Научная статья на тему 'Феномен камикадзе в истории японской авиации на завершающем этапе Второй мировой войны (1944-1945)'

Феномен камикадзе в истории японской авиации на завершающем этапе Второй мировой войны (1944-1945) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2568
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ / ЯПОНСКАЯ ИМПЕРИЯ / ИМПЕРАТОР / ЯПОНСКАЯ АВИАЦИЯ / ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ / "СПЕЦИАЛЬНЫЙ УДАРНЫЙ КОРПУС БОЖЕСТВЕННОГО ВЕТРА" / КАМИКАДЗЕ / СУИЦИДАЛЬНЫЕ АТАКИ / THE WAR IN THE PACIFC OCEAN / JAPANESE EMPIRE / EMPEROR / JAPANESE AVIATION / NAVY / THE SPECIAL SHOCK CORPS OF THE DIVINE WIND / KAMIKAZE / SUICIDE ATTACKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ямпольская Лариса Николаевна

Статья посвящена анализу причин возникновения, особенностей развития и значения уникального явления в истории японской и мировой авиации «Специального ударного корпуса божественного ветра», состоявшего из лётчиков-смертников (камикадзе), на завершающем этапе войны на Тихом океане (1944-1945 гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF KAMIKAZE IN THE HISTORY OF JAPANESE AVIATION AT THE FINAL STAGE OF THE WORLD WAR II (1944-1945)

The research is devoted to the analysis of the reasons of emergence, the peculiarities of the development and signifcance of the unique phenomenon in the history of Japanese and world aviation the Special shock corps of the Divine Wind which consisted of suicide pilots (kamikaze) at the fnal stage of the War in the Pacifc Ocean (1944-1945). After the defeat in the Battle for Midway Atoll (1942) during the offensive operations of the Allied forces in the Pacifc Ocean Japanese military industry couldn’t compete with American industry, and the Imperial Army and Navy suffered series of defeats. Catastrophic losses of experienced pilots also became an important reason for using the “new weapons” in Japanese aviation. The Special shock battalion of kamikaze, created on the initiative of the vice-admiral Takichiro Onishi in October 1944, was the last hope of the high command of the Imperial aviation to break the Allied strategic initiative in their favor and avoid shameful capitulation. The principles of selection to the Special shock corps, its social composition, 143 material and spiritual aspects of the participation of suicide pilots in this unit have been analyzed by the author. The phenomenon of kamikaze became a symbol of suicide pilots’ self-sacrifce for the Emperor and the Country of the Rising Sun according to the religious and ideological basis of Shinto and Zen Buddhism. In spite of this, the Japanese Empire failed the implementation of colonial plans in the South-East Asia and in the Pacifc during the Second World War and it couldn’t defend its territory from occupation by the Allied forces at the fnal stage of military actions

Текст научной работы на тему «Феномен камикадзе в истории японской авиации на завершающем этапе Второй мировой войны (1944-1945)»

УДК 94

Ямпольская Л. Н.

феномен камикадзе в истории японской авиации на завершающем этапе второй

мировой войны (1944-1945)

Статья посвящена анализу причин возникновения, особенностей развития и значения уникального явления в истории японской и мировой авиации — «Специального ударного корпуса божественного ветра», состоявшего из лётчиков-смертников (камикадзе), на завершающем этапе войны на Тихом океане (1944-1945 гг.).

Ключевые слова: война на Тихом океане, Японская империя, император, японская авиация, военно-морской флот, «Специальный ударный корпус божественного ветра», камикадзе, суицидальные атаки.

В военной истории мировых держав разных периодов исследователи сталкиваются с проблемой использования целых воинских подразделений в качестве «пушечного мяса» для активизации боевых действий и успешного исхода военных операций. В истории Японии много таких примеров, поскольку самураев и их потомков всегда учили тому, что долг чести следует выполнять любой ценой, даже ценой собственной жизни. Одной из таких дискуссионных тем в современной японистике является история формирования и использования «Специального ударного корпуса Божественного ветра» состоявшего из пилотов-смертников — камикадзе, — на Тихоокеанском театре военных действий в ходе завершающего периода Второй мировой войны (1944-1945).

