Научная статья на тему 'Отражение категории времени в эпонимической терминологии'

Отражение категории времени в эпонимической терминологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
233
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЗАЦИЯ / КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ / ОНОМАСТИКА / ТЕМПОРАЛЬНО МАРКИРОВАННАЯ ЛЕКСИКА / НАЗВАНИЯ МЕСЯЦЕВ / CATEGORIZATION / CATEGORY OF TIME / ONOMASTICS / TEMPORALLY MARKED VOCABULARY / NAMES OF MONTHS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Какзанова Евгения Михайловна

Статья посвящена особенностям репрезентации категории времени, имеющей универсальный характер, в терминах-эпонимах. В центре внимания автора находятся наименования месяцев, которые в большинстве европейских языков произведены от латинских корней и потому являются интернационализмами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reflection of the category of time in eponymous terminology

The article is devoted to the peculiarities of the representation of the time category. Time presents a universal category specific to some concepts or a group of concepts. The article deals with such temporally marked language phenomena as the onomastic names of months. In the majority of European languages, although remotely related, the names of months are derived from the Latin roots and, therefore, are internationalisms.

Текст научной работы на тему «Отражение категории времени в эпонимической терминологии»

Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 4 (386). Филологические науки. Вып. 100. С. 56-60.

УДК 81:1+81'373.21

ББК 1-81

Е. М. Какзанова

ОТРАЖЕНИЕ КАТЕГОРИИ ВРЕМЕНИ В ЭПОНИМИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

Статья посвящена особенностям репрезентации категории времени, имеющей универсальный характер, в терминах-эпонимах. В центре внимания автора находятся наименования месяцев, которые в большинстве европейских языков произведены от латинских корней и потому являются интернационализмами.

Ключевые слова: категоризация, категория времени, ономастика, темпоралъно маркированная лексика, названия месяцев.

Категоризация, или классификация сущностей мира — это, по мнению М. В. Никитина [11. С. 55], важнейшая мыслительная операция, необходимое условие систематизации мира в сознании. По свидетельству историков, пишет А. Е. Бочкарев [3. С. 16], тенденция к категоризации намечается уже в донаучном мышлении. Ибо если категоризацию понимать как придание определенности недифференцированному целому, а уделом категоризации считать понимание предмета по наиболее существенным его свойствам, начатки категоризации можно обнаружить уже в первичной номинации. Положение, соглашается с А. Е. Бочкаревым Дж. Лакофф [9. С. 458], что категории определяются общими свойствами, не только часть нашего повседневного мышления, но и один из важнейших научных принципов, который был с нами на протяжении более двух тысяч лет. Во всяком случае сходной оказывается общая тенденция к подведению элементов в форму понятийного ряда по такому-то общему для всех элементов квалифицирующему признаку.

По мнению 3. Д. Поповой и И. А. Стернина [13. С. 127], понятие категоризации относится к центральным, основополагающим понятиям когнитивистики. Е. С. Кубрякова [8. С. 86] определяет категоризацию как главный способ придать восприятию мира упорядоченный характер, систематизировать наблюдаемое и увидеть в нем сходство одних явлений в противовес различию других.

Набор когнитивных классифицирующих признаков специфичен для каждого концепта, для группы концептов и для концептос-феры в целом. 3. Д. Попова и И. А. Стернин [13. С. 127] выделяют универсальные супер-классифицирующие признаки, которые могут

быть применены к любому предмету или явлению и формирующие смысловой каркас языка. К таким универсальным категориям относится, в частности, временнбя характеристика явления. Ни история, ни философия без категории времени существовать не могут. Платон назвал время движущимся подобием вечности.

По Н. А. Бердяеву, человеческая история неразрывно связана с временем и вне времени быть не может. История есть процесс во времени, временное совершение, движение во времени. История совершается не только во времени и не только предполагает время, без которого ее нет, но история есть непрерывная борьба вечного с временным [1. С. 50, 52, 53].

