Научная статья на тему 'Отражение идей «Философии жизни» в стратегии, символике и художественных деталях Европейского романа XIX века (на материале романа г. Флобера «Госпожа Бовари»)'

Отражение идей «Философии жизни» в стратегии, символике и художественных деталях Европейского романа XIX века (на материале романа г. Флобера «Госпожа Бовари») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2867
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ ЛИБЕРАЛИЗМА / LIBERALISM VALUES / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / DAILY OCCURRENCE / "ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ" / СИМВОЛИКА / SYMBOLICS / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДЕТАЛИ РОМАНА / ART DETAILS OF THE NOVEL / ФОРМАЛЬНЫЕ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / FORMAL AND TYPOLOGICAL METHODS / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ И ВЕЩЕЙ / ART SPECIFICATION OF SUBJECTS AND THINGS / ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ РЕАЛИЗМА / FEATURES OF POETICS OF REALISM / "LIFE PHILOSOPHY"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мартыненко Н.К.

В статье рассматривается проблема повседневности, отражение идей «философии жизни», отражение в художественной литературе через стратегию, символику и художественные детали пограничного состояния романтизма, реализма, критического реализма, натурализма и модернизма. Анализируется тип мещанского поэтического чувства, рожденного жизненными противоречиями между ожидаемым результатом и реальностью. Обосновывается, что роман «Госпожа Бовари», в котором Флобер показал, что у человечества нет будущего в системе бездуховного, безнравственного существования, бичует окружающий его мир пошлых, низких влечений, сталкивая иллюзии романтизма и реальность, может служить ступенькой от критического реализма к натурализму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF IDEAS OF "LIFE PHILOSOPHY" IN STRATEGY, SYMBOLICS AND ART DETAILS EUROPEAN NOVEL OF THE XIX CENTURY (based on the novel of Flaubert "Madame Bovary")

I n the article the problem of everyday life, a reflection of the ideas of "philosophy of life", reflected in literature through the strategy, symbolism and artistic details border States romanticism, realism, critical realism, naturalism and modernism. Analyses the type of petty-bourgeois poetic sense, born of life's contradictions between expected results and reality. It is argued that the novel "Madame Bovary", which Flaubert has shown that mankind has no future in the system of soulless, immoral existence, scourges the world around him vulgar, low libido, pushing the illusion of romanticism and reality, can serve as a stepping stone from critical realism to naturalism.

Текст научной работы на тему «Отражение идей «Философии жизни» в стратегии, символике и художественных деталях Европейского романа XIX века (на материале романа г. Флобера «Госпожа Бовари»)»

УДК: 80.808 ББК: 80.84

Мартыненко Н.К.

ОТРАЖЕНИЕ ИДЕЙ «ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ» В СТРАТЕГИИ, СИМВОЛИКЕ

И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДЕТАЛЯХ ЕВРОПЕЙСКОГО РОМАНА XIX ВЕКА (на материале романа Г. Флобера «Госпожа Бовари»)

Martynenko N.K.

REFLECTION OF IDEAS OF "LIFE PHILOSOPHY" IN STRATEGY, SYMBOLICS AND ART DETAILS EUROPEAN NOVEL OF THE XIX CENTURY (based on the novel of Flaubert "Madame Bovary")

Ключевые слова: ценности либерализма, повседневность, «философия жизни», символика, художественные детали романа, формальные и типологические методы, художественная детализация предметов и вещей, особенности поэтики реализма.

Keywords: liberalism values, daily occurrence, "life philosophy", symbolics, art details of the novel, formal and typological methods, art specification of subjects and things, features of poetics of realism.

Аннотация: в статье рассматривается проблема повседневности, отражение идей «философии жизни», отражение в художественной литературе через стратегию, символику и художественные детали пограничного состояния романтизма, реализма, критического реализма, натурализма и модернизма. Анализируется тип мещанского поэтического чувства, рожденного жизненными противоречиями между ожидаемым результатом и реальностью. Обосновывается, что роман «Госпожа Бовари», в котором Флобер показал, что у человечества нет будущего в системе бездуховного, безнравственного существования, бичует окружающий его мир пошлых, низких влечений, сталкивая иллюзии романтизма и реальность, может служить ступенькой от критического реализма к натурализму.

