П О Л И Т И Ч Е С К И Е Н А У К И
УДК [93: 001, 98 ]: [316.75:321, 64]
В. М. Шелюто
(д.филос.наук, к.ист.наук, профессор) Луганский национальный университет имени В. Даля (г. Луганск, ЛНР)
E-mail: [email protected]
ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ТОТАЛИТАРНЫХ ИДЕОЛОГИЙ КАК СПОСОБ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИИ
Аннотация. Статья посвящена одному из аспектов фальсификации истории ХХ века в угоду политическим интересам стран, победивших в «холодной войне». В статье рассматриваются сходство и различия между двумя тоталитарными идеологиями и политическими режимами - коммунизмом и фашизмом, подчёркивается, что их отождествление является некорректным. В данной статье даётся характеристика этапов отождествления этих идеологий, связанных с различными политическими ситуациями ХХ века. В ней подчёркивается, что отождествление коммунизма и фашизма несёт в себе серьёзные последствия для последующей интерпретации истории ХХ столетия, а также способствует ревизии тех основ международной политики, которые сложились в результате победы советского народа во Второй мировой войне.
Ключевые слова: идеология, тоталитаризм, коммунизм, фашизм, нацизм, фальсификация истории, декоммунизация.
В настоящее время в общественных науках наблюдается тенденция отождествления тоталитарных политических идеологий и режимов ХХ века - коммунизма и фашизма. Причём, по отношению к первому происходит явное расширение понятия: от «сталинизма» к коммунизму в целом. По отношению ко второму, наоборот, наблюдается сужение понятия от фашизма в целом к германскому национал-социализму, который является единственными в истории человечества идеологией и политическим режимом, официально осужденными на юридическом уровне. Отождествление коммунизма и фашизма утверждается на политическом уровне в многочисленных резолюциях ПАСЕ и ОБСЕ, носящих рекомендательный характер. Этот процесс происходит и на юридическом уровне в странах Восточной Европы. Так, в 2015 году Верховной Радой Украины был принят закон «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики» [1].
Отождествление друг с другом двух тоталитарных идеологий, на наш взгляд, может привести к серьёзной фальсификации истории. Приёмы такой фальсификации охарактеризовал философ и социолог А. А. Зиновьев: «Они основываются на логических правилах, но действуют как их нарушения. Это правила построения субъективных образов исторических событий и их объективации. Объективация -это признание исторических событий, описываемых в определённых знаках (сло-
вах, фразах, текстах, рисунках), как существовавших - извлечение части событий из среды, перемещение их в пространстве и времени и т.д. Характерный приём -суммирование субъективных образов различных событий в один образ и объективация его. Или, наоборот, образование различных образов одного и того же события и объективация их как образа различных событий. При этом необходимы перемещения их во времени и пространстве» [2, с. 374]. В ходе подобных операций история утрачивает характер научного и объективного знания, возникает возможность её постоянного изменения в политической ситуации сегодняшнего дня. Одни исторические факты могут замалчиваться вообще, значение других, наоборот, явно преувеличивается. На противоположные знаки меняется оценка тех или иных исторических событий, теряется точка отсчёта исторического процесса. Способами фальсификации истории являются нарушения принципа: «После того, не значит вследствие того», превращение повода или следствия в причину, подмена тезиса, манипуляции относительно формы и содержания исторического явления.
Постмодернистское понимание истории не стремится к установлению истины. Оно стремится быть оригинальным, сенсационным, а потому и интересным. Как грибы после дождя, возникают многочисленные «альтернативные концепции истории». В одних господствует конспирология, в других - кардинально меняется хронология событий, третьи - стремятся оправдать корыстные экономические и политические цели. История в постмодернистской интерпретации становится симуля-кром, «пустой» формой, лишённой какого-то внятного содержания. По словам Х.Л. Борхеса, она превращается в «сад расходящихся тропок», где прошлое находится в процессе постоянного изменении в угоду настоящему. О таком понимании истории свидетельствует постмодернистский кинематограф. Так, в фильме К. Тарантино «Бесславные ублюдки» партизаны взрывают А. Гитлера и всю «верхушку» Третьего Рейха в кинотеатре. Некоторые политические деятели современности допускают в своих высказываниях мысленные оговорки, типа «Советский Союз напал на Германию и Украину» или «Польшу освобождала украинская армия», которые, по-видимому, не являются простой случайностью.
