Научная статья на тему 'ОТРАЖЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ТРАДИЦИОННОГО ДОМА ТАДЖИКОВ ПАМИРА В ЕГО АРХИТЕКТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ '

ОТРАЖЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ТРАДИЦИОННОГО ДОМА ТАДЖИКОВ ПАМИРА В ЕГО АРХИТЕКТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мировое дерево / чорхона / столбы / уровни настила / очаг / world tree / chorhona / pillars / flooring levels / hearth

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ольга Владимировна Ладыгина

Автором предпринята попытка систематизировать результаты научных экспедиций в Горно-Бадахшанскую автономную область Таджикистана, проанализировать символическое пространство традиционного жилища таджиков Памира, отражающего их космогонические представления. Проведенное исследование одна из первых попыток представить философию традиционного дома таджиков Памира как модели Вселенной. Актуальность изучения объясняется необходимостью сохранения традиционного жилища как культурного наследия таджикского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL REFLECTION OF THE TRADITIONAL HOUSE OF THE TAJIKS OF PAMIR IN ITS ARCHITECTURAL SPACE

The comprehension of the ‘house’, as a cultural phenomenon, is connected with the idea of the cultural formation of a person, ensuring the existence of a person in the world and reflecting his picture of the world. As a model of the Universe, the philosophy of the traditional house of the Pamir Tajiks is presented based on the systematization of the available factual material, the results of the ethnological expeditions of 2017-2019. The study of the cultural semantics of the house as a phenomenon of traditional culture, which reflects the ideas of the people about the world and the world order, its value orientations. As a system of symbols, the usage of semiotic and functional methods allowed us to characterize the uniqueness of the traditional house of the Tajiks of Pamir. Also, this methodology helped to determine their significance in the ontological dimension of the life of local residents. The Pamiri house has a connection with the archaic cosmogonic concepts of the ancient inhabitants. Following this concept, the Cosmos was born out of Chaos in early spring due to sacrifice. Therefore, the construction of the house usually began in the spring with a sacrifice, which symbolizes the outflow of the male seed into the primary ocean. As a result, a World egg appears the seat of the father-progenitor (the owner of the house). The vertical composition of the house is associated with the antithesis value "top" -"bottom", which reflects the division of the World egg into the upper part the sky and the lower the earth. In this regard, the air is considered to be the space between them. The upper part of the dwelling is a stepped four-tiered dome, which ended with an opening that allows you to establish a connection between a person and the heavenly bodies, the deity. The air space is formed by supporting pillars, while one of the main pillars symbolizes the World Tree. It is the strength of the home, which connects heaven and earth, embodies the unity and well-being of the family. The central element of the interior of a traditional house is the hearth, the home altar. The hearth connects a person with the earth and the sky. The lower part of the living space is connected with the earthly life of the inhabitants of the house. Three levels of flooring, located in the central part, represent a structured space of the world surrounding a person. The internal space of the house is designed based on the binary oppositions: male and female, friend and strange, senior and junior, ancestors and descendants. An integral part of the interior is an ornament that arranges the space, performing a protective function and creating a joyful feeling of happiness and self-confidence. Despite the changes that occur in the way of life of a modern person, the traditional Pamir house retains its architectural appearance. The house is considered to be a combination of the sacred, aesthetic and utilitarian concepts. Its symbolic space reflects the spiritual foundations of the culture of the people. The traditional Pamir house is a unique artifact of Tajik culture, which worth global consideration by the UNESCO World Heritage List.

Текст научной работы на тему «ОТРАЖЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ТРАДИЦИОННОГО ДОМА ТАДЖИКОВ ПАМИРА В ЕГО АРХИТЕКТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ »

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2023. № 52. С. 63-73. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2023. 52. pp. 63-73.

Научная статья

УДК 130.2: 908(575.32)

doi: 10.17223/22220836/52/6

ОТРАЖЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ТРАДИЦИОННОГО ДОМА ТАДЖИКОВ ПАМИРА В ЕГО АРХИТЕКТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Ольга Владимировна Ладыгина

Российско-Таджикский (Славянский) университет, Душанбе, Республика Таджикистан,

friedrichii@rambler. ru

Аннотация. Автором предпринята попытка систематизировать результаты научных экспедиций в Горно-Бадахшанскую автономную область Таджикистана, проанализировать символическое пространство традиционного жилища таджиков Памира, отражающего их космогонические представления. Проведенное исследование - одна из первых попыток представить философию традиционного дома таджиков Памира как модели Вселенной. Актуальность изучения объясняется необходимостью сохранения традиционного жилища как культурного наследия таджикского народа. Ключевые слова: мировое дерево, чорхона, столбы, уровни настила, очаг