Abstract: in the article the problem of everyday life, a reflection of the ideas of "philosophy of life ", reflected in literature through the strategy, symbolism and artistic details border States romanticism, realism, critical realism, naturalism and modernism. Analyses the type of petty-bourgeois poetic sense, born of life's contradictions between expected results and reality. It is argued that the novel "Madame Bovary", which Flaubert has shown that mankind has no future in the system of soulless, immoral existence, scourges the world around him vulgar, low libido, pushing the illusion of romanticism and reality, can serve as a stepping stone from critical realism to naturalism.

Мечта «просвещенных» европейцев XVIII века связывалась с надеждой нового социального уклада, основанного на капиталистических отношениях. В ХУШ-ХК вв. в ряде европейских стран произошли буржуазные революции. Франция не стала исключением, революции 1789-1794 гг., 1830 и 1848 гг. открывали дорогу «свободе, равенству и братству».

Однако рыночные отношения не терпят равенства и братства. Социальные противоречия еще более обострились. Художественная литература живо реагирует на происходящее. Искусство сразу после разочарований в достижениях Великой революции уходит в романтизм, во внутренний мир героев, спеша-

щих на помощь. Но романтизм - мир иллюзий и отвлеченности от реальных событий. Проблемы никуда не исчезли. Последующие революции, установление республики, привели к новым разочарованиям, оказывалось, что искусство не решает задачи переустройства общества на социально справедливой основе. В среде интеллигенции в середине XIX в. появляется идея служения искусства самому искусству, примером тому может служить создание литературного объединения «Парнас». Члены объединения не видели пользы ни в романтизме, ни в реализме.

Если идея, связанная с будущим, провалилась, значит, объектом искусство должна стать повседневность. Эта идея выльется к

концу XIX в. в «Философию жизни», которая отрицает необходимость фокуса на будущее и ориентирует внимание, в том числе и искусства, на проблемы повседневности. Основатель философии истории итальянский философ Д. Вико приходит к выводу о несостоятельности теории поступательного прогресса общественного развития, история повторяется, следовательно, стоит ли акцентироваться на будущем? Повседневность - вот история, ее делают люди.

Буржуазное общество формирует новые типы отношений, игнорирующие родовую принадлежность, тесные родственные связи. Важны отношения, поддерживаемые коммерцией, денежной выгодой, предпринимательством. Нужен новый герой, способный на авантюризм и риск. Героем нового времени становится Робинзон Крузо Даниеля Дефо. Среда формирует личность и характер. Реализм как раз дает возможность соотносить форму и содержание как логические соответствия. Если рыночные отношения с вечной погоней за прибылью рождают социал-дарвинизм, задача искусства - этому препятствовать. Душа человека, его духовность, добродетель, нравственность - вот что необходимо культивировать искусству, вот чему оно должно служить. В этом плане легко поддаться на подмену. Функцию религии можно невзначай или сознательно заменить ролью искусства. В этом заблуждении вся беда нашего современного общества.

Для Гюстава Флобера искусство вполне заменяет религию, оно само становится религией. Он дитя своей эпохи, через него проходят все идеи, господствующие в то время, и он делает свой выбор. Писатель отрицает поступательность общественного прогресса, не поддерживает «чистое искусство», концентрируется на повседневности, в ней страдания человека, в противоречиях и несовершенстве окружающего его мира, счастье принципиально невозможно. Ответа на вопрос, в чем счастье, Флобер не дает, предоставляя нам возможность самим это решать. Для творческой интеллигенции его времени - это декаданс. Флобер - пограничная ситуация: романтизм -реализм - критический реализм - натурализм - модернизм. Как и все знаменитые писатели, Флобер - провидец, в частности, он показал, что у человечества нет будущего в системе

бездуховного, безнравственного существования, он бичует окружающий его мир пошлых, низких влечений, сталкивая иллюзии романтизма и реальность.

Совокупными составляющими поэтики романа следует считать художественно-эстетические и стилистические качества, тесную связь составляющих морфологию произведения элементов1. Целью поэтики служит скрупулезное, детальное описание сторон строения литературного произведения, его систематизации, формализации или теоретической «модели» литературного жанра.

