АМЕРИКАНО-САУДОВСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ В КОНЦЕ 1930-х - НАЧАЛЕ 1940-х гг.
AMERICAN-SAUDI ECONOMIC CONTACTS IN THE LATE 1930th - EARLY 1940th
А. С. Дербенев
Статья посвящена анализу экономических отношений между США и Саудовской Аравией в конце 1930-х - начале 1940-х гг. Автор прослеживает генезис формирования экономических контактов между двумя государствами, раскрывает международный контекст, в котором протекали их отношения, и выявляет роль американского бизнеса в укреплении политического и экономического сотрудничества с нефтяным эмиратом.
Ключевые слова: США, Саудовская Аравия, экономические отношения, нефть, американский бизнес.
A. S. Derbenev
This article analyzes the economic relations between the USA and Saudi Arabia in the late 1930s - early1940s. The author traces the genesis of the formation of economic contacts between two countries, reveals the international context, in which their relationship proceeded, and considers the role of American business to strengthen political and economic cooperation with the oil emirate.
Keywords: United States of America, Saudi Arabia, economic relations, oil, U.S. business.
Стратегическое положение Саудовской Аравии в исследуемый период приковывало к ней пристальные взгляды Берлина, Лондона и Вашингтона, стремившихся заручиться лояльностью саудовского руководства для включения арабского государства в свою систему безопасности. Королевское правительство Аб-дель Азиза ибн Сауда старалось сохранить нейтральный курс, демонстрируя уважение ко всем своим партнерам. Саудовская Аравия, в отличие от других арабских стран, была более независимой, - во всяком случае больше, чем Египет от Великобритании, но она находилась в окружении стран с проанглийскими режимами, причем в Ираке и Трансиордании правили представители Хашимитской династии, враждебной саудовцам. В этих условиях Эр-Рияд стремился сохранять хорошие отношения с Лондоном, который, в свою очередь, хотел удержать его под своим контролем. Однако у Ибн Сауда были проблемы во взаимоотношениях с Англией, особенно это касалось Палестины и поддержки англичанами Хашимитов [1, р. 77].
В условия нарастающей агрессивности Германии в конце 1930-х гг. стратегическая нагрузка на Саудовскую Аравию как на страну, имеющую богатейшие нефтяные запасы, неизмеримо возросла. Накануне Второй мировой войны американский нефтяной бизнес проявлял большой интерес к минерально-сырьевым ресурсам Персидского залива. Б. Кунихолм отмечал, что американские монополии полностью контролировали добычу нефти в Саудовской Аравии и Бахрейне, 50% - в Кувейте, 25% - в рамках британской концессии «Ирак петролеум компании», кроме того, были представлены и в других арабских странах. Отношения деловых кругов США и Саудовской Аравии приобрели весьма положительную динамику [2]. В мае 1939 г. во время шестой годовщины нефтяной концессии произошло два крупных события в истории вовлечения Калифорнийско-Арабской нефтяной компании (КА-
СОК; англ.: California-Arabian Standard Oil Co.) в дела Саудовской Аравии. Первое - это наполнение первого танкера саудовской нефтью в порту Рас-Таннура. 1 мая 1939 г. на специальной церемонии присутствовал король Ибн Сауд, когда компания отметила свой успех, запустив первую коммерческую операцию. Сырая нефть была транспортирована из области Даммана по трубопроводу длиной в 39 миль, построенным Калифорнийским филиалом компании Стандард Ойл (СОКАЛ; англ.: Standard Oil of California).
7 августа 1939 г. бывший финансовый директор Демократической партии США Берт Фиш был назначен послом в Саудовской Аравии. 4 февраля 1940 г. состоялось вручение верительных грамот королю Абдель Азизу [3]. Память о Фише хранят в нефтяном эмирате по сей день [4].
