УДК 331.4, 624.9, 004.942
ОТРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЕТОДАМ И ПРИЕМАМ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ НА ВЫСОТЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Н.А. Субботина, Н.Н. Даль
Открытая информация о проверках государственной инспекции труда показывает, что наибольшее количество нарушений, выявленное в ходе проверок в организациях строительного профиля, относится к категории обучения и инструктирования работников в области охраны труда. Проведен анализ существующего состояния вопроса обучения в области охраны труда работников, выполняющих работы на высоте. Проанализированы существующие программы обучения в области охраны труда, а также проведено исследование на строительной площадке по выявлению отношения самих работников, выполняющих работы на высоте, к проводимому для них обучению. Основные выявленные проблемы: отсутствие в программах обучения элементов отработки практических навыков выполнения технологических операций на высоте и недостаточная вовлеченность работников в вопросы обучения (отсутствует ценность и интерес к данным мероприятиям). Предложена методика практического обучения работников с использованием учебно-тренировочного полигона и системы захвата движений, которая позволит на этапе обучения довести все элементы выполнения технологических операций на высоте до автоматизма, что позволит снизить количество ошибочных действий работников непосредственно на рабочем месте на высоте.
Ключевые слова: работы на высоте, обучение по охране труда, полигон «Умный труд», травматизм, безопасность, риск, вредные и опасные производственные факторы, интерактивная среда обучения, модель безопасного поведения, строительное производство, VR, система захвата движений, учебно-тренировочный полигон.
Введение
В 2021 году возросла доля проверок надзорными органами в организациях строительного производства. Анализ результатов проверок показывает, что в течение 5 лет на предприятиях строительства стабильно, и незначительно, увеличивается доля выявленных нарушений. Стоит заметить, что в остальных наиболее травмоопасных видах экономической деятельности доля нарушений так же стабильно уменьшается.
Как и в случае с показателями производственного травматизма, удельный вес выявленных в ходе проверок нарушений также зачастую связан с удельным весом численности занятых в виде экономической деятельности и, следовательно, с общим удельным весом проведенных проверок. Данное утверждение касается предприятий оптовой и розничной торговли, обрабатывающих производств, сельского хозяйства, добычи и транспорта. Исключением можно назвать сферу строительства: доля нарушений значительно превышает удельный вес занятых в этом виде экономической деятельности. При проведении проверки трудовые инспекторы
используют специальные проверочные листы, утвержденные [1] и содержащие в себе необходимый перечень вопросов по теме проверки. На основе ответов на эти вопросы инспекция делает вывод о соблюдении или несоблюдении требований трудового законодательства.
Практика надзорно-контрольной деятельности свидетельствует, что из ежегодно выявляемых государственными инспекторами труда нарушений требований охраны труда наибольшее количество стабильно составляют нарушения, связанные с обучением и инструктированием работников по охране труда (рис. 1).
0.0 Общее количеств о выявленн ых нарушени й трудового законодат ельства рабочего диспнгога провелеш времен» » ны труда я времени и медицине отдыха трудового ких распорядк осмотров а работнике а обучения и ШСТруКИ! ровання работнике в по охране труда эбеспечен соблюден расследов ня ия ання. работнике установле оформлен в иного ия и учета ;редствам порядка несчастны и проведен» х случаев индивиду я оценки на альнойн условий произволе коллектив труда на тве ной рабочих зашиты местах ПО ИНЫМ вопросам охраны труда
■ 2016 1-М 5.3 1,3 6Д 9.5 2,0 2,1 13,5
■ 2017 12,2 6.5 М 8.3 10.5 7.8 2.3 2.4 13Д
■ 2018 12.8 6.3 1.0 7.5 10,1 9.3 2.5 2.7 16.5
■ 2019 12.8 6.1 8.1 9.8 8,6 3,5 2,4 15,6
■ 2020 16,1 3.3 0.9 9.4 13,6 9.1 4,8 1гЗ 18,4
Рис. 1. Доля нарушений по статьям 5.27 и 5.27.1 КоАП [2] из общего количества нарушений в организациях строительного производства за 2016-2020 годы (экспертный расчёт по данным Роструда)