Если юридическое осуждение нацизма произошло «по горячим следам» на Нюрнбергском процессе 1945-1946 гг., то тезис относительно тождества коммунизма и фашизма носил преимущественно субъективный характер. Данный тезис встречается, в частности, в работе Н.А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма»: «Сталинизм, т.е. коммунизм периода строительства, перерождается незаметно в своеобразный русский фашизм. Ему присущи все особенности фашизма: тоталитарное государство, государственный капитализм, национализм, вождизм и, как базис, - милитаризованная молодёжь. Ленин не был ещё диктатором в современном смысле слова. Сталин уже вождь-диктатор в современном, фашистском смысле» [3, с. 120]. Таким образом, русский философ-белоэмигрант проводит параллель между фашизмом и сталинизмом конца 30-х гг. ХХ века. При этом он усматривает и позитивное значение коммунизма для России того времени: «По объективному своему смыслу происходящий процесс есть процесс интеграции, собирание русского народа под знаменем коммунизма» [3, с. 120]. Необходимо отметить, что упомянутая книга Н. А. Бердяева вышла впервые в 1937 году, когда уже проходили Московские процессы, но ещё не началась Вторая мировая война, ещё не было Холокоста и печей крематориев Освенцима и Бухенвальда. В это время значительная часть белоэмигрантов испытывала определённые симпатии к фашизму, так что это слово не являлось в то время «бранным» для русской эмиграции.
Другой пример такого отождествления приводится в «арестованном» романе советского писателя В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба». Один из его персонажей, немецкий офицер размышляет по этому поводу. Но позиция автора, еврея по национальности, по определению не может полностью совпадать с позицией данного персонажа. Коммунизм, по известным соображениям, подвергается серьёзному моральному осуждению в философских работах И. А. Ильина, а также литературных произведениях и публицистике А. И. Солженицына. Неприятие коммунизма, но отнюдь не отождествление его с фашизмом, было свойственно и многим влиятельным политикам Запада, например, У. Черчиллю. Но, как отмечает В. Г. Трухановский: «Черчилль ненавидел Россию не только потому, что она была советской, но и потому, что она была мощной державой» [4, с. 176]. Впрочем, тот же У. Черчилль, видимо, также в политических целях, произносит и хвалебные суждения в адрес вождя СССР И.В. Сталина. Мнение значительной части европейской творческой элиты 20-х - 60-х гг. ХХ века проникнуто симпатиями в отношении Советского Союза (Р.Роллан, Л.Фейхтвангер, Ж.П. Сартр и др.). И лишь очень немногие властители дум Запада, в частности К. Гамсун и Л.Ф. Селин, предпочли отдать свои голоса в пользу фашизма.
Тенденция, связанная с отождествлением коммунизма и фашизма, получила развитие в годы «холодной войны». Однако даже в это время она не проявлялась так прямо на политическом и юридическом уровне, как в начале ХХ1 века. Никто из серьёзных политиков на Западе, даже искренних антикоммунистов, публично не говорил о тождестве этих двух идеологий и режимов. Безусловно, многими политиками и общественными деятелями осуждались сталинские репрессии, ГУЛаг, нарушение прав человека в СССР, однако мало кто из них ставил под сомнение вклад Советского Союза в победу над немецким фашизмом в годы Второй мировой войны, а также конструктивную роль Советского государства в деле послевоенного переустройства мирового сообщества. На закате «перестройки» появился ряд работ советских и зарубежных авторов, утверждавших, даже не тождество коммунизма и фашизма, а то, что коммунизм, по крайней мере, сталинизм, намного хуже фашизма. Данные работы были написаны с точки зрения защиты либеральных ценностей, Вот, например, что говорится в предисловии болгарского социолога и философа Ж. Желева к первому советскому изданию его книги «Фашизм. Тоталитарное государство»: «Фашистская модель - её зачастую представляли как антипод коммунистической - в сущности, отличается единственно тем, что недостроен, незавершён её экономический базис, вследствие чего она менее совершенна и стабильна» [5, с. 11]. Ж. Желев утверждает, что сталинизм гораздо хуже фашизма, подчёркивая, что «палач Гитлер» «по сравнению с палачом Сталиным - просто карлик» [5, с. 12]. Болгарский социолог аргументирует данную позицию, в частности, тем, что Германия потеряла 7,8 миллиона, в то время как Советский Союз, вступивший в войну на два года позже, потерял 30 миллионов» [5, с. 113]. Таким образом, вина за гибель советских людей, согласно Ж. Желеву, ложится, в первую очередь, на коммунистический режим. Он не говорит о том, что подавляющая часть погибших со стороны СССР - это не военнослужащие, а мирные жители. Они были расстреляны карателями, погибли в фашистских концлагерях, умерли в период блокады. Тех же граждан Польши погибло около 6 миллионов. Их подавляющее большинство погибло отнюдь не на поле боя, а в фашистских концлагерях, а также в ходе карательных операций, связанных с подавлением Варшавского восстания. Таким образом, Ж. Желев в своей аргументации допускает явную подмену тезиса.
