ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
УДК 821(3) 09; 281.2
Василик Владимир Владимирович
кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный университет
ОТРАЖЕНИЕ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ И ЭПИДЕМИЙ VI ВЕКА В КОНДАКАХ СВЯТОГО РОМАНА СЛАДКОПЕВЦА
В статье рассматривается отражение фактов землетрясений и эпидемий в богослужебных песнопениях (кондаках) византийского поэта второй половины V- середины VI вв. св. Романа Сладкопевца. Ранее, за исключением отдельных экскурсов в книге Гродидье де Матона «Роман Сладкопевец» (1977), эта тема не рассматривалась никем из византинистов, и творения св. Романа даже не привлекались как источник сведений о землетрясениях и эпидемиях в Восточной Римской империи VI в. В работе на фоне близких по времени к св. Роману исторических произведений, прежде всего хроник Прокопия Кесарийского, Иоанна Малалы и Иоанна Эфесского, подробно рассматриваются источниковедческие, социальные и богословские аспекты изображения им стихийных бедствий как проявлений Божественного гнева. Особой новизной обладает выявленная автором данной статьи тема превращения в произведениях св. Романа Сладкопевца Ромейской империи из Нового Израиля в Новый Египет, утраты православными ромеями статуса избранного народа из-за их нечестия и греховного инфантилизма. Такие настроения носили общий характер и разделялись многими современниками св. Романа, а общеправославное значение его кондаков выразилось в их многовековом бытовании в литургическом обиходе.
Ключевые слова: Роман Сладкопевец, византийская гимнография, Византийская империя, землетрясения, эпидемии, катастрофы.
Изучение отражения землетрясений
и других естественных бедствий в византийской гимнографии интересно, во-первых, для изучения влияния экстремальных ситуаций на сознание общества и отдельной личности в Византийской империи. Во-вторых, это именно та ситуация, когда «с Божией стихией царям не совладать», и историей начинают управлять иные, не связанные человеческим участием силы. Святитель Николай Велимирович писал о земле: «А не является ли она сама движущей силой истории, когда стряхивает с себя ее обитателей?» [1, c. 343]. Ромеи с присущим византийскому сознанию провиденциализмом воспринимали землетрясения как Божественное наказание и с недоверием, а временами и с негодованием относились к идущим еще от Аристотеля попыткам их естественного объяснения наполнением земных пустот [9, р. 48-49].
Для изучения восприятия природных бедствий в общественном сознании Византии во второй половине V - первой половине VI вв. важно восприятие землетрясений преп. Романом Сладкопевцем -автором многочисленных церковных песнопений, по сей день звучащих в православных храмах. В пятнадцатом кондаке (на Рождество) Роман упоминает землетрясение в Египте во время прихода в него Святого Семейства: «Немедленно потряслись * все рукотворенные, / Ибо Ирод, вбросив ужас, * землетрясенье * наводит на идолов. / Во чреве матери скрывался, * но как Бог действовал. / В Египет шествовал, * но служили ему Ангелы. / С высоты бегством своим, * был изгнан волею, * как младенец беднейший»1 [15, р. 222] (значком «*» обозначены паузы внутри стиха, значок «/» разделяет строки. - В. В ).
Этот отрывок целесообразно сопоставить с фрагментом из Акафиста - песнопения, созданного под влиянием творчества преп. Романа: «Воссиял Ты в Египте * просвещение правды, / Изгнал Ты * тьму неправды. / Ибо, Спасе, * идолы его, / Не терпя твоей силы, * низринулись» [18, р. 30].
За сюжетом о ниспровержении идолов стоит древнее предание о падении и разрушении идолов при вхождении Марии с младенцем Иисусом во храм, известное по апокрифам еще с IV в. Св. Василий Великий предлагал сугубо символическую интерпретацию пророчеству о том, что по пришествии Господа «потрясутся рукотворные Египта» [17, р. 441]. В то же время источники сообщают о реальных землетрясениях в Италии во 2 г. до н. э. и 5 г. н. э. с возможными отзвуками на всем Востоке, в том числе и в Египте [9, р. 186].
Землетрясение мыслилось не только разрушительным знамением гнева Божия, но и эсхатологическим знамением изменения мира и предвестием жизни будущего века, о чем писал Роман: «И восставшие мы * да исследуем днесь / Этот гроб * и увидим, друзья, / В сотрясении камень * отвалился сейчас. / Помолчим, если мертвый * внутри там лежит, / Коль невиден мертвец, * то восплачем мы с дольними, / Тогда Смерть бо восплакала, * возрыдал же и Ад преисподнейший» [15, р. 186].
