Научная статья на тему 'Отражение исторической памяти о Второй мировой войне в японском кинематографе'

Отражение исторической памяти о Второй мировой войне в японском кинематографе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
Вторая мировая война / Япония / война на Тихом океане / японский кинематограф / историческая память / World War II / Japan / Pacific War / Japanese cinema / historical memory

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Романова Марина Ибрагимовна

В статье рассмотрены основные тенденции осмысления Второй мировой войны в японском киноискусстве и приведена авторская классификация произведений японского кинематографа; посвященных военной тематике. Через произведения кинематографа и их восприятие в японском обществе рассмотрены основные подходы к восприятию Второй мировой войны в японской национальной памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflection of the historical memory of World War II in Japanese cinema

The article considers the main tendencies of comprehension of the Second World War in Japanese cinema and provides the author's classification of works of Japanese cinema devoted to military subjects. Through the works of cinema and their perception in Japanese society, the basic approaches to the perception of World War II in Japanese national memory are considered.

Текст научной работы на тему «Отражение исторической памяти о Второй мировой войне в японском кинематографе»

Марина Романова

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 00110.37492/ЕТМ0.2024.73.2.007

Отражение исторической памяти о Второй мировой войне в японском кинематографе

В статье рассмотрены основные тенденции осмысления Второй мировой войны в японском киноискусстве и приведена авторская классификация произведений японского кинематографа, посвященных военной тематике. Через произведения кинематографа и их восприятие в японском обществе рассмотрены основные подходы к восприятию Второй мировой войны в японской национальной памяти.

Ключевые слова: Вторая мировая война; Япония; война на Тихом океане; японский кинематограф; историческая память.

Значительную роль в формировании мифологизированного образа Второй мировой войны играет художественный кинематограф. Как указывал Ю.М. Лотман, «Искусство помогает нам видеть привычные вещи в непривычном свете. Незнание языка, быта, стереотипов мышления чужой культуры превращает просмотр фильма в открытие нового мира» [5, с. 144].

Японский кинематограф достаточно активно обращался к теме войны, ставшей для японцев ключевым событием для их страны в XX столетии. Первый фильм о войне на Тихом океане «Крейсер, который вышел на сушу» появился еще в 1942 г., а последний, на момент подготовки статьи, -«Онода» - в 2021 г. Кино стало отражением противоречивого восприятия японским обществом итогов этой

Романова

Марина Ибрагимовна,

кандидат исторических наук, доцент Высшей школы педагогики и истории Тихоокеанского государственного университета, эксперт университетского Центра изучения событий Второй мировой войны и противодействия фальсификации истории (Хабаровск), таготапоуа@уапс1ех. ги

войны, в которой японцы ощутили себя и победителями и побежденными, и героями и подлецами, и жертвами и палачами. Все эти тенденции проявились в направлениях, возникших в японской кинематографии в военные и послевоенные годы: «Поражение Японии в войне ознаменовало начало новой жизни и нового искусства. Десятки режиссеров, художников и литераторов отчаянно пытались придать некогда могущественной нации новый импульс. Вместе с тем японцы не стали отрекаться от собственного прошлого» [9]. Исследования, посвященные послевоенным японским фильмам, в первую очередь обращают внимание на появление авторского кинематографа [3], однако отмечают, что послевоенные демократические фильмы появились под воздействием новых идеологических веяний, а не стали продуктом деятельности новых режиссеров [7].

Многочисленные японские фильмы, посвященные событиям Второй мировой войны, можно разделить на два основных направления: патриотико-милитарист-ское и патриотико-пацифистское.

Первое было широко представлено в 1940-1950-х гг., возродилось в японском кинематографе с 1980-х гг. и существует вплоть до наших дней. Основная идея данных фильмов сводится к воспеванию боевого духа, мужества и героизма японцев в войне, сохранивших эти качества, несмотря на поражение. Причинами поражения в войне в первую очередь называются стечение обстоятельств и противостояние достойному противнику в лице американцев. Собственно всю войну на Тихом океане японские кинематографисты воспринимают как японо-американский конфликт.

В патриотико-милитаристких фильмах выделяются несколько условных категорий, в рамках которых решаются разные патриотические задачи.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

1. Картины «боевого духа», снятые чаще всего по заказу правительства и имеющие целью продемонстрировать успешные действия японцев в войне, значимые победы, доблесть войск, в первую очередь авиации и флота. Такие фильмы появились уже во время войны. В фильме «В небо на решающий бой» (1943, Реж. Кунио Ватанабэ) отцы-командиры учат молодых летчиков Екарэн военному делу, а родные и близкие восхищаются их подвигами. Фильм «Отряд соколов Като» (1944, реж. Кадзиро Ямамото) прославлял подвиги полковника Татео Като и летчиков его отряда, уничтоживших более 260 вражеских самолетов.

