УДК 929(474.3)
ОТРАЖЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА И. ФРИДЛЕНДЕРА В РИЖСКОЙ ГАЗЕТЕ «СЕГОДНЯ»
Reflection of the activity and creativity of I. Fridlender in the Riga's
newspaper"Segodnya"
В. Шишанов (V. Shishanau),
Витебский областной краеведческий музей г. Витебск, Беларусь
В статье на основе анализа публикаций в рижской русскоязычной газете «Сегодня» освящается творческая деятельность талантливого еврейского художника-графика Исаака Фридлендера (1890-1968), чья жизнь была связана с Латвией, Беларусью и США. После отъезда из Витебска в 1921 г. И. Фридлендер восемь лет жил в Риге, после чего эмигрировал в США, однако различные аспекты его творчества освящались газетой «Сегодня» на протяжении 1924-1939 гг.
Ключевые слова: И. Фридлендер, графика, Витебск, Рига, газета «Сегодня».
In the article, based on the analysis of publications in the Riga russian-language newspaper «Segodnya», the creative activity of the talented Jewish graphic artist Isaak Fredlender (1890-1968), whose life was connected with Latvia, Belarus, United States, was covered. After leaving Viciebsk in 1921, Fridlender spent eight years in Riga, after which he emigrated to the USA, but various aspects of the artist's work were covered by the newspaper «Segodnya» during 1924-1939.
Keywords: I. Fredlender, graphic arts, Viciebsk, Riga, newspaper "Segodnya".
Долгое время исследователям Витебской художественной школы была известна только фамилия этого художника - «Фридлендер» [1, с. 163, 171-173]. В начале 2000-х гг. Александра Шатских обратила внимание на объявление в газете «Витебский листок», появившееся первый раз 11 августа 1917 г., в котором сообщалось, что «художник, приехавший из Италии» И. Фридлендер даёт уроки и принимает заказы и «всевозможные декоративные работы» [2]. Так стал известен инициал.
Поиски в интернете позволили выявить Исаака Фридлендера, родившегося в Митаве (сейчас Елгава, Латвия) в 1890 г. и умершего в Нью-Йорке в 1968 г. Надо сказать, Исаак Фридлендер приобрёл достаточную известность как график, работавший в технике офорта и кси-
лографии. Но витебский период почти не получил отражения ни в последующем творчестве, ни в биографических справках, поэтому окончательно связать этого человека с интересующим нас художником удалось только после заочного знакомства с Гарри Савецом, проживающим в Германии. Господин Савец поделился копиями архивных документов, выявленными в Национальном архиве Латвии.
В автобиографии, датированной 9 октября 1921 г., И. Фридлендер сообщал: «В 1915 г. выдержал вступительный экзамен на последний 2-х годичный курс Римской Академии художеств, откуда мне по случаю призыва пришлось выехать в 1916 г. в Россию. После освобождения от военной службы в июле 1917 г. я поступил преподавателем рисования в Витебскую еврейскую общественную] гимназию в сентябре 1917 г., преобразованную потом, в 1918 г., в трудовую школу II ст[упени], где работал до лета 1919 г. Весною 1919 г. читал лекции на курсах по дошкольному воспитанию, по метод[ике] преподавания рисования в Витебске. Уехав в 1919 г. в Одессу, я там, в 1920 г., читал лекции по изобразительному искусству на внешкольных курсах. Вернувшись в 1920 г. осенью в Витебск, я продолжал работать в вышеуказанном училище до моего выезда в апреле месяце сего года в Латвию, где летом читал лекции по методике преподавания рисования на учительских курсах, организованных Евр[ейским] департаментом».
Таким образом, этот документ позволил получить представление о хронологическо-событийной канве биографии И. Фридлендера 1915— 1921 гг.
Известно также, что в Витебске И. Фридленедер участвовал в выставке художников-евреев, открывшейся в конце июля 1918 г. В это же время он стал автором обложки для витебского журнала «Парус» (известен только первый номер журнала). Витебский поэт Яков Черняк упомянул среди удачных «плакатов», украшавших город в дни празднования первой годовщины Октябрьской революции, работу Фридле-недера «Рабочий» [3].
