказали влияние на широкое внедрение экологического метода построения экспозиции. К концу 19 века в США появляется такой важный элемент бутафории, как искусственная растительность. Любые технические новинки и разработки во всевозможных сферах деятельности человека так же внедрялись и в построение музейных экспозиций. На международной выставке в г. Чикаго в 1893 году появилось электрическое освещение. В дальнейшем оно стало активно использоваться при создании диорам и панорам с искусственным освещением.
Третий и четвертый период музейной истории (примерно конец 19 -начало 20 в) связаны с активным внедрением диорам и панорам, то есть внедрением ландшафтного метода построения экспозиции [5] (следует отметить, что хотя панорама и диорама являются характерными приемами ландшафтного метода экспонирования, этот метод не исключает использование в некоторых разделах экспозиции элементов систематического и биологического показа [4]). Преимущества ландшафтного метода перед экологическим методом построения экспозиции состоит в том, что он позволяет обеспечить показ всех элементов ландшафта в их взаимодействии [4]. И панорама, и диорама пришли в практическое музееведение из художественного искусства. Первая биологическая панорама, приближенная к современным, была создана в 1893 году в Естественноисторическом музее в Стокгольме. Она изображала природу Швеции [5]. Диорама, в отличие от панорамы, которая дает круговой обзор изображаемого события, позволяет рассматривать изображение только с одной стороны (кроме альковных диорам). В последствии появилось несколько типов ландшафтной диорамы: типовая, мини-диорама, диорама-картина, альковная. Типовая диорама наиболее ранняя, в ней натуральный план играет главенствующую роль, а живописный фон продолжает события переднего плана. Мини-диорама -характеризуется небольшими размерами пейзажа и предметов переднего плана, уменьшенная модель диорамы, хороша в целях экономии музейных площадей.
Диорама-картина - живописный фон играет главенствующую роль, передний план маловыразителен. Альковная диорама - трехсторонняя диорама, обзор ее посетителем происходит из центра, через три обширных стекла. Ее называют полупанорамой, но в отличие от панорамы, при просмотре которой зритель стоит выше уровня горизонта, альковная диорама просматривается на уровне глаз [5].
Для показа различных ландшафтных единиц можно использовать и макет местности. Он очень удобен с позиции экономии музейных площадей.
Следует отметить, что разнообразные коллекции, сгруппированные как по систематическому, так и по географическому (территориальному) принципу используются при построении всех природоведческих экспозиций.
Диорамы, панорамы отражают все элементы ландшафта во взаимосвязи: рельеф, слагающие его породы, воды, растительный и животный мир, но они не могут отразить все разнообразие ландшафтов в пространственном распространении. Для этого необходимо включать в экспозицию ландшафтные карты, которые могут отображать территориальное распространение определенной ландшафтной единицы, изображенной в диораме. Кроме того, карты можно использовать для отражения компонентов ландшафта: рельефа, геологической основы и др. Для отображения геологии используют блок-диаграммы, для более наглядного показа рельефа могут использоваться рельефные карты. Карта может отображать и динамику явлений, что немаловажно: изменения в рельефе, гидрографии, растительном покрове, показать скорость изменения. Для этого необходимо использовать показ серии карт, отображающих одну и ту же территорию и явление в разное время. Посетитель, таким образом, сможет сопоставлять промежутки времени с масштабом изменений произошедший за них. При помощи карт можно показать связи и взаимодействие между компонентами ландшафта. Для этого используют совместный показ тематических динамических карт относящихся не к одному, а к нескольким взаимообусловленным явлениям.
