Научная статья на тему 'Отраслевые меры в области импортозамещения виноделия и виноградарства в Краснодарском крае'

Отраслевые меры в области импортозамещения виноделия и виноградарства в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
420
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / АКЦИЗЫ / НАЛОГОВЫЙ ВКЛАД / IMPORT SUBSTITUTION / STATE SUPPORT / TAXATION / EXCISES / TAX CONTRIBUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павленко Юлия Николаевна

В статье рассматриваются проблемы импортозамещения в Российской Федерации в целом и в такой отрасли как виноделие и виноградарство в Краснодарском крае. Проанализирован разработанный в Краснодарском крае план мероприятий по содействию импортозамещения «дорожная карта». Представлены задачи и п оказатели в рамках программы «Развитие подотрасли виноградарства и виноделия» государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Представлена законодательная инициатива о внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Обоснована необходимость совершенствования акцизного налогообложения в контексте реализации политики эффективного импортозамещения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECTORAL MEASURES IN THE FIELD OF IMPORT SUBSTITUTION OF WINE-MAKING AND WINE-GROWING IN KRASNODAR REGION

The problems of import substitution in the Russian Federation in whole and in such industry as wine-making and wine-growing in Krasnodar region are considered in the article. There was analyzed the designed in Krasnodar region plan of measures for promotion of import substitution road map. There were presented the objectives and indicators in the framework of the program «Development of wine-growing and wine-making subsector» of the state program of Krasnodar region «Development of agriculture and regulation of agricultural product markets, raw materials and food». There was presented the legislative initiative on amendments into the Federal law «On state regulation of production and turnover of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products and about restriction of consumption (drinking) of alcoholic products». There was substantiated the necessity of improvement of excise taxation in the context of implementation of a policy of efficient import substitution

Текст научной работы на тему «Отраслевые меры в области импортозамещения виноделия и виноградарства в Краснодарском крае»

УДК 339.562: 663.2: 634.8 (470.620)

08.00.00 Экономические науки

ОТРАСЛЕВЫЕ МЕРЫ В ОБЛАСТИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ВИНОДЕЛИЯ И ВИНОГРАДАРСТВА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

UDC 339.562: 663.2: 634.8 (470.620) Economic sciences

SECTORAL MEASURES IN THE FIELD OF IMPORT SUBSTITUTION OF WINE-MAKING AND WINE-GROWING IN KRASNODAR REGION

Павленко Юлия Николаевна к.э.н.

РИНЦ БРШ-код: 3992-5081

[email protected]

ФГБОУ ВПО Кубанский государственный

аграрный университет, г. Краснодар, Россия

В статье рассматриваются проблемы импортозамещения в Российской Федерации в целом и в такой отрасли как виноделие и виноградарство в Краснодарском крае. Проанализирован разработанный в Краснодарском крае план мероприятий по содействию импортозамещения «дорожная карта». Представлены задачи и показатели в рамках программы «Развитие подотрасли виноградарства и виноделия» государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Представлена законодательная инициатива о внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Обоснована необходимость совершенствования акцизного налогообложения в контексте реализации политики эффективного импортозамещения

PavlenkoYulia Nikolaevna Cand.Econ.Sci. SPIN-code: 3992-5081 [email protected]

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

The problems of import substitution in the Russian Federation in whole and in such industry as wine-making and wine-growing in Krasnodar region are considered in the article. There was analyzed the designed in Krasnodar region plan of measures for promotion of import substitution - road map. There were presented the objectives and indicators in the framework of the program «Development of winegrowing and wine-making subsector» of the state program of Krasnodar region «Development of agriculture and regulation of agricultural product markets, raw materials and food». There was presented the legislative initiative on amendments into the Federal law «On state regulation of production and turnover of ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products and about restriction of consumption (drinking) of alcoholic products». There was substantiated the necessity of improvement of excise taxation in the context of implementation of a policy of efficient import substitution

Ключевые слова: ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, АКЦИЗЫ, НАЛОГОВЫЙ ВКЛАД

йо1: 10.21515/1990-4665-124-080

В течение 2016-2018 гг. приоритетом Правительства Российской Федерации останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. При этом налоговая политика Российской Федерации должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых, прежде всего, санкции, введенные против России, и низкие цены на нефть.

Keywords: IMPORT SUBSTITUTION, STATE SUPPORT, TAXATION, EXCISES, TAX CONTRIBUTION

Деятельность стран Европейского союза и Соединенных Штатов Америки направлена на экономическую и политическую изоляцию России в мировом сообществе. В сложившихся условиях Правительством РФ принимаются меры, которые бы способствовали предотвращению и ликвидации данной угрозы.

