Научная статья на тему 'Отражение кризисных явлений 1915-1921 гг. На дизайне отечественных дензнаков'

Отражение кризисных явлений 1915-1921 гг. На дизайне отечественных дензнаков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
196
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отражение кризисных явлений 1915-1921 гг. На дизайне отечественных дензнаков»

МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ - ШКОЛЕ

А.Е. Коняев

Отражение кризисных явлений 1915-1921 гг. на дизайне отечественных дензнаков

Кризисные явления 1914-1917 гг.

Вступление России в Первую мировую войну летом 1914 года подорвало финансовое положение страны, до этого сохранявшее хотя и хрупкое, но равновесие. Так, вплоть до 1914 года надпись о размене государственных кредитных билетов на золото «без ограничения суммы» была отнюдь не пустой декларацией: золотое обеспечение бумажных денег в 1914 г. составляло 95,5% [1]. Теперь же военные расходы пробили в бюджете огромную брешь, составив 100% бюджетного дефицита [2].

Внешняя торговля оказалась в глубоком упадке, добыча золота никак не могла покрыть столь громадные расходы. Поэтому прибегли к давно испытанному способу пополнения казны - печатанию денег. Закон от 27 июля 1914 года расширил эмиссионное право Госбанка - теперь можно было печатать «пустых» билетов на 1,2 млрд. рублей. В 1915 г. новая редакция эмиссионного закона позволила напечатать уже 2,5 млрд. не обеспеченных золотом бумажных рублей, и это было ещё только начало катастрофы.

Прежде всего, кризисные явления отразились на том, что в стране стало резко не хватать не только золотой, но даже и разменной серебряной и медной монеты. В связи с этим постановлением Совета министров от 25 сентября 1915 года были введены в обращение бумажные разменные знаки - так называемые казначейские марки. Они и были похожи на обыкновенные почтовые марки - за основу при их

изготовлении были взяты марки серии, выпущенной в 1913 г. к 300-летию дома Романовых.

Иь^етъ хожде-ше нарав>^ съ разменной серебряной монетой.

[20

Марки оказались неудобными в обращении: одного формата, маленькие, они к тому же были изготовлены на довольно плохой, хотя и плотной бумаге без водяных знаков. От употребления изображения вскоре блекли и стирались; происходила путаница номиналов. Например, очень часто путали 2- и 20-копеечные марки. Тогда была выпущена новая модификация: на марках номиналами в 1 и 2 копейки появилась крупная надпечатка этого самого номинала (соответственно, цифра 1 или 2).

Недостаток разменной монеты породил в том же 1915 году новое явление в отечественном денежном обращении: в соответствии с указом от 6 декабря вводились так называемые казначейские знаки номиналами в 1, 2, 3, 5 и 50 копеек. В отличие от марок, они представляли собой как бы маленькие купюры: прямоугольные и с двусторонним цветным изображением.

Дизайн этих «мини-банкнот» был однотипен и нёс в себе все черты усугубляющегося положения страны, обусловленного военным временем. На знаках номиналами в 1-5 копеек из всех прежних

атрибутов и символики, отражающих величие государства, остался только государственный герб безо всяких украшений. Центральное место на лицевой стороне и справа и слева на оборотной занимает обозначение номинала; из других полезных надписей остались только предупреждение «Подделка билета преследуется законом» и «Имеет хождение наравне с медной монетой». Ни номеров, ни серий нет, хотя водяной знак, в отличие от ма-рок-денег, присутствует. Все надписи выполнены чёрным цветом по основному фону. Формат банкнот одинаков, они маленькие - 80 на 44 мм.

Отличается от банкнот этой серии 50-копеечный билет. Он имеет более крупные габариты (96 на 58 мм) и немного лучше смотрится с точки зрения дизайна.

ї %

£ % 50^^^50 ИМЪЮТЪ хождение МЛРАШГЬ СЪ РЛЗМЪННОЙ СЕРЕБРЯНОЙ МОНЕТОЙ.

Надписи и рамка выполнены синим цветом. Техника исполнения рамки более сложная - присутствует много мелких деталей и элементов, не имеющих начала и

|ТТ г.тд¿гт'тттттттддгд'тт;I

150 50 |

( КОП. КОП. !

ПОДДЪЛКЛ ВШСТЛ ]

пгсслвлустся а*хино»к

I! !

