Научная статья на тему 'Отображение социокультурной реальности Кавказа в творчестве русских и западных художников ХІХ века'

Отображение социокультурной реальности Кавказа в творчестве русских и западных художников ХІХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
769
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ИСКУССТВО / ART / РЕАЛИЗМ / REALISM / БАТАЛЬНЫЕ ПОЛОТНА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ETHNICAL CULTURE / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / SOCIAL-CULTURAL REALITY / A BATTLE-PIECE / THE ARTISTIC REFLECTING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдулаева Зарема Ахмедовна

Многие знаменитые художники посетили Кавказ. Некоторые из них провели здесь много времени. Каждый художник хотел запечатлеть многие прекрасные места этого края. Один из них известный живописец Теодор Xоршельт. Картины художников отображают социокультурную реальность Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Showing of the Social-Cultural Reality of the Caucasus on the Creativity Russian and Western painters 19th Century

Many famous artists visited the Caucasеs. Some of them spent here a long time. Everybody artist would like to draw many marvelous places of this land. One of them is known painter Teodor Horshelt. The paintings of painters showing a social-cultural reality of the Caucasеs

Текст научной работы на тему «Отображение социокультурной реальности Кавказа в творчестве русских и западных художников ХІХ века»

2. Лежава Г.П. Изменение классово-национальной структуры населения Абхазии (конец 19 в. -70-е гг. 20 в.) Сухуми: Изд-во "Алашара", 1989. 85 с.

3. Басариа В. Время тяжких испытаний: свидетельства очевидца и участника событий в Абхазии 1989-1994 г.г. Сухум: Изд-во "Алашара", 1995. 111 с. С. 30.

4. Постановление коллегии Министерства юстиции Грузинской ССР. № 3/1 от 23 февраля 1990 г. // Апсны капш. Орган Абхазского Обкома КП Грузии, Верховного Совета Абхазкой АССР и Совета Министров Абхазской АССР. Сухуми. 1 июня 1990. № 101 (на абх. яз.).

5. Ардзинба В. О геноциде абхазского народа // Свободная Абхазия. Октябрь 1992. №2. совместный выпуск газет "Абхазия" (Сухуми), "Джэрпэд-жэжъ", " Гъуэз" (Майкоп).

6. Ачугба Т.А. К обоснованию государственной независимости Абхазии. Сухум: Изд-во "Алашара", 2002. 56 с. С. 43.

7. Ардзинба В. Обращение Верховного Совета Республики Абхазия к народам и правительствам государств мирового сообщества г. Гудаута // Республика. Нальчик. 1992. 22 авг.

8. Озов А.Г. В поддержку Абхазии // Черкес Хэку (газ. Парламента и Правительства КЧР (далее -Черкес Хэку)). 1992. 18 авг. № 95; 1992. 20 авг. № 96-97.

9. Калмыков Ю. Обращение к адыгскому и абазинскому народам, к народам Северного Кавказа, к казачеству Юга России, всем, кому дороги свобода, честь и независимость народов // Гъуаз. Орган Республиканской Адыгэ-Хасэ. (далее - Гъу-аз). Майкоп. 1992. 19 авг. № 13.

10. Обращение к Президенту РФ Ельцину Б.Н., Председателю ВСРФ Хасбулатову Р.И. руководителей республик, краёв и областей Север-

ного Кавказа и Юга России // Черкес Хэку. 1992. 22 авг. № 98.

11. Ельцин Б.Н. Обращение к народам Северного Кавказа и Юга России // Кабардино-Балкарская Правда. Нальчик. 1992. 20 авг. № 158.

12. Указ Президиума Совета Народных депутатов Карачаево-Черкесской Автономной Области // Черкес Хэку. 1992. 22 авг. № 98.

13. Заявление Президиума Верховного Совета РФ в связи с итогами Московской встречи ПВС РФ Москва // Заря. Общественно-политическая газета Шовгенского района Республики Адыгея . 1992. 17 сентября. № 106.

14. "Круглый стол" в Пятигорске // Советская Адыгея (газ. Верховного Совета и Правительства Республики Адыгея). 1993. 19 янв. № 11.

15. Резолюция съезда адыгейского народа по вопросу событий, происходящих в Абхазии // Гъуаз. Майкоп. 1993. 4 марта. № 2.