В 2021 году в общем по стране, не только в строительстве, было выявлено 13,0 тыс. таких нарушений, что составляет 7,6 % от общего количества выявленных нарушений. В 2020 году эти показатели были ниже на 4,6 % и составляли соответственно 12,4 тыс. таких нарушений или 6,9 % от общего количества нарушений, соответственно. В 2021 году по всем отраслям промышленности и видам экономической деятельности было выявлено 13 тыс. нарушений, требований охраны труда, связанных с обучением и инструктированием работников, что составило 7,6 % от общего количества. В 2020 году этот показатель был ниже: выявлено 12,4 тыс. таких нарушений, что составило 6,9 % от общего количества нарушений. Наиболее распространенными нарушениями трудового законодательства среди выявленных государственной инспекцией труда являются непрохождение руководителями и специалистами проверки знаний требований охраны
труда, допуск работников к самостоятельной работе без обучения и проверки знаний требований охраны труда, не проведение стажировки на рабочих местах. По результатам проверок в связи с не прохождением в установленном порядке и в установленные сроки обучения, инструктажа, стажировки на рабочих местах и проверки знаний требований охраны труда по требованию государственных инспекторов труда в 2021 году было отстранено от работы 14,1 тыс. работников, что в 2,6 больше, чем в 2020 году (5,4 тыс. работников), и 1,6 раз больше, чем в 2019 году (9,0 тыс. работников) [3].
Основные требования к обучению в области охраны труда изложены в статьях 212 и 225 ТК РФ [4] и Постановлении Правительства РФ № 2464 [5]. Существуют дополнительные требования к обучению работников, выполняющих работы на высоте, указаны они в Приложении к Приказу Минтруда № 782н [6]. В пункте 17 Правил по охране труда при выполнении работ на высоте указано, что работники должны знать методы и безопасные приемы работы на высоте, а также иметь соответствующие практические навыки. Для работников, непосредственно выполняющих работы на высоте, Правилами запрещено организовывать заочное или полностью дистанционное электронное обучение, поэтому процесс обучения обязательно должен включать практические занятия для развития навыков и приемов, необходимых работникам во время выполнения технологических операций. Обучение, которое проходит без отработки практических навыков выполнения работ на высоте считается формальным и основным критерием формальности будет являться наличие материально-технической базы у обучающей организации. Достаточно проверить, обеспечено ли образовательное учреждение необходимыми тренажерами для проведения практических занятий по различным видам работ, а также необходимыми комплектам СИЗ на высоте.
Обязательным также является очное обучение работников, выполняющих работы на высоте, навыкам правильного применения средств индивидуальной защиты. Более того, данное обучение, как и обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, минимум на 50 % обязательно должно состоять из отработки практических навыков. Дистанционное или электронное обучение возможно осуществлять только для тех групп работников, которые не выполняют непосредственно технологические операции на высоте. К ним относятся ответственные за организацию и безопасное выполнение работ на участках, ответственные за составление плана мероприятий по эвакуации при возникновении аварийных ситуаций, за выдачу нарядов-допусков на выполнение работ повышенной опасности, а также члены экзаменационных комиссий по проверке знаний требований охраны труда в результате обучения.
Анализ современного состояния обучения в области охраны труда показывает, что многие работодатели не соблюдают обязательства, уста-
новленные статьями 212, 215 ТК РФ и другими нормативными документами, связанными с обучением работников. Главным образом это связано с тем, что до недавнего времени образовательный процесс практически не контролировался государством [7]. Отсутствие должного контроля и надзора привело к созданию большого количества образовательных организаций, которым зачастую не хватает необходимой материально-технической базы и квалифицированных педагогических кадров. Процесс обучения в таких организациях происходит формально, то есть когда преподаватель пассивно преподносит материал группе учащихся. Зачастую отсутствует проверка знаний обучающихся, а значит нет подтверждения качества знаний студентов и процесс обучения не достигает желаемого эффекта. В целом оценка качества обучения на предприятиях не регламентируется нормативными документами по охране труда и проводится только по инициативе работодателя [7, 8]. В статье [9] подтверждается повсеместная проблема отсутствия в программах обучения учебных центров отработки практических навыков выполнения рабочих операций. Реализуемые программы направлены на приобретение исключительно теоретических знаний по охране труда.