Для устранения указанной проблемы Правительство РФ утвердило план первостепенных мероприятий, которые обеспечат устойчивое развитие экономики и социальной стабильности, по следующим ключевым направлениям:

- поддержать и развить импортозамещение и экспорт;

- содействовать развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек;

- создать возможность для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов со стоимостью, приемлемой для наиболее значимых секторов экономики;

- снизить напряженность на рынке труда и поддержать эффективную занятость [1].

С целью поддержания отраслей экономики в перечень первоочередных мер включено:

- предоставление дополнительных средств федерального бюджета для поддержки сельского хозяйства;

- формирование условий благоприятных для развития производства конкурентоспособной отечественной продукции в приоритетных отраслях экономики.

В условиях высокого санкционного давления, испытываемого Российской Федерацией, Президентом России В.В. Путиным одним из главных экономических ориентиров государства обозначено «разумное»

импортозамещение [2], под которым подразумевается политика государства, направленная на создание, развитие на отечественных предприятиях производств, замещающих импорт, обеспечение экономической безопасности страны за счет опережающего развития приоритетных отраслей экономики посредством реализации потенциала внутреннего спроса. Для России проблема обеспечения экономической и продовольственной безопасности страны обусловлена диспропорциями в структуре экономики и, как следствие, в неудовлетворительной структуре внешней торговли. Отсюда следует, что ключевым механизмом эффективного импортозамещения является создание конкурентоспособной на мировом уровне системы долгосрочного финансирования реального сектора экономики. При этом важно учитывать высокую степень интегрированности России в мировую экономику. Политику импортозамещения необходимо реализовать последовательно путем создания стимулов либо для поэтапного повышения уровня локализации конкурентоспособных иностранных производителей, либо для появления отечественных производителей с последующим наращиванием объемов производства за счёт замещения импортной продукции. Успешная реализация государственной политики федерального центра во многом зависит от эффективности действий органов власти регионального уровня. Это определяет необходимость разработки концептуальных основ политики импортозамещения субъекта Российской Федерации, что позволит обеспечить комплексное решение задач развития импортозамещающих производств исходя из специфики и конкурентных преимуществ региона.

Россия является уникальной страной, как по площади, так и по природно-климатическим условиям. Регионы России могут решить продовольственную проблему по импортозамещению по объему, качеству

и цене выпускаемой продукции в силу своих природных и других потенциальных возможностей. В данном процессе особая роль отводится южным регионам, таким как Краснодарский, Ставропольский край, а также Ростовская и Астраханская области [3].

Краснодарский край является стабильно развивающимся регионом и важное место в экономике края занимает агропромышленный сектор, который обусловлен климатическими условиями, разнообразием почвы, ландшафтом, наличием трудовых ресурсов и потенциальными возможностями технического оснащения производства. В крае разработан план мероприятий по содействию импортозамещения «дорожная карта». В плане проработаны следующие разделы:

1. Институциональные меры, создающие условия по импортозамещению в крае:

- меры, способствующие повышению конкурентоспособности товаров и услуг краевых организаций;

- информационное обеспечение мероприятий;

- конгрессно-выставочная деятельность.

2. Отраслевые меры, создающие условия по импортозамещению в крае в таких отраслях как:

- винодельческая;

- строительная;

- агропромышленная;

- промышленная.

3. Содействие развитию предпринимательской деятельности:

- налоговое стимулирование;

- поддержка предпринимательской деятельности и расширение мер способствующих этому [4].

В решении этих задач важная роль отводится программно-целевому

и проектному подходам.

Комплексные программы представляют собой комплекс проектов, мероприятий, прочих действий, направленных на достижение определенной цели или комплекса целей социально-экономического развития региона, решение актуальных социально-экономических проблем системного характера.

Характерной особенностью комплексной программы является ее межведомственный и межотраслевой характер, возможность включения мероприятий разного уровня (федерального, межрегионального, краевого, муниципального).

Комплексные программы как инструмент управления конкретизируют стратегические направления и позволяют:

- обеспечить интеграцию и целевую направленность различных действий, направленных на решение отдельных проблем и задач социально-экономического развития края;

- обеспечить эффективное управление процессом достижения стратегической цели развития края на основе постоянного сопоставления действий и их целевых результатов;

- в полной мере использовать эффект системности (синергетический эффект) от совместной реализации различных действий на основе учета взаимного влияния и поддержки действий;

- сконцентрировать ресурсы на наиболее эффективных «целевых агрегатах» действий, внутренне увязанных между собой, и избежать эффекта «лоскутности» в управляющих функциях, возникающего в связи с необходимостью решения большого числа разрозненных управленческих задач.