Л. Бородицки утверждает, что время - это одно из центральных понятий нашей культуры [2. С. 200]. Время есть способ познания мира человеком, способ, лежащий в основании объективации представлений, в основании самого создания того, что мы называем объективной реальностью. Время - априорная форма организации внутреннего мира. Время, как пишет Кант, есть «форма внутреннего чувства, то есть созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния». «Время есть лишь субъективное условие нашего (человеческого) созерцания» [10. С. 59, 71]. Переживание времени не является опытом восприятия некоторой автономной реальности, но есть условие, инструмент возможности что-либо вообще воспринимать [6. С. 20].

В. Г. Гак делит время на три больших разряда, которые определяет терминами хроногра-фия, хронометрия и хронология. Хронография указывает определенное время, место события во времени, дату. Это указание может быть абсолютным, то есть выраженным в принятой в

Отражение категории времени в эпонгшической терминологии

57

данном социуме системе летоисчисления, или относительным, определяемым по отношению к другому событию. Хронометрия определяет длительность события, которая также может быть определена абсолютно или относительно. Хронология устанавливает последовательность событий, которая также может быть абсолютной и относительной [5. С. 322].

По И. Ньютону, абсолютное, истинное, математическое время, само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к че-му-либо внешнему протекает равномерно и иначе называется длительностью. Относительное, кажущееся или обыденное время есть точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения мера продолжительности, употребляемая в обычной жизни вместо истинного математического времени, как-то: час, день, месяц, год [12. С. 30].

Отмечается, что достаточно разработанной и в отечественной, и в зарубежной лингвистике оставалась именно грамматическая категория времени, находящая свое отражение в морфологической системе временных форм глагола и в синтаксических конструкциях [4. С. 5]. Получается, что при репрезентации категории времени в языке речь идет о целой совокупности темпорально маркированных языковых явлениях, в структуре которых временным компонентом могут быть временные морфемы, специальная темпоральная лексика и синтаксические конструкции, несущие темпоральную информацию. Характерной тенденцией современных лингвистических исследований категории времени является обращение к лексическим средствам в процессе языковой репрезентации феномена темпоральности [14. С. 26]. В свете нашей статьи представляет интерес так называемая фоновая лексика, которая имеет сему темпоральности в показателях как возрастного и эпохального (архаизмы) характера, так и в показателях времени циклического характера (время года, суток и т.д.).

Согласно утверждению Ю. С. Степанова, в европейских языках и в американских вариантах европейских языков понятие времени объективируется как исчисляемое количество, то есть отрезок, состоящий из отдельных величин. Отрезок времени мыслится в виде одинаковых единиц. В истории и философии такими единицами являются модусы времени — настоящее, прошлое и будущее, а также цезуры - век, год, месяц, неделя и т. п. [15. С. 43]. Ономастиче-

ские названия месяцев и являются объектом нашего исследования.

Во все века в Риме господствовал сельскохозяйственный календарь. Нечетный год состоял из 12, четный год - из 13 лунных месяцев, имевших такой первоначальный порядок следования: 1) Martius - в честь бога Марса, 2) Aprilis - в честь богини Венеры, 3) Majus - в честь богини Майи, дочери Фавна, 4) Junius — в честь богини Юноны, супруги Юпитера, 5) Quintiiis - 5-й месяц, 6) Sextiiis - 6-й месяц, 7) September - 7-й месяц, 8) October — 8-й месяц, 9) November - 9-й месяц, 10) December - 10-й месяц, 11) Januarius - в честь бога Януса, 12) Februarius — в честь этрусского бога подземного царства Фебрууса, 13) Intercaliris или Мегсе-donius [16. С. 76, 77].

В пятый месяц квинтилис родился Гай Юлий Цезарь. В 46 году до н. э. ученый-пол-ководец реформировал древнеримский календарь, создав свой (названный в его честь «юлианским»), В благодарность Цезарю за его календарную реформу и военные заслуги римский Сенат постановил переименовать месяц квинтилис в месяц Julius, июль. Календарь Цезаря просуществовал шестнадцать веков и только в 1582 году был реформирован папой Григорием XIII.