Согласно эсхатологическим представлениям византийцев, основывавшимся на Апокалипсисе (Откр. 6, 12; 8, 5; 16, 18), перед концом света, во времена Антихриста, должны последовать страшные землетрясения, и Роман полностью разделял эти взгляды: «И когда все же преставятся * те преследуемые * и Христа ожидающие, / псалмы и гимны окончатся, / Ни литургии * не будет, ни освящения, / Приношенья и каждения. / И на года три
8
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 5, 2015
© Василик В.В., 2015
Отражение стихийных бедствий и эпидемий VI века в кондаках святого Романа Сладкопевца
с половиною * жертва отнимется, * в Писаньи как сказано. / Землетрясенья и моры, * и скорбь всякая * владеть будут миром. / И истают же чада * в материнских утробах. / Умрет же и матерь * и прежде младенца, * на площадях не явится / останки погребающий, * но всех Ты воскресишь, / Судья всеправеднейший» (выделено автором. - В.В.) [15, p. 196].
Хотя Роман говорил о временах Антихриста, картина, которую он описывал, в значительной степени совпадает с рассказом его современника Прокопия Кесарийского о бубонной чуме, охватившей всю империю в 541-544 гг.: «И для женщин, которые были беременными, если они заболевали, смерть оказывалась неизбежной. Умирали и те, у которых случались выкидыши, но и роженицы погибали вместе с новорожденными... Все совершаемые при погребении обряды были тогда забыты. Мертвых не провожали, как положено, не отпевали их по обычаю, но считалось достаточным, если кто-либо, взяв на плечи покойника, относил его к части города, расположенной у самого моря, и бросал его там» [2, с. 223]. Хотя Прокопий, как справедливо отмечает А.А. Чекалова, в качестве образца использовал описание афинской чумы у Фукидида [2, с. 420], влияние последнего касается лишь литературной манеры изложения, ничуть не уменьшая достоверности насыщенного подробностями и мастерски выполненного рассказа.
Помимо пересечений кондака Романа с текстом Прокопия существуют и прямые параллели с текстом проповеди так называемого греческого Ефрема Сирина (или псевдо-Ефрема) «О втором пришествии»: «Тогда истают младенцы в утробах матерей. Умрет и мать ранее младенца. Умрет и отец с женой и детьми на площадях. И не будет погребающего и помещающего в гробницы. От многих мертвых тел, брошенных на площадях, смрад будет повсюду, страшно подавляющий живых» [4, р. 192].
В настоящее время наиболее распространена датировка текста псевдо-Ефрема седьмым веком [6, р. 147; 7, р. 234-235.]. Если это так, то на его проповедь мог повлиять кондак преп. Романа Сладкопевца. По сравнению с проповедью текст кондака выглядит логичнее, так как приводит картину тотальной стихии, при которой нарушается всякий порядок. Характерно, что Роман в отличие от Ефрема не упоминает о голоде как черте антихристова времени, что может быть связано, с одной стороны, с копированием и переносом окружавших поэта реалий на время Антихриста, а с другой - ощущением современности как времени эсхатологического.
Следовательно, если данный кондак первичен по отношению к тексту псевдо-Ефрема и содержит намеки на чуму, то он мог быть написан под свежим впечатлением от страшных событий,
описываемых в нем. Помимо этого, в кондаке Романа заметна тесная и неразрывная связь чумы в Константинополе и землетрясений, отмеченная и у Феофана Исповедника: «В то лето, в месяце октябре, пятого индиктиона, произошла в Византии великая эпидемия (то цвуа 0avaxiKov), и в том же году начало праздноваться Сретение Господне в Византии второго числа февраля месяца. .Августа шестнадцатого числа того же пятого индиктиона произошло великое землетрясение в Константинополе и пали церкви, и дома, и стены. и был страх великий» [18, р. 222].
Некоторые ученые выражают сомнения в датировке данного события [9, р. 327], однако, на наш взгляд, безусловными датирующими признаками являются упоминание чумы, а также праздника Сретения Господня. Само общеимперское празднование Сретения могло быть связано как с поражениями в войне против персов (с этим может быть связано прошение в проэмии (вступительной строфе) кондака: «Но умири в войнах общество»), так и распространением чумы, на что могут указывать заключительные строфы кондака: «Молим тебя, всесвященнейший, * незлобивее, / Жизнь и воззвание * источниче благости. / С неба призри, * на Тебя уповающих / всегда посети. / И избави от гнева и скорби, и нужды * жизнь нашу, Господи. / И в вере * истины * руководи всеми нами» [15, р. 196].
