Научная статья на тему 'Отображение керамологической составляющей традиционной культуры питания в музейной практике Украины'

Отображение керамологической составляющей традиционной культуры питания в музейной практике Украины Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TRADITION / MUSEUM EXPOSITION / POTTERY / TRADITIONAL FOOD

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щербань Е.В.

Дана характеристика традиций и современного видения отображения культуры питания в этнографических экспозициях музеев Украины. Обращено внимание на необходимость демонстрирования не только глиняных сосудов, но и технологии приготовления с их использованием готовых блюд и напитков, их муляжей, а также связанных с народной кухней теплотехнических сооружений. Приведены примеры использования интерактивных мероприятий для воссоздания объективной картины повседневной, праздничной и ритуальной культуры питания в музейных этнографических экспозициях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISPLAY OF THE CERAMOLOGICAL COMPONENT OF THE TRADITIONAL CULTURE OF NUTRITION IN THE MUSEUM PRACTICE OF UKRAINE

The characteristic of traditions and modern vision of the display of food culture in ethnographic expositions of Ukrainian museums is given. Attention is drawn to the need to demonstrate not only earthenware vessels, but also the technology of preparation with their use of ready-made dishes and drinks, their models, as well as heat engineering facilities associated with the national cuisine. Examples of the use of interactive measures for recreating an objective picture of the daily, festive and ritual nutrition culture in museum ethnographic expositions are given.

Текст научной работы на тему «Отображение керамологической составляющей традиционной культуры питания в музейной практике Украины»

Е.В. Щербань

Харьковская государственная академия культуры

(г. Харьков, Украина)

Отображение керамологической составляющей традиционной культуры питания в музейной практике Украины

Глиняные сосуды задействованы в бытовом, праздничном и ритуальном аспектах традиционной культуры питания большинства народов мира со времен неолита. Украинцы в Х1Х - ХХ веках для приготовления, хранения, перемещения, употребления пищи и напитков активно использовали широкий асорти-мент прежде всего глиняны изделий различны« форм и размеров. Они фигурировали фактически во всех обрядах календарного и семейного циклов.

Экспонирование таких изделий в украинских музеях имеет более чем столетнюю историю. Но музейные традиции презентации культуры питания во всех аспектах ее проявления до сих пор научно не проанализированы. В условиях современной заинтересованности традиционной культурой вообще и культурой питания в частности, презентации ее в музейной практике, считаем эту тему актуальной.

Цель статьи - проанализировать традиции и современные подходы к отображению многообразия традиций использования глиняных сосудов в культуре питания украинцев, а также представления готовых блюд и технологии их приготовления с использованием теплотехниче-

«сковоридкы», «поросятныщи», «гусятныщи»), «ковбасныщи», «макортэты», а также используемые в процессе приготовления («друшляки», «цидышки», «бродышьныжы», «кувшыны»), «каструли», «формы» для печенья [3, с. 7], сковороды, «жаровни» [3, с. 62-63], неглазурован-ные «мыски» [2, с. 3-6]. Наибо-ее многочисленные среди них, ршки, распределяются в народной кулинарии по размерам, пропорциям (например, «стовбуны», «плоскуны», «шы-роканчыжы», «золильныжы», «махиточкы», «подворотни гор-щатка») [3, с. 62-63]. -2) для собирания (накопления), хранения и транспорти-~ровки продуктов («банкы» -«баночкы») и напитков («тыквы», «барышьця», «баклага», «носаткы», «тыквасти глечы-кы»), молока («кувшины», «по-_цойныжы1»), дьогтю («мазным-кы»);

3) для подачи и употребления блюд и напитков - столовая -«мыгскы», «тарилкы», «блюда», «носаткы», «кувшышы»-

«дзбанкы», «тыквы» «ба-рышьця», «баклагы», «кувшыны», «плэсканци», «кружкы», «чайныжы»), «баранци», «барышни», «козак на кони», -«евангелие», «вазкы» [4, с. 152-

Дана характеристика традиций и современного видения отображения культуры питания в этнографических экспозициях музеев Украины. Обращено внимание на необходимость демонстрирования не только глиняных сосудов, но и технологии приготовления с их использованием готовых блюд и напитков, их муляжей, а также связанных с народной кухней теплотехнических сооружений. Приведены примеры использования интерактивных мероприятий для воссоздания объективной картины повседневной, праздничной и ритуальной культуры питания в музейных этнографических экспозициях. Ключевые слова: традиция, музейная экспозиция, глиняная посуда, традиционная пища.