Реализм предполагает воспроизведение действительности такой, какова она есть на самом деле. Героем становится лицо буржуазных слоев, детально прорисован внутренний мир, психологизм, мотивы и причины поступков. Изображается или трагедия разорившегося неудачника, или механизм не совсем чистоплотного обогащения. Показана борьба двух стихий: традиции - уважение к ценностям прошлого, главенство гуманитарных наук, и увлечение эмпиризмом, естественными науками и атеизмом, отрицание гуманистических ценностей, что в дальнейшем у И.С. Тургенева мы встретим в виде нигилизма. Среда обитания человека дается в подробнейших, мельчайших деталях. Здесь важно все: костюм, мебель, посуда, интерьер, все отражается на психологии героя. Кажущиеся на первый взгляд мелочи объясняют значимые, судьбоносные явления. На протяжении произведения виден динамизм изменения характера героя, его совершенное перерождение на фоне окружающей его среды. При этом автор оставляет за собой выбор: или отстраниться от комментирования и характеристики героя, или пояснять читателю, что же происходит с героем. Жанр социального романа становится особенно популярным. Общество, окружение, место, воспитание, образование, уровень достатка, -словом, естественная реальность «виновна» в формировании жизненных устоев героев. Роман Флобера «Госпожа Бовари» на уровне высшего «пилотажа» может служить ступенькой от критического реализма к натурализму.

1 Денисова Г.Л. Преимущества комплексного подхода к исследованию сравнения (на материале немецкого языка). - Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия «Гуманитарные науки и образование». - Тольятти: ВУиТ, 2015. - № 2(18). - С. 31-43.

Структурно роман состоит трех частей и тридцати пяти глав. Временные рамки охватывают период с 1827 по 1856 гг. Для истории время совсем мизерное, но для главных героев это целая жизнь.

Флобер долгое время жил в провинции, он хороший ее знаток, и место действия романа - провинция: Руан, Тост, Ионвиль. Города, похожие один на другой. Новое время формирует похожесть, тип, однообразие, унификацию. Если в больших городах переход к новому набору ценностей осуществляется скоро и менее безболезненно, то провинция испытывает культурный шок.

В основе сюжета, которому автор уделяет менее трети текста, лежит банальный адюльтер. Жена изменяет нелюбимому мужу, он ни о чем долгое время не догадывается, так как очень любит ее. Все заканчивается трагедией: главная героиня кончает жизнь самоубийством, выпив яд. Но незатейливый сюжет - это точка, от которой, как от центра, расходятся «круги» глубоких идейно-философских проблем. Экспозиция, которой отведено больше всего места, используется автором для детализации причин и оснований трагического итога.

В романе использована кольцевая композиция - в начале мы видим Шарля Бовари и в конце - его же. Непригляден он в начале, более чем трагичен и в конце романа.

Мы склонны считать, что при всем названии романа «Госпожа Бовари» самым главным героем является Шарль. Его жена Эмма служит инструментом, с помощью которого автор раскручивает мысль о трагедии простого обывателя, его никчемности. Эмма, как и все остальные герои - фон трясины, в которой находится рядовой человек нового времени. В то же время, все герои - фон трясины, в которой находится Эмма, и это можно отнести к каждому из героев, - замечательная особенность реалистического романа. Личность формирует общество, общество формирует личность. Натурализм же остановится на детерминации среды.

Как бы то ни было, Шарль заботится о семье, он созидатель, он работает, другое дело, насколько ответственно. Эмма - паразитирующий элемент, разрушитель. Никакой пользы не приносит ни мужу, ни ребенку, следовательно, ни обществу. Кроме того, убивает себя

и косвенно своего мужа. У нас не сложилось впечатления, что автор сострадает Эмме, скорее он сострадает обществу, которое обречено на несчастье разочарований, - кто бы ни был у руля власти в ходе демократических выборов, буржуазное общество основано на реализации интересов в первую очередь преуспевающего бизнеса.

Французское литературоведение ввело в оборот понятие «боваризм», что означает обман романтических мечтаний, иллюзорность, искаженное понимание человеком себя и своего назначения в мире. И как утверждает Н.Ф. Ржевская, трагедия Эммы, трагедия не одного сюжета, а общечеловеческая .

Флобер придерживался убеждения, что не все мысли способен озвучить словами. И как результат - «несобственно-прямая» речь, которую использует Флобер для характеристики глубины чувств и переживаний героев, метод работы с текстом, названный самим автором как «подсознательная поэтика». Н.Ф. Ржевская замечает, что с Флобера берет начало история современного литературного стиля во Франции.