Перечисление гнева, скорби и нужды (е£ орул<; ка! avdyK^^ ка 0Ал.уею<; еак; Хтрюсаг), взятое из Великой, или Мирной, ектении, говорит как о бедствиях, причиняемых людьми (нашествия и гонения), подразумываемые словом 0Ну<;, так и о гневе Божием, проявляющемся чрез так называемые «естественные события» - землетрясение, чуму и т. д.
Землетрясение 542 г. явилось не единственным из тех бедствий, которые происходили на фоне чумы. В 543 г. землетрясение потрясло Коринф, о чем свидетельствуют Прокопий Кесарийский и Илия Нисибинский: «В этом году было землетрясение в городе Коринфе, и обрушились стены его» (Fiha kanat zalzalatun bimadinatin Qurintus wa waqa’a ‘akthar suraha) [5, р. 120].
В 543 г. произошло также землетрясение в Ки-зике на Пропонтидском побережье Малой Азии, о чем сообщает Иоанн Эфесский [11, р. 329]. Иоанн Малала также помещает это событие в 543 г. и подтверждает известия Иоанна Эфесского [12, р. 482]. Соответственно, если мы рассмотрим данные землетрясения в контексте чумы 542-544 г., то связь между «мором» и землетрясениями в кондаке Романа окажется исторически обусловленной.
Однако не только эти землетрясения нашли отражение в кондаках св. Романа. Наибольшее впечатление на него произвело землетрясение 551 г., в котором он явственно увидел предвестие конца света: «Так бодрствуй и ныне * о том, что мы видим, / Угрозы несносные, * землетрясенья постоян-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 5, 2015
9
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
ные / И войн удары разнообразные / Сотрясли всю землю * и со всем, что в ней, / И заставили бежать * и море самое» [16, р. 338]. Сообщение об этом страшном землетрясении содержится во многих источниках, например у Иоанна Малалы: «В июне месяце 9 числа произошло великое и ужасное землетрясение во всей области Палестины и Аравии, и Месопотамии, и Сирии, и Финикии, и пострадал Тир и Сидон, и Бейрут (Вирит), и Триполи, и Библ, и погибло в них множество людей... И убежало море в глубину на одну милю, и погибло множество кораблей. И снова, по повелению Божию, возвратилось море в свое ложе» [12, р. 485].
Иоанн Эфесский дает еще более подробные сведения: «.Произошло великое землетрясение, и обрушился Бейрут, а также города многие на побережье моря и деревни в Галилее, Аравии, а также в Палестине и в доме Шемрон (т. е. в Самарии). И море вышло из своих пределов и отступило на две мили по всей Финикии. И сильное бедствие, и великие знамения и чудеса, бывшие в граде Бейруте финикийском, когда было землетрясение и пали города, мы захотели сделать знаком предупреждения для тех, кто будет после вас. Когда было сильное землетрясение с небес, то море отступило и удалилось от Бейрута града и от прочих городов на берегу моря Финикии по повелению Бога на расстояние примерно две мили. И открылись ужасные глубины моря, и явились в нем зрелища великие и многие, и удивительные. И приготовленные корабли, наполненные многими товарами, а они были привязаны в гаванях и во время ухода моря от земли остались на дне. И они сокрушились и разбились, когда оставило их море и ушло по повелению Господа. И тогда по повелению тайному пучина моря ужасная обрушилась, чтобы вернуться на свое первоначальное место, и покрыла, и погребла в глубине своей в низу бездны всех тех несчастных. Ведь они устремились, чтобы найти богатство в глубине бездны, и по образу Фараона канули в пучину и потонули как камень, как и написано (Исх. 15, 4). И устремил на них Господь воды морские, когда исполнился поток и вернулся к первой полноте.» [11, р. 333-334]. О страшных разрушениях в Бейруте рассказывает и Агафий Миринейский: «Вирит, до того времени прекраснейшее украшение Финикии, тогда был весь разрушен, и обрушились преславные и широко известные чудеса строительства, так что почти ничего не осталось, разве что основания строений. И большое количество местных жителей погибло, задавленных тяжестью обломков.» [3, р. 59]
Преп. Роман Сладкопевец рассматривал землетрясение 551 г. в ряду предшествующих сейсмических катастроф 546 и 548 гг., а возможно, и более ранних. На это указывает его упоминание «постоянных землетрясений», которое соотносится с сообщением о «постоянных землетрясениях» Иоанна
Малалы, причем оба автора использовали словосочетание ceicpol стотехеи; [12, р. 483]. Прокопий Кесарийский считал эти землетрясения «сверхприродными» (отерфиеТ;), однако у Романа Сладкопевца даже на фоне землетрясений 540-х гг. бедствие 551 г. приобретает исключительное значение и рассматривается как эсхатологическое: «Устрашися итак, как Иона, и пробудись. / Гремят по всему миру * трубы знамений, / Возвещая о Христе его ожидающим, / Ибо придет * и закроет, придя, / Священное вхождение * знамений» [16, р. 435].