Символом боевого духа стал также легендарный адмирал Исороку Ямамото, который разработал план внезапной успешной атаки на Перл-Харбор 7 декабря 1941 г., а также сражения у атолла Мидуэй. Биографии Ямомото посвящены три фильма: «Орёл Тихого океана» (1953, реж. Исиро Хонда), «Адмирал Ямамото» (1968, реж. Сейджи Маруяма), «Атака на Пёрл-Харбор» (2011, реж. Идзуру Нарусима), причем в фильме 1968 г. адмирала играл знаменитый японский актер Тосиро Мифуне.

Линию победоносных действий японской армии в войне развивают фильмы: «Буря в Тихом океане» (1960, реж. Сюэ Мацубаяси, X. Гримальди) об успехах имперского флота в декабре 1941-го - июне 1942 г., «Бомбардировщики «Зеро» в огне» (1984, реж. Тосио Масуда) о подвигах японских истребителей, «Ямато» (2005, реж. Дзюнъя Сато), посвященный героическому походу и гибели знаменитого линкора 7 апреля 1945 года.

2. Картины о «божественном ветре». Этой красивой метафорой японцы называли летчиков-камикадзе, которых почти не обучали и отправляли на смерть на плохо оснащенных самолетах. Можно выделить три фильма

о камикадзе, которые, не ставя под сомнение их героизм, по-разному оценивают само это явление. В картине «Крылья Тихого океана» (1963, реж. Сюэ Мацубаяси) устами главного героя - подполковника Сенда (которого играет молодой Тосиро Мифуне) авторы ставят под сомнение военную целесообразность института камикадзе. Сенду не волнует бесчеловечность самого процесса отправления молодых людей на верную смерть, он удручен его неэффективностью и считает, что от боевых, хорошо обученных эскадрилий было бы больше пользы. Фильм «За тех, кого мы любим» (2007, реж. Таку Синдзё), напротив, не содержит сомнений в важности подвига камикадзе и прославляет юных патриотов. И, наконец, картина «Вечный ноль» (2013, реж. Такаси Ямадзаки) впервые показывает японского камикадзе, не желающего погибать на войне и ставящего семейные ценности выше государственного долга. Он является изгоем среди товарищей и его считают трусом, однако он не боится отстаивать свои взгляды. Последний фильм интересен позицией создателей фильма, которые одновременно и презирают главного персонажа, и восхищаются им.

3. Картины «самурайского духа» появились совсем недавно на волне возрождения национальных и милитаристских идей. В последнее десятилетие вышли два фильма со сходным сюжетом, в котором герой-одиночка как истинный самурай противостоит превосходящему противнику. В картине «Оба: последний самурай» (2011, реж. Хидэюки Хираяма) показано героическое противоборство с американцами на о. Сайпан капитана Сакае Оба по прозвищу «Лис Сайпана», который с небольшим отрядом в 50 человек отказался капитулировать в июле 1944 г. и сложил оружие только в декабре 1945 г., когда приехал высший японский чин и подтвердил приказ о капитуляции. Второй фильм «Онода» (2021, Реж.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Артур Харари) рассказывает о младшем лейтенанте Хироо Онода, который вместе со своим отрядом воевал на о. Лубанг, также отказавшись признать капитуляцию Японии.

4. Картины о «достойном противнике» ставят задачу показать поражение японцев в войне как достойный проигрыш в борьбе с достойным соперником, которым являлись американцы. В этих фильмах они показаны своеобразными «белыми самураями», почти такими же сильными духом, но технически превосходящими противниками. Именно такими идеями проникнуты фильмы: «Битва за Окинаву» (1971, реж. Кихати Окамото) и «Тора! Тора! Тора!» (1970, реж. Ричард Флейшер и Киндзи Фукасаку). Если первый показывает 81-дневную героическую оборону японцами о. Окинавы, то второй почти с документальной точностью (консультантами с обеих сторон были участники событий) воспроизводит атаку на Пёрл-Харбор.

Своеобразное промежуточное положение между первой (патриотико-милитаристкой) и второй (патрио-тико-пацифистской) направлениями фильмов занимает получившая множество призов на различных фестивалях картина «Счастливого рождества, мистер Лоуренс» (1983, реж. Нагиса Осима), которая формально относится к группе фильмов о «достойном противнике», повествуя о противостоянии двух сильных духом противников: британского майора Селльерса и японского офицера Ионой. Но в этом противостоянии нет победителя, война одинаково опустошила их и оказалась трагической для обоих.

Осознание трагедии и горечь потерь является характерной чертой второго патриотико-пацифистского направления японских фильмов о войне. Эти картины появились в 1950-е гг. По мнению историков кино, это время - период «эстетической зрелости» японского ки-

нематографа с его опытом осмысления событий Второй мировой войны с «авторской» точки зрения [8]. Фильмы второго направления можно разделить на несколько категорий, каждая из которых стремится разобраться и рассмотреть сложные и болезненные точки восприятия японским общественным сознанием трагических событий войны.