В конце 1918 г. представленный художником эскиз вывески для Пролетарского университета был принят [4] и премирован [5] жюри конкурса художественных вывесок для учреждений города.
Фридлендер активно сотрудничал с местными еврейскими организациями. 5 апреля 1919 г. вместе с художником Соломоном Юдовиным (1892-1954) в клубе им. И.Л. Переца он прочитал доклад о футуризме [6].
Надо полагать, художник не испытывал особой симпатии к футуризму, во всяком случае к деятельности К. Малевича, с которым ему пришлось столкнуться в Витебске. В декабре 1920 г. Фридлендер был
командирован от Витебска на конференцию заведующих губсекциями ИЗО, проходившую в Москве. Там он крайне негативно отзывался о засилии супрематизма в Витебских художественных мастерских и, как сообщил в письме Малевичу Лазарь Лисицкий, «частным порядком что-то провоцировал» Д.П. Штеренбергу (1881-1948), заведующему отделом изобразительного искусства Народного комиссариата просвещения [7, с. 53]. Свою гневную реакцию К. Малевич выразил в письме Штеренбергу 17 марта 1921 г., в котором художник яростно отстаивал свои взгляды и назвал Фридлендера «гимназистом» [8, с. 137].
После возвращения из Одессы И. Фридлендер принимал участие в работе Государственных художественно-декоративных мастерских [9]. В марте 1921 г. его офорты были приобретены для витебского Музея современного искусства [10].
Однако вскоре художник переехал в Ригу и восьмилетний «рижский период» стал для художника очень плодотворным и насыщенным событиями.
Из автобиографии известно, что в Риге И. Фридлендер преподавал рисование в мужской и женской еврейских гимназиях. Сохранились воспоминания о нём одного из учеников: «Это был волевой человек крутого характера. Поговаривали, что в молодости он был анархистом и что он убил одного предателя. В наших глазах он этим только выигрывал, и его прошлое нас интриговало и таинственно действовало на нашу фантазию. Мы его уважали. У него был орлиный нос и лицо как бы высеченное из мрамора» [11].
Из публикаций недавнего времени «на бумажном носителе», посвященных И. Фридлендеру можно выделить только статью Александра Лисова, изданную в материалах VIII конференции «Человек. Цвет. Музыка. Природа» [12] в Даугавпилсе в 2014 г. на английском языке. Сообщая о публикациях в газете «Сегодня», связанных с лекционной деятельностью Фридлендера, А. Лисов отмечает, что анализ латышской прессы может дать значительный материал о биографии этого художника. И это действительно так.
Газета «Сегодня», по оценке исследователей, занимает центральное место в русскоязычной печати Латвии межвоенного периода [13]. Значение этого издания выходит за границы одной страны. Редакция имела корреспондентов в разных городах Европы и поэтому на страницах «Сегодня» широко был представлен материал, касавшийся политики, спорта, кино, театра, литературы, искусства, общественной жизни, скандалов, моды и т.д.
Газета издавалась в Риге с 17 августа 1919 г. по 21 июня 1940 г. Её основатели Яков Брамс (1898-1981) и Борис Поляк (1889-1950-е гг.) не были эмигрантами и позиционировали свою газету как независимую и демократическую, что отличало её от многих других русскоязычных изданий, созданных эмигрантами и для эмигрантов.