Несмотря на то, что в зарубежной и современной российской ориенталистике существует достаточное количество научных исследований в рамках указанной темы, комплексные труды по истории корпуса камикадзе практически отсутствуют. Неоднозначно определение причин возникновения корпуса, его социального состава, мотивации пилотов-смертников, оценки результативности их атак в имеющихся работах учёных-востоковедов. При написании статьи нами использовались исследования западных историков, посвящённые истории Вто-

рой мировой войны и военным действиям на Тихом океане, в которых раскрываются некоторые аспекты развития японской авиации и использования пилотов-смертников — А. Аксельро-да, Ж. Блона, Дж. Дельгадо, Дж. Ловрета, С. Сигрейва1, японских авторов — Р. Иногути, Т. Накадзима, Е. Онуки-Терней, Т. Хат-тори, К. Хидеаки2. На отдельные стороны проблемы пролили свет труды современных российских историков — Ю. Иванова, О. Лейко, Ф. Перфилова, И. Шмелёва и др.3

В ходе исследования нами были использованы следующие источники: мемуары и дневники участников военных действий на Тихом океане — адмирала флота США Ч. Ними-ца, командующего авианосной оперативной группой Ф. Шер-мана, пилота эскадрильи смертников Я. Кувахара4; прощальные письма японских камикадзе5; философский трактат «Хагакурэ («Сокрытое в листве»), составленный самураем и монахом Цунэтомо Ямамото (XVIII в.)6.

1 Axelrod A, The Real History of World War II. A New Look at the Past. N. Y.; L., 2008; Блан Ж,, Война в океанах. 1939-1945 годы I Пер. с франц. И. Алчеева. M., 2005; Delgado J, P, Kamikaze: History's Greatest Naval Disaster. L., 2010; Лoвреm Дж, Ф, Секреты японской стратегии. Екатеринбург, 2006; Cuгрейв С, Династия Ямато. M., 2005.

2 Итг-ymu Р,, Накадзuма Т, Бoжесmвенный веmер, М,, 2005; Ohnuki-Tierney E, Kamikaze, Cherry Blossoms, and Nationalisms: the Militarization of Aesthetics in Japanese History. Chicago; L., 2002; Xammopu Т, Япония в войне (1941-1945). M., 2000; Axell A,, Hideaki К, Kamikaze. Japan's Suicide Gods. L., 2002.

3 Иватв Ю, Камикадзе: пилоты-смертники. Японское самопожертвование во время войны на Тихом океане. Смоленск, 2001; Лейт О, Ю, Камикадзе. M., 1989; Перфuлoв Ф, «Божественный ветер» дул в одну стоpoну. [Электронный ресурс]: URL: http:IIwww.k2x2.infoI istorijaI100_velikih_tain_vtoroi_mirovoiIp81.php (дата обращения: 20.09.2017); Шмелёв И, Ветер отчаяния. [Электронный ресурс]: URL: http:IIwww.testpilot.ruIespaceIbiblItmI1965I6Ikam.html (дата обращения: 15.09.2017).

4 Нпмщ Ч,, Пommэр Э, Война на море. 1939-1945 гг. M., 1999; Шер-ман Ф, Война на Тихом океане. Авианосцы в бою. M. — СПб., 1999; Кувахара Я,, Оллред Г, Камикадзе. Эскадрильи лётчиков-смертников I Пер. с англ. И. В. Сотникова. M., 2004.

5 «Голоса моря». Прощальные письма японских камикадзе. [Электронный ресурс]: URL: http:IIkamikaze-tokko.narod2.ruIseki.html (дата обращения: 20.09.2017).

6 Ямамomo Цунэmoмo, Хагакурэ («Сокрытое в листве») I Пер. Р. В. Котенко, А. А. Mищенко. СПб., 2000.

Задачи нашей работы — проанализировать причины возникновения, динамику развития, цивилизационно-куль-турный фундамент и значение уникального явления в истории японской и мировой авиации — камикадзе — на завершающем этапе Второй мировой войны (1944-1945 гг.).

