Научная статья на тему 'Отражение жизни византийского общества 20-50-х годов VI В. В творчестве св. Романа Сладкопевца'

Отражение жизни византийского общества 20-50-х годов VI В. В творчестве св. Романа Сладкопевца Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
187
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Васияик В. В.

Social aspects of kontakia (hymns) of St Romanus the Mcthodist (490-560) arc considered. The poet was interested both in heavenly and earthly things. Some of his kontakia deal with socially important events (Kontakia in the Earthquake and Fire telling about the Nika revolt in 532); many of them, drawing on the Old and the New Testament, partly reflect the social realities on the 6 th century (social strata and conflicts. The poct's theological attitude imply both the idea of Divine Justice and that of vanity of human actions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The life of the Byzantine society of the first half of the VI century as reflected in the hymns of St. Romanus the Melodist

Social aspects of kontakia (hymns) of St Romanus the Mcthodist (490-560) arc considered. The poet was interested both in heavenly and earthly things. Some of his kontakia deal with socially important events (Kontakia in the Earthquake and Fire telling about the Nika revolt in 532); many of them, drawing on the Old and the New Testament, partly reflect the social realities on the 6 th century (social strata and conflicts. The poct's theological attitude imply both the idea of Divine Justice and that of vanity of human actions

Текст научной работы на тему «Отражение жизни византийского общества 20-50-х годов VI В. В творчестве св. Романа Сладкопевца»

Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006. Сер. 2, вып. 2

В. В. Васияик

ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ВИЗАНТИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 20-50-х годов VI в. В ТВОРЧЕСТВЕ СВ. РОМАНА СЛАДКОПЕВЦА

Для глубинного и полномасштабного исследования истории Византии необходимо не только искать неопубликованные тексты, но и вводить уже изданные в круг исторических источников. В последней четверти XX в. на Западе появился так наываемый нарративный, или повествовательный, подход к истории и историческим источникам с позиции, ярче всего выраженной А. Камерон «История как текст».1 Однако, как мы считаем, справедлив и обратный тезис: «Текст как история». В значительной степени он применим к литургическим и особенно к гимнографическим или церковно-поэтичес-ким текстам, которые в той или иной степени могут отражать исторические реалии своего времени. Неправомерно рассматривать церковно-поэтический текст как элемент литературной «игры в бисер», для своего времени он зачастую являлся не только знаком, но и боевым знаменем2.

Вспомним, что на Грюнвальдскую битву 1410 г. польские и русские ратники вышли с пением гимна «Богородице, Дево, радуйся». Другой пример, более близкий предмету данной статьи: из-за прибавления императором Анастасием к гимну «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный помилуй нас» слов «распныйся за ны» (распяв-шийся за нас) в Константинополе вспыхнуло восстание в 511 г. и мятежники потребовали: «Другого царя Романии».3

Гимнографические памятники должны отражать историческую реальность хотя бы в силу религиозной максимы, выраженной в догмате IV Вселенского (Халкидонско-го) Собора: «Исповедуем Одного и Того же Христа совершенного в Божестве, совершенного в человечестве, в двух природах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого»'1. Догмат о воплощении не только реабилитировал земное и человеческое в своих правах и открывал перспективу священной истории, но и вводил историю человеческую в рамки священной, которая осмыслялась прежде всего как богочеловеческое бытие Церкви.

Безусловно, для исследований византийской гимнографии в рамках тезиса «текст как история» необходим комплексный подход, привлечение собственно исторических, агиографических и вероучительных источников. В задачу настоящей статьи входит проиллюстрировать данный тезис на примере творчества одного из величайших византийских гимнографов - св. Романа Сладкопевца.

