Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ США И САУДОВСКОЙ АРАВИЕЙ В 1933-2024 ГГ.: ОСНОВНЫЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА'

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ США И САУДОВСКОЙ АРАВИЕЙ В 1933-2024 ГГ.: ОСНОВНЫЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / Саудовская Аравия / ситуация на Ближнем Востоке / межгосударственные отношения / сотрудничество / сланцевая революция / энергоресурсы / USA / Saudi Arabia / situation in the Middle East / interstate relations / cooperation / shale revolution / energy resources

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Саенко Артём Витальевич

В статье рассмотрены ключевые события, характеризующие динамику развития отношений между США и Саудовской Аравией в сфере политики и экономики в 1933-2024 гг. Показано, что между двумя государствами установились весьма крепкие связи и взаимовыгодные отношения, однако эти отношения не были лишены кризисных моментов. В частности, снижение уровня взаимодействия между странами наблюдалось во время Шестидневной войны 1967 г., после серии террористических атак 11 сентября 2001 г., падения режима Хосни Мубарака в Египте в 2011 г., принятия Закона о правосудии против спонсоров терроризма в 2016 г., а также убийства в Стамбуле в 2018 г. гражданина США журналиста Джамаля Хашогги. Тем не менее, несмотря на периодически возникавшие кризисные моменты в отношениях между странами, их сотрудничество по таким стратегически важным направлениям, как обеспечение региональной безопасности и поставки энергоресурсов в США, имели стратегическое значение и отличались стабильностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONS BETWEEN THE USA AND SAUDI ARABIA IN 1933-2024: MAIN MILITARY-POLITICAL AND ECONOMIC ASPECTS OF COOPERATION

The article examines the key events characterizing the dynamics of the development of relations between the United States and Saudi Arabia in the sphere of politics and economics in 1933-2024. It is shown that very strong ties and mutually beneficial relations were established between the two states, but these relations were not without moments of crisis. In particular, a decrease in the level of interaction between countries was observed during the Six-Day War of 1967, after a series of terrorist attacks on September 11, 2001, the fall of the Hosni Mubarak regime in Egypt in 2011, the adoption of the Justice Against Sponsors of Terrorism Act in 2016, as well as the murder in Istanbul in 2018 of US citizen journalist Jamal Khashoggi. However, despite the periodic moments of crisis in relations between the countries, their cooperation in such strategically important areas as ensuring regional security and energy supplies to the United States was of strategic importance and was characterized by stability.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ США И САУДОВСКОЙ АРАВИЕЙ В 1933-2024 ГГ.: ОСНОВНЫЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА»

9. Deklaraciya Konferencii Organizacii Ob"edinennyh Nacij po problemam okruzhayushchej cheloveka sredy. Prinyata Konferenciej OON po problemam okruzhayushchej cheloveka sredy, Stokgol'm, 1972 g. // OON. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml (Data obrashcheniya: 26.05.2024)

10. Politika Sovetskogo Soyuza v oblasti ohrany okruzhayushchej prirodnoj sredy (Predstavleno v g. Spokane, SShA, na vystavke EKSPO-74 23 oktyabrya 1974 g.). - M., 1974.

11. Polveka nazad SSSR otkryl kosmicheskuyu eru, zapustiv pervyj sputnik. 04.10.2007 // Ria Novosti. Nauka. https://ria.ru/20071004/82303245.html (data obrashcheniya:28.06.2024)

12. Soglashenie o deyatel'nosti gosudarstv na Lune i drugih nebesnyh telah. Prinyato rezolyuciej 34/68 General'noj Assamblei OON ot 5 dekabrya 1979 g. // OON. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/moon_agreement.shtml (Data obrashcheniya: 03.07.2024).

14. Chu Shulun, Czin' Vej. Diplomaticheskaya strategiya i politika Kitaya. - Pekin: Tekushchie sobytiya, 2008. - 495 s. (na kit. yaz.)

ЧЖАО ХУНВЭЙ - аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет (907562840@qq.com). ZHAO HONGWEI - Ph.D. student, St. Petersburg State University (907562840@qq.com).

УДК 94(73+532):327«1933/2024» DOI: 10.24412/2308-264X-2024-4-102-108

САЕНКО А.В.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ США И САУДОВСКОЙ АРАВИЕЙ В 1933-2024 ГГ.: ОСНОВНЫЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

СОТРУДНИЧЕСТВА

Ключевые слова: США, Саудовская Аравия, ситуация на Ближнем Востоке, межгосударственные отношения, сотрудничество, сланцевая революция, энергоресурсы.

