Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЯ НАТО С ГОСУДАРСТВАМИ-ПАРТНЕРАМИ НА ВОСТОКЕ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ'

ОТНОШЕНИЯ НАТО С ГОСУДАРСТВАМИ-ПАРТНЕРАМИ НА ВОСТОКЕ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
236
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАТО / АФГАНИСТАН / ИРАК / МОНГОЛИЯ / ПАКИСТАН / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / ЯПОНИЯ / NATO / AFGHANISTAN / IRAQ / MONGOLIA / PAKISTAN / REPUBLIC OF KOREA / JAPAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коренев Е.С.

В статье рассматриваются основные направления сотрудничества НАТО с государствами-партнерами на Востоке после окончания холодной войны. Делается вывод о том, что развитие индивидуальных партнерств с Афганистаном, Ираком, Монголией, Пакистаном, Республикой Корея и Японией помогло Североатлантическому альянсу существенно усилить свои позиции на Ближнем Востоке и в Северо-Восточной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATO RELATIONS WITH PARTNER STATES IN THE EAST AFTER THE END OF THE COLD WAR

The article considers the main areas of NATO cooperation with partner states in the East after the end of the Cold War. It is concluded that the development of individual partnerships with Afghanistan, Iraq, Mongolia, Pakistan, the Republic of Korea and Japan has helped the Alliance significantly strengthen its positions in the Middle East and North-East Asia.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЯ НАТО С ГОСУДАРСТВАМИ-ПАРТНЕРАМИ НА ВОСТОКЕ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

УДК[327.5+94(5)] 119/20|

ОТНОШЕНИЯ НАТО С ГОСУДАРСТВАМИ-ПАРТНЕРАМИ НА ВОСТОКЕ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

Е.С. Коренев

СГУ им. Н.Г. Чернышевского кафедра международных отношений и внешней политики России e-mail: korenev.es@mail.ru

В статье рассматриваются основные направления сотрудничества НАТО с государствами-партнерами на Востоке после окончания холодной войны. Делается вывод о том, что развитие индивидуальных партнерств с Афганистаном, Ираком, Монголией, Пакистаном, Республикой Корея и Японией помогло Североатлантическому альянсу существенно усилить свои позиции на Ближнем Востоке и в Северо-Восточной Азии.

Ключевые слова: НАТО, Афганистан, Ирак, Монголия, Пакистан, Республика Корея, Япония

THE NATO RELATIONS WITH PARTNER STATES IN THE EAST AFTER THE END OF THE COLD WAR

E.S. Korenev

(Saratov, Russia) e-mail: korenev.es@mail.ru

The article considers the main areas of NATO cooperation with partner states in the East after the end of the Cold War. It is concluded that the development of individual partnerships with Afghanistan, Iraq, Mongolia, Pakistan, the Republic of Korea and Japan has helped the Alliance significantly strengthen its positions in the Middle East and North-East Asia.

Key words: NATO, Afghanistan, Iraq, Mongolia, Pakistan, the Republic of Korea, Japan.

Во времена «холодной войны» США сформировали собственную архитектуру военно-политических союзов в различных регионах мира для того, чтобы противостоять советскому влиянию. Безусловно, центральное место в этой американской системе безопасности играла Организация Североатлантического договора (НАТО), которая обеспечивала прикрытие стратегических позиций Вашингтона на обширном пространстве Западного полушария.

На Востоке Соединенные Штаты в основном ориентировались на развитие двусторонних отношений с отдельными государствами. При этом они формировали небольшие региональные организации, в которые приглашали также некоторых членов НАТО, таких как Великобритания, Турция и Франция. Однако распад к концу 1970-х гг. СЕНТО и СЕАТО продемонстрировал неэффективность такого подхода. В целом, в годы холодной войны НАТО не имела постоянных институциональных связей с американскими союзниками на Востоке, только сам Вашингтон перераспределял роли между членами своей команды в глобальной игре.

После окончания «холодной войны», выстраивая контуры политики унилатерализма, США продолжали придерживаться подобного подхода. Однако уже к середине 1990-х гг. Вашингтон решил в определенной степени видоизменить характер межсоюзнических отношений и все-таки сформировать институциональные связи между союзниками на Западе и на Востоке. Подтверждением этого стало создание в 1994 г. такого партнерского формата как Средиземноморский диалог, который объединил НАТО, Алжир, Египет, Израиль, Иорданию, Мавританию, Марокко и Тунис1. Это обстоятельство свидетельствовало о возрастании интереса Альянса к геополитическим процессам, происходившим на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Теракты 11 сентября 2001 г. позволили НАТО еще в большей степени вмешиваться в ближневосточные дела. После начала собственной операции в Афганистане, а также с учетом того, что значительная часть членов Организации поддержала иракскую кампанию США, у Альянса возникла необходимость институали-зировать свое сотрудничество со странами Персидского залива. Для этой цели в 2004 г. была запущена так называемая Стамбульская инициатива, объединившая НАТО, Бахрейн, Катар, Кувейт и ОАЭ2. Запуск подобного формата взаимодействия позволил Североатлантическому альянсу существенным образом упрочить свои позиции на Ближнем Востоке.