16. Обращение Верховного Совета Республики Абхазия. Председатель Верховного Совета В.Г. Ардзинба // Советская Адыгея. 1993. 22 сент. № 182.

17. Сессия Совета Народных депутатов Карачаево-Черкессии. Председатель Совета В.Н. Савельев // Черкес-хэку. 1992. 1 сентября. № 102.

18. Тамазов М. В помощь Абхазии // Черкес Хэку. 1992. 29 авг. № 101.

19. Нахушев М. В помощь Абхазии // Черкес-хэку. 1992. 5 сент. № 104.

20. Савельев В.Н. Встреча в штабе по оказанию помощи Абхазии // Черкес Хэку. 1992. 10 сент. № 106.

21. Кушхабиев А.В. Кабардино-Балкария и грузино-абхазский военный конфликт // Исторический вестник. 2006. № 3. 514 с. С. 355-356.

22. Шария В.В. Абхазская трагедия. Сочи, 1994. 140 с. С. 44-45.

23. Архив Министерства Обороны Республики Абхазии. Ф. №5. Оп. №2. Д. 1-99.

7 июля 2010 г.

ББК Щ 103(0)7-03

ОТОБРАЖЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ КАВКАЗА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ И ЗАПАДНЫХ ХУДОЖНИКОВ Х1Х ВЕКА

З.А. А

Как известно, Кавказ назывался "колыбелью русского романтизма", что было сопряжено с трагической и историко-культурной необычайностью бытия народов Кавказа, происходивших здесь событий, а также природно-географическим

Абдулаева Зарема Ахмедовна - аспирант, старший преподаватель кафедры культурологии Чеченского государственного университета, 364051, г Грозный, ул. Шерипова, 32, e-mail: [email protected].

пейзажем, средой. Действия многих романтических произведений А. Бестужева-Марлинского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова развертывались на базе бурных, часто конфликтных событий, происходивших на Кавказе. Создаваемый образ Кавказа, как в литературе, так и в

Abdulaeva Zarema - postgraduate student, higher teacher of the cultured of the Chechen State University, 32 Sheripova Street, Grozny, 364051, e-mail: [email protected].

живописи не был однородным, что связано с разным художественным восприятием данного края, но, тем не менее, доминировал художественный стиль отображения жизни, природы, принятого называть в культуре, искусстве реализмом.

О. Шпенглер в "Закате Европы" уделял особое внимание стилю, как одной из главных и сущностных характеристик культуры, ее определенных эпохальных этапов. Для него стиль - это "метафизическое чувство формы", которое определяется "атмосферой духовности" той или иной эпохи. [1, с. 30] Он не зависит ни от личностей, ни от материала или видов искусства, ни даже от направлений искусства. Изучением Кавказа занимался ряд исследователей, как литературными, историческими источниками, так и персоналиями изобразительного искусства.

Это публикация 1879 г. А.П. Берже, посвященная этнографическому изучению Кавказа [2], работы Н.Ш. Шабаньянц [3] о творчестве художника Захарова и А. Корниловой "Григорий Гагарин. Творческий путь" [4], где полностью хронологически исследован жизненный путь художника, годы его жизни и творчества на Кавказе; иссследование О.И. По-добедовой о творческой работе Е.Е. Лансере [5] как иллюстратора произведений Л.Н. Толстого. Увлеченный художником Горшельтом (Хор-шельт), художественный критик 70-х годов А. Прахов [6, с. 8] дал анализ его батальных работ. Особенно интересный и содержательный материал по работам батального жанра содержится в сборнике "Северный Кавказ в истории России XIX века" [7]. Однако отдельной публикации, где собраны творческие произведения художников по кавказской тематике нет, как нет публикаций, отображающих социокультурную реальность Кавказа.

Попытаемся осмыслить с позиций культурологического анализа ряд произведений художников, побывавших на Кавказе и отобразивших в них социокультурную реальность края. Социокультурный анализ художественных произведений изобразительного искусства является наиболее актуальной и интересной формой изучения развития социума на этом этапе. Этот способ изучения и рефлексии духовной элиты общества того времени во многом способствовал формированию массового сознания, накоплению нравственных ценностей России. Отображение социокультурной реальности позволяет судить о работе

существенной части механизма формирования в стране нравственных ценностей, нравственного идеала массового сознания. Изобразительное искусство русских и европейских художников, конструировавших образ Кавказа - "наиболее чувствительное зеркало, отражающее общество и культуру, составной частью которых он является". В нем отражены все "основные формы социально, экономической и политической организации, большая часть... нравов и обычаев... образа жизни и мышления (менталитета)" [8].