В статье рассмотрены ключевые события, характеризующие динамику развития отношений между США и Саудовской Аравией в сфере политики и экономики в 1933-2024 гг. Показано, что между двумя государствами установились весьма крепкие связи и взаимовыгодные отношения, однако эти отношения не были лишены кризисных моментов. В частности, снижение уровня взаимодействия между странами наблюдалось во время Шестидневной войны 1967 г., после серии террористических атак 11 сентября 2001 г., падения режима Хосни Мубарака в Египте в 2011 г., принятия Закона о правосудии против спонсоров терроризма в 2016 г., а также убийства в Стамбуле в 2018 г. гражданина США журналиста Джамаля Хашогги. Тем не менее, несмотря на периодически возникавшие кризисные моменты в отношениях между странами, их сотрудничество по таким стратегически важным направлениям, как обеспечение региональной безопасности и поставки энергоресурсов в США, имели стратегическое значение и отличались стабильностью.

SAENKO, A.V.

RELATIONS BETWEEN THE USA AND SAUDI ARABIA IN 1933-2024: MAIN MILITARY-POLITICAL

AND ECONOMIC ASPECTS OF COOPERATION

Key words: USA, Saudi Arabia, situation in the Middle East, interstate relations, cooperation, shale revolution, energy resources.

The article examines the key events characterizing the dynamics of the development of relations between the United States and Saudi Arabia in the sphere of politics and economics in 1933-2024. It is shown that very strong ties and mutually beneficial relations were established between the two states, but these relations were not without moments of crisis. In particular, a decrease in the level of interaction between countries was observed during the Six-Day War of 1967, after a series of terrorist attacks on September 11, 2001, the fall of the Hosni Mubarak regime in Egypt in 2011, the adoption of the Justice Against Sponsors of Terrorism Act in 2016, as well as the murder in Istanbul in 2018 of US citizen journalist Jamal Khashoggi. However, despite the periodic moments of crisis in relations between the countries, their cooperation in such strategically important areas as ensuring regional security and energy supplies to the United States was of strategic importance and was characterized by stability.

Отношения между Саудовской Аравией и США начались с эпизодических, по существу, случайных и незначительных контактов. Так, несмотря на признание Королевства со стороны США в 1931 г., ни один американский дипломат не посещал Саудовскую Аравию в официальном качестве вплоть до 1940 г., пока посланник США в Египте Берт Фиш не был аккредитован также и на территории Саудовской Аравии. Но и Берт Фиш совершил всего одну поездку в Джидду для встречи с правителем и основателем Королевства - королем Абд аль-Азизом б. Абд ар-Рахманом аль-Саудом, которого в то время также называли Ибн Саудом. Отмечается, что подобное безразличие Государственного департамента к развитию двусторонних отношений было связано с тем, что Вашингтон относил Королевство к сфере влияния Великобритании. Тем временем, данные настроения не разделяли саудовский король и его советники, которые рассматривали США в качестве противовеса доминированию Великобритании в Ближневосточном регионе [1, p. 78].

Вскоре после того, как на территории аравийской монархии были обнаружены нефтяные месторождения, в 1933 г. были установлены дипломатические отношения между США и Саудовской Аравией [2, с. 37]. После установления двусторонних дипломатических отношений первые нефтяные американские кампании активно стали развивать бизнес на территории аравийской монархии. Так, компания Standard Oil of California начала участвовать в разработке

месторождений и последующей добыче нефти [2, с. 37], после того, как Дом Саудов предоставил компании эксклюзивные права на поиск нефти в восточной провинции Королевства [3, р. 3].

Тем не менее, приход США в регион по-настоящему состоялся лишь на закате Второй мировой войны. В феврале 1945 г., сразу после Ялтинской конференции, произошла встреча между президентом США Ф. Рузвельтом и королем Ибн Саудом на борту крейсера Quincy, которая стала основой для стратегического взаимодействия и развития отношений между государствами на длительный период [2, с. 37]. В 1951 г. Вашингтон и Эр-Рияд подписали соглашение об аренде США военно-воздушной базы в Дахране, согласно которому США было дано разрешение эксплуатировать авиабазу [4, с. 263]. Таким образом было установлено официальное военное присутствие США не только на территории Саудовской Аравии, но и, по сути, на территории всего Персидского залива. Значение нового объекта трудно переоценить, ведь военно-воздушная база обеспечивала непосредственную защиту нефтяных месторождений. Но, помимо всего прочего, объект положил начало прочным отношениям между США и Саудовской Аравией, суть которых сводилась к весьма транзакционным условиям: нефть Королевства в обмен на безопасность со стороны США [3, р. 3].

Тем не менее, установленные между Вашингтоном и Эр-Риядом отношения были основаны практически исключительно на государственных интересах, а не на общих идеологиях, политических или социальных системах, которые вплоть до настоящего времени находятся в противоречии друг с другом [5]. Таким образом, Саудовская Аравия стала для США еще одной «точкой входа» на Ближний Восток, важность которого для Вашингтона во время холодной войны была крайне высокой: для США участие на Ближнем Востоке во время Холодной войны было обусловлено тремя основными целями: противостояние коммунизму, сохранение полного контроля над нефтяными поставками и маршрутами в регионе, а также защита созданного государства Израиль [3, р. 3].