Для цитирования: Ладыгина О.В. Отражение философии традиционного дома таджиков Памира в его архитектурном пространстве // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2023. № 52. С. 63-73. doi: 10.17223/22220836/52/6

Original article

PHILOSOPHICAL REFLECTION OF THE TRADITIONAL HOUSE OF THE TAJIKS OF PAMIR IN ITS ARCHITECTURAL SPACE

Olga V. Ladygina

Russian-Tajik Slavonic University, Dushanbe, Republic of Tajikistan, friedrichii@rambler.ru

Abstract. The comprehension of the 'house', as a cultural phenomenon, is connected with the idea of the cultural formation of a person, ensuring the existence of a person in the world and reflecting his picture of the world.

As a model of the Universe, the philosophy of the traditional house of the Pamir Tajiks is presented based on the systematization of the available factual material, the results of the ethnological expeditions of 2017-2019.

The study of the cultural semantics of the house as a phenomenon of traditional culture, which reflects the ideas of the people about the world and the world order, its value orientations.

As a system of symbols, the usage of semiotic and functional methods allowed us to characterize the uniqueness of the traditional house of the Tajiks of Pamir. Also, this methodology helped to determine their significance in the ontological dimension of the life of local residents.

The Pamiri house has a connection with the archaic cosmogonic concepts of the ancient inhabitants. Following this concept, the Cosmos was born out of Chaos in early spring due to sacrifice. Therefore, the construction of the house usually began in the spring with a sacrifice, which symbolizes the outflow of the male seed into the primary ocean. As a result, a World egg appears - the seat of the father-progenitor (the owner of the house).

© О.В. Ладыгина, 2023

The vertical composition of the house is associated with the antithesis value "top" -"bottom", which reflects the division of the World egg into the upper part - the sky and the lower - the earth. In this regard, the air is considered to be the space between them. The upper part of the dwelling is a stepped four-tiered dome, which ended with an opening that allows you to establish a connection between a person and the heavenly bodies, the deity. The air space is formed by supporting pillars, while one of the main pillars symbolizes the World Tree. It is the strength of the home, which connects heaven and earth, embodies the unity and well-being of the family. The central element of the interior of a traditional house is the hearth, the home altar. The hearth connects a person with the earth and the sky. The lower part of the living space is connected with the earthly life of the inhabitants of the house. Three levels of flooring, located in the central part, represent a structured space of the world surrounding a person. The internal space of the house is designed based on the binary oppositions: male and female, friend and strange, senior and junior, ancestors and descendants.

An integral part of the interior is an ornament that arranges the space, performing a protective function and creating a joyful feeling of happiness and self-confidence. Despite the changes that occur in the way of life of a modern person, the traditional Pamir house retains its architectural appearance. The house is considered to be a combination of the sacred, aesthetic and utilitarian concepts. Its symbolic space reflects the spiritual foundations of the culture of the people. The traditional Pamir house is a unique artifact of Tajik culture, which worth global consideration by the UNESCO World Heritage List. Keywords: world tree, chorhona, pillars, flooring levels, hearth

For citation: Ladygina, O.V. (2023) Philosophical reflection of the traditional house of the tajiks of Pamir in its architectural space. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 52. pp. 63-73. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/52/6

Введение

Интеграционные процессы актуализируют сегодня проблему изучения, сохранения и развития культурных традиций и обычаев народов, включенных в активные межкультурные коммуникации. Механизмом оптимизации межкультурного диалога являются взаимная осведомленность народов, достоверные представления друг о друге. С другой стороны, активизация межкультурного взаимодействия способствует критическому изменению своей позиции, обогащает собственный социальный опыт, заставляет обратиться к культуре своего народа.

На современном этапе развития в мире происходят существенные изменения как в социальной, так и культурной сферах. Под влиянием современных тенденций развития многое из того, что имело когда-то ценность, теряет свою привлекательность. Так, например, атомизация общества, стремление комфортно обустроить свое жизненное пространство привели к его унификации, всеобщей усредненности. Меняется мировосприятие человека, утрачивается культурная самобытность. Именно эти процессы привели к необходимости осмысления дома как феномена культуры, связанного с идеей культурного становления человека, обеспечивающего существование человека в мире и отражающего его картину мира.

Дом строится на духовных ценностях культуры, обеспечивая взаимное притяжение людей [1]. Поэтому вопросы, относящиеся к изучению дома, являясь частью проблемы культурной картины мира, представляют собой важную составляющую социально-гуманитарного знания.