Этими знамениями являются чума и землетрясения: «Это и ныне мы видим, душе * двери открыты, а не при дверях, / Настало днесь * и уже приготовлено, / Ведь не минет ничто, * что предрек нам Христос, / Но что предрек он, все сбудется: / Глады вместе с чумой, * сотрясенья земли, / И народ на народ поднимается. / И прибежища нет нигде, для всех же бегство, / И дверь затворяется, *запечатано милосердие: / Ведь мы не пожелали * внутри оказаться, * ныне все восклицаем: “Отверзи”».
Приведем и другой, весьма характерный фрагмент, где землетрясения связываются с засухой: «Жатва достигла, достигла до нас, * серп соверше-нья / Готовится * и днесь изостряется, / Сотрясенья земли, * сухость, как лютый жар, / Днесь на нивы земли изливается. / И стремятся жнецы * на деянье свое, / И приносят с собой пропитание» [16, р. 436].
В этих строфах явно ощущаются связи с эсхатологической речью Христа на Елеонской горе (Мф. 24) и с Апокалипсисом: «Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это - начало болезней» (Мф. 24, 7-8).
Эсхатологические предчувствия в связи с землетрясением 551 г. были свойственны не только св. Роману. Достаточно показателен 50-й рассказ «Луга Духовного» - памятника, датируемого первой четвертью VII в., но основанного на устной традиции VI в. [13, р. 16]. В этом рассказе, относящемся к 551 г., авва Анастасий повествует, что его учитель авва Георгий однажды ночью заплакал, и когда ученик спросил его о причине плача, ответил: «Как мне не плакать, когда Владыка наш не желает примириться с нами? Мне казалось, о чадо, что я стою перед Кем-то, сидящим на высоком престоле. Многие пред ним были десятки тысяч, просящих и умоляющих о каком-то деле. Он же был неумолим. Затем приблизилась к нему некая Жена, одеянная в порфиру (yuv» ti;, порф-upav ррфгеоре^), припадающая и говорящая: “Хотя бы ради меня умилосердись”. Он же ничуть не менее пребывал непреклонным. И посему плачу и рыдаю, страшась грядущего». Старец рассказал это, «когда рассветал четверг. А на следующий день, который был пятницей, в девятый час сотрясается земля страшно и разрушаются города на финикийском побережье» [13, р. 2905]. 9 июля 551 г. дей-
10
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 5, 2015
Отражение стихийных бедствий и эпидемий VI века в кондаках святого Романа Сладкопевца
ствительно было пятницей [8, р. 433], что свидетельствует об историчности рассказа.
В житии св. Симеона Младшего, которое суммирует события с 550 по 557 гг., также говорится, что святой предвидел это землетрясение и плакал о тех, кто должны были погибнуть из-за него: «На следующий же день, около десятого часа сотряслась вся земля в великом землетрясении, подобного которому не могли припомнить многие поколения, и пали города и деревни побережья, согласно виденному ему видению, и горы обрушились, расколовшись из-за сильного удара, и по местам в земле появились трещины» [20, p. 105].
Как и для Иоанна Эфесского и, соответственно, Иоанна Малалы, отступление моря от суши на целую милю для Романа подобно чуду, происшедшему во время Исхода, когда Красное море расступилось перед Моисеем и евреями. Однако знак события с плюса перемещается на минус: теперь христиане, «новый Израиль», избранный народ уподобляются египтянам: «Ночь перед ночью * и прежде же мрака тьма * всех внезапно объяла / Ныне мы * египтянам подобимся / Мраком казней * и трепетом труса земли, / И военною мглой * одержимые. / И доныне их * не кончается гнев: / Принимает же всех * Море Красное. / Там геенна -и не на время, навек» [16, р. 440].