Восьмой месяц (в древнеримском календаре шестой, секстилис) был назван августом в честь императора Октавиана, получившего от сената звание Augustus - «Возвеличенный богами», «Священный».

В большинстве европейских языков названия месяцев произведены от латинских корней и потому являются интернациональными.

От исконных корней образованы названия месяцев в финском языке. В. Д. Ившин отмечает тенденцию сохранения в финском языке собственно финских обозначений для многих международных слов [7. С. 27]. Любопытно, однако, что эта тенденция отсутствует в родственных финскому языку эстонском, саамском, а также венгерском языке: januar, februar, marcius, aprilis, majus, junius, julius, augusztus, oktyber, november, december.

Своеязычные корни сохранены в названиях месяцев польского, чешского, хорватского языков, но не сербского или словацкого; украинского, белорусского, но не русского языка. Наконец, по пути пуризма пошел литовский язык, но не родственный ему латышский. Приведенная ниже таблица иллюстрирует исконные названия месяцев по сравнению с русским языком.

58

Е. М. Какзанова

Названия месяцев в разных языках

Русский Финский Литовский Польский Хорватский

Январь Татгтпкии ва^э Б1ус2ес вуеёагц

Февраль Не1тЦщи Уазапв кйу УеЦаса

Март МааИвкии Коуав таггес ОЬтуак

Апрель НиМкии ВакпсЦв кшес1ес Тгауагу

Май Тоикокии Оедигё 8уЛагу

Июнь Кевакии ВггЙеИв сге^ес 1лрап]

Июль Нетакии 1лера Нр1ес 8грап]

Август Е1окии з1егр1ес ко1оуог

Сентябрь Бууэкии Кгщзёе^з \vrzesiec 1Ц]ап

Октябрь Ьокакии ЗраПв рацсЫеп^ ЫвЮрас!

Ноябрь таггаэкии ЬаркгШв ИвЮрас! 81ш1еш

Декабрь 1ои1икии ОпюсИз §гп(Ыес ргоэтас

Как отмечает Н. X. Премавардена, названия месяцев в сингалезском языке тоже интернациональны: janэvari, реЬэгэуап, гпаЛи, аргё1, тэеу, juni, ^И, а§бзй1, ваврйетЬэг, оЙбЬэг, поуаетЬэг, desaembэr [17. С. 173]. Сингалезский язык - представитель группы северо-индийских языков, на котором говорит около 75% жителей Шри Ланки.

Таким образом, лингвистические категории времени носят не только грамматический, но и лексический, в большинстве случаев эпонимический характер, всегда подчинены физическому и философскому пониманию времени и воплощают это единство в языке.

Список литературы

1. Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. - М.: Мысль, 1990. - 175 с.

2. Бородицки, Л. Как языки конструируют время / Л. Бородицки // Язык и мысль. Современная когнитивная лингвистика. - М.: Языки славян, культуры, 2015. — С. 199-212.

3. Бочкарев, А. Е. Об эпистемологических основаниях категоризации: классифицирующее понятие - понятие - концепт / А. Е. Бочкарев // Вопр. когнит. лингвистики. - 2007. - № 2. -С. 14—20.

4. Булаева, Н. Е. Категория времени в произведениях научной фантастики на английском языке (на материале художественных произведений XX века) : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н. Е. Булаева. - Тула, 2005. - 21 с.

5. Гак, В. Г. Языковые преобразования / В. Г. Гак. - М.: ЛИБРОКОМ, 2010. - 408 с.

6. Гарбузов, Д. В. Трансцендентальная идеальность времени в концепции И. Канта / Д. В. Гар-бузов // Вестн. Волгоград, гос. ун-та. Сер. 7: Философия. Социология и социальные технологии. -2008,-№2.-С. 20-23.

