Научная статья на тему 'Отработка техники выразительного чтения как одно из условий формирования компетентного специалиста'

Отработка техники выразительного чтения как одно из условий формирования компетентного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ / РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лелекина А. Н.

В данной статье рассмотрен вопрос о работе над техникой выразительного чтения на занятиях литературы со студентами специальности «Социально-культурная деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отработка техники выразительного чтения как одно из условий формирования компетентного специалиста»

туры (каждая форма культуры в современном обществе характеризуется тремя типами ценностей - центральной, псевдо- и антиценностью) [4]. Процессы духовных зачатия, беременности и родов пока наименее изучены. Мы рассчитываем вернуться к их рассмотрению во всех подробностях во время следующей Конференции.

Все три вида зачатия, как показано на рис. 3, в норме должны осуществляться в семье и ещё до 7-летнего возраста. Социальная и духовная «беременности» и соответствующие роды могут длиться индивидуально и проходить по-разному. Но, конечно, в идеальном варианте и социальное, и духовное рождения должны были бы произойти к моменту окончания детьми общего среднего образования, в 11 классе, по крайней мере.

Предлагаемая модель позволяет детализировать воспитательный процесс в школе, составлять более индивидуализированные образовательные траектории. Надеемся, эта модель найдет понимание и вызовет положительный отклик у наших коллег.

Список литературы:

1. Зыков М.Б. Социальная философия образования. - М.: Граница, 2008.

2. Зыков М.Б., Сабанина Н.Р. Обучение в общеобразовательной средней школе как стрессирующий фактор для детей. - Витебск, 2011. - 244 с.

3. Зыков М.Б., Сабанина Н.Р. Философия образования: вчера, сегодня, завтра. 2012. - Горловка: ФЛП Пантюх Ю.Ф., 2012. - С. 87-99.

4. Зыков М.Б. Сабанина Н.Р. Глобальные ценности как «общий знаменатель» в культурном диалоге [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Современные научные исследования и инновации». - 2012. - июнь. - Режим доступа: web.snauka.ru.

ОТРАБОТКА ТЕХНИКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА

© Лелекина А.Н.*

Институт искусств Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, Музыкальный колледж, г. Абакан

В данной статье рассмотрен вопрос о работе над техникой выразительного чтения на занятиях литературы со студентами специальности «Социально-культурная деятельность».

Ключевые слова техника выразительного чтения, речевая культура, логическое ударение.

* Преподаватель.

Преподавание «Литературы» в музыкальном колледже на специальности «Социально-культурная деятельность» на современном этапе потребовало от педагога не только воспитания компетентного читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры, но и специалиста, способного свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умеющего пользоваться различными видами чтения, развивать чувство языка, речевую культуру и т.д.

Определённые умения и навыки вырабатываются ещё в рамках школьной программы, но есть и те, что являются неотъемлемой частью профессиональной компетентности выпускаемого специалиста. Для специальности «Социально-культурная деятельность» одним из значимых профессиональных навыков является навык выразительного чтения. Первоначальные навыки такого чтения даются ученикам ещё в младших и средних классах, подразумевая, что это интонационно правильное чтение, передающее идеи и чувства, заложенные в произведении [4, с. 116]. В выразительном чтении активно проявляются мысли, отношение обучаемых к тому, о чём они читают. Учащиеся находят нужную выразительную интонацию, исходя из содержания произведения, для этого они определяют тему, выделяют опорные слова, учатся использовать во время чтения средства выразительности: темп, силу голоса, логическое ударение, паузы, мелодику голоса, мимику, жесты.

Особо следует обратить внимание на необходимость различать два явления, каждое из которых зачастую обозначают одним и тем же термином -выразительность чтения [3, с. 74].