Нами в газете «Сегодня» выявлено 9 сообщений о лекциях и докладах И. Фридлендера. Первая лекция на тему «Шагал, еврейский художник» состоялась в Еврейском клубе им. И.-Л. Переца 29 февраля 1924 г. [14], затем 7 марта на ту же тему «с демонстрацией световых картин» в Обществе студентов-евреев при Латвийском университете [15]. В 19261928 гг. в газете анонсировались следующие лекции художника в еврейском клубе: «Пути и перспективы еврейского театра» (26 сентября 1926 г. [16]), «Роль декоративного искусства в еврейском театре» (19 ноября 1926 г. [17]), «Об искусстве Марка Шагала» (12 мая 1927 г. [18]); «Живопись и графика» (25 февраля 1928) [19], «Композиция и конструкция» (3 марта 1928 г. [20]), «Формы изобразительного искусства (примитив, ренессанс, барокко)» (10 марта 1928 г. [21]). Фридлендер прочитал также лекцию на тему «Значение изобразительного искусства в воспитании ребёнка» для общества «Семья и школа» [22].
Художник пробовал свои силы и как оформитель и иллюстратор книг. В августе 1925 г. в «Сегодня» появилось рекламное объявление [23] о выходе в переводе на идиш Ш.Л. Шмуельсона поэмы А. Блока «Двенадцать» с иллюстрациями И. Фридлендера [24]. Через пять лет газета сообщила о поступившей в продажу книге на идиш «Один из миллионов: О путешествии в Америку» рижского писателя Марка Разумного (1896-1988) с обложкой работы И. Фридлендера [25].
В 1926 г. И. Фридлендер проявил себя в качестве художника-декоратора, что было связано с недолгой работой в Рижском еврейском театре известного еврейского режиссёра и актёра, воспитанника петербургского Малого театра Авраама Моревского (1886-1964), который ставится в один ряд с Е. Вахтанговым, Д. Германом, и в тоже время отмечается за своеобразие режиссёрской трактовки, отрезвляющей «легендарно-мистическое» бытовой реальностью [30]. В Риге Моревский поставил с декорациями Фридлендера пьесу «Тот, кто получает пощёчины» [26] Леонида Андреева и «Диббук» С. Анского [27, 28, 29]. «Ди-ббук» получил положительные отклики критиков.
Не оставлял Фридлендер и педагогической деятельности. В сентябре - октябре 1928 г. в «Сегодня» появилось несколько объявлений об открытии в сентябре при Рижском обществе графиков учебного заведения, которое упоминается под разными названиями: «Свободная
школа живописи и прикладных искусств» [31], «Художественные мастерские свободного и прикладного искусства» [32], «Студия свободного и прикладного искусства» [33]. Приём осуществлялся беспрерывно, без возрастного и образовательного ценза. В школе существовало 19 секций. Преподавались, в частности, архитектура, внутренняя отделка помещений, живопись, рисование, лепка, работы по металлу, резьба по кости, художественный переплёт, вышивка и др. И. Фридле-дер вёл класс графики и общего рисования. В школе преподавали также известные рижские художники: Роман Сута, Сигизмунд Вид-берг, Янис Пласе, Сергей Антонов и др. Среди учениц Фридлендера того времени называется известная художница Эстер Лурье (19131998), выставка работ которой прошла в июле 1939 г. в Риге [34].
Созданное в 1928 г. Рижское общество графиков (1928-1938) вело активную выставочную деятельность. Первая выставка открылась 1 апреля 1928 г. [35] и, как отмечалось, это была «первая попытка объединения художников по чисто художественным принципам, а не по национальности, как это было до сих пор» [36, 37]. Критик немецкоязычной рижской газеты «Rigasche Rundschau» Г. Эккардт отмечая произведения Фридлендера, называл серию «Город», портреты, работу «Похороны» [38]. Репродукция последней [39] и портрета Оскара Грузен-берга [40] были помещены в газете «Сегодня». Оскар Оскарович Гру-зенберг (1866-1940) - известный юрист, защитник Менделя Бейлиса, жил в Риге с 1926 по 1932 г. Он был братом философа Семёна Грузен-берга (1878-1938), который в 1919-1920 гг. работал в Витебске [41].
Со второй выставки общества графиков, проходившей через год, некоторые работы были приобретены для «городского музея» [42], в том числе этюд Фридлендера «Доломиты в Северной Италии», репродуцировавшийся в «Сегодня».
