Научная статья на тему 'Особенности освещения древней истории у Иоанна Малалы'

Особенности освещения древней истории у Иоанна Малалы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
609
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИОАНН МАЛАЛА / ХРОНОГРАФИЯ / АНТИКВАРИАНИЗМ / РАННЕВИЗАНТИЙСКАЯ ИСТОРИЯ / КОНТИНУИТЕТ / JOHN MALALAS / CHRONOGRAPHY / ANTIQUARIANISM / EARLY BYZANTINE HISTORY / CONTINUITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кобзева А.В., Синица М.М.

Статья посвящена изучению подхода к древней истории в творчестве ранневизантийского писателя эпохи Юстиниана Иоанна Малалы. Малала писал всеобщую хронику, охватывающую период от Адама до своего собственного времени с христианских позиций, выражая соответствующий подход к древнейшему прошлому в ней. Он стремится подчеркнуть связь его с современностью и актуализировать для настоящего времени. В историо-писании автор пытается сослаться на как можно большее число источников, письменных и материальных, но без должного критического анализа, в результате чего его сочинение компилятивно, противоречиво и содержит много ошибок, в частности, в хронологии. Древнейшее прошлое рассматривается на широком историко-культурном срезе, сопоставляются истории различных народов, синхронизируются датировки, проявляется интерес также к культурной истории. Для писателя характерны рационализация мифов и привлечение языческих оракулов как выразителей Божественной Воли применительно к древности; важное место занимает философский аспект. Древнеримская история осмысливается символически, как фундамент для современной, преемственность отражается в календаре, праздниках, обрядах и обычаях, инсигниях, названиях, форме одежды, сооружениях. Важнейшим аспектом является преемственность Константинополя от Рима, которую автор стремится подчеркнуть. Огромную роль в этом играет ипподром, в котором выражается образ космоса и времени. Таковы основные черты ранневизантийского антикварианизма у Малалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of approach to ancient history in the work of John Malalas, Early Byzantine writer ofJustinianic epoch. Malalas wrote a universal chronicle, covering the period from Adam to his own time from a Christian perspective, expressing the suitable approach to the ancient past in it. He tends to emphasize its connection with modernity and updated for the present time. In historical writing author tries to refer to the largest number of sources, written and material, also using the archive data, but without a proper critical analysis; that’s why in result his work is a compilation, contradictory and contains a lot of mistakes, especially in chronology. Ancient history is seen in the broader historical and cultural cut, compared the history of different peoples and different dating synchronize with an interest also in cultural history. The writer is characterized by tendency to the rationalization of myths and attracting the pagan oracles as the spokesmen of the Divine Will in relation to Antiquity. The philosophical aspect occupies an important place in treasure also. The Ancient Roman history is interpreted symbolically as the foundation for a modern period, the continuity is reflected in the calendar, festivals, rituals and customs, insignia, names, clothing, form structures. The most important aspect is the continuity from Rome to Constantinople, which the author seeks to emphasize. The Hippodrome plays a huge role in this, it expresses the image of space and time. These are the main features of the Early Byzantine antiquarianism in Malalas.

Текст научной работы на тему «Особенности освещения древней истории у Иоанна Малалы»

УДК 94(495)-01

ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ У ИОАННА МАЛАЛЫ

FEATURES OF IMAGE OF ANCIENT HISTORY BY JOHN MALALAS

А.В. Кобзева, М.М. Синица А-V. Kobzeva, M.M. Sinitsa

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

Belgorod State National Research University, 85 Pobeda St, Belgorod, 308015, Russia

E-mail: KobzevaAV3i@yandex.ru, sinitsam@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена изучению подхода к древней истории в творчестве ранневизантийского писателя эпохи Юстиниана Иоанна Малалы. Малала писал всеобщую хронику, охватывающую период от Адама до своего собственного времени с христианских позиций, выражая соответствующий подход к древнейшему прошлому в ней. Он стремится подчеркнуть связь его с современностью и актуализировать для настоящего времени. В историо-писании автор пытается сослаться на как можно большее число источников, письменных и материальных, но без должного критического анализа, в результате чего его сочинение компилятивно, противоречиво и содержит много ошибок, в частности, в хронологии. Древнейшее прошлое рассматривается на широком историко-культурном срезе, сопоставляются истории различных народов, синхронизируются датировки, проявляется интерес также к культурной истории. Для писателя характерны рационализация мифов и привлечение языческих оракулов как выразителей Божественной Воли применительно к древности; важное место занимает философский аспект. Древнеримская история осмысливается символически, как фундамент для современной, преемственность отражается в календаре, праздниках, обрядах и обычаях, инсигниях, названиях, форме одежды, сооружениях. Важнейшим аспектом является преемственность Константинополя от Рима, которую автор стремится подчеркнуть. Огромную роль в этом играет ипподром, в котором выражается образ космоса и времени. Таковы основные черты ранневизантийского антикварианизма у Малалы.

Abstract

The article is devoted to the study of approach to ancient history in the work of John Malalas, Early Byzantine writer of Justinianic epoch. Malalas wrote a universal chronicle, covering the period from Adam to his own time from a Christian perspective, expressing the suitable approach to the ancient past in it. He tends to emphasize its connection with modernity and updated for the present time. In historical writing author tries to refer to the largest number of sources, written and material, also using the archive data, but without a proper critical analysis; that's why in result his work is a compilation, contradictory and contains a lot of mistakes, especially in chronology. Ancient history is seen in the broader historical and cultural cut, compared the history of different peoples and different dating synchronize with an interest also in cultural history. The writer is characterized by tendency to the rationalization of myths and attracting the pagan oracles as the spokesmen of the Divine Will in relation to Antiquity. The philosophical aspect occupies an important place in treasure also. The Ancient Roman history is interpreted symbolically as the foundation for a modern period, the continuity is reflected in the calendar, festivals, rituals and customs, insignia, names, clothing, form structures. The most important aspect is the continuity from Rome to Constantinople, which the author seeks to emphasize. The Hippodrome plays a huge role in this, it expresses the image of space and time. These are the main features of the Early Byzantine antiquarianism in Malalas.

Ключевые слова: Иоанн Малала, Хронография, антикварианизм, ранневизантийская история, континуитет. Key words: John Malalas, Chronography, antiquarianism, early Byzantine history, continuity.