7. Ившин, В. Д. К вопросу о заимствованиях / В. Д. Ившин // Человек в зеркале языка. Вопросы теории и практики. Кн. 4. - М.: ММТХ, 2009. - С. 19-29.

8. Кубрякова, Е. С. О понятиях места, предмета и пространства / Е. С. Кубрякова // Логический анализ языка. Языки пространств. - М.: Языки рус. культуры, 2000. - С. 84—92.

9. Лакофф, Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении / Дж. Лакофф. - М.: Языки славян, культуры, 2004. - 792 с.

Ю.Михайлов, К. А. Кантовская концепция времени и ее актуальность в современной науке / К. А. Михайлов // Материалы Международного конгресса, посвященного 280-летию со дня рождения и 200-летию со дня смерти Иммануила Канта. - М.: ИФ РАН, 2005. - С. 59-71.

П.Никитин, М. В. Развернутые тезисы о концептах / М. В. Никитин // Вопр. когнит. лингвистики. - 2004. - № 1. - С. 53-64.

12.Ньютон, И. Математические начала натуральной философии / И. Ньютон. — М.: Наука, 1989.-688 с.

Отражение категории времени в эпонимической терминологии

59

И.Попова, 3. Д. Когнитивная лингвистика / 3. Д. Попова, И. А. Стернин. - М.: ACT: Восток-Запад, 2007.-314 с.

14.Смольянова, С. А. Современные тенденции исследования категории времени в языке / С. А. Смольянова // Актуальные вопросы теории и практики филологических исследований. — Пенза-Москва-Решт, 2011. - С. 24-26.

15.Степанов, Ю. С. Язык и метод. К современной философии языка / Ю. С. Степанов. - М.: Языки рус. культуры, 1998. - 784 с.

16.Шапошников, А. К. Реконструкция архетипа общеиндоевропейского и праславянского календаря сравнительно-историческим методом / А. В. Шапошников // Вопр. филологии. Спец. вып.-2013.-С. 73-82.

17.Premawerdhena, N. С. Internationalismen im Singhalesischen // Internationalismen II. Studien zur interlingualen Lexikologie und Lexikographie. Reihe Germanistische Linguistik 246. - Tübingen: Max Niemeyer Verlag GmbH, 2003. - S. 169-181.

Сведения об авторе

Какзанова Евгения Михайловна, доктор филологических наук, профессор кафедры иностранных языков Российского университета дружбы народов (Москва).

[email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2016. No. 4 (386). Philology Sciences. Issue 100. Pp. 56-60.

THE REFLECTION OF THE CATEGORY OF TIME IN EPONYMOUS TERMINOLOGY

E. M. Kakzanova

Peoples' Friendship University of Russia, [email protected]

The article is devoted to the peculiarities of the representation of the time category. Time presents a universal category specific to some concepts or a group of concepts. The article deals with such temporally marked language phenomena as the onomastic names of months. In the majority of European languages, although remotely related, the names of months are derived from the Latin roots and, therefore, are internationalisms.

Keywords: categorization, category of time, onomastics, temporally marked vocabulary, names of months

References

1. Berdjaev N.A. Smysl istorii [The meaning of history], Moscow, 1990. 175 p. (In Russ.).

2. Borodicki L. Kak jazyki konstruirujut vremja [As languages construct the time] // Jazyk i mysl'. Sovremennaja kognitivnaja lingvistika [Language and thought. Contemporary cognitive linguistics], Moscow, 2015. Pp. 199-212. (In Russ.).

3. Bochkarev A.E. Ob jepistemologicheskih osnovanijah kategorizacii: klassificirujushhee ponjatie - ponjatie - koncept [On the epistemological basis of categorization: classifying notion - the notion -the concept]. Voprosy kognitivnoj lingvistiki [Issues of Cognitive Linguistics], 2007, no. 2, pp. 14-20. (In Russ.).