В настоящее время не только на Западе, но даже в самой России, звучат голоса отдельных политиков, в частности, русского националиста Е. Просвирнина относительно того, что 22 июня 1941 года было лишь «отмщением» узурпировавшим власть большевикам за Октябрьскую революцию 1917 [6]. В отдельных работах современных украинских и российских историков оправдывается деятельность коллаборационистских организаций в годы войны. В этом плане отметим докторскую диссертацию К.М. Александрова «Генералитет и офицерские кадры вооруженных формирований Комитета освобождения народов России. 1943-1946 гг.». В ней предпринимается попытка оправдать деятельность КОНР и РОА. В диссертации делается вывод относительно того, что: «Офицерский корпус власовской армии, складывавшийся и формировавшийся в 1943-1945 годах под эгидой и при поддержке германского командования, предназначался для борьбы с советским государством, Всесоюзной Коммунистической партией (большевиков) и её руководством под лозунгом освобождения родины от власти, чья предвоенная политика привела к беспримерным жертвам и страданиям миллионов людей» [7, с. 856].
В истории минувшего столетия существовало несколько этапов, когда идеологии и политические режимы коммунизма и фашизма по-разному сопоставлялись друг с другом.
Первый этап был связан с тем, что фашизм рассматривался как политическая идеология и политический режим, который несравнимо лучше, чем коммунизм, по крайней мере, сталинского толка. Ведь фашизм, в отличие от коммунизма не проводил «красногвардейской атаки на капитал», на «священное право» частной собственности, существующее в качестве главной ценности либерализма независимо от того, как эта собственность была приобретена. Как показывает история колониализма, а также теория прибавочной стоимости, частная собственность приобреталась далеко не всегда честными способами. Идеология коммунизма несёт соблазн её экспроприировать, перераспределить, национализировать. Образование крайне правых фашистских и нацистских партий в Италии и Германии, финансируемых олигархическими кругами, означало появление реального соперника в борьбе с
XJ \J и р» и
коммунистической идеологией за умы людей. Элитами европейских стран фашизм рассматривался в качестве альтернативы коммунистической идеологии и государству диктатуры пролетариата. Этап всяческого поощрения фашизма и нацизма продолжался вплоть до начала Второй мировой войны, когда enfa^ terrible «прогнивших западных демократий» смог выйти у них из-под контроля. Именно в этот период и произошёл провал в переговорах о создании системы коллективной безопасности в Европе; был заключён Антикоминтерновский пакт 1936 г. и сформирован блок «Берлин-Рим-Токио»; подписан Мюнхенский договор 1938 года, фактически развязавший руки агрессору; произошла быстрая «фашизация» значительного числа европейских государств. Пакт «Риббентроп-Молотов», заключённый в 1939 году, очень любят поднимать на щит сторонники отождествления коммунизма и фашизма. Они не желают замечать, что подписание этих договоров произошло уже после Мюнхенского сговора 1938 года, когда план по созданию системы коллективной безопасности в Европе был сорван, а дальнейшая судьба Чехословакии была предрешена. Когда Н. Чемберлен «принёс мир» Англии, у руководства Советского Союза, оказавшегося практически в полной внешнеполитической изоляции, не оставалось никакого иного шанса отсрочить время начала войны, как заключить с Германией пакт о ненападении. Декларация Европейского Парламента от 23 сентября 2008 года «во имя сохранения памяти о жертвах массовых депорта-
ций и казней» объявляет именно 23 августа, день, в который был подписан пакт «Риббентроп-Молотов», «общеевропейским днем памяти жертв сталинизма и нацизма» [8, с. 54]. Ни в одном документе ПАСЕ и ОБСЕ ничего не говорится о необходимости отметить каким-либо образом и 29 сентября 1938 года, день подписания Мюнхенского пакта. Ведь именно этот договор развязал руки фашистскому агрессору. В данном случае мы видим, как происходит фальсификация истории в результате нарушения причинно-следственной связи.
