Научная статья на тему 'Роль казанской биржевой газеты в развитиии городской периодической печати во второй половине XIX века'

Роль казанской биржевой газеты в развитиии городской периодической печати во второй половине XIX века Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
237
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Казанский биржевой листок» / периодическая печать / газеты / газетная реклама / история Казани / история рекламы / история периодической печати / “Kazan stock exchange” / periodicals / newspapers / newspaper advertising / history of Kazan / history of advertising / history of periodicals

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — С. Ф. Галанин

Важной частью развития культуры и одновременно одним из показателей её уровня является периодическая печать. Периодика, безусловно, отражает интеллектуальное состояние общества, ту или иную степень гласности. Газеты вообще и коммерческие газеты в частности, к их числу относится «Казанский биржевой листок», в большей степени, чем остальные периодические издания, связаны также с экономическим развитием города, региона, страны. В данной публикации на основе анализа как самой газеты, так и ряда дополнительных источников выделены основные факторы развития казанской периодической печати.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF KAZAN STOCK EXCHANGE NEWSPAPER IN THE DEVELOPMENT OF URBAN PERIODICAL PRESS IN THE SECOND HALF OF THE 19th CENTURY

Аn important part of the development of culture and at the same time one of the indicators of its level is the periodical press. Periodicals, of course, reflect the intellectual state of society, a degree of publicity. Newspapers in general and commercial newspapers, among them the “Kazan stock exchange”, to a greater extent than other periodicals, is also associated with the economic development of the city, region, country. In this publication, based on the analysis of both the newspaper itself and several additional sources, the main factors for the development of the Kazan periodical press are highlighted.

Текст научной работы на тему «Роль казанской биржевой газеты в развитиии городской периодической печати во второй половине XIX века»

населенных пунктов Российской Федерации и 30 зарубежных стран. Во многом создание развитой инфраструктуры позволило так резко увеличить количество туристов и экскурсантов.

Итак, работа, начатая в 1999 г. по подготовке номинации по Болгарам, завершилась в 2014 г. включением Болгарского историко-археологического комплекса ЮНЕСКО в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Огромный комплекс организационных, научно-исследовательских, аналитических, реставрационных и работ по музеефикации Болгар, стал возможным благодаря стилю командной и инновационной работы, сложившейся в республике.

Сформировалась серьезная, отвечающая за результат команда ученых и специалистов, строителей, реставраторов, меценатов, руководителей предприятий, организаций и республики. Но самое главное, эта работа была осуществлена «всем миром».

Таким образом, место города Болгара в истории человеческой цивилизации уникально. Болгарский историко-археологический комплекс является центром мирового значения, Выдающаяся универсальная ценность которого признана решением 37-го Заседания Совета Комитета Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО (2013 г., Камбоджа, Пномпень]. На 38 сессии комитета Всемирного наследия (2014 г., Катар, Доха] объект Болгар включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и стал 26 российским и 1002 мировым объектом.

Поэтому Болгарский археологический комплекс является выдающимся примером геополитических и исторических преобразований Евразии в X - начале XXI века, сыгравших ключевую роль в процессах формирования государств и цивилизаций, распространения мусульманства и православия, взаимодействия обычаев и культурных традиций современного татарского и других народов евразийского континента. На протяжении более 15 в. Болгар оказывал устойчивое воздействие на развитие архитектуры, технологий, монументального и декоративного искусства, градостроительства, сферы духовной культуры Евразии. Этот комплекс не имеет аналогов среди объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенных в геокультурном регионе Восточной Европы и Центральной Азии. Все это определяет уникальное и выдающееся значение Болгара в контексте мусульманской и мировой истории и культуры и величину его историко-культурного потенциала.

Литература

1. Хузин Ф.Ш. Ранние булгары и Волжская Булгария / Ф.Ш. Хузин. - Казань, 2006.

2. Валеев Р.М. Развитие торговли Поволжья и Приуралья / Р.М. Валеев. - Саарбрюкен. 2012.

3. Халиков А.Х. Беренче дЭYЛЭт / А.Х. Халиков. - Казан, 1991.

4. Валеев Р.М. Научно-исследовательские подходы в процессе возрождения и популяризации древнего Болгара // Вестник Казгуки. - 2013. - № 4. - С. 48-52

5. Валеев Р.М., Ситдиков А.Г., Хайрутдинов Р.Р. и др. Болгарский историко-археологический комплекс Т.1-2 / Р.М. Валеев, А.Г. Ситдиков, Р.Р. Хайрутдинов. - Казань, 2 016.