Дискуссии о еврейском искусстве и месте художников-евреев в искусстве неоднократно находили отражение на страницах газеты. Одним из организаторов таких мероприятий в Риге было Еврейское политехническое общество, а помещением - упоминавшийся Еврейский клуб. 27 сентября 1929 г. [43] состоялось оживлённое и многолюдное «собеседование» на тему «Современная живопись и творчество Мане Каца», на которой присутствовал сам Мане Кац (1894-1962), прибывший в Ригу в середине сентября [44].
Краткое содержание дискуссии было опубликовано в изложении сотрудника редакции Израиля Кобылянского (1894-1941?) [45]. Со вступительным словом выступил известный латышский архитектор, дизайнер межвоенного периода Лев Витлин, «попытавшийся осветить
трагедию современного художника»: «Современный художник при виде академических произведений не только остаётся холодным, но и испытывает внутреннее возмущение и свой протест проявляет в творчестве, не считающимся ни с какой традицией. Он считает, что совершенно изображать форму может и фотографический аппарат, художник же должен передавать в красках свои личные впечатления, своё собственное мироощущение».
Н. Рабинович сравнил творчество Мане Каца с работами других художников: «Если Шагал работает сквозь призму чувства, а Альтман - сквозь призму разума, то творчество Мане Каца является синтезом этих начал».
Известный публицист Вульф Лацкий-Бертольди (1881-1940) предостерёг от увлечения «фальшивыми репутациями и красивыми ярлыками»: «Очень часто то, что называется национальным еврейским искусством, не является искусством вообще. Недостаточно рисовать еврейские мотивы, чтобы считать себя еврейским художником. Национальное искусство начинается, когда в нём ощущаются искания души народа. <...> В Западной Европе есть немало художников-евреев, но трудно сказать, что в их творчестве - от еврейства. Нечто определённо связанное с еврейским искусством исходит из Восточной Европы. Этот дух, характерный для еврейского искусства связывает Мане Каца с Ша-галом, Рыбаком, Сутиным и др.».
Фридлендер бросил «всей еврейской интеллигенции» упрёк в «абсолютной безграмотности в области изобразительных искусств», и, высказав ироническое сожаление в адрес Мане Каца, вынужденного целый вечер выслушивать славословия, поделился с аудиторией «рядом сведений о еврейском искусстве». В ответ Мане Кац заметил, что не собирается ни кого учить, так как «тех, кого не убеждают картины, не убедят и его слова».
Буквально через 11 дней после диспута, 7 ноября 1929 г. И. Фрид-лендер при содействии заведующего отделом печати МИД Латвии Альфреда Бильмана (1887-1948) уехал в Нью-Йорк, как сообщалось в «Сегодня», на полгода и с «научной целью» [46]. Среди других целей указывается организация собственной выставки и выставки виднейших латвийских художников.
Уже в январе 1930 г. рижские издания сообщили об успехе выставок Фридлендера [47] и латвийских графиков [48] в Нью-Йорке. Статья в журнале «Eleganta Riga» вышла под заглавием «Латышские графики покоряют мир». Выставки прошли в консульстве Латвии и «Музее Метрополь» и благодаря усилиям Фридлендера и Бильмана стали
очень хорошей рекламой для художников. Сообщалось также о планах проведения выставок в Праге, Риме, Стокгольме, Париже, Японии.
Несмотря на переезд в Америку, Фридлендер продолжал участвовать в выставках Рижского общества графиков. В апреле 1930 г. его фамилия упоминалась в публикациях «Сегодня» и других изданий [49, 50] о третьей выставке общества в Риге [51], в мае - о выставке в Праге [52].