Некоторые авторы, создающие «альтернативные концепции» истории, в частности Виктор Суворов (В.Б. Резун), идут ещё дальше. Они подчёркивают, что у самой фашистской Германии не было никакого иного выбора, как только первой напасть на СССР, поскольку Советский Союз сам готовил мировую революцию и, следовательно, мировую войну и поэтому первым был готов напасть на Германию. В. Суворов в своей книге «Ледокол» отмечает: «Советские коммунисты обвиняют все страны мира в развязывании Второй мировой войны только для того, чтобы скрыть свою позорную роль поджигателей» [9, с. 12]. Автор указанной книги фактически переносит идею мировой «перманентной» революции из 1920 года в совершенно другой исторический контекст, забывая о том, что даже в войне с небольшой Финляндией, СССР вынужден был нести тяжёлые потери. К этому времени в советской идеологии утвердился тезис о возможности построения социализма в одной отдельно взятой стране и лозунги «перманентной революции» разделяли лишь немногочисленные троцкистские группы, существовавшие на Западе и в Латинской Америке. Представлением о том, что лучший способ защиты - нападение, оправдывала себя и доктрина «превентивного» ядерного удара, которая была на вооружении в США в годы «холодной войны».
После того как вследствие попустительства «либералов и демократов» «коричневая чума» охватила всю Европу, кардинальным образом, во всяком случае, хотя бы внешне, изменилась оценка коммунизма и фашизма лидерами западного мира. В годы Второй мировой войны, сталинизм стал рассматриваться в «свободном мире» как режим с которым, в принципе можно было «иметь дело». Изменение отношения к СССР способствовало созданию антигитлеровской коалиции, встречам на высшем уровне в Тегеране в 1943г, Ялтинской и Потсдамской конференциям 1945 г., а также послевоенному переустройству Европы и созданию ООН. Всё это имело непреходящее историческое значение для дальнейших судеб человечества.
Речь У. Черчилля в Фултоне в 1946 году, хотя и свидетельствовала о существенном ухудшении отношений между бывшими союзниками, однако кардинально не смогла изменить послевоенную ситуацию в Европе и мире. Коммунизм в послевоенные годы рассматривался правительствами западноевропейских стран, хотя и как враждебная, однако, в какой-то мере, «допустимая» идеология. Послевоенный период был связан с активной легальной деятельностью коммунистических партий в подавляющем большинстве стран Европы. Что касается идеологии фашизма, то в Германии, согласно решениям Нюрнбергского трибунала, прошла денацификация, которая привела к очищению государственного аппарата от бывших нацистов и запрету деятельности фашистских организаций. Численность коммунистов в европейских странах в послевоенный период резко возросла. Коммунистические партии стран Азии и Африки, активно выступавшие за свержение колониального ига, также заявили о себе.
В послевоенный период центр мирового антикоммунизма переместился в США, где была принята Директива СНБ 20/1 «Цели США в отношении России» от 18 августа 1948года// Сдерживание». Секретный документ об американской политике и стратегии 1945-1950 гг., был опубликован в США в 1978 г. Он предусматривал не только мирные, но и военные способы реализации политики в отношении Советского Союза. В данном документе была поставлена задача: снизить мощь и влияние Москвы до таких пределов, в которых они больше не будут представлять угрозу миру и стабильности; добиться коренных изменений в теории и практике международных отношений, которых придерживается правительство, находящееся у власти в России. После этого должна быть проведена декоммунизация и на официальном уровне осуждена коммунистическая идеология. Стратегическая задача заключалась в расчленении СССР на отдельные государственные образования. Новая Россия должна предоставить широкую автономию национальным меньшинствам, вплоть до признания их независимости. Россия должна стать слабой в военном отношении, полностью экономически зависеть от внешнего мира, чтобы в качестве давления на неё могли использоваться экономические рычаги [10, с. 38-46].
Разрядка международной напряжённости в 70-е годы ХХ века способствовала укреплению отношений между странами с различным общественным строем. В этот период враждующие стороны обменивались официальными визитами руководителей государств, активно налаживались культурные связи.