Весьма непростое экономическое положение королевства к началу Второй мировой войны заставило арабское правительство самым серьезным образом заняться решением продовольственных и финансовых проблем [5]. Перемены в настроениях населения Саудовской Аравии ощущались повсеместно и во всех слоях саудовского общества, снизу доверху. Преодоление финансовых трудностей определило содержание американо-саудовских экономических отношений в этот период. В июне 1941 г. правительство Саудовской Аравии обратилось к американским властям с просьбой о предоставлении займа. Последовал отказ. Такое положение дел всерьез тревожило короля Саудовской Аравии Ибн Сауда. Давление эмиров стало настолько сильным, что монарх вынужден был предпринять более активные шаги по регулированию сложной экономической ситуации в королевстве. Атмосферу накаляли высказывания религиозных фанатиков. Решимость перебороть нежелательный крен к разобщению, противопоставив ему политическую волю к сотрудничеству в интересах своего народа, созревала у Ибн Сау-
да подспудно, в размышлениях над финансовыми документами. В поисках спасения от голодных бунтов и взрывов массового недовольства, королевское правительство обратилось к КАСОК и британскому правительству с просьбой скорейшего оказания финансовой помощи. Нельзя не признать, что важным мотивом было стремление монарха расширить экономические связи с США и Великобританией. Король часто сам говорил об этом как о важном доводе в пользу получения финансовой помощи. Он отлично сознавал, что успешное развитие сотрудничества с американским нефтяным бизнесом существенно изменит характер двусторонних отношений и поднимет их на новый, более высокий уровень. Это, в свою очередь, укрепит у американского руководства уверенность, что в лице Саудовской Аравии оно имеет надежного партнера в войне. В целом был взят хороший старт. В 1942 г. КАСОК предоставила Ибн Сауду 3 млн долл. Кроме того, за этот же период компания направила королевству промышленной продукции на сумму 110 тыс. долл. [6].
Одновременно Великобритания продолжала оказывать финансовую помощь нефтяному эмирату. В конце 1942 г. английское правительство предоставило Саудовской Аравии 3 млн фунтов стерлингов [7, p. 734-735]. Активность британского правительства тревожила руководство КАСОК. С точки зрения ее руководства, правительственный курс Саудовской Аравии в целом как нельзя лучше отвечал всем самым далеко идущим вожделениям деловых и правительственных кругов Великобритании. Американцы учитывали настроения саудовского монарха, который, по их мнению, планировал в ближайшее время предпринять ряд мер по ослаблению позиций КАСОК, поскольку королевство получало необходимые средства от английского правительства. Руководство нефтяной компании направило в Вашингтон обстоятельное письмо, составленное в очень осторожных тонах: «Английское правительство активно оказывает финансовую помощь Саудовской Аравии, так как само получает огромную помощь от США» [8].
В свою очередь, С. Роджерс, председатель совета директоров Техасской нефтяной компании (ТЕКСАКО; англ.: The Texas Company), полагал, что «Великобритания делает все необходимое для расширения политического влияния на Саудовскую Аравию». «Есть основания утверждать, - продолжал Роджерс, - что такой ход событий послужит для Соединенных Штатов толчком к новым размышлениям по вопросам взаимодействия с Саудовской Аравией» [7, p. 766]. Одновременно с этим то, чего опасались очень многие американские бизнесмены, подтвердилось: КАСОК больше не могла оказывать экономическую помощь Саудовской Аравии, поскольку ее финансовые ресурсы были истощены. Таким образом, у Ибн Сауда оставался единственный иностранный кредитор в лице Великобритании, ибо ранее правительство Соединенных Штатов отклонило просьбу арабского монарха о предоставлении финансовой помощи королевству.