Св. Роман Сладкопевец5 «(Данте новогреков, по словам Гельцера''), автор ряда кондаков (богослужебных поэм)7 жил между 490 и 560 гг. и, следовательно, являлся современником великих событий: реформ Юстиниана, его войн, церковных соборов, персидских нашествий, народных восстаний, землетрясений, эпидемий. Часть этих собы-

© В.В. Василик, 2006

тий нашла отражение в его поэтических произведениях. Разумеется, они посвящены прежде всего делам божественным - событиям Священной истории Ветхого и Нового Завета, памятям святых. Однако некоторые из них прямо и непосредственно связаны с делами земными, например кондак «На землетрясение и пожар», «о жизни монашеской», а в первой группе кондаков так или иначе отражается реальность, современная автору. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов возможности кондака как нарративного, повествовательного, жанра - частотность отклонений от нити повествования в процессе поэтического размышления и переходов к реалиям, злободневным для слушателей. По кондакам св. Романа мы можем зачастую судить не только о ярких событиях, современных ему но и видеть в них оценки различных социальных слоев византийского общества

Как мы уже говорили в наших предыдущих исследованиях8, св. Роман происходил из еврейской среды и, судя по хорошему знанию медицинской терминологии и реалии', занимался медициной. Свидетельством тому является строфа из кондака, посвященного Иоанну Богослову.

Хтгеистате, фрастете о! тгб[рд о! тг) [атр^с б^тее, ' 1тттгократг|<;, е1ттё ка[, ГаХт^е, бшаафт^асш

ка1 ирей; баси аш тоитснс риатси о1 тг^ креокота^ е16отес акрах;,

01 х^роирУ6^ кси то фХе(Зоторе!> ¿тптрвхо^тес,

о1 ёк тшу уоаотрфойитиу, о! |и.аОоис тас фихас сштыу саро^тес

фыуг| ау£"ук\г|ти) еьттате то стафес, ттше тошита ёруа£етси

о ОеоХоуос ка! о ф'ьХос ХрютоО

Ст1§г1рас ар1Хас, тифХаукчатра

ка1 ёруаХеГа ттарттоХХа ехоь,тес фХероториса ёттСаг)С цакёХХои-

сарохаретс, е'птате Лк1^. ™ес аиеи тоитшу

еруа£ета1

о ОеоХоуос ка1 о ф(.Хо<; Хрютой

Поспешите, скажите , о опытные* вы во врачебном искусстве, Гиппократ, нам скажи, и Гален, разъясни

И вы, вместе с ними, таинники,* мясорубку предельно узнавшие, Оперировать,* резать жилы спешащие,

Кто питает болезнь, из больных* ради мзды душу их изымающие, Неподсудным гласом скажите* ясно, как сие совершает Богослов и друг Христов

Вы, имеющие скальпели железные, и крючки И орудия разнообразные,* жилорежущие как у мясников Крови радующиеся, скажите, как без них совершает Богослов и друг Христов.

Такое слово, как тифХаукютра - тупые крючки, кроме Романа, встречается только один раз у Орибазияболее частотные слова - арлХас - скальпели ( встречается 80 раз), фХеротоце'Су - рассекать жилы (встречается 220 раз), присутствуют почти исключительно в медицинской литературе. Итак, Роман Сладкопевец, прекрасно осведомленный в медицинской терминологии, беспощадно издевается над медиками. Это выражается даже на лексическом уровне: врачи называются уоаотрфоиутеа по аналогии с ттопботрфоОутео, т.е. «воспитывающими, взращивающими болезнь». Для хирургов Роман придумывает и

другое слово - креокотпа - букв, «мясорубка» (его личная выдумка от глагола креокоттеГу встречается у трагиков).

Что инкриминирует св. Роман современным ему врачам? Прежде всего, жадность: о! цлаОоис тас фихас аитйу аТроутес - в качестве мзды души их изымающие, т.е. через требование чрезмерной оплаты они доводят своих пациентов до голодной смерти. Однако не только жадность, по мнению Романа, является пороком врачей, но и неумение и некомпетентнтость. И в кондаке на Иоанна Богослова, и в кондаке св. вмч. Пантелеймону подчеркивается неумение врачей справиться с болезнью и бессилие всего их врачебного искусства. Свидетельством некомпетентности врачей является их торопливость в проведении операций: «вы, поспешающие оперировать и резать» (о! х^фоирУ6^ кш то фХеРотоцеТу ¿тптрехо^т^^)11- Однако некомпетентность здесь происходит от жестокости, граничащей со своего рода садизмом: врачи именуются спрохаретс (радующиеся) и, следовательно, обвиняются в кровожадности.