E.V. Scherban The Kharkiv State Academy of Culture (Kharkiv)

Display of the ceramological component of the traditional culture of nutrition in the museum practice of Ukraine

The characteristic of traditions and modern vision of the display of food culture in ethnographic expositions of Ukrainian museums is given. Attention is drawn to the need to demonstrate not only earthenware vessels, but also the technology of preparation with their use of ready-made dishes and drinks, their models, as well as heat engineering facilities associated with the national cuisine. Examples of the use of interactive measures for recreating an objective picture of the daily, festive and ritual nutrition culture in museum ethnographic expositions are given. Keywords: tradition, museum exposition, pottery, traditional food.

ских сооружений в современной музейной практике.

Используемая украинцами глиняная посуда соответственно назначению делится на сосуды:

1) для приготовления блюд и напитков - кухонная - «горш-кы» с «покрышкамы» или без них, «рынкы», «гладышкы»,

153; 1, с. 73].

4) для совершения обрядов и использования во время «праздников» - обрядово-«святочные» (сделанные специально для совершения обряда или подготовки к ним - «тазы1кы1» (посуда для выпечки куличей), «перепийци» и «трийчаткы», «кувшыны! для

вареной» (кувшины и рюмки, используемые в свадебном обряде), свадебная зоо-орнито-антропоморфная посуда, «кув-шыны для святой воды», миски для поминальных блюд, «мыскы на принос», а также с «магическими элементами» и «магические» («на видлив», кувшины с крестиком, кувшины с пупом, посуда с «меткой») [5, с. 43-46].

Конфигурация, форма и декор разных групп керамики была простой или сложной. Более изящны изделия третьей и четвертой групп. Традиционно именно на их экспонирование (если есть из чего выбирать) обращалось основное внимание музейных работников в большинстве музеев Украины. В Украине мне не удалось увидеть ни одной музейной экспозиции, в которой были бы представлены все вышеперечисленные категории сосудов.

В этнографических отделах краеведческих и исторических музеев практикуются два приема использования керамики. Первый, преобладающий в них и единственный в музеях декоративно-прикладного искусства и художественных, не учитывает места глиняных сосудов в культуре питания. Изделия размещаются в витринах, на полочках, стенах или стендах. В данном случае посетитель оценивает их узоры или формы, но получает мало информации о назначении. Ее полнота зависит от подготовленности экскурсанта и работы экскурсовода.

Реже в краеведческих и исторических, но преобладая в музеях народной архитектуры и быта, используется экспонирование сосудов в реконструированной среде бытования: на столах, настенных полках, на печи (в большинстве случаев - представляется ее макет), в ней и под ней. Конечно, в таком виде керамика воспринимается приближенно к реальной среде бытования. Но экспозиционеры

должны очень хорошо знать функции разных видов сосудов, чтобы не размещать столовые и праздничные изделия в печи, как это иногда делается.

Все же, и в этом случае заин-терсованная часть экскурсантов не сможет получить полного представления о функциях глиняных сосудов в культуре питания. Компенсировать это могут интерактивные мероприятия, которые необходимо регулярно проводить сотрудникам этнографических отделов. Например, автор данной статьи, работая в Харьковском историческом музее имени Н. Ф. Сумцова (2014-2015 гг.), провела цикл из 12 авторских историко-этногра-фических лекций-практикумов на тему «Музейная сподвижни-ческая деятельности Николая Федоровича Сумцова: следуем и продолжаем». Среди них народная культура питания была представлена в четырех: «Традиции слобожанского тестосо-здания: обрядовые и повседневные изделия из теста», «Глиняная посуда в традиционной культуре питания слобожан Х1Х-ХХ вв.», «Свадебный обряд слобожан» (в действующих лицах), «Зимние праздники и традиции их празднования на Слобожан-щине». В интерактивной части был сделан акцент на показе практической составляющей технологического этапа приготовления теста для свадебного обрядового хлеба («коровайи», «шышкы», «жытни коныкы», «дывни»), рождественные пряники и «пырогы» с использованием глиняных макитер и блюд. Каждый участник мог пробовать месить тесто и делать из него изделия. В процессе подготовки и проведения выяснилось, что подобные мероприятия можно и нужно проводить в музейных помещениях, если позволяют условия и нет угрозы для экспонатов. Конечно же используя для приготовления теста сосуды, не являющиеся музейными предме-