Данная работа посвящена рассмотрению отношения к древнейшему прошлому ранневизантийского писателя Иоанна Малалы. Произведение Малалы является важным источником своей эпохи, ему посвящено достаточно много исследований1; также в историографии имеются работы

1 См.: Studies in John Malalas / Ed. by E. Jeffreys, B. Croke, R. Scott. Sydney, 1990; Jeffreys E. 2003. The beginning of Byzantine chronography: John Malalas // Greek & Roman Historiography in Late Antiquity (fourth to sixth century A.D.) / Ed. G. Marasco. Leiden: Brill, P. 497-527; Recherches sur la Chronique de Jean Malalas. I / Ed. par Joelle Beaucamp avec la collaboration de S. Agusta-Boularot, A.-M. Bernardi, В. Cabouret, Emmanuele Caire 2004. (College de France - CNRS, Centre de Recherche d'Histoire et Civilisation de Byzance. Monographies. 15). P., 205 p.; Recherches sur la chronique de Jean Malalas. II / Ed. par S. Agusta-Boularot, J. Beaucamp, A.-M. Bernardi, E. Caire 2006. (College de France - CNRS, Centre de Recherche d'Histoire et Civilisation de Byzance. Monographies. 24). Association des Amis du Centre d'Histoire et Civilisation de Byzance. P., 286 p.; Treаdgold W. 2007, The Byzantine World Histories of John Malalas and Estathius of Epiphania // The international History Review. Dec. Vol. 29. No. 4. P. 709-745; Любарский Я.Н. 1999. «Хронография» Иоанна Малалы (проблемы композиции) // его же. Византийские историки и писатели. СПб., С. 7-20; Он же 1999. Герои «Хронографии» Иоанна Малалы // его же. Византийские историки и писатели. СПб., С. 21-30; Удальцова З.В. 1971. Мировоззрение византийского хрониста Иоанна

по сравнению творчества писателя с современниками как в общем контексте исследований по историческому нарративу Ранней Византии1, так и по частным вопросам2. Тема связана с рассмотрением отношения Малалы к древней истории в общем. Актуальность - с тем, что Малала является единственным сохранившимся писателем VI века в жанре хроники, чьи произведения затрагивают древнейшее прошлое.

Иоанн Малала по социальному положению был чиновником и состоял на государственной службе, предположительно - в штате комита Востока3. Он написал «Хронографию» в XVIII книгах4, которая претендует на охват всеобщей истории человечества от Адама до современных писателю дней. События древней истории у Малалы излагаются в хронологическом порядке. Язык его произведения представляет собой низкий народный стиль, понятный широким слоям населения5. Произведение является всемирной хроникой, написанной с христианских позиций6. Оно было создано в первой половине VI в. в своих первых редакциях, а закончено со смертью императора Юстиниана I в середине 60-х гг.7 Изучение хроники позволяет определить некоторые особенности ранневизантийского антикварианизма.

Авторская позиция к древней истории анализируется по следующим направлениям: источники и подход к ним, культурно-географический аспект, хронологический аспект, отношение к язычеству и мифологии, отношение к древнеримской истории, связь древности с современностью.

Источники. Труд Малалы большей частью компилятивен, хотя для современного автору времени дает уникальную информацию о фактах, очевидцами которых он являлся. В древней истории активно привлекаются в качестве письменных источников произведения множества античных писателей, зачастую вторично. Даются ссылки на 75 авторов, в том числе на Моисея и библейские книги, хронистов Кастора, Харакса, Юлия Африкана, Евсевия Кесарийского, Евставия, а также Феофила, Климента, Тимофея, поэтов Гомера, Софокла, Эврипида, Вергилия, Овидия, историков Геродота, Манефона, Полибия, Тита Ливия, Саллюстия, Иосифа Флавия, Диодора Сицилийского, Плутарха, Павсания, Арриана, Евтропия грамматиков Сервия, Диктиса Критского, Сисипа, философов Орфея, Пифагора, Платона, Палефата, Порфирия, Гермеса Трисмегиста. По мнению исследователей, большая часть цитат взята из вторых рук, так как автор часто неточно воспроизводит источники, на которые ссылается8.

Для автора очень важно сослаться на авторитет более древнего и, желательно, редкого писателя; некоторые исследователи полагают, что Малала даже выдумывал некоторые свои источники9.

В целом, древняя история представлена в его произведениях достаточно кратко и не может сравниться ни с одним античным антикварным произведением. В работе с античными письменными источниками для Малалы характерны выборочность, сокращение и изменение предоставляемого материала, а также повторы и некоторая противоречивость, что связано с отсутствием анализа при компилировании из разных источников. Вместе с тем, что касается композиции, то тут автор достаточно самостоятелен. Он отказывается от табличной формы хроники Евсевия и пытается последовательно включить события в канву повествования, чтобы его хроника приняла более читабельную форму10.

Малалы // ВВ. Т. XXXII. С. 3-23; Наумов Е.П. 1984. Некоторые проблемы ранневизантийской этнонимии и этносоциальной терминологии (на материале хроники Малалы) // Этногенез народов Балкан и северного Причерноморья. Лингвистика, история, археология. М.; Самуткина Л.А. 2001. Концепция истории в «Хронографии» Иоанна Малалы. Иваново, 143 с.; Она же. 2000. Концепция легендарной истории у Иоанна Малалы // Формы исторического сознания от поздней античности до эпохи Возрождения (Исследования и тексты). Иваново, С. 41-58; Она же. 2003. Модель цивилизации в «Хронографии» Иоанна Малалы // Личность. Культура. Общество. Т. 5. Спец. вып. 1-2 (19-20). Иваново, С. 389-396; Она же. 2010. Античная скульптура в ранневизантийской «Хронографии» Иоанна Малалы // Аристей. № 1. С. 154-163; Она же. 2007. Оракул в ранневизантийской «Хронографии» Иоанна Малалы // Вестник Ивановского государственного университета. № 1. С. 39-45; Она же. 2007. Функции античной мифологии в ранневизантийской «Хронографии» Иоанна Малалы // Experimenta lucífera. Сб. трудов V Поволжского науч.-метод. сем. по пробл. преп. и изуч. дисц. классического цикла. Вып. 4. Нижний Новгород, С. 38-44; Творогов О.В. 1987. Хроника Иоанна Малалы // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., Вып. I (XI - первая половина XIV в.); Иоанн Малала. Хронография. Книги XIII-XVIII / Мир поздней античности. Документы и материалы. Выпуск 2 / Отв. ред. Н.Н. Болгов. Белгород, 2014.