Дом относится к ряду всеобъемлющих антропологических и культурных констант в мыслительной традиции человечества. Изучение архитектурных

особенностей традиционного жилища таджиков предполагает обращение к фундаментальному этнографическому исследованию М.С. Андреева «Таджики долины Хуф», в котором систематизированы данные о быте и культуре таджиков верховья Амударьи. Архитектурным особенностям традиционного жилища таджиков посвящены работы многих ученых Таджикистана, однако они имеют описательный характер. Между тем важным представляется проанализировать эти особенности в контексте ценностных представлений обитателей жилища, определить символические смыслы, которые вкладывал в них человек - носитель традиционной культуры, и выявить динамику трансформации этих представлений.

Изучение культурной семантики дома как феномена традиционной культуры, в котором отражаются представления народа о мире и мировом порядке, его ценностные ориентации, а также выявление исторически обусловленных изменений в его интерпретации являются актуальной научно-исследовательской задачей, которая позволяет не только охарактеризовать уникальность традиционного жилища, но и обосновать необходимость его сохранения как объекта культурного наследия народа.

С целью изучения повседневной культуры жителей Горного Бадахшана кафедра культурологии Межгосударственного образовательного учреждения высшего образования «Российско-Таджикский (Славянский) университет» совместно с Национальным музеем Таджикистана при исполнительном аппарате президента Республики Таджикистан организовали научные экспедиции в 2017-2019 гг. в Горно-Бадахшанскую автономную область Республики Таджикистан. Методом включенного наблюдения и интервьюирования был собран эмпирический материал.

Проблематизация эмпирического материала позволяет теоретически осмыслить традиционный дом таджиков как прецендентный феномен культуры. Дом представляет собой один из ключевых культурных символов. Его интерпретация раскрывает особенности мировосприятия народа, его представления о мире и месте человека в нем, ценностные ориентации, понимание гармонии быта. Эти представления изменяются со временем. Подобные трансформации отражают те изменения, которые происходят в культурной картине мира народа.

Традиционный дом таджиков Памира - чид, что в переводе с шугнанско-го означает большой дом. Обозначение жилища как большого дома связано с тем, что в нем проживала большая патриархальная семья, которая состояла из нескольких семей одного рода. В одном доме могли проживать одновременно 15-20 человек. По свидетельству Хисравбека Мамадбека, старейшего жителя кишлака Рендон Ишкашимского района, количество живущих доходило до 45 человек, т.е. в доме проживало 8-9 семей одного рода.

В таких домах в XIX - первой половине ХХ в. проживало до 80 человек, а количество колыбелей доходило до 9 [2. С. 431]. Поэтому необходимо было определенным образом организовать жизнь домочадцев, создать упорядоченный мир, внося в него сакральные смыслы. Изучение символического пространства традиционного дома предполагает осмысление и анализ его интерпретации в рамках конкретной культурной традиции. В статье объектом исследования является традиционное жилище таджиков Памира - чид.

Исследование явлений культуры требует не только их описания, но и поиска того, что концептуально связывает различные признаки в единое целое, определения механизмов изменения форм культуры. Семантика чида исследована на основе культурологического подхода, который позволяет определить смысловое поле в культурной картине мира бадахшанцев - строителей чида. Использование семиотического и функционального методов позволило охарактеризовать своеобразие чида как системы символов, а также определить их значение в онтологическом измерении быта местных жителей. На основе кросскультурного анализа рассмотрены изменения в интерпретации символического пространства, обусловленные влиянием религии и идеологии.

Культурологический подход позволяет акцентировать внимание на то, как факт переживается, осмысливается человеком, какое воздействие оказывает на социокультурную мотивацию действий и поступков человека, как влияет на социопсихологическое состояние общества.

Человек, обустраивая свой дом, ограждал себя от разрушительных внешних воздействий. Дом - свое пространство, свой мир, свой космос в отличие от внешнего чужого и враждебного хаоса. Человек возводил не просто свое местожительство, он упорядочивал жизненное пространство.

Как справедливо отмечает Н. Рябчун, дом в традиционной культуре воспринимался как образ Вселенной: «Человек собирался создавать свою Вселенную - маленькую, домашнюю, но вполне настоящую, и в ней должно быть все по подобию большой Вселенной» [3. С. 15]. Поэтому создание дома представлялось священнодействием, подобным сотворению мира.