Шшшттттятнш » янннииддииИ

конца, а органически сплетающихся друг с другом. Более богата внешняя атрибутика: на лицевой стороне герб помещён в обрамление из пышных ветвей.

В остальном изменений в системе российских бумажных денег не произошло. По-прежнему печатались банкноты, по сей день остающиеся непревзойдёнными шедеврами денежного дизайна, разработанные ведущими художниками и гравёрами, отражавшие величие и мощь Российской Империи. Но как раз появление денежных суррогатов мелких номиналов и свидетельствовало, что страна приближается к катастрофе.

Денежные знаки Временного правительства

Как уже говорилось выше, к весне 1917 года Россия оказалась у самого края финансовой катастрофы. Кроме того, был исчерпан лимит доверия населения к властям, продолжавшим вести войну. Эйфория после свержения самодержавия в феврале 1917 года продолжалась недолго.

Небывалых масштабов достигла эмиссия обычных денежных знаков - их за март-октябрь 1917 года напечатали на 9,534 млрд. рублей [3]. За весну-осень 1917 года бумажный рубль обесценился в 4 раза [4]. Кроме невиданной по масштабам эмиссии бумажных дензнаков, перестал также работать такой сдерживающий инфляцию механизм, как крестьянская психология. Если в начале войны «лишние» бумажные деньги, попадая в деревню, прочно там оседали во всевозможных «кубышках» (крестьянин во время войны предпочитал создать себе запас на чёрный день), то теперь вся эта денежная масса оказалась выброшена в активное обращение - крестьяне стали сбывать накопления в бумажных деньгах. Глядя на то, что начало выпускать Временное правительство, уже не верилось в крепость бумажного рубля...

Была изменена нумерация банкнот. Дизайн денег по-прежнему оставался дореволюционным, без изменения сохранились атрибутика и надписи, но если раньше каждая купюра имела совершенно индивидуальный номер из 6 цифр, то теперь начали печатать так называемые «миллионные» банкноты. На них сохранилась двухбуквенная серия, но номер теперь состоял из трёх цифр; например, АА 001. Вот с таким номером печатали 1 миллион банкнот; купюра номер 1000001 имела серию и номер АА 002 - и их тоже печатали миллион. - и т. д.

26 апреля 1917 года в обращение поступили дензнаки, выпущенные собственно Временным правительством. Это были купюры в 250 и 1000 рублей. Их дизайн достаточно хорошо продуман и в принци-

пе отражает все те новые явления, которые имели место в жизни новой России.

Во-первых, на смену атрибутам монархии пришли атрибуты «свободной России» - с двуглавого орла «слетели» короны. Во-вторых, в благополучный исход пока ещё верилось, так что купюры украсились символом благополучия и процветания - свастикой (тогда она воспринималась именно так). Лицевые стороны купюр выполнены многоцветной печатью, дающей хорошую защиту от подделок.

Черты кризиса сказались в том, что оборотная сторона банкнот выполнена уже всего лишь двумя цветами (например, на 250-рублёвке надписи выполнены тёмно-зелёным по серому фону); кроме того, 250-рублёвки также напечатаны «миллионным» способом. И уж совсем странно выглядит надпись об обмене кредитных билетов на золото «без ограничения суммы» и по твёрдому довоенному курсу: «1 рубль = 1/15 империала, содержит 17,424 доли чистого золота». Чистого золота, равно как и серебра, и даже меди, в обращении давным-давно уже не было.

Первая российская тысячерублёвка (до этого столь крупные номиналы банкнот в России никогда не печатались) вошла в историю под именем «Думка». Дело в том, что на лицевой стороне печаталось изображение здания Государственной думы - как символ демократии и будущего парламентаризма.

Завершающим аккордом деятельности Временного правительства как автора денежных нововведений стало решение о выпуске в обращение с 23 августа 1917 года так называемых «государственных казначейских знаков», больше известных как «керенки».

Здесь уж над дизайном долго не думали - за основу взяли рисунок русской почтовой марки консульской пошлины, выпускавшейся до революции. «Керенки» представляли собой маленькие купюрки размерами 55 на 43 мм, вовсе без номеров и серий. Их печатали листами, а потом резали вручную. Дизайн «керенок» примитивен, отражает всю глубину кризиса, сложившегося в стране к осени 1917 года.

