Научная статья на тему 'Отраслевая структура российского рынка ИТ-услуг и роль экономического кризиса в ее трансформации'

Отраслевая структура российского рынка ИТ-услуг и роль экономического кризиса в ее трансформации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
514
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ИТ-УСЛУГИ / КОНКУРЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УСЛУГ / BRANCH STRUCTURE / FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS / THE IT SERVICES / THE COMPETITIVE BEHAVIOR / COMPETITIVE ADVANTAGE / DIFFERENTIATION OF SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каменев А. В.

Рынок ИТ-услуг является одним из наиболее активно развивающихся и быстрорастущих в мире. Рассмотрена отраслевая структура данного рынка и выявлены её ключевые особенности, а также влияние финансово-экономического кризиса на её трансформацию. Показаны основные типы покупателей на рынке ИТ-услуг и факторы, влияющие на монопольную власть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRANCH STRUCTURE OF THE RUSSIAN MARKET OF IT SERVICES AND ECONOMIC CRISIS ROLE IN ITS TRANSFORMATION

The market of IT Services is one of most actively developing and fast-growing in the world. The branch structure of the given market is considered and its key features, and also influence of financial and economic crisis on its transformation are revealed. The basic types of buyers in the market of IT Services and factors influencing the exclusive power are shown

Текст научной работы на тему «Отраслевая структура российского рынка ИТ-услуг и роль экономического кризиса в ее трансформации»

УДК 334.021

ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО РЫНКА ИТ-УСЛУГ И РОЛЬ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИИ

А.В. Каменев

Рынок ИТ-услуг является одним из наиболее активно развивающихся и быстрорастущих в мире. Рассмотрена отраслевая структура данного рынка и выявлены её ключевые особенности, а также влияние финансово-экономического кризиса на её трансформацию. Показаны основные типы покупателей на рынке ИТ-услуг и факторы, влияющие на монопольную власть

Ключевые слова: отраслевая структура, финансово-экономический кризис, ИТ-услуги, конкурентное поведение, конкурентное преимущество, дифференциация услуг

Проблема исследования рынков связанных с ИТ как никогда актуальна в настоящее время. Информационные технологии уже давно прочно заняли место во всех сферах нашей жизни, зависимость большинства компаний от ИТ сильно возросла по сравнению с серединой прошлого века, и тенденция развития этой области такова, что вклад ИТ в производственные процессы будет только увеличиваться. В результате ИТ из вспомогательного производства,

отвечавшего в первую очередь за информационную поддержку бизнес-процессов предприятия, переходит в разряд основного производства. То есть участвует в цепочке формирования прибавочной стоимости продукции совместно с основными производственными

подразделениями. Помимо этого в денежном исчислении затраты на ИТ составляют значительную часть бюджета любой организации, и их доля постоянно увеличивается. Приобретение новых серверов, обновление парка вычислительной техники, внедрение новых, более прогрессивных ИТ-технологий, другим языком говоря улучшение ИТ-инфраструктуры необходимо для повышения конкурентоспособности предприятия на рынке, для более эффективного и оперативного реагирования на изменение внешних условий, и для получения максимальной прибыли.1 Однако зачастую создание и улучшение такой инфраструктуры не приводит к повышению качества информативного взаимодействия на предприятии и как следствие, к повышению

і

Каменев Александр Владимирович - ВГУ, аспирант, тел. (473) 235-57-84

эффективности функционирования

предприятия. Основным направлением

повышения качества ИТ-инфраструктуры является активное использование ИТ-услуг на предприятии. Таким образом, учитывая все возрастающую долю затрат на ИТ в общей структуре затрат предприятия, необходимо внедрять более эффективные методы управления для снижения себестоимости и повышения качества выпускаемой продукции (товаров и услуг). Рынок ИТ-услуг является одним из наиболее активно растущих в мире, еще большими темпами по сравнению с остальным миром этот рынок развивается в России.

В силу своей новизны, данный рынок еще малоизучен, но очень перспективен так как все больше компаний признают выгоду от использования подобного рода услуг, поэтому целью данной статьи является выявление особенностей отраслевой структуры российского рынка ИТ-услуг.