Методология
Целью данной статьи является выявление реального отношения работников, выполняющих работы на высоте к вопросам, связанным с обучением в области охраны труда и безопасного ведения работ.
Для проведения исследования автором был разработан опросник, состоящий из 30 вопросов, выявляющий отношение работников к тому, насколько опасно нарушать различные требования охраны труда при работе на высоте. Анкета разработана с учетом требований основных законодательных положений об обучении по охране труда, требований охраны труда при подготовке к работе на высоте и при непосредственном выполнении технологических операций на высоте [4 - 6, 10].
Каждый вопрос анкеты представляет собой опасность или особенность организации трудовой деятельности, которая может причинить ущерб работнику при определенных условиях. При заполнении анкеты работникам предлагалось оценить по 10-балльной шкале уровень опасности каждого из 30-ти факторов, то есть определить насколько он может оказать влияние на возникновение травмоопасной ситуации на рабочем месте. При заполнении анкеты необходимо было поставить «галочку» в соответствующей графе, при условии, что 1 балл - фактор практически не влияет на получение травмы, а 10 баллов - фактор оказывает максимальное влияние.
С целью заполнения опросных листов в 2023 году были организованы выезды на строительные площадки города Санкт-Петербурга. Строительные площадки выбирались по принципу присутствия на них работ, выполняемых на отметках от 1,8 м и более, то есть работ на высоте. К за-
полнению анкеты привлекались работники 5 подрядных организаций, выполняющих фасадные, кровельные, монтажные работы.
Первоначальный анализ 215 заполненных анкет показал, что не все ответы могут быть приняты для дальнейшего изучения. Сорок две анкеты были «отклонены», поскольку работники дали одинаковую оценку всем 30 факторам риска в анкете, следовательно, на дальнейшие результаты исследования данные анкеты никакого существенного влияния не окажут. Для анализа и оценки было получено 173 анкеты, результаты которых были введены в Microsoft Office Excel. Расчет статистических показателей, приведенный ниже, выполнялся также при помощи Microsoft Office Excel.
Результаты
По результатам анкетирования были вычислены следующие статистические оценки: среднее, мода и медиана. Графическое изображение описательной статистики представлено на рис. 2.
■ Средняя оценка
■ Медиана
■ Мода
1 2 Э 4 S 6 7 в 9 10 11 12 13 14 15 16 1? 1Й \Ч 20 « 22 23 24 25 ît 27 гft 29 30
Рис. 2. Результаты анализа отношения работников к опасностям на рабочем месте (диаграмма распределения средних, медианных значений факторов и значения моды)
Показатель средней оценки травмоопасных факторов и факторов организации труда изменятся в диапазоне от 5,64 до 7,35. Наименьшие средние оценки получили следующие факторы: нехватка персонала (5,64), допуск к выполнению работ на высоте без целевого инструктажа (5,65), наряды-допуски, оформленные не в полном объеме (неясность постановки
задачи, отсутствие мероприятий по охране труда) (5,76), отсутствие или незнание инструкций по охране труда (5,97), допуск к выполнению работ на высоте без обучения по охране труда (5,97). Наименьшее значение медианы имеют следующие факторы: нехватка персонала (5), допуск к выполнению работ на высоте без обучения по охране труда (5), допуск к выполнению работ на высоте без целевого инструктажа (5,5), отсутствие или незнание инструкций по охране труда (5,5). Это означает, что половина респондентов не рассматривает эти факторы как важную причину получения травмы. Наименьшее значение моды у факторов: допуск к выполнению работ на высоте без обучения по охране труда (4), отсутствие или незнание инструкций по охране труда (5), износ, частые поломки оборудования (5).
Таким образом, наименее травмоопасными факторами и особенностями организации труда, по мнению работников, являются:
- нехватка персонала (27);
- допуск к выполнению работ на высоте без обучения по охране труда (19);
- допуск к выполнению работ на высоте без целевого инструктажа (14);
- отсутствие или незнание инструкций по охране труда (21).
Согласно проведенному корреляционному анализу фактор допуска
к выполнению работ на высоте без обучения по охране труда имеет сильную и умеренную связь с такими факторами, как:
- допуск к выполнению работ на высоте без обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте (группа 1, 2, 3)
(/=0,74);
- допуск к самостоятельному выполнению работ на высоте без стажировки (/=0,7);
- неправильное распределение обязанностей (без учета квалификации и опыта) (/=0,73).