4. Bulaeva N.E. Kategorija vremeni vproizvedenijah nauchnoj fantastiki na anglijskom jazyke (na materiale hudozhestvennyh proizvedenij XX veka) [Category of time in the works of science fiction in English (based on the works of art of the XX century)]. Tula, 2005. 21 p. (In Russ.).

5. Gak V.G. Jazykovyepreobrazovanija [Language conversions]. Moscow, 2010.408 p. (In Russ.).

6. Garbuzov D.V. Transcendental'naja ideal'nost' vremeni v koncepcii I. Kanta [Transcendental ideality of time in the concept I. Kant]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Volgograd State University], 2008, no. 2, pp. 20-23 (In Russ.).

60

E. M. KamaHoea

7. Ivshin V.D. K voprosu o zaimstvovanijah [On the question of borrowing]. Chelovek v zerkale jazyka. Voprosy teorii ipraktiki [Man in the mirror of language. Issues of theory and practice]. Iss. 4. Moscow, 2009. Pp. 19-29 (In Russ.).

8. Kubijakova E.S. O ponjatijah mesta, predmeta i prostranstva [On the concepts of place, object and space], Logicheskij analiz jazyka. Jazyki prostranstv [Logical analysis of language. Languages of the spaces], Moscow, 2000. Pp. 84-92 (In Russ.).

9. Lakoff Dzh. Zhenshhiny, ogon' i opasnye veshhi: Chto kategorii jazyka govorjat nam o myshle-nii [Women, fire and the dangerous things: That the categories of language tell us about the thinking], Moscow, 2004. 792 p. (In Russ.).

10.Mihajlov K.A. Kantovskaja koncepcija vremeni i ejo aktual'nost' v sovremennoj nauke [Kant's concept of time and its urgency in the contemporary science]. Materialy Mezhdunarodnogo kongressa, posvjashhennogo 280-letiju so dnja rozhdenija i 200-letiju so dnja smerti Immanuila Kanta [Materials of International Congress, dedicated to 280th anniversary from the birthday and 200th anniversary of the death of Immanuel Kant], Moscow, 2005. Pp. 59-71. (In Russ.).

11.Nikitin M.V. Razvernutye tezisy o konceptah [Expanded theses about the concepts]. Voprosy kognitivnoj lingvistiki [Issues of Cognitive Linguistics], 2004, no. 1, pp. 53-64 (In Russ.).

12.N'juton I. Matematicheskie nachala natural 'nojfilosofii [Mathematical beginnings of the natural philosophy], M, 1989. 688 p. (In Russ.).

13.Popova Z.D., Sternin I.A. Kognitivnaja lingvistika [Cognitive linguistics]. Moscow, 2007. 314 p. (In Russ.).

14,Smol'janova S.A. Sovremennye tendencii issledovanija kategorii vremeni v jazyke [Contemporary tendencies of a study of the category of time in the language] // Aktual'nye voprosy teorii ipraktiki filologicheskih issledovanij [Actual problems of the theory and practice of philological research], Penza-Moscow-Resht, 2011. Pp. 24-26 (In Russ.).

15.Stepanov Ju.S. Jazyk i metod. Ksovremennojfilosofii jazyka [Language and method. To the contemporary philosophy of the language]. Moscow, 1998. 784 p. (In Russ.).

lö.Shaposhnikov A.K. Rekonstrukcija arhetipa obshheindoevropejskogo i praslavjanskogo kalen-darja sravnitel'no-istoricheskim metodom [Reconstruction of Indo-European and Proto-Slavic archetype calendar comparative-historical method]. Voprosy filologii [Issues of philology], 2013, pp. 73-82 (In Russ.).

17.PremawerdhenaN.C. Internationalismen im Singhalesischen // Internationalismen II Studien zur interlingualen Lexikologie und Lexikographie. Reihe Germanistische Linguistik 246. Tübingen: Max Niemeyer Verlag GmbH, 2003. S. 169-181. (In German).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.