Научная статья на тему 'Отражение эволюции предпринимательского ресурса в экономической историографии'

Отражение эволюции предпринимательского ресурса в экономической историографии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
392
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ РЕСУРС / УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОНОМИКИ / SMALL (SLIGHT) BUSINESS / OWNER’S RESOURCE / OWNERSHIP / ECONOMIC STABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карамышева Н. Р., Новосельцева Г. Б.

В статье исследуются закономерности эволюции предпринимательского ресурса через призму развития теории предпринимательства, анализируется формирование основных функций предпринимательского ресурса, классифицируются факторы его эволюции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reflection of owner’s resource evolution in the economic historiography

The objective laws of the evolution of owner’s resource are being analyzed in the article through the prism of development of the theory of ownership. The basic functions of owner’s resource development and the classification of its evolution factors have been under analysis.

Текст научной работы на тему «Отражение эволюции предпринимательского ресурса в экономической историографии»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 330.190.2

ОТРАЖЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РЕСУРСА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

© н. Р. КАРАМЫШЕВА, Г. Б. НОВОСЕЛЬЦЕВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

кафедра экономической теории e-mail: Galina-NVS@rambler.ru

Карамышева Н. Р., Новосельцева Г. Б. - Отражение эволюции предпринимательского ресурса в экономической историографии // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 366-372. - В статье исследуются закономерности эволюции предпринимательского ресурса через призму развития теории предпринимательства, анализируется формирование основных функций предпринимательского ресурса, классифицируются факторы его эволюции.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, предпринимательский ресурс, устойчивость экономики.

Karamysheva N. R., Novoseltseva G. B. - The reflection of owner’s resource evolution in the economic historiography // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 366-372. - The objective laws of the evolution of owner’s resource are being analyzed in the article through the prism of development of the theory of ownership. The basic functions of owner’s resource development and the classification of its evolution factors have been under analysis. Keywords: small (slight) business, ownership, owner’s resource, economic stability.

Со второй половины ХХ века началось переосмысление роли малого бизнеса в системе современных экономических отношений, вызванное как расширением его роли в обеспечении социально-экономической стабильности национальных систем, так и высокой адаптивностью к изменениям рынка. Поэтому во всех развитых странах политике поддержки малого предпринимательства на государственном уровне уделяется особое внимание. Эффективность такой политики зависит от точности знаний об экономической природе феномена предпринимательства и закономерностях его развития и функционирования.

Целью данной статьи является исследование процесса эволюции предпринимательского ресурса через призму формирования в экономической теории понятий «предпринимательство», «предпринимательский ресурс», «предпринимательская деятельность». Указанные категории с одной стороны, являются устоявшимися, широко используемыми в концепциях мэйнстрима, а с другой стороны, в их трактовке существуют некоторые расхождения, которые отражаются в законодательной базе стран.

Современная практика регулирования предпринимательства основывается на разграничении количественных параметров бизнеса (численность работников, размер уставного капитала предприятия, его финансовые показатели: объём чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов) и не отра-

жает его качественных особенностей. В тоже время правительственные программы поддержки малого и среднего бизнеса построены на выделении определенных качественных характеристик предпринимательства. Например, в ЕС программа CIP (Competitiveness and Innovation Programme) нацелена на содействие росту именно инновационных малых и средних предприятий (МСП), а также тех, которые функционируют в пионерных отраслях экономики (информационнокоммуникационных технологий, производстве новых видов энергии и т. п.) [1].

Означенные несоответствия требуют уточнения трактовки сущности основных категорий в экономической теории по анализируемой проблеме.

В современной экономической литературе понятия хозяйственной и экономической деятельности используются как синонимы [21; 892]: оба вида деятельности, сопровождаемые чистым риском, связываются с действиями человека по созданию благ и услуг для удовлетворения своих потребностей в условиях редкости ресурсов. Однако, термину «экономическая деятельность» отдается предпочтение. Предпринимательская деятельность выступает как особый тип экономической деятельности, заключающейся в организации, осуществлении и координации процесса хозяйствования на основе инновационного подхода. Считаем, что отличительной особенностью предпринимательской деятельности является проявление

специфического ресурса - предпринимательства, который вне этой деятельности не реализуется.