Следующее обвинение - в корпоративной зависти по отношению к успешливо-му коллеге. В кондаке св. вмч. Пантелеймону описывается, как растленная корпорация врачей (к[р8г|Хоу аОроюра тсоу [атршу), позавидовав целителю Пантелеймону, безвозмездно исцелявшему больных и лишавшему их доходов, приходит к языческому императору и доносит на Пантелеймона, что он не почитает богов и является христианином.12

Обвинение врачей в коррупции вообще (к1|38г)Хоу) и сребролюбии в частности не является просто инвективой «ради красного словца», литературным топосом, а отражает печальные реальности поздней античности. Стоит вспомнить один евангельский пример: исцеленная Иисусом женщина, «которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние» (Мк. 5, 25-26). В определенном смысле врачи если не создавали ситуацию Уоаотр1(к1> - искусственного растягивания болезни, то использовали ее на все 100%, вытягивая из несчастной женщины все ее средства. Подобное поведение опять-таки прекрасно описывается изречением «беря души их в качестве мзды», ибо зачастую под душою понималось самое необходимое.

Другой пример, близкий к временам св. Романа Сладкопевца, - личность знаменитого сирийского врача Сергия Решаинского (+536)13 естествоиспытателя, философа, написавшего трактат по этике. Его обвиняли «в любви к деньгам», «дурных обычаях», так как он был по сообщению источников «неумеренно женолюбив».1"

Теперь встает вопрос о мотивации подобных обвинений. Вероятно, инвективы против жадности врачей говорят о том, что св. Роман вступил в конфликт с врачебной корпорацией Эмессы по причине того, что сбивал цену на медицинские услуги, беря умеренную плату или в ряде случаев исцеляя людей безвозмездно. Подобное предположение подтверждается тем, что именно у Романа впервые встречается слово ашруърос - бессребреник (в современном значении (а не в древнем) - не имеющий денег).15 Возможно, именно в силу этого конфликта и переселился св. Роман из Эмессы в Бейрут.

Однако не только врачи попадают в поле зрения гимнографа. В кондаке «на жизнь монашескую» отражен социальный конфликт между богатыми и могущественными землевладельцами (ктг|торес), с одной стороны, и бедными крестьянами - с другой:

Тлаи^Е-Т хата izzvr\to<; тсХоиаюс;, xaxttjGiwv auxoü 7iäaav üuap^iv

xcmiä yz<i>pyoc; xal ö хт^тыр триуа' aXXou xaf¿vov-coc;, aXXoc; E.ücppaivE.tai'

ESpwv auvayti ö 7iEiv6fxtvo<; i'va цо^бы хоц£ат]та1 ä ахорти^Еч'

ctXX' ufxiv л äc; 6 хотсос; яЕсриХахтаг

oü fap exete- (-i-^pljjlvotv aXXriv e.1 (jl-t) ctXXr]Xoüia.

Над убогим богатый ругается, Пожирает его достояние: Сев крестьянину, жатва владетелю Труд сему и роскошество оному. Потом многим бедняк обливается, чтобы все отнялось и развеялось. Плод всех ваших трудов сохраняется, Нет заботы у вас, только петь Аллилуия."1