- наряды-допуски, оформленные не в полном объеме (неясность постановки задачи, отсутствие мероприятий по охране труда) (/=0,68);
- допуск к выполнению работ на высоте без целевого инструктажа (/=0,63);
- допуск к выполнению работ на высоте без ознакомления с ППР (ППР на высоте), несоблюдение последовательности выполнения работ (/=0,66);
- отсутствие или незнание инструкций по охране труда (/=0,62);
- отсутствие или незнание алгоритма выполнения работ, специфики монтажа элементов (/=0,56).
Проведенный анализ подтверждает важную взаимосвязь, которая прослеживается между различными видами обучения по охране труда. Действительно необходимыми считаются все виды нормативно-
установленного обучения: первичные и повторные инструктажи на рабочих местах, целевые инструктажи, определенные нарядами-допусками к выполнению работ повышенной опасности (в том числе работ на высоте), обучения методам и приемам выполнения работ на высоте (по группам 1, 2, 3, с обязательной отработкой практических навыков) и т.д.
Рабочие не видят никакой ценности или интереса в традиционном обучении, поскольку оно просто информирует обучающихся о травмах и смертельных несчастных случаях, в основном в форме краткого инструктирования по итогам расследования несчастных случаев. Сотрудники воспринимают эту информацию как косвенную, второстепенную и совсем не личную («со мной такого бы никогда не случилось»).
Следует также отметить, что нехватка кадров рассматривается сотрудниками как менее значимый фактор среди прочих. Но если обратиться к официальным данным, то в феврале 2023 года в строительной сфере РФ была нехватка около 200 тысяч человек различной квалификации, [11]. А к 2030 году ожидается дефицит рабочей силы на всех уровнях и во всех отраслях (от рабочих специальностей до инженерно-технического и другого персонала с высшим образованием), в размере около 1-2 миллионов человек. Этот фактор, безусловно, влияет на несчастные случаи на производстве, поскольку нехватку кадров и ненормированный рабочий день со сверхурочной работой можно смело приравнивать. Сверхурочная работа связана с чрезмерным физическим и психологическим напряжением для работника, поэтому высока вероятность травматизма.
Обсуждение
В представленном выше исследовании было установлено, что существует проблема недооценки работниками, выполняющими работы на высоте вопросов, касающихся обучения в области охраны труда, а также отсутствия в программах обучения учебных центров отработки практических навыков выполнения рабочих операций. Реализуемые программы направлены на приобретение исключительно теоретических знаний по охране труда.
В марте 2023 года СПбГАСУ зарегистрирован в реестре организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, под регистрационным номером № 5024 (обучение работодателей и работников вопросам охраны труда) и имеет право проводить обучение работодателей и работников вопросам охраны труда по четырём программам обучения из возможных пяти, перечисленных в Постановлении Правительства №2464: общие вопросы управления охраной труда (программа А), обучение безопасным методам и приемам выполнения работ (в зависимости от идентифицированных на рабочих местах опасностей) (программа Б), обучение безопасному выполнению работ повышенной опасности(программа В) и обучение по первой помощи пострадавшим (ОППП).
Для проведения обучения работников, непосредственно выполняющих работы на высоте, необходима соответствующая материально-техническая база в виде учебно-тренировочного полигона для отработки практических навыков и комплекта необходимых для этого средств индивидуальной защиты (страховочные привязи, стропы страховочные и удерживающие, разнообразные карабины и петли, которые закрепляются к конструкциям или к анкерным линиям). В рамках выполнения ИОП «Инновационный образовательный проект: современные образовательные технологии для обеспечения безопасности труда в строительной отрасли (2022-2026 гг.)» летом 2023 года был спроектирован и возведен на полигоне «Умный труд» [12, 13] (учебная база СПбГАСУ - Красное село) учебно-тренировочный полигон «Высота» (рис. 3).
Рис. 3. Учебно-тренировочный полигон «Высота», возведенный на территории полигона «Умный труд», учебная база СПбГАСУ - Красное село
Конструкция учебно-тренировочного полигона позволяет выполнять тренировку (отработку) следующих видов упражнений (рис. 4).