К началу военных действий на Тихом океане, условной точкой отсчёта которых можно считать 7 декабря 1941 г., когда японские вооружённые силы атаковали военную базу США Пёрл-Харбор на Гавайских островах, японская авиационная индустрия была недостаточно известна на Западе, несмотря на то, что империя уже четыре года вела боевые действия в Китае7. Американские специалисты считали, что японская авиационная промышленность была способна разрабатывать только устаревшие копии западных машин. Но вместе со стремительным развитием японской авиации в первые месяцы войны на Тихом океане для союзников наступил период переоценок потенциала противника: чувство безусловного преимущества изменилось уважением к продукции японской авиаиндустрии и качеству подготовки пилотов8. Именно авиация обеспечивала боеспособность японской Императорской армии и эффективность её действий на начальном этапе войны на Тихом океане (до мая 1942 г.). Однако авиационная промышленность Японии имела значительные проблемы с сырьём, и, несмотря на количество выпускаемой продукции, на завершающем этапе войны (1944-1945 гг.) японская авиация не смогла удержать преимущество в небе. Специальные ударные подразделения камикадзе стали последней надеждой высшего командования Императорской армии переломить стратегическую инициативу союзников в свою пользу и избежать позорной капитуляции.

Следующей важной причиной создания «нового оружия» Японии были катастрофические потери опытных пилотов. Лётные школы не успевали готовить замену погибшим «асам». В довоенной Японии высококвалифицированным считался лётчик, имевший не менее 700 часов лётной подготовки. Программа подготовки пилота была рассчитана на 4-5 лет. В кур-

7 История Второй мировой войны 1939-1945. В 12 т. Т. 11. Поражение милитаристской Японии. Окончание Второй мировой войны. М., 1980. С. 36.

8 Блон Ж. Указ. соч. С. 213.

санты набирали юношей с 15-17 лет. За это время будущий лётчик должен был закончить курс общеобразовательной средней школы, 14 месяцев общей и не менее 12 месяцев специальной лётной подготовки. Императорский флот также осуществлял набор курсантов из числа офицеров или мичманов. Они проходили обучение в течение 12 месяцев. Однако этой категории пилотов предстояло пройти годичный курс обучения для получения квалификации пилота авианосной авиации9. Когда в 1940 г. молодой лейтенант Такахаси Такэцу предложил капитану 2-го ранга Окумия Масатакэ, инструктору учебного авиакорпуса Касамигаура «План подготовки 15 000 пилотов», высшее командование отклонило его, назвав «прожектёрством». Зато пришлось сокращать сроки подготовки лётчиков-офицеров сначала с 12 до 10, а затем и до 3 месяцев10. Такие пилоты практически не имели шансов остаться в живых после встречи с опытными «асами» союзнической авиации.

Выход из положения предложил в октябре 1944 г., в разгар боёв за Филиппины, вице-адмирал Такидзиро Ониси, настаивавший на создании «Симпу Токубэцу Когекитай» — «Специального ударного корпуса Божественного ветра», состоящего из лётчиков-смертников11. В английском языке термин «камикадзе» закрепился благодаря японцам-эмигрантам, служивших в американской армии12. Затем в союзнических войсках он стал употребляться для обозначения всех видов суицидальных атак, использовавшихся в японской армии и на флоте на завершающем этапе войны (лётчиков, десантников, подрывников, истребителей танков, водителей торпед, катеров-бомб и т. д.).

В современной научной литературе прочтение иероглифов #Д, как «камикадзе» употребляется в качестве названия исключительно категории пилотов-смертников. В целом этимология термина «камикадзе», «симпу» (пер. с яп. «ками» — божество, «кадзе» — ветер) имеет глубокие исторические

9 Камикадзе — боги без земных желаний. Исторический очерк о героях Второй мировой войны. В 2 ч. [Электронный ресурс]: URL: http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1448&pa ge=3 (дата обращения: 5.10.2017).

10 Там же.

11 Шмелёв И. Ветер отчаяния. [Электронный ресурс]: URL: http:// www.testpilot.ru/espace/bibl/tm/1965/6/kam.html (дата обращения: 15.09.2017).

