утомлении, болезни, перетренировке и детренирован-ности [4].
На основании данных тестирования с помощью аппаратно-программного комплекса «Omegawave» можно сделать следующие выводы:
- выявлена взаимосвязь между показателями, характеризующими тренировочные и соревновательные нагрузки, и функциональным состоянием организма, а именно между значениями общей циклической нагрузки и показателями мышечной мощности, рассчитанной по тесту PWC 170 (г = 0,88;р < 0,05 );
- установлено, что активность парасимпатических влияний АНС увеличивается со снижением нагрузок и уменьшается при увеличении соревновательных нагрузок (г = -0,582;р < 0,05 );
- полученные данные дополняют информацию о
специальной физической подготовленности и функциональном состоянии лыжников-гонщиков, что позволяет соотнести динамику показателей функционального состояния с динамикой тренировочных и соревновательных нагрузок;
- данный комплекс позволяет оперативно отслеживать состояние организма лыжников-гонщиков, предупреждая состояние перетренированности (увеличение показателя ИН, снижение парасимпатических влияний снижение показателя скорости восстановления (СВ) и индекса скорости восстановления (ИСВ)).
Из этого следует, что тренер может своевременно внести коррективы в тренировочный процесс, чтобы не допустить снижения функциональных показателей состояния организма лыжника-гонщика.
1. Баевский Р.М., Иванов Г.Г. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электро-кардиосистем //Вестник аритмологии. М.: 2004. №24. 112с.
2. Бутин И.М. Лыжный спорт: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 368 с.
3. Верхошанский Ю.В Основы специальной физической подготовки спортсменов //Наука спорту. М.: Физкультура и спорт,1988. 331 с.
4. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Изд.3-е. Ростов н\Д.: Феникс,2005. 382 с.
5. Карпман В.Л. и др. Тестирование в спортивной медицине //Спортивная медицина М.:ФиС, 1988. 208с.
6. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. 4-е изд., испр. и. доп. СПб.: Изд-во Лань, 2005. 384с.
ский список
7. Михеев А.А., Иванова Н.В. Влияние дозированной вибрационной нагрузки на вариабельность сердечного ритма спортсменов //Вестник спортивной науки. М.: 2007. №1. 31с.
8. Платонов В.Н. Теория адаптации и резервы совершенствования системы подготовки спортсменов (часть 2) // Вестник спортивной науки. М.: 2010. №3. С.3-9.
9. Сивохов В.Л., Сивохова Е.Л., Миролевич Д.В. Современное медико-биологическое обеспечение занимающихся физической культурой и спортом. Иркутск, Центр медико-биологических исследований ИрГТУ, 2010. 164с.
10. Сивохов В.Л, Сивохова Е.Л. Критерии отбора юных спортсменов циклических видов спорта с преимущественным проявлением выносливости // Материалы международной научно-практической конференции «Восток-Россия-Запад»; НИИрГТУ. Иркутск, 2011. Т.1. 281 с.
УДК 07.013(571.5)(091)
ОТРАЖЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В СТРУКТУРЕ РЕКЛАМНОГО РЫНКА ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (1880 - 1917)
Л.М.Дамешек1, С.В.Малых2
Иркутский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1.
Рассматриваются основные процессы и изменения, которые произошли в структуре и объемах рекламного рынка (в СМИ) Восточной Сибири в 1880 - 1917 гг. Реклама, в основном, размещалась на страницах периодической печати. Обосновывается, что новый виток в развитии социально-экономических процессов Российской империи способствовал новому этапу в развитии рекламного рынка. В рассматриваемый период отмечается значительный рост объемов рекламы. На рубеже Х1Х-ХХ вв. реклама стала занимать большую часть площадей печатных изданий. На основе анализа рекламных объявлений на страницах периодической печати была выделена классификация рекламного рынка по отраслям. Библиогр. 7 назв.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие; рынок рекламы; периодические издания; классификация рекламы.
1Дамешек Лев Михайлович, заведующий кафедрой истории России, доктор исторических наук, профессор, тел.: (3952) 240522.