Выбор места для строительства имел главной целью использовать особенности естественной среды, гармонично и непротиворечиво вписаться в природу [4. С. 18-19]. Этот вывод Н.Н. Пиликина о строительстве домов в традиционной культуре подтверждается результатами полевых исследований. Традиционный дом таджиков должен был слиться с горным пейзажем и стать незаметным своими каменными стенами и плоской, засыпанной землей кровлей. Это было требованием безопасности. Дом строили у подножия горных массивов еще и с тем, чтобы при любой опасности можно было уйти в горы. Не строили домов на местах, где когда-то были кладбища. При выборе места строительства дома обращали внимание и на опасности природного характера - места возможного схода селевых потоков и горных обвалов. Поэтому обращались за советом к старейшим жителям селения.

Начинали строительство обычно весной, чтобы до начала холодов его закончить. Кроме утилитарного смысла, время начала строительства имело и сакральный смысл. Согласно архаическим представлениям, Космос рождался из Хаоса ранней весной на стыке старого и нового года [3. С. 24]. Худоербе-кова Давлатпочо, 78-летняя жительница кишлака Зигар Дарвазского района, сравнивает начало строительства традиционного дома с рождением, поясняя, что весна - самое удобное время для начала строительства, когда вся природа зацветает и зарождаются плоды. В ее представлении дом как живое существо тоже должен «родиться» весной.

К строительству традиционного дома готовились задолго до его начала. Основная проблема была в наличии древесины, вернее, в ее недостатке. Зафар Лайлиев, житель города Хорога, рассказывал, что когда рождался сын,

то отец высаживал тополя для строительства кровли и деревянных частей дома, в частности, балок и столбов. Выбор пирамидального тополя объяснялся тем, что рос он сравнительно быстро и имел прямой и длинный ствол.

М.С. Андрев обратил внимание и на то, что тополь в благоприятных условиях может прослужить долго [2. С. 435]. И действительно, в старых домах, которым насчитывается более 100 лет, деревянные части, сделанные из тополя, хорошо сохранились.

Однако практическое значение дерева в традиционной культуре объяснялось и его сакральными свойствами. Тополь, как и другие деревья, наделялся мистическими свойствами. Несмотря на то, что тополь не плодоносит, он обладает свойством вбирать в себя негативную энергию. Поэтому во многих традиционных культурах его высаживали вблизи жилищ. Считалось, что дерево облегчает жизнь.

После рубки деревьев их стволы сушили от года до двух. Стены возводили из камней, тщательно подгоняя один камень к другому и скрепляя их глиной. Для крепости стен между камнями укладывали бревна. Сегодня при строительстве традиционного дома используют цемент.

Постройка дома и сам дом имеют связь с архаичными космогоническими представлениями древних жителей. Наиболее архаичный космологический архетип, повсеместно распространенный среди индоевропейских народов, -Мировое яйцо. Оно символизировало гармонию всего сущего, совершенное в самом себе, Вселенную. Из него был сотворен мир. Поэтому Мировое яйцо как символ постоянно возобновляющейся жизни является средоточием витальной силы, символом плодородия, непрерывного начала всех начал. Этим определяется его основная культурная семантика [5].

В Законах Ману, одном из самых известных древнеиндийских литературных источников, космогенез начинается с истечения мужского семени в первичный океан. В результате появляется золотое яйцо - местопребывание творца-прародителя [6. С. 13]. В этой связи интересным представляется один из обрядов жертвоприношения при строительстве традиционного жилища бадахшанцев. Строительными жертвами обычно становились домашние животные. В Бадахшане повсеместно в роли строительной жертвы оказывался баран. Жертву приносили дважды. Первый раз барана резали при закладке фундамента дома и второй - после того, как были возведены стены и две несущие поперечные балки. На ближайшей к входу в помещение балке резали барана так, чтобы его кровь стекла по ней на землю. Таким образом, жертва обеспечивала успешное завершение строительства, а также благополучную жизнь в доме.

Обряд жертвоприношения восходит к архаическим представлениям о том, что условием возникновения мира, соотносимого с понятиями порядка и красоты, является жертвенность. В древнеиндийской Ригведе, например, речь идет о первом человеке Пуруше, которого боги принесли в жертву, расчленив его тело на части, из которых создали неживую и живую природу, людей. Если мир, согласно мифологическим представлениям, был создан благодаря жертве, то и строительство дома начиналось с жертвоприношения.

Сотворенное золотое яйцо, согласно Законам Ману, творец-прародитель разделяет надвое: верхняя половина - небо, нижняя - земля, а между ними -воздух [6. С. 13]. Подобная вертикальная композиция является структурным

качеством архитектурного построения традиционного дома таджиков Памира. Ее содержательный смысл связан с ценностной антитезой «верх» - «низ».