12 Axell A., Hideaki К. Op. cit. Р. 43.

корни и связана с «божественным ветром» — тайфуном, который дважды — в 1274 и 1281 гг. — спас Японские острова от монгольской армады хана Хубилая. Таким образом, в мен-тальности японской нации сформировалось представление о том, что страну защищают национальные боги, и поэтому завоевать её невозможно13. Шесть с половиной веков повсеместно культивировались мифы о «божественном ветре» и «божественном» происхождении страны. Правящие круги охотно прибегали к ним с пропагандистской целью14.

Проанализируем динамику создания подразделений «симпу». Получив новое назначение (должность начальника штаба морской авиации), 19 октября 1944 г. вице-адмирал Та-кидзиро Ониси произнёс речь перед офицерами 201-й авиационной группы: «Япония в большой опасности. Я от имени ста миллионов ваших сограждан прошу вас о жертвенности... Вы уже боги, свободные от земных желаний... Я лично жду ваших усилий и сообщу о результатах Императору»15. Большинство исследователей первым официальным камикадзе считают контр-адмирала Т. Ариму, командира 26-й воздушной флотилии, вылетевшего 15 октября 1944 г. во главе группы из ста самолётов с аэродрома на Филиппинах для самоубийственной атаки на американский авианосец «Франклин». Однако некоторые историки склонны считать, что первым пилотом-камикадзе был лейтенант Куно, осуществивший «вылет в один конец» во главе группы самолётов 21 октября 1944 г. Эта дата стала началом массового применения атак камикадзе против американского флота16.

20 октября 1944 г. было сформировано первое подразделение лётчиков-самоубийц. Его название — «Симпу Току-бэцу Когекитай» — отражало сущность и характер действий спецподразделения. Сначала ударный корпус состоял из 26 истребителей, большая часть которых предназначалась для таранных атак, остальные — для сопровождения и боевого прикрытия камикадзе17. В состав корпуса входили четыре

13 Иванов Ю. Указ. соч. С. 325.

14 Японские асы 1937-1945 гг. Армейская авиация. М., 2006. С. 12.

15 Кувахара Я., Оллред Г. Указ. соч. С. 24.

16 Гкем О., Гусев А. Цей «божественний виер» — камжадзе... // 1стор1я в школг 2006. № 5. С. 13.

17 Камикадзе: полёт в один конец. [Электронный ресурс]: URL: http://fishki.net/comment.php?id=114619 (дата обращения: 20.09.2017).

группы, каждая из которых получила колоритное название: «Сикисима», «Ямато», «Асахи», «Ямадзакура». Наиболее качественными боевыми машинами для осуществления атак камикадзе считались истребители «Мицубиси Зеро».

Дискуссионным в современной японистике является вопрос о принципах отбора в специальный ударный корпус и его социальный состав. Ошибочной признаётся точка зрения о том, что смертников вербовали почти насильно (это положение «лоббирует» западная историография). На первый план выдвигаются доказательства того, что попасть в первые соединения корпуса специальных атак было нелегко из-за высокого конкурса. На право зачисления в подразделения камикадзе претендовали и молодые пилоты, недавно закончившие лётную школу, и опытные «асы», и старшие офицеры и инструкторы, готовящие лётчиков. Мотивация имела преимущественно патриотические составляющие: желание стать национальным героем; первым вступить в бой, что всегда было почётным для потомков самураев; отдать жизнь за Родину и Императора (эти понятия в синтоизме идентичны)18, чтобы душа погибшего смогла попасть в самый почитаемый синтоистский храм — Ясукуни19.

В среде камикадзе оказывались люди из разных социальных слоёв. Условно их можно разделить на несколько групп. К первой категории относились «спонтанные герои» — молодёжь, с детства воспитанная на самурайских традициях. Как правило, она принадлежала к аристократическим семьям, в которых культивировалась идеология «кокутай», или к среднему сословию, преданному милитаристским идеям, в которое входили семьи с самурайскими корнями. Для этой группы идея патриотического долга определяла всю жизнь, а смерть в бою была не только вероятной, но и желанной. Вторую категорию составляли выходцы из различных социальных групп с сильно развитыми религиозными принципами — синтоистскими и буддистскими. Для них патриотический долг не был столь значим, однако религиозные убеждения делали их восприимчивыми к идее самопожертвования как способу достижения духовного равновесия и присоединения к сонму священных

18 Сила-Новицкая Т. Г. Культ императора в Японии: мифы, история, доктрины, политика. М., 1990. С. 34.