1 NATO Mediterranean Dialogue. - URL: http://www.nato.int/cps/en/-natohq/topics_60021.htm? (Дата обращения: 25.11.2019).

2 Петрович-Белкин О.К. Структурно-институциональные изменения в НАТО после окончания «холодной войны» // Вестник РУДН. Серия: «Международные отношения». М., 2011. № 4. С. 19.

117

В 2000-е гг. стало понятно, что не только ближневосточное направление привлекает НАТО. В попытке превратиться в «глобального полицейского» Североатлантический альянс все больше стремился к развитию отношений с целым рядом государств Востока. В итоге, в рамках так называемого формата «Партнеры по всему миру», были интенсифицированы контакты с Афганистаном, Ираком, Монголией, Пакистаном, Республикой Корея и Японией. Взаимодействие на двусторонней основе позволяло сделать работу системы глобального партнерства более эффективной, поскольку подход НАТО к каждому государству мог быть более гибким. Попытаемся проанализировать то, каким образом Североатлантический альянс выстраивал сотрудничество с партнерами на Востоке в индивидуальном формате после окончания холодной войны, чтобы понять реальные геополитические интересы, которые Организация стремилась реализовать в процессе использования этих механизмов.

Как уже было отмечено ранее, в 2000-е гг. регион Большого Ближнего Востока стал приоритетным для НАТО, с точки зрения развития системы партнерств, как с отдельными странами, так и в рамках многосторонних структур. Центральное место по понятным причинам в этой системе занимали отношения с Афганистаном. Необходимо констатировать, что поскольку кабульское правительство полностью не контролирует ситуацию в стране на протяжении последних десятилетий, можно говорить лишь об ограниченном характере этого партнерства. В реальности данный механизм взаимоотношений прикрывает военное присутствие государств-членов НАТО на афганской территории на протяжении практически 20 последних лет.

В контексте проведения операции в Афганистане для НАТО было важно наладить партнерское взаимодействие с Пакистаном. 8 мая 2007 г. состоялся первый в истории визит Генерального секретаря НАТО в Пакистан. Во время этой поездки Я.Х. Схеффер провел переговоры с президентом Пакистана П. Мушаррафом, премьер-министром Ш. Азизом и министром иностранных дел Х.М. Казури3. В итоге стороны договорились о регулярном обме-

3 НАТО и Пакистан развивают сотрудничество. - URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_7280.htm?selectedLocale=ru (Дата обращения: 25.11.2019).

не визитами на высоком политическом уровне для решения важнейших вопросов.

В этот момент руководство Альянса было крайне заинтересовано в поиске оптимальных путей транспортировки своего личного состава и техники через территорию Пакистана для поддержки контингента МССБ в Афганистане. К тому же НАТО ожидала, что пакистанские военнослужащие окажут помощь в пресечении канала передвижения террористов с территории страны в различные афганские провинции и обратно. Альянс также выступил с инициативой организовать для военных из Пакистана программу по подготовке в своих учебных заведениях, для того чтобы в дальнейшем повысить оперативную совместимость. Исламабад же хотел в первую очередь укрепить взаимодействие в области борьбы со стихийными бедствиями.

22-23 января 2009 г. генеральный секретарь НАТО Я.Х. Схеффер вновь отправился в Пакистан. На этот раз он встречался с президентом страны А.А. Зардари и его командой4. В центре обсуждения оказалась тема координации усилий афганских и пакистанских вооруженных сил с НАТО в деле пресечения трансграничного канала передвижения террористов. В ходе беседы генеральный секретарь НАТО одобрил решение руководства Пакистана направить своих офицеров на подготовку в учебные заведения Альянса. При этом необходимо отметить, что первые представители страны посетили курсы в Школе НАТО еще в сентябре 2006 г.5

Новый генеральный секретарь Альянса А.Ф. Расмуссен посетил Пакистан 21 июля 2010 г. и в ходе своего общения с руководством страны заявил о необходимости активизации сотрудничества в военно-политической сфере6. Желание усилить взаимодействие с Исламабадом возникло у Брюсселя на фоне не прекращавшихся неудач МССБ в Афганистане и приближавшимся

4 Генеральный секретарь НАТО посещает с визитом Пакистан. - URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_49717.htm?selectedLocale=ru (Дата обращения: 25.11.2019).