Привлекают внимание работы, в которых отразились впечатления художника о стране «неограниченных возможностей». В феврале 1936 г. в Риге состоялась большая персональная выставка И. Фридлендера, на которой были представлены произведения рижского периода из частных собраний, городского музея и около 100 работ, присланных из Америки [53, 54]. В день открытия выставки, 2 февраля, работа «Клоун» и автопортрет художника были помещены на первой полосе «Сегодня». Заведующий литературным отделом газеты писатель Пётр Пильский (1879-1941) сделал обзор выставки [55]. Он отметил, что выставка «богато представляет все периоды художнической работы Фридлендера, показывает его рост, разнообразие его интересов, богатство и многоликость его образов, многотемность его искусства». Автор сообщал, что на выставке представлены «нью-йоркские картины быта» - символика «города-чудовища», «широко отражена Италия и её города», тема цирка, иллюстрации к шекспировским сонетам.
Крупным событием стала выставка еврейских графиков, которая состоялась в Тарту (апрель 1938 г.), Таллинне (май 1938 г.) и Риге (22 января - 5 февраля 1939 г. [56]). По оценке обозревателей, первому такого рода начинанию «суждено было войти в историю еврейского народа» [57] и выставка «явилась подлинным праздником еврейского искусства, внушительной демонстрацией достижений еврейских художников-графиков в международном масштабе, так как представленные на ней произведения собраны со всех концов света» [58]. Выставка была организована «благодаря энергии и особой любви к искусству» таллиннского юриста, искусствоведа, библиофила Юлиуса Генса (1887-1957). Генсом был составлен и издан иллюстрированный каталог [59]. Состав выставки изменился при перемещении из Эстонии в Латвию. Так, таллиннский корреспондент «Сегодня» Александр Шульц (псевд. А. Вышгородский, 1884 - после 1941) сообщал о 250 работах 77 художников «со всего мира» [60]. Рижский автор говорил о 300 работах 30 «известнейших еврейских художников-графиков» [61]. А. Шульц выделял среди представленных на выставке авторов группу «всемирно известных художников», к которым относил М. Либермана, Й. Израэльса, Г. Штрука, Л. Пастернака, М. Шагала. Фридлендер попал в группу «рижан».
В вечернем выпуске «Сегодня» от 20 января 1939 г., анонсировавшем выставку в Риге, автор высказался о «росте изобразительного искусства» в еврейской среде, направленного к «выявлению переживаний, чаяний, образов и идей, живущих в еврейском народе» [62]. Отмечалось, что именно на «Востоке» «национальный ренессанс глубоко всколыхнул народную массу еврейства, расцвела у молодых еврейских художников графика как самостоятельная форма отражения народных
W W ТЛ ___
эмоций и стремлений». В перечне представленных авторов называется С. Юдовин и И. Фридлендер. Пресса сообщала, что и в Эстонии, и в Латвии выставка имела необыкновенный успех, пользовалась исключительным вниманием и интересом.
События Второй мировой войны во многом отрезали И. Фридлен-дера от Восточной Европы. В США он продолжал активно работать и в последующие годы, но в советский период в Латвии и Беларуси этот талантливый художник был предан забвению.
Использованные источники:
1. Шатских, А.С. Витебск. Жизнь искусства, 1917-1922 / А.С. Шатских. - М. : Языки рус. культуры, 2001. - 255 с.
2. [Рекламное объявление] // Витебский листок. - 1917. - № 561. - 11 авг. - С. 4; № 562. -12 авг. - С. 4; № 563. - 13 авг. - С. 4.
3. Черняк, Я. Витебск / Я. Черняк // Искусство коммуны. - 1918. - №2. - 15 дек. - С. 4.
4. Государственный архив Витебской области (ГАВО). Ф. 837. Оп. 1. Д. 58. Л. 147.
5. Конкурс на художественные вывески // Витебский листок. - 1919. - №1085. - 2 янв. - С. 2.
6. В клубе имени И.Л. Переца // Известия Вит. Губ. Совета крест., раб., красноарм. и ба-трацк. деп. - 1919. - № 76. - 5 апр. - С. 4.
7. Л.М. Лисицкий - К.С. Малевичу. 21 декабря 1920 г. / публ. А.С. Шатских // В круге Малевича. Соратники. Ученики. Последователи в России 1920 - 1950-х. - СПб. : Palace Editions, 2000. - С. 52-54.
