Локомотивы роста
\ ОТРАСЛЬ-ЛИДЕР \
Анна ТИХОМИРОВА
Выпуск магистральных тепловозов увеличился в июне по сравнению с маем на рекордные 250%. Однако износ подвижного состава России достигает 80%.
В июне по сравнению с маем производство магистральных тепловозов увеличилось до пяти секций. Всего за первое полугодие было выпущено 16 секций. Это на 5,9% меньше, чем за тот же период 2009 года. Однако, учитывая тот факт, что в прошлом году выпуск тепловозов составил всего 35 секций (для сравнения: в СССР выпускалось по 1303 секции тепловозов в год), то у машиностроителей есть все шансы увеличить производство данного вида продукции, тем более спрос со стороны главного заказчика тепловозов — ОАО «РЖД» — растет.
По «Стратегии развития транспортного машиностроения в 2007-2010 годах и на период до 2015 года» предполагается, что для обеспечения потребностей российской экономики в перевозках требуется ежегодно приобретать более 935 единиц локомотивов (тепловозов, электровозов, паровозов). По оценкам Минпромэнерго, уровень износа основных фондов РЖД в 2008 году составлял 58,9%, а амортизационный износ подвижного состава по тепловозам — 84,2%.
Износ основных средств предприятий промышленного железнодорожного транспорта уже давно превысил 85%. Основные модели тепловозов, применяемые сегодня на предприятиях, разрабатывались и осваивались в производстве 40-50 лет назад. По словам вице-президента, исполнительного директора НО «Союзгрузпромтранс» Виктора Евпакова, их технические параметры показывают значительное отставание от показателей, достигнутых на тепловозах зарубежного производства. К примеру, на отечественных тепловозах коэффициент тяги составляет 0,2-0,27 (0,28-0,37 на машинах иностранного производства), коэффициент полезного использования мощности дизеля — 0,43-0,72 (0,82 соответственно). Более того, основные модели отечественных тепловозов не имеют необходимой унификации используемого обо-
поЕзднля секция — неделимый блок, состоящий из автомотрисы — автономного железнодорожного вагона с двигателем внутреннего сгорания — и прицепного вагона или локомотива.
рудования, на них установлены различные модели дизелей, что создает определенные затруднения при эксплуатации и содержании локомотивов.
В России тепловозы выпускают Брянский машиностроительный завод, «Людиновотепловоз», «Муромтепло-воз», Камбарский машиностроительный и Новочеркасский электровозостроительный заводы.
Производители тепловозов уверены, что их конкуренция с другими странами ведет к постоянному совершенствованию подвижного состава. В «Трансмашхолдинге» (ТМХ) отмечают, что требования заказчиков постоянно возрастают, и ожидают, что в течение ближайших десятилетий будут ужесточаться требования к технике с точки зрения ее экономичности, ремонтопригодности, эколо-гичности. «Ключевым фактором, который влияет на решение потребителя приобрести ту или иную модель подвижного состава, является стоимость владения техникой на протяжении всего ее жизненного цикла», — подчеркивает директор департамента по связям с общественностью компании Артем Леденев.
По словам экспертов, основным направлением развития модельного ряда тепловозов будет расширение в сторону менее мощной, но более экономичной техники. В ТМХ, например, сейчас ведется работа по созданию локомотивов, обеспечивающих экономию топлива в эксплуатации. Учитывая, что дизель тепловоза значительную долю времени (до 85%) работает на холостом ходу, отрабатываются технические решения, обеспечивающие снижение расхода топлива за счет уменьшения количества постоянно работающих цилиндров.
К 2030 году треть тепловозов РЖД станут экологически безопасными. Разработанная ведомством экологическая стратегия предполагает снижение негативного воздействия на окружающую среду на 35% к 2015 году и на 70% к 2030 году. Для этого уже создан первый в мире магистральный газотурбовоз (разработан Самарским научно-техническим комплексом им. Кузнецова) — он работает на сжиженном природном газе. Завершаются испытания маневрового тепловоза, на котором природный газ замещает дизельное топливо до 60%.
\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 8 (100) 2010 59