5 Первые слушатели из Пакистана посещают курсы в Школе НАТО. -URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_22169.htm?selectedLocale=ru (Дата обращения: 25.11.2019).

6Генеральный секретарь содействует более глубокому партнерству с Пакистаном. - URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_65042.htm?-selectedLocale=ru (Дата обращения: 25.11.2019).

119

окончанием данной миссии на афганской территории. Помимо борьбы с терроризмом НАТО также интересовало, хотя и в значительно меньшей степени, содействие в сфере противодействия наркотрафику. Однако стоит отметить, что за годы сотрудничества в этой области существенных успехов сторонам достигнуть не удалось.

Главной историей успеха в отношениях НАТО и Пакистана, как ни странно, стало взаимодействие в гуманитарной сфере, а не в области безопасности. Североатлантический альянс оказал помощь пакистанскому правительству в устранении последствий разрушительного землетрясения, произошедшего в октябре 2005 года. Кроме того, НАТО осуществляла поставки гуманитарных грузов в Пакистан в 2010 г. после масштабного наводнения.

В целом же необходимо констатировать, что после 2014 г., когда завершилась операция МССБ в Афганистане, взаимодействие НАТО с Пакистаном стало менее масштабным. Хотя представителями Альянса в настоящий момент декларируется, что Исламабад вносит решительный вклад в процесс стабилизации ситуации на афганской территории7, в реальности же интересы сторон по данному вопросу все больше расходятся.

Важным пунктом в ближневосточной стратегии НАТО стало выстраивание партнерских отношений с Ираком. Их официальное оформление произошло в сентябре 2012 г., когда было подписано соответствующее соглашение8. Основа для партнерства НАТО и Ирака была заложена в период функционирования тренировочной миссии Альянса с 2004 по 2011 гг. За это время были обучены 15000 военнослужащих иракской армии. С учетом того, что США, как ключевое государство НАТО, заинтересовано в контроле над иракской нефтью, Североатлантический альянс старается сохранять достигнутый уровень партнерского взаимодействия со страной, чтобы обеспечить боеспособность иракских

7 NATO Secretary General and Pakistan's Foreign Minister share views on NATO-Pakistan partnership, regional security and the peace process in Afghanistan. - URL: https://www.nato.int/cps/m/natohq/news_63733.htm?selected-Locale=ru (Дата обращения: 25.11.2019).

8 NATO signs Cooperation Accord with Iraq. - URL: https://www.nato.int/cps/en/natolive/news_90142.htm (Дата обращения: 25.11.2019).

вооруженных сил, которые защищают основные нефтяные месторождения страны.

Одним из наиболее важных проектов в области практического сотрудничества между Брюсселем и Багдадомпомимо подготовки военнослужащих страны стала борьба с самодельными взрывными устройствами на территории Ирака9. Поскольку эта проблема стояла довольно остро после затяжных военных конфликтов и беспокоила мирное население, Альянс старался использовать разминирование как повод для создания своего положительного образа и в самом Ираке, и на Ближнем Востоке в целом.

В июле 2015 г. государства-члены НАТО согласовали пакет мер по укреплению оборонного потенциала Ирака10. Это было необходимо с учетом роста террористической угрозы в регионе, а также ослабления позиций США и их союзников на Ближнем Востоке. О поддержке в борьбе с экстремизмом и терроризмом в очередной раз заявил генеральный секретарь НАТО Й. Столтенберг в ходе своего визита в Багдад в марте 2016 г.11, высоко оценив успехи иракских вооруженных сил, освободивших от боевиков ИГИЛ12 ряд территорий Ирака. Однако стоит констатировать, что помощь, оказываемая на протяжении 15 лет Североатлантическим альянсом Багдаду, так и не позволила восстановить иракскую государственность и боеспособность ее армии в полном объеме. При этомудар им был нанесен самими государствами-членами НАТО и, прежде всего США.

После окончания «холодной войны» Североатлантический альянс был заинтересован в усилении своих позиций в регионе Северо-Восточной Азии. Это могло бы помочь контролировать действия РФ, КНР и КНДР на обширном региональном пространстве. В связи с этим для Альянса было важно сформировать

9 NATO and Iraq tackle deadly improvised explosive devices together. -URL: https://www.nato.int/cps/en/natolive/news_105851.htm (Дата обращения: 25.11.2019).

