Научная статья на тему '«Облачные вычисления». Новые возможности для операторов связи'

«Облачные вычисления». Новые возможности для операторов связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
«ОБЛАЧНЫЕ УСЛУГИ» / ОПЕРАТОР СВЯЗИ / ИНТЕРНЕТ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / КАЧЕСТВО УСЛУГ / CLOUD SERVICES / NETWORK OPERATOR / INTERNET / BUSINESS MODEL / SAAS / IAAS / PAAS / QUALITY OF SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вартанян А. А., Боровков А. А.

В статье рассматривается возможность и целесообразность создания нового игрока на рынке современных «облачных услуг» на базе оператора связи. Рассмотрены вопросы: Что это даст как потребителю, так и рынку.? Какие преимущества приобретет сам оператор связи? С какими возможными экономическими проблемами столкнется оператор связи? Какие бизнес-модели могут быть использованы при создании оператора «облачных услуг»? Какие экономические показатели необходимо ввести для оценки экономической эффективности новых услуг?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Cloud computing». New opportunities for communication operators

In the article the possibility and expediency of creation of the new service provider in the modern market named «cloud services» on the basis of a Telco operator are considered.The following questions are analysed: What will it give both to the consumer and the market.? What advantages will be got by a communication provider? What possible economic problems will the Telco operator face? What business models can be used at «cloud services» service provider startup phase? What economic indicators are necessary for the estimation of economic efficiency of new services?

Текст научной работы на тему ««Облачные вычисления». Новые возможности для операторов связи»

Выводы. Сформулированные выше принципы (требования) и программный пакет, основанный на их применении, отличаются новизной. Разработанный пакет, объединяющий исследовательские и обучающие функции, использован при создании лабораторного практикума по применению нейронных сетей в системах управления, включающий освоение студентами методов синтеза нейросетевых систем управления стационарными и нестационарными объектами, сопоставление нейросетевого, винеровского и ПИД регуляторов в различных условиях. Практикум будет использован на кафедре Управления и информатики МЭИ в рамках курса «Нейрокомпьютеры и их применение».

Литература

1. Neural Network Online Training Tool // URL: http://husky.if.uidaho.edu/nn/ (дата обращения 21.02.2011)

2. An inverted pendulum on an oscillatory base // URL: http://mw.concord.org/modelerL3/minOT/ mechanics/inversependulum.html (дата обращения 21.02.2011)

3. Tcl Developer Exchange // URL: http://www.tcl.tk/ (дата обращения 21.02.2011)

УДК 330.42

«ОБЛАЧНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ».

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ОПЕРАТОРОВ СВЯЗИ

А. А. Вартанян, д. э. н., к. ф.-м. н., профессор, проректор УМО Тел. (495) 673 4620, e-mail: [email protected] А. А. Боровков, аспирант Тел. (916) 815 3329, e-mail: [email protected] Московский Технический Университет Связи и Информатики

http://www.mtuci.ru

In the article the possibility and expediency of creation of the new service provider in the modern market named «cloud services» on the basis of a Telco operator are considered.The following questions are analysed: What will it give both to the consumer and the market.? What advantages will be got by a communication provider? What possible economic problems will the Telco operator face? What business models can be used at «cloud services» service provider startup phase? What economic indicators are necessary for the estimation of economic efficiency of new services?

В статье рассматривается возможность и целесообразность создания нового игрока на рынке современных «облачных услуг» на базе оператора связи. Рассмотрены вопросы: Что это даст как потребителю, так и рынку.? Какие преимущества приобретет сам оператор связи? С какими возможными экономическими проблемами столкнется оператор связи? Какие бизнес-модели могут быть использованы при создании оператора «облачных услуг»? Какие экономические показатели необходимо ввести для оценки экономической эффективности новых услуг?