Параллель между казнями египетскими и современной св. Роману ситуацией была тем более актуальна, что землетрясение коснулось и расположенной в Египте Александрии. Слова о том, что «Красное море всех принимает», связанные с реальным происшествием - гибелью неосторожных финикийцев, устремившихся грабить товары, - событиях, описанных в тексте Иоанна Эфесского, соотнесены со строками Писания о египтянах, стремившихся не только остановить бегущих евреев, убить непокорных, а остальных вновь пригнать в Египет как рабов, но и вернуть ценности, по повелению Божию выпрошенные евреями у египтян в ожидании бегства (Исх. 15, 9).
Однако установить точно, каково соотношение кондака св. Романа и первоначального текста Иоанна Малалы, не представляется возможным. Вряд ли св. Роман мог знать его, так как в 562 г., когда была завершена его хроника, его уже не было в живых. Сам кондак св. Романа мог послужить источником для Иоанна Малалы, коль скоро он исполнялся в церкви до того времени, когда была завершена его история; однако более вероятно, что и св. Роману, и Малале были доступны описания непосредственных очевидцев событий, которые могли включать и библейские аллюзии.
В кондаке нашел выражение критический взгляд св. Романа на современное ему общество, вполне сравнимое с библейскими египтянами в меру распространения таких пороков, как несправедливость, жестокосердие, неверие, языческая жизнь:
«Весьма ведь был прогневан * Иисус, Спаситель наш, / Что творил чудеса, * но не веровали в него, / Посему бичами * несправедливости неверных / Посетил Он, * чтоб мы уверовали, воскликнув: / “Отверзи!”... Мы, кто от фараона мысленного * и от горького его рабства / Бежали, вконец его возненавидим. / И родились мы ныне, * Израиль Божественный, / Не возвратимся мы * во Египет, / Не в страну, * куда пришел Христос, / Но в страну, * Моисею не поверившую, / Сердце жестокое * и неверное * мы считаем Египтом, / Сердце, трепещущее * находящего бедствия, / При уходе же его * ожесточающееся, / И являем, * что его мы стяжали, * и что имеем / От наших плодов, * ибо в нуждах * мы только взываем: / “Отверзи!”» [16, р. 442].
Итак, Египет мыслится в двух аспектах - и как жестокая деспотия, где египтяне немилосердно угнетали евреев и убивали еврейских младенцев, и, шире, как духовное пространство служения демонам. Египтянин, благодаря образу библейского Фараона, становится метафорой человека, который вразумляется только наказаниями и лишь на время наказаний, а по их окончании вновь предается непокорству и греху. Соответственно, землетрясение осмысляется как Божественное наказание, как тот ремень, которым любящий отец наказывает своего непутевого сына.
Сыновний образ у Романа имеет продолжение по двум линиям, первая из которых указывает на духовный инфантилизм: «А мы, словно дети, * родились разумом, / Лишь заботясь о еде, * питье и играх, / И сидим на рынках, * взывая друг ко другу: / Пусть и суд придет, * будем наслаждаться, * и тогда воскликнем: / “Отверзи!”» [16, р. 442].
Здесь нельзя не вспомнить Св. Писание: «Возлюбленные, не будьте дети умом» (1 Кор. 14, 20), а также «Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали» (Мф. 11, 16-17). Тема греховного инфантилизма была достаточно актуальна для общества, и конкретный пример его - жадный бег за добычей из разбитых кораблей по дну только что опустевшего моря - уподоблен стремлению фараоновых колесниц. У толпы, ринувшейся грабить, не хватило разумения даже на то, чтобы понять, что после такого необычного отлива вода должна очень скоро вернуться на место и бежать нужно не в море, а из города, подальше от падающих зданий.
Вторая тема - образ ремня - переходит в воспоминание о биче, которым Христос изгонял торгующих из храма: «Пришли же удары на главу, * но не печалится сердце, / Болеет плоть, * но разум не чувствует / И бичуется всяк *, но никтоже из нас / Не умоляет жарко * бичующего. / Сотрясенье земли, * словно бич против нас, / Обновил Христос, * ибо возревновал / Во храме прежде бич * Господь соделавший» [16, р. 342].