Верхняя часть жилища - чорхона - ступенчатый четырехъярусный купол, устанавливаемый над балками посередине помещения. В переводе с таджикского языка чорхона - четыре дома. Согласно древним арийским представлениям, каждый ярус символизировал определенную стихию: землю, воду, ветер и огонь. «Из этих же стихий, согласно древним представлениям, бог сотворил человека», - рассказал во время этнологической экспедиции Зоирбек Курбонбеков, 56-летний учитель математики кишлака Пиш Шугнан-ского района. Таким образом, дом и человек соотносились друг с другом как живые существа.

Чорхона завершалась отверстием - руз, которое выполняло функцию окна. Ведь стены традиционного дома не имели окон. Окна в стенах появились в 50-70-х гг. ХХ в., очевидно, под влиянием современных представлений о комфорте и безопасности.

Считается, что через это отверстие проходит в дом не только естественный природный, но и божественный луч света [7]. Как любое окно, руз символизировал свет, позволяющий установить связь человека с небесными светилами, божеством. Индоевропейский корень «1ик» означает светить. Отсюда этимологию слова «люк» в значении «окно» утверждает не без основания Н. Рябчун [8]. Окно - проводник света, связанное с другим окном - солнцем. В.Н. Топоров, изучая символику окна в традиционных культурах, приходит к выводу об их соприродности как носителей света [8]. Поэтому четвертый ярус чорхоны символизирует и солнце, и, несомненно, связан с почитанием солнца как источника света, тепла, самой жизни. Он открыт для проникновения света и устанавливается в последнюю очередь.

Воздушное пространство образуется за счет несущих столбов, символизирующих еще один архетип - Мировое дерево, систематизирующий элемент Космоса-порядка, который В.Н. Топоров не без основания относит к универсальному знаковому комплексу [9].

В традиционном доме бадахшанцев символ Мирового дерева - главный столб - «мухимтарин», который связывает между собой небо и землю. Он расположен слева от входа и устанавливается при строительстве первым.

К нему принято относиться с особым почтением, о чем свидетельствует и его название, распространенное в рушанских селениях, - «хе-сетан» -«царский столб». Как подмечено в исследовании М.С. Андреева, согласно старому поверью, этот столб управляет домом [2. С. 445]. Он олицетворяет единство и благополучие семьи, крепость жилища. Во время землетрясения, рассказывают жители кишлака Пиш Шугнанского района, люди держатся именно за этот столб. По словам Амруло Назарова, жителя кишлака Зигар Дарвазского района, этот столб называют также саломга - приветственный. При входе в дом сначала здороваются с ним и только после с хозяевами дома. Эта традиция, описанная М.С. Андреевым, сохранилась до наших дней. На этом столбе устанавливался деревянный светильник, в который вставлялся промасленный травяной стержень. Согласно исмаилитской традиции, это столб Мухаммада - посланника Аллаха.

Ислам переработал многие древние культы, придав им мусульманскую окраску, что не позволяет, как справедливо отмечал в своем исследовании

А.З. Лашкариев, сделать однозначные выводы и приписывать ту или иную традицию к какой-то определенной эпохе [10].

Кроме этого столба, дом держится еще на четырех, устанавливаемых внутри дома, каждый из которых тоже имеют свою семантику. Согласно зоро-астрийской традиции, столбы символизировали стихийные силы природы - воду, воздух, огонь и землю, которые были упорядочены человеком в пространстве дома-космоса, укрощены и поставлены ему на службу. Из формата зороастризма эти представления перешли в ислам. С точки зрения исмаилиз-ма, столбы олицетворяют «Пять чистых тел» (Панч тани пок). Столб, олицетворяющий воздух, стал символом имама Али (справа от главного столба), столб - символ воды, покровительствующий женщинам, стал олицетворять Биби Фотиму Захро, жену имама Али (справа от входа). Вход образован столбами, один из них, символизировавший огонь, который сохранял тепло в доме, стал олицетворять имама Хусейна. Другой, - символизирующий землю, -имама Хасана. Между этими столбами устанавливается плоская широкая доска - «бучкаич» - символ неба. С шугнанского буквально - «убиватель козлов». Очевидно, это связано с тем, что на эту перекладину подвешивались туша животного, рога горного козла. Местные жители верили, что это обеспечит обилие мяса в доме [2. С. 449]. Рога горного козла устанавливали на бучкаиче в качестве оберега. Горный козел - священное животное в представлениях арийцев. Его обережная функция, как указывает в своем исследовании А. Шохуморов, связана с тем, что в горном козле совершались восьмая и девятая инкарнации Вэртрангы - Бахрама - ангела Победы [11. С. 78]. Очевидно, с этим же обстоятельством связано поверье бадахшанцев о том, что если встать под перекладину, то можно обратиться к хозяину дома с любой просьбой, он обязан ее выполнить [1].