Выразительность как компонент навыка чтения - это одно. Несколько другое - выразительное чтение как высший тип чтения, своего рода художественное чтение в условиях реализации профессии, именно оно является частью профессиональных компетенций вышеуказанной специальности. Выразительности чтения в первом случае мы вправе требовать от студента во всех случаях, когда ему приходится читать текст любой жанровой принадлежности, будь то грамматико-орфографическое правило или упражнение в учебнике «Русского языка» или параграф в учебнике по философии и т.п. Во всех этих случаях студент должен уметь осознанно использовать важнейшие средства выразительности - темп, интонацию, паузы, логические ударения - для выявления содержания и смысла читаемого. В самом простейшем виде - это умение вовремя распознавать в тексте стоящий впереди знак препинания и настроится на интонацию, подсказываемую этим знаком.

Выразительное чтение как высший тип чтения - это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему. Стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью доне-

сти все это до слушателя или аудитории, сделать понятным для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения [3, с. 74].

Совершенствование профессиональной подготовки студентов-режиссёров требует усиления практической направленности преподавания «Литературы», в том числе и выразительного чтения, как одной из составляющих.

Входной контроль, проведённый в рамках специального обследования группы студентов специальности «Социально-культурная деятельность» показал, что от 30 до 40 % обучающихся не владеют выразительным чтением. Отсутствие навыков выразительного чтения 47 % опрошенных объясняли низкой мотивацией, которая изменилась с осознанием практической значимости приобретаемых умений и будущей профессиональной деятельностью.

Таблица 1

Результаты входного и итогового контроля

Типичные ошибки Входной контроль (%) Итоговый контроль (%)

Монотонность чтения 24 3

Отсутствие мимики 31 8

Неправильная расстановка логических пауз 36 17

Ложная выразительность 39 21

На занятиях по выразительному чтению студенты должны не только получить знания о теоретических положениях искусства чтения, но и научиться применять их в дальнейшей практической деятельности. Обучение выразительному чтению строится, прежде всего, на основе творческого воплощения литературного произведения в действенном звучащем слове. Творческое воплощение требует глубокого проникновения в литературное произведение: четкого представления изображенной в нем жизни, уяснения отношения автора к явлениям этой жизни, художественного значения используемых им изобразительных средств, приемов.

Программа преподавания «Литературы» для специальности «Социально-культурная деятельность» построена с учётом того, что выразительное чтение в музыкальном колледже - это начальная ступень в овладении студентами исполнительским искусством. Оно выполняет образовательные и познавательные задачи: вырабатывает навыки и умения глубокого вчитывания в текст, развивает способности литературно-критического анализа, учит творческому отношению к прочитанному при его воспроизведении в звучащем слове. Подготовка текста к чтению вслух развивает воображение, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость.

Для отработки навыков выразительного чтения предлагаем студентам использовать некоторые упражнения:

1. Выделение голосом различных слов в предложении.

2. Работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании);

3. Чтение одного предложения с разной интонацией;

4. «Эхо» (за учителем);

5. «Голоса» (подражая кому-либо);

6. Чтение с изменением голоса героя;

7. По ролям;

8. Составление «партитуры» (разметка текста: паузы, логическое ударение);

9. Работа по памятке;

10. Дикторское чтение;

11. Инсценирование;

12. Работа над художественными средствами поэтической речи, как в лирическом, так и в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения);

13. Конкурс чтецов.

Завершающим этапом каждого занятия является учебная рефлексия. Она направлена на выявление затруднений, проблем, ошибок и выяснение их причин, что помогает планировать и корректировать дальнейшую учебную деятельность.

Следует подчеркнуть, что обучение выразительному чтению в рамках преподавания дисциплины «Литература» рассчитано не на подготовку профессиональных исполнителей во всей полноте их речевого мастерства, а на воспитание культуры чтения и рассказывания, владением интонацией и мелодикой голоса, а также использованием их в профессиональной деятельности. В данном случае «Литература» даёт базовые знания, умения, навыки с одной стороны и компетенции с другой стороны для специальных дисциплин «Словесное действие и мастерство актёра», «Основы актёрского мастерства».

Список литературы:

1. Как научиться быстро читать / Сост. А. Шилин. - Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000.

2. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991.

3. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. - М.: Ось-89, 2001.

4. Методика выразительного чтения: учебное пособие для студентов специальности № 2101 «Русский язык и литература» / Под ред. Т.Ф. Завадской. -М.: Просвещение, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.