В традиции экономической историографии тенденция эволюции основных теоретических понятий выявляется при анализе становления и развития социально-экономических феноменов, которые они обозначают. Считается, что предпринимательская деятельность как особый вид хозяйствования формируется на основе развития товарно-денежных отношений [6; 7, 13; 43]. С нашей точки зрения, здесь есть противоречие, выявляемое на основе современного понимания сущности предпринимательского ресурса как фактора производства, типа человеческого ресурса, связанного с оптимизацией достижения практических целей на основе интеллектуальных и организационных способностей хозяйствующих субъектов [15; 461].

Предпринимательский ресурс - фундаментальное понятие экономической науки - в широком смысле рассматривается как специфический фактор общественного воспроизводства (наряду с капиталом, землей и трудом), обеспечивающий необходимую динамику воспроизводственных процессов через создание новых более эффективных комбинаций производственно-сбытовых факторов. В узком смысле, предпринимательский ресурс - это механизм реализации предпринимательских способностей. Центральным признаком предпринимательства и в узком и в широком подходе к его трактовке выступает инновационная деятельность. Поскольку понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение» [13; 275], то основными характеристиками инновационной деятельности, а, значит, и предпринимательства являются поиск и создание новых знаний и идей, активность во внедрении их в практику жизнедеятельности человеческого общества. Изменение качественного содержания предпринимательского ресурса в процессе его эволюции отчетливо прослеживается при анализе развития теории предпринимательства.

В экономических исследованиях мы выделяем два подхода к их периодизации: концептуальный -анализ предпринимательства в рамках господствующего направления экономической мысли, и парадиг-мальный подход, согласно которому в основу периодизации формирования теории предпринимательства положен критерий принципиального изменения методологии исследования, обусловленного сменой научной парадигмы в конце XX века [14; 42].

исследование предпринимательства началось с попытки выявления отличительных характеристик предпринимателя. В XVIII в. французский экономист Р. Кантильон выдвинул положение о риске в качестве основной функциональной характеристики предпринимательства. Он ввел в научный оборот само понятие «предприниматель», определяя его, как хозяйствующего субъекта, извлекающего прибыль из неопределенности, свойственной торговле, за счет присущих ему особых свойств: способности идти на риск и умения предвидеть развитие экономической ситуации. Таким образом, Кантильон отделил функцию пред-

принимателя в экономике от функции капиталиста и менеджера, не связывая ее с обязательным участием в производстве или использованием собственных средств [4; 426].

Ж.-Б. Сэй выявил как особенность такие функции предпринимателя как соединение факторов производства - капитала и труда, сбор информации и накопление опыта, принятие соответствующих решений [17; 17]. Ко времени формирования классической политэкономии феномен предпринимательства уже осознавался как важнейшая и неотъемлемая часть капиталистической экономики. Но и до появления рыночной экономической системы предпринимателем мог выступить только крупный или мелкий собственник, что и породило представление о том, что предпринимателем может быть только собственник. Поэтому А. Смит, вслед за французскими физиократами, использует понятие «предприниматель» («undertaker», «projector») как синоним понятия «собственник предприятия». Такая трактовка закрепилась в экономической теории на два столетия неслучайно.

Во-первых, на всем протяжении мануфактурной стадии развития производства и длительного периода Промышленной революции основной формой деловой активности была малая или средняя фирма, основанная на семейном капитале. Поэтому предпринимательская функция и функция собственника капитала, в большинстве случаев, осуществлялись неразрывно одним и тем же субъектом экономики.

