Научная статья на тему 'Отношения стран Вишеградской четверки с Москвой, Брюсселем и Вашингтоном после вступления в ЕС'

Отношения стран Вишеградской четверки с Москвой, Брюсселем и Вашингтоном после вступления в ЕС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
72
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Вишеградская четверка / Россия / Европейский союз / США / международные отношения / Visegrad Group / Russia / European Union / USA / international relations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Саморуков Максим

После избрания Дональда Трампа на пост президента США и ухудшения отношений между США и ЕС Россия потеряла свою привлекательность для стран «четверки» как возможный рычаг давления на Брюссель. Экономическое сотрудничество между Россией и вишеградскими странами ограничивается почти исключительно энергетическим сектором, однако и в этой сфере значение России для стран «четверки» снижается из-за политики ЕС по диверсификации источников энергетических ресурсов. Не относящиеся к энергетическому сектору российские товары были вытеснены с рынков стран Вишеграда после присоединения к единому рынку ЕС. В настоящее время построение дружественных двусторонних отношений со странами-участницами ЕС невозможно без конструктивного сотрудничества с наднациональными структурами Евросоюза, поэтому России имеет смысл перестать препятствовать расширению ЕС и продемонстрировать готовность к сотрудничеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relations of the Visegrad Countries with Moscow, Brussels and Washington after Joining the EU

After the victory of Donald Trump in the U.S. presidential elections and the deterioration of the U.S.-EU relations, Russia lost its appeal to V4 countries as a possible counterbalance to the EU’s pressure on them. Economic cooperation between Russia and V4 countries is limited almost exclusively to the energy sector, and even in this area Russia’s importance to the V4 is on the decrease thanks to the EU’s policy of diversifying energy import. Other Russian goods had been pushed out of the markets of Visegrad countries after their joining the European Single Market. At present, the development of purely bilateral relations with EU member states is impossible for Russia without constructive cooperation with the institutions of the European Union. That’s why it makes sense for Russia to tone down its opposition to EU enlargement plans and demonstrate more willingness to cooperate.

Текст научной работы на тему «Отношения стран Вишеградской четверки с Москвой, Брюсселем и Вашингтоном после вступления в ЕС»

15 ЛЕТ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

Максим Саморуков

Отношения стран Вишеградской четверки с Москвой, Брюсселем и Вашингтоном после вступления в ЕС

Аннотация. После избрания Дональда Трампа на пост президента США и ухудшения отношений между США и ЕС Россия потеряла свою привлекательность для стран «четверки» как возможный рычаг давления на Брюссель. Экономическое сотрудничество между Россией и вишеградскими странами ограничивается почти исключительно энергетическим сектором, однако и в этой сфере значение России для стран «четверки» снижается из-за политики ЕС по диверсификации источников энергетических ресурсов. Не относящиеся к энергетическому сектору российские товары были вытеснены с рынков стран Вишеграда после присоединения к единому рынку ЕС. В настоящее время построение дружественных двусторонних отношений со странами-участницами ЕС невозможно без конструктивного сотрудничества с наднациональными структурами Евросоюза, поэтому России имеет смысл перестать препятствовать расширению ЕС и продемонстрировать готовность к сотрудничеству.

Ключевые слова: Вишеградская четверка, Россия, Европейский союз, США, международные отношения.

© Саморуков Максим - заместитель главного редактора Carnegie.ru.

* 1 мая 2019 года исполнилось 15 лет со времени вступления стран

д Вишеградской четверки — Венгрии, Польши, Словакии и Чехии — в Евро-о

^ союз, которое произошло в рамках четвертого расширения этой органи-о зации. Анализ динамики отношений России со странами Вишеградской й группы в течение последних 15 лет позволяет составить представление о § том, как перестраивается структура внешних отношений страны после ее вступления в ЕС, а потому может быть полезен при разработке политики ™ России в отношении стран Евросоюза и стран, стремящихся к вступлению ^ в эту организацию, поскольку расширение ЕС не окончено. В частности, ^ активно ведутся переговоры о расширении Евросоюза на Западные Балканы, а в отдаленной перспективе также возможно вступление в союз стран Восточного партнерства.

На первый взгляд выделить какую-то единую тенденцию нельзя. Так, отношения с Венгрией за эти 15 лет очевидно улучшились, а отношения с Польшей, наоборот, значительно ухудшились. Однако если обратить внимание на основные линии, по которым развивается сотрудничество, то можно выделить некоторые общие тенденции, которые представляются неблагоприятными для российской стороны.

Несмотря на рост количественных показателей товарооборота за 15 лет, доля России во внешней торговле стран «четверки» сократилась примерно в два раза. Значение России как экономического партнера и как инвестора для стран Вишеградской четверки снижается. Вообще объем российских инвестиций в экономику стран Вишеградской группы невелик, если не считать отдельные окологосударственные проекты в энергетическом секторе, куда идет основной поток российских инвестиций в странах «четверки».