Единственный атрибут госсимволи-ки - двуглавый орёл без корон и регалий. Из прекрасных элементов [5] осталось лишь изображение почтового колокольчика справа и слева внизу на лицевой стороне банкнот - оно осталось от марки консульской пошлины, взятой за образец «керенок». 20- и 40-рублёвки различаются лишь цветом и обозначением номинала, в остальном же они идентичны.

На примере денежных знаков Временного правительства ярко подтверждается нарастание кризиса от Февраля к Октябрю.

«Имеет хождение наравне с постановкой сатиры»

Вынесенная в заголовок фраза содержится на одном из многих тысяч денежных суррогатов, ходивших в России в 1918-1922 гг., - так называемом «Театральном денежном знаке» театра сатиры под управлением С.Г. Чарского. Пожалуй, несмотря на всю комичность, эти «деньги» наиболее правдиво отразили сущность той

ситуации, что господствовала в российской денежной системе в те годы.

По большому счёту на всех тогдашних дензнаках следовало бы написать крупными буквами: «И НЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ НИЧЬИМ ДОСТОЯНИЕМ». 1918-22 гг. - уникальный период в российской истории: по стране ходило до 5000 разновидностей денежных знаков - и страна перешла на натуральный обмен, потому что на «бумажки» купить было невозможно абсолютно ничего.

Сразу следует сказать, что в данной работе автор обращается только к освещению дизайна денежных знаков советского правительства - по той причине, что именно большевики стали победителями в Гражданской войне и, в конечном счёте, сформировали новое государство. Поэтому именно их купюры и считаются сегодня государственными российскими деньгами 1917-1921 гг.

Ленин в докладе на I Всероссийском съезде представителей финотделов советов заявил: «Работа печатного станка, практиковавшаяся до настоящего времени, может быть оправдана как временная мера» [6], чем подтвердил народную мудрость о том, что нет ничего более постоянного, чем временное. «Работа печатного станка» при большевиках шла по-стахановски.

Первые большевистские деньги, так называемые «пятаковские банкноты» - по фамилии нового управляющего Госбанком Пятакова, печатали, ещё используя клише денег Временного правительства. На этих купюрах всё тот же двуглавый орёл без корон и надпись «Государственный кредитный билет» пока вовсе без обозначения собственно государства. В 1919 году в обращение поступили кредитные билеты номиналами от 1 до 10000 рублей, выпущенные с указанием предыдущего года -«1918». Все они оформлены однотипно.

На всех банкнотах основное место занимает обозначение номинала цифрами справа и слева на обеих сторонах банкноты. В центре на обороте - двуглавый орёл

без корон и надпись о преследовании по закону за подделку данных кредитных билетов. На лицевой стороне в центре - обозначение номинала словами и ниже - надпись о размене на золото. Она уже несколько иная: «Кредитные билеты размениваются государственным банком на золотую монету без ограничения суммы и обеспечиваются всем достоянием государства». О золотом содержании рубля уже не говорится ничего.

Банкноты номиналами от 1 до 1000 рублей повторяют друг друга по дизайну -из всех прекрасных элементов только рамки, обрамляющие общую композицию. Купюры напечатаны в два цвета, а мелкие номиналы, по сути, даже в один: так, рубль выполнен печатью тёмно-жёлтого по светло-жёлтому.

Исключением стали банкноты в 5 и 10 тысяч рублей. Они в принципе повторяют все основные атрибуты серии 1918 года, но имеют ряд преимуществ. Так, однотонный фон банкнот (синий на купюре в 5000 и красный на купюре в 10000) расцвечен сложными, выполненными техни-

кой многоцветной печати разводами, окружающими двуглавого орла на оборотной стороне. Присутствует также символ благополучия - свастика - на лицевой стороне банкнот. И, наконец, в отличие от всех предыдущих номиналов, напечатанных «миллионной» серией, эти купюры имеют индивидуальную нумерацию.

Что символично - оборотная сторона «самой дорогой» десятитысячной купюры выдержана в красно-коричневых тонах: справа и слева широкие коричневые поля, плавно перетекающие в центре в яркокрасное поле, посредине которого красуется свастика.