Dameshek Lev, Head of the Department of History of Russia, Doctor of historical sciences, Professor, tel. (3952) 240522.
2Малых Светлана Владимировна, младший научный сотрудник, тел.: 89501100600, e -mail: [email protected] Malykh Svetlana, Junior Research Worker, tel.: 89501100600, e-mail: svt19791 @yandex.ru
REFLECTION OF CHANGES IN THE STRUCTURE OF THE EAST SIBERIAN ADVERTISING MARKET IN MASS
MEDIA (1880 - 1917)
L.M. Dameshek, S.V. Malykh
Irkutsk State University, 1 Carl Marx St., Irkutsk, 664003.
The article discusses basic processes and changes that have occurred in the structure and amount of the advertising market (in mass media) in the Eastern Siberia in 1880 - 1917. Advertisements were generally placed on the pages of periodicals. It is proved that a new phase in the development of socio-economic processes of the Russian Empire contributed to a new stage in the development of the advertising market. This period is characterized with a considerable growth of advertising amounts. In the late XIX - early XX centuries advertisements began to occupy most part of newspapers. Based on the analysis of advertisements from periodical press the authors produce a classification of the advertising market by industries. 7 sources.
Key words: socio-economic development; market of advertising; periodicals; classification of advertising.
В последней четверти XIX века капитализм в России вступил в новую стадию своего развития. Среди основных тенденций социально-экономического развития государства в целом и Восточной Сибири в частности в 1880-ые годы можно выделить развитие торговли в городах, рост численности торговых заведений, магазинов, лавок; рост золотопромышленности, особенно после строительства Сибирской железной дороги; коммерциализацию прессы, появление ряда новых периодических изданий в ВосточноСибирском регионе.
Новый этап социально-экономического развития дал импульс к качественно и количественно новому этапу в развитии рекламного рынка. Поэтому в качестве целей и задач настоящего исследования можно назвать следующие - показать развитие рекламного рынка в 1880-1917 гг. в динамике, проанализировать рекламные объявления в количественном и качественном отношении, классифицировать рекламный рынок.
Средства массовой информации в 1880-ые годы в основном были представлены периодическими печатными изданиями: газетами и журналами, со страниц которых реклама взывала к потенциальным потребителям.
С момента издания Временных правил о печати 1865 года во всех печатных изданиях появляется раздел «Объявлений», содержащий подробные сведения об условиях публикации и адресах приемных пунктов, что было исключительно информативно для организации рекламного бизнеса. Реклама в периодических изданиях конца XIX начала XX веков располагалась во второй, «неофициальной» части газеты. Примерно до 1900 года вся информация рекламного характера занимала последние полосы печатного издания. И только с 1900 года реклама демонстративно выходит на первые полосы газет.
По своему объему периодические издания Восточной Сибири были неоднородны. Газета «Иркутские губернские ведомости» в 1880-ые годы в объеме достигала до 32 страниц. Объем газеты «Сибирь» составляла в тот же хронологический отрезок времени около 16 страниц, как и «Восточное обозрение». Газета «Енисейские губернские ведомости» отличалась от официального издания Иркутской губернии и насчи-
тывала в среднем не более 16 страниц, то есть половины от объема «Иркутских губернских ведомостей».
В 1890-ые годы отмечается общая тенденция к сокращению объема периодических изданий Восточной Сибири. Так, объем «Иркутских губернских ведомостей» сокращается до 10-12 страниц. Объем остальных печатных изданий в среднем составлял около 8-10 страниц, то есть примерно выровнялся по всем изданиям.
На рубеже XIX-XX веков, примерно с 1900 года, средний объем всех периодических изданий региона составил 4-6 страниц.
Что касается объемов рекламы в процентном соотношении от общего объема газеты, то в разных изданиях Восточной Сибири в период с 1880 по 1915 годы они существенно отличались. Тем не менее, можно проследить общую тенденцию увеличения рекламной площади в рассматриваемый период с 10 % в 1880 году до 50 % в 1900-1905 годах. Примерно с 1905 по 1915 год начинается медленное снижение объемов рекламы в периодике с 50% до 25-10%, в зависимости от издания.
