Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 3 (218).
Филология. Искусствоведение. Вып. 50. С. 52-55.
А. Р. Жикеева
ОТРАЖЕНИЕ ДВУЯЗЫЧИЯ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ КАЗАХСТАНЦЕВ (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)
Ассоциативный эксперимент, проведённый в Костанайской области, показал взаимовлияние и взаимопроникновение различных этносов в процессе совместного проживания. В языковом сознании населения отражается, что большинство реципиентов идентифицируют себя как часть одной большой общности - народа Казахстана, независимо от национальности.
Ключевые слова: ассоциативный эксперимент, двуязычие, Костанайская область Республики Казахстан, концепт, менталитет, полиэтническое общество, языковое сознание.
Языковое сознание обусловлено этнической и социальной принадлежностью языковой личности; «осознание своего языкового поведения и есть самопознание. Осознавать можно не только своё, но и чужое поведение (например, оценивать). Однако и в том, и в другом случае мы подразумеваем способность квалифицировать и интерпретировать элементы языкового сознания. Заметим, что этим занимается лингвистика, одна из задач которой - научное осознание и описание языкового сознания» [2. С. 35]. Языковое самосознание реализуется как в вербальном, так и в невербальном поведении, языковое сознание - только вербальным способом.
Важными признаками этноса являются самопознание, культура и язык. Этническое сообщество, как и любое человеческое общество, представляя собой выражение солидарности людей, определяется характером общения и особенностями социальных отношений.
Казахстан как полиэтническое и поликуль-турное государство представляет собой коммуникативное пространство взаимодействия различных этнических социальных и культурных сообществ.
Взаимосвязь языка и этнической идентичности может анализироваться на социолингвистическом, психологическом, этносоцио-логическом и других уровнях. Этническая идентичность определяется как реальным употреблением этнического языка, так и его этно-консолидирующей ролью, т. е. ролью в формировании чувства родственности с группой. Осознание и воплощение этнической идентичности обусловлено межгрупповым контекстом и изменяется в зависимости от ситуации. Полиэтническое государство характеризуется непрерывными контактами этнических групп
и, соответственно, функционированием различных языков. В таких условиях этническая идентичность группы обусловлена компетентностью её членов в других языках.
В многонациональном Казахстане сложилась ситуация двуязычия, когда почти всё население владеет русским языком, который является и языком межнационального общения, и родным. Принадлежность к тому или иному этносу не зависит от знания родного языка. Языковая ситуация в Казахстане представлена билингвизмом и бикультурализмом.
Представления о языковом сознании как отдельного индивида, так и группы носителей данной культуры о процессе изменений образов языкового сознания его носителей в результате различных явлений в течение определённого времени выявляются с помощью ассоциативного эксперимента. Языковое сознание представляет совокупность ментальных образов, формируемых и эксплицируемых при помощи языковых средств, и проявляется в речевом поведении, которое реализуется в коммуникативной ситуации. Данные ассоциативного эксперимента позволяют выявить системность сознания, то общее и различное в сознании носителей разных культур, что неосознанно оказывает влияние на их миропонимание и поведение [1. С. 117].
Результаты ассоциативного эксперимента позволяют увидеть особенности национальнокультурного восприятия реального мира посредством фрагментов языкового сознания, помогают выявить ассоциации, сложившиеся у человека в процессе жизненного опыта, основанные на вербальных ассоциациях опрашиваемых, позволяют узнать об отношении респондента к определённым понятиям или явлениям, выраженным словами.
Членами Вузовской академической лаборатории межкультурных коммуникаций при Костанайском филиале Челябинского государственного университета в процессе изучения двуязычия в Костанайской области под нашим руководством был проведён ассоциативный эксперимент. В эксперименте приняли участие 200 жителей Костанайской области. Нами были отобраны реципиенты с различным уровнем образования и социальным статусом. По языковой принадлежности они были поделены на группы: КК - казахи, родной или доминирующий казахский язык, КР - казахи, родной казахский язык, но доминирующий русский язык, РР - русские, родной и доминирующий язык - русский, ДНР - другие национальности с доминирующим русским языком, ДНК - другие национальности с доминирующим казахским языком.
В процессе проведения эксперимента было опрошено 5 групп респондентов, сведения о которых представлены в таблице.
В ходе опроса реципиентам предлагалось ответить на слово-стимул произвольными словами, которые первыми пришли в голову опрашиваемым. В качестве стимулов были предложены следующие слова: Родина, дом, семья, народ, культура, единство, религия, родной язык. На наш взгляд, они представляют собой концепты как ментальные единицы, продукт отражения в сознании предметов и явлений, представляющих собой сплав понятий, образов и ценностей, выраженных языковыми средствами. Перечисленные слова представляются нам наиболее значимыми для людей разной национальности, что и подтвердилось в ходе эксперимента.
