Научная статья на тему 'ОТРАЖЕНИЕ ДУХОВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ГЕРОЕВ ЛЕРМОНТОВСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ М.ШОЛОХОВА'

ОТРАЖЕНИЕ ДУХОВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ГЕРОЕВ ЛЕРМОНТОВСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ М.ШОЛОХОВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
205
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEOPLE / IGNORANCE / COSSACK / DON / HERO / CULTURE / READER / LITERARY HERO / TYPICAL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кувватова С.М.

В данной статье автор отражает духовные переживания главных героев лермонтовских произведений в творчестве Шолохова - Григорие Печорине и Григорие Мелехове в романах «Герой нашего времени» и «Тихий Дон». Печорина и Мелехова автор смело называет типажом - ярким представителем своего поколения. При этом он отмечает, что «Тихий Дон» М.Шолохова особенно актуален в нынешнее время: роман предупреждает нас о пагубных последствиях братоубийственной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLEXION OF SPIRITUAL EXPERIENCES OF HEROES OF LERMONTOVSKY PRODUCTS IN SHOLOKHOVS CREATIVITY

In given article the author writes about reflexion of spiritual experiences of heroes of lermantovsky products in Sholokhov’s creativity, about protagonists Grigory Petchorin and Grigory Melehove in novels and the Hero of our time and the Quiet Don. Pechorin and Melehova author boldly calls Description brightest representative of his generation. It concludes that the Quiet Flows the Don Sholokhov is especially true at the present time the novel warns us about the harmful pisledstviyah fratricidal war.

Текст научной работы на тему «ОТРАЖЕНИЕ ДУХОВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ГЕРОЕВ ЛЕРМОНТОВСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ М.ШОЛОХОВА»

глаза на внешние поступки. «Абру» («бровь») имеет значение допускать нерадивость, безмолвие салика при опущении степеней в случае совершения им проступка ...» [12, c. 169].

Литература:

1. Абулкасим Курайши. Трактат курайшитов. Т. I. - Тегеран. 1359 ш. - 199 с. (на перс. яз.)

2. Бертельс Е.С. Избранные труды // Суфизм и суфийская литература. - М.: Наука. 1965. -522 с.

3. Мир Сайид Али Хамадани. «Шох,и Х,амадон» («Шах Хамадана») Избранные произведенияв 4-х томах. Т. I. (составитель, корректировка, комментарии М. Султонзаде). - Душанбе: Ирфон, 1995. - 198 с. (на тадж. яз.)

4. Мир Сайид Али Хамадани. «Шох,и Х,амадон» («Шах Хамадана») Избранные произведенияв 4-х томах. Т. II. (составитель, корректировка, комментарии М. Султонзаде). - Душанбе: Ирфон, 1995. - 240 с. (на тадж. яз.)

5. Мир Сайид Али Хамадани. Сорок тайн. Газели. - Амритсар, 1933. - 71 с. (на перс. яз.)

6. Мухаммад Икбал. Воскрешение религиозные мысли в исламе (составители Шарофиддин Имом, Бахриддин Талбак). - Душанбе, 1907. - 198 с. (на перс. яз.)

7. Мухаммад Шахри. Рвение в ирфане // «Кайх,они андеша». № 41. - Тегеран. 1371 ш. - С. 8996. (на перс. яз.)

8. Муллоахмадов М. Восдеяние человека в трактате «Стихи, обращенные к внутренней сути вешей» Джалалиддина Руми. - Душанбе: Пайванд. 2007. - 348 с. (на тадж. яз.)

9. Прославленный коран // Оригинальный текст (с персидским переводом Адулмухаммади Ояти. - Тегаран. 1371 ш. - 400 с. (на перс. яз.)

10. Парвиз Азкаи. Распространитель ислама в Малом Иране. - Хамадан. 1360 ш. - 197 с. (на перс. яз.)

11. Ризокулихан Хидоят. Антология «Сад мистиков». - Тегеран. 1344 ш. - 249 с. (на перс. яз.)

12. Сайид Махмуд Анвари. Биография Мир Сайида Али Хамадани // «Припасы государей». -Табриз. 1358 ш. - 169 с. (на перс. яз.)