В "сложении образа Кавказа" вводятся дифференцированные стили отображения, присутствует стремление художников максимально приблизиться к действительности, передавая через "поэзию" живописи особенности этнонационального характера. Тема Кавказа с особенным энтузиазмом находит отображение в изобразительном искусстве русских и европейских художников Х1Х в. Фактически "большой" стиль является сложно опосредствованным оптимальным художественным отображением и выражением на макроуровне неких сущностных духовных, эстетических, религиозных, социальных, мировоззренческих, предметно-практических характеристик определенной исторической общности людей, конкретного этноисторического этапа культуры; своего рода макроструктурой художественного мышления, адекватного определенной социокультурной, этноисторической общности людей [9]. Эти грани художественного отображения социокультурной реальности Кавказа в отмеченный период мы находим в деятельности прославленных мастеров "старой" художественной традиции, посетивших Кавказ, таких как И.К. Айвазовский, Н.Г. Чернецов, Г.Г. Гагарин, Б.П. Виллевальде, В.Ф. Тимм, М. Врубель, Ф.А. Рубо, а также менее изученных - И.Н. Занковский, П. Бабаев, Т. Хоршельт.

В творчестве этих живописцев количественно преобладали произведения, где запечатлены однообразные широкие панорамы и ее фрагменты, словно искусственно вставленные в развернутый ближний план. Каждый из них был индивидуален в сложении образа Кавказа, имел своеобразный художественный стиль. В содержании произведений, сопровождавших подобные вояжи художников, появлялось созерцательное и меланхолическое отношение к природе.

Так, почти неизвестная работа художника непрофессионала И.И. Раевского "Вид

лагеря на склоне Бештау" [10] поражает продуманностью каждого эпизода. Наряду с экзотическим пейзажем в ней с документальной точностью передан вид лагеря, расположенного на склоне массивного Бештау. Исследуемая И. Раевским эпоха на полотне связана с реалистическим раскрытием социальной природы войн и роли в них народа, Мало известны работы прекрасного живописца Поли-дора Бабаева. П. Бабаев (1813-1870) - ученик К.П. Брюллова, вольнослушатель Академии Художеств, изменивший свой первоначально исторический подход к батальной живописи, верно изобразил многие героические подвиги и эскизы из кавказской боевой жизни [11]. В 1848 г. он получил большую золотую медаль от ОПХ (Общество поощрения художников) за программу "Сражение на Кавказе при Михайловском укреплении". В 1849 г. он написал большую работу "Осада крепости Ахты", в которой молодому художнику удалось создать прекрасное батальное произведение о трагических событиях периода Кавказской войны. Вероятно, П. Бабаеву помогло и то, что он был отставным подпоручиком, служил в Тифлисе.

Так же как и П. Бабаев у К.П. Брюллова, у А.И. Зауервейда учился художник живописец Виллевальде Богдан Павлович (настоящее имя - Готфрид) (1818-1903) [12]. Продолжатель батального дела, Б.П. Вилле-вальде писал в основном большие картины. В 1860 г. он отправился на Кавказ собрать на месте материал для картин и исключительно изображать подвиги русского оружия. Его многочисленные батальные картины украшают дворцы и галереи особ императорской фамилии. Особого внимания заслуживают такие его произведения как "Охотники Ширванского полка на Гунибе" (1870), "Переход русских войск через Аджарское ущелье" (1872) [13], "Сдача Шамиля" (1866) [14].

Почти нет материла о жизни и деятельности прекрасного русского живописца Х1Х в. И.Н. Занковского (1832-1919). Удалось собрать некоторый архивный материал: письма, делопроизводственные справки и т.п. И.Н. Занковский учился в Академии художеств России (1862-1863). Жил в Тифлисе, служил при Военно-топографическом отделе Кавказского военного округа. На выставках ("Кавказского общества поощрения изящных искусств", "Общества взаимопомощи Кавказских художников", "Общества русских

акварелистов" и др.) с 1888 г. экспонировались его работы, преимущественно пейзажи [13]. В 1888 г. - "Эльбрус" (акварель), "Военно-грузинская дорога", "Дарьяльское ущелье", "Горный аул в лунную ночь" и "Вид с горы Гуниб на ущелье", "Сурам", написан акварелью в 1888 г., хранится в Горьковском государственном художественном музее, "Кавказ" (хранится в Омском ОМНИ), "Казбек на рассвете", "Горная цепь", "Вид Эривани и Арарат" (хранятся в Азербайджанском Государственном музее искусств), "Сакля Шамиля на Гунибе", "Место сдачи Шамиля на Гунибе" (хранятся в Дагестанском республиканском краеведческом музее) [12] и др.

