ФИЛОСОФИЯ, ПРАВО, КУЛЬТУРА, РЕЛИГИЯ
В. Е. Зелинский
ОТРАЖЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА В ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДАХ В. Н. ТАТИЩЕВА
В статье представлены основные положения естественно-правовой теории возникновения права и закона, нашедшие отражение в исторических и философских трудах В. Н. Татищева. Указанные положения, по мнению автора, подтверждают необходимость соблюдения в области социальных отношений общественного договора, согласия с «общей волей» и определенных принципов издания законов.
Ключевые слова: законодательство, естественно-правовая теория, естественный закон, история права, философия, общественный договор.
Татищев Василий Никитич - крупнейший представитель русского просвещения первой половины XVIII века, историк, государственный и военный деятель, этнолог, географ. Его воззрения опирались на положения естественного права и принципы рационалистической философии. Он впервые в русской философии сформулировал идею «просвещения умов» как главного двигателя исторического прогресса.
Татищев постоянно связывал настоящее с прошлым: объяснял смысл московского законодательства обычаями судебной практики и воспоминаниями о нравах XVII века; на основании личного знакомства с инородцами разбирался в древней русской этнографии, объяснял древние названия, используемые в живой лексике.
В. Н. Татищев известен, прежде всего, как основатель русской исторической науки. Действительно, исследованиям по русской истории было посвящено большинство его произведений. Итогом плодотворной научной деятельности Татищева стал первый многотомный обобщающий труд по русской истории «История Российская с самых древнейших времен», над которым он работал около 30 лет. Но помимо русской истории Татищев занимался и другими науками: математикой, географией, геологией, экономикой, политикой, философией, филологией, педагогикой. Изучал он и юриспруденцию. Во всех областях Татищев добился значимых результатов, о чем свидетельствует содержание написанных им трактатов, комментариев.
В историю России В. Н. Татищев вошел также как талантливый государственный деятель и администратор. В. О. Ключевский писал о нем: «Артиллерист, горный инженер и видный администратор, он всю почти жизнь стоял в потоке самых настоятельных нужд, живых текущих интересов времени - и этот практический делец стал историографом, русская история оказалась в числе этих настоятельных нужд и текущих интересов времени; не плодом досужей любознательности патриота или кабинетного ученого, а насущной потребностью делового человека. Таким образом, Татищев вдвойне интересен не только как первый собиратель материалов для полной истории России, но и как типический образчик образованных русских людей петровской школы» [1, с. 129].
Право, действовавшее в России в XVIII веке, было тесно связано с историей русского народа. Поэтому правоведы, стремившиеся придать изучению русского права научный характер, вынуждены были обращаться к русским правовым памятникам прошлых веков. В то же время ученые, исследовавшие русскую историю, не могли обойтись без тщательного изучения юридических сборников Древней Руси и Московии, уяснения смысла юридических понятий и терминов. Таким образом, зарождавшаяся в России научная юриспруденция была сплетена с формировавшейся исторической наукой.
В. Н. Татищев внес большой вклад в изучение русского права, а следовательно, и в развитие русской научной юриспруденции. Он первым
Философия права, 2014, № 6 (67)
из ученых обнаружил в 1737 году в составе Новгородской летописи младшего извода «Русскую Правду» и Судебник 1550 года. Оба документа были им прокомментированы и подготовлены к изданию.
Юриспруденцию В. Н. Татищев ставил на второе место в иерархии наук, а главной наукой он называл богословие. «Юриспруденция, - писал он, - это наука, которая учит благонравию и должности каждого к Богу, к себе самому и другим, следственно, к приобретению спокойности души и тела. Но не может никаков юрист мудрым назван быть, если не знает преждних толко-ваней и преней о законех естественном и гражданском. И как может судна право дела судить, если древних и новых законов и причин преме-нениям неизвестен, для того ему нуждно исто-риа о законех знать»' [2, с. 80].
Вся литературная деятельность Татищева, включая труды по истории и географии, преследовала публицистические задачи: польза для общества была его главной целью. Ученый был сознательным утилитаристом. Воззрения его изложены в «Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищ». Основной идеей этого произведения была популярная в то время концепция естественного права, естественной морали, естественной религии, заимствованная Татищевым у Пуфендорфа и Вальха. Высшая цель, или «истинное благополучие», согласно этому воззрению, заключается в полном равновесии душевных сил, в «спокойствии души и совести», достигаемом путем развития ума «полезной» наукой; к последней он относил медицину, экономию, законоучение и философию. К главному труду своей жизни В. Н. Татищев пришел вследствие стечения целого ряда обстоятельств. Сознавая вред от «недостатка обстоятельной географии России» и видя связь географии с историей, он считал необходимым собрать и рассмотреть сначала все исторические сведения о России. В связи с тем, что иностранные руководства содержали много ошибок, Татищев обратился к первоисточникам, стал изучать летописи и другие исторические материалы.
В своей работе «Произвольное и согласное рассуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государственном» Татищев с естественно-правовой точки зрения оценивал действия верховников в 1730 году. Основные положения, которые, по его мнению, необходимо соблюдать в области социальных отношений, - это общественный договор и согласие с «общей волей».