По причине того, что в начале 1960-х годах Вашингтону не удалось установить контакты с Египтом, во главе которого в тот период времени находился Гамаль Абд ан-Насер, США решили сделать ставку на проведение более гибкого внешнеполитического курса в отношении не только Саудовской Аравии, но и других Аравийских монархий, а также Израиля. В частности, после прихода к власти короля Фейсала I в 1964 г., США и Саудовская Аравия достигли ряда двусторонних взаимовыгодных договоренностей: США обеспечивали собственную энергетическую безопасность за счет поставок энергоресурсов из Саудовской Аравии, а также за счет получения ряда эксклюзивных прав на добычу энергоресурсов на территории Королевства, тем временем, в обмен Саудовская Аравия получила гарантии безопасности, в частности, во время гражданской войны в Йемене Вашингтон согласился оказать содействие Королевству в создании системы противовоздушной обороны, которая была установлена на границе с Йеменом [2, с. 37].

Помимо этого, во время гражданской войны, начавшейся в 1962 г. в Северном Йемене, США оказали поддержку Саудовской Аравии в рамках противостояния с йеменскими монархистами. В частности, Вашингтон направил на территорию Королевства вооружения и военных инструкторов [2, с. 38].

Тем временем, в 1967 г., по причине начала Шестидневной войны, отношения между аравийской монархией и США подверглись испытаниям, несмотря на первое время положительную динамику в развитии отношений между государствами. По существу, во время Шестидневной войны стороны оказались по разные стороны баррикад: Вашингтон активно поддерживал Израиль, а Эр-Рияд - коалицию арабских стран [6, с. 64]. Ввиду того, что США выступили с поддержкой Израиля, а также по причине нараставшего давления на Саудовскую Аравию из-за тесных контактов Королевства с Вашингтоном, Эр-Рияд присоединился к нефтяному эмбарго в отношении США и Великобритании, которые поддерживали Израиль. И хотя король Фейсал I отметил при этом стремление Королевства развивать конструктивные отношения с США, а также помочь США восстановить подорванное реноме на Ближнем Востоке. однако данному процессу препятствовала произраильская позиция Вашингтона [6, с. 64].

Следует признать, что после введения нефтяного эмбарго, потребовался длительный период времени для восстановления межгосударственных отношений между США и Саудовской Аравией. Однако постепенно эти отношения улучшались, наблюдалось снижение градуса напряженности и интенсификация взаимодействия между сторонами, по причине

заинтересованности Вашингтона в стабильных поставках энергоресурсов, в первую очередь, нефти, а также стремления Эр-Рияда возобновить торговые отношения. Тем временем, согласно Джону Хоффману, исследователю института Катона, восстановлению отношений между странами способствовала нестабильная региональная обстановка. В частности, в 1979 году ряд событий оказали колоссальное влияние на регион: создание после падения шахского режима Исламской республики, во главе которой стало антизападное правительство, теракт в Мекке, устроенный повстанцами во главе которых был Джухайман аль-Утайби, а также вступление советских войск на территорию Афганистана [3, р. 3].

Реакция США на эти события не заставила себя ждать. 23 января 1980 г. президент США Джимми Картер во время ежегодного послания «О положении страны» указал на приверженность США обеспечению свободных и стабильных поставок энергоресурсов с территории Ближнего Востока, а также пресечению всяких попыток со стороны какой-либо внешней силы установить контроль над регионом Персидского залива. Он отметил, что любая подобная попытка будет расцениваться в качестве посягательства на жизненно важные интересы США, и такое нападение будет отражено любыми средствами, включая военную силу. В последующем основной посыл этого заявления был отражен во внешнеполитической программе, получившей название «доктрина Картера» [3, р. 3]. Таким образом, США давали четкий посыл, что Королевство является не только источником энергоресурсов, но и жизненно важным актором в контексте обеспечения интересов Вашингтона на Ближнем Востоке.

Следует отметить, что интенсификация взаимодействия между государствами зачастую была связана с увеличением кризисных ситуаций в регионе, в частности, с вторжением Ирака, во главе которого стоял Саддам Хусейн, в Кувейт в 1990 году. Эта агрессия спровоцировала очередной региональный кризис, который вновь поспособствовал сближению Вашингтона и Эр-Рияда [7, с. 100]. Так, США направили в Саудовскую Аравию военный контингент в составе более 500 000 военнослужащих, укрепив тем самым еще в большей степени свое военное присутствие в регионе после того, как Королевство обратилось с просьбой к правительству США об отправке этого контингента, ввиду опасений относительно наступления Саддама Хусейна на Саудовскую Аравию [7, с. 100].

