деятельности. Часть детей с речевыми нарушениями, с трудом вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации [ФГОС ДО]. Поддержка интересов детей, организация познавательных действий невозможна без коммуникативной стороны, так через организацию познавательно -исследовательской деятельности можно решать и сопутствующие коррекционные задачи. Отсюда возникают идеи: «Почему бы не организовать совместную деятельность на улице?», «Можно ли составить описательный рассказ о дереве не по картинке, а о дереве, растущем рядом?» Все эти идеи поддерживаются в документе, регламентирующем образовательную систему страны - ФГОС ДО: в части поддержки детской инициативы, организации познавательных действий, стимулировании внутренней мотивации, использованию ресурсов развивающей предметной пространственной среды.
Работу по развитию связной речи, формированию лексико-грамматических категорий можно организовать на материале природной тематики. Планирование коррекционно-развивающей работы основывается на изучении тем окружающего мира, большинство из которых составляют блок природного мира: «Животный мир», «Растительный мир», «Времена года» и т.д. Это подчеркивает целесообразность использования познавательно -исследовательской деятельности на логопедических занятиях.
В нашей дошкольной организации создана экологическая тропа, которая включает 19 остановок (видовых точек), с разными видами растений, объединённых одной тематикой. Это позволяет наиболее глубоко погрузить ребенка в познание и исследование окружающего мира. А природно-климатические условия Причерноморья Краснодарского края, позволяют проводить подгрупповые логопедические занятия круглогодично.
Наряду с использованием ресурсов логопедического кабинета коррекционно-развивающая работа предусматривает использование экологической тропы для формирования коммуникативных компетенций, коррекцию речи через познавательные действия.
Учитывая возраст детей, а также принимая во внимание наличие различных вариантов и проявлений нарушенного ли задержанного развития, педагог способен сделать процесс обучения, развития и коррекции дошкольника интересным и конструктивным.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Микляева Н. В. Ребенок в интегрированной группе: Метод. рекомендации. М., 2012.
3. Кузеванова О. В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста / О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова // Детский сад: теория и практика, 2012. № 6.
4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М., Российское педагогическое агентство, 2010.
Формирование навыка выразительного чтения Харламова Т. Д.
Харламова Татьяна Дмитриевна / КНаНатоуа Ta.tya.na ОшИтгвУпа — студент, общеинститутская кафедра психологии образования, Институт педагогики и психологии образования Московский городской педагогический университет, г. Москва
Аннотация: статья посвящена вопросам формирования навыка выразительного чтения. Автор рассматривает основные направления, цели и средства, которые используются для обучения младших школьников выразительному чтению, и выявляет связь такого навыка с последующим развитием и образованием учащихся.
Ключевые слова: формирование, навык, выразительное чтение, учащиеся, преподаватель, слушатель.
Формирование навыка выразительного чтения является неотъемлемой частью и даже целью методологии обучения выразительному чтению. Поскольку чтение является обязательным условием психологического, эмоционального и интеллектуального развития человека, то приоритетное значение на уроках литературы в младшей школе имеют средства, с помощью которых преподаватель научит читающих быть выразительными и чувствовать интонационные, художественные, чувственные аспекты произведений различной сложности [3, с. 50].
ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 7(19) 2016 | 94 |
Особую важность при формировании навыка выразительного чтения имеет умение делать логические ударения. Это обеспечивает придание особенного и точного смысла силой голоса, умением выделить наиболее значимое слово среди остальных.
Создание умения читать с выражением происходит через выполнение упражнений. Например, для получения навыка делать логические ударения можно использовать упражнения с карточками, на которых написано одно и то же предложение с разными логическими ударениями. Учащимся предлагается прочитать один из вариантов, а после этого рассказать, о чем говорится в прочитанном предложении. После выполнения упражнения преподаватель должен спросить у детей, почему, на их взгляд, изменилось значение предложения, несмотря на то, что в нем всегда используются одни и те же слова. Затем преподаватель устанавливает, что выделение важного по значению слова осуществляется благодаря усилению, протяжности и повышению звучания выделяемого слова.
Кроме умения ставить логические ударения, овладение навыком выразительного чтения зависит от пауз. Речевые паузы являются остановками, делящими поток звуков на части, внутри которых звуковая последовательность непрерывна. Паузы играют как художественную, так и психологическую роль. Художественное значение они приобретают, когда читающий придает особое значение и силу фразам, следующим после паузы. Психологическая пауза при выразительном чтении чаще всего играет роль пунктуационной, чаще всего связана с троеточием в конце предложения и сигнализирует о волнении, которое необходимо передать слушателям [1, с. 25]. Создание умения поставить паузу в нужном месте читаемого произведения происходит благодаря чтению различных художественных произведений и с помощью специальных упражнений. Например, на карточках записаны предложения, в которых паузы обозначены графически. Учащиеся должны в различных вариациях прочитать написанное.
Умение читать выразительно не может считаться сформированным, если читающий не овладел способами управления интонацией. Интонация - одна из составных частей культуры речи, играющая определяющую роль в повествовательных, вопросительных и восклицательных предложениях. Интонационные навыки приобретаются учащимися при выборе повышения или понижения тона голоса, темпа чтения и эмоциональной окраски читаемого отрывка. Изменение высоты тона голоса называется также мелодикой голоса. Мелодика используется для обозначения повествовательных предложений (здесь учащимся демонстрируется понижение голоса), вопросительных (голос повышается в центре вопроса).
Важно понимать, что не только упражнения на технику чтения формируют навык выразительного чтения. Крайне важно вырабатывать у читающих умение анализа в процессе чтения произведения, умение пользоваться голосом для обозначения интонаций.
Для анализа текста учащимся необходимо уметь разбираться в эмоциональной окраске произведения, эмоциональной и психологической характеристике героев, ситуаций, описываемых в произведении. Анализ текста становится доступен тогда, когда читающий понимает подтекст произведения. Понимание подтекста формируется из микронавыков: умения находить слова, которые отражают эмоции героев, определить состояние героев, соотнести героя и поступки, почувствовать симпатию или антипатию.
Навык читать с выражением формируется благодаря осознанию задачи при чтении, когда ученик понимает, что он должен донести до тех, кто его слушает, все эмоции и чувства, которые в нем вызвало произведение. Именно из-за сложности процесса осознания главной задачи выразительного чтения, процесс формирования навыка продолжается и по окончании учащимся младшей школы. В старших классах продолжение формирования навыка выразительного чтения должно преследовать цель глубокого понимания художественных произведений и усвоения правил синтаксиса и пунктуации.
Литература
1. Барабанова С. Ю. Психолого-педагогические основы по оказанию помощи детям в формировании навыка беглого чтения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2014. № 3, С. 24-27.
2. Мустафаева Л. Проблемы речевой интеграции при обучении чтению // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2013. № 2 (13), С. 219-221.
3. Текучева И. В. Об основных направлениях развития методики обучения чтению на уроках русского языка в первой трети XX века // Среднее профессиональное образование, 2013. № 9, С. 50-52.
| 95 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 7(19) 2016