Своего апогея реклама на страницах периодической печати Восточной Сибири достигает именно на рубеже двух столетий в 1900 году, занимая не менее (а иногда и более) 50 % от общего объема газеты. Тогда же реклама агрессивно выходит на первые газетные полосы. Красочная реклама, призывающая приобрести элитные французские вина, коньяки, бриллианты, или отдохнуть на курорте, сходить вечером в театр, или приобрести «чудодейственный бальзам от облысения», вытеснила публикации официального характера, указы и распоряжения Его императорского величества, мировые новости на дальний план. Реклама во всех периодических изданиях теперь стала располагаться на первой и последней страницах. Однако отметим, что раньше всех других изданий рекламу на первые полосы стали «выпускать» именно частные газеты.
В 1880-ые годы одной из первых в Российской империи газета «Голос» выносит рекламные объявления на первую полосу. В Восточной Сибири таким «первопроходцем» стала газета «Сибирь», на первой странице которой задолго до 1900 года, в отличие от газет официального характера «Иркутские губернские ве-
домости» и «Енисейские губернские ведомости», появилась реклама еще в 1880-ые годы.
В 1900-ые годы реклама на первой полосе занимает от У до 1 полосы полностью. А.П. Киселев приводит показательное «Руководство для типографщиков», изданное в 1874 году, где говорится: «Чтобы определить пространство для литературной части, нужно сначала сверстать объявления и сообразно оставшемуся месту прибавить или убавить статьи»[7, С.136].
По свидетельствам исследователей, на 1890-ые годы период высшего подъема экономики в России падает расцвет рекламы, связанный с ростом ее доходов. В 1896 году доходы от публикации объявлений составили: в «Новом времени» - 499 807 р., в «Петербургской газете» - 305 812 р., в «Московских ведомостях» - 275 190 р., в «Петербургском листке» -157 745 р., в «Биржевых ведомостях» - 131 381 р., в «Санкт-Петербургских ведомостях» - 68 862 р.[6, С.141].
Однако, вступив на путь капиталистического развития, экономика России, и в частности промышленность, стала развиваться циклически. К 1900-ому году подъем экономики конца XIX века сменился кризисом, в ходе которого закрывались предприятия, увольнялись рабочие.
Так, например, только за один 1899 год закрылось более 3 тыс. предприятий. С наибольшей силой кризис проявился в тяжелой промышленности: прекратили работу около половины всех домен и нефтяных скважин, сократилось производство вагонов, рельсов, паровозов. Одновременно кризис способствовал обновлению производства и дальнейшему его развитию уже после русско-японской войны.
Несмотря на кризис 1900-1903 гг., разразившийся в российской экономике, как показали проведанные исследования, рекламное производство продолжало развиваться небывалыми темпами. Объемы рекламных площадей не снизились, наоборот, возросли, реклама не испытала на себе экономических потрясений, продолжала оставаться прибыльной. Изменения в связи с кризисом произошли в структуре рекламного рынка. В связи с массовыми увольнениями значительно возросло количество объявлений, касающихся поиска работы, в том числе приезжими, продажи и сдачи внаем жилых и производственных помещений, даже заводов и фабрик. Предприятия сферы услуг продолжали развиваться, особенно в связи с массовыми миграциями населения империи в начале XX века, реклама заведений сферы услуг стала преобладать над рекламой других отраслей экономики.
Каким же образом менялись объемы рекламных площадей в разных периодических изданиях. В частности, в газете «Иркутские губернские ведомости» общий объем рекламных объявлений составлял: в 1881 году - 8%, в 1885 году - 10%, в 1890 году - 12,5 %, в 1895 году - 25 %, в 1900 году - 50%, в 1905 году -50%, в 1910 году - 25%, в 1914 году - 25 % [4].
То есть можно отметить положительную динамику роста объема рекламной площади с 8% в 1881 г. до 50% в 1900-1905 гг. С 1905 по 1915 г. отмечается
снижение объемов рекламной площади в газете «Иркутские губернские ведомости» с 50% в 1905 году до 25 % в 1915 году.