13. Шах Неъматула Вали. Послания. - Тегеран. 1344 ш. - 466 с.

ОТРАЖЕНИЕ ТАЙН И СИМВОЛОВ В ИРФАНИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ МИР САЙИДА АЛИ ХАМАДАНИ

В статье рассматривается отражение тайн и символов в ирфанической поэзии Мир Сайида Али Хамадани, которые являются носителями смысловых особенностей и используются в особом значении.

Ключевые слова: Мир Сайид Али Хамадани, поэзия, истина, созерцание, просветления, радиф, лексика, любовь.

Сведения об авторе: Кодиров Каримджон, доктор педагогических наук, и.о. профессор Кафедры таджикской литературы Курган-Тюбинского государственного университета им. Носира Хисрава, e-mail: nematov1963@mail.ru

About author: Kodirov Karimjon, doctor of Pedagogical science, professor of the chair of Kurgantube State University named after N. Khusrav, e-mail: nematov1963@mail.ru

ОТРАЖЕНИЕ ДУХОВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ГЕРОЕВ ЛЕРМОНТОВСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ М.ШОЛОХОВА

Кувватова С.М.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Герои романтических произведений - это сильные и гордые личности, стремящиеся к свободе, это герой - бунтарь, сильный духом и бесстрашный человек. Таковыми являются Мцыри- свободолюбивый герой Лермонтова, опьяненный красотой мира, тот который от безысходности судьбы был повержен и Григорий Мелехов и Григорий Мелехов, главный герой романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Герой Шолохова, как и Мцыри, исповедует одну, но пламенную страсть. Любовь ли это (как у Демона) или жажда приключений, как у Григория Печорина?

Лермонтов любил своего героя, восхищался его бесстрашием и тем, что он рано познал счастье свободы, подвига и красоты. Он показал каким должен быть человек, и выразил свою мечту о человеке-борце.

«.. .что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! -писал Белинский. - Это любимый идеал нашего поэта. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью».[3].

Как и сам Лермонтов, Мцыри ищет «бури», он стремится к жизни «полной тревог». Он не только не боится грозы, а сам подобен грозе. С какой радостью он, вспоминая, говорит монаху: .О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил. [3, с. 475]

Поэт был убежден, что народ лишен всего этого. Самым страшным проклятием людей было невежество, а невидимый огонь обмана опалил крылья его души. В своем юношеском стихотворении «Пир Асмодея» М.Лермонтов писал об этом с полной откровенностью: В Москву болезнь холеру притащили, Врачи вступились за нее тот час, Они морили и они лечили И больше уморили во сто раз. Один из них, которому служили Мы некогда, во-время вспомнил нас, И он кого-то хлору пить заставил И к прадедам здорового отправил [2, с.284].

Об ужасе невежества народа поэт напоминает во всех своих произведениях. М.Шолохов тоже с большой грустью писал об этом в романе «Тихий Дон», четко и ясно подчеркнув, что именно невежество может привести всех к гибели. Герой М.Шолохова Григорий Мелехов, который любим многими из нас в том числе и самим писателем, не смог смириться с той страшной правдой о том, что «Революция пожирает своих детей», т.е. приносит жертвы, несоизмеримые с человеческой душой. Демон Лермонтова, который был лишен обыкновенной возможности любить здесь, на Земле, в том удивительном райском уголке Вселенной, испытывал неимоверные мучения. И Лермонтов с необыкновенной трагичностью изображает муки истерзанной души Демона, точно напоминающие муки Григория Мелехова.

Через 100 лет после смерти поэта, Огонь Прометея соединился с именем Михаила Шолохова. Даже музыкальный настрой текстов Лермонтова и Шолохова по вибрациям во многом совпадают друг с другом. В романе «Тихий Дон» бушует огромная энергия силы и красоты, что в ней можно ощутить и прожигающую камень слезу Демона, и предсмертный гимн любви к миру Мцыри, и плач над любовью Бэлы к Печорину.[8].