Вот в такой сложной ситуации в ноябре 1942 г. Ибн Сауд в беседе с Роджерсом в Эр-Рияде констатировал:
«Америка является великим государством. Американцы -богатые люди. Америка может поставлять практически любой товар, но если мой народ нуждается в чем-либо, мы обращаемся к британцам». Высказывание короля вызвало серьезное беспокойство у американских нефтяных магнатов и близких к ним кругов. Они опасались, что в дальнейшем будет крайне затруднительно добиться выгодных для себя концессий на разработку арабских недр. В этой связи руководство КАСОК предприняло меры по исправлению сложившейся ситуации. В декабре 1942 г. американские бизнесмены обсудили просьбу короля касательно финансовой помощи на новый 1943 г. с представителями британского и саудовского правительств. На встрече американцы пояснили, что компания «не располагает необходимыми средствами и возможностями для оказания соответствующей помощи королевству». Однако американские бизнесмены подчеркнули, что они самым серьезным образом займутся поиском финансовых средств [1, р. 170-171]. Руководство КАСОК в январе 1943 г. обратилось с пространным письмом к американскому правительству, содержащим пожелание оказать прямую финансовую помощь Ибн Сауду.
3 февраля 1943 г. в Вашингтоне генеральный директор КАСОК Г. Коллиер и директор ТЕКСАКО С. Роджерс провели ряд встреч с госсекретарем США К. Хэллом и высшими военными чинами США. Американские бизнесмены довольно откровенно высказали убеждение, что нефтяные запасы Саудовской Аравии представляют собой значительный стратегический потенциал, который необходимо использовать в интересах Америки. Стоит добавить, что в результате обмена мнениями Роджерс и Коллиер также пришли к выводу: «Если Госдепартамент в очередной раз не поддержит инициативу американского бизнеса, мы рискуем испортить характер отношений с Ибн Саудом. Единственный способ исправить ситуацию -убедить президента Рузвельта оказать финансовую помощь Саудовской Аравии» [1, р. 173].
Г. Икес, назначенный в мае 1941 г. координатором нефтяных запасов для нужд национальной обороны, воспринял эти инициативы, и 5 февраля он предложил Роджерсу и Коллиеру представить свое понимание сложившейся ситуации в телеграмме на имя президента Соединенных Штатов. Сообщение было послано 8 февраля из Дахрана в Вашингтон Икесу. В тот же день Икес передал его президенту, приложив свой меморандум. В документах прописывались трудности, с которыми столкнулся американский нефтяной бизнес в Саудовской Аравии. В меморандуме, подготовленном Икесом, говорилось о механизмах, с помощью которых американскому правительству следовало бы распространить программу ленд-лиза на Саудовскую Аравию. Икес заверил президента, что США смогут покупать арабскую нефть по ценам значительно ниже рыночных. Указывалось на необходимость создания крупных нефтехранилищ в королевстве [9].
С учетом прежде всего экономических соображений американское внешнеполитическое ведомство стало продвигать идею дальнейшего развития американо-
саудовских отношений. На позицию госдепартамента повлияли и рекомендации американского посла в Египте А. Кирка, который неоднократно обращался в ближневосточный отдел Госдепартамента с предложением оказать помощь Саудовской Аравии. «Одним из главных проблемных вопросов политики Великобритании на Ближнем Востоке является вопрос сохранения лояльного для нее режима в Саудовской Аравии. Американское руководство, к сожалению, не рассматривает этот факт, прежде всего через призму укрепления собственных интересов в арабском королевстве и в Персидском заливе. Я надеюсь, - отмечал Кирк, - что у Вашингтона имеются амбициозные планы в этом регионе» [10, р. 135]. Несмотря на это к началу 1943 г. позиция ближневосточного отдела американского внешнеполитического ведомства претерпела определенные изменения. В этой связи следует отметить меморандум помощника госсекретаря Д. Ачесона в адрес администратора программы ленд-лиза Э. Стеттиниуса. «Королевство Саудовская Аравия является единственной крупной державой на Ближнем Востоке, которое не входит в зону действия закона о ленд-лизе. Воздушное пространство Саудовской Аравии представляет стратегическое значение. Воздушно-транспортные коммуникации королевства открывают путь в Индию и на Дальний Восток. Ибн Сауд заинтересован в реальной помощи с нашей стороны, а мы в арабской нефти», - заверял Ачесон Стеттиниуса [10, р. 136].
