ИЗВЕСТИЯ ПГПУ • Общественные науки • № 7 (11) 2008 г.
УДК 336
относительная ценность денег
В. Д. БОРИСОВА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра финансов, налогообложения и бухгалтерского учета
Российская практика показывает, что катастрофический дефицит наличных денежных средств в обороте приводит наших соотечественников к необдуманным решениям по поводу размещения имеющихся сбережений, а также к многократному росту объемов потребительского кредитования. В связи с этим в статье делается попытка объяснить сущность денег как мерила ценности. Автор доказывает теоретически и с точки зрения практики, что деньги обладают скорее субъективной ценностью, что позволяет им соизмерять различные блага в процессе обмена лишь относительно, но не абсолютно.
Деньги - субъективная мера ценности
В обычной экономической среде ценность материальных благ субъективно оценивается субъектами экономических отношений (относительно приносимой данным благом пользы), что и предопределяет возможность обмена. Оба участника экономической операции получают в результате обмена субъективную выгоду в размере превышения субъективной ценности блага над ценой обмена. Данный релятивистский закон классической экономики в полной мере характерен и для относительной оценки денежных агрегатов, участвующих в процессе обмена. Исходя из чего ясно прослеживается методологическая ошибка, имеющая место в различных теоретических и практических экономических расчетах при попытке найти объективный показатель оценки различных благ. Деньги как экономическая категория явно не являются объективной мерой стоимости производимых в результате экономической деятельности товаров, работ, услуг.
Достаточно условными являются попытки объективной статистической оценки производственной деятельности через денежный эквивалент: в частности нельзя с полной точностью характеризовать приращение национального богатства в стране на основе оценки валового внутреннего продукта, выраженного в денежном измерении, а стоимостная оценка результатов деятельности какого-либо предприятия по точности явно уступает его натуральной оценке. Это происходит прежде всего по причине отсутствия объективной составляющей в деньгах, выступающих мерилом стоимости благ в экономических процессах. А попытки внести объективность в сущность денег приводят к искажению реальной оценки экономических процессов и соответствующему дисбалансу в результатах данных процессов.
Двойственность определения ценности денег как специфического товара
Неспособность денег выступать всеобщим объективным эквивалентом экономических процессов вытекает из самой природы денег, представляющих собой особую (чаще всего самую ликвидную) форму товара.
Это в свое время ярко продемонстрировал представитель австрийской экономической школы Карл Менгер в «Трактате о происхождении денег», включенном в общий труд «Основания политической экономии», в котором он поэтапно рассмотрел пере-
ход наиболее ликвидных товаров (от скота, зерна... до весовых объемов драгоценных металлов) в категорию денег: «Под мощным влиянием привычки известное число благ и именно те, которые обладают в смысле времени и места наибольшей склонностью к сбыту, принимаются в обмен каждым и поэтому могут обмениваться на всякий другой товар; такие блага предки наши назвали деньгами» [3]. И далее: «Содержание монеты есть не что иное, как известное количество единиц веса, употребляемых по отношению к благородным металлам; первоначально металлы обращались в кусках, соответствующих единицам веса, принятым в торговле» [3] (например римский асе был фунтом меди; английский фунт стерлингов равнялся фунту серебра определенной пробы; французский ливр - тройскому фунту серебра и т. д.).
А Дж. Кейнс так и говорил, что деньги - это особый товар, отличающийся от прочих товаров [2]. Исходя из чего, деньги не могут служить объективным эквивалентом обмена (в полной мере выполнять функцию меры стоимости), ввиду того что, как и все товары, подвержены субъективной оценке их полезности со стороны участников обмена.
Отсутствие у денег как экономической категории объективной ценности (в соответствии с которой все субъекты экономических отношений одинаково оценивали бы выгоду, приносимую им лично одним и тем же видом и размером денежных агрегатов), объясняет нелогичность отдельных явлений в экономическом процессе общества. В частности на бытовом уровне, где имеют место различия в экономическом поведении отдельных людей, располагающих разным объемом денежной массы, что, в свою очередь, (в соответствии с классическими законами экономики) порождает различный уровень предельной полезности денег, как и любого товара (т. е. предельная полезность благ, имеющихся в распоряжении субъекта, снижается пропорционально росту объема данных благ). В связи с чем более богатые люди могут потратить на приобретение конкретного товара большую сумму денег по сравнению с теми, кто имеет меньший объем финансовых средств, так как для богатых людей рассматриваемый товар по полезности соответствует более высокому эквиваленту денежной массы, по сравнению с бедным лицом, в доли превышения денежных средств одного лица над денежными средствами другого (с учетом определенного поправочного коэффициента). Как об этом и говорил Е. Бем-Баверк: «При прочих
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
равных условиях деньги представляют для богатых людей низкую, а для бедных - высокую субъективную ценность» [1].