В нетронутой природе художники видели тот закон и порядок, который мог служить для них образцом "возвышенного и прекрасного". Отсюда и появление в произведениях пейзажистов мечтательной лирики, ставшей предтечей сентиментального живописного представления природы. Художник все еще "облагораживал" запечатленные на холсте зеленые массивы, привнося уже личное поэтическое переживание в классицистически построенный пейзаж. Используют различные стили и детали, приемлемые для воспроизводства конкретного эпизода. Этими чертами характеризуются и произведения многих художников первой половины Х1Х в.

Произведения братьев - художников Григория Григорьевича и Никонора Григорьевича Чернецовых нередко упоминаются в краеведческих, литературоведческих, исторических, географических публикациях как своеобразные изобразительные пособия - иконографические, топографические, меморативные, справедливо отображающие образ социокультурного содержания. Особенно часто их имена звучат в связи с пушкинской темой: старший был автором натурного портрета великого поэта, младший - исполнил для национального гения картину "Дарьяльское ущелье" 1831 г. (сепия хранится в Государственном Русском музее) [15]. Эти многогранные мастера - уникальный феномен в летописи национальной художественной школы. Наследие их огромно. Собрание Русского музея включает свыше 60-ти живописных полотен, несколько тысяч графических листов, сотни страниц рукописных записок и путевых дневников.

Уже к середине Х1Х в. творчество таких художников как И. К. Айвазовский и братья

Г.Г. Чернецов и Н.Г. Чернецов соединяло в себе классицистические традиции предыдущего периода и новации, развивающегося романтического направления. В основе композиционного принципа их произведений лежала видовая картина. Однако, помимо "портрета" местности, они стремились запечатлеть на живописном холсте "характер" ее состояния [16]. И тогда в творчестве художника И.К. Айвазовского, как и у Н. Г. Чернецова, очарованных пейзажами гор и населявших их народов, проявлялось обостренное поэтическое восприятие окружающего мира.

В 2007 г. вышла монография З.А. Абду-лаевой "Кавказ - глазами именитого немецкого художника". В ней впервые был опубликован архивный материал о жизни и творчестве баварского художника Теодора Хоршельта. Хор-шельт был известен в России только как автор знаменитого полотна "Пленение Шамиля". Пять лет провел Хоршельт на Кавказе, разделяя не по рассказам трудную боевую жизнь русских солдат. Он принимал участие в 1858 г. в Дагестанской экспедиции с И.А. Вревским, а в 1859 г. - в зимнем походе Н.И. Евдокимова в Чечню, в походе против черкесов к Черному морю и был свидетелем пленения Шамиля и последних кровавых усилий царских войск России на Кавказе [17, с. 8].

Будучи прекрасным живописцем, вполне обладавшим техникой своего искусства, он является в 1859 г. на Кавказ с целью "изучения характера тамошенной борьбы нашей с горцами и действующих лиц, - героев борьбы с обеих сторон" [18]. По мнению Э. Саида, Хоршельт по-своему отображал социокультурную реальность "ориента" [19, с. 2].

В 1861 г. Государь император изволил осчастливить Кавказ своим посещением. Горшельт был милостиво принят Его Величеством и удостоился высокой чести сопровождать монарха в его путешествиях по покоренному краю и Закавказью. Альбом об этом путешествии составила громадная коллекция этюдов и рисунков, полотен Хоршель-та, что является, несомненно, достоверной источниковой базой [20]. Это своеобразный когломерат информации словесного и изобразительного отображения социокультурной реальности Кавказа. Многие работы баварского художника несут сложнейшую задачу сочетания двух принципиально разных культур, имеющих каждая своеобразную традицию... Несколько работ художника посвящено

именно пребыванию императора на встречах различных депутаций. Одна из них "Государь Император принимает Бжедуховскую депутацию 13 сентября 1861 год". Гостя встречают с хлебом и солью, все стремятся подойти как можно ближе, быть в центре происходящего, однако на лицах настороженность и внимание. Художником дан скудный фон пейзажа, в данном случае всё внимание обращено к участникам эпизода. Император и свита в офицерском мундире верхом на лошадях; на всех остальных свойственный здесь национальный кавказский костюм.