1 См.: Удальцова З.В. 1967. Источники по истории Византии IV - первой половины VII в. // История Византии в 3 т. / Отв. ред. С.Д. Сказкин. T.I. М.: Наука, С. 5-66; Treadgold W. 2010. Early Byzantian historians. PM, 432 p.; Scott R. 1990. Malalas and his Contemporaries // Studies in John Malalas / Ed. by E. Jeffreys, B. Croke, R. Scott. Sydney, P. 67-86.

2 См.: Lyle E.B. 1984. The Circus as Cosmos // Latomus. T. 43, Fasc. 4. Oct.-Dec. P. 827-841; Ельницкий Л.А. 1975. Византийский праздник брумалий и римские сатурналии // Античность и Византия / Отв. ред. Л.А. Фрейберг. М., С. 340-351.

3 Croke B. Malalas, the man and his work // Studies in John Malalas... P. 1-27.

4 По: The Chronicle of John Malalas / Tr. by E. Jeffreys, M. Jeffreys, R. Scott. Melbourne, 1986; Ioannis Malalae Chronographia / Ed. Johannes Thurn / Corpus Fontium Historiae Byzantinae (CFHB) 35. Berlin, New York, 2000; Иоанн Малала. Хронография. Книги XIII-XVIII / Мир поздней античности. Документы и материалы. Выпуск 2 / Отв. ред. Н.Н. Болгов. Белгород, 2014.

5 Treadgold W. 2010. Early Byzantian historians. Pm, P. 364.

6 Кобзева А.В. 2016. К вопросу о религиозных взглядах Иоанна Малалы // Научные ведомости БелГУ. Серия «История. Политология». №1 (222). Вып. 37. Белгород. С. 26-29.

7 Croke B. Malalas, the man and his work...

8 Jeffreys E. Malalas' sources // Studies in John Malalas... P. 167-217.

9 Treadgold W. Early Byzantian historians... P. 248-249.

10 Croke B. Byzantine chronicle writing. 1. The early development of Byzantine Chronicles // Studies in John Malalas... P. 27-38.

В качестве источников и свидетельств выступают скульптурные и архитектурные сооружения, надписи на них. У Малалы описание сооружений занимает одно из самых важных мест, особенно для эллинистическо-римского периода, где оно является центральным. Здесь «Хронография» Малалы сближается с жанром patria1. Внимание автора сосредоточено на Антиохии, что позволяет исследователям предполагать использование автором информации из архивов этого города2, анналы города упоминает и сам писатель, рассказывая о его переименовании в Теуполь (Mal. Chron. XVIII.29, ср. с переименованием города Саламин Августом в Диосполь после землетрясения (Mal. Chron. X.3)). С этим же связано, скорее всего, указание на стихийные бедствия в различных городах и восстановительную деятельность императоров. Он описывает такие строения, как колоннады, базилики, мосты, акведуки, бани, нимфеи, монументальные ворота, тетрапилоны, гимнасии, ипподромы, театры, библиотеки, монетные дворы, оружейные фабрики, амбары для хранения зерна, дворцы, языческие храмы, синагоги, христианские церкви и мартирии, статуи и скульптурные украшения, стелы, мозаики, построенные разными императорами в Антиохии, Константинополе, Александрии и других городах3, что подтверждается археологическими раскопками4. Рассказывая о Константинополе, он говорит о древностях в контексте строительства Септимия Севера (Mal. Chron. XII.20): ипподром, Зевксипповы бани, Бизополь, храм Гелиоса, - и Константина (Mal. Chron. XIII.7-8): завершение ипподрома, его украшение статуями, кафизма, городские стены, храм Удачи, форум, порфировая колонна с бронзовой статуей Константина с семью лучами (где хранился палладий), колоннады Регия, базилика Сената, статуя его матери Елены, получившая название Августейон, завершение бань Зевксиппа, статуя Константина с богиней Тюхэ города в руках... Данная информация о постройках во многом сближается с информацией Иоанна Лида о константинопольских памятниках. В контексте описания Зевксипповых бань5 Малала упоминает древнейшее фракийское божество - «конного Зевса» (Mal. Chron. XII.20). В связи со строительной деятельностью Севера и Константина говорится о древнейших временах Византа и Фидалии (Mal. Chron. XII.20, XIII.7). Малала упоминает также дерево Ноева ковчега в Писидии (по Пергаму Памфилийскому) (Mal. Chron. I.4), предохраняющий от чумы талисман в виде лика в Антиохии (Mal. Chron. VIII.22), статую в честь Господа в Панеаде, поставленную Вероникой во времена Ирода (Mal. Chron. X.12), храм матери Реи в Кизике, поставленный аргонавтами и превращенный в храм Богоматери во времена Зенона (Mal. Chron. IV.12), храм аргонавтов, посвящённый неизвестному крылатому божеству, превращенный Константином в храм архангела Михаила (Mal. Chron. IV.13), статуи Зевса Керавния и Афины с благодарственной надписью «Римлянам от антиохийцев» (Mal. Chron. VIII.31), статуя Веспасиана на Херувимских воротах в Антиохии из иудейских трофеев (Mal. Chron. X.45), алтарь первородному Богу от Августа на Капитолии (Mal. Chron. X.5), каменная стела с надписью о щедрости Антонина Пия в Александрии (Mal. Chron. XI.24) и т.д.

Как указывалось, Малала привлекает архивы и эпиграфику и стремится использовать какой-нибудь редкий источник, например, при рассказе легенды о Фебруарии ссылается на «Сообщения» неизвестного римского летописца Брунихия, найденные им в Салониках (Mal. Chron. VII.12).