Тем временем, установление плотного военного сотрудничества между странами не привело к решению всех проблем в двусторонних отношениях, которые периодически возникали уже с начала XXI в. В частности, серьезный урон реноме Саудовской Аравии нанесла серия террористических атак на Всемирный торговый центр 11 сентября 2001 года, в которых непосредственное участие принимали террористы - выходцы из Саудовской Аравии [8, р. 95]. Очередным негативным моментом в отношениях между странами стали события «Арабской весны»: Эр-Рияд выступал тогда с критикой в отношении Вашингтона за то, что тот не стал принимать достаточных мер по спасению режима Хосни Мубарака в Египте. В частности, впоследствии Саудовская Аравия прямо возлагала ответственность на США за падение режима Хосни Мубарака [9, с. 197].

Негативно на развитии двусторонних отношений сказалось и убийство журналиста Джамаля Хашогги - гражданина США - в здании консульства Саудовской Аравии в Стамбуле в 2018 году. После этого инцидента многие лоббистские компании в США расторгли контракты с правительством Саудовской Аравии. В частности, Совет управляющих Брукингского института отказался от финансирования со стороны правительства Саудовской Аравии пока не будет завершено расследование дела убийства журналиста Джамаля Хашогги [10, с. 138].

Наконец, негативным образом на развитие отношений отразилось и принятие в США закона JASTA (прим. - Закон о правосудии против спонсоров терроризма), согласно которому родственники погибших в результате совершения террористических атак 11 сентября 2001 г. были наделены правом выступить с исками против руководства Королевства с требованиями компенсации понесенного ущерба [11], несмотря на ограничения сферы действия правовой доктрины суверенного иммунитета. Ведь Закон позволяет федеральным судам осуществлять персональную юрисдикцию в отношении любого иностранного государства, поддерживающего акт международного терроризма против гражданина или собственности США, независимо от того, включено ли такое государство в список государств-спонсоров терроризма или нет [12, р. 33].

В свою очередь, вышеперечисленные негативные моменты в двусторонних отношениях преодолевались во многом за счет плотного взаимодействия государств в сфере обеспечения безопасности и обороны. В частности, следует отметить активную торговлю вооружениями между странами. В период 2009-2020 финансовые годы Вашингтон и Эр-Рияд заключили соглашения о поставках вооружений на сумму, превышающую 100 млрд. долларов. Кроме того, после того как впервые с 2004 г. Конгресс не установил запрет на оказание иностранной помощи Саудовской Аравии в рамках ежегодного законодательства об ассигнованиях, в 2009 г. администрация Джорджа Буша-младшего запросила 15 млн. долларов на Международное военное образование и подготовку сотрудников служб безопасности (IMET) и 350 млн. долларов на оказание помощи Саудовской Аравии в рамках борьбы с терроризмом [13, p. 1].

Кроме того, США всемерно подчеркивали намерение укреплять и развивать сотрудничество с Саудовской Аравией в сфере безопасности, проводить совместные учения с Королевством, оказывать поддержку Эр-Рияду в противодействии атак дронами, а также ракетами со стороны негосударственных субъектов [14]. Так, по сообщению Центрального командования США (Centcom), в 2023 г. Вашингтон в очередной раз провел совместные военные учения Eagle Resolve 23 с Саудовской Аравией и другими государствами Персидского залива; целью учений стала борьба с терроризмом, а также укрепление сотрудничества в области противовоздушной обороны [15].

Государства все более активно взаимодействовали в рамках нескольких двусторонних программ, целью которых являлась подготовка военных кадров, а также повышение боеспособности армии. В состав этих программ вошли, в частности, Учебная миссия США в Саудовской Аравии (прим. - USMTM, миссия была основана в 1953 г.) и Программа модернизации Национальной гвардии Саудовской Аравии (прим. - PM-SANG, программа была основана в 1973 г.). Правительство Саудовской Аравии взяло на себя расходы на эти программы обучения. В соответствии с Законом о помощи иностранным государствам от 1961 г., только в промежуток с 2002 по 2018 г. Королевство получало примерно 10-25 тыс. долларов в год, которые предоставлялись в форме оказания помощи на подготовку военных специалистов и международное военное образование [13, p. 23]. Отмечается, что и ранее США предоставляли военную помощь Королевству. Так, в 1970 г. Вашингтон предоставил Эр-Рияду военную помощь на сумму 16 млн. долларов. Тем временем, этот показатель с 1970 г. неуклонно рос. В 1972 г. он достиг 312 млн. долларов, а в период времени с 2010 по 2015 г. он превысил 90 млрд. долларов [16, p. 113].