References

1. Khuzin F.Sh. Rannie bulgary i Volzhskaya Bulgariya / F.Sh. Huzin. - Kazan', 2006.

2. Valeev R.M. Razvitie torgovli Povolzh'ya i Priural'ya / R.M. Valeev. - Saarbrucken. 2012.

3. Halikov A.H. Berenche dayulyat / A.H. Halikov. - Kazan, 1991.

4. Valeev R.M. Nauchno-issledovatel'skie podhody v processe vozrozhdeniya i populyarizacii drevnego Bolgara / / Vestnik Kazguki. - 2013. - № 4. - S. 48-52

5. Valeev R.M., Sitdikov A.G., Hajrutdinov R.R. i dr. Bolgarskij istoriko-arheologicheskij kompleks T.1-2 / R.M. Valeev, A.G. Sitdikov, R.R. Hajrutdinov. - Kazan', 2016.

УДК 070(091); 316.77(091)

С. Ф. Галанин

РОЛЬ КАЗАНСКОЙ БИРЖЕВОЙ ГАЗЕТЫ В РАЗВИТИИИ ГОРОДСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Важной частью развития культуры и одновременно одним из показателей её уровня является периодическая печать. Периодика, безусловно, отражает интеллектуальное состояние общества, ту или иную степень гласности. Газеты вообще и коммерческие газеты в частности, к их числу относится

«Казанский биржевой листок», в большей степени, чем остальные периодические издания, связаны также с экономическим развитием города, региона, страны. В данной публикации на основе анализа как самой газеты, так и ряда дополнительных источников выделены основные факторы развития казанской периодической печати.

Ключевые слова: «Казанский биржевой листок», периодическая печать, газеты, газетная реклама, история Казани, история рекламы, история периодической печати.

Sergey F. Galanin THE ROLE OF KAZAN STOCK EXCHANGE NEWSPAPER IN THE DEVELOPMENT OF URBAN PERIODICAL PRESS IN THE SECOND HALF OF THE 19th CENTURY.

Abstarct: An important part of the development of culture and at the same time one of the indicators of its level is the periodical press. Periodicals, of course, reflect the intellectual state of society, a degree of publicity. Newspapers in general and commercial newspapers, among them the "Kazan stock exchange", to a greater extent than other periodicals, is also associated with the economic development of the city, region, country. In this publication, based on the analysis of both the newspaper itself and several additional sources, the main factors for the development of the Kazan periodical press are highlighted.

Keywords: "Kazan stock exchange", periodicals, newspapers, newspaper advertising, history of Kazan, history of advertising, history of periodicals.

Великие реформы второй половины XIX в. и связанные с этим периодом изменения во всех сферах жизни российского общества привели к заметному развитию периодической печати в России. Ускорение темпов экономического развития и связанное с ним увеличение потребности в оперативной информации привели к появлению газет коммерческого и рекламно-справочного характера: "Казанский биржевой листок"(1868-1892], "Листок объявлений" (1875-1894], "Казанский листок для справок и известий"(1882], "Городской листок"(1882-1884], "Справочный листок" (1886-1889], "Листок объявлений торгово-промышленности и техники" (1894-1899], "Листок объявлений продажи, покупки имений, земель, заводов во всей России" (1897-1898], "Казанская сельскохозяйственная газета" (18971903], "Камско-волжский корреспондент" (1898-1901], "Биржевая и сельскохозяйственная газета Камско-Волжского края" (1899-1902]. Из десяти газет такого рода пять возникли в годы экономического подъёма конца XIX в. В данном исследование внимание уделено, пожалуй, наиболее значительной казанской газете коммерческого характера - "Казанскому биржевому листку".

Газетный бум в Казани второй половины XIX века

40 и 35 -30 -25 -20 -15 -10 -5 -0 -

38

31

15

9

щ

3

1

2

ъ.

ш.

12

1850-59 1860-69 1870-79 1880-89 1890-99

□ Общее число периодических изданий

□ Из них: газеты

□ Из них: рекламно-коммерческие

В 1867 г. в Казани создаётся торговая биржа - одна из первых среди провинциальных городов России. При ней, первоначально на средства из биржевого капитала было начато издание "Казанского биржевого листка". Субсидия биржевого комитета газете заключалась в бесплатно предоставляемом помещении для конторы редакции. Также безвозмездно им поставлялось большинство материалов в виде телеграмм, корреспонденций торгового характера. Без этого издание не могло бы осуществиться [1].

Оно было задумано как газета, "посвящённая преимущественно интересам торговли и промышленности края" [2]. "Казанский биржевой листок" явился первенцем среди подобных изданий. Например, создатели биржевого листка в Рыбинске консультировались с Казанским

8

6

5

4

биржевым комитетом по вопросу об издании газеты [3]. Связь газеты, её редакции с крупными казанскими предпринимателями сохранялась в течение всего периода издания. В этом его специфика. Так, В.М. Ключников, бывший редактором "Казанского биржевого листка" и "Казанских новостей", был крупным предпринимателем - владел типографией, большим писчебумажным магазином, жил в собственном доме на Проломной улице, избирался гласным городской думы. Казанский полицмейстер писал, что он "ведёт обширное знакомство с хорошими людьми, поведения очень хорошего" [4]. Подзаголовок газеты несколько раз менялся, но слово "коммерческая" в нём оставалось.