1. Работа в ограниченных замкнутых пространствах (далее - ОЗП) (спуск в колодцы, резервуары, эвакуация через горловины, боковой вход в ОЗП).
2. Перемещение и работа на антенно-мачтовых сооружениях, ЛЭП и других высотных объектах с использованием удерживающей системы и средств самостраховки.
3. Площадка для отработки методов перемещения на подкрановых
путях.
4. Работы на наклонной кровле.
5. Безопасный переход между различными средствами страховки от падения с высоты.
6. Работы на горизонтальной площадке с использованием стационарных и мобильных горизонтальных анкерных линий.
7. Навыки работ с различными типами средств индивидуальной защиты.
8. Отработка сценариев оптимальной компоновки оборудования.
9. Использование стационарных анкерных устройств различных типов (А, В, С, D).
Рис. 4. Отработка практических навыков с помощью учебно-тренировочного полигона «Высота»
С целью снижения количества опасных действий работников строительной отрасли во время обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте необходимо разработать новую систему обучения персонала устойчивым навыкам профессиональной деятельности. Предполагается, что обучение будет основано на визуализации кинематики движений при осуществлении работниками, выполняющими работы на высоте, различных технологических операций. В обучении предполагается использовать систему захвата движений, состоящую из беспроводных датчиков, закрепляемых на конечности и туловище обучаемых, и ПК.
При помощи системы захвата движений необходимо прописать «эталонный» путь прохождения обучения (выполняет инструктор с большим стажем и опытом выполнения работ на высоте). Далее, во время про-
хождения обучения и отработки навыков, обучаемые должны «приблизиться» (то есть свести до минимума отклонение искомого показателя) к траектории выполнения упражнений «эталонным» работником. По существу, в рамках исследования необходимо будет зафиксировать и сравнить биомеханические характеристики двигательных актов обучающихся работников. Оцениваемой характеристикой будет являться подвижность в крупных суставах верхних и нижних конечностей и позвоночника, имитирующих выполнение различных технологических операций. В качестве количественных показателей используются амплитуды движений суставов верхних и нижних конечностей, а также позвоночника, которые определяются по трехмерным угловым проекциям, зафиксированным в пространстве при движении датчиков, прикрепленных к телу. Идея такого обучения взята из области медицины, где при помощи систем захвата движения учат людей «заново ходить» после тяжелых травм и состояний.
То есть суть новой методики обучения в области охраны труда заключается в записи эталонного комплекса движений опытного работника и последующем сравнении комплекса движений обучаемого с эталонной записью. Обучение считается пройденным успешно, если отклонение, вычисленное при сравнении записей, не превышает 20 %. Данная методика предполагает также точную систему оценки результатов обучения, снижающую значение человеческого фактора при оценивании знаний и умений обучающихся - оценивание производит программа самостоятельно, учитывая величины отклонений от эталонной записи.
Выводы
Обратившись к основным целям, ради которых проводится обучение в области охраны труда, можно выявить следующие важные аспекты: оно должно формировать культуру безопасного поведения, воспитывать чувство опасности и прививать навыки выполнения технологических операций без нарушений требований охраны труда. При этом анализ показывает, что существующее обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте зачастую не дает навыков безопасного выполнения работ из-за отсутствия практической составляющей в программах обучения. Кроме того, практически отсутствуют система оценки качества обучения по охране труда. Принимая во внимание, что специфика обучения охране труда обусловливает важность применения практико-ориентированных методов, предложена методика практического обучения работников с использованием учебно-тренировочного полигона и системы захвата движений, позволяющая на этапе обучения довести все элементы выполнения технологических операций на высоте до автоматизма, что в свою очередь позволит снизить количество ошибочных действий работников непосредственно на рабочем месте на высоте. В рамках данной статьи методика рассматривается как концепция для дальнейших исследований. В рамках дальнейшего исследования предполагается набрать 2 эксперимен-
тальных группы работников, выполняющих работы на высоте, провести для них обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте: одна из групп будет проходить обучение в традиционной форме, вторая же - с отработкой практических навыков в системе захвата движений (с доведением «до автоматизма» правильных движений). Далее, с некоторой периодичностью необходимо отслеживать поведение обеих групп на рабочих местах и, используя инструменты поведенческого аудита безопасности, оценивать насколько отличается количество опасных или ошибочных действий в каждой из исследуемых групп.