Комплексные программы могут включать реализуемые на территории края мероприятия федеральных целевых программ и

национальных проектов, межрегиональные и международные стратегические инвестиционные проекты.

Мероприятия и проекты, относящиеся к одной отрасли или виду деятельности, группируются в соответствующие краевые целевые программы.

Основными методологическими принципами формулирования каждой из комплексных программ являются:

- группировка стратегических действий, удовлетворяющих критериям региональной и общенациональной эффективности по признаку одинаковой целевой направленности;

- формулирование интегральной цели или общественной потребности, обобщающей сгруппированные действия;

- системное рассмотрение средств достижения сформулированной интегральной цели;

- проектный принцип государственной поддержки мероприятий и инвестиционных проектов.

Реализация проектного принципа заключается в том, что любую затрату средств необходимо рассматривать как инвестиционный проект, осуществляемый бюджетом с целью получения эффекта с позиций количественных критериев эффективности.

Нами более подробно были рассмотрены отраслевые меры в области импортозамещения виноделия и виноградарства в Краснодарском крае.

В виноградарско-винодельческой отрасли в 2013 г. реализовывалась долгосрочная краевая целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае» на 2013-2020 гг. В ней предусмотрена государственная поддержка мер по закладке и уход за виноградниками и на развитие виноделия и коньячного производства.

Всего в рамках долгосрочной краевой целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае» на 2013-2020 гг. из краевого и федерального бюджетов в 2013 г. выплачено 118 419,0 тыс. руб.

В рамках подпрограммы «Развитие подотрасли виноградарства и виноделия» государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» предусмотрено развитие виноградарства и виноделия, увеличение производства столового винограда, повышение конкурентоспособности отечественной винодельческой продукции. Реализация Программы за счет средств краевого бюджета характеризуется следующими задачами и показателями

[5].

Задачи подпрограммы:

1. Увеличение объемов производства и переработки винограда.

К наиболее существенным показателям в решении данной задачи относятся:

- «производство винограда» - предусмотрен плановый объем производства винограда в 2014 г. - 165,0 тыс. тонн, в 2015 г. - 170 тыс. тонн, в 2016 г. - 175 тыс. тонн, в 2017 г. - 180 тыс. тонн;

- «наличие виноградников на начало года» - предусмотрен плановый показатель наличие виноградников на начало года в 2014 г. - 26,9 тыс. га., в 2015 г. - 27,3 тыс. га., в 2016 г. - 27,7 тыс. га., в 2017 г. - 28,1 тыс. га.;

- «площадь закладки виноградников» - предусмотрен плановый показатель площади закладки виноградников в 2014 г. - 1,7 тыс. га., в 2015 г. - 1,8 тыс. га., в 2016 г. - 2,0 тыс. га., в 2017 г. - 2,0 тыс. га.

2. Содействие расширению ассортимента высококачественных

сортов столового винограда, создание условий для размножения новых столовых сортов винограда на безвирусной основе, создание в Краснодарском крае системы охлаждаемых хранилищ для столового винограда.

Показатель: «ввод в эксплуатацию охлаждаемых хранилищ для столового винограда» - предусмотрен плановый ввод в эксплуатацию охлаждаемых хранилищ в 2014 г.- 0 шт., в 2015 г. - 1 шт., в 2016 г. - 2 шт., в 2017 г. - 0 шт.

3. Создание рабочих мест в виноградарской и винодельческой отраслях.

Показатели:

- «прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет» -предусмотрен плановый прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет на: в 2014 г. - 2,0 млн. руб., в 2015 г. - 3,0 млн. руб., в 2016 г. - 3,5 млн. руб., в 2017 г. - 4,0 млн. руб.

- «рост среднемесячной заработной платы» - предусмотрен плановый рост среднемесячной заработной платы в 2014 г. - 18,2 тыс. руб., в 2015 г. - 18,9 тыс. руб., в 2016 г. - 19,7 тыс. руб., в 2017 г. - 20,5 тыс. руб.

4. Стимулирование развития качественного виноделия и насыщение рынка вин продукцией отечественного производства.

