АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА I Мультисервисные сети связи
Межрегиональный ТранзитТелеком
Продолжая публикацию материалов в данной рубрике, всесторонне рассматривающей создание мультисервисных широкополосных цифровых сетей, редакция предлагает вниманию читателей обзор информационно-коммуникационных технологии (ИКТ), интегрированное применение которых может стать основой развития современных мультисервисных сетей
Мультисервисные сети - основа развития телекоммуникаций в России
В настоящее время телекоммуникации в России переживают качественно новый этап развития, связанный со сменой парадигмы в отрасли, то есть «исходной концептуальной модели развития телекоммуникаций». Современная парадигма заключается в переходе к телекоммуникационным системам, в которых предоставление услуг отделено от функционирования сетей электросвязи, и для предоставления различных видов услуг используются единые мультисервисные сети (МС), ориентированные на пакетный трафик. Вот почему актуальной проблемой развития телекоммуникаций в условиях новой парадигмы стала проблема проектирования МС.
Ранее общая методология проектирования сетей электросвязи заключалась в расчете отдельных вторичных сетей (телефонных, телеграфных и т. д.) с учетом их базирования на единой первичной сети. При этом для каждой из вторичных сетей были выработаны свои исходные данные для проектирования -показатели нагрузки абонентов, надежности и живучести, характеристики трафика, требуемое качество
Век Качества < 4
обслуживания и т.п. На основе созданных математических моделей и методов расчета производилось построение сетей.
В новых условиях применение прежних подходов к проектированию стало невозможным по ряду причин. Прежде всего, изменился сам трафик, создаваемый пользователями: на смену главенствующему телефонному трафику пришел трафик передачи данных, определяемый введением новых мультисервисных услуг. Информационные потоки в мультисервисных сетях сильно различаются по своему составу, предъявляемым к ним требованиям и объему необходимых сетевых ресурсов.
В настоящее время при моделировании сетей используются уже не Пуассоновские потоки, а потоки с самоподобными свойствами, для которых еще не в полной мере разработаны инженерные методы расчета. Поэтому эффективность создания мультисервисных сетей в значительной мере зависит от опыта и интуиции проектировщиков.
Отсутствие строгих математических методов расчета мультисервисных сетей на базе мощных программно-инструментальных средств существенно затрудняет прогнозирование развития телекоммуникаций как единой системы.
Проблема оптимальной стратегии развития приобретает особое значение в условиях перехода к принципиально новой концепции - концепции NGN (Next Generation Networks -сети следующего поколения) и далее FGN (Future Generation Networks -сети будущих поколений). Современные инфокоммуникационные сети -это не только транспортные сети и сети доступа, но еще и сети синхронизации, сигнализации и управления, которые частично взаимодействуют между собой. В рамках этой новой идеологии каждый оператор строит свою уникальную сеть, но все эти сети должны составлять часть единой системы. К сожалению, сама стратегия перехода к NGN (а тем более к FGN) для России пока еще не разработана, и требуется, в частности, ответить на следующие вопросы:
S какова будет архитектура перспективной мультисервисной сети; S каким образом будет осуществляться переход к новым МС, их интеграция, взаимодействие существующих и новых сетей;
S какое место в новой МС будут занимать проводные, беспроводные и спутниковые технологии; S на каких принципах будет строиться единая система управления; S каким образом на новой сети будут решаться вопросы устойчиво-
л
ПАРТНЕР НОМЕРА
и за рубежом
О.В. МАХРОВСКИИ,
начальник информационно-аналитического сектора ФГУП НИИ «Рубин», к.т.н., ведущий рубрики
сти и безопасности функционирования МС?
Безусловно, этот перечень далеко не полный, тем более что в каждом из вопросов можно выделить еще множество подвопросов. По многим из них и в России и за рубежом уже ведутся научные исследования.
Подчеркнем, проблему создания перспективных МС с учетом новой телекоммуникационной парадигмы необходимо решать комплексно (системно), в том числе с участием зарубежных партнеров. В решение этой задачи вовлечены как операторы связи и органы государственного регулирования, так и научные коллективы. Все они вкладывают инвестиции в развитие телекоммуникаций и заинтересованы в достижении наивысшей эффективности таких вложений.
Следует отметить, что в современных условиях на первый план выходят не технические возможности сетей, а требования пользователя по предоставлению необходимых услуг. Не случайно поэтому взаимоотношения с пользователями становятся одной из основных проблем современных телекоммуникаций.
Объем ИТ-рынка России: оценки аналитиков
Объем российского рынка ИТ по итогам 2007 г. составил, по разным оценкам, от 11,9 до 17,6 млрд долл. Рынок растет все медленнее, но аналитики предсказывают новое ускорение. Доля услуг и программного обеспечения (ПО) постепенно увеличивается за счет снижения расходов на оборудование, а госсектор
вносит все больший вклад в развитие отрасли.