"Казанский биржевой листок" - старейшая в Казани частная газета коммерческой направленности. Она выходила с декабря 1868 г. по май 1892 г., то есть почти 24 года. Первым её редактором-издателем был проф. Казанского университета А. К. Чугунов (1868-1877 гг.] [5]. При нём газета печаталась в университетской типографии (до 1881 г.]. После Чугунова сменилось несколько редакторов: А.И. Миропольский (1878-1880 гг.], Д. А. Соколовский (18811882 гг.], Н. А. Ильяшенко (1886-1890] и В.М. Ключников (1883-1885, 1890-1892 гг.]. Отчасти это было связано с критическими высказываниями газеты в адрес местных властей.

Последние из названных редакторов "Казанского биржевого листка" были владельцами крупнейших в Казани частных типографий. С 1881 г. "Казанский биржевой листок" печатался в типографии В.М. Ключникова [6], а с 1886 г. - в специально устроенной типографии "Казанского биржевого листка". В 1889 г. она перешла в собственность Н. А. Ильяшенко [7]. Эта типография стала одной из крупнейших в Поволжье - в момент открытия её производственные мощности состояли из двух новейших скоропечатных машин и пяти других типографских и литографских станков [8]. Создание типографии такого масштаба требовало не менее 17 тыс. руб. основного капитала [9, С. 132]. Возможность изыскания редакцией таких средств подтверждает, что издание газеты шло хорошо. Изначально в типографии издавалось множество рекламных материалов. Они и были главным источником доходов. Причём Ильяшенко сразу объявил, что цены в его типографии на печатание объявлений на 10% дешевле, чем у конкурентов [10]. И вскоре все казанские типографии были вынуждены снизить тарифы на выполнение заказов.

Место рекламы в газетах "Казанский биржевой листок" и "Казанские губернские ведомости"

"Казанские губернские ведомости" "Казанский биржевой листок"

Кол-во номеров Кол-во объявлен ий за год Среднее кол-во объявлен ий в номере Кол-во номеров Кол-во объявлен ий за год Среднее кол-во объявлен ий в номере

1870 101 1416 14 103 1465 14

1877 102 1124 11 102 1065 10

1884 151 1656 11 153 3656 24

1890 143 889 6 284 7258 26

1870-е гг. - время становления "Казанского биржевого листка". Корреспондент "Казанских губернских ведомостей" в 1870 г. писал, что в Казани "нет никакого печатного органа", ибо губернские ведомости - издание, строго ограниченное официальной программой, а "Казанский биржевой листок" "преследует исключительно свои специальные цели" [11]. Под этим понималась коммерческая направленность издания, рассчитанного на узкий круг читателей. Состоящая в основном из торговых корреспонденций, газета не могла

заинтересовать широкую публику. Число подписчиков не превышало 500, розница была ничтожной [12].

Главным конкурентом "Листка" в борьбе за рекламодателя были "Казанские губернские ведомости". С начала 1880-х гг. "Казанский биржевой листок" выходит вперёд.

Хотя ещё в 1879 г. Главное управление по делам печати, полагая, что нет необходимости замещения в Казани должности отдельного цензора, обосновывало это тем, что здесь "издаётся лишь два незначительных листка - "Казанский Биржевой" и "Листок объявлений" [13]. Газета, вышедшая за рамки исключительного сообщения справочных торговых сведений, становится популярной у широкого читателя, а соответственно и у рекламодателя. К концу 1880-х гг. в "Казанском биржевом листке", несмотря на название, не было ничего специфически "биржевого". Газета приобрела вид частного ежедневного издания универсального характера. Редакция сознательно шла к этой цели, чтобы увеличить число читателей и, соответственно, объявлений. "Напрасно думают некоторые, - читаем в её заявлении в конце 1886 г., -что "Казанский биржевой листок" - газета исключительно торговая; такое заявление делают просто на основании названия..., совершено забывая, что в течение 18-летнего существования своего "Листок" шаг за шагом расширял программу издания и в настоящее время представляет собой одну из наиболее обширных и разнообразных по программе провинциальных газет" [14].

В 1883 г. "Казанский биржевой листок" вместо двух стал выходить три раза в неделю, увеличив формат. А с 1 декабря 1885 г., при Ильяшенко, "Казанский биржевой листок" становится ежедневной газетой. В первой половине 1880-х гг. он практически не имел конкурентов. Затем ему пришлось соперничать с "Волжским вестником". Двум ежедневным газетам в Казани стало "тесно". В 1886 г. на их страницах неоднократно публиковались опровержения информации друг друга.