Анкета проводилась анонимно, лишь с указанием национальности, родного/доминирую-
щего языка и рода деятельности. Реципиенты по желанию могли дать ответы на казахском или русском языках. 54 реципиента дали ответы на казахском языке. На отдельные стимулы было получено до пяти реакций.
При анализе фрагментов языкового сознания представителей различных этносов Ко-станайской области оказалось, что концепты ‘Родина’, ‘дом’, ‘семья’, ‘народ’, ‘единство’, ‘культура’ для представителей разных групп имеют много общего.
Так, для всех реципиентов групп КК, КР, РР, ДНР, ДНК восприятие концептов ‘Родина’, ‘дом’ и ‘семья’ связано с местом проживания, положительным восприятием Казахстана, его народа и демонстрацией единства. Типичными реакциями на слова-стимулы оказались:
‘Родина’ - Казахстан (165), семья (109).
‘Дом’ - Казахстан (101), семья (70), семейный очаг (148), мир и согласие (80).
‘Семья’ - Казахстан (161), большая семья (95), семейный очаг (143), согласие (103).
Сведения о респондентах
‘Народ’ - многонациональный (109), дружелюбный народ (86), мы (95).
‘Единство’ - взаимопонимание (123), согласие народов (124), добрососедство (76).
‘Культура’ - поликультура (69), традиции (43).
‘Религия’ - межконфессиональная толерантность (109), поликонфессиональность (92)
‘Родной язык’ - русский язык (149), язык межнационального общения (145), язык взаимопонимания (122).
В реакциях на слова сказалась национальная принадлежность реципиентов. Концепт ‘народ’ в языковом сознании казахов группы КК ассоциируется с огромным пространством - территорией страны (свобода перемещения, неограниченность замкнутым пространством).
Респонденты КР КК РР ДНР ДНК Всего
Преподаватели учебных заведений 8 4 14 5 1 32
Юристы 2 1 5 4 - 12
Государственные служащие 10 5 11 7 1 34
Студенты 11 8 16 11 2 48
Работники торговли 2 - 5 - - 7
Рабочие 6 5 9 13 3 36
Пенсионеры 4 6 9 5 2 26
Безработные 2 1 2 - - 5
Всего 45 30 71 45 9 200
Это ощущение объясняется кочевым укладом жизни казахов в прошлом.
Для казахского мировоззрения характерна акцентуация роли народа, целостность и жизнеспособность рода, этноса, и человек предстаёт при этом как член сообщества, в первую очередь как существо родовое. Принцип «жет ата» - знание своей генеалогии до седьмого колена - является одной из этнических констант казахского народа, стержневым ядром этнической целостности, гарантией недопущения кровнородственных связей, источником духовного и культурного единства народа. «Каждый человек - росток одного генеалогического древа - так или иначе успевал переплестись с соседними ветками. Отсюда логично следовал динамичный и взаимосвязанный ряд: целостность и расцвет рода зависят от жизнеспособности всего народа, а могущество народа питает могущество рода» [3. С. 139]. Это проявляется в самом отношении кочевников к земле, друг к другу, народам-соседям и представляет собой единство, созданное набором базовых ценностей и символов, определяющих характер культурной традиции.
Для реципиентов групп КР, ДНК, ДНР концепт ‘народ’ ассоциируется с народом Казахстана. Народ Казахстана является объединяющим признаком всех национальностей. Все они включают себя в эту общность - «народ Казахстана». Особый интерес вызывает совпадение ассоциаций реципиентов разных национальностей: многонациональный (49), многонациональное государство (8), дружелюбный народ (65), хорошие люди (26), единое целое (64), мы (54). Ответы-реакции реципиентов РР также положительные: многонациональный народ (34), наш народ (7), дружелюбный народ (21), большая семья (28), интернационал (42), мы (29). Реципиентами групп КК, КР отмечались такие свойства народа Казахстана, как миролюбивый народ (8), хорошие люди (18), сила (7), дружелюбный (32), гостеприимный народ (7), единство (35), мы (36).
Концепт ‘единство’ у реципиентов всех групп ассоциируется с братством (66), мно-гонациональностью (38), согласием народов (124), мирным существованием наций (57), сплочённостью (30), добрососедством (76), взаимопониманием (123), большой семьёй (71). У реципиентов группы КК к этим ассоциатам добавлен ‘Асар’, что с казахского языка переводится ‘всем миром, сообща’. Добрая традиция Асар относится к образам сознания казахов,
когда на помощь призывался весь аул. «Например, только родившаяся молодая семья хочет построить себе отдельный дом. Однако боятся огромной работы. И тут они, на свой страх и риск, извещают аул, что хотят провести Асар. В этот день режут барана, готовят для аульчан обильное угощение. Объединившись, народ в первом асаре делает кирпичи, во втором - кладут стены, после третьего асара молодожёны даже могут заселиться в дом» [3. С. 230].