Цивилизационно-географический аспект. В основе хроники Малалы лежит библейская история, в которую он пытается интегрировать все остальные народы. Несмотря на библейский стержень, центральное место в древнейшей части хроники занимают античные греческие и римские сюжеты6. Основное содержание древнейшей части (книги I-VI) представляет собой реинтерпрета-цию языческих мифологических сюжетов7. Греческие языческие боги представлены в качестве исторических персонажей, правителей и философов, потомков первых людей из Библии: в частности, родоначальник греческих божеств Крон у Малалы является сыном Сима, старшего сына Ноя (Mal. Chron. I.8). Малала представляет его в качестве родоначальника всех царей Востока и Запада. Его потомками и царями являлись Зевс Пик, Арес, Гермес, Гефест, Гелиос, получившие свои имена в честь планет, названия которым дал сын Адама Сиф. Цивилизация распространяется с Востока на Запад. Цивилизационная модель писателя является монархией, структура библейско-античного логоса его хроники разбита по царствам8. Исследователи отмечают, первые книги хроники представляют собой невероятный конгломерат событий из библейских преданий, греческой мифологии, ис-

1 Самуткина Л.А. 2010. Античная скульптура в ранневизантийской «Хронографии» Иоанна Малалы // Аристей. № 1. С. 154-163.

2 Jeffreys E. Malalas' sources // Studies in John Malalas... P. 167-217.

3 Moffatt A. A record of public buildings and monuments // Studies in John Malalas... P. 87-111.

4 См.: Downey G. 1961. A History of Antioch in Syria from Seleucus to the Arab Conquest. Princeton.

5 См.: Болгов Н.Н., Сбитнева Ю.Н., Ляховская О.В. 2011. Бани Зевксиппа в Константинополе: античный комплекс в сердце христианской столицы // Научные ведомости БелГУ. История. Политология. Экономика. Информатика. № 19 (114). Вып. 20. Белгород. С. 28-34.

6 Любарский Я.Н. 1999. «Хронография» Иоанна Малалы (проблемы композиции) // Любарский Я.Н. Византийские историки и писатели. СПб., С. 7-20.

7 Самуткина Л.А 2007. Функции античной мифологии в ранневизантийской «Хронографии» Иоанна Малалы // Experimenta lucifera. Сб. трудов V Поволжского науч.-метод. сем. по пробл. преп. и изуч. дисц. классического цикла. Вып. 4. Нижний Новгород, С. 38-44.

8 Любарский Я.Н. «Хронография» Иоанна Малалы...

тории Ассиро-Вавилонии, Персии, царского и республиканского Рима, Македонии и Египта1. Однако «Хронография» имеет четкую структуру и логику - автор стремится последовательно рассказать о царствах в порядке их образования, начиная с ассирийского и египетского, затем обращаясь к греческим и завершая древнейшими римским и македонским царствами, синхронизируя все это с израильской историей2. Таким образом, он собрал под под одной обложкой древневосточную, библейскую и легендарную античную историю3. В область интересов писателя, кроме всемирной или общеримской тематики, попадает и локальная традиция - Антиохия у Малалы в центре внимания с VIII книги по середину XVIII.

Хронология. Хронология играет главную роль в работе Малалы, цель которой - доказать, что Рождество Христово произошло в 5500 году, в результате чего «субботний» (Mal. Chron. X.2) 6000 год выпадает на начало VI века, начинающего седьмое тысячелетие4, в котором, согласно эсхатологическим ожиданиям средневековья, должно произойти Второе Пришествие5. Это время конца света и катастроф. Эсхатологические тенденции проявляются в XVIII книге, где появление комет расценивается как зловещие предзнаменования (напр., Mal. Chron. XVIII.52); рассказывается о пророчествах и чудесных явлениях; как Божьи наказания рассматриваются землетрясения, засухи, эпидемии; говорится об учащении всенародных молений, войн, мятежей. Ключевым событием, по мнению исследователей, является землетрясение в Антиохии во времена Юстина I6. Несмотря на высокое внимание к хронологии - Малала постоянно пересчитывает количество лет по эре от Адама в связи с важными, на его взгляд, событиями (напр., Mal. Chron. I.2, I.4, I.5, VIII.2, X.2), - для древности попытка синхронизировать разрозненные события и хронологические системы древневосточной, греческой, римской и библейской истории заканчивается провалом. Еще большая путаница происходит из-за встраивания в историю сюжетов греческой мифологии, в результате Малала допускает чудовищные ошибки, например, времена Энея в Италии у него совпадают с периодом классической Греции, переселением евреев из Вавилона в Иерусалим и правлением Артаксеркса III в Персии (Mal. Chron. VI.25-28).

Для Малалы также характерно использование различных хронологических систем с тенденцией к совмещению их относительно особо важных событий. Он ведёт хронологию по эрам от Адама, по индиктам (византийская часть), по антиохийскому календарю, по консульствам, по годам правления императоров, по правителям различных провинций империи или зависимых областей - губернаторов, топархов. Важные события датируются буквально по часам, автор указывает точный день, совмещая разные хронографические системы: общегреческий календарь, древнеримский календарь, лунный календарь и недельное деление иудеев, например для Распятия: «Господь наш Иисус Христос был распят за семь дней до апрельских календ, 24 марта, в 14-й лунный день. Был 6-й час дня, который именуется пятницей». Для погребения: «Иисус Христос был похоронен в десятый час этой пятницы, в консульство Сульпиция и Суллы, в 79-м году по календарю Антиохии Великой, в то время как Кассий, который был назначен Тиберием Цезарем, был правителем Сирии». Для Воскресения: «Иисус, наш Господь Бог, воскрес на 25-й день Дистра-марта, в десятом часу ночи, на рассвете воскресенья 26 марта, в 16-й лунный день» (Mal. Chron. X.14).

Относительно древнейших календарей Малала выказывает скепсис и недоверие: применительно к древнейшей египетской истории у него говорится, что за год считали обращения луны или цикл дней (Mal. Chron. I.15, II.1), таким образом он нивелирует представление о глубокой древности истории египтян.

Культурная история. Начало истории Малала связывает с развитием человеческой культуры, поэтому культурный прогресс занимает значимое место в описании им древней исто-рии7. У него говорится, что сын Адама Сиф дал имена звездам и планетам, первым изобрел еврейские письмена (Mal. Chron. I.i), потомки Ноя построили ковчег и впервые изобрели лодки (Mal. Chron. I.4), египетский царь Гефест впервые изготовил орудия из железа (Mal. Chron. I.15), Геракл изобрел пурпурную краску (Mal. Chron. II.9), Аргус изобрел искусства, Атлас - астрономию, Прометей - письменную науку (Mal. Chron. IV.4) и т.д.