Особенное отношение сложилось у Флобера к авторской позиции, ее в произведениях не должно было быть заметно. По его мнению, читатели сами должны делать выводы, а не руководствоваться назиданиями автора.

На наш взгляд, хотя автор не делает выводов, но опосредованно, через слова героев, описание деталей местности, пейзажа, убранства и т.п. его позиция достаточно ясно проступает. И.В. Кабанова на сей счет замечает, что истинную полноту души, по убеждению Флобера, могут выразить самые простые метафоры. Флобер стремился к совершенной форме романа через отсутствие субъективности, он отказывал себе в праве оценивать и судить, заявляя, что все, что он любит, в написанной им книге отсутствует3.

Выросший в семье врача, Флобер сравнивал свой писательский труд с анатомией, он как скальпелем вскрывал пером все пороки современного ему общества.

1 Ржевская Н.Ф. История всемирной литературы. В 9 т. - М., 1991. - Т. 8 - С. 259.

2 Там же. - С. 255.

3 Кабанова И.В. Зарубежная литература. - Саратов: Лицей, 2002. - С. 123.

Таким образом, художественно-эстетические и стилистические качества, тесная связь составляющих морфологию произведения элементов, скрупулезное, детальное описание сторон строения литературного произведения, его систематизации формализации или теоретической «модели» литературного жанра позволяют говорить об особой поэтике флоберовского романа.

Сюжет романа «Госпожа Бовари» раскрывает жизнь провинции в определенном историческом пространстве, а именно во второй половине XIX века. Гюстав Флобер конкретно указывает: «.. .от 19 вентоза XI года Республики»1, это время становления во Франции новых, буржуазных отношений, время серьезнейших, глубочайших социальных подвижек, и общество вынуждено реагировать на глобальные экономические изменения. Народ творит историю, а история формирует жизненные ориентиры. Буржуа для Флобера - человек позитивный и ограниченный, жадный к деньгам и глубоко презирающий тех, кто его не интересует; это олицетворение утилитарного и материалистического общества. На фоне жестких рамок выживания появляется мещанская мечтательность. Автор незатейливым сюжетом с банальным адюльтером масштабно раскрывает всю нелепость борьбы главной героини за призрачное счастье.

Большое внимание уделено форме романа. Демонстрируя беспричинным и бесполезным блеском ничтожество жизни, Флобер показывает красоту, как невозможное и непостижимое, к которой можно прийти только путем реализма.

Герои романа «Госпожа Бовари» - это повседневные персонажи, их психологический анализ автор заменяет детальным описанием предметов и пейзажа, которые окрашивают чувства героев. Описания предметов или явлений проводится глазами героев, этим Флобер добивается внеавторской оценочной позиции, предоставляя читателю самостоятельность в оценке.

На наш взгляд, достаточно полный анализ стратегии и техники изложения, символики и художественных деталей дается в «Лекциях по зарубежной литературе»2, где В.В.

1 Там же. - С. 66.

2 Набоков, В. Лекции по зарубежной литературе. - СПб.: Азбука, 2014.

Набоковым упоминаются следующие приемы Флобера:

- «и» после точки с запятой, например: «. не мог удержаться, чтобы не трогать ежесекундно ее гребня, колец, косынки; он то крепко и звонко целовал ее в щеки, то легонько пробегал губами по всей ее голой руке, от пальцев до плеча; и она, улыбаясь и слегка досадуя, отталкивала его, как отгоняют надоевшего ребенка»3;

- развертывание автором зрительной пейзажной перспективы для читателя, например: «От большой дороги в Буасьере ответвляется проселок, отлого поднимается на холм Ле, откуда видна вся долина. Речка делит ее как бы на две области различного характера: налево идет сплошной луг, направо - поля. Луг тянется под полукружием низких холмов и позади соединяется с пастбищами Брэ, к востоку же все шире идут мягко поднимающиеся поля, беспредельные нивы золотистой пшеницы. Окаймленная травою текучая вода отделяет цвет полей от цвета лугов светлой полоской, и, таким образом, все вместе похоже на разостланный огромный плащ с зеленым бархатным воротником, обшитым серебряным позу-

4

ментом.» ;

- манера передавать внутренний психологизм героев их бессмысленными репликами: «Не зная, о чем говорить дальше, аптекарь слегка раздвинул оконные занавески. - А вон тюваш идет. - Тюваш идет, - как эхо, повторил за ним Шарль»5;