Концепт ‘культура’ в языковом сознании группы КК ассоциируется с обычаями и традициями народа (20), уважением к другим культурам, народам, менталитетам (22). В языковом сознании реципиентов групп ДНК, ДНР, а также реципиентов групп РР и КР концепт ‘культура’ ассоциируется с мировыми ценностями (14), традициями (23), поликультурой (69) и свободой (21). Чувствовать себя свободно, быть «своим» особенно важно для этих групп респондентов.
Концепт ‘религия’ у реципиентов группы КК ассоциируется с верой, внутренним миром человека (26), человеколюбием (21), исламом (27), миром (26). У представителей всех других групп реципиентов РР, КР, ДНК, ДНР религия ассоциируется с верой (78), межконфессио-нальной толерантностью (109), поликонфес-сиональностью (92), христианством (64), исламом (58), буддизмом (12), миром (72), душой (14), свободой (46).
Концепт ‘родной язык’ у КК и ДНК ассоциируется с казахским языком (30), языком матери (37), языком предков (37), историей (21), культурой (26). У представителей групп РР, КР, ДНР родной язык ассоциируется с русским языком (149), языком межнационального общения (145), языком взаимопонимания (122), языком, которым человек владеет в совершенстве (103).
Таким образом, исследование языкового сознания при помощи ассоциативного эксперимента позволяет получить представление о языковом сознании группы носителей определённой культуры, поскольку ассоциаты как результаты ассоциативного эксперимента являются отражением национально-культурных особенностей восприятия действительности сквозь призму национальных картин мира -образов сознания этнических групп.
В реакциях большинства реципиентов продемонстрировано восприятие себя частью единой общности. Отмечены доброжелательность и уважение народов друг к другу, чувство со-
причастности, ощущение себя членом большой и дружной семьи, что соответствует сложившейся в Казахстане ситуации.
Языковое сознание проявляется в речевом поведении, которое реализуется в коммуникативной ситуации. Все группы реципиентов отметили многонациональность, дружбу народов, единство народов Казахстана, все они включают себя в общность ‘народ’, что является объединяющим признаком для всех национальностей. Многонациональность стала одним из ведущих факторов формирования особых черт культуры, вобравшей в себя всё многообразие и богатство культур населяющих страну народов. Века совместного существования сформировали не только общность быта, общие черты в литературе и искусстве, но и общие черты характера, единый менталитет, чувство родства, принадлежности к одному народу.
Полиэтничность и многоконфессиональ-ность - это исторически сложившаяся черта нашего государства. Закономерность, выявленная при обработке данных эксперимента, показывает, что родной язык у реципиентов групп РР, КР, ДНК, ДНР ассоциируется с русским языком, языком межнационального общения, что является естественным процессом, обусловленным полиэтничностью.
Различия в языковом сознании КК и КР, выявленные в процессе анализа ядра языкового сознания реципиентов, говорят о неодинаковом отражении предметной реальности у русскоязычных и казахоязычных казахов. Анкетирование выявило необходимость углубленного изучения и знания своего родного казахского языка, ибо посредством языка происходит познание окружающего мира (образа мира), язык представляет собой инструмент для «вхождения» в мир родной культуры.
Образы сознания опрошенных демонстрируют влияние самосознания на языковое со-
знание, т. к. в результате длительного проживания на одной территории различных этносов происходит взаимовлияние и взаимопроникновение их культур, что помогает формированию общности ценностей и самосознания, воздействует на языковое сознание, способствует возникновению добрососедских, толерантных отношений этносов между собой и проявлению идентификации себя как части одной большой семьи - народа Казахстана. Полученные фрагменты языкового сознания позволяют прогнозировать межнациональное согласие.
Это говорит о том, что деление на национальности не является доминирующим в языковом сознании казахстанцев: ведь сознание отражает реальную действительность, а языковое сознание - языковую реальность.
Языковое сознание является «барометром» общественного сознания, который указывает на «погоду» в стране и позволяет прогнозировать будущее развитие событий. Материал ассоциативного эксперимента послужил своеобразным индикатором языкового сознания и, соответственно, общественного сознания в целом. Таким образом, анализ языкового сознания является очень важным инструментом в изучении общественного мнения и общественного сознания.
Список литературы
1. Ахатова, Б. А. Политический дискурс и языковое сознание. Алматы : Экономика, 2006.
2. Никитина, С. Е. Языковое сознание и самосознание личности в народной культуре // Язык и личность. М., 1989.
3. Сейдембек, А. Мир казахов. Этнокультурное переосмысление : учеб. пособие : пер. с каз. Алматы : Рауан, 2001.