В газете «Сибирь» объем рекламных объявлений менялся следующим образом: в 1881 году объем рекламы занимал 25% от общей газетной площади, в 1885 году - 28%, в 1890 году - 33%, в 1895 году -35%, в 1900 году - 50%, в 1905 году - 50%, в 1910 -50%, в 1915 году - 30% [5].
В газете «Сибирь» также можно отметить положительную динамику в росте объемов рекламных площадей в структуре издания. Однако, в отличие от «Иркутских губернских ведомостей», так называемые «стартовые» показатели объемов в 1881году были выше: 25 % в «Сибири» против 8 % в «Иркутских губернских ведомостях». Очевидно, это можно объяснить характером издания - частное, а не официальное. Наивысший пик в динамике объема рекламы отмечается тоже в 1900 году, как во всех без исключения рассматриваемых печатных изданиях Восточной Сибири. Однако после 1905 года не отмечается спад в объеме рекламы, как в официальном печатном органе Иркутской губернии. В 1910 году объемы рекламных площадей остаются стабильно высокими, и только к 1915 году, в соответствии с общей тенденцией, отмечается незначительное, до 30%, сокращение объемов рекламы.
В газете «Восточное обозрение» отмечается следующая тенденция: в 1881 году объем рекламных объявлений составил 10% от общего объема газеты, в 1885 году - 12%, в 1890 году - 20%, в 1895 году -30%, в 1900 году - 50%, в 1905 году- 50%, в 1910 году- 45%, в 1915 году - 45% [2].
Отмечается стабильная положительная динамика в росте объемов рекламы в данном печатном органе: с 10 % в 1881 году до 50% в 1900 году. Для «Восточного обозрения» характерен тот факт, что объемы рекламы резко не снижаются после 1905 года, как в других изданиях Восточно-Сибирского региона, незначительно теряя 5 % (до 45 %) в 1910-1915 гг.
Нестабильную картину можно отметить в официальном печатном органе Енисейской губернии - «Енисейских губернских ведомостях». Объемы рекламных площадей колеблются, то возрастая, то снова убывая. Итак, если в 1881 году объем рекламных объявлений в газете составил 12%, то к 1885 году их объем уменьшается примерно до 6%, к 1890 году объем возрастает до 10%, в 1895 году составляет 33 % от общего объема издания, в 1900 году достигает максимальной вершины, составляя 50%, к 1905 году - резкое снижение до 15%, к 1910 году - небольшое увеличение объемов до 25% и к 1915 году - снова понижение на 5 пунктов до 20 % [3].
Данные показатели демонстрируют, очевидно, нестабильность экономической ситуации в самой редакции. Наиболее высокие показатели (33% и 50%) отмечаются в 1895 и 1900 годах, самые низкие - (6 и 10%) в 1885 и 1890 годах. В 1905 году отмечается резкое снижение объемов рекламы (до 15%) на страницах ведомостей, в то время как остальные издания, в том числе и официальные «Иркутские ведомости»,
стабильно удерживают этот показатель на отметке 50%, получая хорошие прибыли и доходы от сдачи в аренду первых и последних газетных полос.
Внутреннее содержание рекламного дела на страницах периодической печати также пережило определенную эволюцию, как и показатели объемов рекламы.
В 1880-ые гг. рекламные объявления представляли собой небольшие тексты, которые ничем друг от друга не отличались, не привлекали особого внимания ни оформлением, ни содержанием.
В 1890-1900 гг. качественные сдвиги в рекламном деле Восточной Сибири ( изменения внешнего вида, формы и содержания) совпали с изменениями в количественном отношении.
Конкуренция, неизбежная при заполненности информационного рынка, повлекла за собой внутренние структурные сдвиги в газетном рекламировании, изменения в его эстетике. Первое, что привлекает внимание - словесный компонент, реклама становится компактнее, лаконичнее.
Текст рекламного объявления включает собственный резерв завлечения публики. Типичными в его структуре становятся призывы: Новость! Стой! Сенсация! Распродажа! Дешево!
Производители и продавцы повсеместно используют систему скидок, бонусов (поощрений, премий в виде дополнительного бесплатного товара), распродаж для привлечения наибольшего количества покупателей. Реклама действительно становится двигателем торговли.