1. Картины «о Хиросиме» показывают атомную бомбардировку как огромную национальную трагедию. В фильме «Хиросима» (1953, реж. Хидзо Сэкигава), вышедшем «по свежим следам», даны ужасные подробности, рассказанные очевидцами. Фильм не ставит вопросов, почему и кто это сделал. Он фокусируется на кошмаре трагедии как на стихийном бедствии. Иной подход содержится в картине «Черный дождь» (1988, реж. Сёхэй Имамура), в которой показывается, как исказила мир простых японцев и деформировала их психологию атомная бомбардировка. Людей стали считать изгоями и сторониться тех, кто выжил в этом ужасе.

С 1980-х гг. происходит поворот в отношении к атомным бомбардировкам, на первый план выдвигается вопрос о том, кто и почему это сделал. Эти мотивы звучат в японо-канадском фильме «Хиросима» (1995, реж. Корееси Курахара), где показано, как принималось решение о бомбардировке. В последующих фильмах упоминание об атомной трагедии уже четко давало ответ на данный вопрос: «японцы стали жертвой беспричинной агрессии Соединенных Штатов, выразившейся в виде атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки» [4]. Особенно ярко эта позиция проявилась в картине «Гордость» (1998, реж. Сюнья Ито), в которой оправдывается Нанкинская резня и «транслируется идея о несправедливом суде со стороны союзных держав: если война легальна, то почему на скамье подсудимых оказываются японцы, а не американцы, которые при-

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

менили атомное оружие и тем самым проявили еще большую агрессию?» [6].

2. Картины «о позоре капитуляции». Капитуляция в войне является болезненной темой для большинства японцев и воспринимается ими как позор нации. После принятия акта капитуляции более 500 высших японских чинов совершили ритуальное самоубийство. Поэтому в фильмах этой категории идет осмысление степени коллективного и личного унижения, возможности или бессмысленности альтернатив. Наиболее ярко эти проблемы отражены в трех фильмах, посвященных событиям 15 августа 1945 г. Фильм «Самый длинный день Японии» (1967, реж. Кихачи Окамото) показывает всю тяжесть принятия решения о капитуляции императором, который находился под давлением противоборствующих правительственных группировок. Интересно трактует роль императора американо-японская картина «Солнце» (2005, реж. А.Сокуров). Император, отказавшись совершить ритуальное самоубийство, сознательно обрекает себя на бесчестие. Но, приняв капитуляцию, он спас свой народ и страну не только от гибели, но и от коллективного позора. Американо-японский фильм «Император» (2012, реж. П.Веббер) рассматривает роль императора в развязывании и прекращении войны, определяя степень его вины в качестве военного преступника, и приходит к тому же выводу о нем как человеке чести, который сознательно ради своего народа обрек себя на бесчестие, а затем отрекся от власти.

3. Картины «раскаяния» показывают ужасы войны, творимые японцами по отношению к другим народам. Стоит отметить, что таких фильмов совсем немного. В целом японцы больше переживают трагедию своего народа, чем винят себя в развязывании войны и уничтожении других народов. Тем не менее, можно выделить в этой группе два фильма. Картина «Под флагом восхо-

дящего солнца» (1972, реж. Киндзи Фукасаку) рассказывает о зверствах японцев в отношении местного населения на островах Новой Гвинеи летом 1945 г. Фильм «Великая японская война» (1982, реж. Тосио Масуда) показывает преступления генерала Хидэки Тодзё, который лично санкционировал приказы о бесчеловечном отношении к военнопленным и проведении над ними изуверских опытов. Однако и здесь присутствует точка зрения, что эти преступления меньше американских преступлений или по крайней мере равнозначны им, и что американцы должны сидеть на скамье подсудимых как военные преступники.

4. Картины «осознания», показывающие какие страдания и бедствия принесли война и правительство, начавшее эту войну, японскому народу. В этой группе фильмов главными виновниками несчастий японцев выступают не военные противники, а собственные власти. Ярким примером такого подхода являются картины «Могила светлячков» (2005, реж. Тоя Сато) и «Пожары на равнинах» (2014, реж. Синья Цукамото). В первом фильме рассказывается о судьбе двух детей, оставленных на произвол судьбы и вынужденных выживать среди ужасов войны. Второй - повествует о страшной участи больных солдат, брошенных умирать на филиппинских островах, поскольку военное начальство списало их как «живых мертвецов».