Серьёзные изменения в отношении западного мира к СССР произошли в начале 80-х годов. Коммунизм снова стал рассматриваться как идеология, которая хуже фашизма. Президент США Р. Рейган даже объявил СССР «империей зла». Однако на этом этапе международного противостояния конфликт между Советским Союзом и странами Запада носил не столько идеологический, сколько геополитический характер. Советский Союз стал заметно терять свои позиции в мире, а Запад поставил перед собой цель скорее уничтожить потенциально опасного конкурента. Идеология коммунизма в 80-е годы имела меньшее значение, чем в 40-е и даже начале 60-е гг. ХХ века. Она перестала быть революционной и фактически превращалась в одну из идеологий «неконсервативного» характера. Появление новых социалистических стран, наподобие Кубы, особенно ненавистной США, в 70-е-80-е гг. ХХ века стало невозможным.
На наш взгляд, разница между коммунистической и национал-фашистской идеологией очень значительна. Поэтому их явное отождествление в документах ПАСЕ и ОБСЕ ведёт к серьёзной фальсификации истории ХХ века. Для сравнения этих двух идеологий обратимся к пониманию фашизма, данному в эссе выдающегося итальянского писателя и учёного У. Эко. В эссе «Вечный фашизм» он указывает признаки фашизма как социокультурного явления [11].
Фашизм основывается на культе традиций и не приемлет всякий модернизм. Он отрицает современный мир, утверждая, что «будущее - это прошлое». Одна из известных работ итальянского философа Ю. Эволы, критикующего фашизм справа, так и называется «Восстание против современного мира» [12]. Коммунизм, наоборот, стремится к преодолению власти традиции и устремлён в будущее, которое «светло и прекрасно». Для фашизма характерен воинствующий национализм и страх по отношению ко всему инородному, одержимость идеей заговора, ксенофобией. Фашистские вожаки всегда подчёркивают именно то, что нацию окружают враги, с которыми необходимо постоянно бороться. Коммунистическая идеология
основывается на интернационализме. Лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» адресован трудящимся всех стран и континентов.
Идеология фашизма базируется на иррационалистической философии и провозглашает «культ действия ради действия» [11, с. 70]. На формирование положений данной идеологии определённое воздействие оказали труды европейских фи-лософов-иррационалистов, в частности, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, О. Шпенглера, Л. Клагеса, Э. Юнгера, Дж. Джентиле, Ю. Эволы. На формирование коммунистической идеологии оказали воздействие труды философов-рационалистов и атеистов, в частности, представителей французского Просвещения. Источниками марксизма являлись немецкая классическая философия, прежде всего диалектика Г. В. Ф. Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха, а также английская политэкономия и утопический социализм. Даже по своей внешней форме и структуре текстов, написанных К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным, коммунистическая идеология принципиально отличается от идеологии фашизма. Труды основоположников марксизма-ленинизма полны различных научных выкладок. В них даётся анализ конкретных экономических, социальных и политических проблем, приводятся многочисленные факты и доказательства, подкрепляющие основные тезисы. Коммунизм представляет собой именно тот случай, когда идеология стремиться развиваться до уровня науки. Однако у неё это далеко не всегда это получается. Да и получиться не может, поскольку никакая политическая идеология по определению не может полностью избавиться от мифотворчества. Тем не менее, идеология коммунизма включает в себя элементы научного анализа общественных отношений. Как отмечает Ю. Хабермас, к марксизму следует относиться как к нормальной исследовательской тенденции. Идеология фашизма не стремится быть
и /*—' • • и и и 1
научной, ибо её несущей конструкцией является политический миф.
Фашистский режим опирается на «фрустрированные средние классы, пострадавшие от какого-либо экономического и политического кризиса и испытывающие страх перед угрозой со стороны раздражённых низов» [11, с.72], в частности, того же пролетариата. Коммунистическая идеология, выступает в защиту слабого, бедного, угнетённого, которому нужен патернализм, защита и покровительство со стороны государства, а не свобода. Такая позиция была характерна для социалистического государства. Говоря словами Ф. Ницше, коммунистическая мораль представляет собой «мораль рабов». Фашизм в извращённой форме наследует представления о свободе, свойственные европейскому либерализму. Согласно фашистской идеологии, именно сильной личности, вождю, сверхчеловеку необходима свобода от ограничений со стороны общества для реализации своих «креативных» планов. Фашизм заявляет о себе как о «морали господ».