Две главные поперечные опорные балки, соединяющие столбы Мухаммеда и Али, Фатимы и Хасана / Хусейна символизируют два мира: материальный и духовный, отражая космологические представления арийской цивилизации; в исмаилитской философии - Мировой разум и Мировую душу.

Таким образом, если архитектурное решение традиционного дома практически не изменялось на протяжении нескольких веков, интерпретация символики его архитектурных элементов меняется под влиянием религиозных представлений.

Центральным элементом интерьера традиционного дома таджиков Памира является «кицор» (оташдон) - место для разведения огня, очаг, без которого строительство дома не имеет смысла и является одним из ритуальных необходимостей при проведении торжеств, религиозных мероприятий [12]. Обожествление домашнего очага - закономерность, характерная для традиционных культур.

Сегодня очаг устанавливают исходя из практических соображений, там, где удобно хозяйке. Очаг является наиболее сакрализированным элементом домашнего интерьера, своеобразным домашним алтарем. С ним связаны все значительные события членов семьи. Именно с очагом прощается невеста, покидая дом родителей.

Очаг связан с огнем, теплом, энергией, пищей. Он является источником жизни, поэтому его нельзя осквернять своими недобрыми словами, мыслями

и поступками. Такова традиция, имеющая зороастрийские корни. Очаг связывает человека с землей и небом. Дым, поднимавшийся от него, выходил в чорхону. Оттого чорхоны в старых домах, построенных 150-300 лет назад, прокопчены до черноты и пропитаны запахом гари.

Нижняя часть жизненного пространства связана с земной жизнью обитателей дома. Три уровня настила - дуканы, расположенные в центральной части дома, представляют собой структурированное пространство мира, окружающего человека. Первый уровень, чалак-сандж, расположенный рядом и вокруг с местом разведения огня, символизирует неодушевленный мир, второй уровень, лошнух-сандж, - растительный мир, вегетативную душу, третий уровень настила, барнех-сандж, - животный мир, чувственную душу [7]. Внутреннее пространство дома упорядочивается на основе бинарных оппозиций: мужское / женское, свой / чужой, старший / младший, предки / потомки. У каждого члена семьи с учетом возраста и пола было свое место.

Так, например, настилы у очага являются главным местом хозяйственной деятельности женщин. На настилах, расположенных напротив входа, спят младшие члены семьи. Здесь проводят первые трое суток молодожены. Это место, на которое до похорон укладывают тело умершего члена семьи [2. С. 463]. Таким образом, это место связано с переходными состояниями членов большой семьи.

Напротив очага расположен главный настил - почетное место, на котором располагается старшая пара - хозяева дома или почетные гости. Олицетворяя дом с Мировым яйцом и Мировым деревом, древние строители считали его местом воспроизводства жизни, идеальным пространством, совокупностью противоположностей.

Дом для человека представлял собой замкнутое безопасное пространство. Связь с внешним миром осуществлялась через двери и окна. Эти элементы в символической структуре дома гармонизировали отношения с внешним миром и одновременно защищали от его вредоносных воздействий.

Согласно исламской традиции, дверь должна открываться в сторону Мекки (кибла). Об этой традиции известно в Дарвазском и Шугнанском районах. Есть и утилитарная версия - вход в дом должен быть с подветренной стороны, чтобы сохранить тепло. Согласно традиции охранную функцию выполняли не только двери, но и порог дома.

Ребенка с малых лет приучали не наступать на порог, почитать его и не осквернять ритуально нечистым [2. С. 443]. Для того чтобы в дом не проникала разрушительная сила, на дверях прикрепляли подковы, колючее растение, нож и другие острые предметы, согласно поверьям, отгоняющие злые силы.