Показатели:

- производство виноградного вина - предусмотрен плановый объем виноградного вина в 2014 г. - 11 100 тыс. дал, в 2015 г. - 11 800 тыс. дал, в 2016 г. - 12 600 тыс. дал, в 2017 г. - 13 500 тыс. дал.

- производство шампанского - предусмотрен плановый объем шампанского в 2014 г. - 3 200 тыс. дал, в 2015 г. -3 300 тыс. дал, в 2016 г. -3 350 тыс. дал, в 2017 г. - 3 400 тыс. дал.

Общая потребность в финансовых средствах на реализацию

мероприятий подпрограммы на 2014 г. составляет 581 387,4 тыс. руб., в том числе за счет средств краевого бюджета - 146 675,6 тыс. руб., за счет внебюджетных источников - 434 711,8 тыс. руб. Из федерального бюджета выделены средства в общей сумме 84 190 тыс. руб.

Потребность в финансовых средствах на реализацию мероприятий подпрограммы на период с 2015 по 2017 г. составит 1 964 447,8 тыс. руб., в том числе за счет средств краевого бюджета - 544 360,4 тыс. руб., за счет внебюджетных источников - 1 420 087,4 тыс. руб., также планируется привлечение дополнительных средств из федерального бюджета.

В Краснодарском крае созданы все предпосылки для качественного импортозамещения в винодельческой отрасли. На международных дегустационных конкурсах в Лондоне, Вене, Нойштадте и Гонконге в 2014 г. кубанские виноделы получили 60 медалей [6].

В результате реализации общей стратегии развития агропромышленного комплекса Кубани повысится не только эффективность функционирования и стабильность удовлетворения внутреннего спроса на продукты питания, но и создадутся условия для дальнейшего развития комплекса в целом.

Таким образом, реализация программно-проектного подхода в рамках импортозамещения позволяет сделать вывод, что наиболее значимым направлением деятельности, способным избавить производителей вина от излишних административных барьеров, повысить привлечение инвестиций в виноградарство, привести к росту площадей виноградных насаждений и увеличению количества сельскохозяйственных предприятий, выращивающих виноград и производящих из него вина высокого качества, является изменение нормативно-правового регулирования производства винодельческой продукции. В первую очередь необходимо обеспечить льготное нормативно-правовое

регулирование деятельности малых предприятий и крестьянско-фермерских хозяйств в виноградарско-винодельческой отрасли и производителей вин защищенного географического указания или с защищенным наименованием места происхождения.

Краснодарский край выступил также с законодательной инициативой о внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Инициатива заключается, во-первых, в передаче субъектам РФ полномочий в сфере лицензирования и лицензионного контроля производства, хранения и поставок вин виноградных, шампанских и игристых, произведенных из отечественного винограда; во-вторых, в увеличении срока действия лицензий на осуществление деятельности по производству вина и игристых (шампанских) вин, произведенных из отечественного винограда, на срок до 10 лет [7].

В основе бюджетного планирования в предстоящие годы должны быть положены реалистичность и осторожность экономических прогнозов и предпосылок, систематический анализ рисков. В данном контексте одним из главных ориентиров экономического развития России является реализуемая политика импортозамещения, направленная на рост выпуска отечественной промышленной и сельскохозяйственной продукции, что обеспечит экономическую безопасность и устойчивое развитие страны и ее регионов. Рассмотренные в рамках исследования проблемные аспекты в области импортозамещения, позволили выявить как факторы, препятствующие реализации политики импортозамещения в долгосрочном периоде, так и определить направления создания стимулов для последовательного и поэтапного наращивания объектов производства за

счет замещения импортной продукции.

Совершенствование акцизного налогообложения будет способствовать укреплению налогового потенциала бюджета различных уровней, гармонизации налогообложения и бюджетной системы в контексте реализации политики эффективного импортозамещения, высокой интегрированности России в мировую экономику. Такой отраслью в Краснодарском крае является виноградарство и виноделие. Акцизы на вино зачисляются в краевой бюджет Краснодарского края, их налоговый вклад составляет всего около 1 % от суммы всех доходов краевого бюджета, однако в абсолютном выражении они возросли с 1,35 млрд. руб. в 2010 г. до 2,02 млрд. руб. в 2014 г., почти на 49,6 % [8]. Данный источник дохода целесообразно направить на бюджетную поддержку отрасли, придав им целевой характер использования.

Несомненной налоговой поддержкой виноградарства и виноделия со стороны государства будет принятие мер, которые предусматривают: внесение изменений в законодательство о техническом регулировании категории натуральных вин и шампанских вин из сырья собственного производства и установление ставок акциза по таким подакцизным товарам в размере 0 рублей; установление в два раза более низких ставок акцизов в отношении вин и игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, а также с защищенным наименованием места происхождения по сравнению с аналогичными винами без этих характеристик.