Не только внутреннее, но и внешнее содержание рекламы претерпевает изменения. Активно используются различные художественные приемы, множество типографских шрифтов, художественные изображения. Многие рекламные объявления выгодно стали выделяться на общем фоне нестандартным, творческим подходом.
Газетная реклама стала активно использовать иллюстрации. В рекламных объявлениях 1890-1900-ых гг. перед нами предстает целый калейдоскоп бутылок разного (иногда на четверть полосы) калибра, банок, пенсне, шляп, роялей, гитар, повозок, лошадей и т. п. Типичен натуралистический, «лобовой» рисунок, представляющий товар возможно ближе к реальности. Если рекламируется доставка керосина на дом, то изображается повозка, запряженная лошадью, на ней бидон с надписью «керосин». Убедительный прием, однако, общий облик газетной полосы, на которой представлен полнейший и разнообразный ассортимент товаров, выглядит не очень эстетично.
Таким образом, насыщенность рекламного рынка порождает конкуренцию и неизбежные качественные сдвиги в его внутренней структуре, улучшение уровня производимой рекламной продукции. То есть рекламные процессы в периодике Восточной Сибири отражают не только общественные отношения и социально-экономическую жизнь, но и наглядно иллюстрируют теоретические законы экономики и маркетинга.
Стоимость рекламных объявлений различалась в зависимости от месторасположения: объявления на 1
полосе газеты стоили дороже, как правило, в два раза. Однако, вне зависимости от печатного издания, цены на размещение рекламных услуг были практически одинаковы по региону.
Например, в 1902 году стоимость частного объявления на первой полосе «Енисейских губернских ведомостей» составляла 10 копеек «за строку или занимаемое место за один раз и в один столбец», на последней странице - 5 копеек. При построении одного объявления из номера в номер предлагалась скидка на рекламные услуги. К 1906 году цены за рекламные услуги увеличились соответственно до 26 копеек за строку объявления на первой полосе и 13 копеек за строку на последней странице [1, Л.20 об.].
В газете «Восточное обозрение» в 1900 году объявление на первой полосе стоило 30 копеек за строку, на последней - 15 копеек за строку [1, Л.22] .
В газету «Забайкальская новь» объявление можно было поместить по цене 30 копеек за строку на первой полосе и 10 копеек за строку на последней странице [1, Л.24].
Объявления частного характера или от местных предпринимателей принимались в редакции самой газеты, адрес которой указывался на первой странице издания, там же указывались цены на услуги рекламного характера и условия размещения. Однако, объявления от лиц, фирм или учреждений, живущих или имеющих представительства по всей Российской империи и Сибири, принимались в центральном офисе, в конторе Л. и Э. Метцль по адресу: Москва, Мясницкая, дом Сытова; Петербург, Большая Морская, д.11 [3, 4].
В результате анализа объявлений, представленных в восточно-сибирской печати 1880-1900-ых годов, были выделены следующие отрасли рекламы: реклама печатной продукции, включающая в себя рекламу книг и периодических изданий; реклама недвижимости; реклама сферы услуг, парфюмерно-косметической продукции, алкогольной и табачной продукции.
В разные периоды с 1880-ых по 1915 год разные рекламные отрасли занимали большее или меньшее место в общем рекламном потоке. Однако возможно выделить общие тенденции.
Так, в 1880-ые годы основную нишу (более 50%) на рекламном рынке занимала реклама печатной продукции (книг и периодики).
В 1890-ые гг. рекламу печатной продукции стала теснить реклама парфюмерно-косметических товаров.
В период с 1900 по 1905 год реклама печатной продукции была почти абсолютно вытеснена с рынка. На первое место вышла реклама в сфере услуг (50-70 % от общего объема рекламируемых товаров и услуг).
Однако примерно с 1905 года отмечается смена позиций: к 1909-1912 годам реклама печатной продукции вновь завоевывает рынок, занимая от 50 до 100 % рекламной площади в газетах.