19 Спеваковский А. Б. Религия синто и войны. Л., 1987. С. 54.

предков. Третью группу камикадзе условно можно назвать «прагматиками», поскольку они оправдывали самоубийственные атаки с точки зрения их эффективности («Один человек — одно судно»). Четвёртую группу составляли бывшие студенты-новобранцы, призванные на военную службу из университетов. Эта категория стремилась спасти «лицо» страны и сознательно жертвовала собой. К пятой группе следует отнести «сорви-голов» с криминальным прошлым. Имея проблемы с законом, они выбирали путь самоубийства во имя Императора и общества, и таким образом превращались в героев20. В общей массе лётчиков-камикадзе исследователи выделяют также «ки-тикай» — «сумасшедших», горевших желанием осуществить самоубийственную атаку, страдавших «манией суицида» и фанатизмом. Ещё одна группа смертников — «сукейбей» («сластолюбцы») не отличались особым порывом осуществить «вылет в один конец»21 и продолжали радоваться комфортной жизни.

Противоречивым является и характер формирования подразделений «симпу». Если сначала отряды камикадзе создавались на добровольной основе, то позже, ввиду сокращения численности добровольцев, японское командование стало объявлять смертниками целые подразделения. Данный подход к созданию спецподразделений был характерен, прежде всего, для армейской авиации22.

С самого начала существования подразделений специальных атак был выработан особый ритуал прощания и атрибутика. Камикадзе носили такую же форму, как и обычные лётчики, но на каждой из семи пуговиц были выбиты три лепестка сакуры. По предложению Т. Ониси, отличительным элементом экипировки камикадзе стали белые повязки на лоб — хатимаки. На них часто изображали красный солнечный диск, а также выводили чёрные иероглифы с патриотическим высказыванием: «Семь жизней за Императора»23. Непосредственно перед стартом прямо на взлётной полосе белыми скатертями накрывались столы. За столом лётчик принимал из рук своего командира чашку саке или простой воды как историческую память о древнем самурайском обычае, когда

20 Перфилов Ф. Указ. соч.

21 Там же.

22 Иванов Ю. Указ. соч. С. 334-335.

23 Самураи небес. [Электронный ресурс]: URL: http://wunderwaffe. narod.ru/HistoryBook/Kamikaze/12.htm (дата обращения: 15.09.2017).

воинам предлагали выпить воды из святого источника. Бывали случаи, когда лётчики брали с собой амулет погибшего товарища, не сумевшего осуществить суицидальную атаку. Так, например, 21 марта 1945 г., направляясь в полёт во главе группы «Богов грома», лейтенант Мицухаси Кентаро повесил на шею белую шёлковую сумку с прахом Карийя Цутоми, погибшего во время тренировочного полёта24.

Известный самурай и монах XVIII в. Цунэтомо Ямамото в философском трактате «Хагакурэ («Сокрытое в листве») так определил смысл жизни самурая: «Путь самурая — это смерть. В случае необходимости выбора между жизнью и смертью без колебаний выбирай последнюю»25. В унисон с установками «Бусидо» звучит текст инструкции для лётчиков-камикадзе перед вылетом: «Представьте себе, что вы у цели. Она совсем близка. Вы видите каждую заклёпку на палубе вражеского корабля. Последние секунды... А потом вы слышите тихий звук разбившейся хрустальной вазы. Вас больше нет»26. Культ смерти определял смысл жизни «самураев небес».

В последнее время в историографии исследуемой проблемы историки акцентируют внимание не только на духовных, но и на материальных аспектах участия пилотов-смертников в подразделении камикадзе27. Менялся статус лётчика, вступавшего в подразделение специальных атак. Камикадзе считался будущим «гунсином» (военным божеством) и поэтому уже при жизни пользовался определёнными льготами: получал повышенное денежное содержание, отпуск для прощания с родными, улучшенное питание. Как правило, все камикадзе по приказу Императора посмертно повышались в звании на две ступени. Большинство из них посмертно были награждены орденами империи, в частности «Орденом Золотого Сокола» и «Орденом Восходящего Солнца»28.

24 Шмелёв И. Указ. соч.