Во-вторых, экономический анализ, основанный на принципе экономического детерминизма, сконцентрированный на исследовании статического равновесия в условиях совершенной конкуренции, по определению, исключал возможность формирования теории предпринимательства и анализа его как ресурса, поскольку для этого необходимо было трактовать прибыль как остаточный доход, получаемый лицами, принявшими на себя риск, связанный с неопределенностью. Как отмечал М. Блауг, «неспособность изолировать предпринимательскую функцию от чистой функции собственника на капитал стала общим местом у всех представителей английской классической школы... и у последователей марксистского направления» [5; 425]. Полагаем, что на самом деле неразвитость социально-экономических отношений, институтов взаимодействия государства и экономики, отражавшиеся в отсутствии соответствующих правовых норм, приводила к тому, что только институт собственности обеспечивал необходимую степень экономической свободы для реализации предпринимательского ресурса.

Тем не менее, дальнейшие шаги в исследовании феномена предпринимательства были сделаны еще в XIX веке экономистами немецкой классической школы, Й. фон Тюненом и Г. фон Мангольтом. Мангольт, характеризуя роль предпринимателя для экономики, подчеркнул его способность к оптимизации производственного процесса в заданных экономических условиях, не рассматривая, однако, влияние деятельности предпринимателя на изменение этих условий.

Й. фон Тюнен вплотную приблизился к выделению предпринимательства как специфического экономического ресурса, отделив форму дохода на данный ресурс от доходов на капитал, труд, землю, и определяя его как доход предпринимателя за принятие на себя рисков, связанных чаще всего, с осуществлением инноваций [18].

Разрабатывая концепцию механизма саморегуляции рынка, экономисты-неоклассики рассматривали деятельность предпринимателя в рамках агрегированной совокупности индивидуальных обменов. Анализировались его возможности применительно к микроуровню, тогда как макросреда трактовалась «как нечто объективно присутствующее, изначально заданное и не изменяющееся с течением времени» [8]. Так как в центре анализа неоклассической концепции стоит проблема равновесия в экономике, то и основными аспектами исследования предпринимательства стали: условия рынка, обеспечивающие получение прибыли, взаимодействие предпринимателей (продавцов) и покупателей в процессе формирования рыночной цены, влияние ожиданий производителей и т. п.

Как отмечают западные экономисты, неоклассические модели не подходят для анализа тех аспектов предпринимательской деятельности, которые сопряжены с воздействием на кривые издержек внедрений новшеств в организацию производственного процесса или технологии, с формированием новых кривых спроса в результате изобретения нового продукта [7]. Сущность предпринимательской функции -изменение существующего рыночного равновесия за счет производства такого объема продукции, реальный спрос на которую окажется выше существующего предложения, - не вписывалась в равновесную парадигму экономики неоклассической школы [16; 11]. В состоянии конкурентного равновесия, по выражению М. Блауга, «как для теории предпринимательства, так и для теории прибыли как предъявления прав на остаточный доход со стороны лиц, принимающих на себя риск, связанный с неопределенностью, просто-напросто нет места... Растущая популярность теории общего равновесия закрыла возможность построения теории предпринимательства» [5; 427].

Вместе с тем, развитие неоклассического направления экономической мысли в XX веке сопровождается ростом внимания к вопросам предпринимательства как рисковой и отчасти инновационной деятельности. Ф. Найт выявил предпринимательскую функцию несения издержек бремени риска, обосновав предпринимательский риск как специфическую неопределенность, которая не может быть измерена и, следовательно, переложена на страховую компанию [12].

Важной вехой на пути развития предпринимательской теории в рамках неоклассической концепции является идея А. Маршалла о значении технологических инноваций как основы предпринимательской деятельности для конкурентоспособности. В научной литературе подчеркивается значение для теории предпринимательства впервые поднятых А. Маршаллом проблем воздействия на развитие предприниматель-

ства таких факторов, как природные способности предпринимателя, образование, соотношение экономических интересов общества и предпринимательства [14; 49].