- использование метафор, в раскрытии внутреннего мира героев, например: «... наслаждения вытоптали его сердце, как школьники вытаптывают двор коллежа; там не пробивалось ни травинки, а все, что там проходило, было легкомысленнее детей и даже не

оставляло, подобно им, вырезанных на стене

6

имен» ;

- особый прием, который обозначает как метод прерываний разговоров или линий мысли: « - Вы, конечно, немного утомлены, сударыня? Наша «Ласточка» так ужасно трясет! -Да, это верно, - сказала Эмма. - Но меня все-

3 Флобер Г. Госпожа Бовари. Провинциальные нравы / Пер. с фр. Н. Любимова. - Саратов: Приволж кн. изд-во, 1980. - С. 29.

4 Там же. - С. 54.

5 Там же. - С. 239.

6 Там же. - С. 148.

гда радуют переезды. Я люблю менять обстановку. - Какая скука быть вечно пригвожденным к одному и тому же месту! - вздохнул клерк. - Если бы вам, - сказал Шарль, - приходилось, как мне, не слезать с лошади... - А по-моему, что может быть приятнее? - отвечал Леон, обращаясь к г-же Бовари, и добавил: -Когда есть возможность»1. Набоковым также отмечены изящные структурные переходы внутри глав романа и от одной к другой; символы, сравнения, детали внешностей, туалетов, тема мечтаний и конская тема2.

Нам, в свою очередь, хотелось бы отметить, что сквозной линией, проходящей через весь роман, его «утком», является антиклерикализм. Антицерковной идеей в нем пропитаны практически все персонажи, за очень редким исключением, например, матери Шарля.

Шарль и Эмма показаны как внецерков-ные люди: Шарля «вдруг потянуло к церкви. Но, боясь, как бы ему там не стало еще тоскливее, он зашагал прямо домой»3. «Ненавижу я вашего господа!»4. «К церковной догматике она сразу почувствовала отвращение». «Она не находила отрады в молитве... »5.

Антиклерикализм усиливается такими эпизодами, как: систематический приход в монастырь белошвейки, приносившей с собой воспитанницам любовные романы6; злобный взгляд Эммы на Бовари-мать, когда та советовала невестке требовать от слуг исполнения всех церковных обрядов; описание только что отстроенной церкви, но уже с подгнившим вверху сводом, где «на его голубом фоне по-

7

являются темные впадины» ; реплики о невежестве попов: «... сами погрязли в позорном

невежестве и хотят погрузить в его пучину

8

народ» , - хотя эта реплика звучит из уст самого невежды - Оме; «крещение» шампанским: «В конце концов старик Бовари велел принести ребенка и принялся крестить его, поливая ему на головку шампанское из стака-

1 Там же. - С. 61.

2 Набоков, В. Лекции по зарубежной литературе [Текст] / Владимир Набоков; [пер. с англ.: С. Антонова и др.] - Санкт-Петербург: Азбука, 2014. - С. 183-238.

3 Флобер Г. Госпожа Бовари. - С. 27.

4 Там же. - С. 240.

5 Там же. - С. 157, 158.

6 Там же. - С. 31.

7 Там же. - С. 55.

8 Там же. - С. 62, 153, 236.

на» , отсутствие духовенства на сельскохозяйственной выставке10 - тождеству прогресса. В саду у молодых Бовари находилась гипсовая скульптура священника, интересна ее трансформация: «В глубине, под пихтами читал молитвенник гипсовый священник», затем «У священника в треугольной шляпе, читавшего молитвенник под пихтами возле изгороди, отвалилась правая нога, потрескался гипс от мороза, лицо покрыл белый лишай», и в итоге при переезде из Тоста в Ионвиль«... от сильного толчка на мостовой в Кенкампуа упал с повозки и разбился на мелкие куски!»11 Единственный раз в романе мы встречаем утверждение: «Кто не верит в Бога, тот плохо кончит»12, - слова все той же Бовари-матери. Надо отметить, популярное в то время вольтерьянство действительно внедряло в умы отрицание посредничества церкви между Богом и человеком, как организации, но отнюдь не отрицало веру, т.к. бездуховное общество обречено.