«А по закону естественному избрание должно быть согласием всех подданных, некоторым персонально, другим через поверенных» [3, с. 146], -уточнял Татищев и отмечал далее, что «никакой закон или порядок переменить никто не может, разве общенародное соизволение» [3, с. 147].
Базовыми характеристиками естественного состояния являются свобода и равенство, поддерживаемые независимой и неограниченной волей. Как считал Татищев, поскольку свобода, или вольность, то есть способ самочинного проявления воли, относится к натуральным свойствам человека, постольку оправдана защита от посягательств на естественное «здравие и вольность» [4, с. 122]. Обнаруживаемый в натуральном состоянии закон не относится к области реального права, не используется для вынесения судебных решений, однако на нем основывается гражданское законодательство. Естественный закон выступает своеобразной смысловой инстанцией, в которой ищут опору юридические рассуждения.
Естественным законом обозначается та интеллигибельная сфера, в которой обретают смысл и становятся понятными судебные решения и гражданские законы. К естественному закону обращаются при спорном толковании гражданского закона. Естественный закон внутренне структурирован и подразделяется на правила благоговения, справедливости, содружества и благоразумия. Социальные интенции естественного закона полнее всего раскрываются в общественном договоре, целью которого является «общая польза». Соответствием принципу общего блага и измеряется законность власти.
Признавая, что самодержцы «никаким законам не подлежат и никаких правил хранить (то есть соблюдать), кроме божественных, не должны», а «законоиздание» состоит «единственно во власти монаршеской», Татищев предлагал при издании законов следовать определенным принципам. По его мысли, государю необходимо руководствоваться при «законоиздании» стремлением «к пользе обсчей и справедливости». Государи могут, допускал он, в случае, когда «для тягости труда не всегда к тому время имеют», а также «от любви отеческия к подданным, храня пользу оных», доверить сочинение законов людям «довольно в законах искусным и отечеству беспристрастно верным». Однако при этом сочинителям законов необходимо, считал Татищев, соблюдать следующие правила: 1) чтобы закон был понятен, писать его следует на языке, на котором большая часть народа говорит; 2) чтобы
Философия, право, культура, религия
закон действовал, он должен соответствовать естественному закону, то есть то, что им в качестве зла представляется, не почиталось бы в законах гражданских за добро; 3) чтобы законы один другому ни в чем не противоречили, то есть «как судящие, так и судящиеся не имели случая законы по своим прихотям толковать и тем коварством законы скрытно нарушать»; 4) чтобы всякий закон немедленно всем объявлялся и становился известным, «ибо кто, не зная закона, преступит, тот по закону оному осужден быть не может».
Приведенные высказывания В. Н. Татищева свидетельствуют о том, что он обладал обширными познаниями в области юриспруденции и хорошо понимал закономерности правотворчества. Его комментарии и просто замечания к различным статьям Судебника 1550 года, мысли, которые он высказывал по поводу Соборного уложения 1649 года, и особенно его
предложения по внесению поправок в текст этого свода позволяют говорить о нем как о высококвалифицированном правоведе. Имя Василия Никитича Татищева должно занять достойное место в истории русской юриспруденции.
Литература
1. Ключевский В. О. Неопубликованные произведения. М., 1983.
2. Татищев В. Н. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 1: История Российская. М., 1994.
3. Татищев В. Н. Произвольное и согласное рассуждение и мнение собравшегося шляхетства русского о правлении государственном. М., 2008.
4. Татищев В. Н. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Избранные произведения. Л., 1979.
Р. А. Лубский
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
Автор статьи полагает, что концептуальный анализ эволюции российской государственности как государственно-организованного общества позволяет выделить пять ее исторических типов. При этом в статье отмечается, что каждый ее тип характеризуется доминирующей неформальной институциональной матрицей.
Ключевые слова: российская государственность, исторические типы российской государственности, институциональная матрица, концептуальное мышление, концептуальный анализ.
В результате концептуального анализа эволюции российской государственности как государственно-организованного общества выделяют пять ее исторических типов: вотчинный (конец XV - вторая половина XVII века); полицейский (первая половина XVIII века); дворцовый (середина XVIII - начало XX века); номенклатурный (XX век) и клиентарно-корпоратистский (конец XX - начало XXI века).
Особенностями вотчинного типа российской государственности является отождествление государя и государства [17, с. 78], тотальное холопство [8, с. 64], синкрезис общества и государства. Основу неформальной институциональной матрицы вотчинной государственности [13, с. 79-85] составляют принципы властецентричности и сильной государственной власти, авторитарно-властного господства, служения государю, единства государственной власти и собственности, служебно-раз-
даточного хозяйства [3, с. 13; 18, с. 56], а также принцип «кормить и править» [10, с. 5].
В основу полицейского типа государственности положены представления о регулярном (правильном) государстве [19], в котором наиболее эффективным способом социального управления считается регламентация социальной жизни, превратившаяся в социальное принуждение, ориентированное на достижение государственной пользы [11, с. 180-181], на централизацию и бюрократизацию государственного управления [15, с. 87-129]. Особенностями этого типа государственности являются: отделение государства от государя и государства от общества; забота о подданных как долг «государя»; выражение социальной справедливости и духовно-нравственной солидарности государства и общества; социальная мобилизация и вера в возможность достижения всеобщего блага путем