Нынешний год был непростым для отечественного рынка ИТ-услуг, как и для российской экономики в целом. Информационные технологии, к сожалению, все еще являются объектом экономии на российских предприятиях, ИТ-бюджеты по прежнему ограничены антикризисной политикой, поэтому восстановление после падения 2008 года, рынок ждет еще долгое. Поэтому в данной статье также будет рассмотрена роль экономического кризиса в трансформации отраслевой структуры российского рынка ИТ-услуг.

Изучение отраслевой структуры предполагает:

- анализ спроса - позволяет судить, насколько спрос может ограничивать рост рынка и тем самым стимулировать появление монопольной власти у уже существующих компаний;

- анализ предложения:

А) оценка уровня развития

конкуренции;

Б) определение факторов влияющих на монопольную власть.

Эти проблемы изучены в статье и их рассмотрим более подробно.

Спрос. Рассматривая нынешнюю отраслевую структуру данного рынка всех потребителей ИТ-услуг можно поделить на две категории, различающиеся по

возможностям инвестиций и пониманию необходимости информатизации. Первые — это те, кто, покупая ИТ-услуги, покупают имидж (бренд). Вторые же приобретают средство для развития, а зачастую — для выживания. К первой группе предприятий, формирующим основную долю оборота рынка ИТ, относятся либо те, кто

собираются выходить на мировые рынки и им необходимо "для создания лица" иметь современные системы, либо те, кто

готовится к продаже (типа "Связьинвеста"), и им также необходимо поднять себе цену. Есть, правда, и такие, кто не преследуют ни одну из этих двух целей, просто их директорат достаточно прогрессивен для того, чтобы понять, что если не сделать сейчас, то завтра может быть поздно. К данной группе также относятся предприятия, которые делают заказ ИТ-услуги с целью вывести какие-то деньги из-под налогообложения. В этом смысле ИТ-услуги ничем не хуже остальных. И хотя мы не знаем объемов рынка псевдо ИТ-услуг, тем не менее, таковой существует, и потребители на нем тоже есть. Более того, его наличие лишь усиливает скепсис потребителей, потому что априори трудно сказать, какая ИТ-фирма привыкла работать за откаты, а какая оказывает действительно

содержательные услуги. Инвестируя в ИТ, компании первой группы могут ориентироваться не столько на повышение эффективности своих бизнес-процессов, сколько на развитие имиджа. В этом случае они используют приглашенных ИТ-консультантов (исключительно из компаний с мировым именем), чтобы дополнить собственный бренд, продемонстрировать финансовые возможности и свою идентичность с мировыми лидерами. Фактор цены здесь фактически не имеют значения. По данным исследовательского агентства IDC на долю компаний первой группы приходится порядка 70% всех заказов на ИТ-услуги. Однако такая статья расходов существенно сократилась под влиянием

кризиса, скорее даже можно сказать что многие подобные организации стали перемещать курс своей политику в сторону прямо противоположенных компаний второго типа. Эти компании, заказывая ИТ-проекты, прежде всего решают насущные проблемы снижения издержек производства и оптимизации корпоративного управления. Такие потребители очень тщательно калькулируют и затраты, и выгоды, которые создает работа консультанта, стремятся выбрать последнего зачастую из числа "своих" — российских, зная, что

отечественные консультанты лучше чувствуют (именно чувствуют) проблемы местных предприятий. Данный тип

компании составил основную массу покупателей на рынке. Это обусловлено в первую очередь урезанными бюджетами, и тем фактором что все больше и больше компаний воспринимают ИТ-услуги как реально действенное средство по

уменьшению различного рода издержек. На данный момент доля таких компаний составляет примерно 30%. Однако говорить со стопроцентной уверенностью о точных долях этих двух типов компаний на рынке не представляется возможным, так как очень тяжело выявить мотивы поведения компании по отношению к заказу ИТ-услуг, которые как правило не придаются огласке.

Также среди потребителей ИТ-услуг можно выделить следующие типы: богатые крупные предприятия, средние

предприятия,; малые предприятия, которые обычно дальше установки "1С: Бухгалтерия" не идут. Доля последних невелика и составляет менее 5%.