На данный момент значение России как экономического партнера стран группы сохраняется только в энергетическом секторе — за его пределами сотрудничество почти не ведется. Конечно, это отражает структурные проблемы российской экономики — ее низкую конкурентоспособность и сырьевую направленность экспорта. Также на снижении роли России в качестве торгового партнера стран «четверки» сказалась санк-ционная война между ЕС и Россией. Однако, даже учитывая все это, представляется, что причиной ухода неэнергетических российских товаров < с рынка стран Вишеградской четверки является то, что Россия не смогла о тягаться с экономической мощью и наработанной нормативно-правовой базой Европейского союза. После вступления стран «четверки» в ЕС, а < значит, после их присоединения к единому западноевропейскому рынку ¡^ российские товары были попросту вытеснены с рынков этих государств.

Даже в энергетическом секторе значение России для присоединившихся к ЕС государств снижается. Свои результаты приносит европейская

* политика диверсификации источников энергоресурсов. Открылись тер-д миналы для поставок американского сжиженного газа в Польше и Литве. ° В рамках общеевропейской энергетической политики ЕС сооружаются о новые соединения между газопроводными системами стран. К тому же й Евросоюз добивается более выгодных условий поставок российского газа § для входящих в него государств; за последние 15 лет условия соглашений о поставках газа в страны Вишеградской четверки стали для них суще™ ственно более благоприятными. Все это привело к тому, что за 15 лет

ш

^ зависимость стран Вишеграда от поставок российского газа снизилась. ^ Лидеры стран «четверки» стали воспринимать Россию как второстепенного партнера.

Некоторое время сближение между Москвой и столицами В4 проходило на фоне обострения отношений между ЕС и странами «четверки», достаточно вспомнить 2017 год. В первую очередь это было связано с общей позицией вишеградских стран по вопросу о беженцах — руководство стран Вишеграда отказалось участвовать в программе ЕС по распределению беженцев «на основе справедливых квот».

Венгрия подверглась серьезной критике в связи с усилением в стране авторитарных тенденций, жесткой националистической риторикой властей и проведением антилиберальных реформ.

Польша оказалась в ЕС почти в полной изоляции из-за противоречивой реформы конституционного суда и после переизбрания Дональда Ту-ска на пост президента Европейского совета вопреки протестам Варшавы.

Многие западные политики стали маркировать всю Вишеградскую группу как регион, склонный к националистическому популизму и потому сталкивающийся с серьезными проблемами на пути интеграции в западное сообщество. Даже Чехия и Словакия не избежали охлаждения отношений с западноевропейскими государствами.

Изоляция и постепенное нарастание давления на страны «четверки», в первую очередь на Венгрию и Польшу, со стороны объединенного фронта демократической администрации США и стран Западной Европы заставили страны Вишеградской четверки искать союзников вне Запада. И таким союзником стала Россия.

В качестве сближающих факторов можно выделить то, что и Россия, и страны «четверки» в своей политике делали акцент на необходимости о уважения национального суверенитета. Схожим было и скептическое

к

отношение этих пяти государств к Брюсселю и продвигаемым им цен- < ностям. ¡^

Еще одним объединяющим моментом стало то, что и Россия, и некоторые вишеградские страны находились в напряженных отношениях с постмайданными властями Украины.

* Первой инициативу по сближению проявила Венгрия. Затем с про-

д российскими заявлениями выступил президент Чехии Милош Земан.

о

Многие ожидали, что после вступления на должность будущий пре-о мьер-министр Чехии Андрей Бабиш также займет пророссийскую пой зицию.

ш

§ В свою очередь Словакия стала одной из немногих стран ЕС, кото-

рая высказалась против введения ЕС экономических санкций против РФ ™ и пыталась поддерживать хорошие отношения с Россией даже в самый

Ш

^ разгар украинского кризиса. В тот период, когда Путин был «нерукопо-^ жатным» в ЕС, российский лидер совершил визит в Братиславу, Россия и Словакия регулярно обменивались взаимными визитами на высоком уровне.

Даже в Польше, где традиционно сильны антироссийские настроения, стали обсуждать возможность сближения с Москвой, когда страна оказалась в глубокой изоляции в ЕС весной 2017 года. Тогда, несмотря на активное сопротивление Варшавы, на пост президента Европейского совета был переизбран поляк Дональд Туск, давний оппонент лидера пришедшей к власти в Польше партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского. Польша стала единственной страной из 28, проголосовавшей против кандидатуры Туска. Это стало чувствительным ударом по международному престижу Польши и привело к снижению внутренней поддержки правительства. Учитывая все вышесказанное, неудивительно, что Россия и страны «четверки» поддержали кандидатуру Трампа в ходе предвыборной кампании 2016 года в США. Эти пять государств оказались чуть ли не единственными во всем мире, кто открыто поддерживали Трампа до его избрания. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, президент Чехии Милош Земан и премьер-министр Словакии Роберт Фицо публично высказывались в поддержку Трампа, несмотря на то, что его победа на выборах до последнего момента казалась маловероятной.