25 Ямамото Цунэтомо. Указ. соч. С. 4.

26 «Голоса моря». Прощальные письма японских камикадзе. URL: http://kamikaze-tokko.narod2.ru/seki.html (дата обращения: 20.09.2017).

27 Камикадзе — боги без земных желаний. Исторический очерк о героях Второй мировой войны: В 2 ч. [Электронный ресурс]: URL: http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1448&pa ge=3 (дата обращения: 5.10.2017).

28 Камикадзе: полёт в один конец. [Электронный ресурс]: URL: http://fishki.net/comment.php?id=114619 (дата обращения: 20.09.2017).

В вопросе о степени эффективности атак камикадзе показатели японской и американской статистики в корне отличаются. Согласно данным японских источников, до конца Второй мировой войны японской морской авиацией было подготовлено 2525 пилотов-камикадзе, ещё 1387 предоставила армия. В результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль союзнического флота и ещё 195 повреждены в Филиппинской операции, битве в заливе Лейте, боях за Окинаву29. На долю камикадзе выпала пятая часть всех нападений на корабли США и почти половина тоннажа американских военных и транспортных судов, затопленных в период войны на Тихом океане. По данным статистики США, их потери составили всего 34 затопленных и 288 повреждённых кораблей. 90 % самолётов камикадзе были сбиты, не долетев до цели30. Однако следует отметить, что ни японская, ни американская статистика не могут быть достаточно объективными. Японские показатели результативности атак основаны на боевых рапортах пилотов сопровождения и военной разведки, поэтому высокой точностью отличаться не могут. Американские данные, скорее всего, отражают уязвимость глобалистского мышления США: и несколько десятилетий спустя американцы не готовы признать тот факт, что в честном поединке их военная машина не смогла преодолеть самурайский дух, результатом чего стало использование атомной «дипломатии» в конце Второй мировой войны.

Таким образом, феномен камикадзе стал отличительной чертой действий японской авиации в период Второй мировой войны. Он символизировал принесение лётчиками-смертниками себя в жертву во имя Императора и своей страны в соответствии с религиозно-идеологическими основами синтоизма и дзэн-буддизма. Именно лётчики-камикадзе на завершающем этапе войны предоставили немало «хлопот» союзническому ВМФ. Аналогичные акции массового убийства не практиковались ни одной страной — участницей конфликта. Однако Японская империя не только не смогла осуществить свои колониальные планы в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане, но даже отстоять свою территорию от оккупации союзническими войсками.

29 Иногути Р., Накадзима Т. Указ. соч. С. 423.

30 History of World War II. In 3 vols. Vol. 3. Victory and Aftermath / Ed. by T. Cooke, M. Hughes, R. Jackson, Ch. McNab, R. Stewart. N. Y.; L., Toronto; Sydney, 2005. Р. 212.

Источники

«Голоса моря». Прощальные письма японских камикадзе. [Электронный ресурс]: URL: http://kamikaze-tokko.narod2. ru/seki.html (дата обращения: 20.09.2017).

Кувахара Я., Оллред Г. Камикадзе. Эскадрильи лётчиков-смертников / Пер. с англ. И. В. Сотникова. М., 2004.

Нимиц Ч., Поттэр Э. Война на море. 1939-1945 гг. М., 1999.

Шерман Ф. Война на Тихом океане. Авианосцы в бою. М. — СПб., 1999.

Ямамото Цунэтомо. Хагакурэ («Сокрытое в листве») / Пер. Р. В. Котенко, А. А. Мищенко. СПб., 2000.

Литература

Блон Ж. Война в океанах. 1939-1945 годы / Пер. с франц. И. Ал-чеева. М., 2005.

Псем О., Гусев А. Цей «божественний вгтер» — камшадзе... // 1сторш в шкот. 2006. № 5. С. 12-16.

Иванов Ю. Камикадзе: пилоты-смертники. Японское самопожертвование во время войны на Тихом океане. Смоленск, 2001.

Иногути Р., Накадзима Т. Божественный ветер. М., 2005.

История Второй мировой войны 1939-1945: В 12 т. Т. 11. Поражение милитаристской Японии. Окончание Второй мировой войны. М., 1980.