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 5, 2015
11
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
Благодаря введению темы очищения Храма Христом, ромейское общество уподобляется не только древнему Египту, по словам св. Иоанна Златоуста «более других народов виновному пред Господом», но и тому Израилю, который распял Христа. Пороки нового Израиля повторяют грехи Израиля древнего: и тот и другой упорны, жестоковыйны, нераскаянны. Однако аналогия с Израилем, и в особенности с очищением Храма, может говорить и о другом общественном пороке - номинальном христианстве и лицемерии, когда «дом Отца Небесного» делается «домом торговли» (Иоан. 2, 16) или «вертепом разбойников» (Мф. 21, 13). Соответственно, из Божьего мира, как из Иерусалимского храма, землетрясением - бичом Божиим - изгоняются духовные торговцы, продавцы и предатели, которые своим нечестием и грехом оскверняют богоданный мир, омытый Христовою кровью.
Возможно, что аналогией с очищением храма св. Роман Сладкопевец решал и другую проблему, стоявшую перед общественным сознанием: во время землетрясения рухнул ряд церквей. Перед ромеями вставал вопрос: как Бог мог это попустить? Ответ находится в аналогии с очищением храма -дома, который «оставляется пуст» (Мф. 23, 29).
Подведем итоги. В кондаках преп. Романа нашел отражение целый ряд великих землетрясений VI в., а также чума 544 г. Землетрясения преп. Роман Сладкопевец рассматривает как бич Божий, который обрушивается на головы неразумных детей - детей умом, а не духом. Упоминания о землетрясениях опираются на реальные факты его времени и отличаются жизненностью. При их описании могли быть использованы общие источники с хроникой Иоанна Малалы. Египетские аналогии св. Романа связаны как с реальными событиями 551 г., так и с обличением ромеев, которые в результате своего нечестия перестали быть Новым Израилем и уподобились язычникам-египтянам.
Примечание
1 Здесь и далее перевод автора.
Библиографический список
1. Святитель Николай Велимирович. Душа Сербии. - М., 2008. - 672 с.
2. Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история / пер. и комм. А.А. Чекаловой. - М.: Наука, 1993. - 570 с.
3. Agathias. Historiae. II. 15 / ed. R. Keydell // Corpus Fontium Historiae Byzantinae. Vol. 2. - Berlin, 1967.- 197 p.
4. Assemani J.S. Sancti patris nostri Ephraem Syri opera omnia. Vol. 2. - Rome: Citta del Vaticano, 1732. - 600 p.
5. Elia Nisibenus. Historia. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. T. 62 (Series Syriaca 21). -Paris, 1910.
6. Emerau C. Saint Ephrem le Syrien. Son oeuvre. Litteraire grecque. - Paris, 1919. - 290 p.
7. Geerard G. Clavis partum Graecorum. T. 2. -Turnhout, 1974.
8. Grumel V. La Chronologie byzantine. - Paris, 1958. - 487 p.
9. Guidoboni E. The catalogue of ancient earthquakes. - Roma, 1994. - 504 p.
10. Haury J. Prokop Verweist auf seine Anekdota // Byzantinische Zeitschrift. Bd. 36. - 1936. - S. 1-4.
11. Joannes Ephesenus. Historia ecclesiastica // Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. T. 105 (Series Syriaca 54). - Louvain, 1935. - 508 p.
12. Joannes Malalas. Chronographia. / ed. L. Dindorf // Corpus scriptorum historiae Byzantinae. -Bonn: Weber, 1831. - 796 p.
13. Joannes Moschus. Pratum spirituale.
Patrologiae cursus complectus. Series Graeca. T. 86. -Parisio, 1860. - Col. 2847-3115.
14. Palmer J.S. El monacato Oriental en el Pratum Spirituale de Joan Mosco. - Madrid, 1993. - 502 p.
15. Romanos le Melode. Hymnes. Sources
Chretiennes. T. 110. - Paris, 1965. - 378 p.
16. Romanos le Melode. Hymnes. Sources
Chretiennes. T. 28. - Paris, 1967. - 600 p.
17. San Basilio. Commento al profeta Isaia. Vol. 2. - Turin, 1939. - Vol. 1. - 397 p.; Vol 2. - 575 p.
18. Theophanes. Chronographia / ed. C.de Boor. -Lipsiae: Teubner, 1883. - 503 p.
19. Trypanis K. Fourteen Byzantine Canticles // Wiener Byzantinische Studien. Bd 5. -Wien, 1968. -270 S.
20. Vita Symeoni Junioris / ed. P. Van de Ven. -Brussels, 1962. -155 p.
12
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова jij- № 5, 2015