Борьба за рекламу в 1880-е гг. между двумя ежедневными газетами была острой. Об этом свидетельствует "небывалая доселе полемика... из-за объявлений", имевшая место в 1889 г. на их страницах. Поводом послужила практика рассылки редакцией "Казанский биржевой листок" казанским и иногородним фирмам циркуляров, предлагающих опубликовать рекламу в газете. Главным средством привлечения было выбрано обещание значительного снижения тарифа (до трёх раз для годовой публикации] за "многократные" повторы. Подобные методы работы с рекламодателями, чтобы те могли "с большей... выгодою пользоваться силою и значением газетных объявлений", стали применяться редакцией "Казанского биржевого листка" ещё с 1886 г. [15] Некоторые из циркуляров были отправлены постоянным публикаторам "Волжского вестника". Это-то и возмутило Н. П. Загоскина, обвинившего Н. А. Ильяшенко в "переманивании" заказчиков, в "зазывании", неприличном для литературной газеты, в сбивании цен на объявления [16]. В следующем номере "Казанского биржевого листка" вышли две ответные статьи. Объясняя суть дела, Ильяшенко утверждал, что ничего неприличного в его циркулярах нет, а нападки "Волжского вестника" вызваны лишь "затруднительным положением" последнего [17]. В том же духе высказался и управляющий типографией "Казанского биржевого листка" В. Михайлов: "Ничего дурного в том, что типография Казанского биржевого листка заставила другие типографии своими объявлениями понизить цену на заказы, нет". Это лишь сделало их доступнее для клиентов [18]. Хотя пять лет назад "Казанский биржевой листок" подобные действия одной из петербургских газет назвал "нечистоплотным гостинодворским зазыванием в свою лавочку чужих клиентов" [19]. В последующих номерах "Волжского вестник" и "Казанского биржевого листка" полемика о методах сбора рекламных объявлений была продолжена, причём в резких формах. Оба редактора обвиняли друг друга в "бесстыдстве", "бесшабашной ругани" и "самовосхвалении" [20]. Естественно, что подобные высказывания только обострили отношения между изданиями. Главный вывод, который можно сделать на основании этих споров - значительное увеличение роли доходов от рекламы для газет.

Основной читатель, на которого был рассчитан "Казанский биржевой листок" - лица, занятые предпринимательской деятельностью, "преимущественно торговцы" [21, С. 163]. Причём не только в Казани, но и в прилегающем регионе, главным образом - в поволжских губерниях: Нижегородской, Симбирской, Саратовской и др. Из огромного для провинции в

1880-е гг. тиража в 2-3 тыс. экз. около 500-800 расходилось по городской подписке, некоторая часть отправлялась иногородним подписчикам (так в 1889 г. в Самаре выписывалось 15 экз. «Казанского биржевого листка» и 16 экз. «Волжского вестника»] [22], от 500 до 1000 экз. составляла розница (номер стоил 5 коп.] [23]. По утверждению редакции к 1886 г. число подписчиков превышало две тысячи человек [24].

В расчёте на торгово-промышленные круги строилась структура материалов "Казанского биржевого листка". Ведущее место занимала торговая корреспонденция со сведениями о состоянии местных рынков, биржевых цен, с особенным интересом к Поволжью. Редакция заверяла, что все биржевые сведения доставляются маклерами приволжских бирж и известными торговцами [25]. Газета имела сеть корреспондентов в Москве, Петербурге, постоянные отделения в Нижнем Новгороде, Симбирске, Уфе и Вятке. Они не только сообщали об общественно-экономической жизни данных городов, но и занимались сбором объявлений.

Помимо торговых сведений в газете публиковались правительственные распоряжения, статистические материалы, передовые статьи, прежде всего касающиеся предпринимательства. В этом же аспекте освещалась и деятельность городских властей. Со временем местный отдел занял одно из ведущих мест в газете.

Долгое время техническим и торгово-промышленным отделом в "Казанском биржевом листке" заведовал М. А. Рылов, сотрудник "Московской ремесленной газеты и других специальных газет, и журналов. Главная его заслуга - написание "Руководства к кожевенному производству", которое выдержало несколько изданий и было широко принято на многих кожевенных заводах России [26]. Свои статьи публиковали в "Казанском биржевом листке" и другие специалисты: как теоретики в лице университетских профессоров, так и практики (например, крупный казанский предприниматель Н. Крестовников].

Фельетоны газеты "на злобу дня", имевшие характер обозрения местного общества, подчас были достаточно острыми. Неоднократно цензура налагала запрет на публикации, что подтверждают сохранившиеся цензорские гранки "Казанского биржевого листка" за ряд лет. Против одного из редакторов - Д. М. Соколовского, в 1881-82 гг. в Казанской Судебной Палате возбуждались дела по обвинению в диффамации (клевете] [27]. В 1881 г. казанский цензор получил выговор за пропуск некоторых статей в "Казанском биржевом листке" [28]. Тогда же губернатор в ответ на запрос Главного управления по делам печати дал следующую отрицательную характеристику газеты и её издателей: " ... в настоящее время издатели Биржевого Листка вооружили против себя всю публику чересчур бестактным ведением газетного дела, обратив свой орган в убежище всевозможных сплетен, инсинуаций и проч... Вообще направление газеты, дух её не только не представляет ни малейшей солидности, но положительно неприличен и вреден. Газета прямо бьёт на скандал, на возбуждение самых тёмных инстинктов. Набор сотрудников также не гарантирует газету от известного направления, так как в редакцию пошли... лица, состоящие под надзором полиции за неблагонадёжность..." [29].