Переломный момент в развитии теории предпринимательства - формирование ее главных тезисов, - связан с теорией экономической динамики Й. Шумпетера [20]. Он ввел в научный оборот понятие новых комбинаций, обозначив этим понятием производство новых благ, применение новых способов производства и коммерческого использования существующих благ, использование новых технологий производства, освоение новых рынков сбыта, новых источников и видов сырья, изменение отраслевой структуры. Предприниматель по Шумпетеру - новатор в экономической сфере, центральный элемент экономического развития, личность которого отличает от других хозяйствующих субъектов умение «...делать не то, что делают другие» и «...делать не так, как делают другие». Отметим, что право собственности на имущество не является для ученого признаком предпринимательства. Применительно к капитализму Шумпетер утверждал, что предприниматель - источник всех динамических изменений в экономике и индустриальная экономическая система не может быть понята без учета условий для предпринимательства. Й. Шумпетер вводит в научный оборот понятие инновации и определяет сущность главной экономической функции предпринимателя как осуществление инноваций. Причем, эта функция, как считал исследователь, является дискретной и не закреплена за определенным носителем навечно [5; 430].

Оформление концепций предпринимательства в целостную теорию связывается с именами Л. фон Мизеса, Ф. фон Хаека, И. Карцнера, которые строили свой анализ эффективности экономики на исследовании роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающейся экономической системе. Они концентрировали внимание на выявлении особых личностных качеств предпринимателя: способности реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельности в выборе и принятии решений, наличии особой психологии и мотивации поведения. По мнению специалистов, современный этап развития теорий предпринимательства связан именно с переносом основного акцента в анализе на управленческую функцию предпринимательства.

По нашему мнению, идею Шумпетера о том, что предпринимательство - это функциональная роль, которую может выполнять как один человек, так и группа лиц, до тех пор, пока основывает свою деятельность на инновациях [20; 169-170], следует распространить и на другие специфические функции предпринимательства, поскольку все они будут предпринимательскими, только если в их основе лежит инновационный характер деятельности. Следовательно, предпринимательский ресурс можно представить как совокупность (сочетание) нескольких взаимосвязанных функций (Рис. 1).

Предпринимательский ресурс « < > Производственная функция

Инновационная функци Регулирующая функция

Динамическая функция

< > Информационно-

аналитическая функция

Опосредующая функция

Управленческая функция

Рис. 1. Предпринимательский ресурс как совокупность функций предпринимателя

Как видно из проведенного анализа все эти функции формировались постепенно в ходе экономического развития и очевидно, что этот процесс не завершен, а напротив, вступает в новую стадию.

Таким образом, анализ формирования основных понятий на базе концептуального подхода позволяет сделать определенные заключения относительно закономерностей формирования предпринимательского ресурса.

Во-первых, поскольку весь процесс экономического развития, по сути, и представляет собой цепочку инноваций - т. е. внедрения новых идей в воспроизводственный процесс, благодаря которым человечество прошло путь от собирательства, охоты и примитивного земледелия до современных форм промышленного и аграрного производства, основанных на электронике, информатике и биотехнологиях, то, следовательно, ключевые признаки предпринимательского ресурса - продуцирование, поиск новых идей, стремление внедрить их в практику, выстраивание хозяйственной деятельности на инновациях, способность рискнуть, отойти от традиционного пути хозяйствования, - составляющие его ядро и обеспечивающие динамику воспроизводственного процесса и социально-экономического развития в целом, зарождаются вместе со становлением хозяйственной деятельности человека. Эти признаки имманентны предпринимательскому ресурсу и являются родовыми.

Во-вторых, этот ресурс не только реализуется в специфическом виде экономической деятельности -предпринимательстве, - но и, будучи составляющей человеческого ресурса, эволюционирует вместе со способом производства, изменяясь качественно и количественно. При этом центральная, ключевая функция предпринимательства - инновационная - зарождающаяся изначально, проявляет себя по-разному: в различных масштабах, в различных сферах, на разных уровнях. Поэтому предпринимателями на разных этапах развития экономической мысли обозначаются разные типы хозяйствующих субъектов, и в процессе формирования теории предпринимательства исследователи трактовали разные характеристики этой категории как сущностные.