Картина, представленная св. Романом, весьма жизненна и реалистична. Правление Юстиниана вообще и в 30-е годы VI века в частности было весьма неблагоприятной эпохой для мелкого крестьянства, страдавшего от произвола крупных землевладельцев (ктт|торбс). Правители провинций позволяли себе повсюду самые ужасные злоупотребления и вымогательства. В Ликаонии, Ликии, Фригии, Каппадокии, Понте царил разбой: крупные собственники применяли насилие в отношение мелких землевладельцев и округляли за их счет свои владения: от захватов не были свободны и церковные имущества. Все эти бедствия имели своим последствием бегство в столицу пострадавших с жалобами на претерпеваемые беды.17

Формы угнетения мелкого крестьянства носили различный характер: помимо открытых земельных захватов, крестьянство страдало от ростовщичества, за помощь хлебом во время неурожая у крестьян зачастую отбиралась земля. Вот свидетельство 32-й новеллы Юстиниана:

«Мы осознаем, что необходимо общим законом исцелить деяние ужасное, превышающее всякое нечестие и жадное грабительство.

Мы узнали, что некие из той епархии, которой ты управляешь осмелились во время недостатка хлеба давать кому-то в рост хлеб по самой малой мере и забирать их всю землю, так что одни из крестьян бежали, а другие погибали от голода, в результате настала ужасная погибель, ничем не меньшая варварского нашествия»18

Однако образ наглого богача, который «превозносится над несчастным тружеником и пожирает его достояние», помимо общесословного смысла, может иметь и конкретный, связанный с личностью Иоанна Каппадокийца - префекта претория, одного из главных советников и помощников Юстиниана, по сути дела руководителя финансового ведомства империи, который в самых безвыходных ситуациях умудрялся добывать средства для грандиозных имперских проектов. Роман стоял достаточно высоко на общественной лестнице: временами к нему применяется титул кир - господин.19 Весьма возможно, что он находился в кругу придворных богословов и советников Юстиниана. Безусловно, он хорошо знал столичную элиту и высших сановников империи и не мог питать к Иоанну Каппадокийцу никаких симпатий, как, впрочем, и подавляющее большинство византийцев. Достаточно привести характеристику Иоанна у Прокопия Кеса-рийского, которая, по мнению A.A. Чекаловой, отражает общую враждебность населения к Иоанну20: «Самый скверный из людей, он использовал свои способности

исключительно на дурное. До него не доходило слово Божие и не было у него стыда человеческого. Ради наживы он погубил жизни многих людей и разрушил города. Награбив за короткое время большие деньги, он предался не знающему границ пьянству. Грабя до полудня имущество подданных, остальное время он пил и предавался разврату. Он всегда был готов воровать деньги, но еще более был способен расточать их и тратить».21 В образе, начертанном Романом, и в описании Прокопия много общего: это и наглость богача, и его роскошества, и пресыщенность.

Однако гораздо более конкретной привязкой к судьбе Иоанна Каппадокийца является строфа

OuSe. '¿va Ppotaiv eupov aXurcov о yap xoa[xo<; txaatott -cpE^E-cai' ov yap elSov rfj хбь? ¿7taipo(xevov vuv opw arco ифои<; e.X7U7rcov"ca, uto>x°v ai<pvi8tov tov rcXouaiov, tv8tf| xai ntivcbvca tov tuuopouvca' aXX' {цхец -cou-cojv uav-cwv ia-ce. ка.рг*.то<;' ¿SouXgjGtjte. yap <|>uxixw<; -cw фаХцф- 'AXXrjXouia.

He видал я меж смертных бесскорбного, ибо мира превратно кружение: Кто вчера возносился гордынею, Того зрю с высоты низвергаемым; богатевший с сумою скитается, роскошь знавший нуждою терзается;22 вы одни остаетесь свободными, кто свой дух покорил песнопению. Аллилуиа.