8. Малевич о себе. Современники о Малевиче : Письма. Документы. Воспоминания. Критика : в 2 т. / авт.-сост. И.А. Вакар, Т.Н. Михиенко. - М. : RA, 2004. - Т. 1. - 2004. - 582, [1] с.
9. ГАВО. Ф. 246. Оп. 1. Д. 33. Л. 7.
10. ГАВО. Ф. 1947. Оп. 1. Д. 5. Л. 9.
11. Воспоминания И. Брода [Электронный ресурс] / Рижская еврейская светская школа. — Режим доступа: http://skolas.ru/page67.php - Дата доступа: 25.01.2017.
12. Lisov, A. The graphic expression of Isaac Friedlander / A. Lisov // Person. Color. Nature. Music: аг-ts lifelong learning program ; Abstracts : 8th International conference. - Daugavpils, 2014. -Р.188-199.
13. Абызов, Ю. 20 лет русской печати в независимой Латвии / Ю. Абызов // Русские в Латвии. История и современность / сост. И.И. Иванов. - Рига : Веди, 1997. - Вып. 2. - С. 3-33.
14. Перец клуб // Сегодня. - 1924. - 29 февр. - № 50. - С. 5.
15. О-во студ.-евреев при У.Л. // Сегодня. - 1924. - 5 марта. - № 54. - С. 6.
16. Коллективный доклад // Сегодня. - 1926. - 25 сент. - № 216. - С. 12.
17. Доклады о новом Еврейском театре в Риге // Сегодня. - 1926. - 17 нояб. - № 260. - С. 6.
18. Доклад худ. Фридлендера // Сегодня. - 1927. - 12 мая. - № 105. - С. 8.
19. Выставка графики // Сегодня. - 1928. - 25 марта. - № 82. - С. 14.
20. Лекция худ. И. Фридлендера // Сегодня. - 1928. - 3 марта. - № 60. - С. 5.
21. Последняя лекция худ. И. Фридлендера // Сегодня. - 1928. - 9 марта. - № 66. - С. 5.
22. Н. Собрание о-ва «Семья и школа» // Сегодня. - 1929. - 25 февр. - № 56. - С. 6.
23. Вышло из печати на еврейск. яз. «Двенадцать» А. Блока // Сегодня. - 1925. - 26 авг. -№ 189. - С. 8. Автор благодарит М. Королёва за помощь в получении этой публикации.
24. Блок, А. Двенадцать / А. Блок. - Рига, 1925. - 31 с. (на идиш).
25. Вышла в свет новая книга Марка Разумного // Сегодня. - 1930. - 3 авг. - № 212. - С. 10.
26. Леонид Андреев в Еврейском театре в Риге // Сегодня. - 1926. - 3 дек. - № 273. - С. 8.
27. Новый еврейский театр // Сегодня. - 1926. - 15 дек. - № 283. - С. 8.
28. Новый еврейский театр // Сегодня. - 1926. - 17 дек. - № 285. - С. 8.
29. Драматический ансамбль под управлением А. Моревского // Сегодня. - 1926. - 18 дек.
- № 286. - С. 5.
30. Эрми. Премьера «Дибук» в Новом еврейском театре // Сегодня. - 1926. - 19 дек. - № 287. - С. 18.
31. Свободная школа живописи и прикладных искусств // Сегодня. - 1928. - 2 сент. - № 237. - С. 8.
32. Художественные мастерские свободного и прикладного искусства // Сегодня. - 1928.
- 20 сент. - № 255. - С. 7.
33. Студия свободного и прикладного искусства в Риге // Сегодня. - 1928. - 3 окт. - № 268. - С. 8.
34. Палестинская художница Эстер Лурье в Риге // Сегодня вечером. - 1939. - 20 июля. № 161. - С. 5.
35. Выставка графиков // Сегодня. - 1928. - 1 апр. - № 89. - С. 16.
36. Выставка художников-графиков // Сегодня. - 1928. - 18 марта. - № 75. - С. 14.
37. Выставка графики // Сегодня. - 1928. - 25 марта. - № 82. - С. 14.