Изображали солярные знаки разных видов: круги, розетки, спирали. Внутри круга часто изображали лучи-спицы. «Солнечные знаки, - пишет Н. Рябчун, - символизируют богатство, радость и хорошую судьбу, охраняют владельца от болезней, несчастий, оберегают не только отдельных людей, но и весь род» [3. С. 32]. Такое отношение к солнцу как источнику жизни, спокойствия и мира характерно не только для славянской культуры, о которой пишет исследовательница, но и для жителей Горного Бадахшана. Солярная символика изображалась и на бучкаиче - крестообразно расположенные лучи, свастика и другие вариации круга - символа солнца. Круг представляет

собой идеальную форму, к которой стремится тело в процессе своего вращения. Примечательно, что движения во многих традиционных танцах представляют собой вращение тела вокруг себя и по кругу [13]. Круг - символ совершенного поворота, под которым подразумеваются сутки, год, жизненный цикл человека.

Так как бучкаич обозначал границу между небом и землей, то на нем изображали не только солярные знаки, но и знаки земли - ромб и квадрат. Очевидно, ромб, квадрат в архаических представлениях бадахшанцев символизируют также дом, участок земли. Об этом свидетельствует название «чор-хона» - четыре дома, представляющие собой положенные друг на друга под углом 90 градусов четыре квадрата. С числом «четыре» ромб связан концептуально, символизируя идеально устойчивую структуру, полноту, завершенность действия.

Весьма распространенным элементом орнамента является зигзаг в форме ломаной или волнистой линии. В горизонтальном виде он символизирует воды земные, в вертикальном - воды небесные. Так как зигзаг ассоциируется с небесным божеством, то его изображение в вертикальном варианте встречается на столбах, на которых установлен бучкаич.

Основываясь на том, что этот древнейший орнаментальный знак, появившийся в эпоху неолита [8] и символизирующий счастливую и согласную жизнь обнаружен у разных народов, можно предположить, что и у бадахшан-цев он имеет то же обозначение.

В домах, построенных в 50-70-е гг. ХХ в., на бучкиик можно обнаружить пятиконечные звезды - советскую символику, которая отражает идеологию того времени.

В селении Синдев Рошкалинского района в заброшенном доме, построенным более 150 лет назад, были расписаны стены прихожей дома. Среди изображений можно обнаружить не только солярные знаки, но и символические стилизованные изображения рогов горного козла, ласточки, а также восьмиконечную звезду.

Такой магический знак в культуре древних балтов считался знаком счастья, его острые углы отпугивают всякое зло. Н. Рябчун описывает в своем исследовании истоки магических свойств этого знака, исходящих из «многократно перекрещенных линий и плоскостей, которых насчитывается 27 -„тридевять", число, связанное с лунным циклом» [8]. Если восьмиконечная звезда представляет собой графическое отображение лунного цикла, то можно предположить, что и в арийской культуре оно имело тот же магический смысл.

Таким образом, орнамент является неотъемлемой частью традиционного дома таджиков Памира, визуализируя мировосприятие человека, его представления о гармонии, графически устанавливая связь человека с Космосом. Орнамент не только упорядочивал пространство и выполнял обережную функцию, он создавал радостное ощущение счастья и уверенности в себе.

Дом представляет собой культурную картину мира, через его пространство осмысливаются ценности, он «одомашнивает» человека, упорядочивая его жизнь и внося в нее смысл. В доме реализуется природная необходимость в защищенности, обретается чувство физической и психологической безопасности; обеспечиваются процессы первичной социализации и инкуль-

турации; удовлетворяются витальные и духовные потребности. Несмотря на изменения, которые происходят в укладе жизни современного человека, традиционный дом бадахшанцев сохраняет свой архитектурный облик, генетически восходящий к домусульманским верованиям. В доме совмещается сакральное, эстетическое и утилитарное. Его символическое пространство отражает духовные основы культуры народа. Традиционный дом является уникальным артефактом таджикской культуры, достойным пополнить Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Список источников

1. Ladygina О. The culture of everyday life as an object of the tourist activity // Social & Behavioural Sciences. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.04.493

2. Андреев М.С. Таджики долины Хуф. Переизд. / под ред. Э. Кочумкуловой. Бишкек : Джем Кей Джи, ИИАЭ УЦА, 2020. Вып. II. 521 c.

3. Рябчун Н.П. Философия быта: Дом как средоточие Вселенной. М. : Летний сад, 2016. 136 с.

4. Пиликин Н.Н. Деревянное зодчество Севера. Архангельск : Правда Севера, 2005. 160 с.

5. Виноградова Л.Н. «Родила Оленька ребенка, без рук, без ног, одна - головенка»: Яйцо в славянской мифологии и магии // Славяноведение. 2011. № 6. С. 34-41.

6. Демин В.Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси. М. :Амфора, 2011. 447 с.