Таким образом, приоритетные направления реализации государственной налоговой политики в области косвенного налогообложения заключаются в повышении предпринимательской активности, поддерживании инвестиций, сохранении

конкурентоспособности, создании комфортных условий налогового

администрирования, эффективного функционирования системы импортозамещения.

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р «О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.» (с изменениями и дополнениями) // Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Послание Президента России Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://wwwhttp://kremlin.ru/ events/ president/news/47173.

3. Косенко, С.Г. Проблемы импортозамещения: региональный аспект /С.Г. Косенко, Е.Н. Поличкина // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10006572.

4. План мероприятий («дорожная карта») содействия импортозамещению в Краснодарском крае на среднесрочную перспективу (утв. распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 марта 2015 г. № 95-р) [Электронный ресурс] - Режим доступа: docs.pravo.ru/document/view/68359713/79690033.

5. Доклад о результатах за 2013 год и основных направлениях деятельности на текущий 2014 год и плановый период 2015-2017 годов управления по виноградарству, виноделию и алкогольной промышленности Краснодарского края. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://vin.krasnodar.ru.

6. Официальный сайт Управления по виноградарству, виноделию и алкогольной промышленности Краснодарского края [Электронный ресурс] - Режим доступа :URL: http://vin.krasnodar.ru.

7. Отчет по выполнению плана мероприятий («дорожной карты») содействия импортозамещению в Краснодарском крае на среднесрочную перспективу на 1 июля 2015 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vin.krasnodar.ru/activity/otchety/index.php?sphrase_id=346547.

8. Шестакова, Ю. Н. Мониторинг налогового вклада субъектов рынка алкогольной продукции в бюджет Краснодарского края [Электронный ресурс] / Ю.Н. Шестакова // Сетевое научное издание «Медицина и образование в Сибири». - 2014. -№ 3. - Режим достyпа:http://www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=1370

References

1. Rasporj azhenie Pravitel'stva RF ot 27 j anvarj a 2015 g. № 98-r «O plane pervoocherednyh meroprijatij po obespecheniju ustojchivogo razvitija jekonomiki i social'noj stabil'nosti v 2015 g.» (s izmenenijami i dopolnenijami) // Spravochno-informacionnaja sistema «Konsul'tantPljus».

2. Poslanie Prezidenta Rossii Federal'nomu Sobraniju 4 dekabrja 2014 g. // [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://wwwhttp://kremlin.ru/ events/ president/news/47173.

3. Kosenko, S.G. Problemy importozameshhenija: regional'nyj aspekt /S.G. Kosenko, E.N. Polichkina // Fundamental'nye issledovanija. - 2015. - № 2 [Jelektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: URL:

http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10006572.

4. Plan meroprijatij («dorozhnaja karta») sodejstvija importozameshheniju v Krasnodarskom krae na srednesrochnuju perspektivu (utv. rasporjazheniem glavy administracii (gubernatora) Krasnodarskogo kraja ot 10 marta 2015 g. № 95-r) [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: docs.pravo.ru/document/view/68359713/79690033.

5. Doklad o rezul'tatah za 2013 god i osnovnyh napravlenijah dejatel'nosti na tekushhij 2014 god i planovyj period 2015-2017 godov upravlenija po vinogradarstvu, vinodeliju i alkogol'noj promyshlennosti Krasnodarskogo kraja. [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://vin.krasnodar.ru.

6. Oficial'nyj sajt Upravlenija po vinogradarstvu, vinodeliju i alkogol'noj promyshlennosti Krasnodarskogo kraja [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa :URL: http://vin.krasnodar.ru.

7. Otchet po vypolneniju plana meroprijatij («dorozhnoj karty») sodejstvija importozameshheniju v Krasnodarskom krae na srednesrochnuju perspektivu na 1 ijulja 2015 goda [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa:

http://vin.krasnodar.ru/activity/otchety/index.php?sphrase_id=346547.

8. Shestakova, Ju.N. Monitoring nalogovogo vklada sub#ektov rynka alkogol'noj produkcii v bjudzhet Krasnodarskogo kraja [Jelektronnyj resurs] / Ju.N. Shestakova // Setevoe nauchnoe izdanie «Medicina i obrazovanie v Sibiri». - 2014. -№ 3. - Rezhim dostupa:http://www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=1370

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.