В этом описании падшего сановника и разоренного богача современники вполне могли узнать Иоанна Каппадокийского. Около 541 г. он имел неосторожность попасть в сети интриги, которую затеяла императрица Феодора, раздраженная резкими высказываниями Иоанна в свой адрес. Иоанн был обвинен в участии в антиправительственном заговоре, отрешен от власти и посвящен в пресвитеры. Через два года после этого был убит епископ Кизический Евсевий, с которым враждовал Иоанн. По ложному доносу Иоанн оказался под следствием в связи с убийством епископа и был брошен в тюрьму.23 Далее, по свидетельству Прокопия, «его выставили голым, как разбойника или вора, и, нанося множество ударов по спине, принуждали рассказывать о своей прошлой жизни».2,1 Несмотря на отсутствие полноценных доказательств виновности, Иоанна приговорили к ссылке и конфискации имущества. «Отобрав у него все деньги, нагим посадили ... на корабль, бросив на него один только плащ и то очень грубый, ценою несколько оболов. Везде, где приставал корабль, сопровождавшие заставляли его просить у встречных хлеба и оболов. Так, прося милостыню в продолжение всего переезда, он был доставлен в город Антипой».2''

Прокопий Кесарийский усматривает в судьбе Иоанна перст Божий: «Суд Божий воздал ему кару за злодеяния всему миру». У Романа нет столь четкой и однозначной оценки участи богача, однако она имплицитно присутствует в изображении падшего гордеца и исходит из новозаветной максимы: «Низложил сильных с престолов и вознес смиренных» (Лук. 1, 52).

Не оставил своим вниманием Роман Сладкопевец и торговый класс - купцов и мореплавателей:

АХцира ттк 0аХаааг]<; та и8ата, -уХих^ра тг] хосХЕа та Ррмцата' р1фох(у8иуо1 тсХеоислу аубрштан- г| ■уо'З'^Р У®Р «итой? хатт^аухааг фихас; аау^а!V Ё|Х7иатеиоислУ, трофее; х<*Р1У ха>1 С«Хг1? хатафро\юйсл.у

аХХ' г) уаХг^УТ) ах^^аато«;'

<!><; Х1(х£уа уар еи8юу ехе-се ^е! аХХт)Хо!ла.

Пе1рата<; ха1 х^ь^о; "с0"? хХи8соуа<; гохрорыслу о1 хР^Цата атеруоуте«;-тыу хицатыу то уаироу 0£.а>|л.£УО1 ЗыХшдо, аХХ' оцах; ои среиуоислУ ¿Хгс1<; уар тсХоитои тоитои«; '¿Ххоиаа, х.й\> ялчуцоу оптХ^ат), ои хататсХг|тт£1' то 8е ахафо<; ицыу ауаиауг)тоу ¿><; уар аухира "¿ати* ицТу о фаХ(10<;' аХХг)Хои1а.

Горьки воды пучины губительной, Сладки яства гортани заморские; И плывут человеки над бездною, Понуждаемы чревом и алчностью, Предают себя палубе зыблемой,2'1 Небрегут о погибели горестной, Безмятежно лишь ваше пристанище, Ибо якорь есть ваш песнопение. Аллилуия.

О пиратах, о бурях, о бедствиях Не помыслит наживы возжаждавший, Испытав же валов возмущение, Задрожит, но отнюдь не отступится; Он готов для надежды обманчивой Смерти зрак присутпающей вытерпеть; Только вы среди моря житейского Обрели ограждение верное. Аллилуия.

Рискованность мореплавания и купеческого дела была общеизвестна. Несмотря на усиление императорской власти и господства византийского флота, пиратство продолжало оставаться бичом византийской торговли в IV-VII вв., хотя и гораздо в меньших размерах, чем позднее.