С. Монастырский, давая в своём путеводителе краткий обзор казанской прессы, назвал "Казанский биржевой листок" газетой "очень задорной и с либеральным пошибом" [21, С. 163].

Постепенно со сменой редакторов направление и тон "Казанский биржевой листок" меняются, хотя либеральная направленность газеты сохранилась. В этом плане характерна эволюция взглядов Н. А. Ильяшенко. Высланный в 1880 г. из Киева в Вятскую губернию "за явную принадлежность к преступному сообществу", он в 1881 г. переезжает в Казань с оставлением под надзором полиции до 1885 г. В том же году губернатор сообщал в Главное управление по делам печати, что "г. Ильяшенко со дня приезда в Казань хотя и не состоял официальным редактором "Казанского Биржевого листка", но сказанная газета находилась и находится под его редакцией". К этому он добавлял, что ныне "ничего дурного о нём сказать нельзя", и ничто не может "компрометировать его политическое направление" [30]. Со временем по своим взглядам Ильяшенко становится правым, а его "дружба с городскими воротилами" всё более укреплялась. С 1882 г., по сообщению губернатора, направление "Казанского биржевого листка" "совершенно изменилось, отличаясь достаточной сдержанностью и умеренностью" [31]. Улучшилось и отношение в обществе к газете - она стала более респектабельной.

Реклама заняла в газете значительное место: от четверти до трети номера. Причём с увеличением формата, периодичности рос объём рекламы: от 15 в 1870-е гг. до 30 и больше объявлений в номере к началу 1890-х гг. Именно реклама давала доход газете, сопоставимый со средствами, получаемыми от подписки и розничной продажи. Это положение доказывают данные приложения 8. Они особенно ценны, если учесть, что издательские обороты в условиях конкуренции являлись коммерческой тайной и редко оглашались публично. Однако на этом же основании следует осторожно относится к их достоверности, признавая её относительность.

Благодаря рекламе, в отличие от "Волжского вестника", авторы "Казанского биржевого листка" регулярно получали неплохие гонорары. Это являлось особенно важным для провинции, где газеты редко были "в состоянии вполне обеспечить материально лиц, прикосновенных к газетному делу" [32]. Материальные возможности позволили редакции привлечь талантливых авторов (Н. Я. Агафонова, К.В. Лаврского и др.].

Реклама в "Казанском биржевом листке" стоила чуть дороже чем в других изданиях, но это было оправдано ориентацией на предпринимательские круги, региональной значимостью. За печать на первой странице плата была в два раза выше. Чем большее число раз повторялось объявление, тем дешевле обходилось заказчику отдельная публикация. Постоянным и годовым рекламодателям делалась значительная уступка. За рамки и украшения платили по числу занимаемых ими строк. С 1891 г. осуществлялся дифференцированный подход к городским и иногородним фирмам. Последние должны были платить в два раза больше (10 вместо 5 коп.]. Таким образом делалась ставка на привлечение широкого круга местных рекламодателей. Стоимость публикации рекламы росла в годы экономического подъёма, становилась ниже с падением популярности газеты. Издатели "Казанского биржевого листка" проводили продуманную политику в организации сбора рекламы.

Стоимость рекламной публикации в газете "Казанский биржевой листок"

(1 строка петита 1 раз)

В 1881 г. "Казанский биржевой листок" собирал столько заказов на публикацию рекламы, что это позволило с 6 сентября начать издание особого еженедельного "Дополнительного листка объявлений" к газете (№№ 71, 73, 75, 83 за 1881 г.]. Он печатался большим тиражом, чем сам "Казанский биржевой листок", и бесплатно рассылался не только подписчикам, но и в "наиболее посещаемые магазины, гостиницы и другие публичные места". Помимо объявлений там помещались "разные корреспонденции и анекдоты". Таким образом, газета попыталась потеснить своего конкурента на рынке рекламных услуг в лице "Листка объявлений". Но Главное управление по делам печати усмотрело в этом "Дополнительном листке" не приложение, а попытку ещё одного самостоятельного издания (на основании таких признаков как наличие заглавия, отдельное распространение] и наложило запрет на него [33]. В значительной мере удар по доходам "Казанского биржевого листка" был продиктован недовольством властей его общим направлением.

В отличие от рекламы в "Казанских губернских ведомостях" и "Волжском вестнике" в "Казанском биржевом листке" значительно меньше объявлений о разовых предложениях (продаже домов, мебели, частных услугах и т. п.]. Основная часть - это реклама торговых заведений и производителей, судоходных и страховых компаний, банков, причём не только

казанских и российских. Редакция особо советовала названным категориям рекламодателей опубликовать объявления [34].