Таким образом, в японском послевоенном кинематографе отразился весь спектр мнений японского общества об итогах Второй мировой войны для страны. В 1940-1970 гг. наряду с патриотико-милитаристскими фильмами, прославляющими «самурайский дух» японцев, появляются картины, осмысляющие роль японцев в этой страшной войне. Однако это осмысление половинчато: японцы не испытывают чувства коллективной вины в отношении китайского и корейского и других

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

народов, которых они уничтожали. Они полностью сосредотачиваются на собственной боли и чувствах. Именно это обстоятельство способствовало после 1980-х гг. возрождению в кинематографе милитаристских идей и изменению трактовки роли Японии во Второй мировой войне, которая теперь определяется причиненным победившими странами (прежде всего США) ущербом японскому народу. А также «идеей, что агрессия победителей в конце войны значительно перевешивает японские военные преступления, совершенные в ходе мирового конфликта. Учитывая, что страдания и вина - несовместимые в исторических концепциях понятия, одно неизбежно вытесняет другое» [1, с. 215-216].

Японские фильмы о Второй мировой войне:

1. «Адмирал Ямамото» (1968, реж. Сейджи Маруяма)

2. «Атака на Пёрл-Харбор» (2011, реж. Идзуру Нарусима)

3. «Битва за Окинаву» (1971, реж. Кихати Окамото)

4. «Бомбардировщики «Зеро» в огне» (1984, реж. Тосио Масуда)

5. «Буря в Тихом океане» (1960, реж. Сюэ Мацубаяси, X. Гримальди)

6. «В небо на решающий бой» (1943, Реж. Кунио Ватанабэ)

7. «Великая японская война» (1982, реж. Тосио Масуда)

8. «Вечный ноль» (2013, реж. Такаси Ямадзаки)

9. «Гордость» (1998, реж. Сюнья Ито)

10. «За тех, кого мы любим» (2007, реж. Таку Синдзё)

11. «Император» (2012, реж. П.Веббер)

12. «Крылья Тихого океана» (1963, реж. Сюэ Мацубаяси)

13. «Могила светлячков» (2005, реж. Тоя Сато)

14. «Оба: последний самурай» (2011, реж. Хидэюки Хираяма)

| § 15. «Онода» (2021, Реж. Артур Харари) 3 I" 16. «Орёл Тихого океана» (1953, реж. Исиро Хонда) | | 17. «Отряд соколов Като» (1944, реж. Кадзиро Ямамото) | * 18. «Под флагом восходящего солнца» (1972, реж. | б Киндзи Фукасаку)

1« 19. «Пожары на равнинах» (2014, реж. СиньяЦукамото). | | 20. «Самый длинный день Японии» (1967, реж. Кихачи ° 3 Окамото)

21. «Солнце» (2005, реж. А.Сокуров)

22. «Счастливого рождества, мистер Лоуренс» (1983, реж. Нагиса Осима)

23. «Тора! Тора! Тора!» (1970, реж. Ричард Флейшер и Киндзи Фукасаку)

24. «Хиросима» (1953, реж. Хидзо Сэкигава)

25. «Хиросима» (1995, реж. Корееси Курахара),

26. «Черный дождь» (1988, реж. Сёхэй Имамура)

27. «Ямато» (2005, реж. Дзюнъя Сато)

0 S 5 о

1 ?

Литература:

1. Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 328 с.

2. Гене И.Ю. Меч и Хиросима: Тема войны в японском киноискусстве. М.: Искусство, 1972.138 с.

3. Ивасаки А. История японского кино. М.: Прогресс, 1966. 330 с.

4. Лебедев М.С. Вторая мировая война в японском кинематографе (80-е гг. XX в. - начало XXI в.) // Гуманитарный акцент. 2020. № 1. С. 54-60.

5. Лотман Ю.М., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллинн: Александра, 1994.108 с.

6. Молодяков В.Э. Историческая память японцев // Япония. Ежегодник. 2008. № 37. С. 293.

7. Сато Т. Кино Японии. М.: Радуга, 1988. 224 с.

8. Фёдорова A.A. Возвращение героя в японском кино на рубеже 1950-х и 1960-х гг. // Вестник РГГУ. Сер. История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2015. № 3. С. 135-144.

9. Фоломов Н. Плач непобедимой нации. Как японский кинематограф переосмыслял травматический опыт войны // Нож. 24.03.2022. URL: https://knife.media/crying-japan (дата обращения: 18.10.2023).

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Marina Romanova,

PhD in History, Associate Professor of the Higher School of Pedagogy and History, Pacific State University; Expert of the University Center for the World War II studies and counteraction to History falsification (Khabarovsk), maromanova@yandex.ru

Reflection of the historical memory of World War II in Japanese cinema

The article considers the main tendencies of comprehension of the Second World War in Japanese cinema and provides the author's classification of works of Japanese cinema devoted to military subjects. Through the works of cinema and their perception in Japanese society, the basic approaches to the perception of World War II in Japanese national memory are considered.

Keywords: World War II; Japan; Pacific War; Japanese cinema; historical memory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.