Научная статья на тему '\ отрасль-лидер \ шагреневая кожа'

\ отрасль-лидер \ шагреневая кожа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ отрасль-лидер \ шагреневая кожа»

Анна

ТИХОМИРОВА

В феврале наибольший рост, на 87,8%, показало производство российских жестких кожаных товаров.

В легкой промышленности значительно увеличивается производство основных видов кожи. Причем фаворитами выступают жесткие кожтовары. В феврале 2009 года производство данного вида продукции составило 5 млн. кв. дм. Основные их потребители — предприятия по изготовлению обуви (подошва), сумок и ремней, производство которых также возросло.

Кроме жестких, значительный рост в феврале по сравнению с январем 2009 года показало производство юфтевых (+18,5%) и хромовых (+36,9%) кожтоваров. Такой результат обусловлен значительным увеличением производства обуви (+26,2%), в котором в качестве сырья используют разные виды кожи.

Аналитик ИК «Финам Менеджмент» Максим Клягин связывает подъем во многих секторах легкой промышленности с последствиями девальвации рубля и удорожанием импорта.

Стоит отметить, однако, что в 2008 году, по данным исследовательского агентства Discovery Research Group, производство обуви отечественными предприятиями выросло на 14%, но доля «наших» на рынке по-прежнему незначительна. В прошлом году российские фабрики сшили лишь около 10% от общего объема потребления (около 55,6 млн. пар). Для поддержания конкурентоспособности отечественных производителей Союз обувщи-

Крупнейшие производители жестких кожтоваров

предприятие объем производства В 2008 г., тыс. кв. дм объем производства В 2007 Г., Тыс. кв.дм изменение, %

ООО «Шевро» 28,2 23,4 120,3

ЗАО «Хромтан» 18,9 23,3 81,3

ООО «Рыбинский кожевенный завод» 14,2 19,9 71,0

ОАО «Таганрогский кожевенный завод» 3,7 5,9 62,3

ОАО «Кожа» 1,1 1,2 93,9

ОАО «Сафьян» 0,4 0,5 85,4

Ч

ков и кожевенников России обратился к премьер-министру с просьбой повысить таможенные пошлины на импортную обувь с 10 до 16%. Аналогичное предложение содержится в Проекте стратегии развития легкой промышленности РФ на период до 2020 года, разработанном Минпромторгом. Согласно документу в России в 2007 году темпы обувного производства сократились на 8% из-за удвоения импорта.

По данным Союза обувщиков, сейчас импортная обувь ввозится в основном из Китая по $10-14 за пару, а продается в рознице за $50-400. Эта разница при 10% ввозной пошлины полностью исключает риски импортеров. Высокие таможенные сборы при жестком администрировании снизят колоссальный импорт и позволят отечественным предприятиям увеличить объемы выпуска и продаж, так как емкость отечественного обувного рынка огромна, составляет $10-12 млрд.

Однако независимые эксперты уверены, что повышение таможенных пошлин заставит импортеров уйти в «серые» схемы и нисколько не поможет российским производителям. По оценкам Discovery Research Group, объемы нелегального импорта в 2008 году в Россию уже достигли 222-235 млн. пар.

По мнению заместителя гендиректора по производству и сбыту санкт-петербургского завода «Кожа» Анатолия Запарина, для того чтобы защитить отечественного производителя обуви, необходимо увеличить объем выпуска товаров. А это можно сделать путем наращивания госзаказа или уже упомянутого повышения таможенных пошлин. «Из-за большого количества импортной обуви на российском рынке наша кожа становится неконкурентоспособной, хотя по качеству она лучше. Кроме того, по сравнению с импортной она и дороже (если сравнивать с китайской, разница составляет 30%)», — пояснил он.

Повышение таможенных пошлин, по мнению гендиректора Рыбинского кожевенного завода Сергея Обжорина, уменьшит вывоз сырья из России, и тогда оно пойдет не только на производство жестких кожтоваров, но и на выделку хрома и юфти.

52 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 4 (84) 2009

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.