Россия и страны Вишеградской группы были солидарны в поддержке кандидатуры Трампа, однако после своего избрания он стал главным препятствием для развития отношений между государствами В4 и Россией. После этого вишеградцы попросту потеряли интерес к дальнейшему ^

с

развитию сотрудничества. о

С одной стороны, после избрания Трампа между США и Брюсселем появились разногласия по ряду чувствительных моментов, таких как < торговые отношения, борьба с изменениями климата и атомная сделка с Ираном. На этом фоне отношения между Россией и Западной Европой, прежде всего с Францией и ФРГ, заметно потеплели, что, помимо прочего, выразилось в участившихся встречах Меркель и Макрона с Путиным.

* Россия стала надеяться на установление более дружественных отноше-д ний со странами Западной Европы, а потому приоритетность и важность

о

связей со странами «четверки» для России снизились. С другой стороны, о конфликт между Трампом и Западной Европой сделал американского й президента гораздо более полезным союзником для стран «четверки», § чем Путин.

Сразу после пика изоляции Польши в ЕС (после избрания Туска ™ президентом Европейского совета) Дональд Трамп совершил визит ^ в Варшаву. Вскоре состоялся и ответный визит польского президента ^ в Вашингтон. Стороны подписали ряд соглашений по сотрудничеству в сфере обороны.

Для сближения с Трампом Варшава играла на двух принципиальных для него моментах — расходах на оборону и экспорте газа из США в Европу. Польша крайне ответственно, особенно в сравнении с другими странами НАТО, подходит к своим обязательствам перед альянсом по расходам на оборону; а через терминал в Свиноуйсьце Польша могла открыть новый рынок для американского сжиженного газа, что и произошло в 2018 году.

Схожим образом события развивались и в других странах группы. Надежды на то, что премьер Чехии Андрей Бабиш займет пророссийскую позицию, не оправдались. Вместо того чтобы пойти на сближение с РФ, чешский политик всячески старался продемонстрировать свою лояльность США. Так, Бабиш выразил солидарность с Трампом по вопросу о мигрантах и поддержал перенос посольства США из Тель-Авива в Иерусалим. Когда руководство ЕС попыталось принять резолюцию с осуждением данного шага США как контрпродуктивного, Чехия, Венгрия и Румыния заблокировали ее.

Наиболее неожиданным стал поворот Венгрии в сторону США. Внешне отношения между Россией и Венгрией продолжают оставаться достаточно тесными: регулярно проходят встречи президента Владимира Путина с венгерским премьером Виктором Орбаном; Россия и Венгрия сотрудничают в строительстве АЭС «Пакш»; Венгрия продолжает осуществлять закупки российского газа. Однако Орбан постепенно избавляется от репутации самого пророссийски настроенного лидера в ЕС — ^ Венгрия присоединилась к кампании по высылке российских дипломатов о после инцидента в Солсбери, хотя девять стран ЕС (почти треть) решили этого не делать. В ходе парламентской избирательной кампании весной 2018 года Орбан подчеркнул свою независимость от России, обвинив депутата Европарламента от крупнейшей оппозиционной партии «Йоб-бик» Белу Ковача в шпионаже в пользу России. Орбан также все чаще говорит о планах импортировать газ из Румынии с целью уменьшения

* энергетической зависимости от России. А в ходе саммита НАТО летом д 2018 года Орбан впервые назвал Россию угрозой для Европы. Несмотря ° на то что этот момент не был главным в его выступлении, он не остался о незамеченным.

й Одновременно Орбан попытался привлечь внимание Трампа и до-

§ казать, что Венгрия может стать важным союзником США в Европе.

Будапешт пообещал увеличить расходы на оборону и увеличить свой ™ вклад в работу западных военных контингентов в Афганистане и Иране. ^ После того как Трамп заявил, что Государственный департамент должен ^ сократить сотрудничество с Соросом, Венгрия обрушилась с критикой на спонсируемый этим финансистом Центральноевропейский университет в Будапеште, чтобы продемонстрировать новому президенту США свою лояльность и в этом вопросе.