Так, в древнеримской экономике исследователи выделяли не только такие предпринимательские слои как торговцы, откупщики налогов, банкиры, судовладельцы, но и мелкие ремесленники, извозчики и т. п. [10; 94-97]. Р. Кантильон называл предпринимателями субъектов с нефиксированным (рисковым) доходом, зависящим от их инициативы при осуществлении хозяйственной деятельности - крестьян, ремесленников, торговцев и даже нищих и разбойников. В средние века предпринимателями считались субъекты, занимающиеся внешней торговлей, выполняющие строительные подряды, владельцы производственных мастерских [10]. Наступление индустриальной эпохи обеспечило наиболее благоприятные условия развития предпринимательства в материальном производстве, которое, в свою очередь, становится ее главной движущей силой: предпринимателем называют капиталиста, собственника производства. на современном этапе предприниматель - это, прежде всего, эффективный менеджер в любой сфере деятельности.

Выявленные закономерности подтверждаются и при анализе развития теории предпринимательства на основе парадигмального подхода. Согласно подходу, предложенному Рассказовой Н. В., «первый этап формирования теории предпринимательства проходит под воздействием теории равновесия, что определило рассмотрение предпринимательства с позиции замкнутой микросистемы и деятельности в условиях риска и неопределенности» [14; 50].

Дальнейшее развитие теории предпринимательства связано со сменой экономической парадигмы и рассмотрением нелинейных, неравновесных процессов в экономической теории. Предпринимательство рассматривается как открытая, постоянно изменяющаяся система. Становление второго этапа формирования теории предпринимательства, начавшегося в последней трети XX века, связано с трудами П. Друке-ра, А. Гибба, А. Коля, Г. Пиншотта.

В трудах П. Друкера [3]. рассматриваются не только сущностные, но и управленческие аспекты предпринимательской деятельности. Им введены в научный оборот понятия «предпринимательское управление», «предпринимательское предприятие»,

«предпринимательское общество». Друкер отмечает, что эволюция современной экономики связана с серьезными изменениями, вызванными распространением предпринимательских и менеджерских технологий в новые для них сферы деятельности: менеджмент создания организаций, малые предприятия, некоммерческие организации (сферы здравоохранения, образования и др.), сфера услуг, собственно инновационный процесс [3; 23-26]. Как глобальную перспективу ученый обозначил возможность формирования предпринимательского общества, в котором предпринимательство в научном его понимании было бы устойчивым явлением.

Эта идея получила свое развитие в трудах Роберта Ронштадта. На основе анализа социальноэкономической системы США им фактически выявлены предпосылки и источники роста предпринимательского ресурса, что делает возможным переход к обществу предпринимательского типа. Такими предпосылками он называет, в том числе, широкое распространение практики использования двух источников доходов в функционировании домохозяйств, кардинальное изменение роли женщины в экономике и восприятие ими возможностей предпринимательства для собственной карьеры, растущее понимание возможности деятельности не только в крупном, но и мелком предпринимательстве, и того, что риски провала своего бизнеса не столь сокрушительно неприемлемы, обеспечение информационными технологиями новых возможностей создания предприятий и снижения издержек вхождения на рынки для ряда отраслей, развитие многообразных программ обучения предпринимательству, диверсификация форм собственности и методов предпринимательства. Указанные предпосылки характерны для большинства современных стран, благодаря чему феномен предпринимательства приобретает глобальный характер [1; 8].

Анализ взаимосвязи предпринимательства с внутренней и внешней институциональной средой содержится в работе А. Коля. Его идеи выводят исследователя на выделение опосредующей функции предпринимательства, когда оно выступает в качестве «моста между обществом в целом, в особенности, его неэкономическими составляющими, и организациями, ориентированными на получение прибыли» [8; 16].

Американский экономист Г. Пиншотт выделил и исследовал как феномен современной экономики «внутрифирменное предпринимательство» или предпринимательство внутри действующего предприятия, обозначив его понятием «интрапренерство» [4]. Появление интрапренерства вызвано тем, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. учитывая, что предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то и подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, в том числе на получение интракапитала - капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.