Идеология фашизма всегда сопряжена с войной. Согласно этой идеологии, «нет борьбы за жизнь, а есть жизнь ради борьбы» [11, с.73]. Поэтому пацифизм фашистская идеология зачастую рассматривает как преступление против человеческой природы, а смысл жизни личности рассматривается как постоянная борьба с врагами. Коммунизм в его наиболее радикальных вариантах первоначально провозглашал «мировую революцию». Однако впоследствии от этого лозунга пришлось отказаться. В послевоенном мире подавляющее большинство коммунистических партий являлись сторонниками пяти принципов мирного сосуществования стран с различным общественным строем, а также трёх безъядерных принципов.
В идеологии фашизма всегда господствовал популистский элитаризм, провозглашавший свою нацию лучшей в мире, а вождей - «лучшими людьми». В идеоло-
гии коммунизма, наоборот, господствовал эгалитаризм, который иногда даже высмеивался его противниками, в частности Дж. Оруэллом в повести «Звероферма». Важнейшим в идеологии фашизма являлся культ героев, непосредственно связанный с культом смерти. Одним из гимнов немецких фашистов был «Хорст Вессель», написанный в честь нациста, убитого якобы коммунистами. Девизом испанских фалангистов были слова: «Да здравствует смерть». Смерть в идеологии фашизма рассматривалась в качестве надёжной компенсации за героическую жизнь. Фашизм также характеризуется культом мужественности и доминирования и пренебрежением к женщине. Коммунистическая идеология всегда выступала за равноправие женщин, против их дискриминации в общественной и политической жизни.
Сравнивая указанные в эссе У. Эко признаки, мы видим принципиальное различие между двумя идеологиями. Лишь немногие из указанных итальянским писателем признаков совпадают. Частичное сходство двух идеологий наблюдается в том, что в них большое внимание уделено формированию образа врага - врага богатого, сильного, неправедно захватившего богатства и поэтому обречённого на поражение. Фашисты и коммунисты не всегда в состоянии оценивать боеспособность противника. Для них характерно и некоторое сходство в представлениях об отношении «вождей» и народа. Это сходство связано с представлениями, согласно которым, индивидуум прав личности не имеет, а народ являет собой «монолитное единство, выражающее совокупную волю» [11, с. 77]. Обе идеологии не терпят какой-либо критики в свой адрес, опираются в процессе реализации своих программ на репрессивный аппарат, подавляющий всякое сопротивление, в том числе интеллектуальное и моральное. Они способны существенным образом изменить язык, что и проявляется в создании т.н. «новояза» [11, с. 67-80]. Он характеризуется обеднённой лексикой, многочисленными аббревиатурами, доминированием лозунгов, имеющих обличительный характер, навешиванием ярлыков на своих идейных противников. По словам немецкого исследователя В. Клемперера, «язык Третьего рейха полностью нацелен на то, чтобы лишить отдельного человека его индивидуальной сущности, одурманить, усыпить личность, сделать её тупой и безвольной частицей гонимого в определенном направлении стада, простым атомом катящегося вниз камня» [13, с. 143].
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что, несмотря на ряд сходных черт, данные тоталитарные идеологии и политические режимы имеют принципиально различный характер. Тенденция их отождествления является политическим проектом стран Запада, направленным, в первую очередь, против России. Одновременно таким отождествлением европейские страны стремятся снять с себя часть вины за то, что в своё время поддались искушению фашизмом. О комплексе «немецкой вины» и ответственности немецкого народа за преступления фашизма размышлял в дни Нюрнбергского процесса выдающийся мыслитель ХХ века К. Ясперс [14].
Отождествление коммунизма и фашизма ведёт к оправданию неофашистских и профашистских сил, поднявших голову и всё более активно заявляющих о себе в новом столетии. Отождествление коммунизма и фашизма способствует фальсификации исторического процесса, кардинальному пересмотру места и роли советского народа во Второй мировой войне - главном событии ушедшего столетия.
