туры (каждая форма культуры в современном обществе характеризуется тремя типами ценностей - центральной, псевдо- и антиценностью) [4]. Процессы духовных зачатия, беременности и родов пока наименее изучены. Мы рассчитываем вернуться к их рассмотрению во всех подробностях во время следующей Конференции.
Все три вида зачатия, как показано на рис. 3, в норме должны осуществляться в семье и ещё до 7-летнего возраста. Социальная и духовная «беременности» и соответствующие роды могут длиться индивидуально и проходить по-разному. Но, конечно, в идеальном варианте и социальное, и духовное рождения должны были бы произойти к моменту окончания детьми общего среднего образования, в 11 классе, по крайней мере.
Предлагаемая модель позволяет детализировать воспитательный процесс в школе, составлять более индивидуализированные образовательные траектории. Надеемся, эта модель найдет понимание и вызовет положительный отклик у наших коллег.
Список литературы:
1. Зыков М.Б. Социальная философия образования. - М.: Граница, 2008.
2. Зыков М.Б., Сабанина Н.Р. Обучение в общеобразовательной средней школе как стрессирующий фактор для детей. - Витебск, 2011. - 244 с.
3. Зыков М.Б., Сабанина Н.Р. Философия образования: вчера, сегодня, завтра. 2012. - Горловка: ФЛП Пантюх Ю.Ф., 2012. - С. 87-99.
4. Зыков М.Б. Сабанина Н.Р. Глобальные ценности как «общий знаменатель» в культурном диалоге [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Современные научные исследования и инновации». - 2012. - июнь. - Режим доступа: web.snauka.ru.
ОТРАБОТКА ТЕХНИКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА
© Лелекина А.Н.*
Институт искусств Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, Музыкальный колледж, г. Абакан
В данной статье рассмотрен вопрос о работе над техникой выразительного чтения на занятиях литературы со студентами специальности «Социально-культурная деятельность».
Ключевые слова техника выразительного чтения, речевая культура, логическое ударение.
* Преподаватель.
Преподавание «Литературы» в музыкальном колледже на специальности «Социально-культурная деятельность» на современном этапе потребовало от педагога не только воспитания компетентного читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры, но и специалиста, способного свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умеющего пользоваться различными видами чтения, развивать чувство языка, речевую культуру и т.д.
Определённые умения и навыки вырабатываются ещё в рамках школьной программы, но есть и те, что являются неотъемлемой частью профессиональной компетентности выпускаемого специалиста. Для специальности «Социально-культурная деятельность» одним из значимых профессиональных навыков является навык выразительного чтения. Первоначальные навыки такого чтения даются ученикам ещё в младших и средних классах, подразумевая, что это интонационно правильное чтение, передающее идеи и чувства, заложенные в произведении [4, с. 116]. В выразительном чтении активно проявляются мысли, отношение обучаемых к тому, о чём они читают. Учащиеся находят нужную выразительную интонацию, исходя из содержания произведения, для этого они определяют тему, выделяют опорные слова, учатся использовать во время чтения средства выразительности: темп, силу голоса, логическое ударение, паузы, мелодику голоса, мимику, жесты.
Особо следует обратить внимание на необходимость различать два явления, каждое из которых зачастую обозначают одним и тем же термином -выразительность чтения [3, с. 74].
Выразительность как компонент навыка чтения - это одно. Несколько другое - выразительное чтение как высший тип чтения, своего рода художественное чтение в условиях реализации профессии, именно оно является частью профессиональных компетенций вышеуказанной специальности. Выразительности чтения в первом случае мы вправе требовать от студента во всех случаях, когда ему приходится читать текст любой жанровой принадлежности, будь то грамматико-орфографическое правило или упражнение в учебнике «Русского языка» или параграф в учебнике по философии и т.п. Во всех этих случаях студент должен уметь осознанно использовать важнейшие средства выразительности - темп, интонацию, паузы, логические ударения - для выявления содержания и смысла читаемого. В самом простейшем виде - это умение вовремя распознавать в тексте стоящий впереди знак препинания и настроится на интонацию, подсказываемую этим знаком.