Гомилетическая литература, в частности св. Иоанн Златоуст и св Григорий Нисский, упоминают о пиратах как об обычном явлении. Вот пример из седьмой речи св. Григория Нисского «О заповедях блаженств»:

«Подобно тому, как мы сострадаем при чужих несчастиях, некоторые из наших нуждающихся подвергаются невольным несчастиям, или покидая отчий дом, или спасаясь от кораблекрушения голыми, или попадая в руки пиратов или разбойников, или становясь рабами из свободных или пленниками из благополучных людей».27

То же следует сказать и о монашеской литературе V-VII вв.: так, авва Виссарион, юродствуя, притворяется богачом, потерявшим свое состояние: «Я погубил большое богатство различными способами. И попал я в руки пиратов, и подвергся кораблекрушению, и отпал от своего благородства, из славного став бесславным».28 Монах, слышании! это, нисколько не удивляется, а выносит ему кусок хлеба и утешает его. В 193-м рассказе Луга Духовного, написанного Иоанном Мосхом в первой четверти VII в. (до 622 г.), повествуется ествование о милосердии александрийского патриарха Аполлина-

рия к одному богатому юноше, который потерял все богатство в кораблях и деньгах, потому что «его разорили многоразличные несчастия на море».2У

Нетривиальной информацией в тексте Романа является то, что он обращает внимание не на шелк или золото как предмет торговли, а на пищу (¡Зрсората). Очевидно, имеются в виду пряности, которые являлись достаточно важным предметом византийского импорта.

Итак, гимны Романа Сладкопевца зачастую являются отражением жизни византийского общества. В них раскрывается жизнь различных социальных слоев, дается картина социальных конфликтов, а также проводится мысль о Божественном возмездии богачам за их гордыню. Возможно, образ нищенствующего богача навеян судьбой Иоанна Каппадокийца.

I Cameron A. History as a text. Oxford, 1991.

- Об этом, и частности, см.: Аверипцсв С.С. Поэтика раппевпзаптийской литературы. Гл. III. «Знак. Знамение.». М„ 1997. С. 83-100.

Malalae J. Chronographia / Ed. L. Dindorf, Ioannis Malalae chronographia |Corpus scriptorum historial Byzantinac. Bonn: Weber, 18311- P. 407.

i Цит. но: Успенский Ф.И. История Византийской империи. М., 1995. Т. 1. С. 179.

5 Подробнее см.: Grosdidier de Matons J. Ronanos le Melodc et les origines de la poésie reiligieuse a Byzanicc. Paris. 1977 (с подробной библиографией); см. также: Mitsavkhx К. BuÇcumvT) ър^оурафСа. QeaaaXoviKai. 1986. S. 358-509.

Geizer. Die Genesis der byzantinischen Themenverfassung. Abliandl. philolog. hist. Kl. kaiscrlichc-Sachsischcn Ges. der Wiss. 18. 5. 1899. S. 76.

7 Кондак состоит из ряда больших и сложных строф, так называемых икоеов, предваряется вступительной статьей - кукулием, или проэмием. Кондак является преимущественно повествовательным жанром и развивается из проповеди (см.: М|.таакт]сК. BuÇcumvr] úpvoypatfúa. S. 171-330); Аверинцев С.С. Поэтика византийской литературы...

"См., напр.: Жизнь и творчество св. Романа Сладкопевца // Ежегодная Богословская конференция Свято-Тнхоповского Богословского нн-та. М, 2000. С. 80-90.

'' Об этом, в частности, говорит упоминание Гиппократа и Галопа. 16 трактатов Галопа и 12 трактатов Гиппократа считались основным пособием по медицине.

Oribasius. Collcctiones medicac. Liber 50, cap. 48, 6.

" Как говорил великий советский хирург Юлиан Джанелидзе, настоящий хирург - пе тот, кто провел удачную операцию, а тот, кто сумел отказаться от ненужной операции.

12 Maas-Trypanis. Т. II. Cantica dubia. N 62. P. 62

" О нем см.: Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в средние века. М„ 1979. С. 149-168.

II Gregorii Barhcbraci Chronicon ccclcsiasticum / Ed. Abbeloos J.B. La my. T. I — III. Pari.sii, 1872. T.l. Col. 208.

15 Гимн 62, 24, 6 Grodidier de Matons. P. 305. Lampe. Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961. P. 118.

|Г' Авериицен C.C. От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1987. С. 259 (текст отредактирован В.В. Василиком).