38. Eckardt, G.H. Graphische Ausstellung / G.H. Eckardt // Rigasche Rundschau. - 1928. - 2 Apr. - Nr. 76. - S. 5.
39. «Похороны» [офорт И. Фридлендера] // Сегодня. - 1928. - 29 марта. - № 86. - С. 8.
40. «О.О. Грузенберг» [офорт И. Фридлендера] // Сегодня. - 1928. - 7 апр. - № 94. - С. 1.
41. Хмельницкая, Л. Философ Семен Грузенберг и академическая среда Витебска 1919-1920 годов / Л. Хмельницкая // Невельский сборник. Вып. 13. - СПб. : Акрополь, 2008. - С. 117-130.
42. «Доломиты в Северной Италии» [офорт И. Фридлендера] // Сегодня. - 1929. - 25 авг.
- № 235. - С. 8.
43. Еврейское политехническое общество в Латвии // Сегодня. - 1929. - 27 сент. - № 268. - С. 6.
44. И.Е. [Гутман И.Е.]. Художник Мане Кац в Риге // Сегодня. - 1929. - 18 сент. - № 259. - С. 8.
45. И.К. [Кобылянский И.Д.]. Современная живопись и творчество Мане Каца // Сегодня.
- 1929. - 30 сент. - № 271. - С. 6.
46. Художник И. Фридлендер уезжает в Америку // Сегодня. - 1929. - 2 окт. - № 273. - С. 8.
47. Latweeschi taisa karjeru Amerika // Aizkulises. - 1930. - 10 jan. - Nr. 2. - 4.lp.
48. Latviesu grafiki iekaro pasauli // Eleganta Riga. - 1930. - 15 jan. - Nr. 2. - 6.lp.
49. Kaplan, H. Graphische Ausstellung / H. Kaplan // Riga am Sonntag. - 1930. - 20 Apr. - Nr. 135. - S. 4.
50. «Negern rewija» [офорт И. Фридлендера] // Atpöta. - 1930. - 15 apr. - Nr. 390. - 11.lp.
51. Третья выставка Рижского общества графиков // Сегодня. - 1930. - 17 апр. - № 107. -
С. 12.
52. Бельговский, К. Открытие выставки рижских графиков в Праге / К. Бельговский // Сегодня. - 1930. - 7 мая. - № 126. - С. 5.
53. Выставка работ графика И. Фридлендера // Сегодня. - 1936. - 26 янв. - № 26. - С. 8.
54. Сегодня - вернисаж выставки графика И. Фридлендера // Сегодня. - 1936. - 2 февр. -№33. - С. 1, 10.
55. П. [Пильский П.М.]. Выставка картин г. Фридлендера // Сегодня. - 1936. - 4 февр. - № 35. - С. 4.
56. Выставка еврейских графиков // Сегодня. - 1939. - 15 янв. - № 15. - С. 7.
57. Вышгородский, А. [Шульц А.Э.]. Выставка графики еврейских художников имеет в Таллинне огромный успех // Сегодня. - 1938. - 14 мая. - № 132. - С. 8.
58. Большой успех выставки еврейских графиков // Сегодня. - 1939. - 23 янв. - № 23. - С. 6.
59. Juudi graafika: Tartu - Tallinn, aprill - mai 1938. a. : [näituse kataloog / EV Juudi Vähemusrahvuse kultuur-valitsus ; Jul. Genss]. - [Tallinn]: Julius Genss, 1938. - [24] lk., [12] lk. ill. : ill. kaas.
60. Вышгородский, А. [Шульц А.Э.]. Выставка графики еврейских художников имеет в Таллинне огромный успех // Сегодня. - 1938. - 14 мая. - № 132. - С. 8.
61. Большой успех выставки еврейских графиков // Сегодня. - 1939. - 23 янв. - № 23. - С. 6.
62. К. В воскресенье открывается выставка еврейской графики // Сегодня вечером. - 1939.
- 20 янв. - № 15. - С. 12.