Следует сказать, что слово «казак» возникло еще в четырнадцатом веке и первоначально обозначало свободного, наемного работника. С конца пятнадцатого века это слово приобрело первичный для нас смысл, так стали называть военных людей, которые селились на окраинах русских земель. Каждый казак - это Дон и степь, зовущие в свои объятия [4].

Григорий Мелехов-главный герой романа «Тихий Дон» -одержим любовью к своей Родине, к своему донскому хутору, но этого очень мало для героев тех времен. Нужно было быть очень чутким, уметь анализировать происходящие события, чтобы не ошибиться, с кем сражаться и зачем. Григорий Мелехов и для своих хуторян, и на войне был героем. Но он, как и многие люди того времени не мог и не хотел глубоко вникать в суть происходящих событий и это привело его к духовной деградации.

Любимого мужа Натальи и вечного любовника Аксиньи Григория душили тяжкие муки, а народ говорил, что он от смерти заговоренный. Григорий только сам знал, что смерть ходит за ним по пятам.

По тем правилам, которые он считал верными и справедливыми, Григорий Мелехов не смог жить, его идеалы не вписывались в те реальные события, которые происходили в тот момент. Революционные понятия «общечеловеческое» и «классовое» для Григория было нечто запредельное. Он таки не смог присоединиться к истинным героям и стал изгоем: стал чужим самым близким людям своей молодости- Мишке Кошевому, Ивану Алексеевичу. И возвращалось к нему счастье только во сне!

После того, как он пережил многократные падения, от отчаяния став жестоким убийцей, Григорий начал искать света и освобождения от своих страшных и безумных страстей. Именно тогда любовь с Аксиньей стала приобретать черты трагизма. Это называется бездной

человеческого самосознания, а душа в этом лабиринте одиночества и отчаяния блуждает бесконечно и из него трудно вырваться [8].

А Григорий Печорин -любимый «Герой нашего времени» Лермонтова, который откровенно искал смерти, был в таком же состоянии. Он находился в плену дворянских привилегий, которые не отпускали его к истинным героям Бородино. Его бесславную и неизбежную гибель гениально передал Лермонтов в романе [6].

Итак, муки героя Лермонтова из стихотворения «Сон» с одной стороны: .Лежал один я на песке долины; Уступы скал теснилися кругом, И солнце жгло их желтые вершины И жгло меня - но спал я мертвым сном. [1, с.61].

а с другой стороны, это Григорий Мелехов, который жил жизнью вне жизни в течение многих лет, понимание этого, память о счастливой весне любви в семнадцать лет и ужас видеть себя со стороны. И здесь мы видим чисто лермонтовский надрыв Демона, который жаждал пережить пережить то, что невозможно. Григорий был обречен. Такое же состояние трагической обреченности и непередаваемой боли мы наблюдаем у Лермонтова на страницах повести «Бэла». Из-за своей безумной мимолетной страсти Печорин становится виновником гибели семьи Бэлы, её самой, безродного сироты - разбойника Казбича. И Григорий Печорин и Григорий Мелехов были невольными пленниками своих эгоистических страстей, которые чаруют нас до сих пор. Они в глубине души они чувствовали, что шаг за шагом убивают себя [6].

Гениальный Лермонтов мечтал о великом и героическом, искал его в прошлом России и написал «Бородино». Он смог и реально и мысленно внедриться в мир героев «Бородина». Сам, считая Кавказ второй родиной, вдохновил нас к получению истинных знаний о культуре Запада и Востока, кавказцев. В начале ХХ века, молодой, неукротимый солдат Красной Армии -Михаил Шолохов тоже ощутил живое воплощение этих древнейших культовых цивилизаций [8].

«Тихий Дон» как великая книга о революции- о «белых» и «красных» - одновременно приняли и «белые» и «красные». Сам Сталин поддержал роман. «Тихий Дон» высоко оценил атаман П.Краснов, который ненавидел Советскую власть и был в союзе с Гитлером. Это стало полной неожиданностью для тех, кто считал «Тихий Дон» белогвардейским романом, а Григория Мелехова врагом советской власти. Литературный герой может оказывать на читателя сильнейшее влияние, и читатель может чисто по-житейски его любить или ненавидеть. Да, Мелехова легко обвинить в гибели двух близких ему женщин, но литературный персонаж -выразитель творческой воли автора, который, создавая, раскрывая его, волен помещать в определенные условия, сопоставлять с другими героями, противопоставлять им, подвергать испытаниям [5].