При построении ландшафтных экспозиций в настоящее время крымские музеи используют различные методы в комплексе. Рассмотрим для примера две выставки Крымского республиканского учреждения «Центральный музей Тавриды» -«Природа Крыма. Заповедные ландшафты» и «Природа Крыма: палеонтология, геология, рельеф». Знакомство с Крымом начинается для посетителя с рельефной карты, предваряющей экспозицию «Природа Крыма. Заповедные ландшафты.». Структура экспозиции включает показ 1. Крымской степной провинции; 2. Крымского лесостепного предгорья; 3. Крымского лесного среднегорья; 4. Яйлы; 5. Южного берега Крыма 6. Животного мира Черного и Азовского морей. По фризу -хорошо читаемые, адаптированные для посетителя тексты, сопровождающиеся фотографиями ландшафтов. Акцент выставки идет на показ именно заповедных территорий. Он начинается с карты-схемы особо охраняемых природных территорий и объектов Крыма. Заповедной территории международного значения «Лебяжьи острова» отведены две витрины, где размещена орнитологическая коллекция. Помимо отдельных видов птиц, показаны и биогруппы, к примеру, баклан большой на гнезде с яйцами, две особи выпи большой на фоне камыша. Растительность показана отдельными гербарными образцами. В составе Крымской степной провинции выделяются: Присивашская полупустынная область. Типично степная равнинная область с тремя подобластями (Тарханкутская, Керченская, Центрально-Крымская). Региональное деление Крымской степной провинции
отмечено аннотациями. Показ особо охраняемых территорий осуществлен с помощью фотографий, мокрых препаратов, биогрупп и отдельных чучел. Центрально-Крымская подобласть представлена диорамой. Почвенно-растительные пояса Северного макросклона Крымских гор охарактеризованы в тексте. Основные лесообразующие породы представлены в экспозиции гербарными образцами. Животный мир Крымского лесостепного предгорья показан единичными чучелами, рельеф - фотографиями куэст и различных форм выветривания, растительность -гербариями. Буковый лес представлен диорамой. На художественном фоне диорамы изображен участок букового леса, на предметном плане - семьи барсука, косули, а так же представлен ворон на ветке дерева. Рядом с диорамой - одиночные фигуры дикого кабана и оленя крымского. Природа Крымского лесного среднегорья представлена фотографиями местностей Крымского природного заповедника, чучелами животных - обитателей горного Крыма. Яйла показана диорамой. Художественный фон представляет собой изображение плоскогорья, на предметном плане представлены чучела грифов: сипа белоголового, грифа черного, стервятника. При показе Южного берега Крыма используются гербарии средиземноморских реликтовых краснокнижных растений, биогруппы и единичные экспонаты животных, мокрые препараты беспозвоночных и пресмыкающихся. Отдельным комплексом обозначены заповедные территории Южного берега Крыма: Ялтинский горно-лесной. Мыс Мартьян, Карадагский заповедники. Обитатели Черного и Азовского морей показаны коллекциями рыб - типичных и редких, промысловых и ядовитых, а так же раковинами моллюсков, характерных для Черного моря; млекопитающими - дельфинами - при помощи мокрых препаратов и фото. Дополняет экспозицию животного мира коллекция крымских бабочек профессора К.А. Ефетова.
Такие элементы ландшафта как геология и рельеф, и процесс их формирования отображаются на выставке « Природа Крыма: палеонтология, геология, рельеф». Осмотр начинается с геохронологической шкалы, на которой цветом выделены те периоды, горные породы которых принимают участие в геологическом строении Крыма. Поскольку в строении нашего полуострова принимают участие главным образом породы мезозоя и кайнозоя на выставке показаны ископаемые организмы, представленные окаменелостями этих геологических эр. При помощи схематических карт показаны морские трансгрессии и регрессии юрского, мелового, неогенового и четвертичного периодов. На пяти витринах представлены палеонтологические коллекции юрского (в том числе из сборов проф. Н.И. Лысенко), мелового (собранная проф. П.А. Двойченко и С.А. Зерновым), неогенового, четвертичного периодов. Крупные палеонтологические экспонаты представлены на подиумах, они также сгруппированы по хронологическому принципу. У витрин определенных геологических периодов размещены пояснительные тексты и цветные иллюстрации с изображением древних ландшафтов, а также обитателями моря и суши. На рисунках изображены обитатели триасового, палеогенового морей, наземные млекопитающие неогена: мастодонты, гиппарионы, антилопы. Млекопитающие четвертичного периода -болыперогий олень, шерстистый носорог, пещерный лев, бык, пещерный медведь, изображены на рисунках, которые подкрепляются палеонтологическими экспонатами.