Наконец, Будапешт пытается привлечь США в качестве посредника в своем споре с Украиной — власти Венгрии блокируют сотрудничество Киева с НАТО, обвиняя украинские власти в дискриминации венгерского меньшинства. Смягчить венгерско-украинские противоречия пытался госсекретарь США Майк Помпео в ходе своего визита в Будапешт в 2018 году. (Это был первый визит представителя США такого уровня за последние шесть лет.) А весной 2019 года Виктор Орбан смог наконец посетить Белый дом и лично встретиться с Дональдом Трампом. Напомним, что до этого с официальным визитом венгерский премьер был в США 21 год назад — в 1998 году. В 2001 году он посещал Вашингтон с рабочим визитом.

Таким образом, избрание Трампа президентом США сделало продолжение сближения между Россией и Вишеградской четверкой ненужным — обе стороны потеряли заинтересованность друг в друге. Для стран Вишеградской четверки США более естественный союзник, чем Россия, а теплые отношения с Вашингтоном дают им куда более мощный рычаг для давления на Брюссель.

Россия в свою очередь заинтересована в Западной Европе сильнее, чем в странах Вишеградской четверки. Поэтому, когда обострение отношений между США и Брюсселем воскресило надежды Москвы на сближение с западноевропейскими государствами, значение отношений < со странами Вишеградской четверки снизилось до второстепенного. о

Но все же, несмотря на существующие разногласия между Брюсселем и Вишеградской четверкой, было бы ошибкой полагать, что роль ЕС в этом регионе сокращается, напротив, по мере углубления экономической, социальной и политической интеграции стран «четверки» в ЕС она только возрастает. В рамках общей внешней политики ЕС страны Вишеграда, несмотря на свои частные симпатии и антипатии, вынуждены солида-

<

С

<

* ризироваться с общей позицией Европы, в частности при оценке ситу-д ации на Украине и в Приднестровье. Стоит отметить, что, несмотря на

о

то, что риторика Анджея Дуды и Милоша Земана в отношении Москвы о сильно различается, и Чехия, и Польша поддерживают санкции против России и принимают конкретные шаги для их реализации.

и

1= О

К каким выводам можно прийти на основании вышеизложенного?

За последние годы как экономическое, так и политическое влияние России в странах Вишеградской группы серьезно уменьшилось. Это связано как с вступлением этих стран в ЕС и со все более углубляющейся интеграцией их в его структуры, так и с нынешним усилением позиций США и НАТО в регионе.

Единственным оставшимся у России козырем являются природные ресурсы, от импорта которых страны Вишеграда не могут отказаться, однако и он теряет вес, поскольку страны Вишеградской четверки стремятся диверсифицировать источники энергоресурсов, что получается у них достаточно успешно благодаря поддержке Брюсселя.

Российское руководство должно осознать, что эпоха исключительно двустороннего сотрудничества с европейскими государствами закончилась. Теперь, для того чтобы выстраивать крепкие двусторонние отношения с европейскими государствами, нужно налаживать сотрудничество с наднациональными структурами ЕС. Без сотрудничества с Брюсселем добиться прорывов в отношениях ни с одной европейской страной уже не получится, как бы дружественно она ни относилась к России.

Москва занимает неконструктивную позицию, пытаясь замедлить расширение ЕС на Балканах и болезненно реагируя на инициативы Брюсселя в странах Восточного партнерства из-за опасений за сохранение своих интересов в этих регионах. Как показал опыт прошедших лет, несмотря на внутренние проблемы, ЕС сохраняет высокую притягательную силу и борьба с проевропейскими настроениями в смежных с ним регионах обречена на поражение.

Для выстраивания конструктивного сотрудничества с ЕС России необходимо бороться с имиджем страны, стремящейся подорвать единство ЕС и остановить его расширение. Таким образом Россия сможет добиться укрепления отношений, интенсификации экономических связей и более о выгодных условий соглашений как со странами, давно находящимися в

к

Союзе, так и со странами, присоединившимися к нему недавно или на- <

меревающимися вступить в него. ¡^

<

* Relations of the Visegrad Countries with Moscow,

g Brussels and Washington after Joining the EU

o

u 2 O

Author. Maxim Samorukov is a vice Editor-in-Chief of Carnegie.ru

LLI

Abstract. After the victory of Donald Trump in the U.S. presidential elections and the m deterioration of the U.S.-EU relations, Russia lost its appeal to V4 countries as a possible

LLI

do counterbalance to the EU's pressure on them. Economic cooperation between Russia and V4

in countries is limited almost exclusively to the energy sector, and even in this area Russia's

^ importance to the V4 is on the decrease thanks to the EU's policy of diversifying energy import.

Other Russian goods had been pushed out of the markets of Visegrad countries after their joining the European Single Market. At present, the development of purely bilateral relations with EU member states is impossible for Russia without constructive cooperation with the institutions of the European Union. That's why it makes sense for Russia to tone down its opposition to EU enlargement plans and demonstrate more willingness to cooperate.

Key words: Visegrad Group, Russia, European Union, USA, international relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.