По состоянию на июнь 2023 г., с целью защиты американских сил и интересов в регионе «от враждебных шагов Ирана, а также его прокси», в Королевстве был развернут военный контингент в составе 2 700 американских военнослужащих [13, p. 23]. Кроме того, в 2023 г. вступило в силу двустороннее соглашение о подготовке сил с целью обеспечения безопасности на территории Королевства. Необходимо подчеркнуть, что наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад б. Салман, находясь на посту министра обороны в промежуток с 2015 по 2022 гг., установил цели, направленные на увеличение производства военной техники непосредственно на территории Королевства под контролем учрежденного Главного управления военной промышленности (GAMI) и его исполнительного подразделения Saudi Arabian Military Industries (SAMI). В контексте этой инициативы Эр-Рияд наметил цель к 2030 г. осуществлять ровно половину закупок в сфере обороны внутри государства [13, p. 21].

В целом, ввиду сохраняющегося превосходства американского военного вооружения над многочисленными единицами боевой техники Королевства, а также ввиду исторически сложившегося тесного двустороннего военного сотрудничества, между странами сохранялось самое плотное взаимодействие в военной сфере.

Если рассматривать экономическую составляющую сотрудничества между государствами, то, в целом, лишь в самое последнее время было отмечено некоторое снижение темпов экономического сотрудничества между двумя странами. В частности, анализ графика оказания государственной помощи Саудовской Аравии со стороны США демонстрирует снижение показателей. Так, если в 2020 г. объем помощи составил 2 503 375 млн. долларов, а в 2022 г. был зафиксирован апогей роста до 3 292 419 млн. долларов, то затем показатели резко начали

снижаться, ввиду обострения отношений между странами: в 2023 г. объем помощи составил всего 112 441 тыс. долларов, а в течение первой половины 2024 г. - чуть более 10 тыс. долларов [17].

Отмечается в исторической перспективе и падение экспорта товаров из США в Саудовскую Аравию. Так, если в промежуток времени с 2014 г. по 2018 г. совокупный объем экспорта товаров составил 86,4 млрд. долларов, то в период времени с 2019 г. по 2023 г. - 62,4 млрд. долларов. Таким образом, падение составило 24 млрд. долларов [18]. Схожая тенденция снижения показателей наблюдалась и в импорте товаров США из Саудовской Аравии. В частности, если в период с 2012 г. по 2017 г. совокупный объем импорта товаров составил 219,8 млрд. долларов, то уже в 20182023 гг. произошло резкое падение показателей до 102,52 млрд. долларов [19]. Резкое падение показателей импорта товаров США из Саудовской Аравии обусловлено также падением импорта ископаемого топлива, масел и продуктов перегонки. Если в промежуток времени с 2012 г. по 2014 г. импорт США вышеупомянутой категории товаров составил сумму 155,1 млрд. долларов, то, для сравнения, в период с 2021 г. по 2023 г. - всего 46,8 млрд. долларов [20]. Следует отметить, что динамика снижения показателей импорта США ископаемого топлива из Королевства, в свою очередь, была обусловлена во многом сланцевой революцией в США в начале 2010-х гг., которая привела к внедрению передовых технологий добычи нефти и газа из залежей сланцевых пород [21, с. 90]. В основном, США экспортировали в Саудовскую Аравию транспортные средства, за исключением ж/д транспорта и трамваев, воздушные суда, а также космические аппараты [18]. Импортировали США из Саудовской Аравии, в целом, ископаемое топливо, масла, продукты перегонки, а также удобрения и органические химикаты [19].

Отмечается в настоящее время также снижение объема прямых инвестиций из США в Саудовскую Аравию. Так, если в 2021 г. объем инвестиций в абсолютных значениях составлял 12 453 млн. долларов, то в 2022 г. - 12 212 млн. долларов. Как следствие, количество инвестиций уменьшилось на 1,9% [22]. Тем временем, отмечался рост инвестиций из Саудовской Аравии в США в 2022 г. по сравнению с 2021 г. на 7%, однако ранее был установлен больший приток инвестиций из Саудовской Аравии в США, в частности, если в 2018 и 2019 гг. объем инвестиций составлял на сумму 7 738 и 7 271 млн. долларов, соответственно, то в том же 2022 г. - 6 795 млн. долларов [22].

Следует отметить и некоторые положительные моменты во взаимодействии между двумя странами: в 2020 г. Саудовская Аравия приобрела казначейские облигации США, тем самым пополнив государственную казну США на 134 млрд. долларов [22]. Помимо всего прочего, в марте 2023 года администрация Дж. Байдена приветствовала заявления Саудовской Аравии о намерении приобрести 121 самолет Boeing 787 Dreamliner для старой и новой авиакомпаний Saudia Airlines и Riyadh Air, соответственно, в рамках соглашения стоимостью почти на 37 млрд. долларов [16, p. 103].