Что касается реальной покупной способности «пятаковских» банкнот - то лучшим комментарием станет констатация исторического факта: эти деньги использовались войсками генерала Деникина в качестве, средства антисоветской агитации. Их разбрасывали с аэропланов; на банкнотах были надписи типа «Деньги для дураков» или рисунка кукиша со стишком: «Посмотри на этот кукиш - ну-ка, что на них ты купишь?» Дошёл до нас и агитплакат деникинцев: на громадной куче советских дензнаков сидит скелетоподобный измождённый человек, одетый в лохмотья, протягивающий руку за милостыней. Подпись: «Счастливый рабочий в Совдепии». К концу первой половины 1921 года денежная масса увеличилась в 100 раз; цены выросли в 8000 раз [7].

4 марта 1920 г. особым декретом СНК были, наконец, введены в обращение уже в чистом виде большевистские деньги

- расчётные знаки РСФСР. Главная цель нововведения - снизить расход бумаги и краски на печать дензнаков. Но была и другая причина - большевики должны были утвердить свою символику, в том числе и на банкнотах, хотя банкнотам в период военного коммунизма отводилось внимания куда меньше, чем иным проявлениям материальной культуры, преобразованию которой Ленин уделял огромное внимание. Предполагалось, что вскоре деньги должны вообще исчезнуть, а пока. Пока что страна скатилась в первобытность, перейдя на натуральный обмен; «бумажки» были никому не нужны.

Чтобы утвердить свои деньги, большевики прибегли, прежде всего, к насильственным методам. С 1920 г. запрещалось хранение частными лицами наличной иностранной валюты, золота и серебра; таким

образом, пустые большевистские бумажки навязывались населению в качестве единственного законного средства платежа.

С 4 марта 1920 года в обращение были введены купюры нового дизайна номиналом в 100, 250, 500, 1000, 5000 и 10000 рублей - так называемые расчётные знаки или, проще, «совзнаки».

Они отразили произошедшие изменения: была зафиксирована новая госсим-волика (герб РСФСР); появилось обозначение нового названия государства. Стремление большевиков к мировой пролетарской революции отражено в надписи «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Она выполнена на 6 языках: немецком, французском, итальянском, английском, китайском и арабском. Вовсе исчезло упоминание о размене на золото; появилось безликое «обеспечивается всем достоянием республики».

Номиналы в 100, 250, 500 рублей скромны по оформлению: кроме надписей и герба, отражающих сущность государства, никакой иной символики на них нет. Купюры выполнены печатью чёрным по однотонному основному полю. Купюра в 1000 рублей по внешнему оформлению полностью повторяет купюры меньших номиналов, но имеет поля разного цвета: зелёное лицевое и выполненное техникой многоцветной печати оборотное.

В ноябре 1920 года де-юре были прекращены все расчёты в копейках. Уже в следующем, 1921 году, пришлось забыть и обо всех рублёвых номиналах меньше сотни.

Декретом от 16 июня 1921 г. в обращение вводились новые расчётные знаки номиналами 100, 250, 500, 1000, 5000 и 10000 рублей.

В их отношении можно сказать только одно - немного ещё найдётся примеров столь убого оформленных денег. Даже технические характеристики чего стоят: купюры одного размера, очень маленькие (80 на 44 мм), напечатаны в один цвет на бумаге, напоминающей по качеству газетную. Напечатаны только с одной

тались органично вплести в рисунок защитной сетки из множества переплетающихся линий. На лицевой - в рамке помещены герб РСФСР, указание номинала, надписи об обеспечении денег и об ответственности за подделку. Присутствуют также подписи кассира и народного комиссара финансов. Купюры напечатаны в один цвет: лиловый у 25000, зелёный у 50000 и красный - у 100000. Имеются «миллионный» номер и серия.

стороны, оборотная просто окрашена в цвет, которым выполнена купюра. Никаких номеров и серий. Никаких прекрасных элементов, кроме убогих рамок, обрамляющих изображение, нет. «Керенки», при всей их убогости, по сравнению с «сов-знаками» 1921 года смотрятся выдающимся достижением - их печатали в две краски и с двух сторон.

Знаки в 5 и 10 тысяч оформлены несколько более сложно - они напечатаны с двух сторон; имеются номера и серии («миллионные»), надписи о преследовании за подделку и, как на дензнаках 1919 года, надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на 6 языках.