В связи с переходом к рыночной экономической системе с начала 90-х гг. XX века изучение проблем предпринимательства активизировалось в российской научной школе. В центре внимания российских ученых А. Бусыгина, А. Быстрякова, С. Валдайцева, М. Грачевой, Л. Колесниковой, А. Кулагина, В. May, В. Радаева, В. Савченко, А. Саркисяна, С. Симаранова, В. Яковлева оказались вопросы предпринимательства в переходной экономике, особенности его эволюции в локальных экономических системах, роли государства в этих процессах, формирования механизмов эффективного управления в предпринимательстве.

Центральное место в данных исследования отведено изучению влияния предпринимательской деятельности на устойчивость социально-экономической системы, что вполне естественно для работ периода переходной экономики, сопровождавшегося затянувшимися болезненными для общества процессами. Следует отметить особую значимость научных работ Л. А. Колесниковой, которая рассматривает предпринимательство в условиях переходной экономики с позиции неравновесных, нелинейных процессов [9].

На основе такого подхода российскими учеными были также уточнены представления об узком и широком понимании категории «устойчивость» Устойчивость в узком смысле - это устойчивость отдельных подсистем общества: экономической, демографической, социальной, экологической и т. д. устойчивость всей социально-экономической системы, как совокупности взаимосвязанных подсистем общества, - есть устойчивость в широком смысле [19; 42]. Согласно системному подходу роль функции предпринимательства может быть определена как нарушение равновесия рынка (т. е. подсистемы) для обеспечения устойчивости экономического роста и развития социальноэкономической системы. В трудах Чернецовой Н. С. подчеркивается необходимость при анализе экономической устойчивости выделять устойчивость функционирования и устойчивость развития, причем устойчивость функционирования есть условие устойчивости развития [19; 42]

Проведенный анализ позволил установить, что эволюция предпринимательского ресурса от спорадически проявляющегося феномена до системообразующей институции определяется совокупностью условий и факторов: демографических, географических, экономических и политических.

Демографический фактор, обеспечивает не только выживание человеческой популяции, но и повышает вероятность появления людей с определенным сочетанием относительно редких способностей, характеризующих предпринимательский талант. Современная экономическая теория указывает, что личности предпринимателя свойственен особый тип экономического мышления, характеризующийся совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений. Его отличает особый склад ума, воля к победе, желание борьбы, творческое отношение к труду.

Природно-географические факторы, воздействующие на разделение труда, определяют возмож-

ности обмена ресурсами, благами, информацией благодаря наличию или отсутствию естественных путей сообщения, выгодному или изолированному расположению ареала хозяйствования, присутствию определенных природных ресурсов, благоприятным природно-климатическим условиям хозяйствования, т. е. обеспечивают материальные предпосылки развития предпринимательского ресурса.

Экономические факторы представляют наиболее значимую для развития предпринимательского ресурса группу, поскольку природные и демографические факторы практически неизменны в долгосрочном периоде, а интенсивное развитие предпринимательского ресурса началось в период формирования рыночной экономики, когда сформировались для этого необходимые экономические условия. Представляется, что важнейшими экономическими факторами выступают наличие экономической свободы, основанной на институте частной собственности, развитая денежно-кредитная система, сбалансированная налоговая система.

Но не менее важны и социально-политические факторы: эффективная государственная экономическая политика, политическая и социальная стабильность, развитость правовых институтов. Такие процессы как феминизация, урбанизация, социализация экономики расширяют социальную базу предпринимательского ресурса.

Подводя итог, можно сделать следующие заключения.