Кроме того, в последние годы в отношениях между США и Саудовской Аравии наблюдалось активное взаимодействие в области передовых технологий. В июле 2022 г. Соединенные Штаты объявили о подписании меморандума в сфере сотрудничества между Национальным управлением телекоммуникаций и информации (NTIA) США и Министерством связи и информационных технологий Саудовской Аравии [13, p. 17]. Одной из целей меморандума стало взаимодействие технологических компаний США и Саудовской Аравии с целью дальнейшего продвижения и развертывания связи 5G, а также развитие 6G, посредством использования открытых, виртуализированных, а также облачных сетей радиодоступа [13, p. 17]. Наконец, во время визита Дж. Байдена в Джидду в 2022 году между США и Саудовской Аравией были заключены соглашения, целью которых стала совместная подготовка кадров в IT-сфере, а также разработка передовых цифровых технологий, в частности, при взаимодействии с американской корпорацией Medtronic и Digital Diagnostics [7, с. 102].

Ввиду очевидных экономических выгод, а также увеличения влияния России и Китая в регионе, которые, как и США, претендуют на статус стратегического партнера Королевства, Вашингтон заинтересован в сохранении и развитии дружественных отношений с Саудовской Аравией. Тем более, что конкуренты США не дремлют. Так, руководитель КНР Си Цзиньпин в декабре 2022 года совершил официальный визит на территорию Королевства, в ходе которого председатель КНР отметил положительную динамику развития двусторонних отношений между странами. КНР - крупнейший торговый партнер Саудовской Аравии и один из основных

потребителей саудовской нефти. Отмечался и крайне высокий приток инвестиций между двумя государствами. В частности, в последнее время КНР активно работала над увеличением продаж различных видов вооружений Саудовской Аравии. Наконец, КНР стала активно выступать в роли посредника в процессе разрешения конфликтных ситуаций в регионе. В частности, Пекин оказал посреднические услуги, направленные на восстановление отношений между Королевством и Ираном в марте 2023 года. Таким образом, КНР расширяла свое дипломатическое присутствие на ближнем Востоке [3, p. 13].

Россия также, как и Китай, является серьезным конкурентом для США в регионе. В особенности это стало очевидным во время Специальной военной операции и сопутствующих санкций. В частности, Саудовская Аравия удвоила импорт нефти из России, с целью использования этой нефти на территории собственной страны, а свою нефть Королевство стало продавать по гораздо более высоким ценам, несмотря на введенные Западом санкции в отношении России [3, p. 12]. Таким образом, на современном этапе перед Вашингтоном возникла крайняя необходимость в поддержании роли стратегического партнера Эр-Рияда. В частности, в июне 2024 г. появилась информация о том, что США были готовы подписать Соглашение о стратегическом альянсе с Королевством (Соглашение предусматривает обязательства Вашингтона защитить Эр-Рияд, если тот подвергнется нападению, в свою очередь, США получили бы доступ к воздушному пространству Королевства, а также к его территории), в случае улучшения и установления дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Израилем [23].

Таким образом, рассмотрев ключевые события и динамику отношений между США и Саудовской Аравией в сфере политики и экономики, можно заключить, что между двумя государствами установились весьма прочные связи и взаимовыгодные отношения. Периодически эти отношения омрачаются кризисами, которые приводят к снижению уровня двустороннего взаимодействия. Однако сотрудничество по таким стратегически важным направлениям, как обеспечение региональной безопасности, а также поставки энергоресурсов в США и на мировые рынки, носит стабильных характер, несмотря на периодически возникающую напряженность в двусторонних отношениях. Наконец, стабильному характеру взаимоотношений между двумя странами способствует крайне неспокойная обстановка в регионе - консервативное и крайне религиозное антизападное и антисаудовское правительство Ирана, приход к власти движения Талибан в Афганистане, а также сохраняющаяся высокая степень террористических угроз в регионе. Следует отметить и понимание у истеблишмента в Вашингтоне того, что прочные отношения с Саудовской Аравией являются ключом к предотвращению появления на территории Ближнего Востока доминирующей и враждебной державы, которая могла бы действовать далеко не в интересах США.

Литература и источники

1. Pollack, J. Saudi Arabia and the United States, 1931-2002. // Middle East Review of International Affairs. - 2002. - №6(3). - Р. 77102.

2. Домрачев И.В. Развитие американо-саудовских отношений во второй половине 1960-х гг. // Инновационная траектория развития современной науки: становление, развитие, прогнозы: сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 03 сентября 2020 года. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. - С. 36-42.

3. Hoffman, J. Pariah Or Partner?: Reevaluating the US-Saudi Relationship // Cato Institute. 2023.

4. Березкина А.В. Саудовско-Американское сотрудничество в военной сфере // Преподаватель XXI век. - 2011. - Т. 2. - №. 2. -С. 262-265.

5. Ottaway, D. The U.S. and Saudi Arabia Since the 1930s // Foreign Policy Research Institute. 2009. August 28. URL: https://www.fpri.org/artide/2009/08/the-u-s-and-saudi-arabia-since-the-1930s/ (accessed date: 29.06.2024).

6. Высоцкий А.М. Американо-Саудовское партнерство: исторические мотивы и новые вызовы // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - №12. - С. 64-69.