Отечественные исследования позволяют говорить о начале нового витка ускорения. Предварительные расчеты CNews Analytics (CNA), основанные на данных Росстата, показывают, что общие затраты заказчиков на ИТ в 2007 г. увеличились на 19%. Объем рынка составил 11,9 млрд долл. Одним из основных двигателей ИТ-сектора последних лет аналитики называют госсектор. В 2006-2007 гг. заметное влияние на отрасль оказало ежегодное увеличение федеральных и региональных расходов на ИТ, а также начало активной информатизации социальной сферы, вызванное запуском приоритетных национальных проектов. В ближайшие годы эта тенденция не только сохранится, но и может дополнительно усилится за счет ассигнований на развитие «Электронного правительства».
Как видно из таблицы, самую оптимистичную оценку ИТ-рынка дает Мининформсвязи России. В CNA серьезное расхождение в оценках объясняют различием методик. Эксперты CNews Analytics берут за основу данные Росстата о расходах на ИТ заказчиков из корпоративного и госсектора. Другие же оценки базируются на данных о выручке поставщиков ИТ-продуктов и услуг, заявляемых ими самими. При такой методике велика вероятность, что некоторые суммы учитываются по несколько раз (например, и у интегратора, и у субподрядчика). Кроме того, при таком подходе трудно учесть расхождения, возникающие
из-за смещения финансовых периодов компаний относительно календарного года, говорят в CNA.
Большинство исследователей отмечает устойчивое стремление рынка к отходу от «железа» в пользу увеличения доли ИТ-услуг и программного обеспечения (до 28% и 17% соответственно). По мнению Мининформсвязи России, совокупный объем рынка ПО и ИТ-услуг по итогам 2007 г. составил 198 млрд руб. (7,7 млрд долл.) против 28 млрд руб. в 2000 г.
Пожалуй, никакая отрасль не развивается так быстро, как ИКТ, и минувший год не стал исключением. В 2007 г. наблюдались рост спроса на технологии виртуализации, проникновение в корпорации социальных сетей (в основном в форме блогов руководителей и департаментов), а также перенос части приложений на внешний хостинг (такой подход обычно называют Software as a Service - SaaS, то есть ПО как услуга).
Заметен интерес заказчиков к технологиям SOA и SaaS, а также переход предприятий к IP-телефонии, а потом и к унифицированным коммуникациям (Unified
Communications) на базе IP-протоколов. Последний процесс стимулируют телеком-операторы, которые во многом исчерпали экстенсивные пути своего развития и ищут новые механизмы привлечения и удержания клиентов, например, внедряют CRM-системы, предлагают объединенные услуги, такие как TV-Voice-Internet-Mail.
В плане развития технологий российский рынок не имеет сущест-
Сравнительные данные об объеме и росте ИТ-рынка в России
Аналитическая Предварительные Рост по сравнению
компания оценки объема с 2006 г., %
ИТ-рынка в 2007 г.,
млрд долл.
CNews Analytics* 11,9 19
Линэкс** 15,96 16
IDC** 16 18
PMR** 16,3 18,1
Мининформсвязи
России 17,6 24,5
*на основании данных Росстата о затратах предприятий и организаций на ИТ **на основании данны|х о выручке ИТ-компаний
Источник: CNews Analytics
Июль 2008 г.
53
С С С
м
АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА I Мультисервисные сети связи
венных отличий от общемирового, а на нем, по прогнозу компании Gartner на 2008-2010 гг., будут наиболее активно развиваться следующие десять направлений:
1) «зеленые» ИТ и управление потреблением энергии;
2) унификация коммуникаций (голосовой и электронной почты, всех видов конференций, управления информацией и т. д.);
3) моделирование бизнес-процессов и управление ими (BPM);
4) управление метаданными;
5) виртуализация 2.0 - не только консолидация серверов, но и повышение равномерности использования всех ИТ-ресурсов (серверов, сетей, хранилищ, средств управления);
6) «ПО как сервис» (SaaS);
7) Web-платформа как программная основа для Web-ориентированной архитектуры (WOA);
8) интеграция Web с реальным миром в реальном времени (за счет применения мобильных устройств);
9) социальное ПО;
10) компьютерные фабрики (продолжение объединения всех компонентов серверов в единый пул для последующего динамического распределения в ходе выполнения бизнес-приложений и инфраструктурных задач).
Можно предположить, что нынешний год будет определяющим для российского ИТ-рынка. Если его темпы роста возрастут, то это послужит сигналом для инвесторов к началу вложения серьезных средств в российские компании; в противном случае может возникнуть преграда на пути крупных инвестиций и появится косвенный признак движения вспять всей российской экономики.