С 1914 года рекламное место в печати стали между собой делить реклама периодических изданий и реклама благотворительных акций, что было связано с началом I мировой войны. Благотворительные акции
организовывало Иркутское отделение Красного Креста.
Таким образом, можно отметить, что рекламный рынок в СМИ в данный хронологический период всту-
пил в активную фазу своего развития. Произошли изменения не только в объемах, занимаемых рекламой на страницах периодической печати, но и в самой структуре рекламного рынка.
Библиографический список
1. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф.593.Оп.1. Д.8.
2. Восточное обозрение. Иркутск, 1888, 1889, 1890, 1891, 1892, 1893, 1894, 1896, 1897, 1898, 1899, 1900, 1901, 1902, 1903, 1905, 1906.
3. Енисейские губернские ведомости. Красноярск, 1880, 1881, 1882, 1887, 1888, 1889, 1892, 1893, 1894, 1895, 1896, 1897, 1898, 1899, 1900, 1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1906, 1911, 1912, 1913.
1880, 1881, 1891, 1892, 1908, 1909,
1885, 1886,
4. Иркутские губернские ведомости. Иркутск, 1882, 1883, 1884, 1885, 1886, 1887, 1889, 1890, 1893, 1897, 1899, 1900, 1901, 1904, 1905, 1907, 1910, 1912, 1914.
5. Сибирь. Иркутск, 1881, 1882, 1883, 1884, 1887, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912.
6. Боханов А.Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. М., 1984.
7. Киселев А.П. История оформления русской газеты (1702-1917) М., 1990.
УДК 316:1
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ
И.А.Журавлёва1
Иркутский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1.
Представлен опыт социально-философской рефлексии проблемы перспектив развития современного общества в направлении к обществу знаний. Феномен общества знаний рассматривается с позиции социокультурного подхода, позволяющего преодолеть ограниченность концепции технологического и экономического детерминизма. Современная трансформация социального порядка, возникающая под воздействием знаний, исследуется через призму детерминирующего фактора - культуры. Библиогр. 15 назв.
Ключевые слова: общество знаний; знание; инновационная культура; социокультурный подход.
SOCIO-CULTURAL APPROACH TO THE STUDY OF THE PHENOMENON OF A KNOWLEDGE- BASED SOCIETY I.A.Zhuravleva
Irkutsk State University, 1 Carl Max St., Irkutsk, 664003.
The article describes the experience of the socially philosophic introspection of the problem of modern society development prospects towards a knowledge-based society. The phenomenon of the knowledge-based society is considered from the perspective of a socio-cultural approach that allows to overcome the limitations of the conception of technological and economic determinism. The modern transformation of the social order originated from the RACING SKIERS knowledge effect is examined through the prism of the culture as a determining factor. 15 sources.
Key words: knowledge-based society; knowledge; innovation culture; socio-cultural approach.
Среди исследователей, работающих в сфере социальной философии, социологии, культурологии, экономики, не сложилось общепринятой и однозначной оценки состояния и тенденций развития современного общества. Современная трансформация социального порядка, возникающая под воздействием знаний, формулирует новые вызовы социальной теории, приводя к изменению дискурса в отношении перспектив видения современного общества. В современной социальной теории наметился переход от известных концепций постиндустриального, информационного общества к исследованию природы социального пространства общества знаний, комплексная и дис-
персная природа которого требует новых подходов. Поэтому исследование формирующегося общества знаний с позиций, казалось бы, универсальной концепции экономического детерминизма не позволяет получить адекватную картину. Представляется актуальным поиск методологических подходов, учитывающих многополюсность ориентиров общественного развития, переосмысление классических парадигм, интегрирование в них культурологических и социально-антропологических идей и подходов, обращение к социокультурным изменениям. На наш взгляд, рефлексия по поводу перспектив развития последних является необходимым условием для понимания
1Журавлёва Ирина Александровна, кандидат философских наук, доцент кафедры регионоведения и социальной экономики Института социальных наук, тел.: (3952) 200137, e-mail: [email protected]
Zhuravleva Irina, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Regional Studies and Social Economy of the Institute of Social Sciences, tel.: (3952) 2О0137, e-mail: [email protected]