"Казанский биржевой листок" одним из первых заключил соглашение с московскими (Н. Мейер и Л. Метцль] и петербургскими конторами по приёму объявлений. С первых лет издания агентом газеты по сбору объявлений стала контора Н.А. Мейера в Москве. В 1875 г. "Казанский биржевой листок" был одним из восьми региональных газет, с которыми он заключил соглашения [35]. Объявления принимались "по ценам редакций", но до одной трети получаемых сумм оставалось в руках контрагентов. В 1870-80-е гг. "Казанский биржевой листок" сотрудничал, кроме того, с конторами Г. Шлегера, Н. Матисена в Петербурге, А. Васмута и Ко и А. Лури и Ко в Москве, право на сбор объявлений в Европе принадлежало агентству "Гавас". К концу 1880-х гг. исключительным агентом газеты становится крупнейшая в России "Центральная контора объявлений" Л. Э. Метцль. Однако доходы от наиболее выгодной части рекламы издатель газеты оставил за собой. "Объявления от периодических изданий, казённых учреждений, банков, железных дорог, пароходных и страховых обществ, а также объявления, поступающие из губерний: Казанской, Нижегородской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Астраханской, Оренбургской, Уфимской, Пермской, Вятской, Ярославской и Сибири" принимались только в самой редакции "Казанского биржевого листка" [36].

Главную долю рекламных поступлений давали крупные местные рекламодатели. Только от объявлений Вараксина (производство и продажа водки] газета получала ежегодно в конце 1880-х гг. 500 - 1000 руб. Это составляло почти десятую часть общих доходов "Казанский биржевой листок" от рекламы. По несколько сот рублей в год за свои объявления платило каждое из пяти ведущих пароходных обществ [17].

Доходные статьи бюджета "Казанского биржевого листка" в 1880-е гг.

Год Доход от подписки (в тыс. руб.] Доход от розничной продажи (в тыс. руб.] Доход от рекламы (в тыс. руб.] Количество номеров в год Средний доход от рекламы на один номер (в руб.]

1884 5-6 - 3-4 152 23

1889 6-8 8-10 11-13 284 42

Прекращение "Казанского биржевого листка" связано с основанием Н. А. Ильяшенко в 1890 г., когда он вынужден был оставить должность редактора газеты, своего издания -"Казанских вестей". Их ориентация на один круг читателей, вызвала соперничество двух газет. Победителем оказался Ильяшенко, хотя это обошлось ему не дёшево. В мае 1892 г. С.А. Гисси продаёт право на издание "Казанского биржевого листка" Н.В. Рейнгардту, владельцу "Волжского вестника" [36]. Но и Ильяшенко вынужден был продать свою типографию "Товариществу Печенкина и Ко" [37]. Кроме того, большую роль в падении газеты сыграл подъём "Волжского вестника", когда его редактором стал А. И. Иванчин-Писарев (осень 1891-осень 1892 гг.].

В целом "Казанский биржевой листок" имеет большое значение как первая в Казани коммерческая газета, рассчитанная на предпринимателей и выходившая почти четверть века.

Литература

1. Посторонний наблюдатель // Камско-Волжская Газета. 1873. 16 декабря. № 147. - С. 647.

2. Казанский биржевой листок / / Казанские губернские ведомости [далее - КГВ].

Неофициальная часть. 1868. 19 октября. № 83. С. 563.

3. Казань / / Казанский биржевой листок [далее - КБЛ]. 1870. 4 июня. № 44. - С. 1-2.

4. Национальный архив Республики Татарстан [далее - НАРТ]. Фонд 1. Опись 3. Д. 8281. 1890. Л. 6-7.

5. НАРТ. Фонд 1. Опись 3. Д. 2926. 1877. Л. 1-2.

6. НАРТ. Фонд 1. Опись 3. Д. 5186. 1881-82. Л. 32.

7. НАРТ. Фонд 1. Опись 3. Д. 7884. 1889. Л. 1-4 об.

8. НАРТ. Фонд 1. Опись 3. Д. 7064. 1886. Л. 1.

9. Киселёв А. П. История оформления русской газеты. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. От типографии "Казанского биржевого листка" // КБЛ. 1886. 4 октября. № 214. - С.1.

11. Казань, 23 июля / / КГВ. Неофициальная часть. 1870. 2 5 июля. № 57. - С. 441.

12. Казань, 1 декабря 1885 // КБЛ. 1885. 1 декабря. № 142. - С.2.

13. НАРТ. Фонд 1. Опись 3. Д 2340. 1879. Л. 131 об.

14. О подписке на 1887 год // КБЛ. 1886. 5 октября. № 215. - С. 1.

15. Контора "Казанского биржевого листка" предлагает // КБЛ. 1886. 27 сентября. № 209. С. 4.

16. Прилично ли? / / Волжский Вестник. 1889. 25 марта № 76. - С. 3.

17. Ильяшенко Н. А. Необьиайная полемика / / КБЛ. 1889. 28 марта № 69. - С.2.