Выразительное чтение как высший тип чтения - это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему. Стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью доне-
сти все это до слушателя или аудитории, сделать понятным для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения [3, с. 74].
Совершенствование профессиональной подготовки студентов-режиссёров требует усиления практической направленности преподавания «Литературы», в том числе и выразительного чтения, как одной из составляющих.
Входной контроль, проведённый в рамках специального обследования группы студентов специальности «Социально-культурная деятельность» показал, что от 30 до 40 % обучающихся не владеют выразительным чтением. Отсутствие навыков выразительного чтения 47 % опрошенных объясняли низкой мотивацией, которая изменилась с осознанием практической значимости приобретаемых умений и будущей профессиональной деятельностью.
Таблица 1
Результаты входного и итогового контроля
Типичные ошибки Входной контроль (%) Итоговый контроль (%)
Монотонность чтения 24 3
Отсутствие мимики 31 8
Неправильная расстановка логических пауз 36 17
Ложная выразительность 39 21
На занятиях по выразительному чтению студенты должны не только получить знания о теоретических положениях искусства чтения, но и научиться применять их в дальнейшей практической деятельности. Обучение выразительному чтению строится, прежде всего, на основе творческого воплощения литературного произведения в действенном звучащем слове. Творческое воплощение требует глубокого проникновения в литературное произведение: четкого представления изображенной в нем жизни, уяснения отношения автора к явлениям этой жизни, художественного значения используемых им изобразительных средств, приемов.
Программа преподавания «Литературы» для специальности «Социально-культурная деятельность» построена с учётом того, что выразительное чтение в музыкальном колледже - это начальная ступень в овладении студентами исполнительским искусством. Оно выполняет образовательные и познавательные задачи: вырабатывает навыки и умения глубокого вчитывания в текст, развивает способности литературно-критического анализа, учит творческому отношению к прочитанному при его воспроизведении в звучащем слове. Подготовка текста к чтению вслух развивает воображение, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость.
Для отработки навыков выразительного чтения предлагаем студентам использовать некоторые упражнения:
1. Выделение голосом различных слов в предложении.
2. Работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании);
3. Чтение одного предложения с разной интонацией;
4. «Эхо» (за учителем);
5. «Голоса» (подражая кому-либо);
6. Чтение с изменением голоса героя;
7. По ролям;
8. Составление «партитуры» (разметка текста: паузы, логическое ударение);
9. Работа по памятке;
10. Дикторское чтение;
11. Инсценирование;
12. Работа над художественными средствами поэтической речи, как в лирическом, так и в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения);
13. Конкурс чтецов.
Завершающим этапом каждого занятия является учебная рефлексия. Она направлена на выявление затруднений, проблем, ошибок и выяснение их причин, что помогает планировать и корректировать дальнейшую учебную деятельность.
Следует подчеркнуть, что обучение выразительному чтению в рамках преподавания дисциплины «Литература» рассчитано не на подготовку профессиональных исполнителей во всей полноте их речевого мастерства, а на воспитание культуры чтения и рассказывания, владением интонацией и мелодикой голоса, а также использованием их в профессиональной деятельности. В данном случае «Литература» даёт базовые знания, умения, навыки с одной стороны и компетенции с другой стороны для специальных дисциплин «Словесное действие и мастерство актёра», «Основы актёрского мастерства».
Список литературы:
1. Как научиться быстро читать / Сост. А. Шилин. - Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000.
2. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
3. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. - М.: Ось-89, 2001.
4. Методика выразительного чтения: учебное пособие для студентов специальности № 2101 «Русский язык и литература» / Под ред. Т.Ф. Завадской. -М.: Просвещение, 1977.