Язычество и мифология. Применительно к древности важно проследить отношение к язычеству и мифологии. Хронист рассматривает античных языческих богов как исторических персонажей, правителей, военачальников или философов8. Он считает, что в древности люди почита-

1 Самуткина Л.А. Функции античной мифологии...

2 Любарский Я.Н. «Хронография» Иоанна Малалы...

3 Кобзева А.В. 2015. Античная мифология в ранневизантийской «Хронографии» Иоанна Малалы // Научные ведомости БелГУ. История. Политология. Экономика. Информатика. № 1 (198). Вып. 33. Белгород. С. 40-43.

4 Croke B. Byzantine chronicle writing. 1. The early development of Byzantine...

5 Кузенков П.В. 2014. Христианские хронологические системы. История летоисчисления в святоотеческой и восточ-нохристианской традиции. М., С. 30.

6 Самуткина Л.А. 2003. Модель цивилизации в «Хронографии» Иоанна Малалы // Личность. Культура. Общество. Т. 5. Спец. вып. 1-2 (19-20). Иваново, С. 389-396.

7 Самуткина Л.А. Модель цивилизации в «Хронографии»...; Самуткина Л.А. Функции античной мифологии...; Са-муткина Л.А. Античная скульптура... и др.

8 Самуткина Л.А. Функции античной мифологии...; Кобзева А.В. Античная мифология...

ли воинов, прославившихся добродетелями, мудрецов или хороших правителей статуями, а затем в результате заблуждения стали поклоняться им как богам (Mal. Chron. II.43). Мифы, связанные с ними, он помещает в исторический контекст и пытается рационализировать1. В частности, все мифы, связанные с Зевсом, он соотносит с деятельностью могущественного древнего правителя Зевса Пика и его потомков, Сфинкс - это разбойница, стоглазый Аргус - хронист и др. (книги I-VI). Имена греческих богов он связывает с названиями планет и звезд2. Не чужда ему и философская интерпретация, например, сюжет о Геракле Триеспере связан с философом Гераклом, практиковавшем философию на Западе: убийство дракона дубиной и похищение трех яблок - это победа над земными соблазнами дубиной философии и львиной шкурой целомудрия мысли; получение трех добродетелей - свобода от гнева, от алчности, от чувственности (Mal. Chron. I.14).

Не менее значимую роль играют языческие оракулы. Малала стремится интегрировать их в контекст христианской традиции, единственным правильным Богом он считает христианского Бога, а оракулы оказываются связующим звеном между Ним и людьми применительно к древней истории до Рождества Христова3. В отличие от христианских апологетов, он рассматривает оракулы не как демонов, а как ангелов, которые прорицают об истинном Боге и предвещают его пришествие. Эта серия оракулов начинается с изречения, где сразу излагается постулат о Троице: «Сначала Бог, потом Слово, и Дух вместе с ними; все единоприродны (единосущны) и сходящиеся в Единое, сила Которого вечна» (Mal. Chron. II.3). Вторым в этой серии становится ответ фараону, где продолжается тема Троицы. Бог Израиля назван «бессмертным огнем, пред которым все трепещет: небо, земля и море, а демоны Тартара ужасаются. Этот бог сам себе отец, не имеющий отца, отец и сын в самом себе, трижды блаженный» ((Mal. Chron. III.13). В ответе аргонавтам оракул символически предсказывал воплощение Христа, называя его «вечным Словом», которое будет рождено непорочной девой Марией (Mal. Chron. IV.12). Но после Рождества оракулы теряют свою силу, пифия отвечает Августу: «Еврейский младенец, правящий как бог над блаженными, приказал мне отказаться от этой обители и вернуться в Аид. Так что теперь надо оставить наших вождей» (Mal. Chron. X.5). Философия служит еще одним путем для познания истинного Бога в древности: Софокл говорит о заблуждении людей, поклоняющихся каменным изображениям вместо Единого Создателя (Mal. Chron. II.23), Гермес Трисмегист учит о Едином Триипостасном Боге (Mal. Chron. II.5), аналогичные мысли высказывают Орфей (Mal. Chron. IV.9-10) и Платон (Mal. Chron. VII.15) и др.

Древнеримская история и современность. Древнеримская история у Малалы начинается с приключений Энея, которые являются продолжением рассказа о Троянской войне (Mal. Chron. VI.19). По мнению исследователей, седьмая книга «Хронографии» Малалы (о Древнем Риме) представляет собой не легендарную историю, а описание обычаев римского народа, изложенных в хронологическом порядке их возникновения4. Особое значение имеет связь с современностью, можно сказать, что древнеримская история - это фон, на котором происходит установление каких-либо обычаев, праздников и обрядов, введение календарных реформ или появление ритуальных предметов или инсигний, строительство культовых сооружений, что является актуальным для современности. В этом ключе наиболее важной для автора является связь Рима с Константинополем, которую он стремится подчеркнуть. Особо важна символическая роль ипподрома, устройство которого воплощает строение космоса и образ времени5. Описание происхождения и символического значения ипподрома помещено в контекст глубокой древности: Малала связывает его возникновение с первыми греческими состязаниями в мифические времена, а основоположником римских колесничных гонок считает Ромула; количество скульптур, дорожек и строений показывает небесное устройство, количество и цвета команд - первоэлементы (Mal. Chron. VII.4-5). Малала рассказывает о строительстве ипподрома в Византии Севером в соответствующем месте так же, как и об основании Константинополя Константином (Mal. Chron. XII.20, XIII.7). В то же время, описывая строительную деятельность Константина, антиохийский хронист стремится установить связь между Константинополем и Римом: он говорит о том, что император завершил ипподром и императорскую кафизму в Риме, что Тихе города носит имя Анфуса (в тексте Av0ouaav) (Mal. Chron. XIII.7-8), что Константин вывез из Рима палладий, спрятав его в колонну на форуме (Mal. Chron. XIII.7). Кроме непосредственной преемственности Константинополя по отношению к Риму писатель, в целом, желает подчеркнуть связь между древностью и современностью, проявляющуюся в обрядах, инсигниях, праздниках, акцентируя внимание на актуальном материале (напр., на введении Нумой пурпуровой царской одежды: Mal. Chron. II.10. Одним из важнейших индикаторов преемственной связи между древностью и современностью у него являются праздники, обряды и обычаи. Самую подробную информацию он да-

1 Самуткина Л.А. 2000. Концепция легендарной истории у Иоанна Малалы // Формы исторического сознания от поздней античности до эпохи Возрождения (Исследования и тексты). Иваново, С. 41-58.