Под крупными богатыми предприятиями обычно подразумеваются такие, где одновременно выполняются два условия: наличие сложных бизнес-процессов и большие обороты. Если у потребителя сложные бизнес-процессы, а ресурсов для приведения их в порядок нет, то такое предприятие не является достаточно значимым игроком на ИТ-рынке. Более того, такие предприятия, как правило, являются депрессивными и неуклонно движутся к банкротству. Если взять средние фирмы-потребители, то у них все то же самое, что и у крупных, разве что обороты скромнее и возможностей меньше. С другой стороны и бизнес-процессы проще. На долю таких компаний приходится около 65% потребления ИТ-услуг.

Средние предприятия довольно динамичны на ИТ-рынке, они чаще

экспериментируют с новыми продуктами, чаще отправляют своих сотрудников на обучение, лучше заботятся о своей информационной инфраструктуре. Тому есть три причины. Первая: предприятиям этого плана крайне важно удержаться на рынке и завоевать новые ниши, стать, в конце концов, крупными. Это стимулирует к поиску новых, в том числе

информационных, решений. Вторая: меньше бюрократии, меньше политики, а значит, проще и быстрее принимаются решения. Третья: у многих нет советской

предыстории, следовательно, меньше застойных явлений, более динамичное мышление у руководителей. Такие предприятия, хоть и не могут конкурировать с крупными по количеству денег, потраченных на ИТ-рынке, все же составляют значительный, а главное растущий его сегмент, который на данный момент насчитывает более 30% потребления ИТ-услуг.

Крупнейшими потребителями ИТ-услуг в России в 2009 году оставались государственные и финансовые организации. Их доли от общих затрат на ИТ-услуги в стране составили соответственно 19,1% и 18,6%. Расстановка сил в 2010 году не изменилась. В начале кризиса были

опасения, что банковский сектор будет испытывать серьезные трудности и его доля в общих расходах на ИТ-услуги снизится. Однако благодаря помощи крупнейшим банкам России со стороны государства, а также сильной зависимости финансовых учреждений от услуг по поддержке

критически важных ИТ-систем, доля сектора в общем объеме рынка ИТ-услуг не только не сократилась, но даже несколько выросла. На третьем и четвертом месте по спросу на ИТ-услуги были телекоммуникационные (13,0%) и энергетические (12,9%) компании, также получившие сильную финансовую поддержку. Многие стратегические ИТ-проекты в крупнейших корпорациях и

банках, начатые еще до кризиса получили развитие во многом благодаря поддержке государства. К тому же госсектор, сам

выступил один из основных потребителей ИТ-услуг, связанно это в большой степени с тем что, неиспользованные до конца финансового и календарного года деньги просто секвеструются. Из вышесказанного понятно, что косвенное участие государства, которое поддержало крупнейшие компании из различных секторов экономики и является

крупнейшим потребителем ИТ-услуг,

вытащило российский рынок из ямы.

Предложение IT-услуг. В целом их поведение может быть определено как конкурентное. Первые пять мест на рынке ИТ-услуг в рейтинге IDC заняли

отечественные компании IBS, «Крок»,

«Техносерв», «Ланит» и Epam Systems (в порядке убывания). Шестое место досталось американской Hewlett-Packard (HP). IBS сохранила свою долю рынка ИТ-услуг более 6%. Анализировались показатели 87 компаний, причем сравнивалась не выручка игроков, а затраты со стороны клиентов на работы участников рейтинга. Суммарная доля первой пятерки составила чуть больше четверти рынка - 26%. С таким показателем в IDC называют ИТ-услуги сильно фрагментированным сегментом по сравнению с другими. Рынок сильно

дифференцирован по производителям.

Что касается конкурентного поведения компаний на российском рынке ИТ-услуг, игроки рынка приспособились к текущей ситуации, они берутся за небольшие проекты с низким уровнем рентабельности. Стабильное положение в тех ИТ-компаниях, которые не перестают принимать меры по сокращению расходов и постоянно ищут новые способы повышения

конкурентоспособности. Сейчас наступил тот период, когда необходимо работать на низком уровне рентабельности: в итоге именно те компании, которые снижали стоимость проектов, но все-таки обладали достаточно большим портфелем

разнообразных проектов в кризисное время, смогут поделить рынок после кризиса.