Аналогичный этому многолюдному эпизоду Т. Хоршельт выполняет работу иного характера "Обед Государя Императора в укреплении Колиджик, в сентябре 1861 г.". В ней ничто не говорит о военной обстановке: где-то на заднем плане двое - трое с ружьем; натянута палатка по центру, где мирно обедает сам император "запросто, среди простых солдат". Вокруг так и льнёт толпа, ведь приехал государь-батюшка. Художник каждому участнику определил место, костюм и характер. На картине бежит лакей с блюдом в руках мимо "заиндевевшей" публики; а дама в светском платье и в шляпке у угла палатки хочет "засвидетельствовать своё почтение". На заднем плане полотна расположена кавалерия на фоне гор и стройных деревьев с густой кроной только на верхушках, повествующих о деликатности момента [17, с. 9].

Создавая батальные полотна, художник постоянно изучал этническую культуру, этнографические черты, особенности быта и природного окружения народов Кавказа и Средней Азии, разные типы психологического склада воинственных "детей гор".

Рисунки немецкого художника поражают неистощимым разнообразием сюжетов, подсмотренных в натуре и переданных с предельной точностью [21]. К первым самостоятельным работам Т. Хоршельта, отражающим этническую культуру, реальность кавказской серии, относятся его работы "Улица в лезгинском ауле" (1858), "Разорение лезгинского аула", "Аул Бешид" (1860). Эти произведения представляют собой своего рода энциклопедию изучения культурной жизни и военно-политических событий, сопряженных с историей и культурой народов Северного Кавказа и Закавказья. Художник В.Ф. Тимм, по определению Некрасова, был художник "сметливый и искусный" [22, с. 17]. С осени

1849 г. В.Ф. Тимм находится в отряде, осаждавшем крепость Чох в Дагестане [22, с. 23]. Он принимает участие в военных операциях и наравне со всей солдатской массой переносит трудности военной службы. Им были сделаны фронтовые зарисовки пехотинцев; он правдиво показывает типы русских солдат и горцев. Для Тимма характерны военно-бытовые зарисовки, в которых он стремится к изображению непрекращающихся суровых будней и неожиданностей походной жизни. Его внимание привлекают люди мужественные, закаленные в боях, привыкшие к походам и лишениям. Тимм сделал много пейзажных набросков и видов тех городов, в которых останавливался во время поездки на Кавказ. С января 1851 до 1862 г. он издает иллюстрированный журнал "Русский художественный листок", который представлял своеобразную художественную летопись русской жизни [22, с. 27].

В.Ф. Тимм изучил Россию на всём пространстве от Санкт-Петербурга до крайних пределов Закавказья. Он наполнил свой художественный альбом видами достопамятных мест, портретами известных лиц, изображениями замечательных предметов старины и быта, памятниками зодчества и скульптуры, сценами из мирной жизни обитателей различных областей России и боевой жизни русских воинов на Кавказе, основным лейтмотивом которых являются натуральные сюжеты под грохот пушек и свист пуль.

В издаваемом им журнале отражены сюжеты, живо воссоздающие сцены войны на Кавказе. Это виды аулов Ахты, Ми-скинжи, Кумуха, помещенные в 15, 18, и 23 номерах от 1851 г., а также тщательные описания сражений, которые велись русскими войсками против отрядов Шамиля в районах этих селений. Во всех его работах чувствуется искренняя заинтересованность непосредственного участника изображенных событий. В.Ф. Тимм привлекает внимание не только как иллюстратор, но и как вдумчивый художник-баталист, который мастерски изобразил сцены войны, типы солдат с характерными крестьянскими лицами, отличающимися правдивостью. "Русский художественный листок" Тимма раскрывает нам социокультурную реальность периода и становится еще одним из элементов интерпретации интереснейшей, полузабытой страницы русской журналистики и истории русского искусства середины и второй

половины XIX в. Фактически это иллюстрированная повесть жизни, борьбы и пленения имама Чечни и Дагестана неукротимого Шамиля. Кровавое, бесконечно долгое завоевание Кавказа сплеталось с романтикой единоборства мужчин разных национальных культур и самобытностью древних горских легенд.