18. Михайлов В. Неожиданное гаерство // КБЛ. 1889. 28 марта. № 69. - С. 2.

19. О чём газеты говорят // КБЛ. 1884. 14 декабря. № 147. - С. 3.

20. Комическое положение // КБЛ. 1889. 30 марта. № 71. - С. 2.

21. Монастырский С. Иллюстрированный спутник по Волге. - В 3 ч. - Казань, 1884. - Ч. 2. - 198 с.

22. Самара (Что читают в Самаре] / / КБЛ. 1889. 1 апреля. № 73. - С. 3.

23. НАРТ. Фонд 1. Опись 3. Д 7356. 1887. Л. 13 об. - 14.

24. Казань, 1 декабря 1885 // КБЛ. 1 декабря. № 142. - С. 2.

2 5. Нечто о "Спутнике по Волге" (Библиографическая заметка] // КБЛ. 1884. 4 июля. № 77. - С. 2. 2 6. НАРТ. Фонд 1. Опись 3. Д 4880. 1880. Л. 47 - 47 об.

27. НАРТ. Фонд 1. Опись 3. Д 5185. 1881-82. Л. 12 - 12 об.; Д. 7356. 1887. Л. 4-5.

28. НАРТ. Фонд 1. Опись 3. Д 5184. 1881. Л.95.

29. НАРТ. Фонд 1. Опись 3. Д. 5185. 1881. Л.6.

30. НАРТ. Фонд 1. Опись 3. Д 6712. 1885. Л. 5-6 об.; Д. 7884. 1889. Л. 3-3 об.

31. НАРТ. Фонд 1. Опись 3. Д 5645. 1882. Л. 4 об. - 5.

32. Казань, 4 декабря 1884 г. // Волжский вестник 1884. 4 декабря. № 144. С. 1.

33. НАРТ. Фонд 1. Опись 3. Д 5185. 1881-82. Л. 1- 7 об.; Д. 5186. 1881-82. Л. 30-32.

34. КБЛ. 1884. 8 июля. № 79. - С.1.

35. [Объявление Н. А Мейера] // КБЛ. 1875. 2 января. № 1. С. 4.

36. [Объявление об издании «Казанского биржевого листка» на 1891 г.] // КБЛ. 1891.4 января. № 1. - С.1.

37. НАРТ. Фонд 1. Опись 3. Д 9351. 1893. Л.1.

38. НАРТ. Фонд 1. Опись 3. Д. 9077. 1892. Л.1, 5.

References

1. Postoronnij nablyudatel' // Kamsko-Volzhskaya Gazeta 1873. 16 dekabrya. № 147. - S. 647.

2. Kazanskij birzhevoj listok // Kazanskie gubernskie vedomosti [dalee - KGV]. Neoficial'naya chasf. 1868. 19 oktyabrya № 83. S. 563.

3. Kazan' // Kazanskij birzhevoj listok [dalee - KBL]. 1870. 4 iyunya. № 44. - S. 1-2.

4. Nacional'nyj arhiv Respubliki Tatarstan [dalee - NART]. Fond 1. Opis' 3. D. 8281. 1890. L 6-7.

5. NART. Fond 1. Opis' 3. D. 2926. 1877. L. 1-2.

6. NART. Fond 1. Opis' 3. D. 5186. 1881-82. L. 32.

7. NART. Fond 1. Opis' 3. D. 7884. 1889. L. 1-4 ob.

8. NART. Fond 1. Opis' 3. D. 7064. 1886. L. 1.

9. Kiselyov A P. Istoriya oformleniya russkoj gazety. - M.: Izd-vo MGU, 1990. - 192 s.

10. Ot tipografii "Kazanskogo birzhevogo listka" // KBL. 1886. 4 oktyabrya. № 214. - S.1.

11. Kazan', 23 iyulya // KGV. Neoficial'naya chasf. 1870. 25 iyulya № 57. - S. 441.

12. Kazan', 1 dekabrya 1885 // KBL. 1885. 1 dekabrya. № 142. - S.2.

13. NART. Fond 1. Opis' 3. D. 2340. 1879. L. 131 ob.

14. O podpiske na 1887 god // KBL. 1886. 5 oktyabrya. № 215. - S. 1.

15. Kontora "Kazanskogo birzhevogo listka" predlagaet // KBL. 1886. 27 sentyabrya. № 209. S. 4.

16. Prilichno li? // Volzhskij Vestnik. 1889. 25 marta. № 76. - S. 3.

17. Il'yashenko N. A. Neobychajnaya polemika // KBL. 1889. 28 marta. № 69. - S.2.

18. Mihajlov V. Neozhidannoe gaerstvo // KBL 1889. 28 marta. № 69. - S. 2.

19. O chyom gazety govoryat // KBL. 1884. 14 dekabrya. № 147. - S. 3.

20. Komicheskoe polozhenie // KBL. 1889. 30 marta № 71. - S. 2.

21. Monastyrskij S. Illyustrirovannyj sputnik po Volge. - V 3 ch. - Kazan', 1884. - CH. 2. - 198 s.

22. Samara (CHto chitayut v Samare] // KBL. 1889. 1 aprelya. № 73. - S. 3.

23. NART. Fond 1. Opis' 3. D. 7356. 1887. L. 13 ob. - 14.

24. Kazan', 1 dekabrya 1885 // KBL. 1 dekabrya № 142. - S. 2.

2 5. Nechto o "Sputnike po Volge" (Bibliograficheskaya zametka] // KBL. 1884. 4 iyulya. № 77. - S. 2. 26. NART. Fond 1. Opis' 3. D. 4880. 1880. L. 47 - 47 ob.