Наше внимание в романе привлекли противопоставления, усиливающие образы. Так красота Эммы, ее безукоризненные ногти, красивые волосы, ухоженные руки, приятный облик, еще более выигрывают, вступая в контраст с описанием первой жены Шарля: «К тому же вдова была костлява, зубаста, зимой и летом носила короткую черную шаль, кончики которой висели у нее между лопатками; свой скелет она, как в чехол, упрятывала в платья до того короткие, что из-под них торчали лодыжки в серых чулках, поверх которых крест-накрест были повязаны тесемки от ее огромных туфель»13.

Сапоги Шарля совершенно неприглядные: «И зимой и летом он ходил в высоких сапогах с глубокими складками на подъеме и с прямыми, негнущимися, словно обутыми на

14

деревяшку, головками» , входят в контраст с внешним видом образа мужа, созданного мечтами Эммы: «. с нею был бы только ее муж в черном бархатном фраке с длинными фалдами, в мягких сапожках, в треугольной шляпе и

9 Там же. - С. 69.

10 Там же. - С. 114.

11 Там же. - С. 67.

12 Там же. - С. 114.

13 Там же. - С. 19.

14 Там же. - С. 35.

кружевных манжетах!»1, и лаковыми сапогами Родольфа: «... панталоны в широкую полоску доходили до лодыжек, а под ними виднелись лаковые ботинки с нанковым верхом. Отлакированы они были до зеркального блеска, и в них отражалась трава» , «Родольф надел мягкие сапоги, - он был уверен, что Эмма никогда таких не видела»3.

Описывая одежду, Флобер мастерски характеризует слои общества: «Их одежда находилась в строгом соответствии с занимаемым ими положением в обществе - одни приехали во фраках, другие в сюртуках, третьи в пиджаках, четвертые в куртках.»4, «Фраки, сшитые, по-видимому, из более тонкого, чем у других, сукна, как-то особенно хорошо на них сидели»5, «Все эти господа были похожи друг на друга. .Жилеты у всех были бархатные, шалевые; часы у всех были на ленте с овальной сердоликовой печаткой; все упирались руками в колени и широко раздвигали ноги, на которых недекатированное сукно панталон блестело ярче, нежели на ботфортах кожа»6. Вид типичного буржуа наблюдаем в одежде аптекаря Оме: «На нем был черный фрак, нанковые панталоны с касторовым верхом и - ради такого торжественного случая - шляпа,

„7

шляпа с низкой тульей» .

По мере приближения к трагическому концу мы видим, как изменяется цвет платья Эммы от светлого - до черного: «Бледно-шафранового цвета платье было отделано тремя букетами роз-помпон с зеленью»8, «.обратив внимание на платье Эммы - голубое, шелковое, с четырьмя воланами.»9, «Черное платье, расходившееся книзу вее-ром.»10.

Можно отметить такие детали, дающие определенные сущностные дополнительные штрихи к персонажам:

- воланы на платье Эммы - это очень незатейливая, простая деталь украшения пла-

1 Там же. - С. 34.

2 Там же. - С. 102.

3 Там же. - С. 116.

4 Там же. - С. 24.

5 Там же. - С. 41.

6 Там же. - С. 104.

7 Там же. - С. 99.

8 Там же. - С. 40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Там же. - С. 162.

10 Там же. - С. 188.

11

тья ;

- красное лицо священника, и атлетическое телосложение12 - совсем не вяжется с духовностью и телесным аскетизмом;

- желтые занавески - почему именно желтый цвет, не ассоциация ли это с цветом стен в психиатрических лечебницах;

- скаредная песенка нищего в момент, когда Эмма умирает, объясняющая причину этой смерти: «Вдруг ветер налетел на дол, и мигом ей задрал подол»13;

- живые спящие, но в сущности своей покойники: «Надутые, насупленные они сидели друг против друга, выпятив животы; .и тот и другой были теперь неподвижны, как лежавшая рядом покойница, которая тоже, ка-

14

залось спала» .

Предвестниками трагического конца служат символы, используемые автором в завершении первой части романа: «Свернувшиеся на огне бумажные венчики долго порхали черными мотыльками в камине и наконец улетели в трубу. В марте, когда г-жа Бовари уезжала с мужем из Тоста, она была беременна. Во-первых, выражение «улетели в трубу», как символ утраты; во-вторых, «беременна», как символ бремени, тяжести15.

При небольшом объеме, благодаря деталям, символам и описаниям создается впечатление, что роман огромен.