Ключевые слова: «Облачные услуги», Оператор связи, Интернет, Бизнес-модель, Экономические показатели, Качество услуг

Keywords: Cloud Services, Network operator, Internet, Business model, SaaS, IaaS, PaaS, Quality of service

«Облачные вычисления» сегодня

Интенсивное развитие технологий связи, НТП, повышение уровня проникновения услуг передачи данных, оказывает непосредственное влияние на появление на рынке современных услуг с использованием технологии распределенной обработки данных. «Облачные вычисления»

представляют собой результат эволюции и конвергенции современных средств виртуализации,

технических возможностей, а также применения современной концепции сервис-ориентированной архитектуры (SOA). В основе SOA лежат принципы интероперабельности услуг. Использование технологий «Облачных вычислений» позволяет потребителям абстрагироваться от технических деталей предоставления услуг, уйти от организационной составляющей и сконцентироваться на потреблении самой услуги. «Облачные вычисления» описывают принципиально новую модель доставки и потребления ИТ-услуг на базе Internet/Intranet сетей. Среди основных возможностей «Облачных вычислений» выделяют следующие ключевые понятия:

-«Инфраструктура как услуга» (IaaS - Infrastructure as a Service)

IaaS представляет собой возможность предоставления компьютерной инфраструктуры как услуги за счет возможностей виртуализации, что существенно увеличивает утилизацию имеющихся мощностей.

-«Платформа как услуга» (PaaS - Platform as a Service)

PaaS предоставляет возможности интегрированной платформы для целей создания, тестирования и сопровождения веб-приложений как услуги.

-«Программное обеспечение как услуга» (SaaS - Software as a Service)

SaaS (или AaaS - Application as a Service) представляет собой бизнес-модель продажи и использования программного обеспечения как услуги в сетях Internet/Intranet без необходимости установки и сопровождения приложений на ЭВМ потребителей.

С экономической точки зрения использование модели «Облачных вычислений» позволяет потребителям существенно снизить, а зачастую избежать полностью капитальных затрат на оборудование, программное обеспечение и услуги, связанные с доставкой, монтажом и начальными этапами эксплуатации. Фактически потребитель платит только за то, что использует. Тарификация таких услуг производится либо за фактически потребленные ресурсы, либо по правилам регулярной подписки. Основными положительными факторами использования услуг модели являются: низкий барьер входа, распределенная инфраструктура и расходы, снижение управленческих расходов, мгновенный доступ к самому широкому спектру приложений, возможности немедленного расторжения договора и как следствие снижение рисков возврата инвестиций (ROI). Среди преимуществ также можно выделить более высокие показатели QoS и наличие SLA для каждой услуги.

Почему это нужно оператору связи

В настоящее время отрасль связи выходит на новый этап развития. Проникновение связи в составе основных услуг завершено и все большую роль играют добавочные услуги в сфере передачи данных со своей специфической монетизацией. Основную конкуренцию операторам связи в этом направлении составляют крупные контент-платформы, представленные в глобальной сети Интернет. Учитывая текущую ситуацию и скорость проникновения услуг передачи данных на внутреннем рынке РФ, можно говорить о том, что рынок услуг, основанных на передаче данных, находится на начальном этапе своего развития. Чтобы не стать простым дополнением к появляющимся крупным игрокам на рынке услуг с добавочной стоимостью, операторы должны укрупняться и активно работать в направлении поиска, создания, привлечения и развития данных услуг. Рынок России достаточно специфичен в плане модели потребления «облачных» услуг, поэтому местному игроку легче создать предложение, которое будет востребовано аудиторией. В условиях, когда задача увеличения доходов от основных услуг, выглядит для оператора связи практически невыполнимой, вопрос выхода в смежные области с более высокой добавленной стоимостью становится все более актуальным. С течением времени Интернет и Связь все больше будут интегрироваться в наши повседневные жизненные процессы и уже сейчас многие производители различных высокотехнологичных продуктов, следуя данной тенденции, стремятся преобразовать свои продукты в услуги.