Оздоровлению рынка ИТ в 2010 году служит также банкротство нерентабельных конкурентов, либо сокращение

нерентабельных производственных практик конкурентов на ИТ-рынке, уход с рынка нестабильных ИТ-компаний с небольшим количеством клиентов. При этом для клиентов эти тенденции только на пользу: для них это значит повышение качества предоставляемых услуг, тщательную

проработку текущих проектов и планирование будущих, взвешенные,

обоснованные решения, внимание к деталям (клиенты стали более требовательны, а партнеры - более старательны). Складывается тенденция в сторону

укрупнения компаний, количество

продавцов на рынке уменьшается. Крупные компании охотно скупают меньшие по размерам, таким образом, увеличивая свою

рыночную долю и расширяя свою клиентскую базу .

Интересная ситуация сложилась на рынке с персоналом. На рынке ИТ-услуг, фактор наличия грамотного и квалифицированного персонала является превалирующим над всеми остальными. Качественно оказывать услуги на рынке без наличия штата профессионалов в этой отрасли не представляется возможным, это связано с тем, что любой вид ИТ-услуг подразумевает под собой человеческое участие. Проблемы монопольной власти во многом связаны здесь также с персоналом. Стратегия поведения компаний

относительно персонала в условиях кризиса во многом зависела от позиций компаний на рынке предлагаемых услуг.

В конце 2008 года, в активную фазу финансово-экономического кризиса

большинство компаний, как одну из мер антикризисной политики применило сокращение штата, на местах остались в большинстве своем сотрудники долго время работающие в компании. Многие талантливые специалисты потеряли свои рабочие места. Компании, которые в данный момент занимают лидирующие позиции на рынке, не кинулись в большие сокращения, из компаний ушли только люди не приносившие большой пользы предприятию, в то время как на их место пришли люди из конкурирующих компаний, которые под влиянием кризиса лишились работы. В данных условиях крупные компании имели очень широкий выбор специалистов для расширения и укрепления своего штата, тем более что вынужденные отсутствием заработка «ИТишники» соглашались на менее выгодные для них условия оплаты труда. Налицо два плюса для компаний вовремя принявших меры для укрепления своих позиций и не подвергшимся влиянию общих тенденций: первое за счет таких массовых сокращений на рынке труда оказалось большое количество

профессионалов, которые были недоступны для найма ранее, к тому же эти профессионалы только недавно работали у конкурентов и имеют знания и опыт несомненно необходимые для развития компании-нанимателя. И второй плюс, на фоне существенного увеличения

квалификации своих сотрудников, еще более заметно сокращение издержек на их содержание, напомню что многие из них готовы были работать за меньшие деньги. В 2010 году, когда рынок стабилизировался и

даже продемонстрировал некий рост по сравнению с прошлым годом, многие компании ощущают нехватку

квалифицированных кадров и

соответственно несут большие издержки, связанные с подбором, обучением и оплатой специалистов. Таким образом, компании, которые вовремя укрепили свой штат квалифицированными кадрами, получили сильное конкурентное преимущество и сейчас имеют все необходимые мощности для успешного развития и реализации ИТ-решений, в то время как их конкуренты которые сокращали штат во время кризиса существенно страдают сейчас, что несомненно отражается на качестве предоставляемых услуг, на сроках исполнения и в последующем на репутации фирмы.