11 января 1943 г. Стеттиниус направил меморандум президенту Рузвельту: «Саудовская Аравия является единственным нашим союзником, который не получает помощь по ленд-лизу. Стратегическое положение королевства открывает прямой путь в Индию и на Дальний Восток» [11]. 18 февраля 1943 г. Рузвельт подписал исполнительное распоряжение № 8926 о распространении закона о ленд-лизе на Саудовскую Аравию [12]. Одной из причин этого шага было желание Рузвельта продемонстрировать серьезность намерений активно влиять на судьбу этой страны.
Таким образом, можно утверждать, что американские бизнесмены, в обмен на дипломатическую помощь в саудовских делах, поддерживали американское правительство в реализации его политико-дипломатических и стратегических интересов в Саудовской Аравии. Прокладывая путь в географически удаленный Ближневосточный регион, американский бизнес вынужден был вырабатывать собственную экономическую политику и систему отношений в новой и зачастую незнакомой для них арабской макросреде. Интенсификация деятельности нефтяных компаний в исследуемый период в Саудовской Аравии способствовала их закреплению на новых перспективных рынках, создавая репутацию и позитивный образ Соединенных Штатов. Американский нефтяной бизнес в Саудовской Аравии стремился проводить отстаивать собственные коммерческие интересы, оказывая при этом влияние и на внешнеполитический курс своей страны. Политический курс американского руководства в отно-
шении Саудовской Аравии формировался под воздействием сложной комбинации факторов внутреннего и внешнего порядка. Установление дипломатических отношений в 1940 г. свидетельствовало о том, что формат американо-саудовских отношений продолжал складываться и должен быть наполнен новыми элементами. Официальный Вашингтон понимал роль Аравийского полуострова в системе мировых коммуникаций. Абдель Азиз демонстрировал свою заинтересованность в сближении с Вашингтоном. В начале Второй мировой войны американо-саудовские отношения получили новый импульс. Активизация отношений затронула как политическую, так и экономическую сферы. Наличие богатых нефтяных запасов привело США к необходимости сформулировать цели своего присутствия в королевстве «двух мечетей». Постепенно Саудовская Аравия начала превращаться в самостоятельное направление американской внешней политики.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Walt J. Saudi Arabia and the Americans, 19281951. N. C., 1960. P. 77, 170-173.
2. Kuniholm B. R. The Origins of the Cold War in the Near East: Great Power Conflict and Diplomacy in Iran, Turkey, and Greece. Princeton, 1980. Р. 180.
3. Bert Fish // U.S. Department of State: Office of the Historian, [Electronic resource]. URL: http:// history.state.gov/departmenthistory/people/ fish-bert (accessed 25.03.2013).
4. Judge Bert Fish // Volusia County History [Electronic resource]. URL: http://volusiahistory. com/bertfish.htm (accessed 25.03.2013).
5. Magnus R. Documents on the Middle East. Wash., 1969. P. 18.
6. De Gaury G. Faisal, King of Saudi Arabia. L., 1966. P. 61-63.
7. Larson H. New Horizons, 1927-1950, History of Standard Oil Company. N. Y., 1972. P. 734-735, 766.
8. Michael B. Oil War, and American Security: The Search for a National Policy on Foreign Oil, 19411947. N. H., 1980. Р. 137.
9. Grayson B. Saudi-American Relations. Wash., 1982. P. 39-40.
10. Fahad M. The origins of Saudi-American relations: From recognition to diplomatic representation (1931-1943). Lawrence, 1989. P. 135-136.
11. Foreign Relations of the United States. The Near East, South Asia, and Africa, 1943.Vol. IV. Wash., 1965. P. 854-855.
12. Miller A. Search For Security: Saudi Arabian Oil and American Foreign Policy 1939-1949. Chapel Hill, 1980. P. 70.