10 NATO Secretary General Statement on Defence Capacity Building Package for Iraq. - URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/news_121925.htm (Дата обращения: 25.11.2019).

11 Secretary General in Baghdad: NATO stands with Iraq in the fight against extremism. - URL: https://www.nato.int/cps/en/ natohq/ news_128720.htm (Дата обращения: 25.11.2019).

12 Террористическая группировка, запрещенная в России.

121

партнерские отношения с Республикой Корея, занимавшей стратегическое положение в этом регионе. Официально они были установлены в 2005 г. Оформление институализированного партнерства с Сеулом просто официально закрепило те связи, которые имела НАТО со страной еще со времен «холодной войны».

Стоит отметить, что практическое взаимодействие сторон на протяжении почти 15 лет осуществлялось в основном в сфере ки-бербезопасности. Кроме того, Республика Корея стала одним из наиболее активных доноров проектов по восстановлению Афганистана из числа государств, не входящих в состав НАТО. Сотрудничество в политической области в основном строилось на базе северокорейской повестки. Альянс постоянно декларировал полную поддержку позиции Сеула по урегулированию на Корейском полуострове и во всех конфликтных ситуациях в отношениях с Северной Кореей. К примеру, НАТО довольно жестко отреагировала на гибель корвета ВМС Южной Кореи РСС-772 «Чхонан» в марте 2010 г., возложив всю вину за эту трагедию на Пхеньян. Позиция Альянса была достаточно четко обозначена в специальном заявлении: «НАТО решительно осуждает действия Северной Кореи, которые, согласно результатам международного расследования, привели к потоплению корвета «Чхо-нан»...Потопление Северной Кореей корабля «Чхонан» является явным нарушением международного права и представляет собой серьезную угрозу для региона»13.

21 ноября 2019 г. в штаб-квартире Североатлантического альянса в Брюсселе заместитель генерального секретаря НАТО Мир-ча Джоанэ и посол Республики Корея Ким Хён Чжин подписали третью Индивидуальную программу партнерства и сотрудниче-ства14. Этот документ закрепил основные направления взаимодействия сторон и их политического диалога. Очевидно, что сотрудничество в области кибербезопасности, нераспространения ОМУ и реализация ряда проектов по линии программы НАТО

13 Заявление официального представителя НАТО о потоплении корабля Республики Кореи «Чхонан». - URL: https://www.nato.int/-cps/ru/natohq/news_63733.htm?selectedLocale=ru (Дата обращения: 25.11.2019).

14 НАТО и Республика Корея подписывают новую программу партнерства. - URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_171177.htm (Дата обращения: 25.11.2019).

«Наука ради мира и безопасности» будут составлять основу для развития отношений между Альянсом и Республикой Корея в ближайшем будущем.

Не менее важную роль в большой геополитической игре НАТО на Дальнем Востоке играет Токио. Япония является традиционным партнером Альянса в АТР. Партнерство с ней было сформировано еще в начале 1990-х гг. на базе разветвленных связей, сложившихся у страны с США и их союзниками. Учитывая экономический и научно-технологический потенциал Японии, Брюссель был заинтересован в выстраивании отношений с Токио в целом ряде областей: от кибербезопасности, борьбы с пиратством до нераспространения ОМУ. Большие надежды НАТО возлагает на Токио в плане оказания финансовой помощи Афганистану, поскольку уже сейчас страна является одним из крупнейших доноров проектов по восстановлению критически важной афганской инфраструктуры.

Кроме того, в рамках партнерства Альянс смог подключить Японию к решению, казалось бы, совсем непрофильных задач. К примеру, 31 марта 2017 г. НАТО и Япония открыли новый реабилитационный бассейн в Украинском научно-исследовательском институте протезирования, протезостроения и восстановления трудоспособности в Харькове15. Фактически данное учреждение создано для реабилитации украинских военнослужащих, воюющих на Донбассе. Этот шаг Токио и Брюсселя является лучшим подтверждением схожести геополитических позиций Японии и НАТО по ключевым вопросам мировой повестки дня.

Сотрудничество НАТО с Монголией на данный момент выглядит весьма скромно на общем фоне индивидуальных партнерских форматов Альянса на Востоке. Однако оно имеет большой скрытый потенциал, если принять во внимание геополитический фактор. Со стратегической точки зрения, для Альянса крайне важно развивать отношения с Монголией, поскольку уникальное географическое положение страны, может позволить США и их союзникам осуществить одновременное сдерживание России и Китая, используя ее территорию для размещения объ-

15 НАТО и Япония предоставляют Украине реабилитационный бассейн для получивших ранения военнослужащих. - URL: https://www.nato.int-/cps/ru/natohq/news_142768.htm?selectedLocale=ru (Дата обращения: 25.11.2019).