Для компаний присутствующих на рынке важным фактором является дифференциация товаров. Большое конкурентное

преимущество у тех компаний, которые кроме основного портфеля предоставляемых услуг концентрируются на предоставлении новых недорогих, но полезных сервисов для клиентов (например, услуги SaaS - CRM, ERP, BI, ECM по запросу, или on demand). Заказчики уже чаще задумываются о переносе данных на серверные мощности за пределами страны (если этому не помешают какие-либо законодательные инициативы), о быстром результате и независимости от одного монопольного поставщика программного обеспечения. Этому будет способствует и эволюция технологий. В кризисный год практически единственным направлением, которое продемонстрировало рост на прежнем, докризисном, уровне, были именно ИТ-сервисы - например, обмен внешними электронными документами (EDI). Стоимость услуг EDI в виде ежемесячной арендной платы незначительна, и сокращение этих затрат не привело бы к снижению общих затрат компаний хотя бы на долю процента от ИТ-бюджетов. А вот при отказе от использования EDI существенно вырастают бюджеты коммерческого и логистического отделов компаний. Стоимость услуг EDI еще до кризиса фиксировалась в валюте (евро), основной тенденцией начала 2009 года стало желание клиентов перейти на тарифы в рублях. В целом к концу 2009 года и началу 2010 года сегмент EDI ускорил свое развитие и показал общий прирост за год 80%.

Несмотря на существенное сокращение, доля услуг системной

интеграции по-прежнему оставалась

наибольшей. От кризиса пострадали все функциональные сегменты, при этом расходы на услуги по поддержке аппаратного обеспечения и приложений сократились в меньшей мере, так как многие крупные организации, прежде всего банки и телекоммуникационные компании, не могли от них отказаться. В наибольшей степени снизились затраты на услуги в области ИТ-обучения, разработки заказного

программного обеспечения и комплексного стратегического аутсорсинга. А вот ожидания российского ИТ-сообщества относительно увеличения объема услуг аутсорсинга во время кризиса не оправдались. Многие компании сделали ставку на этот вид услуг, так как в предыдущие годы аналитики

прогнозировали этот сегмент как самый перспективный. Совокупная доля

аутсорсинга в 2010 году выросла менее чем на один процент, составив 13,3%. При этом спрос на различные формы аутсорсинга существенно различался. Если доля комплексного долгосрочного аутсорсинга (информационных систем) сократилась, то доля наиболее простой формы аутсорсинга (обслуживания компьютерного и сетевого оборудования) возросла.

Существенно возросла доля услуг связанных с защитой информации и обеспечением информационной

безопасности. Связанно это в первую очередь с ужесточением конкуренции, с повышением её недобросовестности. Под влиянием финансово-экономического

кризиса в условиях ослабленного рынка, когда компании идут на различного рода

уловки для получения инновационных разработок конкурентов, очень важно обезопасить свои информационные системы от как внешних атак, так и от недобросовестных сотрудников.

Российский рынок ИТ-услуг вступил в 2010 год на фоне серьезного снижения, показанного в 2009 году, и основной задачей игроков была, скорее, стабилизация положения, чем ориентация на серьезный рост и восстановление рынка. По предварительным итогам можно говорить, что задача стабилизации, по крайней мере, крупнейшими игроками, большей частью решена, а благоприятная конъюнктура, повышающая устойчивость крупного бизнеса, создает хорошие предпосылки для развития рынка в 2011 году. Кроме того, игроки будут опираться и на уже сложившиеся тенденции - государственные проекты, требующие внимания к этому сегменту рынка, развитие сервиса, поддержку уже реализованных проектов.

С постепенным улучшением положения в экономике наблюдаются признаки роста финансирования, но сказать, что этот рост принял устойчивый характер, пока нельзя. Рынок пока находится в ожидании старта, надежды на преодоление стагнации с помощью «отложенного спроса»,

восстановления, которое будет проходить параллельно с восстановлением экономики».

Литература

1. http://www.idcrussia.com

2. http://www.tadviser.ru

3. http://www.idc.com

Воронежский государственный университет

BRANCH STRUCTURE OF THE RUSSIAN MARKET OF IT SERVICES

AND ECONOMIC CRISIS ROLE IN ITS TRANSFORMATION

A.V. Kamenev

The market of IT Services is one of most actively developing and fast-growing in the world. The branch structure of the given market is considered and its key features, and also influence of financial and economic crisis on its transformation are revealed. The basic types of buyers in the market of IT Services and factors influencing the exclusive power are shown

Key words: branch structure, financial and economic crisis, the IT Services, the competitive behavior, competitive advantage, differentiation of services

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.