7. Сурков Н. Стратегические альтернативы во внешней политике Саудовской Аравии. Сравнительный анализ отношений Эр-Рияда с Вашингтоном, Пекином и Москвой // Международные процессы. - 2022. - Т. 20. - №. 3. - С. 95-111.

8. Davis, T. US-Saudi Relations: The George W. Bush Era // Undergraduate Journal of Political Science. - 2016. - №1(1). - Р. 94-100.

9. Кузьмин А.Ю. Американо-саудовские отношения на современном этапе // CLIO-SCIENCE: проблемы истории и междисциплинарного синтеза: сборник научных трудов. - Вып. 10. - М.: МШ У, 2019. - С. 195-201.

10. Графов Д.Б. Лоббирование интересов Саудовской Аравии в США при администрации Дональда Трампа // Восток. АфроАзиатские общества: история и современность. - 2019. - №. 5. - С. 126-141.

11. Riedel, B. What JASTA will mean for U.S. - Saudi relations // Brookings. 2016. October 3. URL: https://www.brookings.edu/articles/what-jasta-will-mean-for-u-s-saudi-relations/ (accessed date: 30.06.2024).

12. Fakhoury, A.G. Justice Against Sponsors of Terrorism Act (Jasta) Under The Light Of Public International Law: Shifting From The Absolute Theory To The Restrictive Theory // International Journal of Humanities and Social Science Invention. - 2017. - №6(10). - Р. 29-45.

13. Blanchard C.M. Saudi Arabia: Background and U.S. Relations // Congressional Research Service. - 2009.

14. United States-Saudi Arabia Relationship: Eight Decades of Partnership. U.S. Department of State, June 6, 2023 // URL: https://www.state.gov/united-states-saudi-arabia-relationship-eight-decades-of-partnership/ (accessed date: 05.07.2024).

15. Tollast, R. US, Saudi Arabia and other GCC navies begin military exercises. The National. 2023. May 28. // URL: https://www.thenationalnews.com/world/2023/05/28/us-saudi-arabia-and-other-gcc-navies-begin-joint-military-exercises/ (accessed date: 05.07.2024).

16. Ekovich, S. L'Arabie saoudite et les États-Unis: une alliance ambivalente et pérenne // Confluences Méditerranée. - 2016. - №(2). - Р.101-116.

17. Saudi Arabia. U.S. Foreign Assistance By Country // URL: https://www.foreignassistance.gov/cd/saudi%20arabia/2023/obligations/0 (accessed date: 27.06.2024).

18. United States Exports to Saudi Arabia. Trading Economics // URL: https://tradingeconomics.com/united-states/exports/saudi-arabia (accessed date: 27.06.2024).

19. United States Imports from Saudi Arabia. Trading Economics // URL: https://tradingeconomics.com/united-states/imports/saudi-arabia (accessed date: 27.06.2024).

20. United States Imports from Saudi Arabia of Mineral fuels, oils, distillation products. Trading Economics // URL: https://tradingeconomics.com/united-states/imports/saudi-arabia/mineral-fuels-oils-distillation-products (accessed date: 27.06.2024).

21. Аржаев Ф.И. Сланцевая революция в США: этапы и результаты // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2017. - №. 14. -С. 89-95.

22. Saudi Arabia - International Trade and Investment Country Facts. BEA // https://apps.bea.gov/international/factsheet/factsheet.html#511 (accessed date: 28.06.2024).

23. Злобин А. WSJ узнала условия для заключения оборонного соглашения США и Эр-Рияда. Forbes, 10 июня, 2024 // URL: https://www.forbes.ru/biznes/514409-wsj-uznala-uslovia-dla-zaklucenia-oboronnogo-soglasenia-ssa-i-er-riada?ysclid=lybt1i5zpt132538005 (accessed date: 30.06.2024).

References and Sources

1. Pollack, J. Saudi Arabia and the United States, 1931-2002. // Middle East Review of International Affairs. - 2002. - №6(3). - R. 77-102.

2. Domrachev I.V. Razvitie amerikano-saudovskih otnoshenij vo vtoroj polovine 1960-h gg. // Innovacionnaya traektoriya razvitiya sovremennoj nauki: stanovlenie, razvitie, prognozy: sbornik statej IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Petrozavodsk, 03 sentyabrya 2020 goda. -Petrozavodsk: Mezhdunarodnyj centr nauchnogo partnerstva «Novaya Nauka», 2020. - S. 36-42.

3. Hoffman, J. Pariah Or Partner?: Reevaluating the US-Saudi Relationship // Cato Institute. 2023.

4. Berezkina A.V. Saudovsko-Amerikanskoe sotrudnichestvo v voennoj sfere // Prepodavatel' HHI vek. - 2011. - T. 2. - №. 2. - S. 262-265.