В отдельные периоды развития экономической науки поднимались вопросы о необъективности ценности денег. В частности выдающийся английский экономист Дж. Кейнс определял процесс изменения ценности денег как фактор, «посредством которого предположения об изменении ценности денег воздействуют на объем текущего выпуска: предположение о понижении ценности денег стимулирует инвестиции, предположение о повышении ценности денег оказывает депрессивное влияние, ибо снижает предельную эффективность капитала». Но в данном случае Дж. Кейнс ограниченно рассматривал процесс изменения ценности денег, исходя только из относительности оценки полезности денег в динамике - под влиянием инфляционных процессов.
Эмпирическая проверка относительной ценности денег
На примере инфляционных изменений ценности денег удобно проследить субъективность оценки полезности денег. Так как, в соответствии с утверждением Дж. Кейнса, деньги неуклонно изменяют свою ценность с течением времени (чаще всего в сторону ее понижения в условиях инфляции), то объективным равенством ценности денег на разные моменты временного интервала следует признать одну и ту же сумму, только увеличенную на индекс инфляции:
М1 = М**], (1)
где М1 - денежная сумма на начало рассматриваемого периода;
М2 - денежная сумма на конец рассматриваемого периода;
7 - индекс инфляции за рассматриваемый период.
Поэтому хорошо прослеживается недальновидность российских граждан, чья субъективная оценка ценности денег ниже его объективного эквивалента, что имеет место при размещении свободных денежных средств населением страны в банковские учреждения, предлагающие среднегодовую доходность около 10 % годовых. В связи с этим среднестатистический россиянин субъективно определяет перспективную ценность своих наличных денег как равную 110 % ее текущего размера. В современных российских усло-
виях годовой уровень инфляции не снижается ниже 25 % годовых, поэтому объективное изменение ценности денег в нашей стране составит 25 %, что на 15 % превышает ее субъективные оценки гражданами страны (приводя к соответствующему обеднению вкладчиков пропорционально вышеуказанной разнице, неадекватно оценивающих ценность благ) и не является каким-либо неординарным событием в экономической практике, так как, по утверждению К. Менгера, «люди могут так же ошибаться по отношению к ценности благ, как и по отношению ко всем другим объектам человеческого познания...». [3]. Это будет вполне справедливо и для денег как экономической категории, имеющей товарную природу.
Выводы
Таким образом, можно говорить о существовании в экономической науке двойного подхода к определению ценности денег - объективного, в соответствии с которым деньги приносят равную пользу всем пользователям денег, измеряемую по норме процента, а так же субъективного, по которому экономические субъекты по-разному оценивают ценность денег в зависимости от их экономических предпочтений.
Субъективность оценки ценности денег разными людьми предопределяет процесс торговли, в котором деньги выступают благом одной стороны обмена, на которое меняется какое-либо благо другой стороны обмена. Исходя из этого, оба участника обмена (как тот, кто предлагает деньги, так и тот, кто взамен их предлагает товар, работу, услугу) в результате получают субъективную выгоду в размере превышения субъективной ценности получаемого блага над ценой обмена. Значение данной разницы всегда положительно, так как в случае более низкой субъективной полезности приобретаемого блага по сравнению с субъективной оценкой ценности денег, затребованных для обмена, процедура обмена не состоится (в наших условиях -процесс торговли).
список литературы
1. Бем-Баверк О. Ценность денег // Классики зарубежной политэкономии. М.: Наука, 1978.
2. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1975.
3. Менгер К. Трактат о происхождении денег. М.: Наука, 1982.
уДК. 338.2
разработка и реализация стратегии в системе управления организацией
С. М. ВАСИН, Е. А. ГОЛОВАЧЕВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. г. Белинского кафедра менеджмента и экономических теорий
Статья посвящена этапам разработки и практической реализации стратегического управления организацией. Авторы также рассматривают роль и значение правильно выбранной стратегии в повышении эффективности организации и достижении ее целей.