Частная жизнь Мелехова, его метания в поисках истины от красных к белым и обратно, даже его любовь к замужней Аксинье - это не факты индивидуальной биографии. Здесь отражена судьба всего донского казачества, своевольно вступающего в конфликт с традициями собственной казацкой морали. Григория Мелехова можно смело назвать типажом - ярким и характерным представителем казачества, и именно поэтому он оказывается впереди остальных персонажей.[8]. Григорий Печорин тоже, как подчеркивает Лермонтов, типичный образ. «Герой нашего времени, - пишет он в предисловии к роману, - точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

Роман «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова - это первый социально-психологический роман в русской литературе, вместе с тем это и первый философский роман [6]. А «Тихий Дон» Михаила Шолохова считается лучшим романом-эпопеей ХХ столетия. В 1965 году, вручая Советскому писателю Нобелевскую премию, Густав Адольф VI его назвал «одним из самых выдающихся писателей нашего времени» [8]. Но М.Шолохов , вопреки правилам этикета, не поклонился королю: он остался навсегда истинным казаком по духу.

Роман «Тихий Дон» Михаила Шолохова особенно актуально звучит в нынешнее время. Он предупреждает нас о пагубных последствиях братоубийственной войны.

Литература:

1. Лермонтов, М.Ю. Избранное. -М,: Просвещение,1984. -398 с.

2. Лермонтов, М.Ю. Собрание сочинений. Том первый. -М,: Изд.АН СССР,1958. - 754 с.

3. Лермонтов, М.Ю. Собрание сочинений. Том третий. -М,: Изд.АН СССР,1959. - 702 с.

4. Лингвистический энциклопедичекий словарь под ред. В.Н.Ярцевой. -М,: Советская энциклопедия, 1990. -685 с.

5. Литвинов, В.М. Михаил Шолохов. -М,: Худож.лит.,1980. - 390 с.

6. Удодов, Б.Т. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». -М,: Просвещение, 1989. -

191 с.

7. Уткин, А.И. Русские войны: век ХХ. -М,: Алгоритм, 2008. -с.128

8. http://www.litra.ru/composit.Образы казаков в романе М.Шолохова «Тихий Дон».

ОТРАЖЕНИЕ ДУХОВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ГЕРОЕВ ЛЕРМОНТОВСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ М.ШОЛОХОВА

В данной статье автор отражает духовные переживания главных героев лермонтовских произведений в творчестве Шолохова - Григорие Печорине и Григорие Мелехове в романах «Герой нашего времени» и «Тихий Дон». Печорина и Мелехова автор смело называет типажом -ярким представителем своего поколения. При этом он отмечает, что «Тихий Дон» М.Шолохова особенно актуален в нынешнее время: роман предупреждает нас о пагубных последствиях братоубийственной войны.

Ключевые слова: народ, невежество, казак, Дон, герой, культура, читатель, литературный герой, типичный.

REFLEXION OF SPIRITUAL EXPERIENCES OF HEROES OF LERMONTOVSKY PRODUCTS IN SHOLOKHOVS CREATIVITY

In given article the author writes about reflexion of spiritual experiences of heroes of lermantovsky products in Sholokhov's creativity, about protagonists Grigory Petchorin and Grigory Melehove in novels and the Hero of our time and the Quiet Don. Pechorin and Melehova author boldly calls Description brightest representative of his generation. It concludes that the Quiet Flows the Don Sholokhov is especially true at the present time the novel warns us about the harmful pisledstviyah fratricidal war.

Key words: the people, ignorance, the Cossack, Don, the Hero, culture, the reader, the literary hero, typical.

Сведения об авторе: Кувватова С. М., преподаватель кафедры русской и мировой литературы Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, email: princes0871@mail.ru

About author: Kuvvatova S. M., teacher of chair of Russian and world literature, Tajik State Pedagogical University named after S. Aini, e-mail: princes0871@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.