5. Ottaway, D. The U.S. and Saudi Arabia Since the 1930s // Foreign Policy Research Institute. 2009. August 28. URL: https://www.fpri.org/article/2009/08/the-u-s-and-saudi-arabia-since-the-1930s/ (accessed date: 29.06.2024).

6. Vysockij A.M. Amerikano-Saudovskoe partnerstvo: istoricheskie motivy i novye vyzovy // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. -2012. - №12. - S. 64-69. '

7. Surkov N. Strategicheskie al'ternativy vo vneshnej politike Saudovskoj Aravii. Sravnitel'nyj analiz otnoshenij Er-Riyada s Vashingtonom, Pekinom i Moskvoj // Mezhdunarodnye processy. - 2022. - T. 20. - №. 3. - S. 95-111.

8. Davis, T. US-Saudi Relations: The George W. Bush Era // Undergraduate Journal of Political Science. - 2016. - №1(1). - R. 94-100.

9. Kuz'min A.Yu. Amerikano-saudovskie otnosheniya na sovremennom etape // CLIO-SCIENCE: problemy istorii i mezhdisciplinarnogo sinteza: sbornik nauchnyh trudov. - Vyp. 10. - M.: MPGU, 2019. - S. 195-201.

10. Grafov D.B. Lobbirovanie interesov Saudovskoj Aravii v SShA pri administracii Donal'da Trampa // Vostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriya i sovremennost'. - 2019. - №. 5. - S. 126-141.

11. Riedel, B. What JASTA will mean for U.S. - Saudi relations // Brookings. 2016. October 3. URL: https://www.brookings.edu/articles/what-jasta-will-mean-for-u-s-saudi-relations/ (accessed date: 30.06.2024).

12. Fakhoury, A.G. Justice Against Sponsors of Terrorism Act (Jasta) Under The Light Of Public International Law: Shifting From The Absolute Theory To The Restrictive Theory // International Journal of Humanities and Social Science Invention. - 2017. - №6(10). - R. 29-45.

13. Blanchard C.M. Saudi Arabia: Background and U.S. Relations // Congressional Research Service. - 2009.

14. United States-Saudi Arabia Relationship: Eight Decades of Partnership. U.S. Department of State, June 6, 2023 // URL: https://www.state.gov/united-states-saudi-arabia-relationship-eight-decades-of-partnership/ (accessed date: 05.07.2024).

15. Tollast, R. US, Saudi Arabia and other GCC navies begin military exercises. The National. 2023. May 28. // URL: https://www.thenationalnews.com/world/2023/05/28/us-saudi-arabia-and-other-gcc-navies-begin-joint-military-exercises/ (accessed date: 05.07.2024).

16. Ekovich, S. L'Arabie saoudite et les États-Unis: une alliance ambivalente et pérenne // Confluences Méditerranée. - 2016. - №(2). - R.101-116.

17. Saudi Arabia. U.S. Foreign Assistance By Country // URL: https://www.foreignassistance.gov/cd/saudi%20arabia/2023/obligations/0 (accessed date: 27.06.2024).

18. United States Exports to Saudi Arabia. Trading Economics // URL: https://tradingeconomics.com/united-states/exports/saudi-arabia (accessed date: 27.06.2024).

19. United States Imports from Saudi Arabia. Trading Economics // URL: https://tradingeconomics.com/united-states/imports/saudi-arabia (accessed date: 27.06.2024).

20. United States Imports from Saudi Arabia of Mineral fuels, oils, distillation products. Trading Economics // URL: https://tradingeconomics.com/united-states/imports/saudi-arabia/mineral-fuels-oils-distillation-products (accessed date: 27.06.2024).

21. Arzhaev F.I. Slancevaya revolyuciya v SShA: etapy i rezul'taty // Skif. Voprosy studencheskoj nauki. - 2017. - №. 14. - S. 89-95.

22. Saudi Arabia - International Trade and Investment Country Facts. BEA // https://apps.bea.gov/international/factsheet/factsheet.html#511 (accessed date: 28.06.2024).

23. Zlobin A. WSJ uznala usloviya dlya zaklyucheniya oboronnogo soglasheniya SShA i Er-Riyada. Forbes, 10 iyunya, 2024 // URL: https://www.forbes.ru/biznes/514409-wsj-uznala-uslovia-dla-zaklucenia-oboronnogo-soglasenia-ssa-i-er-riada?ysclid=lybt1i5zpt132538005 (accessed date: 30.06.2024).

САЕНКО АРТЁМ ВИТАЛЬЕВИЧ - магистрант, кафедра прикладного анализа международных проблем (ПАМП), МГИМО МИД России (artyom.saenko2016@yandex.ru).

SAENKO, ARTYOM V. - Master's student, Department of Applied Analysis of International Problems, Moscow State Institute of International Relations, Ministry of Foreign Affairs of Russia (artyom.saenko2016@yandex.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.