Сделав следующий шаг развития, техника совершенствуется и уже успешно осваивает новые инструменты, позволяющие ей общаться между собой, создавая так называемые «умные» дома, линии производства, предприятия. Это направление развития получило название «Machine-to-Machine» (M2M). Услуги, обеспечивающие и обслуживающие M2M коммуникации в ближайшем будущем станут основными генераторами и потребителями трафика сети передачи данных. Интернет представляет собой огромную площадку для инноваций, возможности создания принципиально новых бизнесов, интернет-сервисов с высокой добавленной стоимостью, а Интернет для более чем 50 млрд. устройств - это новый рынок для оператора связи.

Но говоря о новом развивающемся рынке, который интересен оператору связи, не стоит забывать и о существующих задачах и проблемах в области ИТ. Так, например, одной из ключевых задач оператора связи в условиях финансового кризиса и его последствий, является необходимость снижения затрат на сопровождение и развитие ИТ без потери качества. Среди ключевых задач автоматизации бизнеса любого предприятия связи можно выделить значительные затраты на сопровождение и развитие ERP систем, систем управления взаимоотношениями с клиентами и продаж (CRM), автоматизированные системы расчетов, системы технического учета и другие. А там где присутствуют автоматизированные системы для поддержки производственных процессов, всегда присутствует необходимость в создании и развитии центра обработки данных. Можно выделить ряд возможностей оператора по минимизации расходов по данным направлениям:

-Возможность использования модели «облачных вычислений» для задач оптимизации собственных ресурсов посредством предоставления в аренду своим бизнес-клиентам мощностей ЦОД по моделям IaaS и PaaS, а также предоставления услуг на базе программных продуктов по модели SaaS.

-Возможность развития ИТ и бизнеса за счет использования услуг моделей IaaS, PaaS и SaaS от ведущих мировых вендоров. Сокращение капитальных затрат и снижение сроков запуска при использовании данных моделей даст оператору конкурентное преимущество за счет более быстрого вывода на рынок новых услуг и возможностей для своих абонентов.

Что представляет из себя рынок

В России рынок «Облачных» услуг находится на ранних этапах становления и по оценкам ведущих мировых исследовательских компаний является одним из самых перспективных. Так, по данным аналитиков компании IDC, общий уровень рынка аутсорсинга приложений и данных в России резко отличается от мировых показателей и составляет в денежном эквиваленте не более 5 млн. долларов по состоянию на 2009 г., что менее 0,03% от общего рынка ИТ-услуг в России. Для примера, доля «облачных» услуг в мире колеблется в районе 1,2% от общего объема ИТ-рынка. Среди факторов, сдерживающих развитие данных услуг можно выделить:

-Финансовый кризис и как следствие снижение бюджетов ИТ-подразделений;

-Малое количество услуг и предложений, с учетом специфики отечественного бизнеса;

-Низкий уровень культуры аутсорсинга бизнес-функций;

-Общий уровень зрелости ИТ-отрасли, отстающий от мирового;

-Риски,связанные с безопасностью данных;

-Отсутствие специализированных площадок для организации продвижения и продаж «облачных» услуг по модели B2B.

Несмотря на достаточное количество сдерживающих факторов, рынок «облачных» услуг в России стремительно развивается и по данным исследований компании IDC общий объем рынка данных услуг, уже в 2014 году составит около 250 млн. долларов США. Общий тренд роста выручки для рынка «Облачных» услуг в России представлен на рис. 1

Необходимо отметить, что затраты потребителей на услуги хостинга Web приложений и collocation оборудования в России активно растут в течение последних пяти лет. Основными потребителями в данном сегменте являются представители малого и среднего бизнеса (SMB), в то время как крупные игроки предпочитают покрывать свои потребности за счет внутренних ресурсов. Очевидно, что ряд «Облачных» услуг будут мигрировать между внутренними ресурсами компаний и внешними поставщиками данных услуг. По данным IDC развитие рынка «Облачных» услуг в России с учетом миграции услуг между ресурсами и услуг хостинговых компаний будет более объемным. Так, по данным исследований, общий уровень рынка «Облачных» услуг в РФ к 2014 году достигнет объема в 500 млн. долларов США.