Статья публикуется по результатам проведения научно-исследовательской работы, проводимой в рамках конкурса грантов на выполнение научно-исследовательских работ научно-педагогическими работниками ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» в 2023 году.
Список литературы
1. Приказ Роструда от 01.02.2022 N 20 (ред. от 12.04.2023) «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
3. Мониторинг условий и охраны труда в Российской Федерации -2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eisot.rosmintrud.ru/ at-tachments/article/47/monitoring-2021 .pdf (дата обращения 07.10.2023).
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
5. Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 (ред. от 30.12.2022) «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» (вместе с «Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»).
6. Приложение к Приказу Минтруда России от 16.11.2020 N 782н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте».
7. Волкова Е. Ю. Обучение по охране труда: проблемы и перспективы // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. Спецвыпуск 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-po-ohrane-truda-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 20.09.2023).
8. Клесова С. В. Экспертная оценка эффективности методов обучения по охране труда // Молодой ученый. 2012. №4. С. 354-357.
9. Утюганова В. В., Сердюк В. С. Результаты апробации технологий практико-ориентированного обучения по охране труда // XXI век. Техно-сферная безопасность. 2018. №3 (11).
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 декабря 2020 года N 883н «Об утверждении Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте».
11. Минстрой сообщил о нехватке 200 тыс. сотрудников в строительной отрасли. https://www.rbc.ru/rbcfreenews/63fc57fb9a794755411325aa (дата обращения: 12.08.2023).
12. Субботина Н. А., Нам Г. Е., Гончарук Т. Н. Методологические подходы к снижению травматизма на строительной площадке по вине человеческого фактора // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс» / Пензенский государственный технологический университет. Пенза. 2021. № 2 (54), С. 210-215.
13. Субботина Н. А., Нам Г. Е., Гончарук Т. Н. «Умный труд» как профессионально-образовательное пространство для формирования личности безопасного типа поведения Полигон // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс / Пензенский государственный технологический университет. Пенза, 2021. № 4 (56). С. 173-177.
Субботина Надежда Андреевна, ст. преподаватель, [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,
Даль Надежда Николаевна, доц. [email protected], Россия, Воркута, Воркутин-ский филиал Ухтинского государственного технического университета
DEVELOPING PRACTICAL SKILLS IN THE PROCESS OF TRAINING METHODS AND TECHNIQUES OF PERFORMING WORK AT HEIGHT IN CONSTRUCTION:
PROBLEMS AND PROSPECTS
N.A. Subbotina, N.N. Dal
Open information on inspections of the state labor inspectorate shows that the largest number of violations identified during inspections in construction organizations relate to the category of training and instructing workers in the field of labor protection. An analysis of the current state of the issue of training in the field of labor protection for workers performing work at height was carried out. Existing training programs in the field of occupational safety and health were analyzed, and a study was conducted at a construction site to identify the attitude of the workers themselves who perform work at height to the training provided to them. The main problems identified: the absence in training programs of elements of developing practical skills for performing technological operations at height and insufficient involvement of workers in training issues (there is no value and interest in these events). A methodology for practical training of workers using a training ground and a motion capture system is proposed, which will allow, at the training stage, to bring all elements of performing technological operations at height to automaticity, which will reduce the number of erroneous actions of workers directly at the workplace at height.
Key words: work at height, occupational safety training, Smart Labor training ground, injuries, safety, risk, harmful and dangerous production factors, interactive learning environment, model of safe behavior, construction industry, VR, motion capture system, training ground.
Subbotina Nadezhda Andreevna, senior lecturer, [email protected] , Russia, St. Petersburg, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering,
Dal Nadezhda Nikolaevna, assoc. [email protected], Russia, Vorkuta, Vorkuta Branch of Ukhta State Technical University
Reference
1. Rostrud Order No. 20 dated 02/01/2022 (as amended on 04/12/2023) "On approval of forms of checklists (lists of control issues) for the implementation of federal State control (supervision) over compliance with labor legislation and other normative legal acts containing labor law norms".
2. "Code of the Russian Federation on Administrative Law Violations" dated 12/30/2001 No. 195-FZ.