Камикадзе — боги без земных желаний. Исторический очерк о героях Второй мировой войны: В 2 ч. [Электронный ресурс]: URL: http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpag e&pid=1448&page=3 (дата обращения: 5.10.2017).

Камикадзe: полёт в один конец. [Электронный ресурс]: URL: http://fishki.net/comment.php?id=114619 (дата обращения: 20.09.2017).

Лейко О.Ю. Камикадзе. М., 1989.

Ловрет Дж. Ф. Секреты японской стратегии. Екатеринбург, 2006.

Перфилов Ф. «Божественный ветер» дул в одну сторону. [Электронный ресурс]: URL: http://www.k2x2.info/istorija/100_ velikih_tain_vtoroi_mirovoi/p81.php (дата обращения: 20.09.2017).

Самурaи небес. [Электронный ресурс]: URL: http:// wunderwaffe.narod.ru/HistoryBook/Kamikaze/12.htm (дата обращения: 15.09.2017).

Сиг-рейв С. Династия Ямато. М., 2005.

Сила-Новицкая Т. Г. Культ императора в Японии: мифы, история, доктрины, политика. М., 1990. Спеваковский А. Б. Религия синто и войны. Л., 1987. Хаттори Т. Япония в войне (1941-1945). М., 2000. Шмелёв И. Ветер отчаяния. [Электронный ресурс]: URL: http:// www.testpilot.ru/espace/bibl/tm/1965/6/kam.html (дата обращения: 15.09.2017). Японские асы 1937-1945 гг. Армейская авиация. М., 2006. Axell A., Hideaki К. Kamikaze. Japan's Suicide Gods. L., 2002. Axelrod A. The Real History of World War II. A New Look at the

Past. N. Y.; L., 2008. Delgado J. P. Kamikaze: History's Greatest Naval Disaster. L., 2010. History of World War II. In 3 vols. Vol. 3. Victory and Aftermath / Ed. by T. Cooke, M. Hughes, R. Jackson, Ch. McNab, R. Stewart. N. Y.; L.; Toronto; Sydney, 2005. Ohnuki-Tierney E. Kamikaze, Cherry Blossoms, and Nationalisms: The Militarization of Aesthetics in Japanese History. Chicago; L., 2002.

Ямпольская Лариса Николаевна, доцент кафедры всемирной истории, кандидат исторических наук, доцент (Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды, Харьков, Украина); эл. почта: [email protected].

The Phenomenon of Kamikaze in the History of Japanese Aviation at the Final Stage of the World War II (1944-1945)

The research is devoted to the analysis of the reasons of emergence, the peculiarities of the development and significance of the unique phenomenon in the history of Japanese and world aviation — the Special shock corps of the Divine Wind which consisted of suicide pilots (kamikaze) at the final stage of the War in the Pacific Ocean (1944-1945). After the defeat in the Battle for Midway Atoll (1942) during the offensive operations of the Allied forces in the Pacific Ocean Japanese military industry couldn't compete with American industry, and the Imperial Army and Navy suffered series of defeats. Catastrophic losses of experienced pilots also became an important reason for using the "new weapons" in Japanese aviation. The Special shock battalion of kamikaze, created on the initiative of the vice-admiral Takichiro Onishi in October 1944, was the last hope of the high command of the Imperial aviation to break the Allied strategic initiative in their favor and avoid shameful capitulation. The principles of selection to the Special shock corps, its social composition,

material and spiritual aspects of the participation of suicide pilots in this unit have been analyzed by the author. The phenomenon of kamikaze became a symbol of suicide pilots' self-sacrifice for the Emperor and the Country of the Rising Sun according to the religious and ideological basis of Shinto and Zen Buddhism. In spite of this, the Japanese Empire failed the implementation of colonial plans in the South-East Asia and in the Pacific during the Second World War and it couldn't defend its territory from occupation by the Allied forces at the final stage of military actions.

Key words: the War in the Pacific Ocean, the Japanese Empire, the Emperor, Japanese aviation, Navy, the Special shock corps of the Divine Wind, kamikaze, suicide attacks.

Larisa Yampolskaya, Associate Professor of the Department of World History, Candidate of Historical Sciences, Docent (Kharkov National Pedagogical University named after G. S. Skovoroda, Kharkov, Ukraine); e-mail: yampolska. [email protected].