2 Она же. Функции античной мифологии...; Кобзева А.В. Античная мифология...

3 Самуткина Л.А. 2007. Функции античной мифологии...; Она же. Оракул в ранневизантийской «Хронографии» Иоанна Малалы // Вестник Ивановского государственного университета. № 1. С. 39-45.

4 Самуткина Л.А. Концепция легендарной истории...

5 См.: Lyle E.B. 1984. The Circus as Cosmos // Latomus. T. 43, Fasc. 4. Oct.-Dec. P. 827-841.

ет о древнем празднике брумалий (Mal. VII.7, Lyd. IV.143 [=IV.158]), который отмечался в конце календарного года и в ранней Византии и, по мнению исследователей1, являлся зашифрованными сатурналиями.

Таким образом, исследование отношения к древней истории Малалы показывает особенности его исторического подхода и метода: компилятивность, стремление сослаться на возможно большее число источников и их авторитет, выборочность материала, его изменение и сокращение, отсутствие критического анализа письменных источников, многочисленные ошибки; активное привлечение архивных материалов; использование памятников скульптуры, архитектуры и эпиграфики в качестве источников; исследование древней истории в контексте всех народов и культур ойкумены; хронологические ошибки, а в датировке сопоставление различных эр; рационализация и интерпретация мифов, доверие языческим оракулам, рассмотрение их в христианском контексте; акцентуация на важнейших вехах древнеримской истории (Эней, Ромул, Брут), символическое толкование древних событий, праздников, обрядов, инсигний, сооружений в связи с актуализацией древнейшего материала применительно к современности.

«Хронографию» Иоанна Малалы в жанровом отношении нельзя определить однозначно, она представляет собой сочинение смешанного типа, отличающееся от других ранневизантийских хроник тем, что в ней нет строгого следования определенной хронологической системе (когда события описываются по годам), наблюдается совмещение различных эр и систем датировок, зачастую приводящее к хронологической путанице. «Хронография» содержит также компоненты церковной истории: это и ярко выраженное христианское мировоззрение автора, и применение библейской концепции истории, большое внимание и интерес к евангельским событиям и апостольским временам и мартирологии, - однако, в целом, Малала проявляет равнодушие к догматическим спорам между христианами и жизни Церкви в новейшие времена, ограничиваясь лишь упоминаниями о назначении епископов, а религиозные выступления описываются им в политическом контексте. На стыке политической и церковной истории расположено описание стихийных бедствий. Сюда также относятся сюжеты о языческих оракулах, предвещающих появление христианского Бога.

Также, несмотря на близость к жанру всеобщей истории, произведение Малалы имеет ряд отличий. Всемирная хроника Малалы призвана охватить всю историю народов и государств от Сотворения мира и появления Адама до настоящего времени, однако она короче любой античной всеобщей истории, гораздо более бессистемна и нелогична. Одним из важных моментов является историзация мифов применительно к древности, попытка ввести мифические персонажи в исторический контекст, что в принципе недопустимо для античной истории. Хотя в центре внимания автора находится Рим, внятное изложение политической истории Рима начинается только с начала правления Августа, допускается множество исторических ошибок, многое пропущено - фактически не упоминаются никакие политические события на Западе, несмотря на то, что именно там находился центр империи; Малала сосредотачивается именно на Востоке. Из-за недостатка информации универсальность «Хронографии» применительно к эллинистическо-римскому периоду нарушается и перемежается изложением локальной истории Антиохии. Синкретизм библейской и античной концепций истории делает сочинение Малалы еще более запутанным.

Но помимо хронологической и исторической составляющих для Малалы важен антикварный компонент. Интерес к древностям у Малалы служит двоякой цели: с одной стороны, разнообразить изложение и сделать «Хронографию» более читабельной, а с другой - антикварные изыскания Ма-лалы зачастую служат для затыкания брешей и лакун в изложении всеобщей истории. Зачастую антикварный компонент доминирует над политической историей, события которой упоминаются лишь в контексте с антикварной информацией. Изложенную Малалой антикварную информацию можно разделить на несколько направлений: городская история (описание происхождения городов, архитектурных и скульптурных сооружений и строительной деятельности в них), культово-праздничная история (описание фестивалей и праздничных игр, а также их обрядовой стороны, к ним примыкают ритуально-культовые церемонии при различных бедствиях); применительно к древности - культурная история (о культурных героях, различных изобретениях, являющихся неотъемлемой частью цивилизации, сюда же можно отнести и философов); описание сохранившихся останков героев, царей, философов, свидетельств исторических событий; интерпретация мифов, этимологические изыскания. Зачастую все направления тесно связаны между собой.

Большую значимость для изучения антикварной истории имеют мифы, к которым Малала обращается для объяснения происхождения народов и государств, их различных обычаев, праздников, способа возведения сооружений. В описания Малалы часто включаются психосоматограм-мы, которые становятся неотъемлемой частью характеристики римских императоров, зачастую заменяя их политическую деятельность. Для Малалы характерно также связывать древность с современностью: упоминая какой-либо праздник или обряд, сооружение или памятник, он часто

1 Ельницкий Л.А. 1975. Византийский праздник брумалий и римские сатурналии // Античность и Византия / Отв. ред. Л.А. Фрейберг. М., С. 340-351.