Почему оператор должен стать игроком рынка «облачных услуг»

На сегодняшний день оператор связи так или иначе владеет всей необходимой инфраструктурой для развития и предоставления современных «Облачных» услуг в основе которых лежит услуга передачи данных. И если уже сегодня не начать реализовывать собственный потенциал в этой области, то в перспективе ближайших лет операторы связи начнут терять свои позиции комплексных поставщиков услуги в глазах своих клиентов. Начнется рост оттока клиентской базы с одной стороны и формирование независимых поставщиков комплексных «облачных» услуг с другой стороны. Таким образом со временем оператор станет лишь простым транспортным

придатком для данных поставщиков, что не только не увеличит, но и привидет к снижению его доходности. В условиях естесственной конкуренции и с учетом прогноза роста развития рынка «Облачных» услуг, каждый оператор должен стремиться стать полноценным игроком в этом сегменте. Достигнуть лидирующих позиций на этом рынке оператору должен помочь богатый опыт создания конвергентных услуг, существующия клиентская база, возможность легкого и быстрого маркетинга, наличие современных инструментов управления взаимоотношениями с клиентами.

Выбор бизнес-модели оператора связи для участия на рынке «облачных услуг»

Выходя на новый рынок «облачных услуг» оператор связи в первую очередь должен выделить задачу выбора соответствующей бизнес-модели. Выбор бизнес-модели реализации «облачных услуг», в основе производства и потребления которых лежат возможности широкополосного доступа сети Интернет (для «частного Облака» - Интранет), может быть осуществлен на основе бизнес-моделей (Под бизнес-моделью в данной работе понимается определенный набор бизнес операций, благодаря которому компания генерирует доход, выручку (ист. Dictionary .com’s 21s Century Lexicon), существующих в Интернет. Интернет коммерция предоставляет возможности для появления новых разновидностей бизнес-моделей, а также способствует обновлению уже испытанных и проверенных моделей. Предлагаемая систематизация позволяет категоризировать и охарактеризовать заслуживающие внимания в Интернете бизнес-модели. Основные категории бизнес-моделей:

1. Посредническая.

В основе моделей, входящих в эту категорию, лежит правило свода продавца и покупателя, производителя услуг и абонента. Посреднические издержки окупаются за счет получения воз-нограждения или комиссионных выплат.

2. Рекламная.

Модели, входящие в эту категорию, характеризуются принципами транслятора, когда производитель предоставляет контент, рекламодатель оплачивает его, а пользователь потребляет этот контент.

3. Информационная.

В основе моделей данной категории лежат знания потребителя (абонента), и возможность продажи аналитической информации сторонним организациям для целей сегментации и более точного таргетирования предложений.

4. Торговая.

Категория, включающая классические торговые модели для оптовых и розничных продавцов. Продажи осуществляются с использованием электронных каталогов, прайс-листов, аукционов и т. д.

5. Производственная.

Производственная категория дана для моделей, в основе которых заложены мощности самого Интернета, позволяющих производителю работать напрямую с покупателями.

6. Партнерская.

Модели, входящие в данную категорию, обеспечивают возможность осуществления покупки в тех местах, где бывают покупатели Достигается это путем финансового поощрения владельцев партнерских сайтов. В основе таких моделей заложен принцип оплаты за действие (pay-for-performance).

7. Комьюнити или бизнес-модели Сообществ.

В основе моделей данной категории лежит принцип социальных сетей и лояльности их участников. Доход получается за счет продажи вспомогательных продуктов и услуг или пожертвований.

8. Подписная.

Категория классических моделей, в основе которых заложено правило периодической оплаты за подписку.

9. По потреблению.