Купюры напечатаны в 2 цвета: так, у 5000 общий фон светло-коричневый, а текст напечатан тёмно-синим. У 10000 фон розовый, текст - красный. Купюры тоже маленькие.Уже к 30 июля 1921 года эти купюры пали жертвой инфляции - с этого дня в обращение были введены сов-знаки номиналами в 25, 50 и 100 тысяч рублей. Они по оформлению повторяли скорее купюры номиналами от 100 до 1000 рублей. На оборотной стороне всех этих новых купюр указано только обозначение номинала цифрами, которое попы-

Уже большим достижением для того времени явились размер купюр (они крупные - 161 на 88 мм) и факт того, что они разрезаны поштучно. «Совзнаки» меньших номиналов печатали листами; в кассы привозили прямо рулонами, так что кассирам приходилось резать их вручную. В те дни у расчётных касс множества предприятий появились объявления, обязывающие получателей денег самим нарезать себе требуемую сумму из листов.

Такое положение вещей и стало высшей точкой политики военного коммунизма в отношении денег.

Косвенно о глубине кризиса 1921 года свидетельствует ряд обстоятельств. После 1922 года Россия свыше 70 лет не знала номиналов национальной валюты в 50000 и 100000 рублей. Они появились вновь, соответственно, в 1993 и 1995 гг. Но и здесь сравнение с аналогичными номиналами 1921 г. не вполне уместно: 50 тысяч 1993 года были реально «дорогой

купюрой» [8]. Кроме того, после 1922 года НИКОГДА больше в России не выпускались деньги, напечатанные в одну краску и с одной стороны.

Вступление России в Первую мировую войну стало началом грандиозной

общенациональной катастрофы, крайне усугублённой в дальнейшем деятельностью большевиков. Надёжные свидетели этого - бумажные деньги 1915-1921 гг.

Примечания

1. Статистика приводится по изданию: Власенко Е.В. Денежная реформа в России 1895—1898 гг. Киев: Изд-во АН УССР, 1949. С. 182.

2. Подробнее см.: Гусаков А. Д. Очерки по денежному обращению России. М.: Госфиниздат, 1946. С. 19.

3. См.: Атлас З.В. Очерки по истории денежного обращения в СССР (1917-1925). М.: Госфиниздат, 1940. С. 19.

4. См.: Малышев А.И., Таранков В.И., Смиренный И.Н. Бумажные денежные знаки России и СССР. М.: Финансы и статистика, 1991. С. 85.

5. Прекрасные элементы - все изображения на банкноте, служащие, во-первых, для отображения государственных идеологических установок (например, демонстрация величия и благополучия Российской Империи на дензнаках 1905—1912 гг.), во-вторых, - для более эффективной защиты от подделок.

6. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 352.

7. См.: Финансовая энциклопедия / Под общ. ред. Г.Я. Сокольникова и др. М.: Госиздат, 1927. Изд. 2-е. С. 450.

8. О ценности дензнаков 1921 г.: в конце 1921 г. пуд ржаной муки ОФИЦИАЛЬНО стоил 6 миллиардов рублей. Полгода спустя стотысячной купюры было недостаточно даже для того, чтобы заплатить за проезд в трамвае - он стоил 125 тысяч рублей. Подробнее см.: Малышев А.И., Таранков В.И., Смиренный И.Н. Указ. соч. С. 116.

О.О. Маслова

Формы интерпретации романа У. Голдинга «Повелитель мух» на уроке литературы в 11 классе

(Проблемы взаимоотношений подростков на материале романа У.Голдинга «Повелитель мух»)

Роман У. Голдинга - о детях, хотя он не составляет предмета подросткового чтения в России. Но о детях ли роман в привычном понимании «детской темы»? Неистовый охотник Джек, непреклонный Ральф, жестокий Роджер - все они играют во взрослые игры, цена победы в которых

- собственная жизнь. Приступая к разработке сценария урока, мы и решали задачу: что может заинтересовать современных старшеклассников в данном романе?

Во-первых, фантастический характер произведения, в котором автор воплотил мечту любого подростка - оказаться полноценным хозяином замкнутого пространства, без вмешательства взрослых выстроить уклад собственной жизни (желание

«примерить» костюм Робинзона активно внедряется в массовое сознание как детей, так и взрослых телевизионными проектами «Последний герой», «Форт Боярд», «Голод»). Во-вторых, динамичность сюжета, который по мере усиления противостояния двух центральных характеров -Ральфа и Джека - приобретает все большую напряженность.

Задача урока заключается в том, чтобы показать возможности интерпретации произведения: литературоведческой (включающей исследование жанровой природы текста, особенностей композиции, в частности, роли финала, проблематики романа); культурологической (рассмотрение мифологических и библейских

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.