Вторая половина зала посвящена современному геологическому строению Крыма. Тектонические структуры и современные тектонические движения показаны на карте (JI.A. Багрова, В.А. Боков, Н.В. Багров), для наглядности приведен схематический геологический разрез через весь Крымский полуостров. В основе группировки геологических коллекций лежит географический (территориальный) принцип: минералы и горные породы, слагающие Главную горную гряду. Предгорье и Керченский полуостров, отдельным комплексом представлены горные породы и минералы Карадага. Раскрытию темы «Геология Крыма» помогают фотографии форм рельефа образующихся под действием процессов: обвальных, карстовых, выветривания и других. Отдельным комплексом представлены образцы пород, составляющие минерально-сырьевую базу Крыма. Показ темы «Полезные ископаемые» сопровождается картой минеральных ресурсов Крыма и фотографиями карьеров, установок по добыче нефти, газа.
Экспозиция «Природа Крыма. Заповедные ландшафты.» дает общее представление о природе Крыма, основных типах ландшафтов Крыма, таких компонентах как растительный и животный мир. Выставка знакомит с особо охраняемыми территориями, высоко ее воспитательное значение в природоохранном аспекте, что особо важно в связи с отсутствием в Крыму эффективной эколого-природоохранной сети, способствующая сохранению биологического и ландшафтного разнообразия [6]. В то же время слабо прослеживается связь всех компонентов ландшафта, не показан такой важный компонент как почвы, воды, что можно было бы пожелать при осуществлении реэкспозиции.
Список литературы:
1. Гришанков Г.Е. Введение в физическую географию,- Киев: Знания, 2001. -249 с.
2. Подгородецкий П.Д. Крым. Природа.-Симферополь: Таврия, 1988,- 192 с.
3. Гришанков Г.Е. Докт. дисс. геогр. наук.-Симферополь, 1976.-385 с. (рукопись)
4. Основы советского музееведения / Под ред. П.И. Галкиной и др.- М:Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1955.-373 с.
5. М.А. Заславский. Ландшафтные экспозиции музеев мира. -JI: Наука, 1979.-212 с.
6. Ена В., Ена А., Ена А. Заповедные ландшафты Тавриды,- Симферополь: Бизнес-Информ, 2006,- 424 с.
Dyeneko А. Г. Depicting of the Crimean landscape by means of museum exposition.
Here are considered the means of depicting the Crimean landscape, their components by the use of museum exposition. Here is revealed the contribution of Grigory Yevdokimovich Grishankov into study of the Crimean landscape, the history of depicting the landscape by means of museum exposition , the methods of museum demonstration of the components those of the nature as well as the nature complexes, considered their usage by way of illustration the two expositions of the Crimean Republican institution "Central museum of Tavrida".
Key words: landscape, museum, exposition, nature complexes, nature component.
Дайнеко О. €. Воображения ландшафтов Криму засобами музейно!" експозицп.
Розглядаються засоби вщображення ландшафте Криму, ïx компоненте в експозицп музею. Розкрито внесок Григор1я Свдокимовича Гришанкова в вивченш ландшафте Криму, продемонстрована ютор1я втшення вщображення ландшафту засобами музейно! експозицп, розкрип методи музейно! демонстрацп компоненпв природи та природних комплексе на приклад1 двох виставок Кримського Республжанського закладу «Центральний музей Тавриди».
K.rno4oei слова: ландшафт, музей, експозищя, природний комплекс, компонент природи.
Статья поступила в редакцию 25.07.2008 г