Но в IDC полагают, что режим ускоренного развития отечественного ИТ-рынка сохранится и в 2008 г., а движущими силами роста станут увеличение затрат пользователей на ИТ-продукцию и услуги, требования руководителей компаний обеспечить эффективность и прозрачность инвестиций в ИТ и готовность правительства модернизировать инфраструктуру в таких важных социальных секторах, как образование и услуги.
Тема удешевления ИТ-продуктов продолжает волновать пользователей. Они ждут снижения стоимости гигабитных устройств обмена информацией. Ведь то, что для Москвы кажется недорогим, совершенно неприемлемо на периферии. Безусловно, популярность ИКТ у граждан сильно зависит от цены изделий и сервиса. Чем дешевле новые технологии и информационные услуги, тем активнее идет процесс информатизации. Кроме того, существенное
Век Качества N° 4
влияние на приобщение населения к ИКТ может оказать улучшение качества линий телефонной связи.
К сожалению, развитие высоких технологий имеет и негативные последствия. Например, в минувшем году отмечался бурный рост спама, вирусов и прочих Интернет-угроз. Как следствие, активнее стали вестись разработки в области информационной безопасности.
Б. Гейтс: «Я не вижу чего-либо, что остановит развитие технологий»
Быстрый рост отечественного ИТ-рынка привлекает внимание и «китов» мира ИТ. В прошлом году нашу страну посетил Билл Гейтс, принявший участие в российском бизнес-форуме Microsoft. Это событие косвенно свидетельствует о признании успешного развития ИТ в России.
Прогноз Билла Гейтса
В марте в Херндоне, штат Вир-жиния, глава корпорации Microsoft Билл Гейтс сделал доклад, посвященный изменениям, которые произойдут в ИТ-индустрии в ближайшие 10 лет - до 2018 г. По словам Гейтса, в течение следующего десятилетия изменится то, как человек взаимодействует с компьютером, а также то, как компании ведут свою деятельность. Перемены коснутся всех сфер человеческой деятельности, будь то работа, отдых или обучение. В руках пользователей сосредоточится мощь, недоступная прежде.
Как известно, корпорация Microsoft ведет разработку интерактивного компьютера Microsoft Surface. Единственным интерфейсом в таком устройстве является сенсорный экран. При этом он не только способен реагировать на прикосновения рук, но и может вза-
имодействовать напрямую с предметами, которые используются в повседневной жизни. Как отметил Билл Гейтс, в будущем такие системы в офисах компаний и в домах станут обычным явлением.
«Сегодня подавляющее большинство использует [для управления компьютером] клавиатуру и мышь, и находит это вполне обычным. Одно из главных изменений, которое нас ждет и которое мы сильно недооцениваем, это то, как мы будет взаимодействовать с компьютерными устройствами», - рассказал Гейтс, сделав акцент на управлении компьютером при помощи человеческой речи, то есть на том, что было описано в десятках научно-фантастических романов. Другая интересная идея заключается в компьютере, который может «видеть». По словам Гейтса, такой компьютер может находиться не на столе, а внутри него. Специальная видеокамера, расположенная в компьютере, сможет наблюдать за передвижением пользователя в помещении, за тем, что он делает, какие предметы берет в руки и т.д.
Билл Гейтс считает, что компании будут работать в «гибридной» технологической среде: некоторые действия будут выполняться на месте, другие переместятся в Интернет или будут выполняться в виртуальной среде, состоящей из программного обеспечения и группы сервисов. ПО будет выполнять до 90% работы, которая сейчас делается вручную. В школах и других учебных заведениях тетради будут заменены наладонными ПК. Такие компьютеры могут проигрывать аудио и видео, проверять знания; с помощью Tablet PC ученики будут работать коллективно. Уже сейчас подобные компьютеры внедряются в школах.
Период 2008-2018 гг. основатель Microsoft называет «вторым цифровым десятилетием». «Если мы думаем о фотографии, мы не думаем о пленке, когда мы говорим о музыке, мы почти не вспоминаем о физических носителях, тем не менее, остается уйма вещей, которые еще не приобрели цифровую форму или приобрели ее не до конца,- сказал Билл Гейтс. -Например, чаще мы вынуждены делать заметки на бумаге или идти на встречу и физически на ней присутствовать. В будущем это изменится».
«Я не вижу чего-либо, что остановит развитие технологий», - подытожил Б. Гейтс, напомнив о так называемом «пузыре доткомов», который лопнул в 2000 г. вместе с обвалом индекса NASDAQ. В результате сотни Интернет-компаний обанкротились, были ликвидированы или проданы. Однако ИТ-отрасль продолжила развиваться. J