ектов своей военной инфраструктуры при определенном варианте развития событий. Конечно, такой сценарий пока выглядит не очень реалистично, но очевидно, что в последние десятилетия Альянс готовит себе плацдарм на монгольском направлении.

Официально партнерские отношения между НАТО и Монголией было оформлено в марте 2012 г., когда стороны согласовали Индивидуальную программу партнерства и сотрудничества16. Подписание этого документа стало первым примером реализации нового подхода Альянса к развитию подобных связей, одобренного министрами иностранных дел стран НАТО на встрече в апреле 2011 г. в Берлине. При этом общая формула сотрудничества была согласована сторонами в ходе визита заместителя помощника генерального секретаря НАТО Дж. Аппатурая в Улан-Батор в мае 2011 года. Представитель Альянса тогда похвалил Монголию за участие в операциях НАТО в Афганистане и Косо-во17. В качестве приоритетов партнерства Улан-Батора с Брюсселем было продекларировано взаимодействие в области борьбы с терроризмом, распространением ОМУ и киберугрозами18.

После оформления партнерских отношений с НАТО Монголия решила сосредоточиться на реализации ряда проектов в области военного образования, науки и технологий. В феврале 2013 г. в Улан-Баторе были запущены 2 инициативы в сфере гражданского сотрудничества между Альянсом и Монголией в рамках программы НАТО «Наука ради мира и безопасности», которые были посвящены восстановлению поврежденных почв на месте бывших военных объектов, а также модернизации информационной инфраструктуры Монгольской академии наук19.

16 NATO and Mongolia agree Programme of Cooperation. - URL: https://www.nato.int/cps/en/natolive/news_85430.htm (Дата обращения: 25.11.2019).

17 В Улан-Баторе прошли переговоры высокого уровня между Монголией и НАТО. - URL: https://www.nato.mt/cps/ra/natohq/news_74801.htm-?selectedLocale=ru (Дата обращения: 25.11.2019).

18NATO and Mongolia agree Programme of Cooperation. - URL: https://www.nato.int/cps/en/natolive/news_85430.htm (Дата обращения: 25.11.2019).

19 Launch of Two SPS Projects in Mongolia. - URL: https://www.nato.int/cps/en/natolive/news_99089.htm (Дата обращения: 25.11.2019).

К 2017 г. Монголия полностью достигла целей, закрепленных в Программе углубления военного образования с НАТО. Фактически это означало, что процесс модернизации системы монгольского профессионального военного образования по натовским стандартам был завершен20. В итоге можно сделать вывод о том, что НАТО благодаря реализации ряда проектов установила контроль над процедурой подготовки кадров для армии Монголии. Это обстоятельство может позволить Альянсу в ближайшем будущем оказывать определенное воздействие на монгольскую политику безопасности.

Таким образом, можно констатировать, что после окончания «холодной войны» Организация Североатлантического договора попыталась выстроить отношения с государствами Востока в индивидуальных и многосторонних партнерских форматах, для того чтобы достигнуть собственных геополитических целей. Особую активность Альянс проявил в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, где были запущены сразу два подобных проекта: Средиземноморский диалог и Стамбульская инициатива.

Помимо этого, активно развивалось сотрудничество с различными государствами Востока в двустороннем формате. Формирование партнерств с Афганистаном и Пакистаном позволило создать необходимые условия для проведения операций НАТО на афганской территории. Взаимодействие в соответствующем режиме с Ираком существенно облегчило задачу по укреплению позиций США и их союзников на территории страны. Выстроенная система взаимоотношений с Монголией, Республикой Корея и Японией фактически сформировали плацдарм для Альянса в СевероВосточной Азии.

Все это позволяет сделать однозначный вывод о значимости подобного взаимодействия с восточными государствами для Брюсселя в контексте продолжающегося процесса превращения НАТО в глобальную военно-политическую организацию. Можно прогнозировать, что в среднесрочной перспективе НАТО способна сформировать несколько индивидуальных партнерств в регионе Юго-Восточной Азии, что может понадобиться для решения стратегической задачи по сдерживанию КНР.

20 НАТО оказывает поддержку Монголии в преобразовании системы военного образования. - URL: https://www.nato.int/cps/ra/natohq/-news_146824.htm?selectedLocale=ru (Дата обращения: 25.11.2019).

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.