Таким образом, проведя определенный литературоведческий анализ, мы можем утверждать, что тщательно выписанные сцены, детали, торжественная серьезность, высокий слог, сложные эпитеты, интонация, сравнительные образы героев, техника построения сцен, переплетение анализа и диалога, опирающееся на тщательные документальные изыскания описание нормандской провинции, - все это говорит об особой писательской технике Гюстава Флобера и служит основанием к соотнесению романа с поэмой в прозе.

Поэтика романа Флобера включает скрупулезное, детальное описание сторон строения произведения, его систематизацию, формализацию или теоретическую «модель» жанра, следовательно, структура, художе-

11 Там же. - С. 48, 162.

12 Там же. - С. 59.

13 Там же. - С. 238.

14 Там же. - С. 242.

15 Там же. - С. 53.

ственно-эстетические и стилистические качества, тщательно выписанные сцены, детали, высокий слог, сложные эпитеты, интонация, сравнительные образы героев, техника построения сцен, - позволяет говорить об особой поэтике произведения. Образ главных героев, не сумевших быть счастливыми, сформирован автором на основании окружающей их среды. Автор создает образы типичных представите-

лей человеческого общества всех времен, невольно заставляя читателя соотнести себя с кем-то из своих героев, давая посыл к самооценке, что, несомненно, важно для каждого из нас. Нравственные идеи, звучащие в романе «Госпожа Бовари», актуальны для современности с позиции выбора человеком своего места в жизни общества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Витковская, Н.Г. Проблема искажения фактов в современных СМИ // Журналистика в 2007 году: Сб. материалов Всерос. научно-практ. конф. - М.: Изд-во факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008.

2. Денисова, Г.Л. Преимущества комплексного подхода к исследованию сравнения (на материале немецкого языка) // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - Тольятти: ВУ-иТ, 2015. - № 2(18).

3. Елизарова, М. Е. История зарубежной литературы XIX века / М.Е. Елизарова Б.И. Колесников С.П. Гиждеу Н.П. Михальская. - М.: Просвещение, 1972. - 623 с.

4. Жданова, А.В. Авторские стратегии раннего творчества Г.Флобера // Пушкинские чтения - 2011. «Живые традиции в литературе: жанр, автор, герой, текст»: материалы XVI международной конференции. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011.

5. Жданова, А.В. Как закалялся стиль (заметки о первом «Воспитании чувств» Флобера // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальный проблемы науки и практики» // Гуманитарные науки и образование. Часть III. - Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева, 2010.

6. Жданова, А.В. «Когда мы готовили уроки.» (Становление повествовательных стратегий в раннем творчестве Г. Флобера) // Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» // Гуманитарные и социальные науки, образование. Часть II. - Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева, 2011.

7. Жданова, А.В. «Он писал, не заботясь о стиле.» (Раннее творчество Флобера как полигон авторских стратегий) // «Текст: филологический, социокультурный, региональный и методический аспекты»: материалы IV Международной научной конференции (Тольятти, 17 - 19 ноября 2011 года): в 2 ч. / отв. за вып. Б.В. Тюркин, И.А. Изместьева, М.Г. Соколова. - Тольятти: ТГУ, 2011.

8. Иващенко, А.Ф. Гюстав Флобер: Из истории реализма во Франции / Акад. наук СССР. Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького - М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1955. - 491 с.

9. Исакова, Т.Б. Модернизация самостоятельной работы студентов журналистов // Вопросы теории и практики журналистики. - 2014. - № 4(8). - С. 125-130.

10. Кабанова, И. В. Зарубежная литература. - Саратов: Лицей, 2002. - 269 с.

11. Мамушкина С.Ю., Стариннова Т.Б. Креолизованные тексты карикатуры в педагогическом дискурсе (на материале английского языка) // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2014 - №4(17).

12. Модина, Г. И. Мировоззрение Флобера и художественный мир романа «Госпожа Бовари» // Культурно-языковые контакты. - Владивосток, 2000. - 229 с.

13. Набоков, В. Лекции по зарубежной литературе. - СПб.: Азбука, 2014. - 507 с.

14. Сент-Бев, Ш. «Госпожа Бовари» Гюстава Флобера // Сент-Бев Ш. Литературные портреты. Критические очерки. - М.: Худ. лит., 2000. - 156 с.

15. Флобер, Г. Госпожа Бовари. Провинциальные нравы / пер. с фр. Н. Любимова. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1980. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.