В 60-е годы Тимм был участником международной выставки 1862 г. в Лондоне, отправив туда свою картину "Переход артиллерии через Турчи-Дар (Даг) в Дагестане" и несколько жанровых работ [22, с. 18].

Таким образом, появление в Х1Х в. значительного количества произведений, отображающих социокультурные реалии Кавказа, объясняется тем интересом, который и Россия, и мировое сообщество проявляли к региону, где происходили очень важные исторические события. Как показал анализ, социальный заказ на реалистическое отображение истории культуры и быта народов Кавказа стимулировал творчество многих художников, которые свое знакомство с краем передавали через высокохудожественные образы индивидуального творчества.

Культурная ценность творчества русских и европейских художников Х1Х в., писавших Кавказ, состоит в том, что этот жанр изобразительного искусства отображает сложную, противоречивую социокультурную реальность Кавказа, историю и быт населявших его народов и формирует специфическое эстетическое восприятие эпохи и края.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: В 2 т. Т. 1. Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1993. 668 с.

2. Берже А.П. Этнографическое обозрение Кавказа. СПб., 1879.

3. Шабаньянц Н.Ш. Реализм в портретах академика П.З. Захарова. Грозный: Грозненский рабочий, 1963. 30 с.

4. Корнилова А. Григорий Гагарин. Творческий путь. М.: Искусство, 2001. 256 с.

5. Подобедова О.И. Евгений Евгеньевич Лансере. 1875-1946. М.: Сов. худ., 1961. 420 с.

6. См.: Федорова О. Франц Рубо. М.: Искусство, 1982. 182 с.

7. Северный Кавказ в истории России. XIX век: Сб. стат. / Отв. ред. В.М. Безотосный. М.: ГИМ, 2004. 158 с.

8. См.: Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с. С. 429, 435.

9. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь: В 2 т. Т. 1. СПб.: Кольна, 1995. 672 с. С. 540.

10. Архив Раевских: В 3 т. Т. 1. СПб.: Изд. П.М. Раевского, 1908. 574 с. С. 525.

11. См.: Андреев А.И. Живопись и живописцы главнейших европейских школ. СПб.: Изд-во М.О. Вольфа, 1857. 579 с. С. 21.

12. Сомов А.К. Картинная галерея Императорской Академии Художеств. Каталог оригинальных произведений русской живописи. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1872. 260 с. С. 98.

13. Библиографических словарь: В 6 т. Т. 2. Ху -дожники народов СССР. М.: Искусство, 1970. 446 с. С. 61.

14. Архив ГТГ (Государственная Третьяковская галерея). Д. № 79/117, от 15. 12. 1866. Л. 31. Список художественных произведений для отправки в Париж на выставку. Б. Виллевальде. "Сдача Шамиля"

15. Голдовский Г. Художники братья Чернецо-вы. Греческий мир в русском искусстве. СПб.:

Государственный Русский Музей, 2000. 112 с. С. 94.

16. Столопнянский П.Н. Первые патриоты русского искусства братья Чернецовы. Типография Сириус, 1915. 32 с. С. 13.

17. См.: Абдулаева З.А. Кавказ глазами именитого немецкого художника Теодора Горшельта. Грозный: ГУП "Книжное изд-во", 2007. 128 с.

18. Всемирная иллюстрация: В 48 т. Т. 11. № 275. СПб.: Типография Э. Гоппе, 1874. 452 с. С. 3.

19. Саид Э. Восток путешественников и ученых: между дефиницией и живой мыслью // Отечественные записки. 2003. № 5. С. 466-472.

20. См.: Кавказские сцены. Спб: Издание Гоф-ферть. 1872. 20 с. С. 3.

21. Гортшельд Т. Кавказские походные рисунки: В 5 вып. Вып. 1. СПб.: Изд. Великого князязя Георгия Михайловича. Экспедиция гос. бумага, 1895-1896. 32 с. С. 1.

22. См.: Тарасов Л. Василий Федорович Тимм. 1820-1895 / Под ред. П.Ю. Стернина. М.: Искусство, 1954. 32 с.

5 июля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.