3. Monitoring of labor conditions and safety in the Russian Federation - 2021 [Electronic resource]. Access mode: https://eisot.rosmintrud.ru / attachments/article/47/monitoring-2021.pdf (date of application 07.10.2023).
4. "Labor Code of the Russian Federation" dated 12/30/2001 No. 197-FZ.
5. Decree of the Government of the Russian Federation dated 12/24/2021 No. 2464 (ed. from 12/30/2022) "On the procedure for training in occupational safety and verification of knowledge of labor protection requirements" (together with the "Rules of labor protection training and verification of knowledge of labor protection requirements").
6. Appendix to the Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation dated 11/16/2020 No. 782n "On approval of the Rules for occupational safety at work at height".
7. Volkova E. Y. Occupational safety training: problems and prospects // Intelligence. Innovation. Investment. 2012. Special Issue 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-po-ohrane-truda-problemy-i-perspektivy (date of application: 09/20/2023).
8. Klesova S. V. Expert assessment of the effectiveness of occupational safety training methods // Young Scientist. 2012. No.4. pp. 354-357.
9. Ironova V. V., Serdyuk V. S. Results of approbation of technologies of practice-oriented training on labor protection // XXI century. Technosphere safety. 2018. №3 (11).
10. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 883n dated December 11, 2020 "On approval of Labor Protection Regulations during Construction, Reconstruction and Repair".
11. The Ministry of Construction reported a shortage of 200 thousand employees in the construction industry. https://www.rbc.ru/rbcfreenews/63fc57fb9a794755411325aa (date of publication: 08/12/2023).
12. Subbotina N. A., Nam G. E., Goncharuk T. N. Methodological approaches to reducing injuries on a construction site due to the human factor // XXI century: results of the past and problems of the present plus", Penza State Technological University. Penza. 2021. No. 2 (54), pp. 210-215.
13. Subbotina N. A., Nam G. E., Goncharuk T. N. "Smart work" as a professional and educational space for the formation of a personality of a safe type of behavior Polygon //
XXI century: the results of the past and the problems of the present plus. Penza State Technological University. Penza, 2021. No. 4 (56). pp. 173-177.
УДК: 001.18:910:614.18
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДИСКУРСИВНЫХ ПОЛЯХ МЕГАПОЛИСА
Г.В. Широкалова, Н.А. Трубина, Л.Р. Миркушина, Р.А. Ковалев
В условиях перманентно ускоряющегося научно-технического и социального прогресса, повсеместного внедрения цифровых технологий и искусственного интеллекта процессы укрупнения городских поселений в сверхкрупные города и мегаполисы воспринимаются как данность. Усложнение инфраструктуры, транспортной и иной технической оснащенности превращает мегаполис для его жителя в единый источник повышенной опасности, понуждая становиться элементом того или иного дискурсивного поля. Проанализированы наиболее значимые феномены обеспечения безопасности жизнедеятельности жителей мегаполиса, физических лиц, находящихся на территории супер-города с точки зрения их принадлежности к тому или иному дискурсивному полю.
Ключевые слова. безопасность жизнедеятельности, дискурс, дискурсивное поле, феномен, мегаполис, городской житель, безопасная среда.
Введение. В реалиях как отечественного, так и зарубежного социума сегодня наблюдаются процессы постепенного сокращения численности населения сельских районов при одновременном увеличении населения городов, трансформации небольших по численности городов в крупные городские поселения, городские округа и так называемые мегаполисы. Под последними в дословном переводе с греческого следует понимать города (полисы) с численностью проживающего и постоянно пребывающего населения более миллиона человек. Население таких крупных и сверхкрупных городов при всей своей внешней однородности и подчиненности единым для мегаполиса требованиям и правилам, включая и нормативно закрепленные правовые предписания, регламентирующие среди прочего, и разрешение проблем, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности внутри и в непосредственной близости от инфраструктуры и инфраструктурных объектов повышенной опасности городской агломерации, при ближайшем рассмотрении оказывается достаточно жестко разделено на различные социальные общности и, поэтому, пребывает в разных дискурсивных полях, минимально соприкасаясь с комьюнити иных дискурсивных полей. Для разработки и последующего воплощения в практической плоскости общегородской модели обеспечения оптимального уровня безопасности в крупном и сверхкрупном городе необходимо в полной мере обладать феноменологическими познаниями специфических особен-