Щербань Елена Васильевна,

к.и.н., старший преподаватель кафедры музееведения и памятниковедения Харьковской государственной академии культуры

(г. Харьков, Украина)

тами. Наблюдалась значительная заинтересованность участников в происходящем, каждый посетитель хотел попробовать себя в качестве тестомеса или формовщика изделий. Считаю, что полученный ими опыт надолго оставил в памяти информацию о бытовых функциях использованных сосудов.

Подобные опыты в Украине более характерны для музеев народной архитектуры и быта. Например, в с. Пирогово в окрестностях Киева осенью традиционно проводится праздник свадеб. На нем участники из разных регионов представляют традиционную свадебную выпечку, в том числе - технологию ее приготовления при помощи глиняных сосудов, а также подают еду и напитки в горшках, макитрах, мисках, кувшинах. В этом случае действо происходит не в помещениях, и без использования музейных экспонатов, что уменьшает возможные риски к нулю. Вместе с тем позволяет эффективно популяризировать глиняные сосуды в контексте культуры питания.

Как же поступать, если нет возможности проводить вышеописанные мероприятия? В мировой музейной практике выставляются муляжи либо фото-

графии готовых блюд в традиционной посуде, демонстрируются фото- и видеосъемки технологических процессов. К сожалению, эти простые, не требующие вкладывания значительных усилий и средств, но достаточно эффективные способы презентации керамологической составляющей народной культуры питания в Украине не реализуются.

Таким образом, традиционный подход к представлению керамики в музейных экспозициях позволяет раскрыть видовое ее разнообразие, но мало информативен в репрезентации традиционной культуры питания. Для этого требуются значительные усилия и знания музейных сотрудников, поскольку именно в этом случае конкретные музеи полноценно транслируют народный опыт в данном аспекте культуры. Посетители могут окунаться в многогранный мир народной культуры питания, в познании которой, по крайней мере в Украине, сегодня очень заинтересованы. Современные подходы к отображению многообразия традиций использования глиняных сосудов в культуре питания украинцев предусматривают активное использование интерактивных методов музейной работы, а также

представления готовых блюд и технологии их приготовления с использованием теплотехнических сооружений в современной музейной практике.

Литература:

1. Данченко Леся. Народна ке-рамша Середнього Придншров'я. — К.: Мистецтво, 1974. — 190 с.

2. Рыженко Я.Е. Техника гончарного производства // Ганчарне виро-бництво, його шгадливост та шляхи оздоровлення. Збiрник статтiв украшською та руською мовами: М.А.Абрамовича, В.К.Крюкова, НЛ.Мордхшевич, В.1.Руденко, Я.О.Риженко. Вступна стаття зав.сан-еп!дом НКОЗ УРСР А.Н.Марзеева. Вiдповiдальний редактор Ю.1.Гуревич. — Полтава: видання Полтавсько! Окршспектури Охорони Здоров'я, 1929. — 118 с.

3. Твердохлебов А. Гончарный промысел в Ахтырском уезде в 1881 году // Труды комиссии по исследованию кустарных промыслов Харьковской губернии. Харьков: типография губернского правления, типография окружного штаба, — 1885. — Вып.3. 52 с.

4. Шульгша Лдая. Ганчарство в с. Бубшвщ на Подiллi / / Матершли до етнологп. — К.: 1929. Т.11. С. 111-200.

5. Щербань О.В. Глиняний посуд в народнш культурi харчування украшщв Надднiпрянщини (друга половина Х1Х - початок ХХ1 столiття) : монографiя. - Харкiв: Видавець Олександр Савчук, 2017. — 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.