Идея Й. Шумпетера о том, что движущей силой экономического развития является предприниматель, предпринимательская деятельность, является фундаментальной в теории предпринимательства. Но если предприниматель - субъект только рыночной экономики, то, что было основной движущей силой в других экономических системах? Трудно предположить, что до рыночной системы люди не обладали предпринимательским талантом, и только рынок способствовал некоей мутации homo sapiens. Но для осуществления предпринимательской функции помимо особых свойств личности необходимо сочетание определенных условий: наличие достаточных материальных и финансовых средств, свобода хозяйственных действий, правовая защита, доступ к нужной информации. В традиционной и командной экономических системах, в рамках преобладающего натурального хозяйства в таких условиях могли действовать только субъекты очень узкого круга состоятельных людей, а статистически - 4-5 % предпринимателей от их количества составляли не более нескольких сот человек в любом государстве. Поэтому вклад предпринимательского ресурса в дорыночное экономическое развитие трудно отследить.

То есть, та часть человеческого ресурса, которая в силу специфического таланта, способна вносить инновации, идти на риск при осуществлении хозяйственной деятельности и которая теперь называется предпринимательским ресурсом, существовала всег-

да. Но в традиционной и командной экономических системах этот ресурс не мог себя проявить в полном объеме, поскольку достигнутый уровень развития экономики не обеспечивал необходимых условий для его функционирования. Этот ресурс не находил должного применения также как, например, не играли ключевую роль до определенного времени многие природные ресурсы - нефть, газ или титан и алюминий и т. д. Нужны соответствующие технологии, чтобы эти ресурсы использовались эффективно.

Известный закон ускорения исторического развития позволяет понять, что, очевидно, начиная с Промышленной революции, темп экономического прогресса стал ощутим даже для жизни одного поколения. именно в этот период сложились условия, определяющие широкие возможности для предпринимательской деятельности: развитая кредитная система, необходимый уровень правового обеспечения предпринимательства, информационно-коммуникационные системы. Феномен предпринимательства стал очевиден, и экономическая теория обратилась к его исследованию.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Fry L. Fred. Entrepreneurship. A Planning Approach. West Publishing Company. 1992. 448 p.

2. Enterprise Europe Network [Электронный ресур]. Режим доступа: http://www.gate2rubin.ru/een.

3. Drucker Peter F. Innovation and Eiitrepreneurship (Practice and Principles). Pan Books, 1985.

4. Pinchot Gifford. Intrapreneuring. HarperCollins Publishers, 1985. 356 р.

5. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: «Дело Лтд», 1994. 684 с.

6. Блинов А. О., Шапкин И. Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. М., МАЭП. ИИК «Калита», 2000. 152 с.

7. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Под ред. В. Лисовика, В. Лукашевича. Спб., 1994. 362 с.

8. Колесникова Л. Порядок для хаоса: государство и предпринимательство в переходной экономике М., 2001. 276 с.

9. Колесникова Л. Предпринимательство: от «максимизации прибыли» к синергии социально-экономических систем // Вопросы экономики. 2001. № 10.

10. Луцатто Дж. Экономическая история Италии. М.: Иностранная литература, 1954. 457 с.

11. Маршалл А. Принципы политической экономии. М.: Прогресс, 1983. Т. 3. 486 с.

12. Найт Ф. Х. Риск, неопределенность и прибыль. Ed2k stats, 2003. 358 с.

13. Крысин А. П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Изд. «Русский язык». 2000. 924 с.

14. Рассказова Н. В. Теоретические аспекты малого предпринимательства в контексте устойчивого развития социально-экономической системы. М.: Теоретическая экономика, 2009. 216 с.

15. Румянцева E. Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: Инфра-М, 2008. 856 с.

16. Савченко В. Е. Современное предпринимательство (экономические и организационные основы, проб-

лемы формирования и регулирования). М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1997. 322 с.

17. Сэй Ж.-Б. Трактат политической экономии. М.: Директ-Медиа. 2007. 67 с.

18. Тюнен Й. Изолированное государство. М.: Экономическая жизнь, 1926. 326 с.

19. Устойчивое функционирование и развитие социально-экономической системы. Пенза. 2003. 319 с.

20. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 455 с.

21. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А. С. Булатова. М.: Юрист, 2002. 896 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.