17 Куликовский Ю.А. История Византийской империи. СПб., 1997. Т. 2. С. 210. - Показательно, что лаже церковные имущества пе были свободны от грабежа. Императору Юстиниану в 527 г. приходилось выпускать специальный эдикт в защи ту церкви св. Иоанна в Писидии.

1Я Прйу|ха Stivôv xai raxar)ç bvaxtiva xai àatpuaç xai rcXtovtÇiaç yivofitvov auvtíSofitv vófi<p Gtparetüaai xoivtô... t^vu^icv yàp ¿jç Tivtç Ètù xrjç traxpxiaç fjç apxt'Ç ÈTÔX(jLï)aav ¿7iiXaß0|j.tvoi той xaipoû xrjç àtpopiaç той aítou Sdcvtiafia Ttpàljai ixpôç Tivai; in ¿Xa^íaTíp |x£-cpto xaprctôv xai -cr)v aù-ctôv Xaßtlv ytjv cbvaaav àv-c aù-coû. ¿Íctte toùç (jlèv -cüv ytiùpyCiv tptúftiv, toùç 8c 8ia<p0apf)vai Xi|i.â>, Stivi^v те ytytvrpQai <p9°pàv oùSèv TTjç ßapßapixAi; ejuSpofiTji; èXaTTOva (Justiniaili. Novellac / Ed. R. Scholl; Kroll W. Corpus iuris civilis. Vol. 3. Berlin; Weidmann, 1895 (repr. 1968). P. 239.

''Существует гипотеза, объясняющая термин кир - господин. Еще Пауль Маас предложил отождествить с Романом Сладкопевцем священника Великой Церкви Романа, носившего титул еккХ^снекб^кос, который от имени «домашнего собора» 536 г. был послан к экс-патриарху Апфиму вместе с сп. Иоанном, епископом

Бейрутским Фалассисм, епископами Доммом и Петром и двумя диаконами (Grosdidier de Matons Romanos le Melodc. P. 74).

-"' Чекалова A.A. Константинополь н VI пеке. Восстание Ника. СПб., 1997. С. 176.

21 Procopii Cacsariensis. Opera omnia. Ree. Нашу J. Wirth G. Т. I. A De bello Pérsico. Lipsiae, 1962. 1. 24. 12-16; см. также русск. пер.: Прокопии Кссарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история / Пер. коммеит. A.A. Чекалоной. М., 1993.

Буки.: «Вижу богатого бедным, нуждающимся и голодающим, идущим п путь».

2:1 Куликовский Ю.А. История Византии. Т. 2. С. 226.

'м Прокопий Кссарийский. Война с персами... С. 85.

23 Там же. С. 85-86.

-г' Авериицев С.С. От берегов Босфора... С. 259-260. - Букв. «Вперяют души парусам и ради пищи презирают бури».

27 Clq yap éiti twv äXXotpt'wv 8iaTi9£[it9a au|X(popwv, й■zav tiveí; twv ejíitt]8£Íwv ti|Mv äßouXr)tou; tiaí goveve^"0' Xúraxu;, ií mxipúxxq oixíaí; ёхлелтшхоте^, ^ vauayíou 7ttpiaa>9tvct(; yusivo!, т] яЕфогсай;, ií Хватай; ímo^típioi yíyováttq, íí BoüXoi tXtu9tpwv, rí а!х(л.аХш-со1 EÜ8ai[ióva>v (PG 44 1257).

ájíoXtoXtxtvai iprjaai; jtoXXä xpr'ltia'ca Зюкророц трояок;. Kai yap iteipoccaT; яеpitxtaa, xaí vauayiw tXr¡<p9T]v, xai xfjt; e¿yevtíaí (xou e^éjíeoov, ä8o?o(; ¿vSó?o>v yevÓ|xevoí;. (Apophtegmata patrimi. P. 144). Авериицев С.С. От берегов Босфора... С. 284.

Статья поступила в редакцию 22 декабря 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.