Объявление коммунизма абсолютным злом и приравнивание его к фашизму ведёт к разрушению существующей парадигмы мировой истории, мировоззренче-
скому хаосу и созданию новой постмодернистской интерпретации, где очень трудно отличить «зёрна» от «плевел»
В процессе отождествления коммунизма и фашизма мы видим несколько этапов, которые были связаны с политической конъюнктурой. Эти этапы представляют собой замкнутый цикл. Очевидно, что старый метод идеологической борьбы между Россией и Западом по-прежнему сохраняет актуальность. Однако он содержит в своей основе не столько идеологию, сколько обстоятельства геополитического характера, и заключается в том, чтобы показать современную Россию страной, лишённой подлинной истории. Таким образом, приравнивание коммунизма к фашизму активно воздействует на процесс формирования внешней политики западных стран, особенно по отношению к современной России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Украши Про засудження комушстичного та нацюнал-сощалютичного (нацист-ського) тотал^арних режимiв в Укрш'ш та заборону пропаганди 1хньо'1 сим-волши//Вщомосп Верховно! Ради (ВВР), 2015, № 26, ст.219) (1з змшами, внесеними зпдно ¡з Законом № 595-VIII вщ 14.07.2015, ВВР, 2015, № 37-38, ст.366)
2. Зиновьев А.А. Логическая социология: избранные сочинения/ Александр Александрович Зиновьев. - М.: Астрель, 2008. -606, [2] с.
3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма/Н.А. Бердяев. - М: Наука, 1990. -224с.
4. Трухановский В.Г. Уинстон Черчилль. Политическая биография. Изд. 2-е, испр. и доп./ В.Г. Трухановский. - М.: Мысль, 1977. - 460 с.
5. Желев Ж. Фашизм. Тоталитарное государство /Желю Желев; [пер. с болг.] - М.: Изд-во «Новости», 1991. - 336с.
6. Просвирнин Е. Тот бесконечный летний день: Режим доступа: http: rpczmoskva. org. ru/russko-sovetskaya-vojna/egor-prosvimin-tot-beskonechnyj-letnij-den.html
7. Александров К.М. Генералитет и офицерские кадры вооруженных формирований Комитета освобождения народов России. 1943-1946 гг.: дисс. д-ра ист. наук: 07. 00. 02. -«отечественная история»/ Александров Кирилл Михайлович; Российская Академия наук, Санкт-Петербургский институт истории. - СПб., 2015. - 1145 с.
8. Резолюция Воссоединение разделенной Европы: поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в ХХ1 веке// Вильнюсская декларация Парламентской Ассамблеи ОБСЕ и резолюции восемнадцатой ежегодной сессии. - Вильнюс, 29 июня - 3 июля 2009 года. - С. 53-56.
9. Суворов В. Ледокол: Кто начал Вторую мировую войну/ Виктор Суворов. - М.: ООО «АСТ», 2000. - 432с.
10. Яковлев Н.Н. ЦРУ против СССР/ Н.Н. Яковлев. - М.: Правда, 1983. - 464 с.
11. Эко У. Вечный фашизм: [пер. с ит. Е. Костюкович] / Умберто Эко/ Эко У. Пять эссе на темы этики.- СПб, 2003. - С. 49-80.
12. Эвола Ю. Восстание против современного мира/ Юлиус Эвола; [пер. с ит. В. Ванюш-киной, Е. Истоминой, О. Молотова]. - М.: 2016.- 476 с.
13. Клемперер В. Язык Третьего рейха / В. Клемперер // Человек. - 1995. - № 3. - С. 140156.
14. Ясперс К. Вопрос о виновности. О политической ответственности Германии/ Карл Ясперс; [пер. с нем. С. Апта]. - М.: Изд. группа Прогресс, 1999. - 146с.
V. M. Shelyuto
(Doctor of Philosophical Sciences, Candidate of Historical Sciences, Professor) Lugansk National University named of Vladimir Dal (Lugansk, Lugansk People's Republic) E-mail: [email protected]
ANALOGY OF TOTALITARIAN IDEOLOGIES AS METHOD OF FALSIFICATIONS OF HISTORY
Annotation. The article is dedicated to one of the aspects of the XX century history falsification in order to please political interests of countries - winners of the «cold war». In the article likeness and distinctions between two totalitarian ideologies and political modes - communism and fascism are examined. It is underlined in the article, that their analogy is improper and immoral. Characterization of the stages of these ideologies affinity related to the different political situations of the XX century is given in this article. It is underlined here that finding analogy between communism and fascism carries in itself serious consequences for subsequent interpretations of the XX century history, and contributes also to the reassessment of those international policy grounds, which were set as a result of the Soviet people victory in the Second World war.
Key words: ideology, totalitarianism, communism, fascism, nazism, falsification of history, dеcommunisation.
Поступила в редакцию 23 февраля 2017 г.