приводит свидетельства их сохранности, имеющиеся у различных авторов (до их времен или своего собственного времени), прослеживает их дальнейшую судьбу. Поэтому он часто упоминает останки древних знаменитых людей или материальные свидетельства важнейших исторических событий. Интерес к древности у Малалы обусловлен реалиями его собственной современности, например, с идеей translatio imperii в Константинополь связано внимание хрониста к троянскому палладию, помещенному Константином в основании своей статуи, а подробное описание устройства и команд ипподрома при Ромуле соотносится с важной ролью ипподрома и цирковых игр в Ранней Византии; аналогичным образом рассматриваются различные древние фестивали. Для римской истории праздники обязательно связаны с календарем. В ритуальной практике у Малалы занимает важное место обряд принесения в жертву девы при основании или очищении города с последующим посвящением ее Тюхе города. Проявляет интерес писатель и к философской истории, приводя сведения о жизни, деятельности и учениях различных языческих философов, их вкладе в развитие цивилизации и степени близости к христианскому учению, что можно отнести к культурной истории. Также писатель не чужд философских толкований мифов, впрочем, он всегда указывает свой первоисточник. Для Малалы как антиквара характерно привлечение огромного числа источников - в «Хронографии» их указано около 75. Некоторые источники считаются вымышленными, однако это подчеркивает стремление автора опереться на авторитет более древнего писателя. По некоторым проблемам писатель приводит мнения различных философов и ученых. В то же время заметна некомпетентность хрониста в этих вопросах: зачастую он неправильно определяет род занятий своих источников, например, называет Цицерона поэтом; кроме того, сам Малала в каждом тематическом блоке своей «Хронографии» в большинстве случаев ссылается всего лишь на 2-3 постоянных источника, выступая не как интерпретатор, а, скорее, как компилятор и переписчик, обнаруживая тем самым свою несамостоятельность.

Библиография References

1. Болгов Н.Н., Сбитнева Ю.Н. 2011. Бани Зевксиппа в Константинополе: античный комплекс в сердце христианской столицы // Научные ведомости БелГУ. История. Политология. Экономика. Информатика. №19 (114). Вып. 20. Белгород, С. 28-34.

Bolgov N.N., Sbitneva Ju.N. 2011. Bani Zevksippa v Konstantinopole: antichnyj kompleks v serdce hristianskoj stolicy // Nauchnye vedomosti BelGU. Istorija. Politologija. Jekonomika. Informatika. №19 (114). Vyp. 20. Belgorod, S. 28-34.

2. Ельницкий Л.А. 1975. Византийский праздник брумалий и римские сатурналии // Античность и Византия / Отв. ред. Л.А. Фрейберг. М.: Наука, С. 340-351.

El'nickij L.A. 1975. Vizantijskij prazdnik brumalij i rimskie saturnalii // Antichnost' i Vizan-tija / Otv. red. L.A. Frejberg. M.: Nauka, S. 340-351.

3. Иванов С.А. 2011. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. М.: Вокруг света.

Ivanov S.A. 2011. V poiskah Konstantinopolja. Putevoditel' po vizantijskomu Stambulu i okrestno-stjam. M.: Vokrug sveta.

4. Иоанн Малала. Хронография. Книги XIII-XVIII / Мир поздней античности. Документы и материалы. Выпуск 2 / Отв. ред. Н.Н. Болгов. Белгород: НИУ «БелГУ», 2014.

Ioann Malala. Hronografija. Knigi XIII-XVIII / Mir pozdnej antichnosti. Dokumenty i materialy. Vypusk 2 / Otv. red. N.N. Bolgov. Belgorod: NIU «BelGU», 2014.

5. Кобзева А.В. 2015. Античная мифология в ранневизантийской «Хронографии» Иоанна Малалы // Научные ведомости БелГУ. История. Политология. Экономика. Информатика. № 1 (198). Вып. 33. Белгород, С. 40-43.

Kobzeva A.V. 2015. Antichnaja mifologija v rannevizantijskoj «Hronografii» Ioanna Malaly // Nauchnye vedomosti BelGU. Istorija. Politologija. Jekonomika. Informatika. № 1 (198). Vyp. 33. Belgorod, S. 40-43.

6. Кобзева А.В. 2016. К вопросу о религиозных взглядах Иоанна Малалы // Научные ведомости БелГУ. Серия История. Политология. № 1 (222). Выпуск 37. Белгород, С. 26-29.

Kobzeva A.V. 2016. K voprosu o religioznyh vzgljadah Ioanna Malaly // Nauchnye vedomosti BelGU. Serija Istorija. Politologija. № 1 (222). Vypusk 37. Belgorod, S. 26-29.

7. Кузенков П.В. 2014. Христианские хронологические системы. История летоисчисления в святоотеческой и восточнохристианской традиции. М.: Русский издательский центр имени св. Василия Великого.

Kuzenkov P.V. 2014. Hristianskie hronologicheskie sistemy. Istorija letoischislenija v svjatooteche-skoj i vos-tochnohristianskoj tradicii. M.: Russkij izdatel'skij centr imeni sv. Vasilija Velikogo.

8. Любарский Я.Н. «Хронография» Иоанна Малалы (проблемы композиции) // Любарский Я.Н. 1999. Византийские историки и писатели. СПб.: Алетейя, С. 7-20.

Ljubarskij Ja.N. «Hronografija» Ioanna Malaly (problemy kompozicii) // Ljubarskij Ja.N. 1999. Vizantijskie istoriki i pisateli. SPb.: Aletejja, S. 7-20.

9. Любарский Я.Н. Герои «Хронографии» Иоанна Малалы // Любарский Я.Н. 1999. Византийские историки и писатели. СПб.: Алетейя, С. 21-30.

Ljubarskij Ja.N. Geroi «Hronografii» Ioanna Malaly // Ljubarskij Ja.N. 1999. Vizantijskie isto-riki i pisateli. SPb.: Aletejja, S. 21-30.

10. Наумов Е.П. 1984. Некоторые проблемы ранневизантийской этнонимии и этносоциальной терминологии (на материале хроники Mалалы) // Этногенез народов Балкан и северного Причерноморья. Лингвистика, история, археология. M.: Наука, С. 23-34.

Naumov E.P. 1984. Nekotorye problemy rannevizantijskoj jetnonimii i jetnosocial'noj terminolo-gii (na mate-riale hroniki Malaly) 11 Jetnogenez narodov Balkan i severnogo Prichernomor'ja. Lingvistika, istorija, arheologija. M.: Nauka, S. 23-34.

11. Самуткина Л.А. 2010. Античная скульптура в ранневизантийской «Хронографии» Иоанна Mалалы // Аристей. № l. С. l54-l63.

Samutkina L.A. 20l0. Antichnaja skul'ptura v rannevizantijskoj «Hronografii» Ioanna Malaly // Aristej. № l.

s. 154-163.