В основе моделей данной категории заложен принцип «сколько получил - столько и плати» («pay as you go»).

Рассмотрим различные модели, которые могут быть использованы оператором связи при выходе на рынок «облачных» услуг. Для осуществления выбора, анализа и создания бизнес-модели оператора «облачных» услуг, необходимо выделить и классифицировать «облачные» ус-

луги, которые оператор планирует реализовывать на рынке. В тех случаях, когда оператор связи использует собственные ресурсы, больше подходят модели из категорий: «производственная», «подписная», «по потреблению».Обладая существенной ресурсной и клиентской базой, оператор может также выступать в роли площадки по организации и централизованной продаже «облачных услуг» на базе моделей «посреднической» и/или «партнерской» категории. Имея развитую аналитическую базу по своим абонентам, оператор может воспользоваться моделями из «рекламной» и «информационной» категорий. Для реализации «облачных» услуг оператор связи должен создать модель, которая уникальна и разработана с учетом всех направлений деятельности.

При выборе той или иной модели следует отметить проблему необходимости и достаточности ресурсной базы оператора связи для целей качественного оказания «облачных» услуг. Как рассчитать необходимые ресурсы для предоставления услуг, в основе которых лежит услуга ШПД? С появлением новых «сложных» услуг необходимо ввести новые и скорректировать существующие экономические показатели оператора связи для целей оценки экономической эффективности «облачных» услуг. Так, например, корректно ли говорить о показателе ARPU, если потребителем SaaS услуг могут быть лица, не являющиеся абонентами оператора, но при этом формирующие выручку? В этом случае можно ввести новый показатель -«Средняя выручка в расчете на одного потребителя» (ARPC - Average Revenue Per Consumer». Если мы говорим о пропускной способности каналов связи, то можно ввести показатели «Средний траффик в расчете на одного потребителя» (ATPC - Average traffic per consumer) и «Средний траффик в расчете на облачную услугу» (ATPCS - Average traffic per Cloud Service). Оценивая такие средние показатели и имея план продаж по услугам, можно прогнозировать рост инвестиций и сроки окупаемости при развитии ресурсной базы оператора (каналы, ЦОД, обслуживающий персонал и т.д.). Если оператор при производстве и реализации «облачных услуг» будет использовать уже имеющиеся человеческие ресурсы, то необходимо будет разработать и ввести новые показатели оценки средних доходов и затрат по «облачным услугам» в разрезе обслуживающего персонала. Это позволит оценить эффективность использования существующего персонала и дать прогнозы по изменению численности персонала, или укажет на необходимость использования схемы аутсорсинга ресурсов.

Совокупность показателей, принципов производства и реализации данных услуг, правил и методов прогнозирования изменений ресурсной базы позволяет сформировать новую бизнес-модель оператора связи, как современного игрока рынка «облачных услуг».

Авторы считают, что в данной работе новыми являются следующие положения и результаты: Рассмотрены принципиально новые рынки сбыта для оператора связи, дана оценка целесообразности выхода оператора связи на рынок «облачных услуг», предложены способы сокращения затрат оператора связи и повышения его экономической эффективности, проведена категоризация бизнес-моделей оператора связи, предоставляющего «облачные услуги», введены новые экономические показатели оператора «облачных услуг».

Литература

1. А. А. Вартанян «Информационные технологии в управлении предприятием» © 2010

2. IDC research «Public IT Cloud Services 2009. Summary of the report» © IDC 2010

3. Gartner research report «Risk of Cloud Computing» © Gartner 2008

4. Robert Mullins «IDC Survey: Risk in The Cloud» © 2010

5. MichaelRappa «Managing the digital enterprise. Business models on the WEB» © Institute for Advanced Analytics

6. Christoph Zott, Raphael Amit, Lorenzo Massa «The business model: Theoretical roots, recent developments, and future research» © IESE Business School 2010

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 1. Прогноз развития рынка «облачных услуг» в России до 2014 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.