7. Мамадназаров М., Якубов Ю. Конструктивные и функциональные особенности Горно-бадахшанского ступенчатого потолка чорхона // Памироведение. Душанбе : Изд. АН РТ : До-ниш, 1985. Вып. 2. С. 34-57.

8. Топоров В.Н. К символике окна в мифологической традиции // Балто-славянские исследования. М. : Наука, 1983. С. 164-186.

9. Топоров В.Н. Мировое дерево. Универсальные знаковые комплексы. М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2010. Т. 1, 2. 944 с.

10. Лашкариев А.З. Похоронно-поминальная обрядность бартангцев (конец XIX - ХХ в.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2007. 31 с.

11. ШохуморовА. Памир - страна ариев. Душанбе, 1997. 152 с.

12. Тиллоев С. Особенности символики памирского дома // Бюллетень науки и практики. Исторические науки. М. : Изд-во АН РФ, 2017. № 1. С. 34-45.

13. КлычеваН., Казакова З. История хореографического искусства Таджикистана : очерки. Душанбе : Адабиёти бачагона, 2014. 367 с.

Reference

1. Ladygina, O. (2019) The culture of everyday life as an object of the tourist activity. In: Bataev, K.S. et al. (eds) Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism. Vol. 76. pp. 3668-3675). DOI: 10.15405/epsbs.2019.12.04.493

2. Andreev, M.S. (2020) Tadzhiki doliny Khuf [Tajiks of the Khuf valley]. Vol. 2. Bishkek: Dzhem Key Dzhi, IIAE UTsA.

3. Ryabchun, N. (2016) Filosofiya byta: Dom kak sredotochie Vselennoy [Philosophy of Life: The Home as the Center of the Universe]. Moscow: Letniy sad.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Pilikina, N. (2005) Derevyannoe zodchestvo Severa [Wooden architecture of the North]. Arkhangelsk: Pravda Severa.

5. Vinogradova, L. (2011) "Rodila Olen'ka rebenka, bez ruk, bez nog, odna - golovenka": Yaytso v slavyanskoy mifologii i magii ["Olenka gave birth to a child, without hands, without legs, only head": An egg in Slavic mythology and magic]. Slavyanovedenie. 6. pp. 34-41.

6. Demin, V. (2011) Tayny russkogo naroda. Vpoiskakh istokov Rusi [Secrets of the Russian people. In search of the origins of Russia]. Moscow: Amfora.

7. Mamadnazarov, M. & Yakubov, Yu. (1985) Konstruktivnye i funktsional'nye osobennosti Gorno-badakhshanskogo stupenchatogo potolka chorkhona [Structural and functional features of the Gorno-Badakhshan step ceiling chorkhon]. Pamirovedenie. 2. pp. 34-57.

8. Toporov, V. (1983) K simvolike okna v mifologicheskoy traditsii [To the symbolism of the window in the mythological tradition]. In: Ivanov, V.V. (ed.) Balto-slavyanskie issledovaniya [Balto-Slavic Studies]. Moscow: Nauka. pp. 164-186.

9. Toporov, V. (2010) Mirovoe derevo. Universal'nye znakovye kompleksy [The world trees. Universal sign complexes]. Moscow: Rukopisnye pamyatniki Drevney Rusi.

10. Lashkariev, A. (2007) Pokhoronno-pominal'naya obryadnost' bartangtsev (konets XIX -XX vv.) [Funeral and memorial rites of the Bartangians (the late 19th - 20 century). Abstract of History Cand. Diss. Moscow.

11. Shokhumorov, A. (1997) Pamir - strana ariev [Pamir - the country of the Aryans]. Dushanbe: [s.n.].

12. Tilloev, S. (2017) Osobennosti simvoliki pamirskogo doma [Specificity of the symbolism of the Pamir house]. Byulleten'nauki ipraktiki. Istoricheskie nauki. 1. pp. 34-45.

13. Klycheva, N. & Kazakova, Z. (2014) Istoriya khoreograficheskogo iskusstva Tadzhikistana: ocherki [History of choreographic art of Tajikistan: Essays]. Dushanbe: Adabieti bachagona.

Сведения об авторе:

Ладыгина О.В. - доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой культурологии Российско-Таджикского (Славянского) университета (Душанбе, Республика Таджикистан). E-mail: friedrichii@rambler.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:

Ladygina O.V. - Russian-Tajik Slavonic University (Dushanbe, Republic of Tajikistan). E-mail: friedrichii@rambler.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 24.02.2021; одобрена после рецензирования 01.05.2021; принята к публикации 15.11.2023.

The article was submitted 24.02.2021; approved after reviewing 01.05.2021; accepted for publication 15.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.