12. Самуткина Л.А 2001. Концепция истории в «Хронографии» Иоанна Mалалы. Иваново: ИвГУ, l43 с. Samutkina L.A. 200l. Koncepcija istorii v «Hronografii» Ioanna Malaly. Ivanovo: IvGU, l43 s.

13. Самуткина Л.А. 2000. Концепция легендарной истории у Иоанна Mалалы // Формы исторического сознания от поздней античности до эпохи Возрождения (Исследования и тексты). Иваново, С. 4l-58.

Samutkina L.A. 2000. Koncepcija legendarnoj istorii u Ioanna Malaly II Formy istoricheskogo so-znanija ot pozdnej antichnosti do jepohi Vozrozhdenija (Issledovanija i teksty). Ivanovo, S. 41-58.

14. Самуткина Л.А. 2003. Mодель цивилизации в «Хронографии» Иоанна Mалалы // Личность. Культура. Общество. Т. 5. Спец. вып. l-2 (19-20). Иваново, С. 389-396.

Samutkina L.A. 2003. Model' civilizacii v «Hronografii» Ioanna Malaly // Lichnost'. Kul'tura. Obshhestvo. T. 5. Spec. vyp. 1-2 (19-20). Ivanovo, S. 389-396.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Самуткина Л.А. 2007. Оракул в ранневизантийской «Хронографии» Иоанна Mалалы // Вестник Ивановского государственного университета. № l. С. 39-45.

Samutkina L.A. 2007. Orakul v rannevizantijskoj «Hronografii» Ioanna Malaly // Vestnik Iva-novskogo gosu-darstvennogo universiteta. № l. S. 39-45.

16. Самуткина Л.А. 2007. Функции античной мифологии в ранневизантийской «Хронографии» Иоанна Mалалы // Experimenta lucifera. Сб. трудов V Поволжского науч.-метод. сем. по пробл. преп. и изуч. дисц. классического цикла. Вып. 4. Нижний Новгород, С. 38-44.

Samutkina L.A. 2007. Funkcii antichnoj mifologii v rannevizantijskoj «Hronografii» Ioanna Malaly // Experimenta lucifera. Sb. trudov V Povolzhskogo nauch.-metod. sem. po probl. prep. i izuch. disc. klassicheskogo cikla. Vyp. 4. Nizhnij Novgorod, S. 38-44.

17. Творогов О.В. 1987. Хроника Иоанна Mалалы // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л.: Наука, Вып. I (XI - первая половина XIV в.).

Tvorogov O.V. 1987. Hronika Ioanna Malaly II Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevnej Rusi. L.: Nauka, Vyp. I (XI - pervaja polovina XIV v.).

18. Удальцова З.В. 1967. Источники по истории Византии IV - первой половины VII в. // История Византии в 3 т. / Отв. ред. С.Д. Сказкин. Т. I. M.: Наука, С. 5-66.

Udal'cova Z.V. 1967. Istochniki po istorii Vizantii IV - pervoj poloviny VII v. II Istorija Vizan-tii v 3 t. I Otv. red. S.D. Skazkin. T. I. M.: Nauka, S. 5-66.

19. Удальцова З.В. 1971. Mировоззрение византийского хрониста Иоанна Mалалы // Византийский временник. Т. XXXII. С. 3-23.

Udal'cova Z.V. 1971. Mirovozzrenie vizantijskogo hronista Ioanna Malaly 11 Vizantijskij vre-mennik. T. XXXII. S. 3-23.

20. Croke B. Byzantine chronicle writing. 1. The early development of Byzantine Chronicles II Studies in John Malalas I Ed. by E. Jeffreys, B. Croke, R. Scott. Sydney, 1990. P. 27-38.

21. Croke B. Malalas, the man and his work II Studies in John Malalas I Ed. by E. Jeffreys, B. Croke, R. Scott. Sydney, 1990. P. 1-27.

22. Downey G. A History of Antioch in Syria from Seleucus to the Arab Conquest. Princeton, 1961.

23. Ioannis Malalae Chronographia I Ed. Johannes Thurn I Corpus Fontium Historiae Byzantinae (CFHB) 35. Berlin, New York: Walter de Gruyter, 2000.

24. Jeffreys E. Malalas' sources // Studies in John Malalas / Ed. by E. Jeffreys, B. Croke, R. Scott. Sydney, 1990. P. 167-217.

25. Jeffreys E. The beginning of Byzantine chronography: John Malalas II Greek & Roman Historiography in Late Antiquity (fourth to sixth century A.D.) I Ed. G. Marasco. Leiden: Brill, 2003. P. 497-527.

26. Lyle E.B. The Circus as Cosmos II Latomus. T. 43, Fasc. 4. Oct.-Dec. 1984. P. 827-841.

27. Moffatt A. A record of public buildings and monuments II Studies in John Malalas I Ed. by E. Jeffreys, B. Croke, R. Scott. Sydney, 1990. P. 87-111.

28. Recherches sur la Chronique de Jean Malalas. I I Ed. par Joelle Beaucamp avec la collaboration de S. Agusta-Boularot, A.-M. Bernardi, В. Cabouret, Emmanuele Caire (College de France - CNRS, Centre de Recherche d'Histoire et Civilisation de Byzance. Monographies. 15). P., 2004. 205 p.

29. Recherches sur la chronique de Jean Malalas. II I Ed. par S. Agusta-Boularot, J. Beaucamp, A.-M. Bernardi, E. Caire (College de France - CNRS, Centre de Recherche d'Histoire et Civilisation de Byzance. Monographies. 24). Association des Amis du Centre d'Histoire et Civilisation de Byzance. P., 2006. 286 p.

30. Scott R. Malalas and his Contemporaries II Studies in John Malalas I Ed. by E. Jeffreys, B. Croke, R. Scott. Sydney: Australian Association for Byzantine Studies, 1990. P. 67-86.

31. The Chronicle of John Malalas I Tr. by E. Jeffreys, M. Jeffreys, R. Scott. Melbourrne, 1986.

32. Treadgold W. Early Byzantian historians. PM, 2010. 432 p.

33. Treаdgold W. The Byzantine World Histories of John Malalas and Estathius of Epiphania II The international History Review. 2007, Dec. Vol. 29. No. 4. P. 709-745I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.