27. NART. Fond 1. Opis' 3. D. 5185. 1881-82. L. 12 - 12 ob.; D. 7356. 1887. L. 4-5.

28. NART. Fond 1. Opis' 3. D. 5184. 1881. L.95.

29. NART. Fond 1. Opis' 3. D. 5185. 1881. L.6.

30. NART. Fond 1. Opis' 3. D. 6712. 1885. L. 5-6 ob.; D. 7884. 1889. L. 3-3 ob.

31. NART. Fond 1. Opis' 3. D. 5645. 1882. L. 4 ob. - 5.

32. Kazan', 4 dekabrya 1884 g // Volzhskij vestnik 1884. 4 dekabrya № 144. S. 1.

33. NART. Fond 1. Opis' 3. D. 5185. 1881-82. L. 1- 7 ob.; D. 5186. 1881-82. L. 30-32.

34. KBL. 1884. 8 iyulya. № 79. - S.1.

35. [Ob"yavlenie N. A. Mejera] // KBL 1875. 2 yanvarya № 1. S. 4.

36. [Ob"yavlenie ob izdanii «Kazanskogo birzhevogo listka» na 1891 g.] // KBL. 1891.

- 4 yanvarya. № 1. - S.1.

37. NART. Fond 1. Opis' 3. D. 9351. 1893. L.1.

38. NART. Fond 1. Opis' 3. D. 9077. 1892. L.1, 5.

УДК 654.197

Г.Х. Галимуллина, А.Б. Насибуллина

РОЛЬ ТЕЛЕПРОГРАММ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ

В статье анализируется творчесво известного тележурналиста, заслуженного работника культуры РТ Г.Х.Зиннатуллиной по созданию программ и циклов передач на татарском языке, освещающих достижения республиканских деятелей науки и культуры, детских объединений и сольных проектов, деятельность татарских театров с целью раскрытия особенностей национальной культуры, развития в подрастающем поколении национальной идентичности и самосознания.

Ключевые слова: Республики Татарстан, региональное телевидение, Телерадиокомпании «Татарстан - Новый век» (ТНВ), телевизионные передачи, Гульнара Хабуловна Зиннатуллина, цикл программ.

G. GalimuIIina, A. NasibuHina THE ROLE OF TATAR TV PROGRAMS IN THE POPULARIZATION OF NATIONAL CULTURE ON REGIONAL TELEVISION.

Abstarct: The article is about the creative experience of the famous TV reporter, the honored worker of culture of the Republic of Tatarstan G.H.Zinnatullina in the creation of the programs and program cycles in Tatar lighting the achievements of the Republican figures of science and culture, children's associations and solo projects, also the activity of the Tatar theaters in order to reveal the features of national culture, to development national identity and self-consciousness in the younger generation.

Keywords: television of the Republic of Tatarstan, TV and radio company «Tatarstan - Novy Vek» (TNV), regional television, telecasts, Gulnara Habulovna Zinnatullina, cycle of programs.

Телевидение как средство массовой информации занимает значительное место в жизни общества и, по сути, формирует общественное мнение. Велика его роль и в реализации языковой политики. В Татарстане региональные передачи на татарском языке начали выходить в 1960-е годы и сразу же стали востребованными, обрели своего зрителя. В настоящее время, когда остро ощущается необходимость в воспитании в подрастающем поколении любви к родному языку, обращение к успешному опыту работников татарстанского телевидения, стоявших у его истоков, представляется оправданным. Исследованию особенностей развития регионального телевидения в целом и телевидения Республики Татарстан в частности посвящено большое количество работ [1; 3-5]. Этапы становления телевидения в Татарстане подробно проанализированы в исследовании Р.В.Даутовой [2], автор, прослеживая эволюцию регионального телевидения, в профессиональном плане характеризует и сотрудников Казанской студии телевидения, однако не приводит подробного описания их творческого пути. По этой причине вклад многих выдающихся деятелей культуры в развитие татарстанского телевидения до сих пор остается недооцененным, среди них можно назвать и имя Гульнары Хабуловны Зиннатуллиной, заслуженного работника культуры РТ.

Уроженка д. Кирби Лаишевского района ТАССР, Гульнара Хабуловна пять классов окончила в школе родной деревни, а в 1964 году волею судьбы стала ученицей Казанской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.