References

"Golosa morja". Proshhal'nye pis'ma japonskih kamikadze. URL: http:// kamikaze-tokko.narod2.ru/seki.htm! (data obrashhenija: 20.09.2017).

Kuvahara Ja., Ollred G. Kamikadze. Jeskadril'i ljotchikov-smertnikov / Per. s angl. I. V. Sotnikova. M., 2004.

Nimic Ch., Pottjer Je. Vojna na more. 1939-1945 gg. M., 1999.

Sherman F. Vojna na Tihom okeane. Avianoscy v boju. M. — SPb., 1999.

Jamamoto Cunjetomo. Hagakurje («Sokrytoe v listve») / Per. R. V. Kotenko, A. A. Mishhenko. SPb., 2000.

Blon Zh. Vojna v okeanah. 1939-1945 gody / Per. s franc. I. Alcheeva. M., 2005.

Gisem O., Gusjev A. Cej "bozhestvennyj viter" — kamikadze... // Istorija v shkoli. 2006. № 5. S. 12-16.

Dmitriev V. A. Ammian Marcellin i persy (vostochnaja civilizacija v vo-sprijatii rimskogo istorika IV v. n. je.). Dis. ... kand. ist. nauk. Velikij Novgorod, 2003.

Ivanov Ju. Kamikadze: piloty-smertniki. Japonskoe samopozhertvovanie vo vremja vojny na Tihom okeane. Smolensk, 2001.

Inoguti R., Nakadzima T. Bozhestvennyj veter. M., 2005.

Istorija Vtoroj mirovoj vojny 1939-1945: V 12 t. T. 11. Porazhenie militari-stskoj Japonii. Okonchanie Vtoroj mirovoj vojny. M., 1980.

Kamikadze — bogi bez zemnyh zhelanij. Istoricheskij ocherk o gerojah Vtoroj mirovoj vojny: V 2 ch. [Elektronnyi resurs]: URL: http://leit. ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1448&page=3 (data obrashhenija: 5.10.2017).

Kamikadze: poljot v odin konec. [Elektronnyi resurs]: URL: http://fishki. net/comment.php?id=114619 (data obrashhenija: 20.09.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lejko O.Ju. Kamikadze. M., 1989.

Lovret Dzh. F. Sekrety japonskoj strategii. Ekaterinburg, 2006.

Perfilov F. "Bozhestvennyj veter" dul v odnu storonu. [Elektronnyi resurs]: URL: http://www.k2x2.info/istorija/100_velikih_tain_vtoroi_miro-voi/p81.php (data obrashhenija: 20.09.2017).

Samurai nebes. [Elektronnyi resurs]: URL: http://wunderwaffe.narod. ru/HistoryBook/Kamikaze/12.htm (data obrashhenija: 15.09.2017).

Sigrejv S. Dinastija Jamato. M., 2005.

Sila-Novickaja T. G. Kul't imperatora v Japonii: mify, istorija, doktriny, po-litika. M., 1990.

Spevakovskij A. B. Religija sinto i vojny. L., 1987.

Hattori T. Japonija v vojne (1941-1945). M., 2000.

Shmeljov I. Veter otchajanija. [Elektronnyi resurs]: URL: http://www. testpilot.ru/espace/bibl/tm/1965/6/kam.html (data obrashhenija: 15.09.2017).

Japonskie asy 1937-1945 gg. Armejskaja aviacija. M., 2006.

Axell A., Hideaki K. Kamikaze. Japan's Suicide Gods. L., 2002.

Axelrod A. The Real History of World War II. A New Look at the Past. N. Y.; L., 2008.

Delgado J. P. Kamikaze: History's Greatest Naval Disaster. L., 2010.

History of World War II. In 3 vols. Vol. 3. Victory and Aftermath / Ed. by T. Cooke, M. Hughes, R. Jackson, Ch. McNab, R. Stewart. N. Y.; L.; Toronto; Sydney, 2005.

Ohnuki-Tierney E. Kamikaze, Cherry Blossoms, and Nationalisms: The Militarization of Aesthetics in Japanese History. Chicago; L., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.